Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5785
Скачиваний: 125
84
История политических и правовых учений
кого мировоззрения. Даже правящий слой Киевской Руси, прини
мая христианство, не отказывался полностью от языческих ценно
стей, не утрачивал окончательно языческого мировоззрения. При
чем не только в силу естественной приверженности ко всему тра
диционному, устоявшемуся, но и во многом сознательно, стремясь
посредством язычества своего сохранить независимость от пришед
ших на Русь вместе с христианством греческих священников, кото
рые считались ставленниками Византии, проводниками византий
ской политики.
В народной же среде древнее славянское язычество господство
вало по меньшей мере до XIII в. В начале X V B . кардинал Д'Этли
доносил в Рим об увиденном на Руси: "Русские до такой степени
сблизили свое христианство с язычеством, что трудно было ска
зать, что преобладало в образовавшейся смеси: христианство ли,
принявшее в себя языческие начала, или язычество, поглотившее
христианское вероучение".
Очевидно, что говоря о политической и правовой мысли того
или иного общества, мы допускаем определенную условность — не
общество само по себе является творцом политических и правовых
идей, а индивиды. Политическая и правовая мысль Киевской Руси
в этом смысле не исключение — она была непосредственным тво
рением отдельных личностей. История сохранила для нас имена
многих живших в Киевской Руси выдающихся мыслителей и тек
сты их произведений. Каждый из них обладал неповторимой ин
дивидуальностью, однако жили и мыслили они все в общих условиях,
в одном поле духовной культуры, которое придавало их поли
тическому и правовому сознанию целый ряд общих свойств.
§ 2. Общая характеристика политической*
и правовой мысли Киевской Руси
Политическая и правовая мысль Киевской Руси дошла до нас в
виде совокупности политических и правовых идей и взглядов, со
держащихся в текстах летописей, правовых памятников, произве
дений древнерусской литературы. Эти идеи и взгляды не склады
вались еще в политические и правовые теории, для их выражения
использовались не специальные понятия и термины, а обыденный
язык, общепринятый для общения в устной речи и на письме. Жанры
произведений, в которых воплощалась политическая и правовая
мысль, — это одновременно жанры и литературы, и устного твор
чества, такие, как: послание, поучение, слово, моление и т. п. То,
что политические и правовые идеи и концепции излагались пре
имущественно в произведениях подобных жанров, явно указывает
на их практическую направленность. Они были предназначены слу-
Гл. 6. Политическая и правовая мысль Киевской Руси 85
жить целям практической политики, т. е. вызывать и оправдывать
определенные политические действия, давать идеологические аргу
менты в политической борьбе и т. п. Иначе говоря, политическая и
правовая мысль Киевской Руси сама по себе была важным элемен
том практической политики. Не случайно поэтому, что среди твор
цов древнерусской политической и правовой идеологии явно пре
обладают государственные и церковные деятели — князья, митро
политы и т. д.
Эта укоренённость политической и правовой мысли Киевской
Руси в реальную общественно-политическую жизнь была залогом
ее самостоятельного развития — важнейшим фактором, ослабляв
шим влияние на нее чужеземной политической и правовой идео
логии.
На Руси сравнительно хорошо были известны политические и
правовые идеи и концепции, выработанные в Византии. Однако,
распространяясь в среде русского образованного слоя, они не мог
ли подчинить себе его сознание и деформировать тем самым рус
скую политическую и правовую мысль. Наоборот, византийская
политико-правовая идеология сама неизбежно реформировалась на
русской почве, приспосабливаясь к реалиям русской общественно-
политической жизни. Византийская политическая и правовая идео
логия вообще была чрезвычайно сложным, неоднородным явлени
ем. Она включала в себя самые разнообразные, часто противореча
щие одна другой идеи, многие же высказывания византийских
идеологов были неопределенны, неясны и требовали соответствен
но толкования, разъяснения. К тому же политическая и правовая
культура Византии развивалась по мере эволюции византийского
общества, менялись содержание и смысл старых идей и концеп
ций, появлялись новые идеологические постулаты. Русские мысли
тели, обращавшиеся к произведениям византийской литературы,
должны были со всей неизбежностью делать выбор идей, а часто и
по-своему их истолковывать. В рамках политической и правовой
мысли Киевской Руси невозможно поэтому выделить собственно
византийские идеи и концепции.
Содержание политической и правовой мысли Киевской Руси (в
том виде, в каком оно дошло до нас в сохранившихся памятниках
письменности) отличалось довольно большим разнообразием. Однако
в нем можно обозначить целый ряд идей и концепций, повторяю
щихся из произведения в произведение, составляющих своего рода
остов, каркас древнерусского политико-правового сознания.
Это в первую очередь
концепция Русской земли.
В текстах ли
тературных произведений Киевской Руси понятие "Русская зем
ля", как и синоним его — слово "Русь", во многих случаях упот
ребляется для обозначения территории проживания русского на
рода, т. е. в географическом смысле. Вместе с тем оно нередко обо-
История политических и правовых
учений
86
История политических и правовых учений
значает собой образ некоего огромного дома — обители русского
народа и православной веры христианской. Причем образ этот зача
стую приобретает явно выраженную эстетическую окраску. Рус
ская земля — не простая обитель, но светло светлая, прекрасно
украшенная, многими красотами прославленная. Именно так ха
рактеризуется она в "Слове о погибели Русской земли" — дошед
шем до нас отрывке из большого произведения о нашествии войск
хана Батыя на Русь, созданного между 1238—1246 гг. "О, свЪтло
св-Ьтлая и украсно украшена, земля Руськая! И многыми красота
ми удивлена еси: озеры многыми удивлена еси, ръками и кладязь-
ми мЪсточестьными, горами, крутыми холми, высокыми дубраво-
ми, чистыми польми, дивными звЪрми, различными птицами, бе-
щислеными городы великыми, селы дивными, винограды обител-
ными, домы церьковными, и князьми грозными, бояры честными,
вельможами многами. Всего еси испольнена земля Руская, о право-
вЪрьная вЪра хрестияньская!"
Вместе с тем понятие "Русская земля" получает в памятниках
письменности Киевской Руси также политическое значение. Рус
ская земля — это в понимании русских мыслителей не просто тер
ритория, страна или обитель, но одновременно и нечто такое, что
делает русских самостоятельным, независимым народом среди дру
гих народов. Русская земля — это то, о чем должны проявлять
постоянную заботу русские князья. Только те князья прославля
ются в литературе Киевской Руси, наделяются разнообразными
положительными чертами, которые были заступниками Русской
земли, которые защищали ее от внешних врагов и жизни своей не
жалели ради нее, всегда готовы были голову свою сложить за Русь.
Широко распространенным среди русских мыслителей было мне
ние о том, что именно от князей зависит, благоденствовать будет
Русская земля или бедствовать. Если князья справедливы, то Бог
милостив к Русской земле, прощает ей многие согрешения, но если
князья злы и лживы, то Бог насылает на нее бедствия — "казнь
Божию". В Лаврентьевской летописи в записи за 1015 г. данное
поверье выражено следующим образом: "Аще бо князи правьдиви
бывают в земли, то многа отдаются согрыленья земли; аще ли зли
и лукави бывають, то болше зло наводить Богь на землю, понеже
то глава есть земли".
Любопытно, что раздробление единого государства Киевской
Руси на ряд обособленных одно от другого в политическом отноше
нии княжеств было воспринято в древнерусской литературе не как
раздробление его территории и соответственно исчезновение Рус
ской земли, но лишь как распад единого прежде княжеского рода
на враждующие между собой группировки. В этой вражде, в кото
рой брат шел на брата, русские писатели усматривали главную
причину всех несчастий, свалившихся на Русскую землю. Когда
Гл. 6. Политическая и правовая мысль Киевской Руси
87
начинались княжеские междоусобицы, "тогда на Русской земле
редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы между
собой деля, а галки по-своему говорили, собираясь лететь на пожи
ву", — констатировало "Слово о полку Игореве" (ок. 1187 г.). Все
это произведение звучало призывом к князьям прекратить меж
доусобную вражду. "Ярославы все внуки и Всеславовы! Не взды
майте более стягов своих, вложите в ножны мечи свои затупивши
еся, ибо потеряли уже дедовскую славу. В своих распрях начали
вы призывать поганых на землю Русскую, на достояние Всеславо-
во. Из-за усобиц ведь началось насилие от земли Половецкой!"
Подобный призыв звучал и в созданном в это же время, т. е. во
второй половине XII в., произведении, известном под названием
"Слово о князьях": "Одумайтесь, князья, вы, что старшей братии
своей противитесь, рать воздвигаете и поганых на братью свою
призываете, — пока не обличил вас Бог на Страшном своем суде!"
Выраженная в приведенных словах
идея ответственности
князей перед Богом
была распространенной в литературе Киев
ской Руси. К ней, в частности, обращался в своем "Поучении" и
Владимир Мономах. "Оже ли кто вас не хочеть добра, ни мира хре-
стьяном, а не буди ему от Бога мира узрфти на оном
свЪтЪ
души
его!" — предупреждал он русских князей.
Идея
ответственности князей перед Богом закономерно выте
кала из
учения о божественном происхождении княжеской влас
ти,
составлявшего стержень официальной политико-правовой иде
ологии Киевской Руси. Духом данного учения проникнуты и рус
ские летописи, и послания митрополитов князьям, и различные
литературные произведения. Так, в "Повести временных лет" в
записи за 1015 г. летописец замечает в ответ на предполагаемый
замысел князя Святополка убить своих братьев и взять себе одно
му всю власть русскую: "Помысливъ высокоумьемъ своимъ, не
въдый яко "Богъ дает власть, ему же хощеть; поставляетъ бо цеса
ря и князя вышний, ему же хощеть, дасть" (думая так, не знал он,
что Бог дает власть тому, кому захочет, и поставляет цесаря и
князя, каких захочет). Подобная мысль проводится и в рассказе о
преступлении рязанских князей Глеба и Константина Владимиро
вичей, убивших в 1218 г. на специально для этого организованном
пиру одного родного и пятерых двоюродных братьев своих. Рассказ
этот содержится в Синодальном списке XIII в. Новгородской пер
вой летописи. Согласно ему Глеб и Константин думали, что если
перебьют своих братьев, то захватят в свои руки всю власть. "И не
вьеси, оканьные, божия смотрения: даеть власть ему же хощеть,
поставляеть цесаря и князя вышний", — заявляет в данном случае
летописец, употребляя почти точно такие же слова, какие говори
лись в рассказе об убиении Святополком своих братьев Бориса и
Глеба.
88
История политических и правовых учений
Таким образом, учение о богоизбранности князей имело для
своего выражения в политической идеологии Киевской Руси даже
и некую устойчивую формулу. Иногда, правда, употреблялись и
другие формулы. К примеру, Никифор, митрополит Киевский в
1104—1121 гг., в одном из своих посланий писал просто о князе
"яко от Бога избранном".
Учение о божественном происхождении верховной государ
ственной власти утверждалось в русском политическом сознании
вместе с распространением в русских землях христианства. При
чем в общественных условиях Киевской Руси это учение все более
отходило от византийского варианта.
В Византии обожествление императорской власти служило глав
ным образом упрочению единодержавия императора, его вер
ховенства в системе государственного управления. Византийский
император был (если не на практике, то в теории) единовластным
правителем. Такой смысл и вкладывался в наименование его моно-
кратором или автократором. В Киевской Руси великий князь назы
вался иногда аналогичными титулами: "единодержец", "самодер
жец". В ряде случаев применительно к нему употреблялся даже
титул "царь". Например, митрополит Иларион в "Слове о Законе и
Благодати" говорил о великом князе Владимире, что он
"едино-
дЪржъцъ
бывъ земли своеь". Знаменитый летописец Нестор писал
в сказании "О зачале Печерского монастыря": "В княжение само
держца Рускиа земля благовернаго великаго князя Владимера Свя-
тославичя...". В "Повести временных лет" Нестор замечает в запи
си за 1037 г., что Ярослав стал
"самовластецъ
Русьстьй земли".
Внук Владимира Мономаха Гавриил в одной из уставных грамот
именовался следующим титулом: "Се аз Князь Великый Гаврил,
нареченный Всеволод Самодержец Мьстиславичь, внук Володимир,
владычествующю ми всею Русскою землею и всею областью Нов-
гороцкою...". Даниил Заточник в своем "Слове", писанном велико
му князю Ярославу, обращается к нему следующим образом: "По
милуй мя, сыне великаго
царя
Владимера...". Ипатьевская лето
пись называет царем великого князя Андрея Боголюбского в сле
дующей фразе: "...Спасе люди Своя рукою крепкою, мышцею вы
сокою, рукою благочестивою Царскою благоверного Князя Андрея".
Однако при всем том единовластие великого князя Киевской Руси
имело другой, отличный от единовластия византийского императо
ра характер.
Великий князь властвовал не один, а совместно со всем кня
жеским родом, с другими князьями — своими братьями, сыновья
ми и племянниками. Он был, скорее, первым среди равных, нежели
подлинным единовластием. В Киевской Руси, в отличие от "Импе
рии Ромеев", отсутствовал развитый бюрократический аппарат.
Великий князь вынужден был поэтому полагаться преимущественно