Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5564

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

304 

История политических и правовых учений 

распространение идеалистического убеждения в том, что после 
уничтожения феодального неравенства и деспотизма грядет эпоха 
всеобщего счастья, мира и благоденствия. 

В этот период было завершено развитие ряда политико-пра­

вовых концепций, им были приданы классические формы. Таковы 
доктрина прав человека и гражданина, теория общественного дого­
вора, концепция всесилия разумного закона, доктрина разделения 
властей, теория представительной и непосредственной демократии 
и ряд других. Особенность соотношения содержания политико-пра­
вовых доктрин того времени и их программных положений состоя­
ла в том, что теоретические проблемы рассматривались чаще всего 
в связи с близкой перспективой их непосредственного претворения 
в практику. 

Богатство содержания и сложность идеологии эпохи Просве­

щения обусловили ее могучее влияние на развитие всех направле­
ний политико-правовой мысли того времени и последующих вре­
мен, непреходящее значение и актуальность многих идей просве­
тителей. 


background image

ГЛАВА 14 

Политические и правовые учения в США 

в период борьбы за независимость 

§ 1. Введение 

США как независимое государство возникли в результате ос­

вободительной войны 1775—1783 гг. английских колонистов против 
метрополии. 

Активное развитие борьбы против колониального господства 

Англии, стремившейся не допустить самостоятельного экономичес­
кого развития североамериканских колоний, относится к 60-м го­
дам XVIII в. В те годы вопрос об отделении от метрополии еще не 
ставился. Колонисты ограничивались тогда требованиями уравне­
ния политико-правового режима в колониях с режимом, существо­
вавшим в Англии, в том числе представительства колонистов в 
английском парламенте и отмены несправедливого налогообложе­
ния. Эти требования теоретически обосновывались принципами ан­
глийского общего права и конституционности, оформившейся с за­
вершением английской революции. С 70-х годов требования коло­
нистов радикализируются, и в обоснование их берется естествен­
но-правовая доктрина, разработанная к тому времени в Западной 

Европе. 

В работе I Континентального конгресса (1774 г.) сохраняются 

еще оба идейных направления — в принятой конгрессом Деклара­
ции прав источниками права колонистов объявлялись "законы при­
роды, британские конституционные установления и колониальные 
хартии". Конгресс провозгласил, что колонисты обладают естествен­
ными правами на жизнь, свободу и собственность, всеми правами 
жителей метрополии и всеми правами, содержащимися в колони­
альных хартиях, что "права и свободы американских поселенцев 
не могут быть отняты у них или ограничены какой-либо властью 
без согласия самих колонистов". 

Решающее воздействие на формирование политической и пра­

вовой мысли в колониях оказала естественно-правовая теория в 
трактовках Гоббса, Мильтона, Локка, Вольтера, Монтескье, Руссо. 

Наиболее крупными представителями политической и право­

вой идеологии США этого времени были активные участники осво­
бодительного движения в колониях и Войны за независимость То-


background image

306 

История политических и правовых учений 

мае Пейн, Томас Джефферсон и Александр Гамильтон. По направ­
ленности их политических и правовых взглядов они принадлежали 
к различным течениям. 

Пейн и Джефферсон — наиболее видные представители де­

мократических сил, внесших решающий вклад в победоносный ис­
ход Войны за независимость. Их идеи были особенно близки широ­
ким народным массам и легли в основу Декларации независимости 

1776 г., сыгравшей важную роль в объединении колонистов в борь­

бе против английских колонизаторов. Гамильтон выражал интере­
сы финансовой и торгово-промышленной буржуазии, плантаторов, 
настроенных достаточно умеренно. Поскольку плодами победы в 
Войне за независимость воспользовались прежде всего они, взгля­
ды Гамильтона и оказали решающее влияние на Конституцию США 

1787 г., в которой из идейного багажа Декларации независимости 

остались практически только идеи народного суверенитета и сво­
боды, упомянутые в преамбуле Конституции. 

§ 2. Т. Пейн о государстве и праве 

Томас Пейн

 (1737—1809) относится к числу наиболее радикаль­

ных представителей демократической, политической и правовой 
идеологии периода Войны за независимость. Позднее других ее 
представителей включившись в освободительное движение коло­
ний (Пейн в 1774 г., т. е накануне начала Войны за независимость, 
переселился из Англии в Северную Америку), он первым среди 
них в 1775 г. в статье "Серьезная мысль" поставил вопрос об отде­
лении колоний от Англии и создании независимого государства. Он 

же в памфлете "Здравый смысл" (1776 г.) — наиболее известном 

его произведении — показал несовершенство государственного строя 
Англии и предложил название государства, которое должны обра­
зовать колонисты, — "Соединенные Штаты Америки". Идеи этого 
памфлета отразились в Декларации независимости, основным ав­
тором которой был Т. Джефферсон. Находясь во Франции во время 

начала революции там, Пейн приветствует ее и в 1791 г. публикует 
работу "Права человека", в которой защищает демократические 
права и свободы, провозглашенные во французской Декларации 
прав человека и гражданина 1789 г. 

Как и многие другие представители естественно-правовой тео­

рии того времени, Пейн различал естественные и гражданские права 

человека. Первые присущи ему по природе, "по праву его суще­
ствования". К ним Пейн относил право на счастье, свободу совести, 
свободу мысли. Этими правами человек обладал в естественном 

состоянии, которое, по Пейну, было историческим фактом (здесь он 
близок к Локку) и которое, по его мнению, сохранялось тогда еще у 
североамериканских индейцев. 


background image

Гл. 14. Политические и правовые учения в США в XVIII в. 307 

С образованием общества и государства, которые Пейн разли­

чал ("общество создается нашими потребностями, а правительст­
во — нашими пороками... Первое — это защитник, второе — кара­
тель"), люди передали часть своих естественных прав в "общий 
фонд". Так возникают гражданские права, принадлежащие чело­
веку как члену общества. Это те права, которые человек не спосо­
бен защитить своей властью. К ним Пейн относил и право соб­
ственности — право приобретенное, а не естественное. 

Как и Руссо, Пейн считал, что в естественном состоянии не 

существовало частной собственности на землю — земля была "об­
щей собственностью человеческого рода". Частная собственность 
появляется с переходом к земледелию, а также в результате "не­
доплаты работникам". Вместе с ней возникает и деление людей на 
богатых и бедных. По природе все люди равны в своих правах, а 
деление на богатых и бедных есть следствие появления частной 
собственности. 

Одним из первых в Северной Америке Пейн еще в 1775 г. выс­

тупил против рабовладения и потребовал освобождения рабов. 

Государство, по Пейну, возникает вслед за объединением лю­

дей в общество, ибо объединившиеся люди не способны сами со­
хранять справедливость в отношениях между собой. Целью госу­
дарства является не умаление прирожденных прав человека, а их 
обеспечение. Уступая часть своих прав обществу, человек оставля­
ет себе свободу мысли, совести и право делать для своего счастья 
все, что не вредит другому. Государство создается людьми по об­
щественному договору — единственно возможному способу обра­
зования государства. Поэтому верховная власть в государстве дол­
жна принадлежать самому народу. Из этой идеи народного сувере­
нитета Пейн делает вывод о праве народа учреждать или уничто­
жать любую форму правления — о праве народа на восстание и 
революцию. Этими же идеями народного суверенитета и права на 
революцию Пейн обосновал допустимость и необходимость отделе­
ния колоний от Англии и образования собственного независимого 
государства. 

Анализируя формы государства, Пейн различал "старые" (мо­

нархические) и "новые" (республиканские) формы. В основу этой 
классификации были положены принципы образования правле­
ния — наследование или выборность. Пейн резко критиковал госу­
дарственный строй Англии и дореволюционной Франции. Правле­
ние, основанное на передаче власти по наследству, он называл "са­
мым несправедливым и несовершенным из всех систем правле­
ния". Не имея под собой никакой правовой основы, утверждал Пейн, 
такая власть неизбежно является тиранической, узурпирующей на­
родный суверенитет. Абсолютные монархии "являются позором для 
человеческой природы". 


background image

308 

И с т о р и я политических и правовых учений 

Республиканское правление, согласно идеям Пейна, должно быть 

основано на принципе народного представительства. Это "правле­
ние, учрежденное в интересах общества и осуществляемое в его 
интересах, как индивидуальных, так и коллективных". Поскольку 
в основе такого управления лежит народный суверенитет, постольку 
верховной властью должен обладать законодательный орган, изби­
раемый на основе всеобщего избирательного права как реализации 
естественного равенства людей. 

С этих позиций Пейн критиковал Конституцию США 1787 г., в 

период принятия которой он находился в Европе. Так, в закрепле­
нии в Конституции системы "сдержек и противовесов" он справед­
ливо усматривал влияние теории разделения властей Монтескье, с 
которой не был согласен. Недостаток Конституции Пейн видел и в 
создании двухпалатного законодательного органа, формируемого 
на основе цензового избирательного права, существовавшего в шта­
тах. Слишком большим (шесть лет) был, по его мнению, срок пол­

номочий сенаторов. Единоличному главе исполнительной власти 
(президенту), предусмотренному Конституцией, он предпочитал кол­
легиального. Возражал Пейн и против наделения президента пра­
вом вето, против несменяемости судей, которые, как он полагал, 
должны переизбираться и быть ответственными перед народом. 
Наконец, Пейн утверждал, что каждое поколение должно само оп­
ределять, что соответствует его интересам, и поэтому иметь право 
изменять Конституцию . 

Политические взгляды Пейна выражали демократические и 

революционные тенденции в освободительном движении колонис­
тов, интересы наиболее широких слоев. Они оказали громадное воз­
действие на ход и исход Войны за независимость. Более того, они 
повлияли на освободительное движение в Латинской Америке про­
тив испанского колониального господства и даже пересекли Атлан­
тический океан и на родине Пейна, в Англии, позже способствова­
ли формированию политической идеологии чартистского движе­

ния с его требованиями всеобщего избирательного права и ежегод­
ных выборов в парламент. 

§ 3. Политико-правовые взгляды Т. Джефферсона 

Политические взгляды

 Томаса Джефферсона

 (1743—1826), став­

шего после образования США их третьим президентом, были близ­
ки к политическим взглядам Пейна. Как и Пейн, Джефферсон вос­
принял естественно-правовую доктрину в ее наиболее радикаль­
ной и демократической трактовке. Отсюда близость его политичес­
ких и правовых взглядов к идеям Руссо. Правда, до начала Войны 
за независимость Джефферсон надеялся на мирное разрешение