Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5516

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

74 

История политических и правовых учений 

данные подчиняются царям и другим светским властям, рабы дол­
жны подчиняться господам. 

Большое место в политико-правовой доктрине Фомы занимает 

учение о законах, их видах и соподчиненности. 

Закон определяется как общее правило для достижения цели, 

правило, которым кто-либо побуждается к действию или воздержа­
нию от него. 

Взяв у Аристотеля деление законов на естественные (они са­

моочевидны) и положительные (писаные), Фома Аквинский допол­
нил его делением на законы человеческие (определяют порядок 
общественной жизни) и божественные (указывают пути достиже­
ния "небесного блаженства"). Мз сочетания этих двух классифика­
ций выводятся четыре вида законов: вечный (божественный есте­
ственный), естественный (человеческий естественный), человечес­
кий (человеческий положительный) и божественный (божествен­
ный положительный). 

Вечным, законом

 Фома называет "сам Божественный разум, 

управляющий миром"; этот закон лежит в основе всего мирового 
порядка, природы и общества 

Естественный закон

 трактуется как отражение вечного закона 

человеческим разумом; к нему относятся законы общежития, стрем­
ление к самосохранению и продолжению рода. 

Человеческий закон,

 под которым Фома разумел действовавшее 

право, он рассматривал как выражение требований естественного 
закона и подкрепление их принуждением, санкцией. Необходимость 
человеческого закона обосновывалась тем, что люди вследствие гре­
хопадения имеют извращенную волю, свобода которой сводится к 
возможности творить зло; для обеспечения незыблемости требова­
ний естественного закона необходимо принуждение людей к добро­
детели путем применения силы и страха наказания. 

Наконец, к божественному, или откровенному,

 закону

 Фома 

относил Библию. 

По учению Фомы Аквинского, получилось так, что предписания 

действующего (человеческого) закона в конечном счете вытекают 
из воли и разума Бога; потому нарушение феодального закона не 
только влечет принуждение и наказание, но и является тяжким 
грехом ("грехом неповиновения"). 

Большое внимание Фома Аквинский уделяет обоснованию со­

словного неравенства. Одним из главных лозунгов еретических дви­
жений была идея равенства во Христе, толкуемого как отрицание 
сословных привилегий, осуждение приниженного положения крес­
тьян. Обоснованию сословно-феодальных привилегий в учении Фомы 
служило возведение иерархии в ранг божественного установления. 

Для обоснования же феодальной зависимости крестьян исполь­

зовались не только тексты Священного писания, обращенные к ра-


background image

Гл 5. Политико-правовые учения в Зап. Европе в Средние века 75 

бам, но и все вообще доводы в защиту рабства: "Рабство установле­
но природой", "оно необходимо для обеспечения досуга" (оба дово­
да взяты у Аристотеля), "рабство установлено "правом народов" 
(довод римских юристов), "источник рабства — грех" (Августин 
Блаженный). 

По учению Фомы Аквинского, человеческий закон не должен 

противоречить естественному. Поскольку последний понимался толь­
ко как правила общежития (у людей нет другого средства самоза­
щиты, кроме общества), сохранения жизни и продолжения рода, 
необходимость соответствия человеческого закона естественному 
означала, что правители не должны распускать общество, запре­
щать жизнь, брак, деторождение. 

Фома ставит вопрос о возможности противоречий закона чело­

веческого другим видам законов. Как быть, если правитель предпи­
сывает нечто, противоречащее естественному закону? Ответ Фомы 
категоричен: во избежание смуты надо подчиняться и таким пред­

писаниям, поскольку сохранение общежития основано на господ­
стве и подчинении; не исключено также, что произвольные дей­
ствия правителя — зло, ниспосланное подданным за грехи, в любом 
случае сопротивление — грех. "Ведь Петр учит нас смиренно под­
чиняться не только добрым и честным, но даже, — как сказано во 
втором послании Петра, — дурным господам". 

Если, однако, произвол правителя направляется против церкви 

и ее учения — правителю нельзя повиноваться; в таких случаях 
церковь может низложить тирана, его же подданные освобожда­
ются от присяги. Тезис о верховенстве божественных (а по суще­
ству — церковных) законов использовался Фомой Аквинским для 
обоснования теократических притязаний католической церкви. Под­
чинение светских феодалов божественному закону, настойчиво под­
черкивал Фома, особенно важно в деле защиты религии. Главным 
средством борьбы против ересей Фома Аквинский называл физи­
ческое уничтожение еретиков. "Извращать религию, от которой 
зависит жизнь вечная, гораздо более тяжкое преступление, чем 
подделывать монету, которая служит для удовлетворения потреб­
ностей временной жизни. Следовательно, — писал Фома Аквин­
ский, — если фальшивомонетчиков, как и других злодеев, светские 
государи справедливо наказывают смертью, еще справедливее каз­
нить еретиков, коль скоро они уличены в ереси". 

Еретическому учению о двух богах, один из которых создал мир 

зла, богатства и порабощения, Фома Аквинский противопоставляет 
католическое учение о могущественном дьяволе, — "главе целого 
демонического царства", который, сказано в Священном писании, 

"ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить". Именно козни 
дьявола и являются, по учению церкви, источником ересей, смут, 
несогласий. 


background image

76 

История политических и правовых учений 

Учение Фомы Аквинского о государственной власти давало тон­

кое обоснование теократическим теориям. Как отмечено, светские 
правители, ссылаясь на то же Священное писание ("нет власти не 
от Бога; существующие же власти от Бога установлены"), нередко 
оспаривали правомерность попыток церкви ограничить их власть 
или судить о ее законности. Фома Аквинский стремился опроверг­
нуть эти ссылки своим учением об элементах власти. 

В духе средневековой схоластики Фома Аквинский различает 

три элемента государственной власти: сущность, происхождение, 
использование. 

Сущность власти, т. е. порядок управления (господства и под­

чинения), установлен Богом; именно так следует понимать слова 

апостола Павла: "Существующие же власти от Бога установлены". 
Однако, продолжает Фома, отсюда, конечно, не следует, что каж­
дый отдельный правитель поставлен непосредственно Богом и Бо­
гом же совершено каждое действие правителя. Князь может ока­
заться узурпатором, тираном, безумцем; он, как и каждый человек, 
имеет свободную волю, т. е. способность творить зло. В этих случаях 
суждение о законности происхождения и использования власти 
правителя принадлежит церкви. Высказывая такое суждение, даже 
и ведущее к низложению правителя, церковь не посягает на боже­
ственный принцип власти, необходимый для общежития. 

Благодаря трудам Фомы Аквинского схоластически истолко­

ванное учение Аристотеля получило большую известность и рас­
пространение в идеологии Западной Европы. Аристотель, часто 
именуемый "Философ" (с большой буквы), ставился много выше 
других античных авторов. Изучение и комментирование его трудов, 
осмысленных и перетолкованных в духе католического богословия, 
заменяло средневековым схоластам исследование общества, приро­
ды, реального мира. 

Политико-правовая концепция Фомы Аквинского была основа­

тельной апологией западноевропейского феодализма. Учение Фомы 
Аквинского сохраняет ведущее положение в католической идео­

логии. 

Специальной энцикликой папы римского в 1879 г. учение Фомы 

Аквинского объявлено "единственно истинной философией католи­
цизма". 

§ 5. Средневековые юристы 

Находка в XI в. рукописей Дигест Юстиниана положила начало 

изучению римского права в университетах Северной Италии, а за­
тем в других городах Западной Европы. В XI—XII вв. в Болонье 
сложилась

 школа глоссаторов,

 изучавших и преподававших рим­

ское право ("глосса" — замечание, пояснение). 


background image

Г л 5. Политико-правовые учения в Зап. Европе в Средние века 77 

В споре императоров и церкви легисты-глоссаторы выступали 

на стороне светской власти. Большинство легистов (юристов) утвер­
ждало, что народ передал императорам всю власть, которая неогра­
ниченна и наследственна. Ссылаясь на законы Римской империи, 
где воля императоров считалась высшим законом, легисты полага­
ли главным источником права законы, установленные светской влас­
тью императоров, королей, городов. 

Аналогичные идеи с XIV в. обосновывали

 постглоссаторы,

 ком­

ментаторы, применявшие правила схоластической логики к обра­
ботке материала, собранного глоссаторами. Некоторые юристы Сред­
них веков считали свободу естественным правом, а рабство — по­
рождением насилия. 

Наиболее видным постглоссатором был итальянский профессор 

Б а р т о л де

 Саксоферрато

 (Bartolus de Saxoferrato; 1313 или 1314— 

1357 гг.), по имени которого постглоссаторы назывались "барто-

листы". Они продолжили развитие юридической науки, начало ко­
торой было положено глоссаторами. Глоссаторы и постглоссаторы 
не только изучали и преподавали букву римского права, но и стре­
мились обобщать и систематизировать правовые понятия, соеди­
нять или согласовывать основные положения римского права с по­
нятиями современного им канонического, городского, обычного пра­
ва. Однако применение к изучению права схоластических методов 
часто вело к бессодержательности и многословию комментаторов, 
отрыву их от практики исследования и реализации права. 

Защита легистами независимости светской власти вызывала 

раздражение католической церкви, запретившей духовенству изу­
чение римского права, а также преподавание его в Парижском уни­
верситете. В противовес школам легистов в XII в. была создана 

школа канонистов,

 систематизировавших папские декреты и бул­

лы, решения церковных соборов, высказывания отцов церкви, по­
ложения Библии. Естественное право они отождествляли с Боже­
ственным законом, изложенным в священных книгах, а единствен­
ным источником человеческого права считали обычай. Канонисты 
одобряли старые решения синодов (IX в.), строго запрещавшие епис­
копам и аббатам наделять свободой рабов или посвящать их в ду­
ховный сан. Канонисты грозили анафемой тем, кто поощрял рабов к 
бегству или помогал беглым рабам. 

§ 6. Учение о законах и государстве 

Марсилия Падуанского 

К началу XIV в. относится ряд острых столкновений между 

римскими папами и Людвигом IV Баварским (1287—1347, герман­
ский король с 1314 г., император Священной Римской империи с 

1328 г.). 


background image

78 

История политических и правовых учений 

Наиболее яркое и своеобразное теоретическое выражение про­

тест против притязаний католической церкви на светскую власть 
нашел в учении

 Марсилия Падуанского

 (ок. 1280—1343). 

Итальянский философ, ученый и медик Марсилий Падуанский, 

бывший одно время ректором Парижского университета, написал 
книгу "Защитник мира" (1324 г.). Книга выдержана в схоластичес­
кой манере; автор рассуждает о небесных и земных целях челове­
ка, о законах, определяющих пути достижения этих целей; эти 
рассуждения были изложены в виде толкования модной тогда "Поли­
тики" Аристотеля и в духе времени сопровождались ссылками на 
Священное писание, труды отцов церкви, Фомы Аквинского и дру­
гих схоластов. 

Марсилий Падуанский резко критикует теократические тео­

рии: основная причина войн, смут и возмущений, мешающих мир­
ному, упорядоченному общежитию (одна из основных земных це­
лей), — неверные представления о соотношении церкви и государ­
ства, божественного и человеческого законов. Попытки церкви вме­
шаться в дела светской власти сеют раздоры и лишают мира евро­
пейские государства, особенно Италию. Эта причина раздоров не 
описана Аристотелем, которому вообще не была известна высшая 
цель, определяемая божественным законом, 

Марсилий Падуанский различает два вида законов по их цели, 

содержанию и способам обеспечения. 

Божественный закон

 указывает пути достижения вечного бла­

женства, определяет различия между грехами и заслугами перед 
Богом, а также наказания и награды в потустороннем мире, где 
судьей является Христос. Цель

 человеческого закона

 — справедли­

вость и общее благо, прочность и твердость власти; различая 
правомерное и неправомерное, закон устанавливает справедливость; 
соблюдение

 человеческого закона

 обеспечивается принуждением. 

Право — это установленное государством приказание, дозво­

ление или запрещение, обладающее принудительной силой. Право 
регулирует отношения между людьми и удерживает человеческую 
власть от произвола. Поскольку люди по-разному определяют в 
законах критерии справедливого и несправедливого, в разных стра­
нах и у разных народов право — разное. 

Цель человеческого закона — "хорошая жизнь на земле". Цель 

божественного закона — вечное спасение. 

Из различения двух видов законов проистекают разграничения 

целей, сфер и методов деятельности церкви и государства. 

К ведению церкви относятся только божественные, но не чело­

веческие законы; служа высшей цели, церковь не должна вмеши­
ваться в "мирские дела". Христос не наделял апостолов светской 
властью, а папы — их преемники. Христос вообще говорил: "Цар­
ство мое не от мира сего". Духовенство имеет право лишь учить,