Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5773

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ГЛАВА 4 

Политические и правовые учения 

в Древнем Риме 

§ 1. Введение 

Социально дифференцированное общество складывалось в Ита­

лии уже в VIII в. до н. э. Временем основания города Рима считает­
ся 753 г. до н. э. Противоречия и конфликты патрициев и плебеев 
привели к окончательному оформлению государства (реформы царя 
Сервия Туллия) в IV в. до н. э. В том же веке после изгнания царя 
Тарквиния Гордого была учреждена республика. Значительная часть 

римской истории — завоевательные войны, в результате которых 
под власть Рима в  I I I — I I вв. до н. э. перешли весь Апеннинский по­
луостров, Британия, большая часть Западной Европы, Малой Азии, 
Северной Африки. В 146 г. до н. э. Риму была подчинена Греция. 

Гигантское расширение границ Римской республики во  I I — I вв. 

до н. э. привело к кризису существовавшего государственного уст­
ройства. В процессе завоевательных войн Рима возрастали чис­
ленность рабов и их эксплуатация не только в домашнем хозяй­
стве, но и в рудниках, каменоломнях, плавильнях, на грандиозных 
стройках. В Сицилии, в Малой Азии, а затем и в Италии происхо­
дили большие восстания рабов. Нарастало недовольство союзни­
ков, италиков, покоренных народов, пытавшихся отложиться от 
Рима. Во II в. до н. э. в Риме началось движение крестьян за аграр­
ные законы, за наделение землей свободного крестьянства (рефор­
мы братьев Гракхов). Серьезной проблемой становились пролета­

ризация части населения, выступления пролетариев под лозун­
гами "хлеба и зрелищ". Рабовладельческая республика с трудом 
справлялась с управлением громадными территориями, со смутами, 
гражданскими войнами, с восстаниями и волнениями рабов, кресть­
ян, пролетариев, населения подвластных областей. Диктатура, быв­
шая до того временной и чрезвычайной, в I в. до н. э. становится 
частой и даже пожизненной (военная диктатура Суллы). Различ­
ные политические деятели и группировки их сторонников на сло­
вах защищали республику, на деле же боролись между собой за 

право ее уничтожить. В 27 г. до н. э. Сенат поднес Октавиану титул 

"Август" ("Божественный"); установился

 принципат ("принцепс 

сенатус"

 — первый сенатор, тот, кто выступает в Сенате первым, 


background image

Глава 4. Политические и правовые учения в Древнем Риме 

55 

предопределяет его решение). Формально сохранялись республи­
канские учреждения, но император (почетный военный титул прин-
цепса) бесконтрольно и самодержавно управлял Римской импери­
ей через республиканские магистратуры, бурно растущий аппарат 
чиновничества и армию. Были проведены некоторые реформы и 
приняты военные меры для ослабления социальной напряженнос­
ти, подавления гражданских и союзнических восстаний и войн. 

В 284 г. император Домициан повелел именовать себя "Доми-

нус" ("господин"). Римское государство стало

 доминатом

 — не­

ограниченной монархией с громадным военно-бюрократическим ап­

паратом. Трудность управления обширным государством и военные 
обстоятельства привели к разделению Римской империи (395 г.) на 
Восточную и Западную. Западная Римская империя просущество­
вала до 476 г., Восточная (Византия) — до 1453 г. 

Политико-правовая идеология Древнего Рима (как и римская 

философия вообще) складывалась под сильным влиянием филосо­
фии Античной Греции. В 146 г. до н. э., когда оформлялось включе­
ние Греции в состав Римской державы, Рим посетили греческие 
философы, оставившие глубокий след в сознании образованной ча­
сти общества. Изучение классических произведений различных 
философских школ стало важнейшей и обязательной частью обу­
чения состоятельных римлян, а знание греческого языка было при­
знаком образованного человека. Даже те, кто сетовал на засилье 
чужеземной греческой культуры, выписывали из Греции учителей 
философии и других наук или сами ездили обучаться в Грецию. 

Особенное влияние на умы ученых римлян произвела филосо­

ф и я стоиков с ее общечеловеческой этикой и космополитическими 
идеями, соответствующими "всемирному" характеру тогдашней 
Римской империи. 

Мыслители Древнего Рима, порой намеренно подчеркивая сход­

ство своих идей с идеями Платона, Аристотеля, стоиков или Поли-
бия, внесли немало нового в развитие политической и правовой 
идеологии. 

§ 2. Политико-правовое учение Цицерона 

Марк

 Туллий Цицерон

 (106—43 гг. до н. э.) был государствен­

ным деятелем, активным политиком, оратором, юристом, филосо­
фом, писателем. Он жил в бурный период истории, когда в острой 
борьбе за власть различных диктаторов, триумвиров, заговорщи­
ков Римская республика претерпевала углубляющийся кризис и 
по тенденции сменялась единовластием императора. Цицерон был 
убежденным сторонником сохранения и укрепления "сенатской рес­
публики", основанной на "заветах предков". 


background image

56 

История политических и правовых учений 

Политико-правовое учение Цицерона сложилось под сильным 

влиянием греческой философии. Свои основные труды он назвал 

"О республике" (De republica; чаще переводится "О государстве") 

и "О законах" (De legibus); оба произведения написаны в форме 
диалогов. Явное подражание Платону подчеркивается и названия­
ми этих произведений, и формой изложения. Но Цицерон — само­
бытный мыслитель, не только излагавший ряд идей греческих ав­
торов, но и полемизировавший с ними, и, главное, стремившийся 
выразить в политической и правовой философии острые проблемы 
своей страны и эпохи, построить практически осуществимую и ак­
туальную теорию. Литературное наследие Цицерона обширно. Он 
писал не только о политике и философии, но и об ораторском ис­
кусстве, о природе богов, о благе и зле, оставил сборники своих 
речей (наиболее знаменита обличительная речь против Катилины). 
Цицерона нередко упрекали за эклектицизм, за частое изменение 
взглядов. Тем не менее в истории философии и истории полити­
ческих и правовых учений он остался одним из виднейших (если 
не самым видным) мыслителей Древнего Рима. 

Цицерону принадлежит знаменитое определение государства 

как дела народного (res publica est res populi): "Государство есть 
достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных 
вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, 
связанных между собою согласием в вопросах права и общностью 
интересов". 

Это определение имеет ряд существенных достоинств. Во-пер­

вых, в понятие государства включено понятие народа как особой 
общности людей; во-вторых, народ не отождествляется с "демо­
сом", способным переродиться в "охлос", а рассматривается как 
духовная и социальная общность людей, соединенных едиными пред­
ставлениями о праве и общими интересами; в-третьих, наконец, 
право рассматривается не как "веление государства", "признак го­
сударственной власти", а как основа объединения народа, "достоя­
нием" которого является государство. 

В эпоху Цицерона термин "res publica" юридически означал 

имущество ("res"), находящееся в общем, всенародном пользова­
нии римской гражданской общины (civitas Romana). Можно заме­
тить, что к Римскому государству того времени это определение не 
подходило хотя бы потому, что границы Римского государства вышли 
далеко за пределы первоначальной римской общины, а население 
самого Рима все больше распадалось на враждебные и борющиеся 
политические группировки, имеющие разные понятия о праве и 
противоположные интересы. 

Тем не менее данное Цицероном определение государства (точ­

нее — "республики") оставило глубокий след в истории политичес­
кой мысли. Уже христианские авторы, отвергавшие языческую  ф и -


background image

Глава 4. Политические и правовые учения в Древнем Риме 57 

лософию, утверждали, что это определение настолько хорошо, что 
оно подходит только к церкви (см. далее § 5). Политические теоре­
тики Нового времени (Боден, Гроций и др.) либо брали это опреде­
ление за основу собственного понятия государства, либо именовали 
республикой правильно устроенное государство, основанное на пра­
вовой общности граждан (Кант). 

Цицерон придавал важное значение государственному устрой­

ству. Причиной объединения людей в государство он называл врож­
денную потребность жить вместе. Следуя Полибию, Цицерон писал 
о видах государственного устройства (монархия, аристократия, де­
мократия) и о неизбежности их вырождения: "Все виды государ­
ственного устройства, упомянутые выше, легко превращаются в 
свою порочную противоположность, — вследствие чего царь ока­
зывается властелином, оптиматы кликой, народ изменчивой тол­
пой". Вслед за Полибием, за сто лет до этого воспевшим Римскую 
республику, Цицерон пишет о смешанном государственном уст­
ройстве как о наиболее стабильном и прочном.  " И з трех указанных 
видов государственного устройства, — писал Цицерон, — самым 

лучшим является царская власть, но царскую власть превзойдет 
такая, которая будет образована путем равномерного смешения трех 
наилучших видов государственного устройства. Ибо желательно, 
чтобы в государстве было нечто выдающееся и царственное, чтобы 
одна часть власти была уделена и вручена авторитету первенству­
ющих людей, а некоторые дела были предоставлены суждению и 
воле народа". 

Цицерон писал, что прочность государства зависит от его уст­

ройства и от незыблемости законов — "подобно тому, как магист­
ратами руководят законы, так народом руководят магистраты; 
магистрат — это закон говорящий, а закон — это безмолвный ма­
гистрат". Однако, рассуждал Цицерон, не всякие законы и уста­
новления могут считаться правом. Справедливости противоречат 
законы тиранов, законы, установленные в расчете на выгоду. "Если 
бы права устанавливались повелениями народов, решениями пер­
венствующих людей, приговорами судей, то существовало бы пра­
во разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять 
подложные завещания, — если бы права эти могли получить одоб­
рение голосованием или решением толпы". 

Источник законов и права Цицерон искал в природе человека и 

общества, так как вне семьи, гражданской общины, государства 

люди существовать не могут. Вслед за стоиками он рассуждал о 
божественном законе разума, образующем единую для всех спра­
ведливость: "Закон есть заложенный в природе высший разум, — 

писал Цицерон, — велящий нам совершать то, что следует совер­
шать, и запрещающий противоположное... Закон есть решение, от­
личающее справедливое от несправедливого и выраженное в соот-


background image

58 

История политических и правовых учений 

ветствии с древнейшим началом всего сущего — природой, с кото­
рой сообразуются человеческие законы, дурных людей карающие 
казнью и защищающие и оберегающие честных". 

Нетрудно заметить, что справедливость Цицерон определял как 

отсутствие несправедливости. Это, действительно, так — Цицерон 
порицал как несправедливые ряд законов его времени — таковы 
земельные и хлебные законы некоторых трибунов, обострявшие 
раскол римской общины, закон, дававший диктатору Сулле право 
без суда казнить граждан

1

, любые законы, ослабляющие единство 

римского народа. Цицерон был убежденным сторонником "сенат­
ской республики", основанной на солидарности римского народа: 
"Наилучшим является государственный строй, оставленный нам 
предками". Периодом процветания Римского государства, основан­
ного на единстве народа, Цицерон считал период примерно от со­
глашения патрициев и плебеев (V в. до н. э.) до выступлений крес­
тьянства за аграрную реформу (II в. до н. э.). Стремления и смерть 
трибуна Тиберия Гракха, писал Цицерон, "разделили единый на­
род на две части". Это разделение усилилось из-за несогласий в 
Сенате, из-за диктаторов и мятежных триумвиров. 

Жизнь Цицерона закончилась трагично. Блестящий оратор и 

активный политический деятель периода становления "цезаризма" 
был казнен по приказу одного из претендентов на высшую власть, 
вскоре тоже павшего на поле политической борьбы. 

§ 3. Правовые и политические идеи 

римских юристов 

Юриспруденция в Древнем Риме развивалась в периоды прин­

ципата и домината в связи с увеличением числа сделок, споров, 
исков, судебных решений. Римские юристы давали консультации 
по вопросам права, издавали учебники и комментарии римского 
права, преподавали в учебных заведениях. Консультации юристов 
по спорным вопросам обычно принимались судами и влияли на 
решение дел. 

Рассвет римской юриспруденции относится к II—III вв. Юрис­

ты Папиниан, Павел, Гай, Ульпиан, Модестик и некоторые другие 
занимали высокие должности; сборники их суждений и даже учеб­
ники (Институции Гая 143 г.) были источниками права. 

1

 Противоречия эпохи выразились в том, что и Цицерон по существу 

обвинялся в том же: удостоенный звания "Отец отечества" за подавление 

заговора Каталины и спасение республики, он вскоре был осужден за 

незаконные казни участников того же самого заговора и даже был вынуж­

ден отправиться в изгнание до очередной перемены власти.