Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5763

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

История политических и правовых учений 

Из трех компонентов политико-правовой доктрины именно про­

грамма является цементирующим, связывающим воедино ее эле­
менты началом, придающим политико-правовой доктрине моно­
литность, поскольку оформление политических и правовых взгля­
дов, суждений, оценок в целостную систему происходит на основе 
идеалов, объединяющих членов общества в группы, стремящиеся 
оказать влияние на право, государство, политику. 

Наиболее обширной частью политико-правовых доктрин явля­

ется их теоретическое содержание. Оно всегда связано со способом 
обоснования политико-правовой программы, логически построен­
ным в духе мировоззрения эпохи. 

§ 3. Периодизация истории политических 

и правовых учений 

В учебной и научной литературе существовало и существует 

несколько периодизаций истории политических и правовых учений. 

Господствовавший долгие годы так называемый "формацион-

ный подход" к периодизации не дал связной картины истории по­
литических и правовых учений, искусственно разобщив ее по обще­
ственно-экономическим формациям (рабовладельческая, феодаль­
ная, капиталистическая, коммунистическая). Противопоставляемый 
формационному подходу цивилизационный подход по существу 
определяет лишь последовательность возникновения и существо­
вания различных доктрин (Древний мир, Средние века, Новое и 
Новейшее время). Ни тот, ни другой подходы не дали содержатель­
ного критерия и основания периодизации истории политических и 
правовых учений. 

Наиболее переспективной основой периодизации истории поли­

тических и правовых учений является социокультурный подход, 
т. е. системное рассмотрение и исследование социума (обществен­
ных отношений, учреждений, организаций, деятельности, движений) 
и культуры (социальное мышление, духовный мир, ценностно-смыс­

ловая сфера общественной жизни). Политические и правовые учения 
более всего связаны с политико-правовой областью духовной и ма­
териальной жизни общества, так как любое учение о государстве, 
праве, политике разрабатывается с учетом современной ему поли­
тико-правовой действительности, которая обязательно отражается 
в самом, казалось бы, абстрактном теоретическом построении. Так 
же как философия, по словам Гегеля, — это эпоха, схваченная в 
мысли, политико-правовая доктрина — это выраженная в системе 
понятий и категорий государственно-правовая реальность эпохи. 

В укрупненном виде типология истории политических и пра­

вовых учений включает три больших эпохи, соответствующих глав­
ным периодам государственно организованного общества: 


background image

Гл. 1. Предмет истории политических и правовых учений 

1) политике-правовая идеология сословно-кастового общества; 
2) политические и правовые доктрины периода перехода к граж­

данскому обществу; 

3) политико-правовая идеология гражданского общества. 

К

 первому

 относится

 период

 от возникновения права и госу­

дарства примерно до XV—XVI вв. По формационной схеме данный 
период включает азиатский способ производства, рабовладельчес­
кое и феодальное общества; по схеме общей истории — это Древний 
мир и Средние века. 

Особенность этого периода, который в исторической науке иног­

да называется "большая феодальная формация", состоит в том, что 
социальная структура общества определялась правом, не равным 
для разных сословий, а государство (чаще монархическое, чем рес­
публиканское) зависело от высшего, наиболее привилегированного 
сословия и стояло на страже общественно-правового неравенства. 
Политико-правовая идеология этого периода строго различала лю­
дей свободных и несвободных, привилегированных и непривилеги­
рованных, "своих" (граждан данного государства, членов касты или 
сословия, лиц того же племени или расы, приверженцев определен­
ной религии и церкви, сотоварищей по цеху и т. п.) и "чужих". Даже 
в наиболее развитых государствах, где имелись зародыши граж­
данского общества, при определении государства как "дела народ­
ного" под народом разумелась лишь малая часть общества (свобод­
ные, имеющие гражданство), а крайне редкие рассуждения некото­
рых философов V в. до н. э. о том, что все люди по природе равны, 
до сих пор дают обильную пищу для предположений, что эти рас­
суждения надо либо толковать ограничительно, в классовом смыс­
ле, либо отнести за счет неверного прочтения или передачи антич­
ных источников. 

Втором

 период

 охватывает XVI—XVIII вв. Он вообще не вме­

щается в формационную схему, а по общеисторической периодиза­
ции к нему относятся позднее Средневековье и начало Нового вре­
мени. 

Для истории политических и правовых учений этот период име­

ет исключительно важное значение как эпоха грандиозных сдвигов, 
поисков, открытий в области политико-правовой идеологии и вооб­
ще духовного развития Европы. Великие потрясения и перестройки 
тех веков обычно обозначаются именами собственными: Возрожде­
ние, Реформация, Просвещение. Общая идея и исторический смысл 
данного периода состояли в признании и утверждении всеобщего 
равенства людей перед законом. В политико-правовой идеологии 
этого периода была сформулирована теоретическая модель бессос­
ловного, гражданского общества равноправных людей, свободно 
проявляющих свою личность, предприимчивость и творческую 


background image

История политических и правовых учений 

инициативу, обоснован идеал общества, освобожденного от сослов­
ных границ, лишних запретов и дотошной правовой регламентации. 

Результатом политических революций в ряде стран Европы 

XVII—XVIII вв. стало становление и развитие гражданского (бес­
сословного, промышленного, капиталистического) общества (XIX— 
XX вв.). Это —

 третий

 большой

 период

 развития политико-право­

вой идеологии, проблематика которой пополняется рядом новых 
тем, порожденных сложностями развития современного государ­
ства и права гражданского общества. 

В процессе развития мировой цивилизации одни страны позже 

других вступали в названные выше эпохи, во второй или в третий 
периоды развития, в некоторых странах намечался даже и по­
пятный процесс. Общая проблематика политико-правовых доктрин 
по-разному преломлялась в идеологии различных стран, обществен­
ный строй, политико-правовые учреждения и духовный мир кото­
рых имели свои особенности. Поэтому в учебной программе и, сле­
довательно, в учебнике по истории политических и правовых уче­
ний темы курса определены по хронологическо-региональному прин­
ципу с учетом основных направлений политико-правовой идеоло­
гии, существовавших в соответствующих странах и регионах. 

§ 4. Содержание истории политических 

и правовых учений. 

Критерии оценки политико-правовых доктрин 

История политических и правовых учений представляет собой 

связный процесс развития соответствующей формы общественного 
сознания. 

Связь политических и правовых учений разных эпох обуслов­

лена уже влиянием созданного идеологами предшествующих эпох 
запаса теоретических представлений на последующее развитие 
политико-правовой идеологии. Ряд историков придавал этому вли­
янию решающее значение, пытался представить всю или почти всю 
историю политической мысли как чередование, круговорот одних и 
тех же идей и их различных сочетаний. Такой подход преувеличи­
вает возможность чисто идейного воздействия, которое само по себе 
неспособно породить новую идеологию, если нет общественных ин­
тересов, создающих почву для восприятия идей и их распростране­
ния. Важно и то, что сходные исторические условия могут порож­

дать и порождают аналогичные и даже одинаковые идеи и теории 
без обязательных идейных связей и влияний. 

Реальная история политических и правовых учений — это не 

чередование идей, не воспроизведение их в различных сочетаниях 
и комбинациях, а отражение в терминах и понятиях теории права и 


background image

Гл. 1. Предмет истории политических и правовых учений 

государства меняющихся исторических условий, интересов и иде­
алов различных классов и социальных групп. 

Политико-правовые идеалы выражают интересы социальных 

групп, их цели, стремления и надежды, связанные с государством, 
правом, политикой. На основе идеалов оценивается существующая 
государственно-правовая реальность и складываются представле­
ния о путях и способах ее сохранения или преобразования. Идеалы 
являются стимулом политической активности и сплочения социаль­
ных общностей (классов, сословий, партий, народов, наций и др.). 

По соотношению идеалов и исторической действительности по­

литико-правовые учения делятся на

 реакционные

 (призывающие к 

восстановлению прежних порядков),

 консервативные

 (направлен­

ные на сохранение и укрепление существующего государства и 
права) и

 прогрессивные

 (зовущие к переменам, положительная оцен­

ка которых соответствует мировоззрению исследователя). 

Составной частью идеала являются предположения о сроках и 

способах его достижения. По этому основанию различаются по­
литико-правовые учения

 радикальные

 (зовущие к быстрой и все­

сторонней перестройке государства и права),

 умеренные

 (ставя­

щие задачу перестраивать не все и не сразу),

 революционные 

(уповающие на насильственное преобразование существующего 
строя),

 реформистские

 (обосновывающие необходимость измене­

ния общества при помощи реформ, проводимых государственной 
властью). 

Долгие годы классовый подход (принцип партийности) был ос­

новным принципом марксистской истории политических "и право­
вых учений, а ее содержанием считалось отражение классовой борь­
бы в политико-правовой идеологии. Однако в процессе преподава­
ния и развития науки истории политических и правовых учений 
выявилось, что принцип партийности не является универсальным, 
поскольку ряд политико-правовых учений не имеет определенного 
классового содержания. Кроме того, попытки представить содержа­
ние истории политических и правовых учений как отражение клас­
совых противоречий и борьбы не привели к созданию связной кар­
тины развития соответствующих доктрин от древности до наших 
дней уже по той причине, что интересы различных классов, суще­
ствовавших в истории, крайне разнообразны, несопоставимы и пре­
ходящи. Поэтому классовый подход, основанный на формационной 
периодизации истории, не смог найти связей между периодами 
истории политических и правовых учений. 

Не нашло подтверждения также и спорное представление об 

истории политических и правовых учений как о процессе накопле­
ния, развития, кумуляции знаний о политике, государстве и праве. 

На всех своих этапах развития история политических и пра­

вовых учений действительно связана с приростом знаний о государ-


background image

История политических и правовых учений 

стве и праве. Однако если попытаться представить историю поли­
тических и правовых учений как "кумулятивный процесс накопле­
ния и трансляции знаний", то нельзя понять, какое место в ней 
принадлежит иллюзорным, утопическим доктринам и теориям, вла­
девшим умами миллионов людей целые эпохи. Суть дела в том, что 
программные положения любой политико-правовой доктрины вы­
ражают идеалы, осуществление которых предполагается в буду­
щем, даже если речь идет о сохранении настоящего или воссозда­
нии прошлого. Однако будущее не является предметом научного 
исследования, поскольку оно еще не существует. Идеал выражает 
не всегда достижимые цели, завышенные социальные ожидания, 
порой несбыточные надежды, не свободные от фантастических пред­
ставлений о будущем, воплощающих интересы и чаяния различ­
ных социальных групп. При всем том правдоподобные идеалы все­
гда были средством сплочения общества или его части в борьбе за 
преобразование настоящего в идеальное будущее. Но будущее не­
доказуемо и потому может быть не объектом науки, а только пред­
метом веры. 

Поэтому политико-правовая идеология, как всякая идеология, 

определяется в понятиях не гносеологии (истинное—неистинное), а 
социологии (самосознание социальных групп и классов). К полити­
ко-правовым доктринам применяется критерий не истинности, а 
способности выражать интересы той или иной социальной группы 
или класса. Представление об истории политических и правовых 
учений как об истории знаний, основанное на аналогии с историей 
естественных наук, не подтверждается в реальной истории поли­
тико-правовой идеологии. 

История политических и правовых учений, как и любая обще­

ственная наука, неотделима от современного исторического и поли­
тико-правового сознания, от основных тенденций общественного 
развития и жгучих проблем современности. С точки зрения идеа­
лов гражданского общества и критериев оценки истории политичес­
ких и правовых учений, ее содержанием являются

 возрастание 

гуманистических начал

 политико-правовых доктрин, обоснование 

значительной частью этих доктрин идей справедливости, свободы, 
общего блага и других элементарных норм общечеловеческой нрав­
ственности. 

В ряде политико-правовых доктрин, выражавших интересы 

привилегированного меньшинства, эти идеи грубо деформированы, 
терминологически включены в системы взглядов, направленных на 
оправдание и укрепление жестокой и несправедливой для большин­
ства народа социально-политической реальности. Возможность та­
кой деформации зависела от абстрактности, чрезмерной общности 
понятий, которые могли быть наполнены произвольным содержани­
ем. Для определения того, действительно ли в политико-правовой