Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5857
Скачиваний: 125
294
История политических и правовых учений
После термидорианского переворота 1794 г. Марешаль принял
участие в "Заговоре во имя равенства". Его позиция по вопросам об
управлении и об искусствах стала предметом дискуссии участни
ков заговора (см. § 7).
§ 6. Политико-правовая идеология Франции
в период Великой революции
Начало Великой французской революции положили созыв Ге
неральных штатов, образование Национального собрания, вскоре
провозгласившего себя Учредительным (Конституционным) собра
нием, восстание парижского народа и взятие Бастилии. Явная по
беда над Старым порядком создала условия для осуществления
идей Руссо, Монтескье и других просветителей.
Важным достижением революции стала
Декларация прав чело
века и гражданина
(провозглашена 26 августа 1789 г.).
В декларации все люди объявлялись свободными и равными в
правах. Провозглашались естественные и неотъемлемые права че
ловека: свобода, собственность, безопасность и сопротивление уг
нетению. Свобода определялась как возможность делать все, что
не приносит вреда другому. "Все. что не воспрещено законом, то
дозволено". В соответствии с теорией Руссо закон определялся как
"выражение общей воли". Вместе с тем, сообразно теории Локка и
Монтескье, признавалась необходимость разделения властей: "Об
щество, в котором не обеспечено пользование правами и не прове
дено разделение властей, не имеет конституции". Влияние идей
Монтескье сказалось и в том, что значительное внимание в декла
рации уделено принципам уголовного права и процесса, от кото
рых, писал автор "Духа законов", зависит политическая свобода.
Соответственно, в декларации закреплены презумпция невиновно
сти, недопустимость произвольных арестов, запрет обратной силы
уголовного закона и другие прогрессивные принципы.
Собственность названа правом священным и неприкосновенным.
Установление и взимание налогов ("общих взносов") допускается
лишь с согласия граждан или их представителей, имеющих также
и право следить за расходованием собранных налогов.
Скептически относясь к возможности осуществления широкой
непосредственной демократии в большой стране, составители дек
ларации заменили идею народного суверенитета Руссо идеей суве
ренитета нации: "Источник суверенитета зиждется по существу в
нации".
В соответствии с основной идеей Просвещения ("все зло от не
вежества") необходимость принятия и провозглашения деклара
ции ее составители объясняли тем, что "лишь невежество, забве-
Глава 13. Политические и правовые учения во Франции в XVIII в. 295
ние прав человека и пренебрежение к ним являются единственны
ми причинами общественных бедствий и пороков правительств".
Основные положения декларации сформулированы абстрактно, так,
чтобы они могли быть восприняты любым народом, освобождаю
щимся от феодального деспотизма. Исходя из идеи естественного
равенства людей, авторы стремились создать декларацию прав для
всех народов и на все времена.
Идейные вожди и теоретики Национального собрания (их на
зывали —
"конституционалисты")
стремились законодательно
закрепить итоги революции и стабилизировать развитие Франции.
В Конституции 1791 г. конкретизированы и несколько дополнены
права и свободы, установленные Декларацией 1789 г. Провозгла
шены некоторые социальные права, обещано организовать народ
ное бесплатное образование, а также создать учреждения для при
искания работы безработным и для облегчения участи неимущих и
убогих.
Развивая идею "национального суверенитета", конституциона
листы отказались от непосредственной демократии: "Нация, кото
рая является единственным источником всех властей, может осу
ществить их лишь путем уполномочия. Французская конституция
носит характер представительный; представителями являются за
конодательный корпус и король".
Основой Конституции было разделение властей по образцу, из
ложенному Монтескье, с тем существенным коррективом, что за
конодательную власть осуществляло однопалатное Национальное
собрание (все сословные различия были упразднены в начале ре
волюции). Монарх наделялся титулом "король французов"; его пол
номочия были обширны, но в конституции подчеркивалось подчи
нение исполнительной власти закону.
Существенным отступлением от идей равенства граждан стало
их деление на "активных" и "пассивных" на основе имущественно
го ценза. В процессе подготовки конституции в обоснование иму
щественного ценза выдвигались примерно те же доводы, что и во
времена Английской революции: утверждалось, в частности, что
неимущее большинство, получив политические права, может по
сягнуть на собственность; только состоятельные люди способны по
лучить образование; только они заинтересованы в процветании стра
ны, где находится их имущество; несправедливо и опасно давать
право участвовать в учреждении налогов тем, кто их не платит.
Свойственная Просвещению вера во всесилие закона вырази
лась в том, что Конституцией 1791 г. был установлен такой по
рядок ее пересмотра, что она не могла быть изменена в течение
примерно 8—10 лет после ее принятия. Однако эта конституция
действовала чуть более года (с 3 сентября 1791 г. по 21 сентября
1792 г.).
296
История политических и правовых учений
На волне широкого недовольства политикой короля Якобин
ский клуб и Парижская коммуна организовали 20 августа 1792 г.
штурм королевского дворца парижанами и марсельскими добро
вольцами. После свержения короля был избран на основе всеобще
го (для мужчин) избирательного права Национальный Конвент.
Ведущее положение в Конвенте поначалу принадлежало
жи
рондистам.
Жирондисты считали, что цели революции в основном
достигнуты в результате упразднения сословных привилегий, про
возглашения республики и учреждения всеобщего избирательного
права; дальнейшее развитие Франции, по их замыслам, должно
осуществляться в порядке текущего законодательства. Их трево
жило нарастающее бунтарство социальных низов в Париже, где
события порой выходили из-под контроля законных органов влас
ти. Для ослабления внутренних противоречий в стране жирондис
ты предлагали развернуть революционную войну Франции против
феодальных монархий.
В основе подготовленного жирондистами проекта Конституции
лежали идеи народного суверенитета Руссо, принципы сочетания
представительной и непосредственной демократии. Ссылаясь на идеи
Руссо, Монтескье и других просветителей, жирондисты утвержда
ли, что для учреждения республики в такой большой стране, как
Франция, необходима федерация; о том уже свидетельствовал опыт
США. Поэтому в их проекте конституции предусматривалось рас
ширение прав департаментов и ослабление центральной власти
Парижа.
Жирондисты пытались помочь голодающим и малоимущим; был
принят закон о максимальных ценах на зерно (первый "макси
мум"). Но
якобинцы
— наиболее экстремистская часть Конвен
та, — при поддержке Парижской коммуны организовали (в ночь с
30 на 31 мая 1793 г.) свержение жирондистов, стали господствую
щей партией в Конвенте, а затем и во всей Франции (было создано
более 40 000 якобинских комитетов и клубов, руководимых из Па
рижа).
Якобинским Конвентом в том же году была принята новая Кон
ституция. В Декларации прав человека и гражданина, предпослан
ной Конституции 1793 г., провозглашались в основном те же права,
что и в Декларации 1789 г.: равенство, свобода, безопасность, соб
ственность. Поначалу Робеспьер предлагал не включать собствен
ность в число естественных прав человека, рассматривая ее как
только гражданское (т. е. подлежащее государственному регулиро
ванию) право, но под давлением большой части Конвента изменил
свои взгляды. В Декларации 1793 г., принятой якобинским Конвен
том, подробно и конкретно определены право собственности и сво
бода предпринимательской деятельности: "Право собственности
состоит в принадлежащей каждому гражданину возможности поль-
Глава 13. Политические и правовые учения во Франции в XVIII в. 297
зоваться и располагать по усмотрению своим имуществом, своими
доходами, плодами своего труда и своего промысла... Гражданам
не может быть воспрещено заниматься каким угодно трудом, зем
леделием, промыслом, торговлей".
В якобинской декларации и конституции воспроизводились со
державшиеся в Конституции 1791 г. положения о некоторых со
циальных правах: право на образование, государственное обеспе
чение, на пропитание неимущих, трудоустройство безработных.
В декларации содержалось теоретическое обоснование свобод мыс
ли, печати, собраний, совершения религиозных обрядов: "Необхо
димость провозглашения этих прав предполагает наличие деспо
тизма или живое воспоминание о нем".
Право на сопротивление угнетению получило обширное и я р
кое воплощение как право оказать сопротивление силой осуществ
лению незаконного акта, право и обязанность восстания против
правительства, нарушающего права народа. Положения о власти
строились в соответствии с теорией Руссо: "Суверенитет зиждется
в народе: он един, неделим, не погашается давностью и неотчуж
даем".
Отказавшись от свойственных Конституции 1791 г. понятий "раз
деление властей" и "суверенитет нации", Конституция 1793 г. от
вергла и усложненный порядок изменения конституции: "Народ
всегда сохраняет за собой право пересмотра, преобразования и из
менения своей Конституции. Ни одно поколение не может подчи
нить своим законам поколения будущие".
В Конституции 1793 г. представительная демократия органи
чески соединялась с непосредственной демократией: Законодатель
ный корпус предлагал законы, народ их принимал.
В якобинской Конституции многое было взято из жирондист
ского проекта; главным противоречием их конституционных идей
было отношение к форме государственного единства. Если жирон
дисты, следуя Руссо и Монтескье, были за федерацию департа
ментов, то в якобинской конституции сказано: "Французская рес
публика едина и неделима". После "федералистского восстания" в
Лионе якобинцы стали приравнивать "федералистов" к изменни
кам родины, контрреволюционерам, врагам народа.
Конституция 1793 г. была принята Конвентом (24 июня 1793 г.),
утверждена плебисцитом, но никогда не была введена в действие.
Нашествие армий феодальных монархов, контрреволюционные и
антиякобинские восстания, перераставшие в гражданскую войну,
побудили Конвент ввести революционный порядок управления
"вплоть до заключения мира". Стремясь оправдать отступления от
демократии, террор и другие чрезвычайные меры, Робеспьер, го
воря о принципах революционного правления, опирался на рас
суждения Руссо о диктатуре, заставляющей умолкнуть все зако-
298
История политических и правовых учений
ны, когда речь идет о спасении отечества. "В подобных случаях, —
писал Руссо, — общая воля несомненна, так как очевидно, что глав
ное стремление народа заключается в том, чтобы государство не
погибло". Развивая эти мысли, Робеспьер разъяснял Конвенту, что
революционное правительство, в отличие от правительства кон
ституционного, "опирается на самый священный из всех зако
нов — спасение народа; на самое неоспоримое из всех прав —
необходимость".
Якобинцы организовали революционную армию, способную от
разить интервенцию, создали могучий аппарат подавления загово
ров и восстаний внутри страны. В период якобинской диктатуры
были окончательно упразднены феодальные права и возвращены
крестьянам общинные земли. Для борьбы со спекуляцией опреде
лялись максимальные цены на продукты и предметы массового
потребления.
Якобинцы искореняли феодальную собственность на землю, но
в период их правления действовал декрет о смертной казни за
одно лишь предложение "аграрного закона" и всякого другого за
кона против земельной, торговой и промышленной собственности.
Они осуществляли революционные меры против спекуляции, рек
визировали продовольствие и устанавливали максимальные цены,
но провозгласили частную собственность естественным правом и
порой проявляли робость и непоследовательность в обеспечении
неимущих. Они провозгласили право на труд, но установили мак
симум заработной платы и оставили в силе закон Ле-Шапелье,
запрещавший организацию рабочих союзов и собраний. Пытаясь
смягчить социальные противоречия и идейно объединить все слои
общества, сторонники Робеспьера декретировали общеобязатель
ную "гражданскую религию", но породили возмущение и яростный
протест инакомыслящих против насильственного навязывания ис
кусственной религии. Якобинцы провозгласили беспощадный террор
против аристократов и контрреволюционеров, но более 90% жертв
этого террора составили представители третьего сословия. Стре
мясь к единомыслию, сторонники Робеспьера уничтожали "уме
ренных", предлагавших смягчить чрезвычайные меры (жирондис
тов, дантонистов и др.), но столь же беспощадно они истребляли
"неумеренных", призывавших ужесточить террор и углубить ре
волюцию (эбертистов, "бешеных" и др.). В конце концов, по якобин
ским декретам в категорию "врагов народа" и "подозреваемых",
подлежащих трибуналу и казни, попало практически все населе
ние Франции кроме Робеспьера и нескольких его сторонников. По
этому термидорианский переворот (27 июля 1794 г.), положивший
конец вакханалии якобинского террора, почти не встретил сопро
тивления.