Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5863
Скачиваний: 125
Гл. 15. Полит, и правовые учения в России во 2-й половине XVIII в. 319
Принцип законности выступал в "Наказе" в качестве важней
шего свойства представленной в нем конструкции самодержавной
власти. Такие общественные явления, как равенство, вольность,
безопасность граждан и т. п., увязывались Екатериной II с соблю
дением законов. При этом, однако, принцип законности не сочетал
ся в "Наказе" с признанием субъективных прав граждан. Законы
выступали здесь в качестве инструмента обеспечения исключительно
государственных или общественных интересов. Так, гражданские
законы представлялись в "Наказе" лучшим средством исправле
ния пороков, воспитания граждан. Здесь проводилась идея о том,
что совершенные законы способны сделать государство прочным, а
плохие ведут к разрушению его. Екатерина II отождествляла власть
государя-законодателя с властью отца, заботящегося о своих детях
(ст. 452).
Подобные представления о роли закона вполне соответствова
ли идеологии "просвещенного абсолютизма". Не противоречила дан
ной идеологии и выраженная в "Наказе" идея божественного про
исхождения самодержавной власти. Признанием титула государя
"Богом данным званием" (ст. 625) Екатерина II подтверждала свои
сентенции о том, что главное назначение самодержавной власти
заключается в содействии благополучию подданных, получению ими
"самого большого ото всех добра". "Закон Христианский научает
нас взаимно делать друг другу добро, сколько возможно", — гово
рилось в ст. 1 "Наказа". Принимая верховную власть от Бога, само
держец обязывался тем самым строго соблюдать этот "Закон".
§ 3. Политические и правовые идеи М. М. Щербатова
Михаил Михайлович Щербатов
(1733—1790) отразил в своем
творчестве политические идеалы тех представителей русского дво
рянства, которые критически относились к российскому самодер
жавию в целом и к политике императрицы Екатерины II в част
ности.
М. М. Щербатов родился в 1733 г. в княжеской семье, ведущей
свою родословную от внука великого князя Владимира Святослава
Черниговского. В 1750 г. он поступил на службу в лейб-гвардии
Семеновский полк. После издания в 1762 г. "Манифеста о вольно
сти дворянской" вышел в отставку. Поселившись в своем имении в
селе Михайловском Ярославской губернии, Михаил Щербатов пре
дался чтению книг и занятиям историей. В 1767 г. он был избран
депутатом от ярославского дворянства в комиссию, учрежденную
Екатериной II для составления проекта нового уложения. В 1778 г.
его определили на должность президента камор-коллегии, создан
ной Петром I для расположения и ведения "доходов денежных всего
государства". В 1779 г. он стал сенатором.
320
История политических и правовых учений
В 1768 г. Екатерина II, узнав об интересе Щербатова к русской
истории, дала ему поручение разобрать бумаги Петра Великого, а
затем открыла для него доступ в другие государственные архивы
и библиотеки. С 1770 г. князь начал публиковать главный свой ис
торический труд — "Историю Российскую". Последняя, пятнадца
тая, книга данного труда — третья часть седьмого тома — выйдет
в свет в 1791 г.
Помимо "Истории Российской" Щербатов написал множество
различных трактатов, статей и заметок, в которых подверг крити
ческому анализу экономическое, политическое и нравственное со
стояние русского общества и государственную деятельность рос
сийских самодержцев послепетровской эпохи, в том числе и поли
тику Екатерины II.
Для истории русской политической и правовой мысли второй
половины XVIII в. наибольшее значение имеют такие произведе
ния князя Щербатова, как: 1) "Разные рассуждения о правлении";
2) "Размышления о законодательстве вообще"; 3) "Замечания на
большой наказ Екатерины"; 4) "Путешествие в землю офирскую
господина С... швецкаго дворянина"; 5) "Размышление о дворян
стве"; 6) "Размышления о смертной казни"; 7) "Оправдание моих
мыслей и часто с излишнею смелостию изглаголенных слов". Кро
ме того, политические и правовые взгляды Щербатова выразились
в его многочисленных записках, поданных в Комиссию о сочинении
проекта нового уложения.
Свои размышления о происхождении государства и права Щер
батов начинает с утверждения, что человек одарен природой дос
таточным разумом, чтобы жить в соответствии с правилами добро
детели, укорененными в его сердце. Однако общественные порядки
воспитывают человека таким образом, что его разум повреждает
ся, вследствие чего он перестает быть тем существом, которым был
сотворен природой. Это повреждение разума человеческого Щер
батов объявляет причиной того, что "никакое сообщество, хотя мало
оно многочисленно, не может пребывать без некоторых правил и
законов, которые каждого поступок установляют, и без одного или
многих определенных персон, дабы принуждать оныя исполнять и
надзирать за исполнением". Отсюда происходят, по словам Щерба
това, "разные роды правления, монархическое, которое от патри-
аршаго правления начало свое имеет; деспотическое иль самовласт
ное, введенное мучителами, аристократическое и демократическое,
о коих можно мнить, что они произведены неудовольствием вель
мож иль всего народа правлением сих деспотов".
Во всех указанных формах правления Щербатов выделяет ха
рактерные для них пороки и достоинства ("полезности"). Монар
хия, имеющая, как отмечает он, свое начало "от правления патри
архов или отцов фамилий", предполагает власть государя, кото-
Гл. 15. Полит, и правовые учения в России во 2-й половине XVIII в. 321
рый, будучи возведен на престол по избранию или по праву рож
дения, управляет народом, как отец детьми, т. е. является для него
покровителем, защитником, судьей и т. п. Властвуя единолично,
монарх решает важные дела по совету старейших и мудрейших
своих подданных. Он не отделяет своих личных интересов от инте
ресов государства и соответственно выбирает себе в советники та
ких людей, которые "сопрягают усердие к их Государю с любовию
к отечеству и законам".
Непрочность монархического правления проистекает, согласно
Щербатову, от того, что мало есть на свете монархов, способных
противостоять своему честолюбию, разным страстям, лести при
дворных и не склониться к самовластию. Так же мало есть и мини
стров, которые бы "по слепой любви к Государю, а более для соб
ственной их корысти не готовы б были ему в том помогать иль бы
могли сопротивляться блистанию злата и достоинств".
Аристократическое или вельможное правление устанавливает
ся, по мнению Щербатова, в случае, когда главы семей, объединя
ющихся в единое общество в целях более эффективной защиты от
врагов, не могут один другому уступить и сохраняют над соеди
ненным обществом свою коллективную власть, или вследствие воз
мущения наиболее влиятельных семей самовластными действиями
монарха. Достоинство этой формы правления проявляется, отме
чал Щербатов, лишь при условии, если "достойные вожди народов,
трудяся для пользы отечества, сопрягают пользы их родов с пользою
республики, которою управляют; законы тут не пременяются для
пользы иль своенравия единаго: понеже ревность между членов
Сената производит сопротивление; лесть, сие ацкое
1
чудовище, не
имеет власти в таковом правлении; команда арм;ий лишь храбрей
шим и искуснейшим препоручается, а не пронырливейшим при
дворным". Пороки аристократической формы правления — так же,
как и монархической — Щербатов связывал с пороками людей, ко
торые бывают заражены честолюбием и собственною к себе любо
вью. Каждый человек хотел бы властвовать и прилагает усилия
для того, чтобы его мнение возобладало над мнениями других лю
дей. "Сие раждает, — заявлял Щербатов, — происки, партии, не
нависти и другая злы, инее суть не отдельны от сих страстей. Хотя
дела и решаются по большему числу голосов, однако большее чис
ло не всегда лучшее бывает". Проекты тех или иных решений час
то не принимаются вследствие препятствий, чинимых теми, чьим
мнениям они противоречат. Властвующие вельможи , отмечал Щер
батов, "предпочитая пользы своих родов интересам государства, ста
раются учинить вечными в их домах достоинствы и богатствы со
1
То есть "адское". — В. Т.
322
История политических и правовых учений
исключением других, и утесняя подлой
1
народ, которой нигде столь
не нещастлив, как под аристократическим правлением".
Демократическое, или народное, правление возникает, полагал
Щербатов, не вследствие естественного процесса, но в результате
восстания народа против аристократии. По его словам, "те же при
чины, которыя подали случаи пременить монархию во аристокра
тию, сиречь мучительство государей вельможам, были причиною
установления народного правления, то есть мучительства вельмож
подлому народу". Данное правление Щербатов характеризовал как
самое непостоянное из всех, отмечая, что оно подрывается в своих
основах разделением народа на разные партии, разжигающие сму
ту в обществе и что, кроме общего всем республикам обыкновенно
го порока медленности принятия важных решений, оно имеет мно
жество других пороков. При этом правлении, писал он далее, часто
бывает так, что расходы, необходимые для государства, народ от
казывается нести, "люди справедливаго обычаю и неприятели лес
ти, не токмо презренны остаются, но и гонение претерпевают; вме
сто (того) люди лукавые, пронырливые, которые за правило их по
ступка не добродетель и справедливость почитают, но их собствен
ный убыток... суть почтены и любимы". Кроме того, "любовь наро
да непостояннее его ненависти: они без всякаго зазрения совести
казнят того, которой за несколько дней пред тем был избавителем
отечества почитаем... Учиненныя заслуги не далее в памяти пре
бывают, как толико времени, колико они шум производят; прохо
дит ли несколько времени без какого новаго знатнаго дела, то зас
луги забываются, а часто и наказаны бывают".
Щербатов выражал сомнение в справедливости именования са
мовластия правлением. По его мнению, оно есть "мучительство, в
котором нет иных законов и иных правил, окромя безумных своен
равий деспота (самовладетеля). Вместо что в монархии государь есть
для народа, в самовластном правлении народ является быть зде-
лан для государя". При самовластии, подчеркивал Щербатов, на
род "навсегда лишен величайшаго дара природы, то есть вольно
сти". Может ли что ужаснее быть, продолжал он, "как видеть мил
лионы людей, сравненных с скотами, которые работают лишь для
единаго и для его визиря и фаворита, которой, быв рожден в нево
ле, достиг до милости Государя лишь чрез мерзкую лесть и под
лость...".
В представлении Щербатова ни одна из форм правления не
существовала и не существует на практике в чистом виде, "ибо
монарх не может править без вельмож, вельможи не могут пра
вить без начальника и без народа, ни народ без начальников сам
себя управлять".
1
Здесь в смысле "простой". —
В. Т.
Гл. 15. Полит, и правовые учения в России во 2-й половине XVIII в. 323
Правление, существовавшее в XVIII в. России, Щербатов ха
рактеризовал как самовластное. Поясняя это свое мнение, он пи
сал: "Я охуляю самой состав нашего правительства, называя его
совершенно... самовластным и таким, где, хотя есть писанные за
коны, но они власти государевой и силе вельмож уступают, где со
стояние каждого подданного основывается не на защищении зако
нов, не от собственнаго его поведения (зависит?), но от мановения...
злостнаго вельможи".
Первый шаг на пути превращения российского самовластия в
монархию Щербатов связывал с принятием основных законов. Так
как монарх не вотчинник, отмечал мыслитель, "но управитель и
покровитель своего государства, а потому и должно быть некиим
основательным правам, которые бы не стесняли могущество монарха
ко всему полезному государству, но укрощали бы иногда безпоря-
дочныя его хотения, по большей части во вред ему самому обраща-
ющияся". В числе необходимых для России основных законов Щер
батов называл: 1) "положение о порядке наследства на престол";
2) закон, предписывающий "хранение владычествующей веры и пре
бывание государя в оной", а также "терпение чуждых вер, до коих
мест оно должно простираться, дабы ни гонением, ослабляющим
государства и возобновляющим нам ужасы шестаго на десять века,
не впасть в бесноверие, ни излишной понаровкою не показать не-
брежливость к владычествующей вере"; 3) законы о порядке изда
ния законов, установления налогов на народ, "переделания моне
ты"; 4) законы о суде и праве осуждаемых себя защищать; и, нако
нец, 5) закон о дворянском звании. По мнению Щербатова, все это
недостаточно "словами или грамотою какою утвердить: надлежит,
чтобы поставлены были и наблюдатели о сохранении онаго".
Щербатов не считал справедливым мнение французского про
светителя Ш. Монтескье, воспринятое Екатериной II и приведен
ное в ее "Наказе", согласно которому страна великая своим про
странством "сама по себе предполагает деспотическую власть в том
лице, которое ею управляет". Монтескье полагал, что полезность
деспотической власти в великих державах заключается в быстроте
решительных мер, возмещающей большую протяженность их тер
риторий. Щербатов же высказывал мнение, что государь с деспо
тической властью не даст скорости в решениях, "ибо любовная
страсть, охота и другие забавы, отнимая у него время, и более еще
республиканского замедления приключат". Но даже если государь-
деспот примет решение быстро, "можно ль надеяться, — вопрошал
Щербатов, — чтоб оно было сходственно с истинными пользами го
сударства и чтоб его здравый разсудок, а не страсть какая произ
вела; ибо человек, не дающий никому отчету в своих делах, легко
ввергается в страсти и слушает не тех, кто его противоречьим на