Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5779
Скачиваний: 125
74
История политических и правовых учений
данные подчиняются царям и другим светским властям, рабы дол
жны подчиняться господам.
Большое место в политико-правовой доктрине Фомы занимает
учение о законах, их видах и соподчиненности.
Закон определяется как общее правило для достижения цели,
правило, которым кто-либо побуждается к действию или воздержа
нию от него.
Взяв у Аристотеля деление законов на естественные (они са
моочевидны) и положительные (писаные), Фома Аквинский допол
нил его делением на законы человеческие (определяют порядок
общественной жизни) и божественные (указывают пути достиже
ния "небесного блаженства"). Мз сочетания этих двух классифика
ций выводятся четыре вида законов: вечный (божественный есте
ственный), естественный (человеческий естественный), человечес
кий (человеческий положительный) и божественный (божествен
ный положительный).
Вечным, законом
Фома называет "сам Божественный разум,
управляющий миром"; этот закон лежит в основе всего мирового
порядка, природы и общества
Естественный закон
трактуется как отражение вечного закона
человеческим разумом; к нему относятся законы общежития, стрем
ление к самосохранению и продолжению рода.
Человеческий закон,
под которым Фома разумел действовавшее
право, он рассматривал как выражение требований естественного
закона и подкрепление их принуждением, санкцией. Необходимость
человеческого закона обосновывалась тем, что люди вследствие гре
хопадения имеют извращенную волю, свобода которой сводится к
возможности творить зло; для обеспечения незыблемости требова
ний естественного закона необходимо принуждение людей к добро
детели путем применения силы и страха наказания.
Наконец, к божественному, или откровенному,
закону
Фома
относил Библию.
По учению Фомы Аквинского, получилось так, что предписания
действующего (человеческого) закона в конечном счете вытекают
из воли и разума Бога; потому нарушение феодального закона не
только влечет принуждение и наказание, но и является тяжким
грехом ("грехом неповиновения").
Большое внимание Фома Аквинский уделяет обоснованию со
словного неравенства. Одним из главных лозунгов еретических дви
жений была идея равенства во Христе, толкуемого как отрицание
сословных привилегий, осуждение приниженного положения крес
тьян. Обоснованию сословно-феодальных привилегий в учении Фомы
служило возведение иерархии в ранг божественного установления.
Для обоснования же феодальной зависимости крестьян исполь
зовались не только тексты Священного писания, обращенные к ра-
Гл 5. Политико-правовые учения в Зап. Европе в Средние века 75
бам, но и все вообще доводы в защиту рабства: "Рабство установле
но природой", "оно необходимо для обеспечения досуга" (оба дово
да взяты у Аристотеля), "рабство установлено "правом народов"
(довод римских юристов), "источник рабства — грех" (Августин
Блаженный).
По учению Фомы Аквинского, человеческий закон не должен
противоречить естественному. Поскольку последний понимался толь
ко как правила общежития (у людей нет другого средства самоза
щиты, кроме общества), сохранения жизни и продолжения рода,
необходимость соответствия человеческого закона естественному
означала, что правители не должны распускать общество, запре
щать жизнь, брак, деторождение.
Фома ставит вопрос о возможности противоречий закона чело
веческого другим видам законов. Как быть, если правитель предпи
сывает нечто, противоречащее естественному закону? Ответ Фомы
категоричен: во избежание смуты надо подчиняться и таким пред
писаниям, поскольку сохранение общежития основано на господ
стве и подчинении; не исключено также, что произвольные дей
ствия правителя — зло, ниспосланное подданным за грехи, в любом
случае сопротивление — грех. "Ведь Петр учит нас смиренно под
чиняться не только добрым и честным, но даже, — как сказано во
втором послании Петра, — дурным господам".
Если, однако, произвол правителя направляется против церкви
и ее учения — правителю нельзя повиноваться; в таких случаях
церковь может низложить тирана, его же подданные освобожда
ются от присяги. Тезис о верховенстве божественных (а по суще
ству — церковных) законов использовался Фомой Аквинским для
обоснования теократических притязаний католической церкви. Под
чинение светских феодалов божественному закону, настойчиво под
черкивал Фома, особенно важно в деле защиты религии. Главным
средством борьбы против ересей Фома Аквинский называл физи
ческое уничтожение еретиков. "Извращать религию, от которой
зависит жизнь вечная, гораздо более тяжкое преступление, чем
подделывать монету, которая служит для удовлетворения потреб
ностей временной жизни. Следовательно, — писал Фома Аквин
ский, — если фальшивомонетчиков, как и других злодеев, светские
государи справедливо наказывают смертью, еще справедливее каз
нить еретиков, коль скоро они уличены в ереси".
Еретическому учению о двух богах, один из которых создал мир
зла, богатства и порабощения, Фома Аквинский противопоставляет
католическое учение о могущественном дьяволе, — "главе целого
демонического царства", который, сказано в Священном писании,
"ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить". Именно козни
дьявола и являются, по учению церкви, источником ересей, смут,
несогласий.
76
История политических и правовых учений
Учение Фомы Аквинского о государственной власти давало тон
кое обоснование теократическим теориям. Как отмечено, светские
правители, ссылаясь на то же Священное писание ("нет власти не
от Бога; существующие же власти от Бога установлены"), нередко
оспаривали правомерность попыток церкви ограничить их власть
или судить о ее законности. Фома Аквинский стремился опроверг
нуть эти ссылки своим учением об элементах власти.
В духе средневековой схоластики Фома Аквинский различает
три элемента государственной власти: сущность, происхождение,
использование.
Сущность власти, т. е. порядок управления (господства и под
чинения), установлен Богом; именно так следует понимать слова
апостола Павла: "Существующие же власти от Бога установлены".
Однако, продолжает Фома, отсюда, конечно, не следует, что каж
дый отдельный правитель поставлен непосредственно Богом и Бо
гом же совершено каждое действие правителя. Князь может ока
заться узурпатором, тираном, безумцем; он, как и каждый человек,
имеет свободную волю, т. е. способность творить зло. В этих случаях
суждение о законности происхождения и использования власти
правителя принадлежит церкви. Высказывая такое суждение, даже
и ведущее к низложению правителя, церковь не посягает на боже
ственный принцип власти, необходимый для общежития.
Благодаря трудам Фомы Аквинского схоластически истолко
ванное учение Аристотеля получило большую известность и рас
пространение в идеологии Западной Европы. Аристотель, часто
именуемый "Философ" (с большой буквы), ставился много выше
других античных авторов. Изучение и комментирование его трудов,
осмысленных и перетолкованных в духе католического богословия,
заменяло средневековым схоластам исследование общества, приро
ды, реального мира.
Политико-правовая концепция Фомы Аквинского была основа
тельной апологией западноевропейского феодализма. Учение Фомы
Аквинского сохраняет ведущее положение в католической идео
логии.
Специальной энцикликой папы римского в 1879 г. учение Фомы
Аквинского объявлено "единственно истинной философией католи
цизма".
§ 5. Средневековые юристы
Находка в XI в. рукописей Дигест Юстиниана положила начало
изучению римского права в университетах Северной Италии, а за
тем в других городах Западной Европы. В XI—XII вв. в Болонье
сложилась
школа глоссаторов,
изучавших и преподававших рим
ское право ("глосса" — замечание, пояснение).
Г л 5. Политико-правовые учения в Зап. Европе в Средние века 77
В споре императоров и церкви легисты-глоссаторы выступали
на стороне светской власти. Большинство легистов (юристов) утвер
ждало, что народ передал императорам всю власть, которая неогра
ниченна и наследственна. Ссылаясь на законы Римской империи,
где воля императоров считалась высшим законом, легисты полага
ли главным источником права законы, установленные светской влас
тью императоров, королей, городов.
Аналогичные идеи с XIV в. обосновывали
постглоссаторы,
ком
ментаторы, применявшие правила схоластической логики к обра
ботке материала, собранного глоссаторами. Некоторые юристы Сред
них веков считали свободу естественным правом, а рабство — по
рождением насилия.
Наиболее видным постглоссатором был итальянский профессор
Б а р т о л де
Саксоферрато
(Bartolus de Saxoferrato; 1313 или 1314—
1357 гг.), по имени которого постглоссаторы назывались "барто-
листы". Они продолжили развитие юридической науки, начало ко
торой было положено глоссаторами. Глоссаторы и постглоссаторы
не только изучали и преподавали букву римского права, но и стре
мились обобщать и систематизировать правовые понятия, соеди
нять или согласовывать основные положения римского права с по
нятиями современного им канонического, городского, обычного пра
ва. Однако применение к изучению права схоластических методов
часто вело к бессодержательности и многословию комментаторов,
отрыву их от практики исследования и реализации права.
Защита легистами независимости светской власти вызывала
раздражение католической церкви, запретившей духовенству изу
чение римского права, а также преподавание его в Парижском уни
верситете. В противовес школам легистов в XII в. была создана
школа канонистов,
систематизировавших папские декреты и бул
лы, решения церковных соборов, высказывания отцов церкви, по
ложения Библии. Естественное право они отождествляли с Боже
ственным законом, изложенным в священных книгах, а единствен
ным источником человеческого права считали обычай. Канонисты
одобряли старые решения синодов (IX в.), строго запрещавшие епис
копам и аббатам наделять свободой рабов или посвящать их в ду
ховный сан. Канонисты грозили анафемой тем, кто поощрял рабов к
бегству или помогал беглым рабам.
§ 6. Учение о законах и государстве
Марсилия Падуанского
К началу XIV в. относится ряд острых столкновений между
римскими папами и Людвигом IV Баварским (1287—1347, герман
ский король с 1314 г., император Священной Римской империи с
1328 г.).
78
История политических и правовых учений
Наиболее яркое и своеобразное теоретическое выражение про
тест против притязаний католической церкви на светскую власть
нашел в учении
Марсилия Падуанского
(ок. 1280—1343).
Итальянский философ, ученый и медик Марсилий Падуанский,
бывший одно время ректором Парижского университета, написал
книгу "Защитник мира" (1324 г.). Книга выдержана в схоластичес
кой манере; автор рассуждает о небесных и земных целях челове
ка, о законах, определяющих пути достижения этих целей; эти
рассуждения были изложены в виде толкования модной тогда "Поли
тики" Аристотеля и в духе времени сопровождались ссылками на
Священное писание, труды отцов церкви, Фомы Аквинского и дру
гих схоластов.
Марсилий Падуанский резко критикует теократические тео
рии: основная причина войн, смут и возмущений, мешающих мир
ному, упорядоченному общежитию (одна из основных земных це
лей), — неверные представления о соотношении церкви и государ
ства, божественного и человеческого законов. Попытки церкви вме
шаться в дела светской власти сеют раздоры и лишают мира евро
пейские государства, особенно Италию. Эта причина раздоров не
описана Аристотелем, которому вообще не была известна высшая
цель, определяемая божественным законом,
Марсилий Падуанский различает два вида законов по их цели,
содержанию и способам обеспечения.
Божественный закон
указывает пути достижения вечного бла
женства, определяет различия между грехами и заслугами перед
Богом, а также наказания и награды в потустороннем мире, где
судьей является Христос. Цель
человеческого закона
— справедли
вость и общее благо, прочность и твердость власти; различая
правомерное и неправомерное, закон устанавливает справедливость;
соблюдение
человеческого закона
обеспечивается принуждением.
Право — это установленное государством приказание, дозво
ление или запрещение, обладающее принудительной силой. Право
регулирует отношения между людьми и удерживает человеческую
власть от произвола. Поскольку люди по-разному определяют в
законах критерии справедливого и несправедливого, в разных стра
нах и у разных народов право — разное.
Цель человеческого закона — "хорошая жизнь на земле". Цель
божественного закона — вечное спасение.
Из различения двух видов законов проистекают разграничения
целей, сфер и методов деятельности церкви и государства.
К ведению церкви относятся только божественные, но не чело
веческие законы; служа высшей цели, церковь не должна вмеши
ваться в "мирские дела". Христос не наделял апостолов светской
властью, а папы — их преемники. Христос вообще говорил: "Цар
ство мое не от мира сего". Духовенство имеет право лишь учить,