Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5858

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава 13. Политические и правовые учения во Франции в XVIII в. 289 

себя наукам и искусствам, будет ограничено, причем они не осво­
бождаются от обязательного для всех (от 20 до 25 лет) труда в 
земледелии. 

Строгая цензура и государственный надзор за науками и ис­

кусствами, тотальная регламентация жизни, деятельности, помыс­
лов, вкусов, одежды, семейного положения каждого члена обще­
ства оправдывались тем, что интересы общества стоят выше инте­
ресов личности. 

Морелли — сторонник централизованного в масштабах страны 

производства и распределения, строго регламентированных зако­
ном и управляемых государственной властью. Основная задача го­
сударства — охранять законы, не допуская повторения ошибок, 
уже породивших когда-то возникновение частной собственности и 
связанные с ней бедствия. Государство организуется как орудие 
осуществления законов природы, т. е. лишь как власть исполни­
тельная и наблюдательная. 

В проекте законов будущего общества Морелли описывает ори­

гинальную форму организации власти, основанной на суверените­
те законов природы. Нация делится на провинции, провинции 
включают города, которые делятся на трибы, трибы — на семьи. 
Из отцов семейств образуется сенат города, из представителей го­
родских сенатов — Верховный сенат Нации. Сенаты подчинены 
власти законов. 

Особенность государственного устройства в том, что все долж­

ности замещаются "по очереди" — освободившуюся должность за­
нимает (на год или пожизненно) тот из состоящих на предшествую­
щей должности, чья очередь подошла (отец семейства становится 
главой трибы, глава трибы — начальником города и т. д.). Своеоб­
разный проект демократии без выборов связан, очевидно, с отрица­
тельным отношением Морелли к политической деятельности, с опа­
сением, что выборы могут в какой-то мере поколебать равенство 
членов общества. 

Главы триб, начальники городов и провинций, глава Нации осу­

ществляют надзор за соблюдением законов, за работами, снабжением 
и распределением. 

Еще одна система должностных лиц образуется из мастеров и 

старшин корпораций (производственных объединений); они входят 
в советы городов, посылающих депутатов в Е!ерховный совет На­
ции, подчиненный Верховному сенату. Сенаты запрашивают мне­
ние советов по вопросам производства, труда, воспитания, распре­
деления и другим и учитывают его при принятии решений. Сочета­
ние этих двух систем (общенациональной и производственной) ор­
ганов и должностных лиц должно обеспечить компетентность руко­
водства процессами производства, потребления, воспитания. 


background image

290 

История политических и правовых учений 

Подобно ряду других коммунистов Морелли предполагал со­

хранение в будущем обществе уголовных законов. Наиболее тяж­
кими преступлениями признаются убийство, а равно попытка "по­
средством интриги либо иным путем уничтожить священные зако­
ны с целью ввести проклятую собственность". Виновный заключа­
ется "на всю жизнь, как буйный помешанный и враг человечества, 
в построенную на кладбище пещеру". 

Менее тяжкие преступления (неповиновение должностным ли­

цам или родителям, оскорбление словом или действием) должны 

караться тюремным заключением от одного дня до нескольких лет. 
В числе наказаний — лишение права занимать определенные дол­
жности на время или навсегда. 

Путь к восстановлению попранных законов природы Морелли 

видел в просвещении. Как и другие просветители того времени, он 
надеялся на философов-правителей, способных исправить ошибки 
политики и морали. 

Учение Морелли оказало значительное влияние на последую­

щее развитие политико-правовой идеологии. Ряд идей Морелли 
развивал Мабли. Затем на "Кодекс природы" ссылались Бабёф и 
другие участники "Заговора во имя равенства" (см. § 7). Учение 
Морелли повлияло и на идеи коллективистов и коммунистов Фран­
ции первой половины XIX в., особенно на книгу Э. Кабэ "Путеше­
ствие в Икарию" (см. гл. 19). 

Габриэль Бонно де Мабли

 (1709—1785) родился в дворянской 

семье и получил религиозное образование. Отказавшись от духов­
ной карьеры, он занялся изучением античной литературы, истории 
и философии. Мабли написал много сочинений по истории, между­
народному праву, морали и политике. Его политическое и правовое 
учение сложилось под сильным влиянием теории Руссо, а также 
идей Морелли. 

Описывая (вслед за Морелли) республику, "где первым зако­

ном было бы запрещение владеть собственностью", Мабли замеча­
ет, что такой счастливый строй общества сейчас мог бы быть осно­
ван разве только на каком-нибудь пустынном острове людьми, сво­
бодными от предрассудков и неискоренимых страстей Европы. 
Мабли доказывал, что общность имуществ идеальна для человече­
ства, но она неосуществима не только из-за "испорченности" лю­
дей, но и еще более из-за деления общества на противоположные 
классы и отсутствия сил, способных" взять на себя осуществление 
коммунистического идеала. "Но оставим Платона; и не бойтесь, — 
писал Мабли, — ...что я вздумаю основать республику более совер­
шенную, чем платоновская; у меня нет материала, чтобы соору­
дить такое здание". "Вот на берегу Огайо или Миссисипи, — го­
рестно добавлял Мабли, — Платон мог бы учредить свою респуб­

лику". 


background image

Глава 13. Политические и правовые учения во Франции в XVIII в. 291 

В наиболее известной своей книге "О законодательстве или прин­

ципы законов" (1776 г.) Мабли отказывался от идей общности иму-
ществ, но еще резче, чем в предыдущих сочинениях, порицал по­
роки и бедствия, проистекающие из частной собственности. Она 
неизбежно порождает неравенство имуществ, неотвратимо веду­
щее к деспотизму, утверждал Мабли: "Едва богатства приобретут 
какой-то вес, богатые пытаются захватить государственную власть. 
Незаметно для себя государство оказывается во власти деспотиз­
ма, а глупость народа навеки закрепляет его порабощение". 

Мабли делает вывод: лучше всего, чтобы нация была настолько 

бедна, чтобы богатых вообще не было бы и быть не могло. "Чем 
беднее нация, — рассуждал Мабли, — тем меньше склонна она к 
честолюбивым замыслам и к тирании... Богатства, по природе сво­
ей, не могут сочетаться с хорошими законами... Чем больше зако­
ны научат нас довольствоваться малым, тем больше они скрепят 
связи общества, ибо они разовьют и поддержат наши социальные 
качества." 

Мабли, как и Руссо, считал невозможным ликвидировать час­

тную собственность, породившую жадность. Но он предлагал огра­
ничить частную собственность законами: "Устройте свои законы 
так, чтобы я довольствовался умеренным состоянием. Покажите 
мне, что богатства бесполезны". Для этого, полагал Мабли, нужно 
запретить торговлю, вместо денежных взносов (налогов) требовать 
от граждан услуг, отменить завещания; дробить состояния между 
наследниками, определить законом предел владения каждого граж­
данина, ввести аграрные законы. Не следует допускать бесполез­
ных искусств. Весьма важны, согласно учению Мабли, законы про­
тив роскоши. "Они должны распространяться на все: на мебель, 

жилища, стол, слуг, одежду; если вы что-нибудь оставите без вни­
мания, вы откроете путь для злоупотреблений, которые распрост­
ранятся на все. Чем суровее будут законы, — писал Мабли, — тем 
менее опасным будет неравенство имуществ". 

Детальное регулирование законами хозяйственных и многих 

бытовых отношений, искусственное поддержание бедности, искоре­
нение роскоши и искусств, тотальный государственный надзор и 
строгие наказания должны, по мысли Мабли, обеспечить всеобщее 
равенство граждан при сохранении строго ограниченной частной 
собственности. 

Сочинения Мабли оказали влияние на развитие коммунисти­

ческой идеологии во Франции. Бабёф назвал "абзацем из Мабли" 
основной программный документ "Заговора во имя равенства". После 
революции с критикой идей Мабли выступали идеологи либера­
лизма. 

Во Франции XVIII в. возникли и развивались теории общин­

ного безгосударственного коммунизма. Одна из них изложена в про-


background image

292 

История политических и правовых учений 

изведении сельского священника

 Жана Мелье

 (1664—1729), во­

шедшем в историю под названием "Завещание". 

В концепции Мелье нет идеи общественного договора, положив­

шего начало обществу и государству. Коль скоро для общего труда 
необходимо объединение усилий народа и управление им, невозмож­
но предположить реальное существование обособленных, отдель­
ных индивидов, а тем самым "естественного состояния", предше­
ствовавшего общественному. Что касается современного государ­
ства, то начало ему положено не "всеобщим соглашением", а обма­
ном, насилием, принуждением, при помощи которых на спины 
трудящегося народа взвалили целую махину тиранов, попов, дво­
рян, чиновников. 

В "Завещании" порицается частная собственность. Она порож­

дает жадность; отсюда — обогащение наиболее сильных, хитрых и 
ловких, злых и недостойных, с одной стороны, обнищание народ­
ных масс — с другой. 

Осуждение феодализма и частнособственнического строя в уче­

нии Мелье связано идеей народной революции. 

Будущее общество Мелье представлял в самых общих чертах. 

Жители каждой деревни, города, местечка должны составить общи­
ну. Они будут "сообща пользоваться одной и той же или сходной 
пищей, иметь одинаково хорошую одежду, одинаково хорошие жи­
лища, одинаково хороший ночлег и одинаково хорошую обувь; с 
другой стороны, должны все одинаково заниматься делом, т. е. тру­
дом или каким-нибудь другим честным и полезным занятием". 

Об организации управления в будущем обществе Мелье писал 

кратко: "Все это должно происходить не под руководством лиц, 
желающих властно-тиранически повелевать другими, а исключи­
тельно под руководством самых мудрых и благонамеренных лиц, 
стремящихся к развитию и поддержанию народного благососто­
яния". 

Сочинение Мелье распространялось в рукописях; извлечения 

из него, опубликованные Вольтером, содержали почти исключи­
тельно философские и антирелигиозные идеи. 

Оригинальную концепцию безгосударственного коммунизма раз­

работал бенедиктинский монах

 Леже-Мари Дешан

 (1716—1774), со­

чинение которого "Истина, или Истинная система" в рукописи чи­
тали Дидро и другие просветители. 

История человечества, по Дешану, делится на три этапа. Сна­

чала было "состояние дикости", когда люди не знали ни собственно­
сти, ни власти, ни законов; они были разъединены и невежественны. 

Затем люди перешли в "состояние законов", когда возникли 

неравенство, собственность, а также укрепляющие их законы чело­
веческие и божественные. "Состояние законов" бедственно для че­
ловечества. Неравенство достигло крайних степеней. Социальный 


background image

Глава 13. Политические и правовые учения во Франции в XVIII в. 293 

порядок поддерживается насилием (человеческие законы, "шпа­
га") и обманом (божественные законы, церковь). Полезные сосло­
вия (земледельцы, ремесленники, пастухи) находятся в пренебре­
жении и угнетении, над ними господствуют бесполезные сословия 

(дворяне, духовенство, чиновники). Царят "безумие нравов", обман 

и насилие. 

Постепенное раскрытие и распространение истины должно обус­

ловить переход к "состоянию нравов, равенства, или истинного ес­
тественного закона", в котором исчезнут частная собственность, 
законы, короли, сословия. В "состоянии нравов" не будет религии, 
войн, судов, торговли, мошенничества, банкротства, спекуляции, 
воровства, уголовных законов, городов, храмов, лувров, крепостей, 
арсеналов, трибуналов, монастырей, академий, госпиталей, тюрем. 
Люди будут жить поселками, сообща работать и пользоваться об­
щими домами, амбарами, складами, постройками. Жизнь станет 
простой и близкой к природе. Исчезнут все произведения искусст­
ва, театры, величественные дворцы, сады и парки, изысканные 
блюда, драгоценные камни и т. п. Будут сожжены все книги. Люди 
будут носить простые удобные одежды, употреблять в пищу хлеб, 
овощи, фрукты, молоко, масло, мед, яйца. Все будут абсолютно 
равны в моральном отношении. Сознание морального единства лю­
дей и простота жизни приведут к отпадению надобности не только 
в принуждении, но и в руководстве, управлении. 

Идеи безгосударственного коммунизма обосновывал также

 Сгшъ-

вен Марешалъ

 (1750—1803). Уже в период революции, в 1793 г., он 

писал, что в начале истории был период патриархального правле­
ния, когда люди жили семьями. Затем в результате ошибки воз­
никло гражданское общество; в нем царят всеобщий эгоизм, скры­
тая война людей, обездоленное большинство которых поддержива­
ет существование горстки сибаритов-деспотов. Пороки граждан­
ского общества не зависят от формы правления Все правительства 
мира являются дефектными. Политические преобразования ничуть 
не улучшают положение вещей. Человек исчерпал все возможные 
формы правления. Наступило время, чтобы он вернулся к исходно­
му пункту. 

Возвращение человечества к первоначальной свободе Марешаль 

мыслил как отделение от современного общества маленьких ассо­
циаций, или семей (по 100 человек), поселяющихся на пустующих 
землях. В конечном счете распад гражданского общества на общи­
ны-поселения приведет к исчезновению политической власти, за­
конов, кодексов, конституций. При новом патриархальном правле­
нии не должно быть других различий между людьми, кроме раз­
личий по полу, возрасту и семье. Не будет больших городов, исчез­
нут многие искусства. "Ну и что же? Будет меньше статуй и боль­
ше людей".