Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5843
Скачиваний: 125
234
История политических и правовых учений
добродетельным, знать науку управления государством, любить свой
народ и окружать себя умными советниками, не творить произвол.
Повиновение ему должно быть безусловным, поскольку сопротив
ление может возвратить людей в естественное состояние, полагал
Вольф.
Таковы основные представители немецкой политико-правовой
идеологии XVII—XVIII вв. Экономическая отсталость большинства
немецких земель, неразвитость политических отношений, реакци
онный режим полицейского государства привели к тому, что они в
лучшем случае создавали абстрактные теоретические конструк
ции, не имевшие в то время шансов на реализацию или, как это
было у Вольфа, поддерживавшие идеи просвещенного абсолютиз
ма. Не случайно прусский король Фридрих II писал Вольфу, что
задача королей — осуществлять идеи философов.
Если в Англии, а позже и во Франции естественно-правовая
доктрина стала идейным оружием в борьбе против феодального
абсолютизма, теоретической основой лозунгов буржуазных рево
люций, то в Германии она превратилась в средство рационалисти
ческого обоснования существовавшего режима и положительного
права со скромными, но важными для Германии пожеланиями их
совершенствования во имя "общего блага".
§ 3. Правовая теория Ч. Беккариа
Политическая история Италии эпохи феодализма представля
ет собой весьма сложную картину. Многие века сохранялась поли
тическая раздробленность страны. Усобицы правителей итальян
ских княжеств и городов-республик обессилили и обескровили стра
ну, сделали ее сравнительно легкой добычей Испании, король ко
торой фактически стал управлять значительной частью Италии и
Австрии. Политические неурядицы существенно затрудняли соци
альное развитие страны. Итальянская буржуазия, преимущественно
ростовщическая и торговая, экономически связанная с феодалами,
была настроена весьма умеренно. Дальше пожеланий политичес
кой централизации и осуждения произвола и беззакония, харак
терных для феодализма, она не шла. Это и обусловило в конечном
счете трактовку учения о естественном праве итальянскими про
светителями XVIII в., наиболее видным представителем которых
был
Чезаре Беккариа
(1738—1794).
Беккариа родился в Милане, находившемся под властью Авст
рии. Он окончил иезуитскую школу (как и Вольтер, Гельвеций,
Дидро). Его основная работа — "О преступлениях и наказаниях"
была опубликована в 1764 г. сначала тайно и вызвала как ожесто
ченные нападки церковников, так и широкое признание просве-
Гл. 11. Полит.-прав. учения в Германии и Италии в XVII—XVIII вв. 235
щенных людей того времени, в том числе императрицы Марии-
Терезии. Она претендовала на "просвещенный абсолютизм" и ста
ла покровительствовать Беккариа, предоставив ему кафедру в
Милане, а затем ряд государственных должностей.
В теории Беккариа заметны следы идей Гроция и Гоббса. Но
наибольшее влияние на него оказало французское Просвещение.
Он с большим уважением отзывался о Вольтере, Монтескье, Гель
веции, Дидро, Даламбере, Кондильяке, Руссо, точно так же, как
многие из них высоко оценили его книгу "О преступлениях и нака
заниях". Это сочинение, принесшее ему широкую известность, про
никнуто в духе просветительства верой в человеческий разум, сво
бодолюбием, идеями гуманизма и законности.
Трактовка естественного состояния и причин, побудивших лю
дей перейти от него к политическому общежитию, у Беккариа мало
что отличается от трактовок Гоббса. В естественном состоянии люди
жили в одиночку. Постоянные столкновения между ними делали
их естественную свободу необеспеченной и потому бесполезной. Для
общего блага люди объединились и пожертвовали частью своей
свободы во имя безопасности и обеспечения оставшейся у них час
ти свободы (здесь Беккариа ближе к Гроцию). Из пожертвованной
людьми части свободы и образовалась по общественному договору
верховная власть государства. Хранителем ее стал суверен как
представитель всего общества. Он должен был обеспечить людям
общее благо — безопасность и справедливость.
Беккариа различает справедливость божественную, естествен
ную и человеческую. Первые две — основаны на божественных и
естественных законах. Человеческая справедливость базируется на
общественном договоре, устанавливающем пределы власти госу
дарства. Она изменчива. Ее критерием должно быть общее благо.
Основанные на ней законы государства должны иметь в виду воз
можно большее счастье для возможно большего числа лиц. Но не
вежественные представления о справедливости, полагал Беккариа,
привели к тому, что законы государства являются оружием в ру
ках незначительного меньшинства. Они несправедливы, закрепля
ют сословные привилегии, неравенство перед уголовным законом,
право сильного и связанные с ним произвол и насилие. Беккариа
резко критиковал современную ему юриспруденцию, при которой
законами считаются изречения римских и средневековых юристов,
а уголовное право опирается на вековые предрассудки. Существу
ющие законы, писал он, "служат только для прикрытия насилия",
помогают приносить народ "в жертву ненасытному идолу деспо
тизма".
Причину этого Беккариа видел в утверждении частной соб
ственности, дающей одним власть и благополучие, а другим нище
ту и бесправие. Право собственности — "ужасное и, может быть,
236
История политических и правовых учений
не необходимое право". Однако дальше констатации этого Бекка-
риа не идет. Он не помышляет об уничтожении частной собствен
ности, довольствуясь пожеланием постепенного уравнения матери
ального положения людей. Не выступает он и за радикальное пе
реустройство общества. Все его надежды связаны с просвещенным
монархом, заботящимся о своих подданных, об устранении нищеты
и неравенства, покровительствующим наукам и искусству, образо
ванности и нравственности народа. Такой монарх, считал Бекка-
риа, издаст справедливые и мудрые законы, перед которыми все
будут равны, которые будут строго соблюдаться и обеспечат права
человека.
Развивая идею законности, Беккариа утверждал, что свобода
гражданина — в его праве делать все, что не противоречит зако
нам, что сами власти должны строго соблюдать законы. Без этого
не может существовать "законное общество". Вот почему посяга
тельство на безопасность и свободу граждан является одним из
тяжких преступлений. Только законы могут устанавливать нака
зания, и право их издания принадлежит только суверену как пред
ставителю всего общества. Сам суверен может издавать лишь об
щие законы, но не может судить за их нарушения. Это задача
суда, выясняющего факты. Наказание же, определяемое судом, не
может выходить за пределы, установленные законом, иначе оно
несправедливо и не соответствует условиям общественного дого
вора.
Исходя из изложенных теоретических посылок Беккариа в своей
книге "О преступлениях и наказаниях" обосновывает идеи, поло
женные в основу "классической теории" уголовного права. Он ут
верждал, что причина преступности лежит в социальных услови
ях — нищете людей и столкновении их интересов, порождаемых
человеческими страстями. Нужно отличать преступления действи
тельные от преступлений мнимых и произвольных. И целью нака
зания должно являться предупреждение новых преступлений и
исправление преступников. Для этого наказание должно быть пуб
личным, наименьшим из возможных в каждом конкретном случае,
соразмерным преступлению и установленным в законе. Вот почему
Беккариа протестовал против применения широко распространен
ных в эпоху феодализма пыток, мучительных наказаний и призы
вал к ограничению применения смертной казни. Он отстаивал ра
венство всех перед законом и возможность наказания человека толь
ко за те деяния, которые определены законом как преступные. Легко
заметить, что эти идеи Беккариа нашли отражение в таких исто
рически важных конституционных документах, как французские
Декларации прав человека и гражданина конца XVIII в., а также в
уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве Франции
начала XIX в.
Гл. 11. Полит.-прав. учения в Германии и Италии в XVII—XVIII вв. 237
Аргументация Беккариа в пользу отмены смертной казни зас
луживает особого внимания как практически первое в истории те
оретически убедительное выступление такого рода. Правда, Бекка
риа допускал применение смертной казни, но только в чрезвычай
ных обстоятельствах, когда необходимо сохранение существующе
го правления или когда нация борется за свободу. Во всех осталь
ных случаях, по его мнению, смертная казнь несправедлива и
неоправданна.
Теоретически, по естественному праву, недопустимо, чтобы че
ловек желал лишить себя жизни и, следовательно, он не мог пре
доставить это право другим. Смертная казнь — "война нации с
гражданином", т. е. возврат в естественное состояние. Практически
же многовековой опыт показывает, что угроза, смертной казни не
останавливает преступника, и более эффективно пожизненное ли
шение свободы. А то обстоятельство, что она веками существовала
почти у всех народов, не оправдывает точки зрения, так как спо
собствует распространению в народе ожесточенности и безнрав
ственности. Неоправданна она, доказывал Беккариа несколько поз
же, и с точки зрения юридической — применение может быть ре
зультатом ошибки судей, которая становится уже непоправимой.
Идеи Беккариа были восприняты классическим направлением
в уголовно-правовой науке и уголовным законодательством, закре
пившим такие прогрессивные принципы, как равенство перед за
коном, "нет преступления и нет наказания без указания о том в
законе", соответствие тяжести наказания тяжести совершенного
преступления.
Беккариа приглашала в Россию Екатерина II, но он отказался.
Тем не менее в ее известном "Наказе" Комиссии по составлению
нового Уложения (начавшей, кстати, работать через три года после
выхода книги Беккариа) примерно половина статей по уголовному
праву заимствована у него, а вся глава X "Об образовании крими
нального суда" — перевод из Беккариа.
§ 4. Заключение
Особенностью политико-правовой идеологии Германии и Ита
лии XVII—XVIII вв. было сочетание умеренно прогрессивных в
идеологической сфере и консервативных в политической сфере те
орий.
Просветительские идеи вылились преимущественно в абстрак
тные теоретические построения и практически приспосабливались
к существующему политическому устройству. Конечно, освобожде
ние государственно-правовой теории от теологической оболочки,
восприятие идеи о государстве как общем благе, обоснование ссыл
ками на естественное право идей свободы личности, вероисповеда-
238
История политических и правовых учений
ния, убеждений и (особенно у Беккариа) гуманизма было выраже
нием назревших потребностей общественного развития.
И все же выше допустимости пассивного сопротивления суще
ствовавшей государственной власти и весьма умеренной критики
режима полицейского государства немецкая политическая мысль в
то время не поднялась. Более того, с укреплением княжеского аб
солютизма в немецких землях в политической мысли появилась
его апология.
Аналогично этому даже у наиболее передового из рассмотрен
ных мыслителей — Беккариа, чьи заслуги в развитии уголовно-
правовой теории того времени были громадны, гуманистические
надежды на совершенствование общих условий жизни и законода
тельства связывались опять-таки с просвещенным монархом.