Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5861
Скачиваний: 125
Гл. 14. Политические и правовые учения в США в XVIII в. 309
конфликта с Англией и испытывал влияние теории разделения
властей Монтескье. Но это не помешало ему впоследствии крити
ковать Конституцию США 1787 г., воспринявшую разделение вла
стей как систему "сдержек и противовесов" и дававшую президен
ту возможность переизбираться неограниченное число раз и тем
самым, по мнению Джефферсона, превратиться в пожизненного
монарха. Большим недостатком Конституции он считал отсутствие
в ней Билля о правах, особенно свобод слова, печати, религии.
Радикальная и демократическая трактовка естественно-право
вой концепции проявилась в представлении Джефферсона об об
щественном договоре как основе устройства общества, дающем всем
его участникам право конституировать государственную власть.
Отсюда логически вытекала идея народного суверенитета и равен
ства граждан в политических, в том числе избирательных, правах.
Джефферсон критиковал капитализм, набиравший в США силу,
ведший к разорению и обнищанию широких слоев населения. Од
нако главной причиной этих бедствий он считал развитие крупного
капиталистического производства и идеализировал мелкое фер
мерское хозяйство. Его идеалом была демократическая республика
свободных и равноправных фермеров. Этот идеал был утопичес
ким, но активная его пропаганда Джефферсоном сыграла большую
роль в привлечении широких народных масс к активному участию
в Войне за независимость.
Еще большее значение имело то обстоятельство, что Джеффер
сон был основным автором проекта Декларации независимости —
конституционного документа, который, исходя из демократической
и революционной трактовки естественно-правовой доктрины, обо
сновывал правомерность отделения колоний от Англии и образова
ния ими самостоятельного, независимого государства.
Разрыв с религиозными представлениями о государственной
власти, еще характерными для этой эпохи (упоминание о Боге-
творце сделано в Декларации мимоходом и ничего не меняет в ее
содержании), и естественно-правовая аргументация, народный су
веренитет и право на революцию, защита свободы личности и прав
граждан — все это делало Декларацию независимости выдающим
ся теоретическим и политическим документом своего времени. Не
следует забывать, что на континенте Европы в те годы еще царил
феодально-абсолютистский произвол, а английская монархия пы
талась практически феодально-абсолютистскими средствами сохра
нить свое господство в североамериканских колониях.
Для Джефферсона как автора Декларации "очевидны следую
щие истины, что все люди сотворены равными, что они наделены
своим Творцом некоторыми неотъемлемыми правами, в числе ко
торых жизнь, свобода и стремление к счастью". Провозглашенное
11 История политических и правовых
учений
310
История политических и правовых учений
в преамбуле Декларации естественное равенство людей прямо про
тивопоставлялось унаследованным от феодализма сословным при
вилегиям, неотъемлемые права — феодальному бесправию. Эти
идеи имели и конкретный практически-политический смысл в борьбе
против английских колонизаторов, отрицавших равноправие коло
нистов с жителями метрополии и посягавших на права колонистов.
В перечне названных в Декларации независимости неотъемле
мых прав нет права собственности, содержавшегося, как отмеча
лось, в Декларации прав I Континентального конгресса. Отсутствие
этого "священного" права объясняется влиянием Пейна, которого в
американской исторической литературе иногда называли автором
Декларации независимости, хотя он сам недвусмысленно указы
вал, что ее автором является Джефферсон (выше было сказано,
что Пейн считал право собственности приобретенным правом и,
следовательно, не относящимся к неотъемлемым правам человека).
Нужно иметь в виду и другое, не менее важное практически-поли
тическое обстоятельство. Составляя проект Декларации, Джеффер
сон учитывал, что по мере обострения конфликта колонистов с
Англией их представления о свободе и собственности все более
сливались. Ведь в истоке конфликта лежали прежде всего посяга
тельства Англии на материальные интересы колонистов. Именно
эти посягательства помогли колонистам понять, что они не свобод
ны, колонисты видели свою свободу в беспрепятственном развитии
собственности; главным для них была не столько абстрактно-тео
ретическая свобода от иноземной власти, сколько практическая
свобода, обеспечивающая их материальные интересы. Поэтому сво
бода как естественное и неотъемлемое право виделась колонистам
(и Джефферсон должен был это учитывать) как гарантия свободы
собственности. Практически свобода в Декларации независимости
включала в себя право свободно пользоваться и распоряжаться
своими материальными благами, т. е. право на собственность.
Правительство, писал Джефферсон в Декларации независимо
сти, создается людьми для охраны естественных прав человека, и
власть правительства проистекает из согласия народа повиновать
ся ему. Последовательно развивая идею народного суверенитета,
Джефферсон заключает, что в силу такого происхождения власти
правительства (создается народом) и такого условия ее существо
вания (согласие народа) народ вправе изменить или уничтожить
существующую форму правления (существующее правительство),
что "долгом и правом" людей является свержение правительства,
стремящегося к деспотизму. Право на революцию обосновано, и
обосновано убедительно.
Далее в Декларации независимости содержатся 27 пунктов об
винения английского короля в стремлении к деспотизму, дающих
Гл. 14. Политические и правовые учения в США в XVIII в. 311
основание провозгласить "именем и властью доброго народа коло
ний наших" отделение их от Англии (свержение правительства,
стремящегося к деспотизму, — право на революцию) и образова
ние независимых Соединенных Штатов.
Для характеристики политических взглядов Джефферсона важ
но обратить внимание на то, что в составленном им проекте Декла
рации независимости было не 27, а 28 пунктов обвинения англий
ского короля. Пункт, не попавший в окончательный текст Деклара
ции в результате решительных возражений плантаторов южных
колоний, осуждал процветавшее в южных колониях рабство не
гров. Джефферсон был убежден, что оно противоречит человечес
кой природе и естественным правам людей. Поэтому в проекте
Декларации он обвинял английского короля в том, что "захватывал
людей и обращал их в рабство в другом полушарии, причем часто
они погибали ужасной смертью, не выдерживая перевозки".
Джефферсон вошел в историю политической мысли и в исто
рию Нового времени в целом как автор Декларации независимости
Соединенных Штатов. Значение Декларации не только в том, что
она провозгласила образование США, но и еще более в провозгла
шении наиболее передовых политических и правовых взглядов и
представлений. Идеи Декларации и самого Джефферсона оказыва
ли и продолжают оказывать влияние на политическую жизнь в
США.
§ 4. Взгляды А. Гамильтона на государство и право
Александр Гамильтон
(1757—1804) был одним из тех наиболее
видных политических деятелей периода образования США, чьи
теоретические воззрения и практическая деятельность оказали
решающее воздействие на содержание Конституции США 1787 г.,
в разработке которой он принимал деятельное участие, будучи чле
ном Конституционного конвента.
В период непосредственной подготовки Конституции и после ее
принятия в стране разгорелась острая политическая борьба между
федералистами и антифедералистами (республиканцами). Внешне
основой раскола на эти политические группировки было отноше
ние к намеченной Конституцией федеральной форме государствен
ного устройства США.
Гамильтон принадлежал к числу наиболее влиятельных лиде
ров федералистов, считавших, что федеративное устройство пре
одолевает слабость конфедеративной организации США, закреп
ленной "Статьями конфедерации" 1781 г. Только сильная цент
ральная власть, по мнению федералистов, способна создать проч
ное авторитетное государство и не допустить развития демокра-
312
История политических и правовых учений
тического движения обездоленных масс, возросшего после победы
в Войне за независимость. Федерация, утверждал Гамильтон, бу
дет барьером, препятствующим внутренним раздорам и народным
восстаниям.
Федералисты фактически представляли интересы крупной тор
говой и промышленной буржуазии и плантаторов. Антифедера
листы, выступавшие за сохранение конфедеративного устройства
Соединенных Штатов, выражали устремления малоимущих и не
имущих слоев населения — фермеров, мелких предпринимате
лей и торговцев, удовлетворенных полученной свободой в факти
чески независимых штатах и опасавшихся диктата сильной цент
ральной власти, напоминавшего об английском колониальном гос
подстве.
Политические позиции Гамильтона определились еще в пери
од, предшествовавший Войне за независимость, когда он выступал
за мирное урегулирование конфликта, компромисс с Англией. Его
теоретические воззрения вполне совпадали с этой позицией. Они
сложились под решающим воздействием теории разделения влас
тей Монтескье, на которого, как известно, большое впечатление
произвело конституционное устройство английской монархии. Это
устройство Гамильтон и считал необходимым положить в основу
Конституции США.
Однако логика освободительной борьбы колоний вынудила Га
мильтона признать возможность республиканского строя. Но обя
зательным условием этого он считал создание сильной президент
ской власти, мало чем отличающейся от власти конституционного
монарха. Президент, по его мнению, должен избираться пожизнен
но и обладать широкими полномочиями, в том числе возможностью
контролировать представительный орган законодательной власти,
который под давлением избирателей может принять "произволь
ные решения". Эта же идея содержалась в предложении Гамиль
тона сделать членов Верховного суда независимыми и пожизнен
ными, а назначаемых президентом министров практически не от
ветственными перед парламентом.
Сам парламент мыслился им как двухпалатный, создаваемый
на основе избирательного права с высоким имущественным цен
зом. Деление людей на богатых и бедных, а соответственно на про
свещенных и непросвещенных, способных и неспособных управ
лять делами общества, имеет, по утверждению Гамильтона, есте
ственное происхождение и неустранимо. Богатым и, следователь
но, просвещенным по самой природе принадлежит право быть пред
ставленным в высших государственных органах. Только богатые
способны обеспечить стабильность политического строя, ибо любые
изменения его не дадут им ничего хорошего. Предоставление же
Гл. 14. Политические и правовые учения в США в XVIII в. 313
простому народу возможности активно участвовать в государствен
ных делах неизбежно приведет к ошибкам и заблуждениям из-за
неразумности и непостоянства масс и тем самым ослабит государ
ство.
Не все идеи Гамильтона были восприняты Конституцией США
(пожизненный президент, цензовое избирательное право, отнесен
ное к компетенции штатов). Но как общая направленность, так и
большая часть конкретных предложений Гамильтона были приня
ты Конституционным конвентом. В связи в этим следует обратить
внимание, что из 55 членов Конституционного конвента только 8
участвовали в принятии Декларации независимости. Поэтому по
нятно, что Конвент поддержал Гамильтона, возражавшего даже
против включения в текст Конституции Билля о правах, хотя та
кие билли уже содержались в конституциях штатов-учредителей
США.
§ 5. Заключение
Американские мыслители не внесли существенно новых поло
жений в западноевропейскую естественно-правовую доктрину. Но
бесспорна их заслуга в ее пропаганде и оригинальной трактовке
некоторых положений применительно к обстановке Войны за неза
висимость и последующего конституционного оформления США (на
пример, выведение из права на революцию права на образование
независимого государства, республиканское истолкование теории
разделения властей).
Общие в принципе теоретические посылки привели поэтому к
различным практически-политическим и конкретно-правовым вы
водам. В области: политической это проявилось в разном отноше
нии к государственному строю Англии и идеализировавшим его
теориям Локка и Монтескье. Если Пейн и Джефферсон не считали
его совершенным, а названные теории убедительными, то Гамиль
тон стоял на противоположных позициях. В области правовой —
такое же различие в отношении к естественному равенству людей
и вытекающему из него равноправию граждан, противником кото
рого был Гамильтон и горячими сторонниками — Пейн и Д ж е ф
ферсон, распространявшие принцип равенства людей и на негров-
рабов.
Оценивая политические и правовые взгляды Пейна, Джеффер-
сона и Гамильтона, необходимо иметь в виду и еще одно суще
ственное обстоятельство: впервые в истории идеи естественно-пра
вовой доктрины были конкретизированы в конституционных уста
новлениях, закреплены в конституционных документах. Так, Дек
ларация независимости 1776 г., провозглашая образование США