Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5764
Скачиваний: 125
Гл. 1. Предмет истории политических и правовых учений 9
доктрине речь идет об общечеловеческих ценностях или же в ней
лишь чисто формально используется соответствующая терминоло
гия, необходима конкретизация этих понятий и норм применитель
но к специфике права и государства.
Общечеловеческие ценности выражены в тех учениях о праве,
которые содержат идеи равенства людей перед законом, прав и
свобод человека, достаточно конкретно раскрывают их содержание
и обосновывают необходимость их гарантий. С этими идеями тесно
связана мысль о необходимости подчинения праву не только инди
видов, но и самого государства. В настоящее время наиболее общим
критерием оценки программных частей правовых учений могут
служить принципы и нормы международных пактов о правах чело
века
1
.
Воплощение общечеловеческих ценностей в учениях о государ
стве более всего связано с проблемой
преодоления политического
отчуждения.
Политическим отчуждением называется процесс и результат
превращения государства, возникшего в результате человеческой
деятельности, в нечто независимое от общества и господствующее
над ним. Государство как особый класс людей, занятых управле
нием и наделенных властными полномочиями, представляет собой
обособленную от других социальных групп силу, монопольно вла
деющую правом принятия общеобязательных решений и принуж
дения к их осуществлению. Государство стремилось к господству
над обществом и нередко достигало успеха, особенно в кастово-
сословных обществах, где привилегированное сословие занимало
большую часть высших государственных должностей. Господство
над обществом устанавливали и тоталитарные государства XX в.,
разрушавшие гражданское равенство и учреждавшие системы льгот
и привилегий для чиновников партийно-государственных струк
тур.
Политическое отчуждение имеет различные формы и степени
вплоть до превращения самого государства в экономически и поли
тически господствующий класс-сословие.
Феномен политического отчуждения уже на ранних этапах ис
тории породил стремление общества идеологически и реально пре
одолеть это отчуждение. Если защита общества — постоянная за
дача государства, то и общество стремилось защититься от чрез
мерной самостоятельности государства. Это стремление резко уси
лилось в период становления гражданского общества, когда в тру-
1
См.: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный
пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Меж
дународный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) и другие
пакты о правах человека.
10
История политических и правовых учений
дах Руссо, Гегеля и других мыслителей была теоретически по
ставлена и по-разному решена проблема политического отчуж
дения.
В наиболее последовательном виде протест против политичес
кого отчуждения выражен идеей отмирания государства, отпаде
ния надобности в политической власти, замены ее общественным
самоуправлением. Идея общества без власти и подчинения не раз
высказывалась на всех этапах истории политических и правовых
учений. Ее современной модификацией являются анархизм, анар
хо-синдикализм и идея отмирания государства, свойственная марк
сизму и некоторым другим теориям.
Значительно шире распространены демократические теории
подчинения государства народу. В этих теориях обосновываются
различные формы самоуправления, непосредственная и представи
тельная демократия, выборность и ответственность должностных
лиц, широкое осуществление политических прав и свобод. Главное
требование демократических теорий — подчинение государствен
ной власти обществу, выработка и осуществление политики непос
редственно народом и через зависимых от народа должностных
лиц. Демократические теории возникли еще в Древнем мире; осо
бенное развитие они получили в Новое и Новейшее время.
Рядом с демократическими теориями и нередко в сочетании с
ними развивались идеи подчинения государства праву. Суть этих
идей состояла в том, что людьми должно управлять не государство,
а равный для всех закон. Политическое отчуждение в таких тео
риях преодолевалось лишь частично, поскольку государство оста
валось внешней для общества силой, хотя и подчиненной закону.
В эпоху антифеодальных революций возникли либеральные тео
рии, поставившие проблему прав человека, не зависящих от госу
дарственной власти, а также разработавшие систему гарантий,
защищающих эти права и общество в целом от произвольных дей
ствий государства.
Реальная связь времен в истории политических и правовых
учений более всего основана на возрастании значения в политико-
правовых доктринах гуманистических начал. В идеологической борь
бе, обусловливающей развитие политико-правовой мысли, во все
исторические эпохи существовали и существуют два противополож
ных направления: одно пытается увековечить политическое отчуж
дение, другое стремится его преодолеть.
Идеями и теориями, оправдывающими политическое отчужде
ние, были и остаются те, которые стремятся обосновать ничтож
ность личности и народа перед государством, неограниченность
государственной власти, необязательность для нее элементарных
норм нравственности, пытаются идеализировать авторитарное,
деспотическое, тоталитарное государство. С оправданием полити-
Гл. 1. Предмет истории политических и правовых учений 11
ческого отчуждения связаны не только те доктрины, которые отри
цают права человека, но и те, которые видят в праве только "при
каз власти".
Политико-правовой идеологии преимущественно прогрессивных
классов и социальных групп присущи идеи подчинения государ
ства народу, требования обеспечения прав человека, подчинения
государственной власти закону, защиты личности и общества от
произвола и беззакония.
Г Л А В А 2
Политические и правовые учения
в государствах Древнего Востока
§ 1. Введение
Древнейшие политико-правовые учения возникли в Египте,
Индии, Палестине, Китае и других странах Востока.
В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип
общества, пришедшего на смену первобытному. Экономически он
характеризуется господством патриархального натурального хозяй
ства, устойчивостью государственных форм собственности на зем
лю и общинного землевладения, крайне медленным развитием ин
дивидуальной частной собственности.
Основную массу населения в государствах Древнего Востока
составляли крестьяне, объединенные в сельские общины. Рабовла
дение, несмотря на довольно широкое распространение в некото
рых странах (например, в Египте, Индии), в производстве решаю
щей роли не играло. Привилегированное положение в обществе
занимали лица, принадлежащие к аппарату государственной влас
ти, придворная и имущественная знать. Современные исследовате
ли относят древневосточные общества к так называемым локаль
ным (или речным) цивилизациям земледельческого типа.
На содержании политической идеологии Древнего Востока ска
зались прежде всего традиционализм общинной жизни и незре
лость классов. Патриархальные сельские общины ограничивали
инициативу человека, удерживая его в рамках вековых обычаев.
Политическая мысль Древнего Востока длительное время развива
лась на основе религиозно-мифологического мировоззрения, унас
ледованного от родового строя.
Главенствующее место в политическом сознании раннеклассо
вых обществ занимали мифы о божественном, сверхъестественном
происхождении общественных порядков. С этими мифами были тесно
связаны традиции обожествления существующей власти и ее пред
писаний. Цари, жрецы, судьи и другие представители власти счи
тались потомками или наместниками богов и наделялись священ
ными чертами.
Политические взгляды тесно переплетались с общемировоз
зренческими (философскими), моральными и иными представлени-
Гл. 2. Политические и правовые учения Древнего Востока
13
ями. Древнейшие правовые запреты, например, являлись одновре
менно общемировоззренческими принципами (законами всего мира),
религиозными заповедями и моральными предписаниями. Такого
рода воззрения прослеживаются в законах царя Хаммурапи, в пра
вовых предписаниях Талмуда, в индийских религиозных книгах. В
государствах Древнего Востока политические и правовые учения
еще не обособились от мифов, не сформировались в относительно
самостоятельную сферу общественного сознания.
Незавершенный характер этого процесса проявлялся в следу
ющем.
Во-первых, политико-правовые учения Древнего Востока были
сугубо прикладными. Главное содержание их составляли вопросы,
касающиеся искусства ("ремесла") управления, механизма осуще
ствления власти и правосудия. Иначе говоря, в политических док
тринах не столько содержались теоретические обобщения, сколько
разрабатывались конкретные проблемы техники и методов отправ
ления власти.
Государственная власть при этом в подавляющем большинстве
учений отождествлялась с властью царя или императора. Причи
ной тому послужила свойственная Древнему Востоку тенденция к
усилению власти единоличных правителей и образованию такой
формы государственного управления обществом, как восточная дес
потия. Верховный правитель считался олицетворением государства,
средоточием всей государственной жизни. "Государь и его держа
ва — вот главные элементы государства", — сказано в индийском
трактате "Артхашастра".
Во-вторых, политико-правовые учения Древнего Востока не от
делялись от морали и представляли собой этико-политические док
трины. Повышенный интерес к проблемам морали вообще харак
терен для идеологии формирующихся классов. Это общая законо
мерность всей истории политической мысли, и наиболее отчетливо
она проявилась на стадии формирования раннеклассовых обществ.
Преобразования в обществе и государстве во многих древне
восточных учениях связывались с изменениями морального облика
людей. Само искусство управления подчас сводится к нравственно
му совершенствованию государя, к управлению силой личного при
мера. "Если правитель утвердит свое совершенство, — подчерки
валось в китайской книге "Шу цзин", — то во всем его многочис
ленном народе не будет сообществ злоумышленников". Многие ак
ции социального протеста проходили под лозунгами морального
содержания и были направлены против конкретных носителей или
узурпаторов власти. Народные массы выступали главным образом
за восстановление справедливости, перераспределение богатства,
но не подвергали сомнению экономические и политические основы
общества.