Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5773
Скачиваний: 125
ГЛАВА 4
Политические и правовые учения
в Древнем Риме
§ 1. Введение
Социально дифференцированное общество складывалось в Ита
лии уже в VIII в. до н. э. Временем основания города Рима считает
ся 753 г. до н. э. Противоречия и конфликты патрициев и плебеев
привели к окончательному оформлению государства (реформы царя
Сервия Туллия) в IV в. до н. э. В том же веке после изгнания царя
Тарквиния Гордого была учреждена республика. Значительная часть
римской истории — завоевательные войны, в результате которых
под власть Рима в I I I — I I вв. до н. э. перешли весь Апеннинский по
луостров, Британия, большая часть Западной Европы, Малой Азии,
Северной Африки. В 146 г. до н. э. Риму была подчинена Греция.
Гигантское расширение границ Римской республики во I I — I вв.
до н. э. привело к кризису существовавшего государственного уст
ройства. В процессе завоевательных войн Рима возрастали чис
ленность рабов и их эксплуатация не только в домашнем хозяй
стве, но и в рудниках, каменоломнях, плавильнях, на грандиозных
стройках. В Сицилии, в Малой Азии, а затем и в Италии происхо
дили большие восстания рабов. Нарастало недовольство союзни
ков, италиков, покоренных народов, пытавшихся отложиться от
Рима. Во II в. до н. э. в Риме началось движение крестьян за аграр
ные законы, за наделение землей свободного крестьянства (рефор
мы братьев Гракхов). Серьезной проблемой становились пролета
ризация части населения, выступления пролетариев под лозун
гами "хлеба и зрелищ". Рабовладельческая республика с трудом
справлялась с управлением громадными территориями, со смутами,
гражданскими войнами, с восстаниями и волнениями рабов, кресть
ян, пролетариев, населения подвластных областей. Диктатура, быв
шая до того временной и чрезвычайной, в I в. до н. э. становится
частой и даже пожизненной (военная диктатура Суллы). Различ
ные политические деятели и группировки их сторонников на сло
вах защищали республику, на деле же боролись между собой за
право ее уничтожить. В 27 г. до н. э. Сенат поднес Октавиану титул
"Август" ("Божественный"); установился
принципат ("принцепс
сенатус"
— первый сенатор, тот, кто выступает в Сенате первым,
Глава 4. Политические и правовые учения в Древнем Риме
55
предопределяет его решение). Формально сохранялись республи
канские учреждения, но император (почетный военный титул прин-
цепса) бесконтрольно и самодержавно управлял Римской импери
ей через республиканские магистратуры, бурно растущий аппарат
чиновничества и армию. Были проведены некоторые реформы и
приняты военные меры для ослабления социальной напряженнос
ти, подавления гражданских и союзнических восстаний и войн.
В 284 г. император Домициан повелел именовать себя "Доми-
нус" ("господин"). Римское государство стало
доминатом
— не
ограниченной монархией с громадным военно-бюрократическим ап
паратом. Трудность управления обширным государством и военные
обстоятельства привели к разделению Римской империи (395 г.) на
Восточную и Западную. Западная Римская империя просущество
вала до 476 г., Восточная (Византия) — до 1453 г.
Политико-правовая идеология Древнего Рима (как и римская
философия вообще) складывалась под сильным влиянием филосо
фии Античной Греции. В 146 г. до н. э., когда оформлялось включе
ние Греции в состав Римской державы, Рим посетили греческие
философы, оставившие глубокий след в сознании образованной ча
сти общества. Изучение классических произведений различных
философских школ стало важнейшей и обязательной частью обу
чения состоятельных римлян, а знание греческого языка было при
знаком образованного человека. Даже те, кто сетовал на засилье
чужеземной греческой культуры, выписывали из Греции учителей
философии и других наук или сами ездили обучаться в Грецию.
Особенное влияние на умы ученых римлян произвела филосо
ф и я стоиков с ее общечеловеческой этикой и космополитическими
идеями, соответствующими "всемирному" характеру тогдашней
Римской империи.
Мыслители Древнего Рима, порой намеренно подчеркивая сход
ство своих идей с идеями Платона, Аристотеля, стоиков или Поли-
бия, внесли немало нового в развитие политической и правовой
идеологии.
§ 2. Политико-правовое учение Цицерона
Марк
Туллий Цицерон
(106—43 гг. до н. э.) был государствен
ным деятелем, активным политиком, оратором, юристом, филосо
фом, писателем. Он жил в бурный период истории, когда в острой
борьбе за власть различных диктаторов, триумвиров, заговорщи
ков Римская республика претерпевала углубляющийся кризис и
по тенденции сменялась единовластием императора. Цицерон был
убежденным сторонником сохранения и укрепления "сенатской рес
публики", основанной на "заветах предков".
56
История политических и правовых учений
Политико-правовое учение Цицерона сложилось под сильным
влиянием греческой философии. Свои основные труды он назвал
"О республике" (De republica; чаще переводится "О государстве")
и "О законах" (De legibus); оба произведения написаны в форме
диалогов. Явное подражание Платону подчеркивается и названия
ми этих произведений, и формой изложения. Но Цицерон — само
бытный мыслитель, не только излагавший ряд идей греческих ав
торов, но и полемизировавший с ними, и, главное, стремившийся
выразить в политической и правовой философии острые проблемы
своей страны и эпохи, построить практически осуществимую и ак
туальную теорию. Литературное наследие Цицерона обширно. Он
писал не только о политике и философии, но и об ораторском ис
кусстве, о природе богов, о благе и зле, оставил сборники своих
речей (наиболее знаменита обличительная речь против Катилины).
Цицерона нередко упрекали за эклектицизм, за частое изменение
взглядов. Тем не менее в истории философии и истории полити
ческих и правовых учений он остался одним из виднейших (если
не самым видным) мыслителей Древнего Рима.
Цицерону принадлежит знаменитое определение государства
как дела народного (res publica est res populi): "Государство есть
достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных
вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей,
связанных между собою согласием в вопросах права и общностью
интересов".
Это определение имеет ряд существенных достоинств. Во-пер
вых, в понятие государства включено понятие народа как особой
общности людей; во-вторых, народ не отождествляется с "демо
сом", способным переродиться в "охлос", а рассматривается как
духовная и социальная общность людей, соединенных едиными пред
ставлениями о праве и общими интересами; в-третьих, наконец,
право рассматривается не как "веление государства", "признак го
сударственной власти", а как основа объединения народа, "достоя
нием" которого является государство.
В эпоху Цицерона термин "res publica" юридически означал
имущество ("res"), находящееся в общем, всенародном пользова
нии римской гражданской общины (civitas Romana). Можно заме
тить, что к Римскому государству того времени это определение не
подходило хотя бы потому, что границы Римского государства вышли
далеко за пределы первоначальной римской общины, а население
самого Рима все больше распадалось на враждебные и борющиеся
политические группировки, имеющие разные понятия о праве и
противоположные интересы.
Тем не менее данное Цицероном определение государства (точ
нее — "республики") оставило глубокий след в истории политичес
кой мысли. Уже христианские авторы, отвергавшие языческую ф и -
Глава 4. Политические и правовые учения в Древнем Риме 57
лософию, утверждали, что это определение настолько хорошо, что
оно подходит только к церкви (см. далее § 5). Политические теоре
тики Нового времени (Боден, Гроций и др.) либо брали это опреде
ление за основу собственного понятия государства, либо именовали
республикой правильно устроенное государство, основанное на пра
вовой общности граждан (Кант).
Цицерон придавал важное значение государственному устрой
ству. Причиной объединения людей в государство он называл врож
денную потребность жить вместе. Следуя Полибию, Цицерон писал
о видах государственного устройства (монархия, аристократия, де
мократия) и о неизбежности их вырождения: "Все виды государ
ственного устройства, упомянутые выше, легко превращаются в
свою порочную противоположность, — вследствие чего царь ока
зывается властелином, оптиматы кликой, народ изменчивой тол
пой". Вслед за Полибием, за сто лет до этого воспевшим Римскую
республику, Цицерон пишет о смешанном государственном уст
ройстве как о наиболее стабильном и прочном. " И з трех указанных
видов государственного устройства, — писал Цицерон, — самым
лучшим является царская власть, но царскую власть превзойдет
такая, которая будет образована путем равномерного смешения трех
наилучших видов государственного устройства. Ибо желательно,
чтобы в государстве было нечто выдающееся и царственное, чтобы
одна часть власти была уделена и вручена авторитету первенству
ющих людей, а некоторые дела были предоставлены суждению и
воле народа".
Цицерон писал, что прочность государства зависит от его уст
ройства и от незыблемости законов — "подобно тому, как магист
ратами руководят законы, так народом руководят магистраты;
магистрат — это закон говорящий, а закон — это безмолвный ма
гистрат". Однако, рассуждал Цицерон, не всякие законы и уста
новления могут считаться правом. Справедливости противоречат
законы тиранов, законы, установленные в расчете на выгоду. "Если
бы права устанавливались повелениями народов, решениями пер
венствующих людей, приговорами судей, то существовало бы пра
во разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять
подложные завещания, — если бы права эти могли получить одоб
рение голосованием или решением толпы".
Источник законов и права Цицерон искал в природе человека и
общества, так как вне семьи, гражданской общины, государства
люди существовать не могут. Вслед за стоиками он рассуждал о
божественном законе разума, образующем единую для всех спра
ведливость: "Закон есть заложенный в природе высший разум, —
писал Цицерон, — велящий нам совершать то, что следует совер
шать, и запрещающий противоположное... Закон есть решение, от
личающее справедливое от несправедливого и выраженное в соот-
58
История политических и правовых учений
ветствии с древнейшим началом всего сущего — природой, с кото
рой сообразуются человеческие законы, дурных людей карающие
казнью и защищающие и оберегающие честных".
Нетрудно заметить, что справедливость Цицерон определял как
отсутствие несправедливости. Это, действительно, так — Цицерон
порицал как несправедливые ряд законов его времени — таковы
земельные и хлебные законы некоторых трибунов, обострявшие
раскол римской общины, закон, дававший диктатору Сулле право
без суда казнить граждан
1
, любые законы, ослабляющие единство
римского народа. Цицерон был убежденным сторонником "сенат
ской республики", основанной на солидарности римского народа:
"Наилучшим является государственный строй, оставленный нам
предками". Периодом процветания Римского государства, основан
ного на единстве народа, Цицерон считал период примерно от со
глашения патрициев и плебеев (V в. до н. э.) до выступлений крес
тьянства за аграрную реформу (II в. до н. э.). Стремления и смерть
трибуна Тиберия Гракха, писал Цицерон, "разделили единый на
род на две части". Это разделение усилилось из-за несогласий в
Сенате, из-за диктаторов и мятежных триумвиров.
Жизнь Цицерона закончилась трагично. Блестящий оратор и
активный политический деятель периода становления "цезаризма"
был казнен по приказу одного из претендентов на высшую власть,
вскоре тоже павшего на поле политической борьбы.
§ 3. Правовые и политические идеи
римских юристов
Юриспруденция в Древнем Риме развивалась в периоды прин
ципата и домината в связи с увеличением числа сделок, споров,
исков, судебных решений. Римские юристы давали консультации
по вопросам права, издавали учебники и комментарии римского
права, преподавали в учебных заведениях. Консультации юристов
по спорным вопросам обычно принимались судами и влияли на
решение дел.
Рассвет римской юриспруденции относится к II—III вв. Юрис
ты Папиниан, Павел, Гай, Ульпиан, Модестик и некоторые другие
занимали высокие должности; сборники их суждений и даже учеб
ники (Институции Гая 143 г.) были источниками права.
1
Противоречия эпохи выразились в том, что и Цицерон по существу
обвинялся в том же: удостоенный звания "Отец отечества" за подавление
заговора Каталины и спасение республики, он вскоре был осужден за
незаконные казни участников того же самого заговора и даже был вынуж
ден отправиться в изгнание до очередной перемены власти.