Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5549

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

234 

История политических и правовых учений 

добродетельным, знать науку управления государством, любить свой 
народ и окружать себя умными советниками, не творить произвол. 
Повиновение ему должно быть безусловным, поскольку сопротив­
ление может возвратить людей в естественное состояние, полагал 
Вольф. 

Таковы основные представители немецкой политико-правовой 

идеологии XVII—XVIII вв. Экономическая отсталость большинства 
немецких земель, неразвитость политических отношений, реакци­
онный режим полицейского государства привели к тому, что они в 
лучшем случае создавали абстрактные теоретические конструк­
ции, не имевшие в то время шансов на реализацию или, как это 
было у Вольфа, поддерживавшие идеи просвещенного абсолютиз­
ма. Не случайно прусский король Фридрих II писал Вольфу, что 
задача королей — осуществлять идеи философов. 

Если в Англии, а позже и во Франции естественно-правовая 

доктрина стала идейным оружием в борьбе против феодального 
абсолютизма, теоретической основой лозунгов буржуазных рево­
люций, то в Германии она превратилась в средство рационалисти­
ческого обоснования существовавшего режима и положительного 
права со скромными, но важными для Германии пожеланиями их 
совершенствования во имя "общего блага". 

§ 3. Правовая теория Ч. Беккариа 

Политическая история Италии эпохи феодализма представля­

ет собой весьма сложную картину. Многие века сохранялась поли­
тическая раздробленность страны. Усобицы правителей итальян­
ских княжеств и городов-республик обессилили и обескровили стра­
ну, сделали ее сравнительно легкой добычей Испании, король ко­
торой фактически стал управлять значительной частью Италии и 
Австрии. Политические неурядицы существенно затрудняли соци­
альное развитие страны. Итальянская буржуазия, преимущественно 

ростовщическая и торговая, экономически связанная с феодалами, 
была настроена весьма умеренно. Дальше пожеланий политичес­
кой централизации и осуждения произвола и беззакония, харак­
терных для феодализма, она не шла. Это и обусловило в конечном 
счете трактовку учения о естественном праве итальянскими про­
светителями XVIII в., наиболее видным представителем которых 
был

 Чезаре Беккариа

 (1738—1794). 

Беккариа родился в Милане, находившемся под властью Авст­

рии. Он окончил иезуитскую школу (как и Вольтер, Гельвеций, 
Дидро). Его основная работа — "О преступлениях и наказаниях" 
была опубликована в 1764 г. сначала тайно и вызвала как ожесто­
ченные нападки церковников, так и широкое признание просве-


background image

Гл. 11. Полит.-прав. учения в Германии и Италии в XVII—XVIII вв. 235 

щенных людей того времени, в том числе императрицы Марии-
Терезии. Она претендовала на "просвещенный абсолютизм" и ста­

ла покровительствовать Беккариа, предоставив ему кафедру в 
Милане, а затем ряд государственных должностей. 

В теории Беккариа заметны следы идей Гроция и Гоббса. Но 

наибольшее влияние на него оказало французское Просвещение. 
Он с большим уважением отзывался о Вольтере, Монтескье, Гель­
веции, Дидро, Даламбере, Кондильяке, Руссо, точно так же, как 
многие из них высоко оценили его книгу "О преступлениях и нака­
заниях". Это сочинение, принесшее ему широкую известность, про­
никнуто в духе просветительства верой в человеческий разум, сво­
бодолюбием, идеями гуманизма и законности. 

Трактовка естественного состояния и причин, побудивших лю­

дей перейти от него к политическому общежитию, у Беккариа мало 
что отличается от трактовок Гоббса. В естественном состоянии люди 
жили в одиночку. Постоянные столкновения между ними делали 
их естественную свободу необеспеченной и потому бесполезной. Для 
общего блага люди объединились и пожертвовали частью своей 
свободы во имя безопасности и обеспечения оставшейся у них час­
ти свободы (здесь Беккариа ближе к Гроцию). Из пожертвованной 
людьми части свободы и образовалась по общественному договору 
верховная власть государства. Хранителем ее стал суверен как 
представитель всего общества. Он должен был обеспечить людям 
общее благо — безопасность и справедливость. 

Беккариа различает справедливость божественную, естествен­

ную и человеческую. Первые две — основаны на божественных и 
естественных законах. Человеческая справедливость базируется на 
общественном договоре, устанавливающем пределы власти госу­
дарства. Она изменчива. Ее критерием должно быть общее благо. 
Основанные на ней законы государства должны иметь в виду воз­
можно большее счастье для возможно большего числа лиц. Но не­

вежественные представления о справедливости, полагал Беккариа, 
привели к тому, что законы государства являются оружием в ру­
ках незначительного меньшинства. Они несправедливы, закрепля­
ют сословные привилегии, неравенство перед уголовным законом, 
право сильного и связанные с ним произвол и насилие. Беккариа 
резко критиковал современную ему юриспруденцию, при которой 
законами считаются изречения римских и средневековых юристов, 
а уголовное право опирается на вековые предрассудки. Существу­
ющие законы, писал он, "служат только для прикрытия насилия", 
помогают приносить народ "в жертву ненасытному идолу деспо­
тизма". 

Причину этого Беккариа видел в утверждении частной соб­

ственности, дающей одним власть и благополучие, а другим нище­
ту и бесправие. Право собственности — "ужасное и, может быть, 


background image

236 

История политических и правовых учений 

не необходимое право". Однако дальше констатации этого Бекка-
риа не идет. Он не помышляет об уничтожении частной собствен­
ности, довольствуясь пожеланием постепенного уравнения матери­
ального положения людей. Не выступает он и за радикальное пе­
реустройство общества. Все его надежды связаны с просвещенным 
монархом, заботящимся о своих подданных, об устранении нищеты 
и неравенства, покровительствующим наукам и искусству, образо­
ванности и нравственности народа. Такой монарх, считал Бекка-
риа, издаст справедливые и мудрые законы, перед которыми все 
будут равны, которые будут строго соблюдаться и обеспечат права 
человека. 

Развивая идею законности, Беккариа утверждал, что свобода 

гражданина — в его праве делать все, что не противоречит зако­
нам, что сами власти должны строго соблюдать законы. Без этого 
не может существовать "законное общество". Вот почему посяга­
тельство на безопасность и свободу граждан является одним из 
тяжких преступлений. Только законы могут устанавливать нака­
зания, и право их издания принадлежит только суверену как пред­
ставителю всего общества. Сам суверен может издавать лишь об­
щие законы, но не может судить за их нарушения. Это задача 
суда, выясняющего факты. Наказание же, определяемое судом, не 
может выходить за пределы, установленные законом, иначе оно 
несправедливо и не соответствует условиям общественного дого­
вора. 

Исходя из изложенных теоретических посылок Беккариа в своей 

книге "О преступлениях и наказаниях" обосновывает идеи, поло­
женные в основу "классической теории" уголовного права. Он ут­
верждал, что причина преступности лежит в социальных услови­
ях — нищете людей и столкновении их интересов, порождаемых 
человеческими страстями. Нужно отличать преступления действи­
тельные от преступлений мнимых и произвольных. И целью нака­
зания должно являться предупреждение новых преступлений и 
исправление преступников. Для этого наказание должно быть пуб­
личным, наименьшим из возможных в каждом конкретном случае, 
соразмерным преступлению и установленным в законе. Вот почему 
Беккариа протестовал против применения широко распространен­
ных в эпоху феодализма пыток, мучительных наказаний и призы­
вал к ограничению применения смертной казни. Он отстаивал ра­
венство всех перед законом и возможность наказания человека толь­
ко за те деяния, которые определены законом как преступные. Легко 
заметить, что эти идеи Беккариа нашли отражение в таких исто­
рически важных конституционных документах, как французские 

Декларации прав человека и гражданина конца XVIII в., а также в 
уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве Франции 
начала XIX в. 


background image

Гл. 11. Полит.-прав. учения в Германии и Италии в XVII—XVIII вв. 237 

Аргументация Беккариа в пользу отмены смертной казни зас­

луживает особого внимания как практически первое в истории те­
оретически убедительное выступление такого рода. Правда, Бекка­
риа допускал применение смертной казни, но только в чрезвычай­
ных обстоятельствах, когда необходимо сохранение существующе­
го правления или когда нация борется за свободу. Во всех осталь­
ных случаях, по его мнению, смертная казнь несправедлива и 
неоправданна. 

Теоретически, по естественному праву, недопустимо, чтобы че­

ловек желал лишить себя жизни и, следовательно, он не мог пре­
доставить это право другим. Смертная казнь — "война нации с 
гражданином", т. е. возврат в естественное состояние. Практически 
же многовековой опыт показывает, что угроза, смертной казни не 
останавливает преступника, и более эффективно пожизненное ли­
шение свободы. А то обстоятельство, что она веками существовала 
почти у всех народов, не оправдывает точки зрения, так как спо­
собствует распространению в народе ожесточенности и безнрав­
ственности. Неоправданна она, доказывал Беккариа несколько поз­
же, и с точки зрения юридической — применение может быть ре­
зультатом ошибки судей, которая становится уже непоправимой. 

Идеи Беккариа были восприняты классическим направлением 

в уголовно-правовой науке и уголовным законодательством, закре­
пившим такие прогрессивные принципы, как равенство перед за­
коном, "нет преступления и нет наказания без указания о том в 
законе", соответствие тяжести наказания тяжести совершенного 
преступления. 

Беккариа приглашала в Россию Екатерина II, но он отказался. 

Тем не менее в ее известном "Наказе" Комиссии по составлению 
нового Уложения (начавшей, кстати, работать через три года после 
выхода книги Беккариа) примерно половина статей по уголовному 
праву заимствована у него, а вся глава X "Об образовании крими­
нального суда" — перевод из Беккариа. 

§ 4. Заключение 

Особенностью политико-правовой идеологии Германии и Ита­

лии XVII—XVIII вв. было сочетание умеренно прогрессивных в 
идеологической сфере и консервативных в политической сфере те­
орий. 

Просветительские идеи вылились преимущественно в абстрак­

тные теоретические построения и практически приспосабливались 
к существующему политическому устройству. Конечно, освобожде­
ние государственно-правовой теории от теологической оболочки, 
восприятие идеи о государстве как общем благе, обоснование ссыл­
ками на естественное право идей свободы личности, вероисповеда-


background image

238 

История политических и правовых учений 

ния, убеждений и (особенно у Беккариа) гуманизма было выраже­
нием назревших потребностей общественного развития. 

И все же выше допустимости пассивного сопротивления суще­

ствовавшей государственной власти и весьма умеренной критики 
режима полицейского государства немецкая политическая мысль в 
то время не поднялась. Более того, с укреплением княжеского аб­
солютизма в немецких землях в политической мысли появилась 
его апология. 

Аналогично этому даже у наиболее передового из рассмотрен­

ных мыслителей — Беккариа, чьи заслуги в развитии уголовно-
правовой теории того времени были громадны, гуманистические 
надежды на совершенствование общих условий жизни и законода­
тельства связывались опять-таки с просвещенным монархом.