Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5854
Скачиваний: 125
284
История политических и правовых учений
том частного характера, определяющим случай применения зако
на, как мы это ясно увидим, когда будет точно установлено поня
тие, связанное со словом закон".
Непогрешимость — вот еще один признак суверенитета наро
да. Руссо полагал, что народ в собрании, выражая в законе общую
волю, не может ошибаться; общая воля всегда с необходимостью
направлена на благо всех и каждого. Руссо писал: "Когда в доста
точной мере осведомленный народ выносит решение, то, если граж
дане не вступают между собою ни в какие сношения, из множества
незначительных различий вытекает всегда общая воля и решение
всякий раз оказывается
правильным".
Для Руссо реальной угрозой
для выражения общей воли являются партии — носители частной
воли. Идеал Руссо — непосредственная демократия без политичес
ких партий: "Важно, следовательно, дабы получить выражение
именно общей воли, чтобы в государстве не было ни одного частич
ного сообщества и чтобы каждый гражданин высказывал только
свое собственное мнение".
Суверенитет народа, по Руссо, имеет абсолютный характер:
"Подобно тому, как природа наделяет каждого человека неограни
ченной властью над всеми членами его тела, общественное согла
шение дает политическому организму неограниченную власть над
всеми его членами, и вот эта власть, направляемая общей волей,
носит, как я сказал, имя суверенитета". Если Руссо уже признал
факт того, что общая воля, выраженная народом в собрании, не
может ошибаться, то, полагает он, нет оснований не признать за
ней и абсолютного характера. Народ может принять любой закон:
"Все то, чем гражданин можем служить государству, он должен
сделать тотчас же, как только суверен этого потребует, но суверен,
со своей стороны, не может налагать на подданных узы, бесполез
ные для общины; он не может даже желать этого, ибо как в силу
закона разума, так и в силу закона естественного ничто не совер
шается без причины".
Для Франции того времени концепция народного суверенитета
Руссо имела радикальный характер, поскольку он предлагал заме
нить суверенитет короля на суверенитет народа.
Руссо проводит четкое различие между сувереном и прави
тельством, существующим в любой республике: "У нас есть две
весьма различные условные личности: правительство и суверен".
Они отличаются своими полномочиями.
Если суверен (т. е. народ) принимает законы, то правительст
во — это "посредствующий организм, установленный для сноше
ний между подданными и сувереном, уполномоченный приводить в
исполнение законы и поддерживать свободу как гражданскую, так
и политическую". Члены правительства действуют только по пору
чению суверена: "Исполняя это поручение, они, простые чиновни-
Глава 13. Политические и правовые учения во Франции в XVIII в. 285
ки суверена, осуществляют его именем власть, блюстителями ко
торых он их сделал, власть, которую он может ограничивать, видо
изменять и отбирать, когда ему будет угодно".
Руссо проводит классификацию видов правительства в зависи
мости от числа лиц, занимающихся управлением. Он выделяет:
демократию, аристократию и монархию. Руссо критически оцени
вает демократию как вид правительства: "Противно естественному
порядку вещей, чтобы большое число людей управляло, а малое
было управляемым". Такой вид правительства приемлем только
для богов, а не для людей: "Если бы существовал народ, состоящий
из богов, то он управлял бы собою демократически". Более прием
лемыми видами правительства для Руссо являются правительства
аристократическое и монархическое. Однако он считает, что ни
монархического, ни аристократического, ни демократического пра
вительства в чистом виде не существует: "Единоличному правите
лю нужны подчиненные ему магистраты; народное правительство
должно иметь главу".
Руссо, оставаясь последовательным защитником народного су
веренитета, продумывает гарантии этого суверенитета. Он исходит
из того, что любое правительство стремится к узурпации народно
го суверенитета. Чтобы этого не происходило, считает Руссо, необ
ходимо периодически проводить народные собрания, в повестке
дня которых было бы два вопроса: "Угодно ли суверену сохранить
настоящую форму правительства?", "Угодно ли народу оставить
управление в руках тех, на кого оно в настоящее время возложе
но?". Еще одной гарантией народного суверенитета должен стать,
по мнению Руссо, —
трибунат,
особый государственный орган.
Этот орган, обладая функцией контроля, должен иметь правомо
чие отменить любое постановление правительства. Трибунат напо
минает такие институты современных государств, как Конститу
ционный Суд или Конституционный Совет.
Как и другие французские просветители (Вольтер, Монтескье),
Руссо признавал огромное значение законов для обеспечения сво
боды и равенства людей. Но Руссо иначе понимал природу закона.
У Руссо можно наблюдать отношение к закону, близкое к религи
озному трепету. Руссо рассматривал закон как выражение общей
воли народа, собравшегося в собрании, воли, выраженной всегда
по общему, а не по частному вопросу. Он писал: "Раз в законе
должны сочетаться всеобщий характер воли и таковой же ее пред
мета, то все распоряжения, которые самовластно делает какой-
либо частный человек, кем бы он ни был, никоим образом законами
не являются. Даже то, что приказывает суверен по частному пово
ду, — это тоже не закон, а декрет; и не акт суверенитета, а акт
магистратуры ".
286
История политических и правовых учений
Закон как выражение общей воли выступает гарантией инди
видов от произвола со стороны правительства, которое не может
действовать, нарушая требования закона.
Только благодаря закону как выражению общей воли можно
установить справедливость, обеспечить свободу и равенство каж
дого индивида. Руссо полагал, что такой закон никогда не может
быть несправедливым, "ибо никто не бывает несправедлив по отно
шению к самому себе". Только подчиняясь законам как выраже
нию общей воли, и можно быть свободным, "ибо они суть лишь
записи изъявлений нашей воли".
Благодаря закону как выражению общей воли можно добиться
и относительного имущественного равенства. Руссо писал: "Что до
богатства, — ни один гражданин не должен обладать столь значи
тельным достатком, чтобы иметь возможность купить другого, и ни
один — быть настолько бедным, чтобы быть вынужденным себя
продавать". В своих работах Руссо последовательно придерживал
ся идеалов
эгалитаризма.
"Вы хотите сообщить государству проч
ность? Тогда сблизьте крайние ступени, насколько то возможно; не
терпите ни богачей, ни нищих. Эти два состояния, по самой приро
де своей неотделимые одно от другого, равно гибельны для общего
блага...", — писал Руссо в трактате "Об общественном договоре".
В "Проекте конституции для Корсики" тему имущественного ра
венства Руссо раскрывает таким образом: " ...дело не в том, что
нужно совершенно уничтожить собственность частных лиц, потому
что это невозможно, но в том, чтобы заключить ее в более тесные
пределы, дать ей меру, принципы, узду, которая бы ее сдержива
ла, направляла, ограничивала ее рост и которая бы держала ее
всегда в подчинении по отношению к общественному достоянию".
Руссо — теоретик республиканской формы правления, — един
ственно разумной формы правления. Позднее он конкретизировал
свои взгляды на республику в проектах конституций для Корсики
и Польши. В 1765 г. Руссо написал "Проект конституции для Кор
сики", предусматривающий учреждение республики, основанной
на имущественном равенстве.
Влияние политико-правовых идей Руссо трудно переоценить.
Руссо решил проблему эффективности средств контроля за де
ятельностью правительства, обосновал разумность принятия зако
нов самим народом, рассмотрел проблему социального неравенства
и признал возможность ее законодательного решения.
Конституционное законодательство Франции XVIII в. во мно
гом обязано Руссо. В Декларации прав человека и гражданина,
Конституции 1791 г., Конституции 1793 г. во Франции есть прямые
ссылки на положения, сформулированные Руссо. В XIX в. влияние
идей Руссо также существенно. Не без влияния идей Руссо возник
ли такие новые демократические
институты,
как референдум,
Глава 13. Политические и правовые учения во Франции в XVIII в. 287
народная законодательная инициатива и такие политические
тре
бования,
как возможное сокращение срока депутатских полномо
чий, обязательный мандат, отзыв депутатов избирателями.
Однако ограничение суверенитета народа неотчуждаемыми пра
вами человека не нашло своего решения в учении Руссо.
Политические и правовые идеи Руссо пользовались большим
влиянием в России и были широко известны. Л. Н. Толстой, напри
мер, называл Руссо своим литературным предшественником.
§ 5. Политико-правовые учения коммунизма
в предреволюционной Франции
В процессе обсуждения проблем свободы, равенства и собствен
ности некоторые просветители обосновывали коммунистические
идеалы.
Морелли
(около 1715—?) — французский просветитель. О жиз
ни Морелли известно мало. Под этим именем в середине XVIII в.
опубликовано несколько произведений (например, "Базилиада"),
причем главная книга Морелли — "Кодекс природы, или истинный
дух ее законов" (1755 г) долгое время приписывалась Дидро.
"Кодекс природы" содержит теоретическое обоснование строя,
основанного на общественной собственности, и нечто вроде проекта
конституции бзщущего общества: "Образец законодательства, соглас
ного с намерениями природы".
В политико-правовой концепции Морелли заметно влияние идей
Платона, содержащихся не только в книге "Государство" (критика
частной собственности, обоснование общности имуществ и государст
венного руководства общественной идеологией), но и в сочинении
"Законы" (детальная регламентация законами всех сторон жизни
граждан).
Морелли изображает естественное состояние как золотой век,
когда люди подчинялись только законам природы, предписываю
щим общность имуществ и всеобщую обязательность труда. Обще
ством управляли отцы семей, ведавшие организацией труда и вос
питанием.
Морелли писал, что конец естественному состоянию (отказ от
законов природы) положило не соглашение народа, а процесс на
громождения ошибок, главная из которых — "чудовищный раздел
произведений природы". На каком-то этапе истории, рассуждал
Морелли, кто-то когда-то разделил имущество. Учреждение част
ной собственности исказило страсти людей, породило жадность.
Возникла "всеобщая чума —
частный интерес
— эта изнурительная
болезнь всякого общества". В результате для подчинения людей
288
История политических и правовых учений
порядку пришлось издать великое множество "жестоких и крова
вых законов, против которых природа не перестает возмущаться".
Морелли возражал Монтескье, различавшему принципы демо
кратии, аристократии, монархии и деспотизма. "Все они покоят
ся, — писал Морелли, — в большей или меньшей мере, на соб
ственности и интересе". При сохранении частной собственности,
рассуждал Морелли, концентрация богатств неизбежно ведет к тому,
что демократия превращается в аристократию, аристократия — в
монархию, а та — в тиранию; поэтому совершенно бессмысленно
искать наилучшую форму правления; пока не уничтожены соб
ственность и порожденные ею частные интересы, никакие полити
ческие преобразования не приведут к положительному результату.
Морелли излагает понимание свободы, аналогичное идеям Уин-
стенли: "Истинная политическая свобода человека состоит в бес
препятственном и безбоязненном пользовании всем, что может удов
летворить его естественные и, следовательно, законные желания".
Такая свобода обеспечивается только восстановлением обществен
ной собственности, соответствующей природе человека. Поэтому
первый "основной и священный" закон будущего общества гласит:
"В обществе ничего не будет принадлежать отдельно или в соб
ственность кому бы то ни было, кроме тех вещей, которыми он
будет действительно пользоваться для своих нужд и удовольствий
или для своего повседневного труда".
К "основным и священным" относятся также законы, опреде
ляющие право и обязанность каждого гражданина трудиться "со
образно своим силам, дарованиям и возрасту", право получать про
кормление и содержание на общественный счет.
Кроме "основных и священных" в "Кодексе природы" содер
жатся законы распределительные, или хозяйственные, земельные,
об общих порядках, о роскоши, о форме правления, о воспитании, о
научных занятиях, о наказаниях и др. (всего 118 законов).
Морелли полагал, что все стороны жизни граждан должны де
тально регламентироваться правом. Законы определяют, кто в ка
ком возрасте чем должен заниматься (ремесло, земледелие), когда
какую одежду носить, когда вступать в брак. Предписано даже, в
каких науках допускается свобода проницательности ума, в каких
вольнодумство запрещается.
Считая свою теорию единственно научной, отражающей истин
ный дух законов природы, Морелли полагал необходимым принять
особые меры для того, чтобы человечество в будущем не отклони
лось от этих законов. В обществе будут запрещены умозрения в
области "морали и метафизики" (к ним относятся общие понятия о
божестве, человеке, разуме). Будут разрешены исследование тайн
природы (прикладные, полезные науки) и усовершенствование по
лезных для общества искусств. Однако число лиц, посвятивших