Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5860
Скачиваний: 125
304
История политических и правовых учений
распространение идеалистического убеждения в том, что после
уничтожения феодального неравенства и деспотизма грядет эпоха
всеобщего счастья, мира и благоденствия.
В этот период было завершено развитие ряда политико-пра
вовых концепций, им были приданы классические формы. Таковы
доктрина прав человека и гражданина, теория общественного дого
вора, концепция всесилия разумного закона, доктрина разделения
властей, теория представительной и непосредственной демократии
и ряд других. Особенность соотношения содержания политико-пра
вовых доктрин того времени и их программных положений состоя
ла в том, что теоретические проблемы рассматривались чаще всего
в связи с близкой перспективой их непосредственного претворения
в практику.
Богатство содержания и сложность идеологии эпохи Просве
щения обусловили ее могучее влияние на развитие всех направле
ний политико-правовой мысли того времени и последующих вре
мен, непреходящее значение и актуальность многих идей просве
тителей.
ГЛАВА 14
Политические и правовые учения в США
в период борьбы за независимость
§ 1. Введение
США как независимое государство возникли в результате ос
вободительной войны 1775—1783 гг. английских колонистов против
метрополии.
Активное развитие борьбы против колониального господства
Англии, стремившейся не допустить самостоятельного экономичес
кого развития североамериканских колоний, относится к 60-м го
дам XVIII в. В те годы вопрос об отделении от метрополии еще не
ставился. Колонисты ограничивались тогда требованиями уравне
ния политико-правового режима в колониях с режимом, существо
вавшим в Англии, в том числе представительства колонистов в
английском парламенте и отмены несправедливого налогообложе
ния. Эти требования теоретически обосновывались принципами ан
глийского общего права и конституционности, оформившейся с за
вершением английской революции. С 70-х годов требования коло
нистов радикализируются, и в обоснование их берется естествен
но-правовая доктрина, разработанная к тому времени в Западной
Европе.
В работе I Континентального конгресса (1774 г.) сохраняются
еще оба идейных направления — в принятой конгрессом Деклара
ции прав источниками права колонистов объявлялись "законы при
роды, британские конституционные установления и колониальные
хартии". Конгресс провозгласил, что колонисты обладают естествен
ными правами на жизнь, свободу и собственность, всеми правами
жителей метрополии и всеми правами, содержащимися в колони
альных хартиях, что "права и свободы американских поселенцев
не могут быть отняты у них или ограничены какой-либо властью
без согласия самих колонистов".
Решающее воздействие на формирование политической и пра
вовой мысли в колониях оказала естественно-правовая теория в
трактовках Гоббса, Мильтона, Локка, Вольтера, Монтескье, Руссо.
Наиболее крупными представителями политической и право
вой идеологии США этого времени были активные участники осво
бодительного движения в колониях и Войны за независимость То-
306
История политических и правовых учений
мае Пейн, Томас Джефферсон и Александр Гамильтон. По направ
ленности их политических и правовых взглядов они принадлежали
к различным течениям.
Пейн и Джефферсон — наиболее видные представители де
мократических сил, внесших решающий вклад в победоносный ис
ход Войны за независимость. Их идеи были особенно близки широ
ким народным массам и легли в основу Декларации независимости
1776 г., сыгравшей важную роль в объединении колонистов в борь
бе против английских колонизаторов. Гамильтон выражал интере
сы финансовой и торгово-промышленной буржуазии, плантаторов,
настроенных достаточно умеренно. Поскольку плодами победы в
Войне за независимость воспользовались прежде всего они, взгля
ды Гамильтона и оказали решающее влияние на Конституцию США
1787 г., в которой из идейного багажа Декларации независимости
остались практически только идеи народного суверенитета и сво
боды, упомянутые в преамбуле Конституции.
§ 2. Т. Пейн о государстве и праве
Томас Пейн
(1737—1809) относится к числу наиболее радикаль
ных представителей демократической, политической и правовой
идеологии периода Войны за независимость. Позднее других ее
представителей включившись в освободительное движение коло
ний (Пейн в 1774 г., т. е накануне начала Войны за независимость,
переселился из Англии в Северную Америку), он первым среди
них в 1775 г. в статье "Серьезная мысль" поставил вопрос об отде
лении колоний от Англии и создании независимого государства. Он
же в памфлете "Здравый смысл" (1776 г.) — наиболее известном
его произведении — показал несовершенство государственного строя
Англии и предложил название государства, которое должны обра
зовать колонисты, — "Соединенные Штаты Америки". Идеи этого
памфлета отразились в Декларации независимости, основным ав
тором которой был Т. Джефферсон. Находясь во Франции во время
начала революции там, Пейн приветствует ее и в 1791 г. публикует
работу "Права человека", в которой защищает демократические
права и свободы, провозглашенные во французской Декларации
прав человека и гражданина 1789 г.
Как и многие другие представители естественно-правовой тео
рии того времени, Пейн различал естественные и гражданские права
человека. Первые присущи ему по природе, "по праву его суще
ствования". К ним Пейн относил право на счастье, свободу совести,
свободу мысли. Этими правами человек обладал в естественном
состоянии, которое, по Пейну, было историческим фактом (здесь он
близок к Локку) и которое, по его мнению, сохранялось тогда еще у
североамериканских индейцев.
Гл. 14. Политические и правовые учения в США в XVIII в. 307
С образованием общества и государства, которые Пейн разли
чал ("общество создается нашими потребностями, а правительст
во — нашими пороками... Первое — это защитник, второе — кара
тель"), люди передали часть своих естественных прав в "общий
фонд". Так возникают гражданские права, принадлежащие чело
веку как члену общества. Это те права, которые человек не спосо
бен защитить своей властью. К ним Пейн относил и право соб
ственности — право приобретенное, а не естественное.
Как и Руссо, Пейн считал, что в естественном состоянии не
существовало частной собственности на землю — земля была "об
щей собственностью человеческого рода". Частная собственность
появляется с переходом к земледелию, а также в результате "не
доплаты работникам". Вместе с ней возникает и деление людей на
богатых и бедных. По природе все люди равны в своих правах, а
деление на богатых и бедных есть следствие появления частной
собственности.
Одним из первых в Северной Америке Пейн еще в 1775 г. выс
тупил против рабовладения и потребовал освобождения рабов.
Государство, по Пейну, возникает вслед за объединением лю
дей в общество, ибо объединившиеся люди не способны сами со
хранять справедливость в отношениях между собой. Целью госу
дарства является не умаление прирожденных прав человека, а их
обеспечение. Уступая часть своих прав обществу, человек оставля
ет себе свободу мысли, совести и право делать для своего счастья
все, что не вредит другому. Государство создается людьми по об
щественному договору — единственно возможному способу обра
зования государства. Поэтому верховная власть в государстве дол
жна принадлежать самому народу. Из этой идеи народного сувере
нитета Пейн делает вывод о праве народа учреждать или уничто
жать любую форму правления — о праве народа на восстание и
революцию. Этими же идеями народного суверенитета и права на
революцию Пейн обосновал допустимость и необходимость отделе
ния колоний от Англии и образования собственного независимого
государства.
Анализируя формы государства, Пейн различал "старые" (мо
нархические) и "новые" (республиканские) формы. В основу этой
классификации были положены принципы образования правле
ния — наследование или выборность. Пейн резко критиковал госу
дарственный строй Англии и дореволюционной Франции. Правле
ние, основанное на передаче власти по наследству, он называл "са
мым несправедливым и несовершенным из всех систем правле
ния". Не имея под собой никакой правовой основы, утверждал Пейн,
такая власть неизбежно является тиранической, узурпирующей на
родный суверенитет. Абсолютные монархии "являются позором для
человеческой природы".
308
И с т о р и я политических и правовых учений
Республиканское правление, согласно идеям Пейна, должно быть
основано на принципе народного представительства. Это "правле
ние, учрежденное в интересах общества и осуществляемое в его
интересах, как индивидуальных, так и коллективных". Поскольку
в основе такого управления лежит народный суверенитет, постольку
верховной властью должен обладать законодательный орган, изби
раемый на основе всеобщего избирательного права как реализации
естественного равенства людей.
С этих позиций Пейн критиковал Конституцию США 1787 г., в
период принятия которой он находился в Европе. Так, в закрепле
нии в Конституции системы "сдержек и противовесов" он справед
ливо усматривал влияние теории разделения властей Монтескье, с
которой не был согласен. Недостаток Конституции Пейн видел и в
создании двухпалатного законодательного органа, формируемого
на основе цензового избирательного права, существовавшего в шта
тах. Слишком большим (шесть лет) был, по его мнению, срок пол
номочий сенаторов. Единоличному главе исполнительной власти
(президенту), предусмотренному Конституцией, он предпочитал кол
легиального. Возражал Пейн и против наделения президента пра
вом вето, против несменяемости судей, которые, как он полагал,
должны переизбираться и быть ответственными перед народом.
Наконец, Пейн утверждал, что каждое поколение должно само оп
ределять, что соответствует его интересам, и поэтому иметь право
изменять Конституцию .
Политические взгляды Пейна выражали демократические и
революционные тенденции в освободительном движении колонис
тов, интересы наиболее широких слоев. Они оказали громадное воз
действие на ход и исход Войны за независимость. Более того, они
повлияли на освободительное движение в Латинской Америке про
тив испанского колониального господства и даже пересекли Атлан
тический океан и на родине Пейна, в Англии, позже способствова
ли формированию политической идеологии чартистского движе
ния с его требованиями всеобщего избирательного права и ежегод
ных выборов в парламент.
§ 3. Политико-правовые взгляды Т. Джефферсона
Политические взгляды
Томаса Джефферсона
(1743—1826), став
шего после образования США их третьим президентом, были близ
ки к политическим взглядам Пейна. Как и Пейн, Джефферсон вос
принял естественно-правовую доктрину в ее наиболее радикаль
ной и демократической трактовке. Отсюда близость его политичес
ких и правовых взглядов к идеям Руссо. Правда, до начала Войны
за независимость Джефферсон надеялся на мирное разрешение