ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1422

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

24

Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО

В 2013–2014 годах в России активизиро-

валась дискуссия и политическая активность 
в военно-политической области, которые со-
провождались целой серией важных, хотя по-
рой и запоздалых, ключевых военно-полити-

ческих и организационных решений. Вообще, 

надо сказать, запоздалость реакции лиц, при-
нимающих решения в СССР и России — старая 
болезнь правящей элиты, свойственная, навер-
ное, историческому архетипу русского человека. 

«Медленно запрягает, да быстро едет», — эта 

пословица точно отражает его характер. Однако 
эта черта, которую силовым образом преодо-
левали Иван Грозный, Петр I и Иосиф Сталин, 
абсолютно недопустима в XXI веке при приня-

тии решений в военно-политической области, 

где требуется немедленная реакция, измеряе-
мая днями.

Приведу пример. В ходе одного из совеща-

ний бывший секретарь Совета безопасности 
и первый заместитель министра обороны РФ 

А. Кокошин заметил, что совершенствование 

систем управления, связи и разведки в этом де-
сятилетии будет основным направлением воен-

ного строительства в мире. На это я ему заме-

тил, что еще в 1988 г. мою книгу, посвященную 

этой теме, специальным решением запретили 
к публикации, а защиту докторской диссертации 
переносили несколько раз. Диссертация была 
защищена в 1989 году и называлась «Значение 
развития систем боевого управления, связи 
и разведки (С

3

1) в военной доктрине США»

17

За 25 лет ее посмотрело 1,5 тысячи человек.

Но сегодняшняя запоздалая реакция вы-

сшего эшелона правящей элиты была вызвана 

двумя новыми принципиальными причинами, 
имеющими вполне объективный характер:

 

во-первых, обострением ВПО в мире очевид-
ным и неожиданным для многих усилением 
антироссийской направленности во внеш-
ней политике США и целого ряда государств, 
представляющих западную локальную ци-
вилизацию. Войны и военные конфликты 

XXI века — от войны в Югославии и Ираке 

до войны в Сирии и на Украине — стали 

яркими примерами готовности Запада не 
только игнорировать нормы международ-
ного права (которые он пытался многие годы 

«объявлять незыблемыми»), но и откровенно 

использовать военную силу по своему усмот-
рению. Цепь революций в Грузии, Киргизии, 
на Украине и на Ближнем Востоке показала 
готовность Запада к резкому обострению 

ситуации и  дестабилизации как средству 

«переформатирования» человеческой ци-

вилизации под свою систему ценностей;

 

во-вторых, объективным процессом можно 
признать дальнейшее избавление правящей 
российской элиты от иллюзий протестант-

ского идеологического либерализма, лежав-

ших в основе внешней и военной политики 

России со времен М. Горбачева. Этот процесс 

начался еще в первом десятилетии XXI века, 
но именно во втором десятилетии — по мере 
усиления агрессивности внешней полити-
ки США и ЕС — он перешел в качественно 

Рис. 3.

16


background image

25

Глава 1. Общие принципы анализа долгосрочного развития военно-политической обстановки

иную плоскость — отказа В. Путина от тех 
навязанных Западом норм и правил, кото-
рые выполнялись в предыдущие десятиле-

тия. Собственно, последующая политика 

эскалации санкций США и их союзников 
во время украинского кризиса и была по-
литикой «силового принуждения» России 
к соблюдению именно этих западных норм 
и  правил. «Возвращение адекватности» 
в российской элите происходит медленно 
и болезненно. Она начинает понимать, что 

ей уже не нужно и даже вредно и опасно, но 
она еще не понимает ясно, что нужно, каковы 

приоритеты и как этого добиться потому, что 
эти вопросы и ответы на них лежат в русле 
политической идеологии. От коммунисти-

ческой отказались, от либеральной начали 

отказываться, но новой еще нет.

Этот процесс осознания отнюдь не закон-

чится к 2015 году. Переоценка интересов, при-

оритетов, даже ценностей, начатая по иници-
ативе В.  Путина, ведет неизбежно не только 

к более глубокому политико-идеологическому 

отходу от примитивного либерализма, но и к 
формальному его закреплению в  политичес-

ких, юридических и нормативных документах 
и  кадрово-организационных решениях. Его 
заявление о подготовке новой редакции Воен-
ной доктрины России, принятие в июне 2014 г. 

ФЗ-172 «О стратегическом планировании», сове-

щания и реорганизация ВПК, в том числе те, где 
были утверждены основные направления разви-

тия вооружений и военной техники до 2030 года, 

попытки «просчитать» потенциальные угрозы 
военной безопасности и другие шаги и действия 

свидетельствуют о том, что процесс переосмыс-

ления основных положений внешней и военной 
политики России отнюдь не закончился.

Нужно констатировать, что и во втором, де-

сятилетии XXI века оценка сценария развития 
ВПО отнюдь не всегда может и бывает объектив-

но адекватной, основанной на реальных данных 
и соответствующей национальным интересам. 

Нередко складывается ситуация, когда правящая 

элита неадекватно оценивает объективные ре-
алии и не делает вывода даже из качественного 
анализа и прогноза развития ВПО. Другими сло-
вами, даже полная и качественная информация, 
анализ и достоверный прогноз отнюдь не гаран-

тируют адекватную — своевременную и обду-
манную — ответную реакцию правящей элиты, 

имея в виду принимаемые ею решения. Прежде 

всего из-за мировоззренческой или идеологи-

ческой позиции того или иного представителя 

(группы, слоя) правящей элиты.

Так, с  точки зрения реальной политики 

и  трагических последствий для России уль-

тралиберального внешнеполитического курса 
М. Горбачева (Э. Шеварднадзе, А. Яковлева) — 
Б. Ельцина (А. Козырева, Е. Гайдара) очевиден 

провал односторонней ориентации на Запад 
и  курса необоснованных уступок. Трагизм, 

ошибочность и провалы (даже преступления) 

подобной внешней политики признает отнюдь 
не вся отечественная элита. Совсем наоборот — 
многие ее представители не только не осужда-
ют и не признают ошибочности и преступнос-

ти этого курса, но и настойчиво предлагают его 

продолжения. Яркий пример — выступление 

В. Иноземцева, где он в очередной раз повторяет 

по сути идею сырьевого придатка (и постепен-
ной десуверинизации?) Сибири: «На мой взгляд, 
идеальное геополитическое позиционирование 

России — двухполюсная модель. Один полюс — 

западные рубежи, к которым доставляется сырьё 

с Урала и Западной Сибири, а также промыш-

ленные центры вокруг Москвы, Санкт-Петер-
бурга и Поволжья, где концентрируется высо-
котехнологичное производство, использующее 
местную рабочую силу. Другим полюсом может 

стать Дальний Восток, куда должно доставляться 
сырьё с месторождений Восточной Сибири и ар-

ктических регионов, чтобы перерабатываться 
в продукцию среднего уровня передела с участи-

ем иностранного капитала и (на первых порах) 

иностранной рабочей силы»

18

.

Примечательно, что в это же самое время 

А. Кокошин пишет: «Все больше важных акторов 

системы мировой политики — государств, — де-
ятельно борются за увеличение своей субъект-

ности, за наращивание потенциала реального 

суверенитета. Идеи универсальной и масштаб-

ной десуверенизации, продвигавшиеся и про-
двигаемые многими деятелями западных стран, 
в целом не отвечают современным реальностям. 

В значительной мере эти идеи ориентированы на 
то, чтобы служить определенным политическим 

инструментом для американской политической 
и предпринимательской элиты и элит ряда за-
падноевропейских стран — американских со-
юзников по НАТО»

19

.

Выбор, стоящий перед правящими элитами 

государств и принимаемые ими решения имеют 

очень широкий разброс как по политическим 


background image

26

Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО

и дипломатическим последствиям, так и эко-
номическим затратам. Так, в конце 30-х годов 

ХХ века в СССР был сделан в целом адекватный 

анализ внешних угроз, вытекающий из последс-
твий развития военного сценария МО и ВПО, 
который привел к целой серии политических 
и военных шагов по укреплению безопасности 
страны (от активных действий на Дальнем Вос-
токе и против Финляндии до дипломатических 
шагов по выходу из политической изоляции). 

А также по подготовке всей военной организа-

ции страны к войне. Это выразилось, в том числе, 
и в фактической мобилизации промышленнос-

ти, когда доля военных расходов по некоторым 
оценкам превысила 30% ВВП.

Другой пример — неадекватности, в анализе 

МО и ВПО, переоценки внешней угрозы со сто-

роны СССР в 1970-е годы, привел к излишним 
военным расходам, превышавшим, по оценке 
в то время западных экспертов, 8% ВВП стра-
ны, что свидетельствовало о ее милитаризации 
и влияло на усиление отставания в социально-
экономическом и научно-техническом развитии. 

В конечном счете, это привело к созданию раз-

рыва в уровне развития человеческого капитала 
и институтов его реализации в СССР и ведущих 

странах Запада. Со всеми вытекающими из это-

го отставания экономическими, социальными 
и политическими последствиями

20

.

Наконец, есть и третий пример неадекватнос-

ти в анализе и прогнозе развития ЧЦ, МО и ВПО, 

и недооценки внешних и внутренних военных 
угроз: это политика М. Горбачева и Б. Ельцина, 
которая привела не только к развалу коалиций 

(ОВД и системы двусторонних связей), но и само-

го государства, его военной организации и про-
мышленности. В XXI веке проблема адекватности 

оценки ВПО представлена в двух аспектах: 

 

адекватности правящей элиты, когда субъ-
ективные факторы и интересы могут серь-
езно влиять на восприятия угроз — более 
объективная. Она заключается в  том, что 
в XXI веке граница между силовыми воен-
ными и невоенными средствами политики 
фактически исчезла, либо стала настолько 

размытой, что в большей степени зависит 
не от реального положения вещей, а от по-
литической или медийной трактовки. Так, 

если прежде начало войны ассоциировалось 
с ее объявлением (что требовалось по меж-

дународному праву), либо фактическим учас-

тием вооруженных сил, то сегодня военные 

действия ведутся без первого (объявления 
войны) и  второго (формального участия 
вооруженных формирований). Это, так или 
иначе, признают и российские эксперты. «Для 

анализа своевременной и достоверной оценки 

риска эскалации угроз военной безопасности 
важен мониторинг точек „бифуркации“ мо-
мента перехода возникших противоречий из 
менее опасного состояния в другое — крайне 

опасное. Момент перехода может быть оценен 

по совокупности трех критериев:

 

наличия комплекса противоречий и их ха-
рактера (возможность их разрешения нево-

енными мерами — потенциальная степень 

военной опасности), характеристики воен-
но-политической обстановки — стабильная;


background image

27

Глава 1. Общие принципы анализа долгосрочного развития военно-политической обстановки

 

остро антагонистического характера про-
тиворечий (при наличии сопоставимой 

военной силы и  высокой вероятности ее 
использования)  — военно-политической 

обстановки — конфликтная ситуация, ре-
альная военная опасность;

 

наличия военной силы, высокой вероят-
ности ее использования для разрешения 
противоречий вследствие политической 
воли и  решимости военного руководс-

тва  — прогноз военно-политической 
обстановки  — массовые конфликтные 
ситуации, непосредственная военная 
опасность»

21

.

Именно поэтому важны приоритетность 

и последовательность, а также личностная адек-
ватность в определении характера и будущего 

сценария развития ВПО, которые вытекают из 
более высоких по порядку и приоритетности 
сценариев развития ЧЦ и МО.

1.3. Выделение конкретных вариантов из сценариев развития 

военно-политической обстановки 

За годы реформ с 1978 года по 2010 год объем ВВП (Китая — 

А. П.

) вырос в

115 раз … имеются также оценки …, которые предполагают, что наращивание 

возможностей КНР по отношениюк США будет … снижаться…

22

.

А. Кокошин,

академик РАН

… особенностью свечинской методологии было непризнание «диктатуры метода»… В то же 

время… в его «Стратегии»… выделено 190 вопросов, которые сгруппированы в 18 глав

23

.

А. Кокошин,

академик РАН

В эпиграфах А. Кокошина даны примеры 

абсолютно противоречивых сценариев развития 
МО и его комментарий по поводу отношения 
к подходу А. Свечина, отрицавшего «диктату-

ру метода», с одной стороны, и систематизи-
ровавшего разные вопросы, — с другой. Это 
противоречие в анализе МО и ВПО отражает 

еще одну суть проблемы долгосрочного прогно-

за — многовариантность сценариев развития 
ВПО. По поводу анализа 

состояния сценариев

 

уже говорилось выше, но проблема оказывается 

еще сложнее, когда речь идет о долгосрочном 

прогнозе этих сценариев ВПО и вариантов их 
развития.

Если, как говорилось выше, существуют 

большие объективные и субъективные труд-
ности при анализе сценариев ВПО и вариан-
тов их развития, то эти трудности в прогнозе 
многократно увеличиваются. Если для анализа 
существующего сценария или его варианта ВПО 
требуется анализ тысяч факторов — субъектов 
ВПО, основных трендов и, наконец, отношений 
между ними, — то для долгосрочного прогно-
за эти факторы превращаются в переменные 
величины, а, кроме того, к ним добавляются 
качественно новые, пока что не существую-

щие, переменные факторы (например, новые 

технологии).

Поэтому чтобы как-то систематизиро-

вать и упросить этот сверхсложный процесс, 
необходимо предложить некую модель, в ко-

торой рассматривается один из упрощенных 

вариантов сценария, а не весь сценарий. Не-

обходимый анализ и стратегический прогноз 

развития сценариев ВПО до 2030 и 2050 годов 
изначально и в обязательном порядке предпо-
лагает создание:

 

некой системы, позволяющей систематизи-
ровать многочисленные и часто противоре-

чивые сценарии ВПО;

 

«встроить» эти сценарии в сценарии разви-

тия ЧЦ и МО, которые имеют приоритетный 

по отношению к сценариям ВПО характер;

 

выделить основные факторы, влияющие на 

формирование ВПО;

 

определить временные различия между сов-

ременными (существующими) сценариями 

МО и  ВПО и  возможными будущими  — 

в 2030 и 2050 годах;

 

выделить из максимального числа возмож-
ных сценариев ВПО наиболее вероятные, 

требующие более внимательного изучения;


background image

28

Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО

 

наконец, выделить из всех сценариев ВПО 
их варианты.

Для того, чтобы предложить прогноз 

развития того или иного сценария ВПО на 

2035 или 2050 год, необходимо не только про-
анализировать существующий сценарий разви-
тия ВПО в конкретное время и в конкретном 
месте, но и сделать попытку его экстраполяции. 
Важно понимать, что он может и, как правило, 
существенно будет отличаться в важных дета-
лях, даже если речь идет о временном проме-
жутке в 1–2 месяца и региональной привязке. 

Тем более, если речь идет о десятилетиях и раз-

ных регионах. Так, например, ВПО на Украине 
и вокруг нее в декабре 2013 года и в феврале 
2014 года существенно отличались, а в августе 
2014 года радикально характеризовались по-
другому.

С учетом решений НАТО, принятых в сен-

тябре 2014 года, ВПО не только в мире, но и в 
отдельных регионах, например, Арктике, Сред-

нем Востоке, уже радикально отличалась от ВПО 
годичной давности и т. д. Поэтому очень важно 
прогнозировать развитие ВПО в будущем, исхо-
дя из развития наиболее устойчивых тенденций 
и базовых сценариев:

 

развития ЧЦ и  локальных цивилизаций 
и отношений между ними;

 

развития сценариев МО, вытекающих из 

сценариев развития локальных цивилизаций, 

и вариантов (как минимум, трех) сценариев 

МО;

 

развития сценариев ВПО, вытекающих из 
конкретных вариантов сценариев развития 

МО (т. е., как минимум, три варианта сцена-

рия ВПО из одного варианта сценария МО). 

Это можно показать на логической схеме, 
следующим образом развивающей преды-

дущую схему.

Как видно из логической схемы (рис.  4), 

существует отчетливо выраженная приори-
тетность, последовательность и  системность 

развития сценариев ВПО и их места как в сце-
нариях ЧЦ и МО, так и их роль для последую-
щих мероприятий в области военной политики. 

При этом важно отметить, даже подчеркнуть 

и повторить, что существующие или будущие 

сценарии развития ВПО имеют свои варианты, 

которые конкретизируют и детализируют ба-
зовый вариант в зависимости от конкретных 
исторических и иных условий. Без деления на 

отдельные варианты сценариев развития ВПО 

прогноз теряет смысл, приобретает слишком 
абстрактный характер.

Последнее замечание важно иметь ввиду 

потому, что любой сценарий ВПО — существу-
ющий, а тем более будущий, — не только изна-

чально субъективен, отражает чью-то точку зре-

ния или позицию, но и очень конкретен с точки 
зрения международной, исторической, социаль-
ной и т. д. Наличие вариантов такого сценария 

существенно уточняет его анализ, особенно, 
если речь идет о сценариях будущего развития 
ВПО. Поэтому, описывая те или иные сценарии 

развития ВПО, необходимо уточнять по воз-
можности варианты развития этих сценариев 
в будущем. В частности, некоторые западные 
исследователи предлагают выделить, как мини-
мум, три варианта таких сценариев, отражаю-
щих возможность развития сценария по трем 
направлениям:

 

зона предполагаемых ожиданий;

Рис. 4.