Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5774

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Гл. 3. Политические и правовые учения в Древней Греции 

49 

влиять на исход общественных событий. В сознании рабовладель­
ческих кругов начинает процветать индивидуализм; проповедь мо­
рального освобождения соседствует с преклонением перед государ­
ством, с обожествлением личности монарха. Теоретическое изуче­
ние политики деградирует, уступая место моральным наставлени­
ям или религиозной мистике. Сравнительно новыми в политической 
теории того времени были идеи космополитизма, мирового господ­
ства и всемирной монархии. 

В социально-политической теории идеи рабовладельческой де­

мократии отстаивал

 Эпикур

 (341—270 гг. до н. э.). Как и другие 

сторонники демократического правления, он полагал, что законы и 
государство существуют не от природы, а по установлению. Справед­

ливость не существует сама по себе; это — договор о том, чтобы не 

причинять вред и не терпеть вреда, заключенный при общении 

людей и всегда применительно к тем местам, где он заключается. 
Право и государство суть продукты договора, результат соглаше­

ния. 

Следуя релятивистским взглядам на общественные установления, 

Эпикур настойчиво подчеркивал относительный и условный харак­
тер справедливости, воплощенной в законах различных государств. 
"В применении к особенностям места и обстоятельств справедливость 
не бывает для всех одна и та же". Его учение отрицает всякую 
возможность существования естественного права, которое предше­
ствовало бы договору. О естественном праве, по его мнению, можно 
говорить лишь применительно к договору, который служит погра­
ничной чертой, разделяющей то время, когда люди жили, подобно 
животным, не имея законов, и эпоху общественной, государственной 

жизни. Эпикур относил договор о взаимной пользе, по-видимому, 
одновременно и к естественным явлениям, и к искусственным обра­

зованиям. 

Воззрения Эпикура отличались от предшествующих учений 

демократии призывом избегать политической деятельности. Счас­
тье человека он усматривал в отсутствии страданий, в полной не­
возмутимости или безмятежности духа. Для достижения этой цели 
философ предлагал устраниться от общественных дел, обрести не­
зависимость от общества и посвятить жизнь моральному самосовер­
шенствованию. Своих последователей он учил "жить незаметно". 
Эти положения Эпикура, переносившие центр тяжести обществен­
ной теории в область морали, выражали крайний индивидуализм и 
безразличие к политике, которые были характерны для идеологии 
рабовладельческой демократии в период эллинизма. 

Против философии Эпикура выступили

 стоики.

 Термин "сто­

ицизм" происходит от слова "стоя" (колоннада, галерея) — от на­
звания портика в Афинах, где преподавал основатель школы Зенон 
Китайский (ок. 336 — ок. 264 гг. до н. э.). 


background image

50 

История политических и правовых учений 

Стоики явились продолжателями платоновско-аристотелевской 

линии в философии. Мироздание, согласно их взглядам, управля­
ется судьбой, высшим божественным разумом. В мире царит стро­
жайшая необходимость, исключающая свободу воли. Человеку не 

остается ничего другого, как добровольно подчиниться неотврати­
мой судьбе. Того, кто повинуется ей, судьба ведет, а непокорного 
тащит. Судьба в учении стоиков отождествляется с божественным 
естественным законом. 

Вслед за Аристотелем стоики утверждали, что общественные 

установления и государство коренятся в природе, что человек от 
природы склонен к общению. Отражая изменения в государствен­
ной жизни современного им общества, стоики истолковали эти по­
ложения Аристотеля расширительно. Они отказались от узкопо­
лисной трактовки общественной жизни. Естественное право мысли­
лось ими как универсальный, общемировой закон, государство — 
как мировое сообщество. В духе космополитических представлений 
того времени Зенон из Китая учил, что всех людей должно считать 
гражданами одного государства. 

В противоположность эпикурейцам последователи стоицизма 

не отрицали общественную деятельность. Благо государства цени­
лось ими выше, чем благо индивида. Доводя до предела эту мысль, 
навеяную идеями Платона и Аристотеля, стоики заявляли, что доб­
родетельный человек не остановится перед тем, чтобы принести 
себя в жертву государству. 

В философии и этике стоицизма нашли свое преломление взгляды 

аристократической верхушки рабовладельческого общества периода 
образования эллинистических монархий. Религиозные искания сто­
иков, их призывы покориться судьбе оказались в то же время со­
звучными настроениям, охватившим широкие круги древнегрече­
ского общества в условиях его кризиса. 

Под влиянием стоицизма сформировалась концепция

 Полибия 

(примерно 200—120 гг. до н. э.), последнего крупного политического 
мыслителя Древней Греции. Основной мотив написанной им "Исто­

рии" в 40 книгах — путь римлян к мировому господству. 

Истолкование исторического процесса у Полибия опирается на 

представления стоиков о циклическом развитии мира. Он исходит 
из того, что общественная жизнь существует от природы и направ­
ляется судьбой. Подобно живым организмам, всякое общество про­
ходит состояния возрастания, расцвета и, наконец, упадка. Завер­
шаясь, этот процесс повторяется сначала. Развитие общества По-
либий трактует как бесконечное движение по кругу, в ходе которо­
го "формы правления меняются, переходят одна в другую и снова 
возвращаются". 

Круговорот политической жизни проявляется в последователь­

ной смене шести форм государства. Первой возникает

 монархия

 — 


background image

Гл. 3. Политические и правовые учения в Древней Греции 

51 

единоличное правление вождя или царя, основанное на разуме. 
Разлагаясь, монархия переходит в противоположную ей форму го­
сударства — в

 тиранию.

 Недовольство тиранами приводит к тому, 

что благородные мужи свергают при поддержке народа ненавист­
ного правителя. Так устанавливается  а р и с т о к р а т и я — власть не­
многих, преследующих интересы общего блага. Аристократия в свою 
очередь постепенно вырождается в

 олигархию,

 где правят немно­

гие, используя власть для стяжательства. Своим поведением они 
возбуждают недовольство толпы, что неизбежно приводит к оче­
редному перевороту. Народ, не веря больше в правление царей или 
немногих, возлагает заботы о государстве на самого себя и учреж­
дает

 демократию.

 Ее извращением является

 охлократия

 (господ­

ство черни, толпы) — худшая форма государства. "Тогда водворя­
ется господство силы, а собирающаяся вокруг вождя толпа совер­
шает убийства, изгнания, переделы земли, пока не одичает совер­
шенно и снова не обретет себе властителя и самодержца". Развитие 
государства возвращается тем самым к своему началу и повторяет­
ся, проходя через те же ступени. 

Преодолеть круговорот политических форм способен только 

мудрый законодатель. Для этого ему необходимо, уверял Полибий, 

установить смешанную форму государства, сочетающую начала 
монархии, аристократии и демократии, чтобы каждая власть слу­
жила противодействием другой. Такое государство "неизменно пре­
бывало бы в состоянии равномерного колебания и равновесия". Ис­
торические примеры смешанного строя Полибий нашел в аристо­
кратической Спарте, Карфагене, на Крите. При этом он особо вы­
делял политическое устройство Рима, где представлены все три 
основных элемента: монархический (консулат), аристократический 

(сенат) и демократический (народное собрание). Правильным соче­

танием и равновесием этих властей Полибий и объяснял могуще­
ство римской державы, покорившей "почти весь известный мир". 

Теоретические взгляды Полибия на развитие государства про­

тиворечили его же собственным наблюдениям над конкретными 
фактами из истории возникновения различных видов государствен­
ной власти. Его построения, как и предшествующие теории "сме­
шанного государства" (Платона, Аристотеля), были призваны обо­
сновать господство аристократии. Творивший в эпоху утраты гре­
ческими полисами независимости, Полибий выступал с аристокра­
тических позиций проримской ориентации и призывал греков под­
чиниться завоевателям. 

Политическая концепция Полибия послужила одним из связу­

ющих звеньев между политико-правовыми учениями Древней Гре­
ции и Древнего Рима. 


background image

52 

История политических и правовых учений 

§ 6. Заключение 

В античной Греции философия стала мировоззренческой осно­

вой политических и правовых учений. Это предопределило поста­
новку таких вопросов, как причины возникновения государства и 
законов, их взаимодействие и общие закономерности развития. Те­
оретический подход к изучению политики и права в древнегречес­
ких учениях отделяется от практико-прикладных описаний техни­
ки государственного управления. Всякое действительное знание, в 
том числе и политическое, утверждал Аристотель, имеет дело с 
общим и существующим по необходимости. Вот почему "мудрость и 
искусство управлять государством не будут тождественны". Сле­
дуя этому идеалу истинного знания, философы стремились офор­
мить свои взгляды на государство и право в виде политической 
теории, преобразовать их в единый комплекс взаимосвязанных по­
нятий и доказательств. Именно у древнегреческих философов мы 
находим первые в истории определения государства и закона, 
классификации форм государственной власти, концепции перехода 
от одного политического устройства к другому. 

Громадное влияние на последующее развитие политико-пра­

вовой идеологии оказало учение Платона. Под его воздействием 
складывались философские и социально-политические взгляды 
Аристотеля, стоиков, Цицерона и других представителей античной 
политической мысли. Выдвинутые Платоном идеи "правления фи­
лософов" и "мудрых законов" были восприняты многими мыслите­
лями эпохи Просвещения. 

Платоновский проект общности имущества активно обсуждали 

ранние представители коммунизма — Т. Мор, Т. Кампанелла и др. 
На этом основании некоторые исследователи называли Платона 
"родоначальником коммунизма". В действительности платоновские 
построения не содержат коммунистического идеала, ибо общность 
имущества у него распространяется лишь на узкую прослойку стра­
жей-правителей и не составляет экономической основы проекти­
руемого общественного строя. Истолкование его доктрины в каче­
стве коммунистической является таким же анахронизмом, как и 
попытки обнаружить в ней идейные истоки современного тоталита­

ризма. 

Далеко за пределы античности вышло влияние политико-пра­

вовых идей Аристотеля. 

Широкое распространение в последующей политической мысли 

получило предложенное им определение государства как объе­

динения граждан ради общего блага. Взятое вне своего контекста, 
оно оказалось весьма удобным, поскольку позволяло защищать раз­
личные социальные интересы. Оставалось только уточнить, кого 


background image

Гл. 3. Политические и правовые учения в Древней Греции 

53 

следует включать в состав граждан и что нужно понимать под 
общим благом. 

В политическую идеологию Средневековья и Нового времени из 

аристотелевского учения перешли классификация форм государ­
ства, положения о причинах смены политических состояний, сме­
шанном государственном устройстве. Представления Аристотеля о 
естественном и условном праве дали мощный толчок развитию ес­
тественно-правовых концепций. 

Античная политико-правовая идеология сделала первые шаги 

по осмыслению политической свободы. Государство и законы в Древ­
ней Греции начинают рассматриваться как установления, создан­
ные самим человеком и призванные служить его интересам. Подоб­
ного рода представления, однако, относились только к свободным 
гражданам государства и сопровождались обоснованием подневоль­
ного положения рабов. Расширение гражданских свобод в Антич­
ном мире происходило за счет развития рабовладельческих отно­
шений. 

3 История политических и правовых 

учений