Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5855
Скачиваний: 125
Глава 13. Политические и правовые учения во Франции в XVIII в. 279
Политические и правовые идеи Монтескье оказали громадное
влияние на целые поколения теоретиков права, законодателей и
политиков, — они прочно вошли в общественное правосознание.
Концепция разделения властей на законодательную, исполни
тельную и судебную, разработанная Монтескье как теоретическая
альтернатива принципу абсолютной власти, стала в XVIII в., — и
остается до сих пор, — главным принципом конституционного раз
вития многих стран мира.
Влияние правовых взглядов Монтескье можно обнаружить в
"Энциклопедии" Дидро и Даламбера (статьи: "Закон", "Законода
тель"), в создании которой принимал участие и сам Монтескье.
Работа "О духе законов" позволяет отнести ее автора к основа
телям юридической социологии. Французский мыслитель предпри
нял попытку объяснить обусловленность законодательства различ
ного рода природными, социальными и культурными факторами:
формой правления, религией, обычаями, климатом, почвой и др.
В работе "О духе законов" рассматривались и вопросы законода
тельного искусства, которые и по сей день остаются актуальными.
Политические и правовые идеи Монтескье оказали непосред
ственное влияние на составителей Конституции США, конститу
ционное законодательство периода Великой французской револю
ции, на Гражданский кодекс Франции 1804 г. Еще при жизни Мон
тескье обрел европейскую известность благодаря работе "О духе
законов".
§ 4. Теория народного суверенитета Ж.-Ж. Руссо
Руссо Жан-Жак
(1712—1778) — французский философ и пи
сатель, теоретик народного суверенитета. Родился в Женеве в се
мье часовщика. Творческие дарования Руссо раскрылись вопреки
неблагоприятным условиям его жизни: мать умерла, дав ему жизнь;
в десятилетнем возрасте отец перепоручил его заботам пастора;
с шестнадцати лет в поисках своего места в жизни Руссо часто
переезжал с места на место, менял работу; пережил много уни
жений, обостривших его чувство социальной справедливости. Од
нако редкое трудолюбие и талант были постоянными спутниками
его самообразования. В 1741 г., перебравшись в Париж, сближает
ся с просветителями Дидро и Д'Аламбером, которые привлекают
его к работе над знаменитой "Энциклопедией". Литературная из
вестность придет к Руссо лишь в 1750 г., после публикации рабо
ты "Рассуждение о науках и искусствах", за которую он получит
первую премию Дижонской Академии. Отвечая на вопрос: "Сде
лал ли прогресс наук и искусств людей более счастливыми и бо
лее нравственными?", — Руссо делает парадоксальный вывод, что
280
История политических и правовых учений
души людей развращаются по мере совершенствования наук и ис
кусств.
Руссо — представитель идейного течения сентиментализма, в
основе которого — культ естественных чувств и простого образа
жизни, чувство сострадания к бедному человеку и идеализация
природного состояния людей и отрицательное отношение к дости
жениям городской цивилизации.
Основные произведения Руссо, в которых изложены его поли
тические и правовые взгляды: очерк "Рассуждения о происхожде
нии и основаниях неравенства между людьми" (1755), работа "Об
общественном договоре" (1762), статья "Политическая экономия",
"Проект конституции для Корсики", "Соображения об образе Прав
ления в Польше и о проекте его изменения".
Руссо впервые в политической философии попытался объяс
нить причины социального неравенства и его виды, иначе осмыс
лить договорный способ происхождения государства. Все это он
изложил в очерке "Рассуждения о происхождении и основаниях
неравенства между людьми", который был написан для участия в
конкурсе работ на тему: "О причинах общественного неравенства",
объявленном той же Дижонской Академией.
Руссо исходил из гипотезы о первоначальном существовании
людей в естественном (догосударственном) состоянии. В отличие от
Гоббса Руссо идеализирует это состояние, рассматривая его как
"прекрасную дикость". Естественный человек — это счастливый
человек: он наделен природным здоровьем, у него нет лишних по
требностей, он свободен и ни от кого не зависим, пользуется всеми
радостями общения, хотя и живет в убогих хижинах и имеет лишь
грубые музыкальные инструменты. У него нет частной собственно
сти. Естественный человек живет простыми чувствами и страстя
ми, следует инстинктам, а не рассудку. Руссо верил в миф о "доб
ром дикаре", который получил широкое распространение в евро
пейской литературе начиная с XVI в. — эпохи Великих географи
ческих открытий.
Однако "случайные обстоятельства способствовали совершен
ствованию человеческого разума", и люди изобрели "искусство до
бывания металлов и земледелие", открыв путь к цивилизации. Но
Руссо, в отличие от французских энциклопедистов, считал, что этот
путь испортил человеческую природу: "Прогресс рода человечес
кого неуклонно отдаляет его от первобытного состояния; чем боль
ше новых знаний мы приобретаем, тем сильнее преграждаем себе
путь к достижению самого важного".
Следствием обработки земли стал ее раздел между людьми,
который вызвал появление частной собственности: "Первый, кто,
огородив участок земли, придумал заявить: "Это мое!" и нашел
людей достаточно простодушных, чтобы тому поверить, был под-
Глава 13. Политические и правовые учения во Франции в XVIII в. 281
линным основателем гражданского общества. От скольких преступ
лений, войн, убийств, от скольких несчастий и ужасов избавил бы
род людской тот, кто, выдернув колья или засыпав ров, крикнул
бы себе подобным: "Остерегитесь слушать этого обманщика; вы
погибли, если забудете, что плоды земли — для всех, а сама она —
ничья!". С появлением частной собственности на землю и скот, счи
тает Руссо, рождается первая форма социального неравенства: не
равенство между богатыми и бедными.
Частная собственность испортила людей: "самые могуществен
ные или самые бедствующие обратили свою силу или свои нужды
в своего рода право на чужое имущество, равносильное в их глазах
праву собственности, и за уничтожением равенства последовали
ужасные смуты; так несправедливые захваты богатых, разбои бед
ных и разнузданные страсти и тех и других, заглушая естествен
ную сострадательность и еще слабый голос справедливости, сдела
ли людей скупыми, честолюбивыми и злыми".
В этой ситуации богатые должны были "под давлением необхо
димости" осознать невозможность спокойно пользоваться преиму
ществами частной собственности. Тогда кто-то из них придумал
предложить всем бедным и богатым объединиться, чтобы "огра
дить от угнетения слабых, сдержать честолюбивых и обеспечить
каждому обладание тем, что ему принадлежит". Это объединение
и произошло под эгидой общих для всех: высшей власти, законов,
судебных уставов и мировых судей.
Руссо полагает, что государство возникает к результате обще
ственного договора. С появлением государства появляется и новый
вид социального неравенства — политическое (неравенство между
правящими и управляемыми). Кроме того, от этого договора боль
ше преимуществ получили богатые, а не бедные. Руссо пишет, что
законы государства "наложили новые путы на слабого и придали
новые силы богатому, безвозвратно уничтожили естественную сво
боду, навсегда установили закон собственности и неравенства".
Руссо считает, что первоначально путем общественного догово
ра люди могли установить либо монархическую, либо аристократи
ческую, либо демократическую форму правления. В первом случае
люди избирали для себя одного правителя (самого доблестного или
самого богатого), во втором случае избирали нескольких правите
лей (равных между собой), в третьем случае для управления изби
рались те, чьи "богатства или дарования не слишком отличались".
При всех этих видах правления "магистратуры были поначалу
выборными, и если богатство не влекло за собой предпочтения, то
последнее отдавалась достоинствам, определяющим естественное
превосходство, и возрасту, приносящему опытность в делах и хлад
нокровие при вынесении решений".
282
История политических и правовых учений
Однако институт выборов должностных лиц, по мнению Руссо,
имел существенный недостаток: "Чем чаще выбор падал на мужей
преклонного возраста, тем чаще должны были происходить выбо
ры и тем больше ощущались связанные с проведением выборов
затруднения; появляются интриги, образуются группировки, ожес
точается борьба партий, вспыхивают гражданские войны". Все это
должно было неизбежно привести общество к первоначальной анар
хии, однако энергичные магистраты воспользовались этой ситуа
цией, чтобы "сохранить навсегда свои должности за своими семья
ми", при попустительстве народа, который привык "к зависимости,
покою и жизненным удобствам".
В результате возникла третья форма социального неравенства:
устанавливается неограниченная и неподконтрольная народу власть,
власть деспотическая, все же остальные граждане становятся ра
бами этой власти. Руссо писал: "Правители, став наследственны
ми, привыкли рассматривать свою магистратуру как семейное иму
щество, а самих себя — как собственников государства, которого
они первоначально были лишь должностными лицами; называть
сограждан своими рабами, причислять их, как скот, к вещам, им
принадлежащим, и называть самих себя богоравными и царями
царей".
Таким образом, состояние первоначального естественного ра
венства людей, которое является для Руссо идеалом, было замене
но на равенство рабов в условиях деспотии. При таком состоянии,
считает Руссо, восстание народа против деспота столь же право
мерно, как и сам деспотизм: "Восстание, которое приводит к убий
ству или свержению с престола какого-нибудь султана, это акт
столь же закономерный, как и те акты, посредством которых он
только что распоряжался жизнью и имуществом своих подданных.
Одной только силой он держался, одна только сила его и низверга
ет". Эта мысль Руссо вдохновляла целое поколение французских
революционеров конца XVIII в.
Руссо предложил свое решение проблемы социального нера
венства. В произведении "Об Общественном договоре, или Принци
пы политического права" он предложил создать такое государство,
в котором можно обеспечить свободу и равенство индивидов, ха
рактеризующие естественное состояние людей.
Цель Руссо: "Найти такую форму ассоциации, которая защи
щает и ограждает всею общею силою личность и имущество каж
дого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединя
ясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается
столь же свободным, как и прежде". Основой этого государства-
ассоциации должен стать новый общественный договор: "Раз ни
один человек не имеет
естественной власти
над себе подобными
и поскольку сила не создает никакого права, то выходит, что осно-
Глава 13. Политические и правовые учения во Франции в XVIII в. 283
вою любой законной власти среди людей могут быть только согла
шения". Руссо определяет предмет этого соглашения: "Полное от
чуждение каждого из членов ассоциации со всеми его правами в
пользу всей общины". В результате создается государство. Лица,
которые заключили этот общественный договор, отказываются от
своих естественных прав в пользу общины. Отныне они выступают
либо как граждане, участвующие в осуществлении государствен
ной власти, либо как подданные, подчиняющиеся законам государ
ства.
Согласно общественному договору верховная власть в государ
стве принадлежит всему народу: "Одна только общая воля может
управлять силами государства в соответствии с целью его установ
ления, каковая есть общее благо". Руссо отстаивает
принцип на
родного суверенитета
— основополагающий принцип республики,
историческими примерами которых для него являются античная и
женевская республики.
Суверенитет народа неотчуждаем, неделим, непогрешим, абсо
лютен.
Руссо считает, что суверенитет народа
неотчуждаем.
Это озна
чает, что общую волю может выразить только весь народ, когда он
собирается в собрании. Другими словами, выразить общую волю
народ может только
непосредственно,
а не через своих представи
телей: "Суверен, который есть не что иное, как коллективное су
щество, может быть представляем только самим собою". Руссо —•-
приверженец
непосредственной демократии.
Представительная де
мократия, существовавшая во времена Руссо в Англии, им крити
куется: "Английский народ считает себя свободным: он жестоко
ошибается. Он свободен только во время выборов членов Парла
мента: как только они избраны — он раб, он ничто". Руссо допуска
ет существование депутатов, но рассматривает их лишь как ко
миссаров общей воли, которые не уполномочены принимать окон
чательные решения: "Всякий закон, если народ не утвердил его
непосредственно сам, недействителен; это вообще не закон".
Суверенитет народа, по мнению Руссо,
неделим.
Он критикует
теорию государственного суверенитета, представленную в трудах
Бодена, Гроция, Гоббса и др. Согласно этой теории суверенитет
государства — это совокупность отдельных полномочий суверена,
в числе которых: право издавать законы, право назначения долж
ностных лиц, право войны и мира и др. Для Руссо суверенитет —
это
только
полномочие принимать законы, все же остальные пол
номочия — это лишь следствия суверенитета, а не сам суверени
тет. Руссо пишет, комментируя подход этих мыслителей: "Так, на
пример, акт объявления войны и акт заключения мира рассматри
вали как акты суверенитета, что неверно, так как каждый из этих
актов вовсе не является законом, а лишь применением закона, ак-