Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5772

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава 4. Политические и правовые учения в Древнем Риме 

59 

В V в. императоры придали юридическую силу сочинениям не­

которых юристов, а в VI в. выдержки из сочинений юристов были 
включены в Дигесты Юстиниана. 

При решении частных дел римские юристы избегали обобще­

ний и общих определений. "Всякое определение в гражданском 

праве опасно: редко бывает, чтобы оно не могло быть опрокину­
то", — писал Яволен Приск. Поэтому в их трудах нет определений 
таких понятий гражданского права, как собственность, договор, сер­
витут, иск и т. п. Однако в их трудах немало общетеоретических 
положений, оказавших заметное влияние на развитие современной 
им и последующей общей теории и философии права. 

К ним относится общее определение права: "Право есть наука 

о добром и справедливом"

1

. "Предписания права суть следующие: 

жить честно, не чинить вред другому, каждому воздавать то, что 
ему принадлежит". 

Право они делили на публичное и частное. Публичное право 

относится к положению Римского государства, к общественной 
пользе: частое право относится к пользе отдельных лиц. 

Частное право юристы делили на три части. Оно включает

 есте­

ственное право

 (ius naturale), присущее не только человеческому 

роду, но и всем животным (сюда относятся брак, продолжение рода, 
воспитание детей);

 право народов

 (ius gentium), т. е. право, которым 

пользуются все народы (сюда относятся война, разделение наро­
дов, основание царств, разделение имущества, купля и продажа, 
рабство и освобождение от рабства и др.). Третья часть —

 цивиль­

ное право,

 то право, которое каждый народ установил для себя, 

собственное право государства, что-то добавляющее или исключа­
ющее из общего права (естественного права и права народов). 

Заметное влияние на эту классификацию, согласно которой "по 

естественному праву все рождаются свободными", оказала фило­
софия стоиков, популярная в Риме того времени. Однако призна­
ние естественной свободы всех людей вовсе не означало отрица­
ния или осуждения рабства. "Основное деление, относящееся к пра­
ву лиц, заключается в том, что люди суть или свободные, или ра­
бы, — писали римские юристы. — ...Рабство есть установление 
права народов, в силу которого лицо подчинено чужому владыче­
ству вопреки природе". 

В трудах римских юристов разработан ряд важнейших поло­

жений общей теории права. Это, прежде всего, положение о нор­
мативной сущности права. "Закон есть общее (для всех) предписа­
ние, — писал Папиниан, — решение опытных людей, обуздание 

1

 Вариант перевода: "Право есть гармонический порядок интересов и 

улажения их столкновений".

 Коркунов Н. М.

 История философии права. 

СПб., 1908. С. 68. 


background image

60 

История политических и правовых учений 

преступлений, совершаемых умышленно или по неведению, общее 
(для всех граждан) обещание государства". 

Юристы Ульпиан, Цельс, Помпоний утверждали: "Права

1

 ус­

танавливаются не для отдельных лиц, а общим образом... Права не 
устанавливаются исходя из того, что может произойти в единич­
ном случае... Ибо право должно быть главным образом приспособ­
лено к тому, что случается часто и легко, а не весьма редко". 

Большое внимание римские юристы уделяли источникам (фор­

мам) права. Они писали, что цивильное право происходит из зако­
нов, плебисцитов, сенатусконсультов, декретов принцепсов, мне­
ний мудрецов, решений преторов. К источникам права относится 
также обычай: "Обычай является лучшим толкователем закона"; 
обычаем следует руководствоваться в случаях, когда не имеется 
писаного закона. 

К основному источнику публичного права Ульпиан относил ре­

шения принцепса (императора): "То, что решил принцепс, имеет 
силу закона, так как народ предоставил принцепсу всю свою выс­
шую власть и мощь... Таким образом, то, что император постано­
вил путем письма и подписи или предписал, исследовав дело, или 
вообще высказывал, или предписал посредством эдикта, является 

законом". При этом сам император (принцепс) ставился выше дей­
ствующих законов: "Принцепс свободен от (соблюдения) законов". 

Творчество римских юристов оказало сильное влияние на пра­

вовую и политическую мысль Европы. Труды римских юристов 
изучали, комментировали и преподавали юристы Средних веков. 
Тогда же, защищаясь от притязаний католической церкви на свет­
скую власть, императоры ссылались на суждения Ульпиана об ис­
точниках публичного права. Рецепция римского права повлияла на 
законодательство и правовую идеологию стран континентальной 
Европы; ряд положений, разработанных римскими юристами, на­
шел воплощение во французском Гражданском кодексе 1804 г. (ко­
декс Наполеона) и теоретическое развитие в доктрине юридичес­
кого позитивизма XIX в. (см. гл. 18, 21). 

§ 4. Политические и правовые идеи 

первоначального христианства 

В I в. в Римской империи сложилась и стала распространяться 

новая религия — христианство. В развитии организации христиан 
обычно различаются два этапа: "апостольская церковь" (примерно 
I—II вв.) и пришедшая ей на смену (примерно во второй половине 
II в.) "епископальная церковь". 

1

 "Права" здесь (и далее) означают "нормы права". 


background image

Глава 4. Политические и правовые учения в Древнем Риме 

61 

В произведениях раннехристианской литературы (Откровение 

Иоанна — "Апокалипсис") осуждались рабовладельческий Рим — 

"великий город, царствующий над земными царями", римские им­

ператоры (особенно "зверь-антихрист Нерон" — гонитель христи­
ан), цари, вельможи, тысяченачальники, богатые, купцы. Христиа­
не мечтали об уничтожении "великой блудницы вавилонской" — 
Римской империи, которую они называли "царством дьявола", "дья­
вольским миром зла и насилия". 

Христиане ждали пришествия мессии, Христа — избавителя, 

божьего посланника, который в схватке со "зверем-императором" 
сокрушит царство зла, повергнет угнетателей в "геенну огненную". 
Затем установится обещанное пророками тысячелетнее царство, 
обитатели которого "не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не 
будет палить их солнце и никакой зной". 

В ожидании мессии проповедовались смирение и непротивле­

ние злу насилием: "Никому не воздавайте злом за зло", "любите 
врагов ваших, благотворите ненавидящих вас. Благословляйте про­
клинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя 
по щеке подставь и другую; и отнимающему у тебя верхнюю одеж­
ду не препятствуй взять и рубашку". Вместе с тем в произведени­
ях христианской письменности сохранились намеки на вооружен­
ные отряды христиан ("Не мир я принести пришел, но меч"), на их 
боевые схватки с римскими оккупантами ("Имя же им — легион"). 
Главное же — ожидание скорого, с сегодня на завтра, пришествия 
мессии: "Се, гряду скоро, и возмездие мое со мною, чтобы воздать 
каждому по делам его". 

В ожидании скорого пришествия мессии христиане стремились 

обособиться от царства зла в своих общинах. Не было духовенства, 
предметов культа, обрядов. Верующие отдавали общине свое иму­
щество, за общий счет устраивались общественные трапезы. Связь 
между общинами поддерживали странствующие проповедники (апо­
столы), не имевшие привилегий. Община кормила апостола несколько 
дней, после чего он должен был либо идти дальше, либо работать 
вместе с другими: "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь". 

В христианском учении в религиозной форме были выражены 

некоторые общечеловеческие нормы нравственности. "И как хоти­
те, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними", — 
говорится в Новом завете. Там же содержатся заповеди: не убивай, 
не кради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй, не пожелай 
чужого, люби ближнего, как самого себя. В Новом завете содер­
жится осуждение богатых: "Удобнее верблюду (канату) пройти 
сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царствие Божие". 

В  I — I I вв. сеть христианских общин раскинулась по всей Рим­

ской империи. Ряды приверженцев новой религии, дававшей духов­
ное утешение и надежду, неуклонно росли. Со II в. христианские 


background image

62 

История политических и правовых учений 

общины пополнялись выходцами из имущих и образованных слоев 
общества. Богатые и честолюбивые люди по-своему ощущали и 
переживали гнет Римской империи, всеобщую апатию и деморали­
зацию, тоже искали духовного утешения и освобождения. Это при­
вело к изменению социального состава, организационных принци­
пов и идеологии христианских общин. Эволюция христианства 
предопределялась разочарованием в надеждах на скорый приход 
мессии. 

К середине II в. в христианстве берет верх то направление, ко­

торое делало упор на мистические стороны учения. Складывается 
отделенный от массы верующих церковный аппарат. Руководство 
общинами переходит в руки епископов, пресвитеров, дьяконов, об­
разовавших стоящий над верующими клир (духовенство). Еписко­
пы различных общин установили между собой прочные связи; та­
ким образом была создана вселенская церковь. "Вне церкви нет 
спасения", "без епископа нет церкви", "на епископа должно смот­
реть, как на самого Господа", — учило духовенство. 

Присвоив монопольное право проповедовать и толковать хри­

стианское учение, духовенство разработало сложную систему обря­
дов, служб, догм, используя ряд положений других религий (напри­
мер, митраизма) и философских школ (например, стоиков, гности­
ков). Общие трапезы были заменены причащением, апостолы — 
слугами и гонцами епископов, равенство верующих — противопо­

ложностью между клиром и мирянами. 

В христианской литературе II—III вв. большое место занимает 

апологетика. Первоначальное осуждение императорской власти уже 
во II в. свелось к религиозной оппозиции насаждавшемуся властью 
культу императоров, требованию поклоняться им, как богам. "От­
давайте кесарю кесарево, а Божие — Богу", — дальше призыва 
уклоняться от официального культа императоров, исправно упла­
чивая, однако, подати, церковь не шла. 

В то же время эта оппозиционность компенсировалась призы­

вами подчиняться властям и начальствам: "Всякая душа да будет 
покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие 
же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти про­
тивится Божию установлению"; "Бога бойтесь, царя чтите. Слуги, 
со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и крот­
ким, но и суровым"; "Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти 
со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу. Не с 
видимою только услужливостью... но как рабы Христовы, испол­
няя волю Божию от души. Служа с усердием, как Господу, а не как 
человекам". 

С IV в. императоры уже вынуждены считаться с церковью и 

даже искать у нее поддержки. При императоре Константине хрис­
тианство было объявлено равноправной с другими религиями 

(313 г.), а затем господствующей (324 г.) религией. 


background image

Глава 4. Политические и правовые учения в Древнем Риме 

63 

Эволюция христианства сопровождалась ожесточенной борьбой 

между церковью и различными

 ересями

 (ересь — вероучение, ос­

нованное на некоторых общих с официальной церковью догматах, 
но оппозиционное, отличное от церковного). 

Так, во второй половине II в. в Малой Азии возникла секта 

монтанистов, продолжавших проповедовать ненависть к Римской 
империи, предвещать близкое пришествие мессии, конец мира зла 
и насилия, установление тысячелетнего царства. В общинах монта­
нистов сохранялись общие трапезы, демократические порядки ран­
нехристианских общин. 

Тогда же возникли антицерковные секты гностиков ("гно-

сис" — знание), соединявшие ряд положений христианства с уче­
нием о "логосе" в духе философии неоплатонизма и стоиков. Неко­
торые гностики (Зпифан) учили, что общественное неравенство 
противоречит божественному закону справедливости". "Бог не де­
лает различия между богатым и бедным и правителем народа, меж­
ду неразумными и разумными, женщинами и мужчинами, свобод­
ными и рабами... ибо никто не может отнять у своего ближнего его 
долю света, чтобы самому наслаждаться двойной". Божественному 
закону справедливости Эпифан противопоставлял человеческий 
закон, учредивший частную собственность. 

Еретики широко использовали апелляцию к текстам писания, 

отвечавшим настроениям масс. С IV в. в Северной Африке возник­
ло движение рабов, колонов и свободных бедняков, называвших 
себя агонистиками (борцы, воины Христовы). Вооруженные дуби­
нами (ибо, согласно писанию, "все, взявшие меч, мечом погибнут"), 
агонистики нападали на усадьбы богачей, уничтожали кабальные 
документы, убивали владельцев латифундий или заставляли их 
работать на мельницах и в каменоломнях ("если кто не хочет тру­
диться, тот и не ешь"). Епископы писали, что "по их решению и 
приказу рабы и господа менялись положениями". 

§ 5. Зарождение теократических доктрин. 

Августин Блаженный 

Признание христианства государственной религией не исклю­

чало того, что между императорской властью и церковью време­
нами возникали трения. С одной стороны, императоры не были 
чужды взгляда на священников как на своих чиновников, обязан­
ных исполнять императорские веления; порой императоры притя­

зали на авторитарные решения даже и чисто религиозных вопро­
сов. С другой стороны, духовенство, сильное своей организацией и 
идейным влиянием, отнюдь не желало превращаться в послушных 
исполнителей велений светской власти. Более того, церковь притя-