Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5866

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Гл. 14. Политические и правовые учения в США в XVIII в. 309 

конфликта с Англией и испытывал влияние теории разделения 
властей Монтескье. Но это не помешало ему впоследствии крити­
ковать Конституцию США 1787 г., воспринявшую разделение вла­
стей как систему "сдержек и противовесов" и дававшую президен­
ту возможность переизбираться неограниченное число раз и тем 
самым, по мнению Джефферсона, превратиться в пожизненного 
монарха. Большим недостатком Конституции он считал отсутствие 
в ней Билля о правах, особенно свобод слова, печати, религии. 

Радикальная и демократическая трактовка естественно-право­

вой концепции проявилась в представлении Джефферсона об об­
щественном договоре как основе устройства общества, дающем всем 
его участникам право конституировать государственную власть. 
Отсюда логически вытекала идея народного суверенитета и равен­
ства граждан в политических, в том числе избирательных, правах. 

Джефферсон критиковал капитализм, набиравший в США силу, 

ведший к разорению и обнищанию широких слоев населения. Од­
нако главной причиной этих бедствий он считал развитие крупного 
капиталистического производства и идеализировал мелкое фер­
мерское хозяйство. Его идеалом была демократическая республика 
свободных и равноправных фермеров. Этот идеал был утопичес­
ким, но активная его пропаганда Джефферсоном сыграла большую 
роль в привлечении широких народных масс к активному участию 
в Войне за независимость. 

Еще большее значение имело то обстоятельство, что Джеффер­

сон был основным автором проекта Декларации независимости — 
конституционного документа, который, исходя из демократической 
и революционной трактовки естественно-правовой доктрины, обо­
сновывал правомерность отделения колоний от Англии и образова­
ния ими самостоятельного, независимого государства. 

Разрыв с религиозными представлениями о государственной 

власти, еще характерными для этой эпохи (упоминание о Боге-
творце сделано в Декларации мимоходом и ничего не меняет в ее 
содержании), и естественно-правовая аргументация, народный су­
веренитет и право на революцию, защита свободы личности и прав 
граждан — все это делало Декларацию независимости выдающим­
ся теоретическим и политическим документом своего времени. Не 
следует забывать, что на континенте Европы в те годы еще царил 
феодально-абсолютистский произвол, а английская монархия пы­
талась практически феодально-абсолютистскими средствами сохра­
нить свое господство в североамериканских колониях. 

Для Джефферсона как автора Декларации "очевидны следую­

щие истины, что все люди сотворены равными, что они наделены 
своим Творцом некоторыми неотъемлемыми правами, в числе ко­
торых жизнь, свобода и стремление к счастью". Провозглашенное 

11 История политических и правовых 

учений 


background image

310 

История политических и правовых учений 

в преамбуле Декларации естественное равенство людей прямо про­
тивопоставлялось унаследованным от феодализма сословным при­
вилегиям, неотъемлемые права — феодальному бесправию. Эти 
идеи имели и конкретный практически-политический смысл в борьбе 
против английских колонизаторов, отрицавших равноправие коло­
нистов с жителями метрополии и посягавших на права колонистов. 

В перечне названных в Декларации независимости неотъемле­

мых прав нет права собственности, содержавшегося, как отмеча­
лось, в Декларации прав I Континентального конгресса. Отсутствие 
этого "священного" права объясняется влиянием Пейна, которого в 
американской исторической литературе иногда называли автором 
Декларации независимости, хотя он сам недвусмысленно указы­
вал, что ее автором является Джефферсон (выше было сказано, 
что Пейн считал право собственности приобретенным правом и, 
следовательно, не относящимся к неотъемлемым правам человека). 
Нужно иметь в виду и другое, не менее важное практически-поли­
тическое обстоятельство. Составляя проект Декларации, Джеффер­
сон учитывал, что по мере обострения конфликта колонистов с 
Англией их представления о свободе и собственности все более 
сливались. Ведь в истоке конфликта лежали прежде всего посяга­
тельства Англии на материальные интересы колонистов. Именно 
эти посягательства помогли колонистам понять, что они не свобод­
ны, колонисты видели свою свободу в беспрепятственном развитии 
собственности; главным для них была не столько абстрактно-тео­
ретическая свобода от иноземной власти, сколько практическая 
свобода, обеспечивающая их материальные интересы. Поэтому сво­
бода как естественное и неотъемлемое право виделась колонистам 
(и Джефферсон должен был это учитывать) как гарантия свободы 
собственности. Практически свобода в Декларации независимости 
включала в себя право свободно пользоваться и распоряжаться 

своими материальными благами, т. е. право на собственность. 

Правительство, писал Джефферсон в Декларации независимо­

сти, создается людьми для охраны естественных прав человека, и 
власть правительства проистекает из согласия народа повиновать­
ся ему. Последовательно развивая идею народного суверенитета, 

Джефферсон заключает, что в силу такого происхождения власти 

правительства (создается народом) и такого условия ее существо­
вания (согласие народа) народ вправе изменить или уничтожить 
существующую форму правления (существующее правительство), 
что "долгом и правом" людей является свержение правительства, 

стремящегося к деспотизму. Право на революцию обосновано, и 
обосновано убедительно. 

Далее в Декларации независимости содержатся 27 пунктов об­

винения английского короля в стремлении к деспотизму, дающих 


background image

Гл. 14. Политические и правовые учения в США в XVIII в. 311 

основание провозгласить "именем и властью доброго народа коло­
ний наших" отделение их от Англии (свержение правительства, 
стремящегося к деспотизму, — право на революцию) и образова­
ние независимых Соединенных Штатов. 

Для характеристики политических взглядов Джефферсона важ­

но обратить внимание на то, что в составленном им проекте Декла­
рации независимости было не 27, а 28 пунктов обвинения англий­
ского короля. Пункт, не попавший в окончательный текст Деклара­
ции в результате решительных возражений плантаторов южных 
колоний, осуждал процветавшее в южных колониях рабство не­
гров. Джефферсон был убежден, что оно противоречит человечес­
кой природе и естественным правам людей. Поэтому в проекте 
Декларации он обвинял английского короля в том, что "захватывал 
людей и обращал их в рабство в другом полушарии, причем часто 
они погибали ужасной смертью, не выдерживая перевозки". 

Джефферсон вошел в историю политической мысли и в исто­

рию Нового времени в целом как автор Декларации независимости 
Соединенных Штатов. Значение Декларации не только в том, что 
она провозгласила образование США, но и еще более в провозгла­
шении наиболее передовых политических и правовых взглядов и 
представлений. Идеи Декларации и самого Джефферсона оказыва­
ли и продолжают оказывать влияние на политическую жизнь в 
США. 

§ 4. Взгляды А. Гамильтона на государство и право 

Александр Гамильтон

 (1757—1804) был одним из тех наиболее 

видных политических деятелей периода образования США, чьи 
теоретические воззрения и практическая деятельность оказали 
решающее воздействие на содержание Конституции США 1787 г., 
в разработке которой он принимал деятельное участие, будучи чле­
ном Конституционного конвента. 

В период непосредственной подготовки Конституции и после ее 

принятия в стране разгорелась острая политическая борьба между 
федералистами и антифедералистами (республиканцами). Внешне 
основой раскола на эти политические группировки было отноше­
ние к намеченной Конституцией федеральной форме государствен­
ного устройства США. 

Гамильтон принадлежал к числу наиболее влиятельных лиде­

ров федералистов, считавших, что федеративное устройство пре­
одолевает слабость конфедеративной организации США, закреп­
ленной "Статьями конфедерации" 1781 г. Только сильная цент­
ральная власть, по мнению федералистов, способна создать проч­

ное авторитетное государство и не допустить развития демокра-


background image

312 

История политических и правовых учений 

тического движения обездоленных масс, возросшего после победы 

в Войне за независимость. Федерация, утверждал Гамильтон, бу­

дет барьером, препятствующим внутренним раздорам и народным 
восстаниям. 

Федералисты фактически представляли интересы крупной тор­

говой и промышленной буржуазии и плантаторов. Антифедера­
листы, выступавшие за сохранение конфедеративного устройства 
Соединенных Штатов, выражали устремления малоимущих и не­
имущих слоев населения — фермеров, мелких предпринимате­
лей и торговцев, удовлетворенных полученной свободой в факти­
чески независимых штатах и опасавшихся диктата сильной цент­
ральной власти, напоминавшего об английском колониальном гос­
подстве. 

Политические позиции Гамильтона определились еще в пери­

од, предшествовавший Войне за независимость, когда он выступал 
за мирное урегулирование конфликта, компромисс с Англией. Его 
теоретические воззрения вполне совпадали с этой позицией. Они 
сложились под решающим воздействием теории разделения влас­
тей Монтескье, на которого, как известно, большое впечатление 
произвело конституционное устройство английской монархии. Это 
устройство Гамильтон и считал необходимым положить в основу 
Конституции США. 

Однако логика освободительной борьбы колоний вынудила Га­

мильтона признать возможность республиканского строя. Но обя­
зательным условием этого он считал создание сильной президент­
ской власти, мало чем отличающейся от власти конституционного 
монарха. Президент, по его мнению, должен избираться пожизнен­
но и обладать широкими полномочиями, в том числе возможностью 
контролировать представительный орган законодательной власти, 
который под давлением избирателей может принять "произволь­
ные решения". Эта же идея содержалась в предложении Гамиль­

тона сделать членов Верховного суда независимыми и пожизнен­
ными, а назначаемых президентом министров практически не от­
ветственными перед парламентом. 

Сам парламент мыслился им как двухпалатный, создаваемый 

на основе избирательного права с высоким имущественным цен­
зом. Деление людей на богатых и бедных, а соответственно на про­
свещенных и непросвещенных, способных и неспособных управ­

лять делами общества, имеет, по утверждению Гамильтона, есте­

ственное происхождение и неустранимо. Богатым и, следователь­
но, просвещенным по самой природе принадлежит право быть пред­
ставленным в высших государственных органах. Только богатые 
способны обеспечить стабильность политического строя, ибо любые 

изменения его не дадут им ничего хорошего. Предоставление же 


background image

Гл. 14. Политические и правовые учения в США в XVIII в. 313 

простому народу возможности активно участвовать в государствен­
ных делах неизбежно приведет к ошибкам и заблуждениям из-за 
неразумности и непостоянства масс и тем самым ослабит государ­
ство. 

Не все идеи Гамильтона были восприняты Конституцией США 

(пожизненный президент, цензовое избирательное право, отнесен­
ное к компетенции штатов). Но как общая направленность, так и 
большая часть конкретных предложений Гамильтона были приня­
ты Конституционным конвентом. В связи в этим следует обратить 
внимание, что из 55 членов Конституционного конвента только 8 
участвовали в принятии Декларации независимости. Поэтому по­
нятно, что Конвент поддержал Гамильтона, возражавшего даже 
против включения в текст Конституции Билля о правах, хотя та­
кие билли уже содержались в конституциях штатов-учредителей 
США. 

§ 5. Заключение 

Американские мыслители не внесли существенно новых поло­

жений в западноевропейскую естественно-правовую доктрину. Но 
бесспорна их заслуга в ее пропаганде и оригинальной трактовке 
некоторых положений применительно к обстановке Войны за неза­
висимость и последующего конституционного оформления США (на­
пример, выведение из права на революцию права на образование 
независимого государства, республиканское истолкование теории 
разделения властей). 

Общие в принципе теоретические посылки привели поэтому к 

различным практически-политическим и конкретно-правовым вы­
водам. В области: политической это проявилось в разном отноше­
нии к государственному строю Англии и идеализировавшим его 
теориям Локка и Монтескье. Если Пейн и Джефферсон не считали 
его совершенным, а названные теории убедительными, то Гамиль­
тон стоял на противоположных позициях. В области правовой — 
такое же различие в отношении к естественному равенству людей 
и вытекающему из него равноправию граждан, противником кото­
рого был Гамильтон и горячими сторонниками — Пейн и  Д ж е ф ­
ферсон, распространявшие принцип равенства людей и на негров-
рабов. 

Оценивая политические и правовые взгляды Пейна, Джеффер-

сона и Гамильтона, необходимо иметь в виду и еще одно суще­
ственное обстоятельство: впервые в истории идеи естественно-пра­
вовой доктрины были конкретизированы в конституционных уста­

новлениях, закреплены в конституционных документах. Так, Дек­
ларация независимости 1776 г., провозглашая образование США