Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5563

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

294 

История политических и правовых учений 

После термидорианского переворота 1794 г. Марешаль принял 

участие в "Заговоре во имя равенства". Его позиция по вопросам об 
управлении и об искусствах стала предметом дискуссии участни­
ков заговора (см. § 7). 

§ 6. Политико-правовая идеология Франции 

в период Великой революции 

Начало Великой французской революции положили созыв Ге­

неральных штатов, образование Национального собрания, вскоре 
провозгласившего себя Учредительным (Конституционным) собра­
нием, восстание парижского народа и взятие Бастилии. Явная по­
беда над Старым порядком создала условия для осуществления 
идей Руссо, Монтескье и других просветителей. 

Важным достижением революции стала

 Декларация прав чело­

века и гражданина

 (провозглашена 26 августа 1789 г.). 

В декларации все люди объявлялись свободными и равными в 

правах. Провозглашались естественные и неотъемлемые права че­
ловека: свобода, собственность, безопасность и сопротивление уг­
нетению. Свобода определялась как возможность делать все, что 
не приносит вреда другому. "Все. что не воспрещено законом, то 
дозволено". В соответствии с теорией Руссо закон определялся как 
"выражение общей воли". Вместе с тем, сообразно теории Локка и 
Монтескье, признавалась необходимость разделения властей: "Об­
щество, в котором не обеспечено пользование правами и не прове­
дено разделение властей, не имеет конституции". Влияние идей 
Монтескье сказалось и в том, что значительное внимание в декла­
рации уделено принципам уголовного права и процесса, от кото­
рых, писал автор "Духа законов", зависит политическая свобода. 
Соответственно, в декларации закреплены презумпция невиновно­
сти, недопустимость произвольных арестов, запрет обратной силы 

уголовного закона и другие прогрессивные принципы. 

Собственность названа правом священным и неприкосновенным. 

Установление и взимание налогов ("общих взносов") допускается 
лишь с согласия граждан или их представителей, имеющих также 
и право следить за расходованием собранных налогов. 

Скептически относясь к возможности осуществления широкой 

непосредственной демократии в большой стране, составители дек­
ларации заменили идею народного суверенитета Руссо идеей суве­
ренитета нации: "Источник суверенитета зиждется по существу в 
нации". 

В соответствии с основной идеей Просвещения ("все зло от не­

вежества") необходимость принятия и провозглашения деклара­
ции ее составители объясняли тем, что "лишь невежество, забве-


background image

Глава 13. Политические и правовые учения во Франции в XVIII в. 295 

ние прав человека и пренебрежение к ним являются единственны­
ми причинами общественных бедствий и пороков правительств". 
Основные положения декларации сформулированы абстрактно, так, 
чтобы они могли быть восприняты любым народом, освобождаю­
щимся от феодального деспотизма. Исходя из идеи естественного 
равенства людей, авторы стремились создать декларацию прав для 
всех народов и на все времена. 

Идейные вожди и теоретики Национального собрания (их на­

зывали —

 "конституционалисты")

 стремились законодательно 

закрепить итоги революции и стабилизировать развитие Франции. 
В Конституции 1791 г. конкретизированы и несколько дополнены 
права и свободы, установленные Декларацией 1789 г. Провозгла­

шены некоторые социальные права, обещано организовать народ­
ное бесплатное образование, а также создать учреждения для при­
искания работы безработным и для облегчения участи неимущих и 
убогих. 

Развивая идею "национального суверенитета", конституциона­

листы отказались от непосредственной демократии: "Нация, кото­
рая является единственным источником всех властей, может осу­
ществить их лишь путем уполномочия. Французская конституция 
носит характер представительный; представителями являются за­
конодательный корпус и король". 

Основой Конституции было разделение властей по образцу, из­

ложенному Монтескье, с тем существенным коррективом, что за­
конодательную власть осуществляло однопалатное Национальное 
собрание (все сословные различия были упразднены в начале ре­
волюции). Монарх наделялся титулом "король французов"; его пол­
номочия были обширны, но в конституции подчеркивалось подчи­
нение исполнительной власти закону. 

Существенным отступлением от идей равенства граждан стало 

их деление на "активных" и "пассивных" на основе имущественно­
го ценза. В процессе подготовки конституции в обоснование иму­
щественного ценза выдвигались примерно те же доводы, что и во 
времена Английской революции: утверждалось, в частности, что 
неимущее большинство, получив политические права, может по­
сягнуть на собственность; только состоятельные люди способны по­
лучить образование; только они заинтересованы в процветании стра­
ны, где находится их имущество; несправедливо и опасно давать 
право участвовать в учреждении налогов тем, кто их не платит. 

Свойственная Просвещению вера во всесилие закона вырази­

лась в том, что Конституцией 1791 г. был установлен такой по­
рядок ее пересмотра, что она не могла быть изменена в течение 
примерно 8—10 лет после ее принятия. Однако эта конституция 
действовала чуть более года (с 3 сентября 1791 г. по 21 сентября 

1792 г.). 


background image

296 

История политических и правовых учений 

На волне широкого недовольства политикой короля Якобин­

ский клуб и Парижская коммуна организовали 20 августа 1792 г. 
штурм королевского дворца парижанами и марсельскими добро­
вольцами. После свержения короля был избран на основе всеобще­
го (для мужчин) избирательного права Национальный Конвент. 

Ведущее положение в Конвенте поначалу принадлежало

 жи­

рондистам.

 Жирондисты считали, что цели революции в основном 

достигнуты в результате упразднения сословных привилегий, про­
возглашения республики и учреждения всеобщего избирательного 
права; дальнейшее развитие Франции, по их замыслам, должно 
осуществляться в порядке текущего законодательства. Их трево­
жило нарастающее бунтарство социальных низов в Париже, где 
события порой выходили из-под контроля законных органов влас­
ти. Для ослабления внутренних противоречий в стране жирондис­
ты предлагали развернуть революционную войну Франции против 
феодальных монархий. 

В основе подготовленного жирондистами проекта Конституции 

лежали идеи народного суверенитета Руссо, принципы сочетания 
представительной и непосредственной демократии. Ссылаясь на идеи 
Руссо, Монтескье и других просветителей, жирондисты утвержда­
ли, что для учреждения республики в такой большой стране, как 
Франция, необходима федерация; о том уже свидетельствовал опыт 
США. Поэтому в их проекте конституции предусматривалось рас­
ширение прав департаментов и ослабление центральной власти 
Парижа. 

Жирондисты пытались помочь голодающим и малоимущим; был 

принят закон о максимальных ценах на зерно (первый "макси­
мум"). Но

 якобинцы

 — наиболее экстремистская часть Конвен­

та, — при поддержке Парижской коммуны организовали (в ночь с 
30 на 31 мая 1793 г.) свержение жирондистов, стали господствую­
щей партией в Конвенте, а затем и во всей Франции (было создано 
более 40 000 якобинских комитетов и клубов, руководимых из Па­
рижа). 

Якобинским Конвентом в том же году была принята новая Кон­

ституция. В Декларации прав человека и гражданина, предпослан­
ной Конституции 1793 г., провозглашались в основном те же права, 
что и в Декларации 1789 г.: равенство, свобода, безопасность, соб­
ственность. Поначалу Робеспьер предлагал не включать собствен­
ность в число естественных прав человека, рассматривая ее как 
только гражданское (т. е. подлежащее государственному регулиро­
ванию) право, но под давлением большой части Конвента изменил 
свои взгляды. В Декларации 1793 г., принятой якобинским Конвен­

том, подробно и конкретно определены право собственности и сво­
бода предпринимательской деятельности: "Право собственности 
состоит в принадлежащей каждому гражданину возможности поль-


background image

Глава 13. Политические и правовые учения во Франции в XVIII в. 297 

зоваться и располагать по усмотрению своим имуществом, своими 
доходами, плодами своего труда и своего промысла... Гражданам 
не может быть воспрещено заниматься каким угодно трудом, зем­

леделием, промыслом, торговлей". 

В якобинской декларации и конституции воспроизводились со­

державшиеся в Конституции 1791 г. положения о некоторых со­
циальных правах: право на образование, государственное обеспе­
чение, на пропитание неимущих, трудоустройство безработных. 
В декларации содержалось теоретическое обоснование свобод мыс­
ли, печати, собраний, совершения религиозных обрядов: "Необхо­
димость провозглашения этих прав предполагает наличие деспо­
тизма или живое воспоминание о нем". 

Право на сопротивление угнетению получило обширное и  я р ­

кое воплощение как право оказать сопротивление силой осуществ­
лению незаконного акта, право и обязанность восстания против 
правительства, нарушающего права народа. Положения о власти 
строились в соответствии с теорией Руссо: "Суверенитет зиждется 
в народе: он един, неделим, не погашается давностью и неотчуж­
даем". 

Отказавшись от свойственных Конституции 1791 г. понятий "раз­

деление властей" и "суверенитет нации", Конституция 1793 г. от­
вергла и усложненный порядок изменения конституции: "Народ 
всегда сохраняет за собой право пересмотра, преобразования и из­
менения своей Конституции. Ни одно поколение не может подчи­
нить своим законам поколения будущие". 

В Конституции 1793 г. представительная демократия органи­

чески соединялась с непосредственной демократией: Законодатель­
ный корпус предлагал законы, народ их принимал. 

В якобинской Конституции многое было взято из жирондист­

ского проекта; главным противоречием их конституционных идей 
было отношение к форме государственного единства. Если жирон­
дисты, следуя Руссо и Монтескье, были за федерацию департа­
ментов, то в якобинской конституции сказано: "Французская рес­
публика едина и неделима". После "федералистского восстания" в 
Лионе якобинцы стали приравнивать "федералистов" к изменни­
кам родины, контрреволюционерам, врагам народа. 

Конституция 1793 г. была принята Конвентом (24 июня 1793 г.), 

утверждена плебисцитом, но никогда не была введена в действие. 
Нашествие армий феодальных монархов, контрреволюционные и 
антиякобинские восстания, перераставшие в гражданскую войну, 
побудили Конвент ввести революционный порядок управления 

"вплоть до заключения мира". Стремясь оправдать отступления от 

демократии, террор и другие чрезвычайные меры, Робеспьер, го­
воря о принципах революционного правления, опирался на рас­
суждения Руссо о диктатуре, заставляющей умолкнуть все зако-


background image

298 

История политических и правовых учений 

ны, когда речь идет о спасении отечества. "В подобных случаях, — 
писал Руссо, — общая воля несомненна, так как очевидно, что глав­
ное стремление народа заключается в том, чтобы государство не 
погибло". Развивая эти мысли, Робеспьер разъяснял Конвенту, что 
революционное правительство, в отличие от правительства кон­
ституционного, "опирается на самый священный из всех зако­
нов — спасение народа; на самое неоспоримое из всех прав — 
необходимость". 

Якобинцы организовали революционную армию, способную от­

разить интервенцию, создали могучий аппарат подавления загово­
ров и восстаний внутри страны. В период якобинской диктатуры 
были окончательно упразднены феодальные права и возвращены 
крестьянам общинные земли. Для борьбы со спекуляцией опреде­
лялись максимальные цены на продукты и предметы массового 
потребления. 

Якобинцы искореняли феодальную собственность на землю, но 

в период их правления действовал декрет о смертной казни за 
одно лишь предложение "аграрного закона" и всякого другого за­
кона против земельной, торговой и промышленной собственности. 
Они осуществляли революционные меры против спекуляции, рек­
визировали продовольствие и устанавливали максимальные цены, 
но провозгласили частную собственность естественным правом и 
порой проявляли робость и непоследовательность в обеспечении 
неимущих. Они провозгласили право на труд, но установили мак­
симум заработной платы и оставили в силе закон Ле-Шапелье, 
запрещавший организацию рабочих союзов и собраний. Пытаясь 
смягчить социальные противоречия и идейно объединить все слои 
общества, сторонники Робеспьера декретировали общеобязатель­
ную "гражданскую религию", но породили возмущение и яростный 
протест инакомыслящих против насильственного навязывания ис­
кусственной религии. Якобинцы провозгласили беспощадный террор 
против аристократов и контрреволюционеров, но более 90% жертв 
этого террора составили представители третьего сословия. Стре­
мясь к единомыслию, сторонники Робеспьера уничтожали "уме­
ренных", предлагавших смягчить чрезвычайные меры (жирондис­
тов, дантонистов и др.), но столь же беспощадно они истребляли 
"неумеренных", призывавших ужесточить террор и углубить ре­
волюцию (эбертистов, "бешеных" и др.). В конце концов, по якобин­
ским декретам в категорию "врагов народа" и "подозреваемых", 

подлежащих трибуналу и казни, попало практически все населе­
ние Франции кроме Робеспьера и нескольких его сторонников. По­
этому термидорианский переворот (27 июля 1794 г.), положивший 
конец вакханалии якобинского террора, почти не встретил сопро­
тивления.