Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5774
Скачиваний: 125
Гл. 3. Политические и правовые учения в Древней Греции
49
влиять на исход общественных событий. В сознании рабовладель
ческих кругов начинает процветать индивидуализм; проповедь мо
рального освобождения соседствует с преклонением перед государ
ством, с обожествлением личности монарха. Теоретическое изуче
ние политики деградирует, уступая место моральным наставлени
ям или религиозной мистике. Сравнительно новыми в политической
теории того времени были идеи космополитизма, мирового господ
ства и всемирной монархии.
В социально-политической теории идеи рабовладельческой де
мократии отстаивал
Эпикур
(341—270 гг. до н. э.). Как и другие
сторонники демократического правления, он полагал, что законы и
государство существуют не от природы, а по установлению. Справед
ливость не существует сама по себе; это — договор о том, чтобы не
причинять вред и не терпеть вреда, заключенный при общении
людей и всегда применительно к тем местам, где он заключается.
Право и государство суть продукты договора, результат соглаше
ния.
Следуя релятивистским взглядам на общественные установления,
Эпикур настойчиво подчеркивал относительный и условный харак
тер справедливости, воплощенной в законах различных государств.
"В применении к особенностям места и обстоятельств справедливость
не бывает для всех одна и та же". Его учение отрицает всякую
возможность существования естественного права, которое предше
ствовало бы договору. О естественном праве, по его мнению, можно
говорить лишь применительно к договору, который служит погра
ничной чертой, разделяющей то время, когда люди жили, подобно
животным, не имея законов, и эпоху общественной, государственной
жизни. Эпикур относил договор о взаимной пользе, по-видимому,
одновременно и к естественным явлениям, и к искусственным обра
зованиям.
Воззрения Эпикура отличались от предшествующих учений
демократии призывом избегать политической деятельности. Счас
тье человека он усматривал в отсутствии страданий, в полной не
возмутимости или безмятежности духа. Для достижения этой цели
философ предлагал устраниться от общественных дел, обрести не
зависимость от общества и посвятить жизнь моральному самосовер
шенствованию. Своих последователей он учил "жить незаметно".
Эти положения Эпикура, переносившие центр тяжести обществен
ной теории в область морали, выражали крайний индивидуализм и
безразличие к политике, которые были характерны для идеологии
рабовладельческой демократии в период эллинизма.
Против философии Эпикура выступили
стоики.
Термин "сто
ицизм" происходит от слова "стоя" (колоннада, галерея) — от на
звания портика в Афинах, где преподавал основатель школы Зенон
Китайский (ок. 336 — ок. 264 гг. до н. э.).
50
История политических и правовых учений
Стоики явились продолжателями платоновско-аристотелевской
линии в философии. Мироздание, согласно их взглядам, управля
ется судьбой, высшим божественным разумом. В мире царит стро
жайшая необходимость, исключающая свободу воли. Человеку не
остается ничего другого, как добровольно подчиниться неотврати
мой судьбе. Того, кто повинуется ей, судьба ведет, а непокорного
тащит. Судьба в учении стоиков отождествляется с божественным
естественным законом.
Вслед за Аристотелем стоики утверждали, что общественные
установления и государство коренятся в природе, что человек от
природы склонен к общению. Отражая изменения в государствен
ной жизни современного им общества, стоики истолковали эти по
ложения Аристотеля расширительно. Они отказались от узкопо
лисной трактовки общественной жизни. Естественное право мысли
лось ими как универсальный, общемировой закон, государство —
как мировое сообщество. В духе космополитических представлений
того времени Зенон из Китая учил, что всех людей должно считать
гражданами одного государства.
В противоположность эпикурейцам последователи стоицизма
не отрицали общественную деятельность. Благо государства цени
лось ими выше, чем благо индивида. Доводя до предела эту мысль,
навеяную идеями Платона и Аристотеля, стоики заявляли, что доб
родетельный человек не остановится перед тем, чтобы принести
себя в жертву государству.
В философии и этике стоицизма нашли свое преломление взгляды
аристократической верхушки рабовладельческого общества периода
образования эллинистических монархий. Религиозные искания сто
иков, их призывы покориться судьбе оказались в то же время со
звучными настроениям, охватившим широкие круги древнегрече
ского общества в условиях его кризиса.
Под влиянием стоицизма сформировалась концепция
Полибия
(примерно 200—120 гг. до н. э.), последнего крупного политического
мыслителя Древней Греции. Основной мотив написанной им "Исто
рии" в 40 книгах — путь римлян к мировому господству.
Истолкование исторического процесса у Полибия опирается на
представления стоиков о циклическом развитии мира. Он исходит
из того, что общественная жизнь существует от природы и направ
ляется судьбой. Подобно живым организмам, всякое общество про
ходит состояния возрастания, расцвета и, наконец, упадка. Завер
шаясь, этот процесс повторяется сначала. Развитие общества По-
либий трактует как бесконечное движение по кругу, в ходе которо
го "формы правления меняются, переходят одна в другую и снова
возвращаются".
Круговорот политической жизни проявляется в последователь
ной смене шести форм государства. Первой возникает
монархия
—
Гл. 3. Политические и правовые учения в Древней Греции
51
единоличное правление вождя или царя, основанное на разуме.
Разлагаясь, монархия переходит в противоположную ей форму го
сударства — в
тиранию.
Недовольство тиранами приводит к тому,
что благородные мужи свергают при поддержке народа ненавист
ного правителя. Так устанавливается а р и с т о к р а т и я — власть не
многих, преследующих интересы общего блага. Аристократия в свою
очередь постепенно вырождается в
олигархию,
где правят немно
гие, используя власть для стяжательства. Своим поведением они
возбуждают недовольство толпы, что неизбежно приводит к оче
редному перевороту. Народ, не веря больше в правление царей или
немногих, возлагает заботы о государстве на самого себя и учреж
дает
демократию.
Ее извращением является
охлократия
(господ
ство черни, толпы) — худшая форма государства. "Тогда водворя
ется господство силы, а собирающаяся вокруг вождя толпа совер
шает убийства, изгнания, переделы земли, пока не одичает совер
шенно и снова не обретет себе властителя и самодержца". Развитие
государства возвращается тем самым к своему началу и повторяет
ся, проходя через те же ступени.
Преодолеть круговорот политических форм способен только
мудрый законодатель. Для этого ему необходимо, уверял Полибий,
установить смешанную форму государства, сочетающую начала
монархии, аристократии и демократии, чтобы каждая власть слу
жила противодействием другой. Такое государство "неизменно пре
бывало бы в состоянии равномерного колебания и равновесия". Ис
торические примеры смешанного строя Полибий нашел в аристо
кратической Спарте, Карфагене, на Крите. При этом он особо вы
делял политическое устройство Рима, где представлены все три
основных элемента: монархический (консулат), аристократический
(сенат) и демократический (народное собрание). Правильным соче
танием и равновесием этих властей Полибий и объяснял могуще
ство римской державы, покорившей "почти весь известный мир".
Теоретические взгляды Полибия на развитие государства про
тиворечили его же собственным наблюдениям над конкретными
фактами из истории возникновения различных видов государствен
ной власти. Его построения, как и предшествующие теории "сме
шанного государства" (Платона, Аристотеля), были призваны обо
сновать господство аристократии. Творивший в эпоху утраты гре
ческими полисами независимости, Полибий выступал с аристокра
тических позиций проримской ориентации и призывал греков под
чиниться завоевателям.
Политическая концепция Полибия послужила одним из связу
ющих звеньев между политико-правовыми учениями Древней Гре
ции и Древнего Рима.
52
История политических и правовых учений
§ 6. Заключение
В античной Греции философия стала мировоззренческой осно
вой политических и правовых учений. Это предопределило поста
новку таких вопросов, как причины возникновения государства и
законов, их взаимодействие и общие закономерности развития. Те
оретический подход к изучению политики и права в древнегречес
ких учениях отделяется от практико-прикладных описаний техни
ки государственного управления. Всякое действительное знание, в
том числе и политическое, утверждал Аристотель, имеет дело с
общим и существующим по необходимости. Вот почему "мудрость и
искусство управлять государством не будут тождественны". Сле
дуя этому идеалу истинного знания, философы стремились офор
мить свои взгляды на государство и право в виде политической
теории, преобразовать их в единый комплекс взаимосвязанных по
нятий и доказательств. Именно у древнегреческих философов мы
находим первые в истории определения государства и закона,
классификации форм государственной власти, концепции перехода
от одного политического устройства к другому.
Громадное влияние на последующее развитие политико-пра
вовой идеологии оказало учение Платона. Под его воздействием
складывались философские и социально-политические взгляды
Аристотеля, стоиков, Цицерона и других представителей античной
политической мысли. Выдвинутые Платоном идеи "правления фи
лософов" и "мудрых законов" были восприняты многими мыслите
лями эпохи Просвещения.
Платоновский проект общности имущества активно обсуждали
ранние представители коммунизма — Т. Мор, Т. Кампанелла и др.
На этом основании некоторые исследователи называли Платона
"родоначальником коммунизма". В действительности платоновские
построения не содержат коммунистического идеала, ибо общность
имущества у него распространяется лишь на узкую прослойку стра
жей-правителей и не составляет экономической основы проекти
руемого общественного строя. Истолкование его доктрины в каче
стве коммунистической является таким же анахронизмом, как и
попытки обнаружить в ней идейные истоки современного тоталита
ризма.
Далеко за пределы античности вышло влияние политико-пра
вовых идей Аристотеля.
Широкое распространение в последующей политической мысли
получило предложенное им определение государства как объе
динения граждан ради общего блага. Взятое вне своего контекста,
оно оказалось весьма удобным, поскольку позволяло защищать раз
личные социальные интересы. Оставалось только уточнить, кого
Гл. 3. Политические и правовые учения в Древней Греции
53
следует включать в состав граждан и что нужно понимать под
общим благом.
В политическую идеологию Средневековья и Нового времени из
аристотелевского учения перешли классификация форм государ
ства, положения о причинах смены политических состояний, сме
шанном государственном устройстве. Представления Аристотеля о
естественном и условном праве дали мощный толчок развитию ес
тественно-правовых концепций.
Античная политико-правовая идеология сделала первые шаги
по осмыслению политической свободы. Государство и законы в Древ
ней Греции начинают рассматриваться как установления, создан
ные самим человеком и призванные служить его интересам. Подоб
ного рода представления, однако, относились только к свободным
гражданам государства и сопровождались обоснованием подневоль
ного положения рабов. Расширение гражданских свобод в Антич
ном мире происходило за счет развития рабовладельческих отно
шений.
3 История политических и правовых
учений