Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5765

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

14 

История политических и правовых учений 

В-третьих, для политико-правовых учений Древнего Востока 

характерно то, что в них не только сохранялись, но и развивались 
религиозно-мифологические воззрения. Преобладание в политико-
правовых учениях практико-прикладной и нравственной тематики 
приводило к тому, что наиболее общие, отвлеченные от непосред­
ственной практики вопросы (например, происхождение государ­
ства и права, их историческое развитие) оставались без решения 
либо решались при помощи тех воззрений, которые предоставляло 
религиозно-мифологическое сознание. 

Социально-политические теории Древнего Востока, одним сло­

вом, являлись сложными идеологическими образованиями, состояв­
шими из религиозных догм, моральных представлений и приклад­
ных знаний о политике и праве. Соотношение этих элементов в 
различных учениях было неодинаково. 

Развернутые религиозные учения были созданы идеологами 

господствующих сословий (культ фараона в Египте, идеология брах­
манизма в Индии и др.). Эти учения освящали социальное неравен­
ство, привилегии знати, власть верхушки. Основы общества объяв­
лялись божественными установлениями, и любая попытка посяга­
тельства на них рассматривалась как вызов богам. Народным мас­
сам стремились внушить благоговейный страх перед божественной 
властью государя, привить смирение и покорность. 

Господствующей идеологии противостояли политические взгляды 

угнетенных. Они критиковали официальные религиозные догмы, 
искали новые формы веры (например, ранний буддизм), выступали 
против гнета и произвола, выдвигали требования в защиту спра­
ведливости. Их идеи оказывали значительное влияние на развитие 
политической теории. Правящие круги всегда были вынуждены 
учитывать в идеологии требования эксплуатируемого большинства. 
Некоторые идеи социальных низов, как, скажем, призыв библей­
ского пророка Исайи перековать мечи на орала, используются в 
политической идеологии до сих пор. 

Вследствие экономической отсталости, завоевательных войн и 

других причин многие государства Древнего Востока утратили не­
зависимость или погибли. Возникшие в них политико-правовые уче­
ния, как правило, не получали развития. Последовательная пре­
емственность истории политико-правовой мысли сохранялась лишь 
в Индии и Китае. 

§ 2. Политическая и правовая идеология 

Древней Индии 

Ведущими направлениями в политической и правовой идеоло­

гии Древней Индии являлись брахманизм и буддизм. Они возникли 


background image

Гл. 2. Политические и правовые учения Древнего Востока 

15 

в середине I тыс. до н. э., когда у арийских племен, покоривших 
Индию, началось образование классов. Своими корнями оба на­
правления восходили к религиозно-мифологическому мировоззре­
нию, изложенному в Ведах — древних ритуальных книгах ариев. 
Идейные расхождения между брахманизмом и буддизмом произошли 
на почве толкования мифов и правил поведения, которые освящала 
религия. Наиболее острые разногласия между ними были связаны с 
трактовкой правил для варн — родовых групп, положивших нача­
ло кастовой организации индийского общества. 

Варн у древних индийцев было четыре — варна жрецов (брах­

маны), варна воинов (кшатрии), варна земледельцев, ремесленни­
ков и торговцев (вайшьи) и низшая варна (шудры). Согласно веди­
ческому преданию варны произошли из тела космического велика­
на Пуруши, из уст которого родился брахман, из рук — кшатрий, 
из бедер — вайшья, а из ступней — шудра. Члены первых трех 
варн считались полноправными общинниками. У них в подчинении 
находились шудры. 

Идеология

 брахманизма

 была направлена на утверждение вер­

ховенства родовой знати в складывающихся государствах. Социаль­
но-политические идеи различных школ брахманизма отражены в 
многочисленных законоведческих и политических трактатах. Наи­
более авторитетным среди них был трактат "Манавадхармашаст-
ра" ("Наставления Ману о дхарме" — составлен в период II в. до 
н. э. — II в. н. э.). На русский язык трактат переведен под названием 

"Законы Ману". 

Одним из краеугольных положений религии брахманизма был 

догмат о перевоплощении душ, согласно которому душа человека 
после смерти будет блуждать по телам людей низкого происхожде­
ния, животных и растений либо, если он провел праведную жизнь, 
возродится в человеке более высокого общественного положения 
или в небожителе. Поведение человека и его будущие перерожде­
ния брахманы оценивали в зависимости от того, как он выполняет 
предписания

 дхармы

 — культовые, общественные и семейные 

обязанности, установленные богами для каждой варны. Брахманам 

предписывалось изучение Вед, руководство богослужениями и обу­
чение народа религии; кшатриям полагалось заниматься военным 
делом. Управление государственными и общественными делами 
являлось привилегией двух высших варн. 

Вайшьи должны были обрабатывать землю, пасти скот и тор­

говать. "Но только одно занятие Владыка указал для шудры — 
служение этим (трем) варнам со смирением", — утверждали Зако­
ны Ману. Формально шудры были свободными, но то положение в 
обществе, которое отводили им Законы Ману, мало чем отличалось 
от положения рабов. В идеологии брахманизма были разработаны 
подробные правила жизни для шудр, а также для других низших 


background image

16 

История политических и правовых учений 

сословий, к которым причислялись рожденные от смешанных бра­
ков, рабы и неприкасаемые. Для иноземцев и племен, не знавших 
деления на варны, рабство признавалось естественным явлением. 

Идеологический смысл учения о дхарме заключался в том, что­

бы обосновать кастовый строй и привилегии наследственной знати, 
оправдать подневольное положение низших варн. Сословная при­
надлежность определялась по рождению и являлась пожизненной. 
Переход в высшие варны брахманы допускали лишь после смерти 
человека, в его "будущей жизни", как награду за служение богам, 
терпение и кротость. Средством, обеспечивающим кастовые пред­
писания, выступало в брахманизме государственное принуждение, 
понимаемое как продолжение карающей силы богов. Идея наказа­
ния была основополагающим принципом политической теории — ей 
придавалось столь огромное значение, что саму науку управления 
государством называли учением о наказании. "Весь мир подчиня­
ется посредством Наказания", — провозглашали "Законы Ману". 
Определяя принуждение как главный метод осуществления влас­
ти, идеологи жречества усматривали его назначение в том, чтобы 

"ревностно побуждать вайшьев и шудр исполнять присущие им 

дела, так как они, избегая присущих им дел, потрясают этот мир". 

Государственную власть Законы Ману описывают как едино­

личное правление государя. В каждом благоустроенном государ­
стве, разъясняли составители трактата, существует семь элемен­
тов: царь (государь), советник, страна, крепость, казна, войско и 
союзники (указаны в порядке их убывающего значения). Важней­
ший элемент в этом перечне — царь. Учение о "семичленном цар­
стве" соответствовало уровню развития политических учреждений 
в раннеклассовом обществе, особенно при деспотических режимах, 
и представляло собой одну из первых в истории попыток создать 
обобщенный образ государства. 

К обожествлению царской власти идеологи жречества подходи­

ли с кастовых позиций. Правители из кшатриев и брахманов при­
равнивались к богам, тогда как цари, принадлежавшие к низшим 
кастам, уподоблялись содержателям притонов. Политическим иде­
алом брахманизма являлось своеобразное теократическое госу­
дарство, в котором царь правит под руководством жрецов. 

Брахманы претендовали на то, чтобы государи признали вер­

ховенство религиозного закона над светским. Теория брахманизма 
отражала в этом отношении идеи, при помощи которых жречество 
боролось за политическую гегемонию в обществе. 

Особое место в истории древнеиндийской политической мысли 

занимает трактат под названием "Артхашастра" ("Наставления о 
пользе"). Его автором считается брахман

 Каутилъя

 — советник 

царя Чандрагупты, основавшего в IV в. до н. э. могущественную 
империю Маурьев. Первоначальная рукопись трактата перераба­
тывалась и дополнялась примерно до III в. н. э. 


background image

Гл. 2. Политические и правовые учения Древнего Востока 

17 

Трактат содержит положения брахманизма о кастовых пред­

писаниях, о необходимости обеспечения закона дхармы суровыми 
наказаниями, о превосходстве жречества над другими сословиями, 
его монополии на отправление религиозного культа. В полном соот­
ветствии с постулатами брахманизма проводятся идеи господства 
наследственной знати и подчинения светских правителей жрецам. 
Царь должен следовать дворцовому жрецу, говорится в трактате, 
"как ученик учителю, как сын отцу, как слуга господину". 

В то же время трактат содержит идеи, не совпадавшие с тра­

диционным учением жречества. В отличие от ортодоксальных школ 
брахманизма, настаивавших на верховенстве религиозного закона, 
авторы трактата отводили главную роль в законодательной деятель­
ности государю. Как подчеркивалось в "Артхашастре", из четырех 
видов узаконения дхармы — царского указа, священного закона 
(дхармашастры), судебного решения и обычая — высшей силой 
обладает царский указ. "Если священный закон не согласуется с 
дхармой, установленной указом, то применять следует последнюю, 
ибо книга закона в этом случае теряет силу". При отсутствии раз­
ногласий между ними религиозный закон оставался незыблемым, и 
ему отдавалось предпочтение перед судебными решениями и обыч­
ным правом. 

На первый план в "Артхашастре" выдвинута идея сильной цен­

трализованной царской власти. Государь предстает здесь нео-* 
граниченным самодержавным правителем. Каутилья рекомендует 
царям руководствоваться в первую очередь интересами укрепле­
ния государства, соображениями государственной пользы и не 
останавливаться, если того требуют обстоятельства, перед наруше­
нием религиозного долга. Основное внимание создатели трактата 
уделяют не религиозному обоснованию царской власти, а практи­
ческим рекомендациям по управлению государством. 

"Артхашастра" — наиболее полный в индийской литературе 

свод прикладных знаний о политике, своего рода энциклопедия 
политического искусства. 

Эти новые для брахманизма идеи были направлены на то, чтобы 

освободить деятельность государства от стесняющих ее религи­
озных традиций, избавить правителей от необходимости сверять 
каждый шаг с догмами религии. В этом были заинтересованы как 
светские правители, стремящиеся упрочить государство и ослабить 
влияние жрецов на политику, так и определенные круги самого 
жречества, готовые поступиться частью своих привилегий ради 
консолидации господствующих сословий. Идеи "Артхашастры" вы­
ражали программу взаимных уступок со стороны светской власти и 
жречества. Можно предположить, что необходимость таких взаим­
ных уступок была вызвана повышением политической активности 
господствующих классов при объединении древнеиндийских госу­
дарств в империю Маурьев. 


background image

18 

История политических и правовых учений 

В борьбе против жреческой религии сформировался

 буддизм. 

Он возник в VI—V вв. до н. э. Его основателем, согласно преданию, 
был принц Сиддхартха Гаутама, прозванный Буддой, т. е. просвет­
ленным. Самый ранний из дошедших до нас сводов буддийского 
канона — "Типитака" (буквально "Три корзины" — название, ви­
димо, произошло от того, что тексты канона были тематически раз­
делены на три части). "Типитака" датируется  I I — I вв. до н. э. 

Ранний буддизм представлял собой религиозно-мифологичес­

кое учение. В качестве центральной им была выдвинута идея осво­
бождения человека от страданий, причиной которых являются мир­
ские желания. 

Предварительным условием спасения буддисты объявили вы­

ход человека из мира и вступление его в монашескую общину. 
В раннем буддизме существовали две системы религиозно-мораль­
ных предписаний: одна — для членов монашеской общины, дру­
гая — для мирян. 

В буддийские монашеские общины допускались только свобод­

ные (рабов не принимали). Вступающий в общину должен был от­
казаться от семьи и собственности, перестать соблюдать предпи­
сания своей варны. "Я называю брахманом того, кто свободен от 
привязанностей и ничего не имеет...", — говорит в каноне Будда. 
"Но я не называю человека брахманом только за его рождение или 
за его мать". Основатели буддизма утверждали, что добиться спасе­
ния могут не только брахманы, но и выходцы из других каст, если 
они получат статус архата (брахмана) в результате духовного под­
вижничества. Монашеская жизнь детально регламентировалась. 

Правила же для мирян подробно не разрабатывались и во мно­

гом были заимствованы из традиционных норм ведической религии. 

Своеобразие буддийских воззрений на касты проявлялось лишь 

в том, что первыми в перечне варн назывались вместо брахманов 
кшатрии. "Существуют четыре касты, — проповедовал Будда, — 
кшатрии, брахманы, вайшьи и шудры. Среди четырех каст кшат­
рии и брахманы обладают превосходством". 

Социальные требования буддизма, по существу, сводились к 

уравнению каст в религиозной сфере и не затрагивали основ обще­
ственного строя. При всей своей очевидной ограниченности это уче­
ние подрывало авторитет наследственных брахманов, их притяза­
ния на идейное и политическое руководство обществом. Оппозици­
онный, антижреческий характер буддизма, его безразличие к кас­
там в делах веры, проповедь психологического самоутверждения 
человека перед лицом страданий — все это снискало ему широкую 
популярность среди обездоленных и неимущих. 

Первоначально буддизм отражал взгляды рядовых земледель­

цев-общинников и городской бедноты. В его состав вошли многие 
представления, возникшие на почве общинных порядков, пережит-