Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5864

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

324 

История политических и правовых учений 

истинной путь наставляет, но тех, кто безчестной лестью вкрался к 
нему в любовь". 

Достоинство каждой формы правления Щербатова связывал со 

степенью обеспечения в ее условиях личной и имущественной бе­
зопасности граждан. Он высоко оценивал значение английской про­
цедуры "хабеас корпус", предоставлявшей арестованным опреде­
ленные гарантии от произвольного ареста. "Чего ж бы ради сего у 
нас не учредить? Ибо пример аглинской нам доказует, что от сего 
никакого зла не происходит", — писал он по поводу данной проце­
дуры. Вместе с тем Щербатов предлагал ввести в России и другое 
правило, служащее той же цели. "Говоря о безопасности личной, 
не могу я не помянуть, — заявлял он, — и того, чего бы ради каж­
дому по уголовному делу обвиняемому человеку не дать стряпчаго 
или советника, который бы мог спомоществовать ему оправдать­
ся... Не могло бы от сего никакого зла произойтить, ибо пусть бы от 
сего некоторые винные нашли случай оправдаться, но не лучше ли 
спасти единаго невиннаго, нежели сто виновных погубить?" 

Порицая самовластие за то, что народ в его условиях лишен 

вольности и не имеет надлежащих гарантий личной и имуществен­
ной безопасности, Щербатов вполне мирился при этом с таким яв­
лением, как российское крепостничество. В своих "Замечаниях на 
большой наказ Екатерины" он утверждал, что в России рабство 
отличается от рабства, которое существовало в древности у рим­
лян, а в его время существует у турок. "Российские крестьяне, — 
отмечал он, — хотя есть рабы своим господам, хотя земля, обрабо­
танная ими, принадлежит их помещикам, хотя они имеют права и 
на имение их, но собственной своей пользою побуждены, никто име­
ние и земли своих крестьян не отнимает, и крестьяне до нынешних 
времян и не чувствовали, что сие не собственное их было, в втвер-
жение таких мыслей произвело различные бунты, яко ныне пуга-
шевской и убивство великого числа помещиков от своих крестьян, 
чрез что они ясно показали, что они более никакой свободы недо­
стойны, и что всякое разрушение древней власти помещичьей над 
крестьянами может великое разорение и гибель государству при­
нести". 

Щербатов считал сохранение крепостничества соответствующим 

интересам России. Дворянство, жившее за счет крепостных крес­
тьян, было в его представлении единственной надежной опорой 
Российскому государству. "Крестьяне или нижний род людей, — 
писал он, — по малости своего имущества мало могут чувствовать 
перемены, случившийся в государстве, и как в победителе, так и в 
похитителе равных себе находят защитников... Купцы, упражняю­
щийся в торге, можно сказать, есть граждане целого света. Они мало 
взирают, какое благополучие и славу государству воспоследует, 

лишь бы торг их не упал и прибытку своего лишены бы не были... 


background image

Гл. 15. Полит, и правовые учения в России во 2-й половине XVIII в. 325 

Но дворянство, быв основано на чести, от славы и пользы государ­
ственной свою пользу и славу взаимствует, славится славою госу­
дарства, услугами своими себе могущество и прибыток получае­
мый и тем ему делаются пользы государственные неразличны с 
собственными своими". 

В своих рассуждениях о социальном и политическом устрой­

стве общества князь Щербатов большое внимание уделял праву. 
Мысль о том, что "никакое общество без некоих законов жить не 
может", и что все живущие в нем должны подчиняться законам, 
является одной из главных в его политико-правовом учении. Иде­
алом Щербатова была монархия, основанная на законах. "Царь 
должен сам первый законам страны своей повиноваться, — писал 
он, — ибо по законам он и царь; а разрушая их власть, разрушает 
и подчинение подданных к себе". 

Лучшим основанием гражданских законов Щербатов считал 

"страх Божий и почтение к Божественному закону". По его словам, 

самые лучшие законы управляют единую токмо внешность, страх 
же Божий управляет нашу самую внутренность и не токмо отвра­
щает нас от соделания каких сокрытых и не могущих уведанными 
быть преступлений, над коими законы человеческие власти не име­
ют, но и от самых помышлений соделать их развращающагося с 
пути истины на путь правды направляет". Вследствие этого граж­
данский закон не должен противоречить закону Божественному. 

При создании законов, отмечал далее Щербатов, их содержа­

ние следует сообразовывать "с умоначертанием народным, с физи­
ческим и политическим положением государства". Именно поэтому 
он считал, что "неудобно есть единому сочинять законы". Не толь­
ко государь, который не может "собственной своей особой вникнуть 
во все нужды и обстоятельства всех состояний своих подданных", 
но и частный человек, лучше государя знающий "обстоятельства 
разных чинов государства, не должен, по его мнению, быть един­
ственным сочинителем закона. Ибо всякий человек подвержен сла­
бостям, его добрые намерения и разум могут быть затемнены при­
страстиями, невежеством, предубеждениями, самолюбием и ошиб­
ками. Малые собрания Щербатов считал также не способными к 
сочинению законов; неудобными к законодательствованию являлись, 
по его мнению, и большие собрания, которые "наполнены суть смут-
ностию, невежеством и пристрастиями". Наконец, заключал он, "за­
конодательство не может быть раздробительно сочиняемо, ибо как 
все законы должны клониться к единому средоточию, то есть к об­
щему благу". 

Решение проблемы, кому надлежит сочинять законы, Щерба­

тов усматривал в том, чтобы поручить это дело немногим честным, 
разумным, знающим, трудолюбивым, равным по своему положе­

нию и доверию при дворе людям. Но при этом необходимо, писал 


background image

326 

История политических и правовых учений 

он, "чтоб целое государство снабжевало вещами к сочинению зако­
нов, и каждый бы гражданин, по силе и могуществу своему, мог 
полезный совет дать: ибо

 все под законом должны жить, все и уча­

стие в нем должны иметь"

 (курсив мой. —

 В.

 Т.). 

Будучи аристократом по своему социальному положению, князь 

Щербатов выразил в своем творчестве интересы не только высше­
го феодального сословия, но и всего русского общества. Он с полной 
ясностью сознавал, что написанные им политические трактаты и 
статьи не могут быть опубликованы при его жизни. Поэтому обра­
щался в своих мыслях к потомству. "А понеже сей мой труд ближе 
всех будет касаться и скорее видим моему потомству, — заявлял 
он, — то да будет он и ему в наставление всегда всевозможное по­
печение иметь о благе отечества. Пусть будет оно смело охулять те 
мои мысли, которыя могли какой вред отечеству нанести, и из заб­
луждений моих да научится справедливее мыслить. Но токмо да 
подражает единому, что, мню, везде в моих сочинениях видно, то 
есть любовь и искренняя преданность любезному отечеству". 

§ 4. Политические и правовые идеи А. Н. Радищева 

Александр Николаевич Радищев

 (1749—1802) занимает особое 

место в истории русской политической и правовой мысли второй 
половины XVIII в. Он выступил в своих произведениях в качестве 
решительного противника крепостничества и самодержавия и од­
новременно показал себя последовательным сторонником народно­
го правления, обеспечивающего свободу и равенство всех членов 
общества. 

А. Н. Радищев родился в 1749 г. Первоначальное образование 

он получил дома. С ноября 1762 г. и до сентября 1766 г. обучался в 
Пажеском корпусе. В 1767—1771 гг. изучал иностранные языки, 
юриспруденцию, историю, философию и естественные науки в Лейп-
цигском университете. С декабря 1771 г. и до 30 июня 1790 г. Ра­
дищев состоял на государственной службе: сначала на должнос­
ти протоколиста Сената, затем обер-аудитора в одном из армей­
ских штабов, а после двухлетнего пребывания в отставке (в 1775— 

1777 гг.) — в качестве чиновника Коммерц-коллегии, помощника 

управляющего и, наконец, управляющего Петербургской таможней. 
В конце мая 1790 г. Радищев опубликовал сочинение под названи­
ем "Путешествие из Петербурга в Москву". Екатерина II, прочитав 
эту книгу, нашла ее опасной и распорядилась арестовать автора и 
предать его суду. Уголовная палата приговорила Радищева к смерт­
ной казни, но императрица заменила данный приговор ссылкой в 
Сибирь. Павел I по восшествии на престол возвратил Радищева из 

Сибири, предписав ему жить в собственном имении в Калужской 
губернии. В 1801 г. новый император — Александр I — назначил 


background image

Гл. 15. Полит, и правовые учения в России во 2-й половине XVIII в. 327 

Радищева (по рекомендации А. Р. Воронцова) на должность рефе­
рендария Комиссии для составления законов, но его государствен­
ная деятельность в данном качестве продолжалась недолго. Здоро­
вье Радищева было серьезно подорвано в выпавших на его долю 
испытаниях, и скорее всего именно это обстоятельство привело его 
к самоубийству в 1802 г. 

Политические и правовые взгляды А. Н. Радищева нашли свое 

отражение главным образом в таких его произведениях, как: 

1) "Путешествие из Петербурга в Москву"; 2) ода "Вольность"; 
3) "Опыт о законодавстве"; 4) записка "О законоположении"; 5) "Про­

ект для разделения уложения Российского"; 6) сочинение, извест­
ное в исторической литературе под названием "Проект граждан­
ского уложения"

1

В основе политических и правовых идей А. Н. Радищева лежит 

представление о человеке как о существе от рождения свободном и 
равном другим людям. Наделяя людей свободой и равенством, при­
рода одновременно придала им, по мнению Радищева, склонность к 
общежитию. Возникновение государства и права Радищев связы­
вал с переходом человеческого общества к возделыванию земли. 

"Земледелие, — писал он, — произвело раздел земли на области и 

государства, построило деревни и города, изобрело ремесла, руко­
делия, торговлю, устройство, законы, правления". Непосредствен­
ной предпосылкой установления в обществе государственной влас­
ти Радищев считал появление собственности. До этого люди были, 
по его представлению, едины в своих помыслах, "каждой в особен­
ности своей не инаго чего желал, как чего желали все, или сказать 
точнее, никто не  ж е л а л ничего в противность желанию всех". 
С появлением же собственности человеческое общество расколо­
лось на сильных и слабых, господ и угнетенных. В результате "воз­
званные в общежитие всесильным гласом немощей и недостатков 
человеки скоро познали, что для обуздания наглости и дерзновения 
нужна была сократительная сила, которая, носяся поверх всего об­
щественного союза, служила бы защитою, подпорою слабому, угне­
тенному, была бы против необузданности оплотом и преградою, и 
бичь гонению, посягнувшему на оскорбление союзнаго телеси". 

Государственная власть учреждается, по мнению Радищева, 

безмолвным договором людей с обществом на пользу всех и каждо­
го. Она выступает как "соборная народа власть", которая есть "власть 
первоначальная, а потому власть вышшая, единая, состав общест­
ва основати или разрушить могущая". Лицо, осуществляющее народ­
ную власть, правомочно издавать законы, однако эти законы не могут 
назначить "ни пути, ни предела" "соборному деянию народа". 

1

 Указанное название дал этому сочинению А. Н. Радищева историк 

В. П. Семенников, обнаруживший его в архивном фонде Воронцовых. 


background image

328 

История политических и правовых учений 

Идея народного суверенитета или народного правления

 в пред­

ставлении Радищева не была для России абстрактной идеей. Обо­
сновывая эту идею, он обращался не только к теоретической аргу­
ментации, но и к опыту русской истории — в частности, к приме­
ру Великого Новгорода, который, по его словам, "имел народное 
правление". "Народ в собрании своем на вече был истинный Госу­
дарь", — писал он. 

Возникновение в обществе государственной власти и законода­

тельства не отменяет действия естественных законов. Люди долж­
ны оставаться при этом, считал Радищев, — свободными и равны­
ми. "Но если все они, — отмечал мыслитель, — положили свободе 
своей предел и правило деяниям своим, то все равны от чрева ма­
терняя в природной свободе, равны должны быть и в ограничении 
оной. Следственно, и тут один другому не подвластен. Властитель 
первый в обществе есть закон; ибо он для всех один". В "Проекте 
для разделения уложения российского" Радищев указал по пунк­
там, в чем конкретно должна воплощаться свобода "народа или 
граждан вообще" в обществе, где существует государственная власть. 

"Права их, — пояснил он, — состоят в свободе: 1) мысли, 2) слова, 
3) деяния, 4) в защите самого себя, когда закон того сделать не в 
силах, 5) в праве собственности и 6) быть судимым себе равными". 

Идея права гражданина на защиту "самого себя, когда закон 

того сделать не в силах",

 была более подробно изложена в книге 

"Путешествие из Петербурга в Москву". "Если закон или не в си­

лах его заступить, или того не хочет, или власть его не может мгно­

венное в предстоящей беде дать вспомоществование, — писал здесь 
Радищев, — тогда пользуется гражданин природным правом за-
щищения, сохранности, благосостояния. Ибо гражданин, становяся 
гражданином, не перестает быть человеком, коего первая обязан­
ность, из сложения его происходящая, есть собственная сохранность, 
защита, благосостояние". 

Подобный принцип Радищев распространял и на отношение 

граждан к монарху. "Если мы уделяем закону часть наших прав и 
нашея природныя власти, — писал он, — то дабы оная употребля­
ема была в нашу пользу; о сем мы делаем с обществом

 безмолвный 

договор. Если он нарушен, то и мы освобождаемся от нашея

 обя­

занности.

 Неправосудие государя дает народу, его судии, то же и 

более над ним право, какое ему дает закон над преступниками". 
В этих словах Радищев фактически провозглашал

 право народа на 

восстание против монарха, не выполняющего своих обязанностей 
и творящего произвол по отношению к своим подданным. 

Радищев не употребляет в своих произведениях термина "ре­

волюция", однако народное возмущение, о котором он многократно 
упоминает, имеет ряд признаков того, что впоследствии стали име­
новать революцией. В качестве главных причин народного возму-