Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5764

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Гл. 1. Предмет истории политических и правовых учений 9 

доктрине речь идет об общечеловеческих ценностях или же в ней 
лишь чисто формально используется соответствующая терминоло­
гия, необходима конкретизация этих понятий и норм применитель­
но к специфике права и государства. 

Общечеловеческие ценности выражены в тех учениях о праве, 

которые содержат идеи равенства людей перед законом, прав и 
свобод человека, достаточно конкретно раскрывают их содержание 
и обосновывают необходимость их гарантий. С этими идеями тесно 
связана мысль о необходимости подчинения праву не только инди­
видов, но и самого государства. В настоящее время наиболее общим 
критерием оценки программных частей правовых учений могут 
служить принципы и нормы международных пактов о правах чело­
века

1

Воплощение общечеловеческих ценностей в учениях о государ­

стве более всего связано с проблемой

 преодоления политического 

отчуждения. 

Политическим отчуждением называется процесс и результат 

превращения государства, возникшего в результате человеческой 
деятельности, в нечто независимое от общества и господствующее 
над ним. Государство как особый класс людей, занятых управле­
нием и наделенных властными полномочиями, представляет собой 
обособленную от других социальных групп силу, монопольно вла­
деющую правом принятия общеобязательных решений и принуж­
дения к их осуществлению. Государство стремилось к господству 
над обществом и нередко достигало успеха, особенно в кастово-
сословных обществах, где привилегированное сословие занимало 
большую часть высших государственных должностей. Господство 
над обществом устанавливали и тоталитарные государства XX в., 
разрушавшие гражданское равенство и учреждавшие системы льгот 
и привилегий для чиновников партийно-государственных струк­
тур. 

Политическое отчуждение имеет различные формы и степени 

вплоть до превращения самого государства в экономически и поли­
тически господствующий класс-сословие. 

Феномен политического отчуждения уже на ранних этапах ис­

тории породил стремление общества идеологически и реально пре­
одолеть это отчуждение. Если защита общества — постоянная за­
дача государства, то и общество стремилось защититься от чрез­
мерной самостоятельности государства. Это стремление резко уси­
лилось в период становления гражданского общества, когда в тру-

1

 См.: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный 

пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Меж­

дународный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) и другие 

пакты о правах человека. 


background image

10 

История политических и правовых учений 

дах Руссо, Гегеля и других мыслителей была теоретически по­
ставлена и по-разному решена проблема политического отчуж­
дения. 

В наиболее последовательном виде протест против политичес­

кого отчуждения выражен идеей отмирания государства, отпаде­
ния надобности в политической власти, замены ее общественным 
самоуправлением. Идея общества без власти и подчинения не раз 
высказывалась на всех этапах истории политических и правовых 
учений. Ее современной модификацией являются анархизм, анар­
хо-синдикализм и идея отмирания государства, свойственная марк­
сизму и некоторым другим теориям. 

Значительно шире распространены демократические теории 

подчинения государства народу. В этих теориях обосновываются 
различные формы самоуправления, непосредственная и представи­
тельная демократия, выборность и ответственность должностных 
лиц, широкое осуществление политических прав и свобод. Главное 
требование демократических теорий — подчинение государствен­
ной власти обществу, выработка и осуществление политики непос­
редственно народом и через зависимых от народа должностных 
лиц. Демократические теории возникли еще в Древнем мире; осо­
бенное развитие они получили в Новое и Новейшее время. 

Рядом с демократическими теориями и нередко в сочетании с 

ними развивались идеи подчинения государства праву. Суть этих 
идей состояла в том, что людьми должно управлять не государство, 
а равный для всех закон. Политическое отчуждение в таких тео­
риях преодолевалось лишь частично, поскольку государство оста­
валось внешней для общества силой, хотя и подчиненной закону. 
В эпоху антифеодальных революций возникли либеральные тео­

рии, поставившие проблему прав человека, не зависящих от госу­
дарственной власти, а также разработавшие систему гарантий, 
защищающих эти права и общество в целом от произвольных дей­
ствий государства. 

Реальная связь времен в истории политических и правовых 

учений более всего основана на возрастании значения в политико-
правовых доктринах гуманистических начал. В идеологической борь­
бе, обусловливающей развитие политико-правовой мысли, во все 
исторические эпохи существовали и существуют два противополож­
ных направления: одно пытается увековечить политическое отчуж­
дение, другое стремится его преодолеть. 

Идеями и теориями, оправдывающими политическое отчужде­

ние, были и остаются те, которые стремятся обосновать ничтож­
ность личности и народа перед государством, неограниченность 
государственной власти, необязательность для нее элементарных 
норм нравственности, пытаются идеализировать авторитарное, 

деспотическое, тоталитарное государство. С оправданием полити-


background image

Гл. 1. Предмет истории политических и правовых учений 11 

ческого отчуждения связаны не только те доктрины, которые отри­
цают права человека, но и те, которые видят в праве только "при­
каз власти". 

Политико-правовой идеологии преимущественно прогрессивных 

классов и социальных групп присущи идеи подчинения государ­
ства народу, требования обеспечения прав человека, подчинения 
государственной власти закону, защиты личности и общества от 
произвола и беззакония. 


background image

Г Л А В А 2 

Политические и правовые учения 

в государствах Древнего Востока 

§ 1. Введение 

Древнейшие политико-правовые учения возникли в Египте, 

Индии, Палестине, Китае и других странах Востока. 

В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип 

общества, пришедшего на смену первобытному. Экономически он 
характеризуется господством патриархального натурального хозяй­
ства, устойчивостью государственных форм собственности на зем­
лю и общинного землевладения, крайне медленным развитием ин­
дивидуальной частной собственности. 

Основную массу населения в государствах Древнего Востока 

составляли крестьяне, объединенные в сельские общины. Рабовла­
дение, несмотря на довольно широкое распространение в некото­
рых странах (например, в Египте, Индии), в производстве решаю­
щей роли не играло. Привилегированное положение в обществе 
занимали лица, принадлежащие к аппарату государственной влас­
ти, придворная и имущественная знать. Современные исследовате­

ли относят древневосточные общества к так называемым локаль­
ным (или речным) цивилизациям земледельческого типа. 

На содержании политической идеологии Древнего Востока ска­

зались прежде всего традиционализм общинной жизни и незре­

лость классов. Патриархальные сельские общины ограничивали 
инициативу человека, удерживая его в рамках вековых обычаев. 
Политическая мысль Древнего Востока длительное время развива­
лась на основе религиозно-мифологического мировоззрения, унас­
ледованного от родового строя. 

Главенствующее место в политическом сознании раннеклассо­

вых обществ занимали мифы о божественном, сверхъестественном 
происхождении общественных порядков. С этими мифами были тесно 
связаны традиции обожествления существующей власти и ее пред­
писаний. Цари, жрецы, судьи и другие представители власти счи­
тались потомками или наместниками богов и наделялись священ­
ными чертами. 

Политические взгляды тесно переплетались с общемировоз­

зренческими (философскими), моральными и иными представлени-


background image

Гл. 2. Политические и правовые учения Древнего Востока 

13 

ями. Древнейшие правовые запреты, например, являлись одновре­
менно общемировоззренческими принципами (законами всего мира), 
религиозными заповедями и моральными предписаниями. Такого 
рода воззрения прослеживаются в законах царя Хаммурапи, в пра­
вовых предписаниях Талмуда, в индийских религиозных книгах. В 
государствах Древнего Востока политические и правовые учения 
еще не обособились от мифов, не сформировались в относительно 
самостоятельную сферу общественного сознания. 

Незавершенный характер этого процесса проявлялся в следу­

ющем. 

Во-первых, политико-правовые учения Древнего Востока были 

сугубо прикладными. Главное содержание их составляли вопросы, 
касающиеся искусства ("ремесла") управления, механизма осуще­
ствления власти и правосудия. Иначе говоря, в политических док­
тринах не столько содержались теоретические обобщения, сколько 
разрабатывались конкретные проблемы техники и методов отправ­
ления власти. 

Государственная власть при этом в подавляющем большинстве 

учений отождествлялась с властью царя или императора. Причи­
ной тому послужила свойственная Древнему Востоку тенденция к 
усилению власти единоличных правителей и образованию такой 
формы государственного управления обществом, как восточная дес­
потия. Верховный правитель считался олицетворением государства, 
средоточием всей государственной жизни. "Государь и его держа­
ва — вот главные элементы государства", — сказано в индийском 
трактате "Артхашастра". 

Во-вторых, политико-правовые учения Древнего Востока не от­

делялись от морали и представляли собой этико-политические док­
трины. Повышенный интерес к проблемам морали вообще харак­
терен для идеологии формирующихся классов. Это общая законо­
мерность всей истории политической мысли, и наиболее отчетливо 
она проявилась на стадии формирования раннеклассовых обществ. 

Преобразования в обществе и государстве во многих древне­

восточных учениях связывались с изменениями морального облика 
людей. Само искусство управления подчас сводится к нравственно­
му совершенствованию государя, к управлению силой личного при­
мера. "Если правитель утвердит свое совершенство, — подчерки­
валось в китайской книге "Шу цзин", — то во всем его многочис­
ленном народе не будет сообществ злоумышленников". Многие ак­
ции социального протеста проходили под лозунгами морального 
содержания и были направлены против конкретных носителей или 
узурпаторов власти. Народные массы выступали главным образом 
за восстановление справедливости, перераспределение богатства, 
но не подвергали сомнению экономические и политические основы 
общества.