Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5862

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

314 

История политических и правовых учений 

как независимого государства, закрепила развитые Пейном и Джеф-
ферсоном идеи народного суверенитета и право народа на револю­
цию. Если теория Локка лишь описала утвердившийся в Англии в 
результате буржуазной революции государственный строй, то сло­
жившиеся под ее влиянием (как и под влиянием теории Монте­
скье) взгляды Гамильтона послужили теоретической базой для раз­
работки Конституции США 1787 г., убедительно доказавшей свою 
жизнеспособность. 


background image

ГЛАВА 15 

Политические и правовые учения в России 

во второй половине XVIII в. 

§ 1. Введение 

Во второй половине XVIII в. происходило дальнейшее развитие 

официальной доктрины самодержавной власти в России. Новые 
элементы в ее содержании составили в своей совокупности идеоло­
гию так называемого "просвещенного абсолютизма". В разработке 
русского варианта данной идеологии непосредственное участие при­
няла императрица Екатерина II. Взойдя на престол в результате 
государственного переворота, она была озабочена (особенно в пер­
вые годы своего правления) проблемой легитимизации своего ста­
туса самодержицы российской. Идеология "просвещенного абсолю­
тизма" в определенной степени решала эту проблему. 

Появление в рамках официальной доктрины российской само­

державной власти просветительских идей свидетельствовало по­
мимо прочего и о том, что к середине XVIII столетия в настроени­
ях русского дворянства произошли серьезные перемены. Екатери­
на II не провозглашала бы этих идей, если бы не была уверена, 
что они будут поддержаны господствующим сословием русского 
общества. 

Характер политического и правового сознания самых обра­

зованных представителей русского дворянства второй половины 

XVIII в. во многом раскрывается в произведениях М. М. Щербато­
ва и А. Н. Радищева. Первый из этих мыслителей был защитником 
крепостничества, второй — ярым обличителем данного обществен­
ного явления. Тем не менее в их политических и правовых взгля­
дах было немало общего. Оба они сходились в неприятии самовла­
стья, произвола государственной власти. И тот и другой ставили 

закон выше монарха, придавали вольности качество самого ценно­
го общественного достояния. Характерной чертой дворянских мыс­

лителей второй половины XVIII в. был их патриотизм, привержен­
ность к своему отечеству. Тревога за будущее России пронизывала 
их настроения, заставляла их смело обличать пороки, мешающие 
поступательному развитию русского общества, усилению Русского 
государства. 


background image

316 

История политических и правовых учений 

§ 2. Развитие официальной доктрины 

самодержавной власти. 

Идеология "просвещенного абсолютизма" 

Характерные для второй половины XVIII в. новые тенденции в 

эволюции официальной доктрины самодержавной власти получи­
ли свое выражение в законодательных актах и программных доку­
ментах Екатерины П. В "Обстоятельном Манифесте о возшествии 
Ея Императорскаго Величества на Всероссийский Престол", издан­
ном 6 июля 1762 г., Екатерина II заявляла: "Но самовластие, нео­
бузданное добрыми и человеколюбивыми качествами в государе, 
владеющем самодержавно, есть такое зло, которое многим пагуб­
ным следствиям непосредственною бывает причиною". В заключи­
тельных строках данного Манифеста императрица обнадеживала 
своих подданных в том, что будет просить Бога "денно и ночно", 
дабы он помог ей "поднять скипетр" в соблюдение русского право­
славного закона, "в укрепление и защищение любезнаго отечества, 
в сохранение правосудия, в искоренение зла и всяких неправд и 
утеснений". Вместе с тем Екатерина II "наиторжественнейше" обе­
щала своим императорским словом "узаконить такия государствен-
ныя установления, по которым бы правительство любезнаго наше­
го отечества в своей силе и принадлежащих границах течение свое 
имело так, чтоб и в потомки каждое государственное место имело 
свои пределы и законы к соблюдению добраго во всем порядка". 

Приведенные слова выражали некоторые представления о на­

значении самодержавной власти, сформировавшиеся еще в пред­
шествующие эпохи развития русской политической идеологии. Од­
нако наряду с этим здесь намечались и новые для официальной 
доктрины российской самодержавной власти идеи. Это, во-первых, 
не выраженная прямо, но подразумеваемая

 мысль о возможности 

ограничения самовластия монарха его "добрыми и человеколюби­
выми качествами",

 а во-вторых,

 идея законодательного определе­

ния общих рамок деятельности правительства и компетенции 
государственных органов.

 Немаловажное идеологическое значение 

имел и сам факт того, что императрица давала своим подданным 

обещание

 принять основополагающие для государственного управ­

ления законы. 

Указанные нововведения в официальную доктрину самодержав­

ной власти являлись элементами идеологии "просвещенного абсо­

лютизма". Русский вариант данной идеологии в наиболее полном 
виде воплотился в документе, получившем название "Наказ импе­
ратрицы Екатерины II, данный комиссии о сочинении проекта но­
вого Уложения". Екатерина работала над ним более двух лет — с 


background image

Гл. 15. Полит, и правовые учения в России во 2-й половине XVIII в. 317 

января 1765 г. 30 июля 1767 г. текст "Наказа" был опубликован. Он 
состоял из 526 статей, распределенных по 20 главам. В первые ме­
сяцы 1768 г. к ним были добавлены 21 и 22 главы. Материал для 
своего произведения российская императрица брала в сочинениях 
французских философов Ш. Монтескье и Ф. Кене, итальянского 
мыслителя Ч. Беккариа, немецких мыслителей баронов Бильфель-
да и Й. X. Готтлоба фон Юсти, русского правоведа С. Е. Десницкого. 

Наиболее масштабное заимствование было сделано из трактата 

Монтескье "О духе законов" — 294 статьи "Наказа" составлены на 
материале данного труда. Екатерина II сама признавалась (в пись­
ме к философу Д'Аламберу) в том, что при написании своего трак­
тата "обобрала" Монтескье на пользу своей империи. 

Сопоставление содержания "Наказа" с текстом произведения 

"О духе законов" показывает, что Екатерина II заимствовала у 

Монтескье отдельные фразы, определения, идеи, но не доктрину 
монархической власти. Французский философ описывал природу 
монархического правления (гл. 4 кн. II трактата "О духе законов"), 
имея в виду сословно-представительную монархию. В его представ­
лении настоящая монархия — это правление одного лица "посред­
ством основных законов", необходимо предполагающих существо­
вание "посредствующих каналов, по которым движется власть". Эти 
каналы составляют, по мнению Монтескье, сословия духовенства, 
дворянства, горожан. Они выступают в качестве не только провод­
ников власти монарха, но и сил, ограничивающих ее. "Уничтожьте 
в монархии прерогативы сеньоров, духовенства, дворянства и го­
родов, и вы скоро получите в результате государство либо народ­
ное, либо деспотическое", — утверждал Монтескье. 

Екатерина II повторила в своем "Наказе" изречение француз­

ского мыслителя об основных законах, предполагающих каналы или 
протоки, по которым протекает власть, но при этом добавила к нему 
два слова. "Законы, основание державы составляющие, предпола­

гают малые протоки,

 сирень правительства,

 чрез которые излива­

ется власть Государева" (курсив мой. —

 В.

 Т.). Добавлением слов 

"сиречь правительства" Екатерина II существенно изменила кон­

струкцию монархической власти, представленную Монтескье. По­
средствующими для власти монарха каналами или протоками в "На­
казе" названы были "правительства", т. е. административные уч­
реждения. Монархическая власть предстала в произведении рос­
сийской императрицы имеющей свое продолжение не в сословиях, 
а в бюрократии. Именно такая монархия существовала на практи­
ке в России. Административная реформа Петра I и такие его акты, 
как "Табель о рангах" и "Духовный регламент", создали фунда­
мент бюрократической монархии в России, в которой сословия дво­
рянства и духовенства теряли свой прежний характер и фактичес­
ки выступали в качестве составных частей бюрократии. В своем 


background image

318 

История политических и правовых учений 

"Наказе" Екатерина II завершала юридическое и идеологическое 

оформление этой бюрократической монархии. 

В конструкции монархической власти, представленной в трак­

тате Монтескье, ограничением данной власти и соответственно га­
рантией от превращения ее в деспотическую служили прерогати­
вы сословий. В доктрине самодержавной власти, развитой в "На­
казе" Екатерины II, ограничением этой власти мыслились преде­

лы, установленные ею самой (ст. 512). 

Главным среди таких ограничительных "пределов" являлась, в 

представлении Екатерины II, цель, к которой обязывался стремиться 
при осуществлении своей власти самодержец. "Какой предлог са­
модержавного правления? — вопрошает императрица в ст. 13 "На­
каза" и отвечает: "Не тот, чтоб у людей отнять естественную их 
вольность, но чтобы действия их направить к получению самого 
большого ото всех добра". "Самодержавных правлений намерение 
и конец есть слава граждан, государства и Государя", — заявляет 
она в ст. 15 рассматриваемого произведения. 

Самодержавная власть ограничивается в "Наказе" также тем, 

что самодержец устраняется от непосредственного управления всеми 
государственными делами. По мнению Екатерины II, он должен 
воздержаться и от того, чтобы судить, "почему и надлежит ему иметь 
других особ, которые бы судили по законам" (ст. 149). "Существо 

правления" составляют, согласно "Наказу", "власти средние, под­

чиненные, и зависящие от верховной" (ст. 18). Государь же объяв­

ляется здесь по своей сущности

 источником

 "всякой государствен­

ной и гражданской власти" (ст. 19). Ему прилично по смыслу ст. 510 
"Наказа" довольствоваться только "главным надзиранием" за дея­
тельностью правительственных органов. 

"Наказ" предусматривал, что самодержавная власть осуществ­

ляется преимущественно путем издания на основе "благоизволе-
ния" государя общих законов. Однако и в законотворчестве "На­
каз" налагал на самодержца определенные ограничения. "Надобно 
иметь хранилище законов", — провозглашала Екатерина в ст. 22 
своего произведения. Это учреждение могло пребывать, по ее мне­
нию, только при "государственных правительствах". В задачу "хра­
нилища законов" императрица вменяла наблюдение за тем, чтобы 
"воля Государева" находилась в соответствии "с законами во осно­

вание положенными и с государственным установлением" (ст. 28). 
Это предписание "Наказа" означало, что самодержец обязан был в 
своем законотворчестве согласовывать издаваемые законодатель­
ные акты с ранее изданными основополагающими законами. Екате­
рина II выражала надежду, что подобные правила "возбранят на­
роду презирать указы Государевы, не опасался за то никакого на­
казания, но купно и охранят его от желаний самопроизвольных и 
от непреклонных прихотей".