Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5856
Скачиваний: 125
Глава 13. Политические и правовые учения во Франции в XVIII в. 289
себя наукам и искусствам, будет ограничено, причем они не осво
бождаются от обязательного для всех (от 20 до 25 лет) труда в
земледелии.
Строгая цензура и государственный надзор за науками и ис
кусствами, тотальная регламентация жизни, деятельности, помыс
лов, вкусов, одежды, семейного положения каждого члена обще
ства оправдывались тем, что интересы общества стоят выше инте
ресов личности.
Морелли — сторонник централизованного в масштабах страны
производства и распределения, строго регламентированных зако
ном и управляемых государственной властью. Основная задача го
сударства — охранять законы, не допуская повторения ошибок,
уже породивших когда-то возникновение частной собственности и
связанные с ней бедствия. Государство организуется как орудие
осуществления законов природы, т. е. лишь как власть исполни
тельная и наблюдательная.
В проекте законов будущего общества Морелли описывает ори
гинальную форму организации власти, основанной на суверените
те законов природы. Нация делится на провинции, провинции
включают города, которые делятся на трибы, трибы — на семьи.
Из отцов семейств образуется сенат города, из представителей го
родских сенатов — Верховный сенат Нации. Сенаты подчинены
власти законов.
Особенность государственного устройства в том, что все долж
ности замещаются "по очереди" — освободившуюся должность за
нимает (на год или пожизненно) тот из состоящих на предшествую
щей должности, чья очередь подошла (отец семейства становится
главой трибы, глава трибы — начальником города и т. д.). Своеоб
разный проект демократии без выборов связан, очевидно, с отрица
тельным отношением Морелли к политической деятельности, с опа
сением, что выборы могут в какой-то мере поколебать равенство
членов общества.
Главы триб, начальники городов и провинций, глава Нации осу
ществляют надзор за соблюдением законов, за работами, снабжением
и распределением.
Еще одна система должностных лиц образуется из мастеров и
старшин корпораций (производственных объединений); они входят
в советы городов, посылающих депутатов в Е!ерховный совет На
ции, подчиненный Верховному сенату. Сенаты запрашивают мне
ние советов по вопросам производства, труда, воспитания, распре
деления и другим и учитывают его при принятии решений. Сочета
ние этих двух систем (общенациональной и производственной) ор
ганов и должностных лиц должно обеспечить компетентность руко
водства процессами производства, потребления, воспитания.
290
История политических и правовых учений
Подобно ряду других коммунистов Морелли предполагал со
хранение в будущем обществе уголовных законов. Наиболее тяж
кими преступлениями признаются убийство, а равно попытка "по
средством интриги либо иным путем уничтожить священные зако
ны с целью ввести проклятую собственность". Виновный заключа
ется "на всю жизнь, как буйный помешанный и враг человечества,
в построенную на кладбище пещеру".
Менее тяжкие преступления (неповиновение должностным ли
цам или родителям, оскорбление словом или действием) должны
караться тюремным заключением от одного дня до нескольких лет.
В числе наказаний — лишение права занимать определенные дол
жности на время или навсегда.
Путь к восстановлению попранных законов природы Морелли
видел в просвещении. Как и другие просветители того времени, он
надеялся на философов-правителей, способных исправить ошибки
политики и морали.
Учение Морелли оказало значительное влияние на последую
щее развитие политико-правовой идеологии. Ряд идей Морелли
развивал Мабли. Затем на "Кодекс природы" ссылались Бабёф и
другие участники "Заговора во имя равенства" (см. § 7). Учение
Морелли повлияло и на идеи коллективистов и коммунистов Фран
ции первой половины XIX в., особенно на книгу Э. Кабэ "Путеше
ствие в Икарию" (см. гл. 19).
Габриэль Бонно де Мабли
(1709—1785) родился в дворянской
семье и получил религиозное образование. Отказавшись от духов
ной карьеры, он занялся изучением античной литературы, истории
и философии. Мабли написал много сочинений по истории, между
народному праву, морали и политике. Его политическое и правовое
учение сложилось под сильным влиянием теории Руссо, а также
идей Морелли.
Описывая (вслед за Морелли) республику, "где первым зако
ном было бы запрещение владеть собственностью", Мабли замеча
ет, что такой счастливый строй общества сейчас мог бы быть осно
ван разве только на каком-нибудь пустынном острове людьми, сво
бодными от предрассудков и неискоренимых страстей Европы.
Мабли доказывал, что общность имуществ идеальна для человече
ства, но она неосуществима не только из-за "испорченности" лю
дей, но и еще более из-за деления общества на противоположные
классы и отсутствия сил, способных" взять на себя осуществление
коммунистического идеала. "Но оставим Платона; и не бойтесь, —
писал Мабли, — ...что я вздумаю основать республику более совер
шенную, чем платоновская; у меня нет материала, чтобы соору
дить такое здание". "Вот на берегу Огайо или Миссисипи, — го
рестно добавлял Мабли, — Платон мог бы учредить свою респуб
лику".
Глава 13. Политические и правовые учения во Франции в XVIII в. 291
В наиболее известной своей книге "О законодательстве или прин
ципы законов" (1776 г.) Мабли отказывался от идей общности иму-
ществ, но еще резче, чем в предыдущих сочинениях, порицал по
роки и бедствия, проистекающие из частной собственности. Она
неизбежно порождает неравенство имуществ, неотвратимо веду
щее к деспотизму, утверждал Мабли: "Едва богатства приобретут
какой-то вес, богатые пытаются захватить государственную власть.
Незаметно для себя государство оказывается во власти деспотиз
ма, а глупость народа навеки закрепляет его порабощение".
Мабли делает вывод: лучше всего, чтобы нация была настолько
бедна, чтобы богатых вообще не было бы и быть не могло. "Чем
беднее нация, — рассуждал Мабли, — тем меньше склонна она к
честолюбивым замыслам и к тирании... Богатства, по природе сво
ей, не могут сочетаться с хорошими законами... Чем больше зако
ны научат нас довольствоваться малым, тем больше они скрепят
связи общества, ибо они разовьют и поддержат наши социальные
качества."
Мабли, как и Руссо, считал невозможным ликвидировать час
тную собственность, породившую жадность. Но он предлагал огра
ничить частную собственность законами: "Устройте свои законы
так, чтобы я довольствовался умеренным состоянием. Покажите
мне, что богатства бесполезны". Для этого, полагал Мабли, нужно
запретить торговлю, вместо денежных взносов (налогов) требовать
от граждан услуг, отменить завещания; дробить состояния между
наследниками, определить законом предел владения каждого граж
данина, ввести аграрные законы. Не следует допускать бесполез
ных искусств. Весьма важны, согласно учению Мабли, законы про
тив роскоши. "Они должны распространяться на все: на мебель,
жилища, стол, слуг, одежду; если вы что-нибудь оставите без вни
мания, вы откроете путь для злоупотреблений, которые распрост
ранятся на все. Чем суровее будут законы, — писал Мабли, — тем
менее опасным будет неравенство имуществ".
Детальное регулирование законами хозяйственных и многих
бытовых отношений, искусственное поддержание бедности, искоре
нение роскоши и искусств, тотальный государственный надзор и
строгие наказания должны, по мысли Мабли, обеспечить всеобщее
равенство граждан при сохранении строго ограниченной частной
собственности.
Сочинения Мабли оказали влияние на развитие коммунисти
ческой идеологии во Франции. Бабёф назвал "абзацем из Мабли"
основной программный документ "Заговора во имя равенства". После
революции с критикой идей Мабли выступали идеологи либера
лизма.
Во Франции XVIII в. возникли и развивались теории общин
ного безгосударственного коммунизма. Одна из них изложена в про-
292
История политических и правовых учений
изведении сельского священника
Жана Мелье
(1664—1729), во
шедшем в историю под названием "Завещание".
В концепции Мелье нет идеи общественного договора, положив
шего начало обществу и государству. Коль скоро для общего труда
необходимо объединение усилий народа и управление им, невозмож
но предположить реальное существование обособленных, отдель
ных индивидов, а тем самым "естественного состояния", предше
ствовавшего общественному. Что касается современного государ
ства, то начало ему положено не "всеобщим соглашением", а обма
ном, насилием, принуждением, при помощи которых на спины
трудящегося народа взвалили целую махину тиранов, попов, дво
рян, чиновников.
В "Завещании" порицается частная собственность. Она порож
дает жадность; отсюда — обогащение наиболее сильных, хитрых и
ловких, злых и недостойных, с одной стороны, обнищание народ
ных масс — с другой.
Осуждение феодализма и частнособственнического строя в уче
нии Мелье связано идеей народной революции.
Будущее общество Мелье представлял в самых общих чертах.
Жители каждой деревни, города, местечка должны составить общи
ну. Они будут "сообща пользоваться одной и той же или сходной
пищей, иметь одинаково хорошую одежду, одинаково хорошие жи
лища, одинаково хороший ночлег и одинаково хорошую обувь; с
другой стороны, должны все одинаково заниматься делом, т. е. тру
дом или каким-нибудь другим честным и полезным занятием".
Об организации управления в будущем обществе Мелье писал
кратко: "Все это должно происходить не под руководством лиц,
желающих властно-тиранически повелевать другими, а исключи
тельно под руководством самых мудрых и благонамеренных лиц,
стремящихся к развитию и поддержанию народного благососто
яния".
Сочинение Мелье распространялось в рукописях; извлечения
из него, опубликованные Вольтером, содержали почти исключи
тельно философские и антирелигиозные идеи.
Оригинальную концепцию безгосударственного коммунизма раз
работал бенедиктинский монах
Леже-Мари Дешан
(1716—1774), со
чинение которого "Истина, или Истинная система" в рукописи чи
тали Дидро и другие просветители.
История человечества, по Дешану, делится на три этапа. Сна
чала было "состояние дикости", когда люди не знали ни собственно
сти, ни власти, ни законов; они были разъединены и невежественны.
Затем люди перешли в "состояние законов", когда возникли
неравенство, собственность, а также укрепляющие их законы чело
веческие и божественные. "Состояние законов" бедственно для че
ловечества. Неравенство достигло крайних степеней. Социальный
Глава 13. Политические и правовые учения во Франции в XVIII в. 293
порядок поддерживается насилием (человеческие законы, "шпа
га") и обманом (божественные законы, церковь). Полезные сосло
вия (земледельцы, ремесленники, пастухи) находятся в пренебре
жении и угнетении, над ними господствуют бесполезные сословия
(дворяне, духовенство, чиновники). Царят "безумие нравов", обман
и насилие.
Постепенное раскрытие и распространение истины должно обус
ловить переход к "состоянию нравов, равенства, или истинного ес
тественного закона", в котором исчезнут частная собственность,
законы, короли, сословия. В "состоянии нравов" не будет религии,
войн, судов, торговли, мошенничества, банкротства, спекуляции,
воровства, уголовных законов, городов, храмов, лувров, крепостей,
арсеналов, трибуналов, монастырей, академий, госпиталей, тюрем.
Люди будут жить поселками, сообща работать и пользоваться об
щими домами, амбарами, складами, постройками. Жизнь станет
простой и близкой к природе. Исчезнут все произведения искусст
ва, театры, величественные дворцы, сады и парки, изысканные
блюда, драгоценные камни и т. п. Будут сожжены все книги. Люди
будут носить простые удобные одежды, употреблять в пищу хлеб,
овощи, фрукты, молоко, масло, мед, яйца. Все будут абсолютно
равны в моральном отношении. Сознание морального единства лю
дей и простота жизни приведут к отпадению надобности не только
в принуждении, но и в руководстве, управлении.
Идеи безгосударственного коммунизма обосновывал также
Сгшъ-
вен Марешалъ
(1750—1803). Уже в период революции, в 1793 г., он
писал, что в начале истории был период патриархального правле
ния, когда люди жили семьями. Затем в результате ошибки воз
никло гражданское общество; в нем царят всеобщий эгоизм, скры
тая война людей, обездоленное большинство которых поддержива
ет существование горстки сибаритов-деспотов. Пороки граждан
ского общества не зависят от формы правления Все правительства
мира являются дефектными. Политические преобразования ничуть
не улучшают положение вещей. Человек исчерпал все возможные
формы правления. Наступило время, чтобы он вернулся к исходно
му пункту.
Возвращение человечества к первоначальной свободе Марешаль
мыслил как отделение от современного общества маленьких ассо
циаций, или семей (по 100 человек), поселяющихся на пустующих
землях. В конечном счете распад гражданского общества на общи
ны-поселения приведет к исчезновению политической власти, за
конов, кодексов, конституций. При новом патриархальном правле
нии не должно быть других различий между людьми, кроме раз
личий по полу, возрасту и семье. Не будет больших городов, исчез
нут многие искусства. "Ну и что же? Будет меньше статуй и боль
ше людей".