Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5567

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Гл. 15. Полит, и правовые учения в России во 2-й половине XVIII в. 319 

Принцип законности выступал в "Наказе" в качестве важней­

шего свойства представленной в нем конструкции самодержавной 
власти. Такие общественные явления, как равенство, вольность, 
безопасность граждан и т. п., увязывались Екатериной II с соблю­
дением законов. При этом, однако, принцип законности не сочетал­
ся в "Наказе" с признанием субъективных прав граждан. Законы 
выступали здесь в качестве инструмента обеспечения исключительно 
государственных или общественных интересов. Так, гражданские 
законы представлялись в "Наказе" лучшим средством исправле­
ния пороков, воспитания граждан. Здесь проводилась идея о том, 
что совершенные законы способны сделать государство прочным, а 
плохие ведут к разрушению его. Екатерина II отождествляла власть 
государя-законодателя с властью отца, заботящегося о своих детях 
(ст. 452). 

Подобные представления о роли закона вполне соответствова­

ли идеологии "просвещенного абсолютизма". Не противоречила дан­
ной идеологии и выраженная в "Наказе" идея божественного про­
исхождения самодержавной власти. Признанием титула государя 

"Богом данным званием" (ст. 625) Екатерина II подтверждала свои 
сентенции о том, что главное назначение самодержавной власти 
заключается в содействии благополучию подданных, получению ими 
"самого большого ото всех добра". "Закон Христианский научает 

нас взаимно делать друг другу добро, сколько возможно", — гово­
рилось в ст. 1 "Наказа". Принимая верховную власть от Бога, само­
держец обязывался тем самым строго соблюдать этот "Закон". 

§ 3. Политические и правовые идеи М. М. Щербатова 

Михаил Михайлович Щербатов

 (1733—1790) отразил в своем 

творчестве политические идеалы тех представителей русского дво­
рянства, которые критически относились к российскому самодер­
жавию в целом и к политике императрицы Екатерины II в част­
ности. 

М. М. Щербатов родился в 1733 г. в княжеской семье, ведущей 

свою родословную от внука великого князя Владимира Святослава 
Черниговского. В 1750 г. он поступил на службу в лейб-гвардии 
Семеновский полк. После издания в 1762 г. "Манифеста о вольно­
сти дворянской" вышел в отставку. Поселившись в своем имении в 
селе Михайловском Ярославской губернии, Михаил Щербатов пре­
дался чтению книг и занятиям историей. В 1767 г. он был избран 
депутатом от ярославского дворянства в комиссию, учрежденную 
Екатериной II для составления проекта нового уложения. В 1778 г. 
его определили на должность президента камор-коллегии, создан­
ной Петром I для расположения и ведения "доходов денежных всего 
государства". В 1779 г. он стал сенатором. 


background image

320 

История политических и правовых учений 

В 1768 г. Екатерина II, узнав об интересе Щербатова к русской 

истории, дала ему поручение разобрать бумаги Петра Великого, а 
затем открыла для него доступ в другие государственные архивы 
и библиотеки. С 1770 г. князь начал публиковать главный свой ис­
торический труд — "Историю Российскую". Последняя, пятнадца­
тая, книга данного труда — третья часть седьмого тома — выйдет 
в свет в 1791 г. 

Помимо "Истории Российской" Щербатов написал множество 

различных трактатов, статей и заметок, в которых подверг крити­
ческому анализу экономическое, политическое и нравственное со­
стояние русского общества и государственную деятельность рос­
сийских самодержцев послепетровской эпохи, в том числе и поли­
тику Екатерины II. 

Для истории русской политической и правовой мысли второй 

половины XVIII в. наибольшее значение имеют такие произведе­
ния князя Щербатова, как: 1) "Разные рассуждения о правлении"; 
2) "Размышления о законодательстве вообще"; 3) "Замечания на 
большой наказ Екатерины"; 4) "Путешествие в землю офирскую 
господина С... швецкаго дворянина"; 5) "Размышление о дворян­
стве"; 6) "Размышления о смертной казни"; 7) "Оправдание моих 
мыслей и часто с излишнею смелостию изглаголенных слов". Кро­
ме того, политические и правовые взгляды Щербатова выразились 
в его многочисленных записках, поданных в Комиссию о сочинении 
проекта нового уложения. 

Свои размышления о происхождении государства и права Щер­

батов начинает с утверждения, что человек одарен природой дос­
таточным разумом, чтобы жить в соответствии с правилами добро­
детели, укорененными в его сердце. Однако общественные порядки 
воспитывают человека таким образом, что его разум повреждает­
ся, вследствие чего он перестает быть тем существом, которым был 
сотворен природой. Это повреждение разума человеческого Щер­
батов объявляет причиной того, что "никакое сообщество, хотя мало 
оно многочисленно, не может пребывать без некоторых правил и 
законов, которые каждого поступок установляют, и без одного или 
многих определенных персон, дабы принуждать оныя исполнять и 
надзирать за исполнением". Отсюда происходят, по словам Щерба­

това, "разные роды правления, монархическое, которое от патри-
аршаго правления начало свое имеет; деспотическое иль самовласт­
ное, введенное мучителами, аристократическое и демократическое, 
о коих можно мнить, что они произведены неудовольствием вель­
мож иль всего народа правлением сих деспотов". 

Во всех указанных формах правления Щербатов выделяет ха­

рактерные для них пороки и достоинства ("полезности"). Монар­
хия, имеющая, как отмечает он, свое начало "от правления патри­
архов или отцов фамилий", предполагает власть государя, кото-


background image

Гл. 15. Полит, и правовые учения в России во 2-й половине XVIII в. 321 

рый, будучи возведен на престол по избранию или по праву рож­
дения, управляет народом, как отец детьми, т. е. является для него 
покровителем, защитником, судьей и т. п. Властвуя единолично, 
монарх решает важные дела по совету старейших и мудрейших 
своих подданных. Он не отделяет своих личных интересов от инте­
ресов государства и соответственно выбирает себе в советники та­
ких людей, которые "сопрягают усердие к их Государю с любовию 
к отечеству и законам". 

Непрочность монархического правления проистекает, согласно 

Щербатову, от того, что мало есть на свете монархов, способных 
противостоять своему честолюбию, разным страстям, лести при­
дворных и не склониться к самовластию. Так же мало есть и мини­
стров, которые бы "по слепой любви к Государю, а более для соб­
ственной их корысти не готовы б были ему в том помогать иль бы 
могли сопротивляться блистанию злата и достоинств". 

Аристократическое или вельможное правление устанавливает­

ся, по мнению Щербатова, в случае, когда главы семей, объединя­
ющихся в единое общество в целях более эффективной защиты от 
врагов, не могут один другому уступить и сохраняют над соеди­
ненным обществом свою коллективную власть, или вследствие воз­
мущения наиболее влиятельных семей самовластными действиями 
монарха. Достоинство этой формы правления проявляется, отме­
чал Щербатов, лишь при условии, если "достойные вожди народов, 
трудяся для пользы отечества, сопрягают пользы их родов с пользою 
республики, которою управляют; законы тут не пременяются для 
пользы иль своенравия единаго: понеже ревность между членов 
Сената производит сопротивление; лесть, сие ацкое

1

 чудовище, не 

имеет власти в таковом правлении; команда арм;ий лишь храбрей­
шим и искуснейшим препоручается, а не пронырливейшим при­
дворным". Пороки аристократической формы правления — так же, 
как и монархической — Щербатов связывал с пороками людей, ко­
торые бывают заражены честолюбием и собственною к себе любо­
вью. Каждый человек хотел бы властвовать и прилагает усилия 
для того, чтобы его мнение возобладало над мнениями других лю­
дей. "Сие раждает, — заявлял Щербатов, — происки, партии, не­
нависти и другая злы, инее суть не отдельны от сих страстей. Хотя 
дела и решаются по большему числу голосов, однако большее чис­
ло не всегда лучшее бывает". Проекты тех или иных решений час­
то не принимаются вследствие препятствий, чинимых теми, чьим 
мнениям они противоречат. Властвующие вельможи , отмечал Щер­
батов, "предпочитая пользы своих родов интересам государства, ста­
раются учинить вечными в их домах достоинствы и богатствы со 

1

 То есть "адское". — В. Т. 


background image

322 

История политических и правовых учений 

исключением других, и утесняя подлой

1

 народ, которой нигде столь 

не нещастлив, как под аристократическим правлением". 

Демократическое, или народное, правление возникает, полагал 

Щербатов, не вследствие естественного процесса, но в результате 
восстания народа против аристократии. По его словам, "те же при­
чины, которыя подали случаи пременить монархию во аристокра­

тию, сиречь мучительство государей вельможам, были причиною 
установления народного правления, то есть мучительства вельмож 
подлому народу". Данное правление Щербатов характеризовал как 
самое непостоянное из всех, отмечая, что оно подрывается в своих 
основах разделением народа на разные партии, разжигающие сму­
ту в обществе и что, кроме общего всем республикам обыкновенно­
го порока медленности принятия важных решений, оно имеет мно­
жество других пороков. При этом правлении, писал он далее, часто 
бывает так, что расходы, необходимые для государства, народ от­
казывается нести, "люди справедливаго обычаю и неприятели лес­
ти, не токмо презренны остаются, но и гонение претерпевают; вме­
сто (того) люди лукавые, пронырливые, которые за правило их по­
ступка не добродетель и справедливость почитают, но их собствен­

ный убыток... суть почтены и любимы". Кроме того, "любовь наро­

да непостояннее его ненависти: они без всякаго зазрения совести 
казнят того, которой за несколько дней пред тем был избавителем 
отечества почитаем... Учиненныя заслуги не далее в памяти пре­
бывают, как толико времени, колико они шум производят; прохо­
дит ли несколько времени без какого новаго знатнаго дела, то зас­
луги забываются, а часто и наказаны бывают". 

Щербатов выражал сомнение в справедливости именования са­

мовластия правлением. По его мнению, оно есть "мучительство, в 
котором нет иных законов и иных правил, окромя безумных своен­
равий деспота (самовладетеля). Вместо что в монархии государь есть 
для народа, в самовластном правлении народ является быть зде-
лан для государя". При самовластии, подчеркивал Щербатов, на­
род "навсегда лишен величайшаго дара природы, то есть вольно­
сти". Может ли что ужаснее быть, продолжал он, "как видеть мил­
лионы людей, сравненных с скотами, которые работают лишь для 
единаго и для его визиря и фаворита, которой, быв рожден в нево­

ле, достиг до милости Государя лишь чрез мерзкую лесть и под­
лость...". 

В представлении Щербатова ни одна из форм правления не 

существовала и не существует на практике в чистом виде, "ибо 
монарх не может править без вельмож, вельможи не могут пра­
вить без начальника и без народа, ни народ без начальников сам 
себя управлять". 

1

 Здесь в смысле "простой". —

 В. Т. 


background image

Гл. 15. Полит, и правовые учения в России во 2-й половине XVIII в. 323 

Правление, существовавшее в XVIII в. России, Щербатов ха­

рактеризовал как самовластное. Поясняя это свое мнение, он пи­
сал: "Я охуляю самой состав нашего правительства, называя его 
совершенно... самовластным и таким, где, хотя есть писанные за­
коны, но они власти государевой и силе вельмож уступают, где со­
стояние каждого подданного основывается не на защищении зако­
нов, не от собственнаго его поведения (зависит?), но от мановения... 
злостнаго вельможи". 

Первый шаг на пути превращения российского самовластия в 

монархию Щербатов связывал с принятием основных законов. Так 
как монарх не вотчинник, отмечал мыслитель, "но управитель и 

покровитель своего государства, а потому и должно быть некиим 
основательным правам, которые бы не стесняли могущество монарха 
ко всему полезному государству, но укрощали бы иногда безпоря-
дочныя его хотения, по большей части во вред ему самому обраща-
ющияся". В числе необходимых для России основных законов Щер­
батов называл: 1) "положение о порядке наследства на престол"; 

2) закон, предписывающий "хранение владычествующей веры и пре­

бывание государя в оной", а также "терпение чуждых вер, до коих 
мест оно должно простираться, дабы ни гонением, ослабляющим 
государства и возобновляющим нам ужасы шестаго на десять века, 
не впасть в бесноверие, ни излишной понаровкою не показать не-
брежливость к владычествующей вере"; 3) законы о порядке изда­
ния законов, установления налогов на народ, "переделания моне­
ты"; 4) законы о суде и праве осуждаемых себя защищать; и, нако­
нец, 5) закон о дворянском звании. По мнению Щербатова, все это 
недостаточно "словами или грамотою какою утвердить: надлежит, 

чтобы поставлены были и наблюдатели о сохранении онаго". 

Щербатов не считал справедливым мнение французского про­

светителя Ш. Монтескье, воспринятое Екатериной II и приведен­
ное в ее "Наказе", согласно которому страна великая своим про­
странством "сама по себе предполагает деспотическую власть в том 
лице, которое ею управляет". Монтескье полагал, что полезность 
деспотической власти в великих державах заключается в быстроте 
решительных мер, возмещающей большую протяженность их тер­
риторий. Щербатов же высказывал мнение, что государь с деспо­
тической властью не даст скорости в решениях, "ибо любовная 
страсть, охота и другие забавы, отнимая у него время, и более еще 
республиканского замедления приключат". Но даже если государь-
деспот примет решение быстро, "можно ль надеяться, — вопрошал 
Щербатов, — чтоб оно было сходственно с истинными пользами го­
сударства и чтоб его здравый разсудок, а не страсть какая произ­
вела; ибо человек, не дающий никому отчету в своих делах, легко 
ввергается в страсти и слушает не тех, кто его противоречьим на