Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5512

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

64 

История политических и правовых учений 

зала не только на полную независимость в религиозных делах, но 
и на участие в политической власти, требуя помощи государства в 
насаждении христианства, в борьбе с ересями, в умножении и ох­
ране церковных богатств. 

Притязания церкви на участие в государственной власти обо­

сновывались так называемыми

 теократическими теориями. 

Заметной вехой в развитии политико-правовой идеологии хри­

стианской церкви этого периода было учение гиппонского (Север­
ная Африка) епископа

 Аврелия Августина

 (354—430), прозванного 

православной церковью "Блаженный", а католической — признан­
ного святым и учителем церкви. 

Аврелий Августин, как и другие епископы и выдающиеся цер­

ковные авторы первых веков христианства, считается одним из 

"отцов церкви". Он современник раздела Римской империи на За­

падную и Восточную (395 г.), захвата и разграбления Рима вестго­
тами (410 г.), еретических движений в Северной Африке и в дру­
гих частях Римской империи. В его трудах изложены основные 
положения теократической доктрины, оказавшей глубокое и долго­
временное воздействие на политико-правовое учение церкви. 

В произведении "О граде божием" Августин писал, что в мире 

существуют два государства: "божий град" (церковь) и "град зем­
ной" (государство). Церковь "странствует по земле, имея цель на 
небе", "церковь и теперь есть царствие небесное". Только к ней 
подходит определение государства, данное Цицероном, так как лишь 
в церкви — право и общая польза, истинная справедливость, мир и 
покой. К граду божию принадлежит первый праведник — Авель. 
Основателем града земного был братоубийца Каин; государство — 
создание человеческое, его цель — временная, оно создано насили­
ем, держится принуждением: "При отсутствии справедливости что 
такое государства, как не большие разбойничьи шайки, так же как 
и самые разбойничьи шайки что такое, как не государства в мини­
атюре". 

Оправдание государства в том, утверждал Августин, что оно 

поддерживает земной, временный порядок, причем и тут государ­
ства разные: есть два вида земных царств. 

Одни — организации насилия и разбоя, они начинаются с бра­

тоубийцы Каина, продолжаются братоубийцей Ромулом, олицетво­
ряют грех, несправедливость, насилие, "общество нечестивых". Дру­
гие царства — это "христианские государства", власть которых 
основана на заботе о подвластных. 

Августин — один из первых церковников, призывавших насиль­

ственно приобщать к христианской церкви, вооруженным путем 
искоренять ереси. Он настаивал на присылке в Африку войск для 
подавления агонистиков: "Дерзость мужиков восстает против их 

владельцев". 


background image

Глава 4. Политические и правовые учения в Древнем Риме 

65 

Проблема уничтожения еретиков и принудительного креще­

ния неверующих занимает немалое место в трудах Августина. Наси­
лие — не зло, если оно применяется в благих целях: отец бьет не­
послушных детей, Бог страданиями учит людей, люди силой удер­
живают того, кто падает в пропасть. В сочинении "Апология гоне­
ний" Августин утверждал, что "лучше раны, нанесенные другом, 
чем поцелуй врага". 

Источник зла — свободная воля людей, влекущая их от един­

ства к множеству. В делах веры это очень опасно: "Прежде чем 
понимать, мы должны верить". Еретики хуже отравителей, они — 
враги единства. Коль скоро цель христианского государства — благо, 

государство, если неверие не поддается убеждению, должно "при­
нуждать людей, а не учить". 

"Вы думаете, что никого не следует принуждать к правде, од­

нако читаете у св. Луки, что господин сказал своим слугам: прину-
ди войти всех, кого найдете"

1

Во времена Августина большая часть населения Римской им­

перии держалась прежних, языческих культов. Церковь тревожи­
ли и оппозиционные ей христианские секты еретиков. Поэтому Ав­
густин призывал использовать принуждение для крещения языч­
ников и искоренения ересей: "Как же могут цари служить Господу 
в страхе иначе, чем воспрещая и карая в благочестивой строгости 
то, что противоречит велениям Господа?" 

Оправдание государства, по Августину, — ив поддержании 

социального порядка: "Никак не следует о нем (Боге) думать, что­
бы законам его провидения были чужды человеческие царства, 
владычество людей и их рабство". Августин выдвинул новый довод 
в обоснование рабства. Рабство не создано ни природой, ни правом 
народов — "имя рабства заслужила вина, а не природа". Источник 

рабства — прегрешение библейского Хама: "Грех — первая при­
чина рабства, и это бывает не иначе, как по суду Божию, у которо­
го нет неправды". Источник рабства отдельных людей — военный 
плен, причем и это имеет оправдание, поскольку войны, по учению 
Августина, не противоречат Божьим заповедям. 

Божественным установлением являются и частная собственность, 

имущественное неравенство, деление на бедных и богатых. "Кто 
сотворил тех и других? — Господь! Богатого — чтобы помочь бед­
ному, бедного — чтобы испытать богатого". В произведениях Ав­
густина христианское вероучение открыто приспосабливается к 
самым земным интересам власть имущих. "Сколько богатые обяза­
ны Христу, который возмещает им убыток: если был у них невер­
ный раб, Христос обращает его и не говорит ему: оставь своего 
господина". 

1

 Эти слова — compelle intrare — "принуди войти" в Средние века 

сделались девизом инквизиции. 


background image

66 

История политических и правовых учений 

Характеризуя "христианское государство" как образец "зем­

ного града", Августин писал: "Государство лучше всего устрояется 
и хранится, будучи основано и связано верой и прочным согласи­
ем, когда все любят общее благо; высшее же благо есть Бог". Практи­
чески образцом этого идеала явилось рабовладельческое христиан­

ское государство, управляемое при участии духовенства, насиль­
ственно подавляющее инакомыслие, ведущее агрессивные войны. 
Августин дал обстоятельное толкование заповеди "не убий". Его 
перетолкование свелось к тому, что "ее отнюдь не преступают те, 
которые ведут войны по полномочию от Бога". 

Теократические идеи Августина в определенной мере осущест­

вились в Восточной Римской империи (Византии). Тесный союз церк­
ви и государства, переплетение их механизмов создали теократи­
ческую империю, задержавшую распад рабовладельческого строя. 

§ 6. Заключение 

Политико-правовая идеология Древнего Рима, складывавшая­

ся под сильным влиянием идей греческих мыслителей, разработа­
ла ряд своеобразных конструкций, оставивших заметный след в 
истории политических и правовых учений. Среди них — знамени­
тое определение государства ("дело народа"), данное Цицероном, а 
также его идея о праве (законе) как связи, основе общества. Значи­
тельное влияние на обособление теории права от философии оказали 
логико-правовые конструкции римских юристов, разработка ими 
догмы права. 

Совершенно исключительное значение в истории общественно-

политической мысли принадлежит христианству. Сложность само­
го процесса становления новой мировой религии, отражение этой 
сложности в христианском каноне (Новый завет) обусловили и дол­
говременное господство христианства в Европе, и возможность ис­
пользования его в Средние века в прямо противоположных целях: 
от апологии рабства (Августин) и крепостничества (Фома Аквин-
ский) до обоснования демократически-революционных (табориты) 
и даже коммунистических (Томас Мюнцер) программ. 


background image

ГЛАВА 5 

Политические и правовые учения 

в Западной Европе 

в период Средних веков 

§ 1. Введение 

Падение Западной Римской империи (476 г.) завершило период 

истории Древнего мира и положило начало истории Средних веков. 
В странах Западной Европы периода раннего Средневековья (V— 
X вв.) постепенно складывался сословно-феодальный строй. 

К IX—X вв. Западная Европа раздробилась на множество мел­

ких феодальных государств, почти не зависимых от центральной 
власти королей и императоров. Сложились иерархическая струк­
тура землевладения, связанная с отношениями сюзеренитета и 
вассалитета, а также сословный строй. Каждое сословие занимало 
в феодальной иерархии строго определенное место, права (приви­
легии) и обязанности предопределялись местом в этой иерархии: от 
привилегированного дворянства, особенно высшего, до обременен­
ного массой повинностей крестьянства. 

Особое место в феодальном обществе Западной Европы зани­

мала католическая церковь

1

. Церкви принадлежало около трети 

земель, население которых находилось от нее в феодальной зави­
симости. Сама церковь была организована на началах строгой иерар­
хии. У католической церкви были свои суды, вооруженные силы; 
ряд норм, установленных церковью, имел юридическое значение 
(каноническое право). 

В период феодальной раздробленности Западной Европы ка­

толическая церковь была единственной централизованной органи­
зацией, во главе которой стоял римский папа — епископ города 
Рима, считавшийся преемником апостола Петра, которому Христос 
заповедал создание церкви. Церковь играла господствующую роль 
в идеологии средневекового общества. Занятия философией допус­
кались только в школах, созданных церковью, функционировавших 
под ее руководством и контролем, поэтому школьное (схоластичес-

1

 Католическая (западная) церковь обособилась от православной (во­

сточной) в результате разделения церквей в 1054 г. 


background image

68 

История политических и правовых учений 

кое) знание и образование были богословскими от начала до конца. 
Высшим источником истины признавалось Священное писание, тек­
сты которого были исходным пунктом и важнейшим аргументом в 
схоластических рассуждениях, причем схоластика ориентировалась 
даже не столько на Священное писание, сколько на догматы офици­
ального вероучения католической церкви, опирающиеся на строго 
определенные и истолкованные тексты, а также на церковное пре­
дание (сочинения отцов церкви, решения вселенских и некоторых 
поместных соборов). 

Идеологическое господство религии и церкви обусловило то об­

стоятельство, что основные направления политико-правовой иде­
ологии феодального общества Западной Европы выступали в рели­
гиозном облачении. Идеологи господствующих сословий ссылками 
на Библию стремились обосновать сословное неравенство, привиле­
гии феодалов, зависимое положение крестьян. Этой цели служили 
тексты о "покорности рабов своим господам", "богоустановленности 
власти", "непротивлении злу насилием", содержащиеся в Новом 
завете. Крестьянство и горожане свой протест против феодального 
строя выражали в еретических движениях. 

§ 2. Теократические теории 

Католическая церковь, возглавляемая римским папой, притя­

зала на участие в политической власти. Заметных успехов в этом 
она добивалась в периоды, когда власть королей и императоров 
слабела из-за феодальных раздоров, а на папском престоле оказы­
вались сильные политики. Наиболее спорным вопросом между ду­
ховной и светской властями был вопрос об инвеституре (право на­
значения епископов и аббатов). Порой острыми оказывались вопро­
сы посвящения (помазания на царство) того или иного короля либо 
императора. 

Могучим средством воздействия церкви на непокорных ей фео­

далов были интердикт (запрещение совершать богослужения и ре­
лигиозные обряды, налагаемое на отдельных лиц, страну, город), 
отлучение от церкви, освобождение подданных от присяги. 

Римским папой, достигшим заметных успехов в утвержде­

нии верховенства церкви, был Григорий VII (ок. 1021—1085, папа с 

1073 г.). В сочинении "Диктат папы"

1

, составленном окружением 

Григория VII, утверждалось, что римский папа имеет власть над 
всеми государями, наделен правом судить и смещать их, ему пол­
ностью принадлежит инвеститура. Спор папы Григория VII и импе­
ратора Генриха IV об инвеституре перерос в острый конфликт, в 
результате которого отлученный от церкви и низложенный импе-

1

 Dictatus papae — "продиктованное папой" (лат.).