Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5841
Скачиваний: 125
224
История политических и правовых учений
Третий Рим", Россия — единственный оплот православия. И вот
теперь оказывалось, что русская православная церковь должна была
подчиниться тенденциям, развившимся в церкви греческой, церк
ви павшего Второго Рима.
Старообрядчество являлось попыткой сохранить национальное
достоинство русской церкви и Русского государства.
Аввакум поэтому выказывает себя в своих сочинениях убеж
денным сторонником концепции "Москва — Третий Рим". "Понеже
убо Ветхий Рим падесе аполинариевою ересию, — пишет он в од
ном из своих писем царю, — 2 Рим — Царь град, еже есть агарян-
скими внуцы от безбожных турок обладаеми, твое же, о благочес
тивый царю, великое Русийское царство — Третий Рим — благоче
стием всех превзыде, и вся благочестивая во твое царствие воеди
но собрашася и прочая. И ты един под небесем християнский царь
именуешися во всей вселенной, владыка и блюститель непорочныя
православныя веры во всех християнех..."
Нигде нет такой непорочной православной веры, как в России,
считал Аввакум. Нигде нет такого православного государства, как
Русское. Аввакум был, в сущности, идеологом русского националь
ного государства, русской национальной церкви. В его понимании
Русское государство и русская церковь должны служить России,
русским национальным интересам, а не каким-то вселенским орга
низациям. Россия, наконец, должна жить по собственным законам.
"Ох, бедная Русь, чево тебе хотелось латынских ли обычаев и
поступков немецких, а свой истинный християнский закон возне
навидели и отвергли", — в этих словах Аввакума во многом содер
жится разгадка его оппозиции церковным реформам в России се
редины XVII в. Новогреческие богослужебные книги, в соответ
ствии с которыми Никон хотел исправлять книги русские, печата
лись на Западе. Это знали и патриарх Никон, и царь Алексей Ми
хайлович.
"Ты ведь, Михайлович, русак, а не грек, — обращался Аввакум
к царю Алексею. — Говори своим природным языком; не уничижай
ево и в церкви, и в дому, и в пословицах".
Аввакум считал, что, затеяв церковную реформу, царская власть
предала Россию. Отсюда и его обличения этой власти, которые бла
годаря его писательскому таланту были особенно остры. "Али ты
чаеши потому святы нынешния власти, законоположники новыя,
что брюхи те у ных толсты, что у коров, да о небесных тайнах
не смыслят, понеже живут по-скотски, ко всякому беззаконию пол
зки".
Аввакум полагал себя поэтому выше царской власти и таким
образом оправдывал свое неподчинение ей. "Видишь ли, самодер
жавие? — писал он в "Житии". — Ты владеешь на свободе одною
русскою землею, а мне сын Божий покорил за темничное сидение и
Гл. 10. Политическая и правовая мысль России в XVII в.
225
небо и землю; ты, от здешнего своего царства в вечный свой дом
пошедше, только возьмешь гроб и саван, аз же, присуждением ва
шим, не сподоблюся савана и гроба. Но наги кости мои псами и
птицами небесными растерзаны будут и по земле влачимы; так
добро и любезно мне на земле лежати и светом одеянну и небом
прикрыту быти".
При таком отношении к царской власти Аввакум, естественно,
должен был разделять идеи Никона о самостоятельности церкви,
ее полной независимости от государства, о превосходстве "священ
ства" над "царством". "В коих правилах писано царю церковью
владеть, и догматы изменять, и святая кадить? Только ему подоба
ет смотрить и оберегать от волк, губящих ея, а не учить, как вера
держать и как персты слагать. Се бо не царево дело, но православ
ных архиереов и истинных пастырей, иже души свои полагают за
стадо Христово, а не тех, глаголю, пастырей слушать, иже и так и
сяк готовы на одном часу перевернутца".
Сходство воззрений Аввакума с воззрениями Никона, которого
он считал своим злейшим врагом, было и в другом.
Аввакум постоянно обращал внимание в своих сочинениях и на
недопустимость жестокого насилия при проведении реформы. "По-
сем Лазаря священника взяли, и язык весь вырезали из горла..., —
описывал он казнь одного из своих сторонников в "Житии". — Он
же и паки говорит без языка. Таже, положа правую руку на плаху,
по запястье отсекли, и рука отсеченная, на земле лежа, сложила
сама персты по преданию и долго лежала так пред народы; испо
ведала, бедная, и по смерти знамение спасителево неизменно. Мне-
су и самому сие чюдно: бездушная одушевленных обличает!"
В другом месте "Жития" Аввакум замечает: "И прочих наших на
Москве жарили да пекли: Исайю сожгли, и после Авраамия со
жгли, и иных поборников церковных многое множество погублено,
их же число Бог изочтет.
Чюдо, как то в познание не хотят при
йти: огнем, да кнутом, да виселицею хотят веру утвердить!"
(курсив мой. —
В.
Т.).
Однако в челобитной царю Федору Алексеевичу, сменившему
на престоле Алексея Михайловича, Аввакум писал: "А что, госу
дарь-царь, как бы ты мне дал волю, я бы их, что Илия пророк, всех
перепластал во един час. Не осквернил бы рук своих, но и освятил,
чаю... перво бы мне Никона, собаку, и рассекли начетверо, а потом
бы никониян".
§ 4. Заключение
Русская политическая и правовая идеология XVII в. — слож
ное по содержанию и многообразное в формах своего выражения
явление. Материал, изложенный в данной главе, представляет толь-
226
История политических и правовых учений
ко некоторые, наиболее характерные для нее идеи. Эти идеи отра
жали новые тенденции в развитии русской государственности,
появившиеся в указанный период. Они выражали также распро
страненные в русском обществе представления об исторической
миссии России, о сущности царской власти, ее соотношении с вла
стью церковной.
Главным достижением русского политического и правового со
знания в XVII в. стало осмысление событий "Смуты" — страшной
катастрофы, выпавшей на долю русского общества и государства в
начале данного столетия.
Эта катастрофа была понята русскими мыслителями как Бо
жья кара, ниспосланная на Россию за грехи ее правителей, — как
наказание за предательство правящими кругами русского обще
ства русских национальных интересов. Вместе с тем "Смута" была
осознана в русском обществе и как столкновение России с внешней
враждебной силой — с Западной Европой.
"Смута" стала серьезным испытанием для русского общества и
государства. Проверку реальной жизнью прошла во время "Сму
ты" также русская официальная политико-правовая идеология и,
в частности, сформулированная царем Иваном IV теория православ
ного христианского самодержавия. И что же оказалось?
События "Смуты" показали, что данная теория была не бредом
сумасшедшего властителя, а творением мудрого русского политика,
понимавшего психологию русского общества. Ни Борис Годунов с
его сыном Федором, ни Василий Шуйский не соответствовали иде
алу русского царя, который выразил в своих сочинениях Иван Гроз
ный. Потому и не удержали они в своих руках скипетра русского
самодержца. Михаил Романов больше всех других представителей
русской знати соответствовал данному идеалу. Оттого и был выб
ран на роль русского царя.
Выход русского общества из "Смуты", восстановление искон
но русской государственности были обусловлены во многом проч
ностью традиционной русской политико-правовой идеологии. Кру
шение Русского государства в начале XVII в. не сопровождалось
крахом русских политических идеалов, т. е. представлений о том,
каким должен быть русский царь, какой характер должна иметь
царская власть, как должно быть устроено Русское государство.
Именно поэтому данное крушение было вовремя осознано русским
обществом. Сохранив свои политические идеалы, русские люди вос
создали затем по ним свою традиционную государственность.
Семнадцатое столетие, таким образом, уже в самом своем на
чале показало, какое жизненно важное значение для русского об
щества имеют его традиционные политические идеалы.
Русский церковный раскол середины указанного столетия сде
лал очевидным то, что расхождение в политических идеалах мо-
Гл. 10. Политическая и правовая мысль России в XVII в. 227
жет в условиях России вылиться в острейший социальный конф
ликт.
Церковный раскол продемонстрировал также слабость русской
официальной политико-правовой идеологии. Новые исторические
обстоятельства, в которых оказалась Россия во второй половине
XVII в., требовали нового решения проблем сущности царской вла
сти, ее функций, ее соотношения с властью церковной. Реформа
государственного управления, потребность в которой стала остро
ощущаться в русском обществе указанного периода, неизбежно
должна была стать одновременно и реформой официальной поли
тико-правовой идеологии.
Г Л А В А 1 1
Политические и правовые учения
немецкого и итальянского Просвещения
XVII-XVIH вв.
§ 1. Введение
Естественно-правовая теория была прямой наследницей гума
нистических идей Возрождения, его веры в могущество и конечное
торжество человеческого разума. Она переложила эти идеи на язык
права, дала теоретико-правовое обоснование общечеловеческим
нравственным ценностям, представлениям о справедливости в от
ношениях между людьми, между человеком и обществом, государ
ством. Именно поэтому естественно-правовая теория, как и совре
менное ей Просвещение, оказалась универсальной: ее идеи могли
восприниматься и воспринимались в различных социально-поли
тических условиях и соответственно с ними получали различное
толкование. Абстрактность предложенных теоретических конструк
ций позволяла давать им различающиеся оценки и делать из этих
оценок порой весьма противоречивые политические выводы.
Существенные отличия социально-политических условий в Гер
мании и Италии от обстановки в Нидерландах, Англии и Франции
предопределили не менее существенные отличия в толковании и
оценке учения о естественном праве, выводах из него немецких и
итальянских мыслителей. Отсутствие реальной исторической по
чвы для революционной трактовки идей естественного права (пос
ледняя даже во Франции появится позже) обусловило коллизии
между гуманистическими, общечеловеческими началами, заложен
ными в этой теории, и классовым их истолкованием.
§ 2. Естественно-правовые теории в Германии
Усиление феодальной эксплуатации, политической и идеологи
ческой реакции, установление княжеского абсолютизма, привед
шего к возникновению в некоторых землях Священной Римской
империи германской нации полицейского государства, существен
но задержали не только социально-экономическое, но и идейное
развитие страны. Идеология, получившая обоснование в естествен-