Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5635
Скачиваний: 125
Г Л А В А 1 8
Буржуазная
политическая и правовая идеология
в Западной Европе первой половины
XIX в.
§ 1. Введение
Французская революция открыла дорогу развитию капитализ
ма во Франции и ряде других стран континентальной Европы. К
этому же времени ощутимо проявляются результаты промышлен
ного переворота в Англии. Начальный период становления граж
данского общества принял форму первобытного капитализма и со
провождался бурными социально-экономическими процессами. Мас
совое разорение мелких собственников и развитие пролетариата, с
одной стороны, стремительное обогащение промышленной, торго
вой и финансовой буржуазии — с другой, происходило в обществе,
еще не имевшем ни систем социальной помощи, ни массовых и
влиятельных организаций рабочего класса (профсоюзов, партий).
По социально обездоленным слоям общества больно били экономи
ческие кризисы и безработица. Росло относительное и абсолютное
обнищание пролетариата. Его разрозненные выступления свирепо
подавлялись вооруженной силой.
Во всех странах Западной Европы сохранялись монархии с силь
ными феодальными пережитками; после учреждения контррево
люционного Священного союза (1815 г.) решающее влияние в поли
тике большинства стран Европы приобретает реакционное дворян
ство.
В своеобразных условиях первой половины XIX в. основным
направлением буржуазной политической мысли становится
либе
рализм.
Либерализм делал основной упор на защиту и обоснование
"гражданской свободы", понимаемой как свобода частной инициа
тивы, предпринимательства, договоров, свобода слова, совести, мне
ний и печати. Государство, согласно этой концепции, должно лишь
обеспечивать безопасность личности, частной собственности, охра
нять общество, основанное на "гражданской свободе", отнюдь не
ограничивая последней.
Гл. 18. Бурж. полит.-прав. идеология в Зап. Европе 1-й пол. XIX в. 365
Особенно настойчиво либерализм отстаивал невмешательство
государства в экономическую жизнь. В буржуазной политэкономии
того времени это выражалось известными формулами: "free trade"
(свободная торговля) в Англии; "laissez faire, laissez passer" (предо
ставьте свободу действий, не мешайте) во Франции.
§ 2. Либерализм во Франции. Бенжамен Констан
Великая французская революция (1789—1799 гг.), существен
ными вехами которюй были якобинский террор и коррупция Дирек
тории, военный деспотизм Наполеона I подвели мыслящих людей к
осознанию значимости гарантий индивидуальной свободы от про
извола государства с любой формой правления. Именно в это время
формируется учение политического либерализма Б. Констана, в
рамках которого он стремится обосновать принципы конституцион
ного государства, где свобода индивидов надежно ограждена от
произвола государства.
Бенжамен Анри Констан де Ребек
(1767—1830) родился в Ло
занне, куда семьи его будущих родителей эмигрировали из Фран
ции по религиозным причинам. Получил домашнее образование.
Окончил Эдинбургский университет (Шотландия), в котором сфор
мировались основы его представлений о свободе. Тема свободы бу
дет занимать особое место во многих его работах: "О действиях
террора", "О политических реакциях", "Об узурпации", "Принци
пы политики, пригодные для всякого правления", "О свободе древ
них сравнительно со свободой новых народов", "Курс конституци
онной политики" (1816—1820) и др.
Мировоззрение Констана сформировалось под воздействием
английской и французской культурных традиций. Он испытал силь
ное влияние идей А. Смита и доктрины британского конституци
онализма, идей французских мыслителей эпохи Реформации
(Ж. Воден, М. Монтень и др.) и эпохи Просвещения (Ш.-Л. Мон
тескье, Ж.-Ж. Руссо и др.).
В постреволюционную эпоху во Франции Констан предложил
иначе, чем Монтескье и Руссо, осмыслить феномен индивидуаль
ной свободы и решить проблему гарантий этой свободы.
В своих работах "Об узурпации" и "О свободе древних сравни
тельно со свободой новых народов" Констан вырабатывает новое
понятие свободы, которое уже соответствует запросам современно
го ему индустриального общества XIX в. До Констана многие пуб
лицисты, пишущие на тему свободы, ориентировались на опыт
античности. Констан же не идеализирует античную свободу, кото
рая сводилась к праву участия граждан в политической деятельно
сти: гражданин древних полисов мог гордиться своей личной при-
366
История политических и правовых учений
частностью к принятию важных государственных решений. Но фун
даментом той политической свободы было рабство. Констан доказы
вает неприемлемость такого понимания свободы для современных
народов. Политическая свобода жителей античных республик была
обусловлена и небольшими размерами их территорий: "В античных
республиках благодаря малости занимаемой ими территории каж
дый гражданин обретал в политическом отношении огромную лич
ную значимость. Осуществление гражданами своих прав составля
ло всеобщее занятие и, так сказать, развлечение. Люди состязались
друг с другом в сочинении законов, они выступали в роли судей,
решали вопросы войны и мира". Констан также указывает на факт
жесткой регламентации государством-полисом (за исключением
Афин) семейной и религиозной жизни греков. "Возможность изби
рать свою веру, возможность, которую мы рассматриваем как одно
из наших драгоценных прав, — замечает Констан, — показалась
бы в древности преступлением и святотатством".
Констан утверждал, что современные народы потеряли инте
рес к политической свободе. "Подлинная современная свобода" свя
зана отныне не с политической свободой — ценностью античной
политико-правовой культуры и ее приверженцев в XVIII в., а с
личной свободой — независимостью от произвола государства. По
литическая же свобода рассматривается Констаном лишь как га
рантия личной свободы.
Быть свободным — в понимании современных ему англичан,
французов или жителей Соединенных Штатов Америки — означа
ет обладать следующими правами: "Это право каждого подчинять
ся одним только законам, не быть подвергнутым ни дурному обра
щению, ни аресту, ни заключению, ни смертной казни вследствие
произвола одного или нескольких индивидов.
Это право каждого высказывать свое мнение, выбирать себе
дело и заниматься им; распоряжаться своей собственностью, даже
злоупотребляя ею; не испрашивать разрешения для своих пере
движений и не отчитываться ни перед кем в мотивах своих поступ
ков. Это право каждого объединяться с другими индивидами либо
для обсуждения своих интересов, либо для отправления культа,
избранного им и его единомышленниками, либо просто для того,
чтобы заполнить свои часы соответственно своим наклонностям и
фантазиям.
Наконец, это право каждого влиять на осуществление правле
ния либо путем назначения всех или некоторых чиновников, либо
посредством представительства, петиций, запросов, которые власть
в той или иной мере принуждена учитывать".
Свое понимание свободы Констан противопоставляет понима
нию свободы Монтескье и Руссо.
Гл. 18. Бурж. полит.-прав. идеология в Зап. Европе 1-й пол. XIX в. 367
Констан не соглашается с определением свободы Монтескье:
"Свобода — право делать все, что дозволено законом". По мнению
Констана, законы могут включать в себя столько запретов, что со
всем не будет свободы (пример этого — деспотизм Конвента, кото
рый был установлен при помощи законов). Констан считал, что
Монтескье смешал два понятия: свободу и гарантию этой свободы.
Для Констана, так же как и для Монтескье, закон — это гарантия
личной свободы, но, в отличие от Монтескье, закон не представля
ется абсолютной ценностью. Закон должен исходить из легитимного
источника и иметь справедливые границы. Только такому закону
следует подчиняться. Следовательно, обязанность индивида подчи
няться закону — это обязанность относительная. "Подчинение за
кону — это обязанность, но, как и всякая другая обязанность, она
не является абсолютной, — она относительна; она основывается на
предположении, что закон исходит из легитимного источника и имеет
справедливые границы", — утверждает Констан.
К числу законов, содержание которых выходит за справедли
вые границы, Констан относит законы, которые устанавливают об
ратную силу, и законы, которые противоречат морали (побуждают
граждан доносить друг на друга; запрещают "укрывать изгнанни
ков"; делают граждан ответственными не за собственные действия,
привлекая к ответственности отцов детей-дезертиров или родите
лей детей-эмигрантов).
Констан не согласен с Руссо, который вменял заботу о свободе
индивида в обязанность коллективной воле, которая не может оши
баться. Для Констана существует часть человеческой жизни вне
правомочий любой государственной власти. "Есть то, что не может
быть санкционировано ничем. И если какая-либо власть все же
санкционирует это..., то будь она хоть всей нацией за вычетом
одного подавляемого ею, власть эта не станет оттого менее безза
конной. Руссо этого не понял", — вот позиция Констана по данному
вопросу. Констан считал, что народ, который может все, опасен для
индивидуальной свободы так же, как и тиран.
Отвергая представления о свободе Монтескье и Руссо, Констан
дает свое определение общего понятия свободы: "Свобода есть только
то, что индивиды имеют право делать, и то, чему общество не имеет
права помешать".
Гарантиями индивидуальной свободы для Констана выступают
ограничение государственной власти через ее разделение, а также
сила общественного мнения. В своем "Курсе конституционной по
литики" Констан обосновал необходимость создания шести консти
туционных властей: королевской, исполнительной, постоянной пред
ставительной (палата пэров), выборной представительной власти
(нижняя палата), судебной, муниципальной.
368
История политических и правовых учений
Королевская власть рассматривается Констаном как власть ней
тральная и уравнивающая (le pouvoir modevoteur), способная раз
решать конфликты между законодательной, исполнительной и су
дебной ветвями власти. Отсутствие королевской власти для Кон-
стана — порок почти всех существующих конституций. "Королев
ская власть есть, в некотором роде, судебная власть над другими
властями", — писал Констан. Королевская власть должна иметь
ряд исключительных полномочий: смещение и назначение мини
стров; право абсолютного вето (для обеспечения достоинства мо
нарха); роспуск нижней палаты и назначение новых выборов; на
значение членов наследственной палаты, назначение судей, право
помилования.
Исполнительная власть осуществляется министрами, ответствен
ными перед парламентом. Министры от своего имени предлагают
проекты законов. Судом для министров служит палата пэров.
Выборная представительная власть формируется на основе
высокого имущественного ценза. "Одна лишь собственность обеспе
чивает досуг; только собственность делает человека способным к
пользованию политическими правами", — полагает Констан. Дея
тельность депутатов не оплачивается. Когда заработная плата свя
зана с функциями представительства, тогда она становится, со
гласно Констану, главным объектом внимания этого представитель
ства.
Постоянная представительная власть (палата пэров) рассмат
ривается Констаном по образцу английской палаты лордов. И в
этом сходство Констана с Монтескье, еще ранее выступавшим сто
ронником создания наследственной палаты во Франции.
Судебная власть — это власть, независимая от других властей.
Этого можно добиться, по Констану, если судьи будут назначаться
королем пожизненно и будут несменяемы. Народу, у которого нет
независимой судебной власти, живется хуже, чем бедуину в пусты
не, — утверждал Констан. Он — сторонник суда присяжных и
противник создания каких-либо чрезвычайных судов.
Обоснование Констаном муниципальной власти, призванной
решать вопросы местного управления, построено на приеме анало
гии: поскольку индивид имеет свободу сам заботиться о своих эконо
мических и социальных интересах, постольку и общине, и городу, и
департаменту также необходима полная самостоятельность в вопро
сах местного бюджета, торговли, обеспечения безопасности граждан.
Констан осмыслил проблему свободы в послереволюционную
эпоху во Франции, предложив определение свободы нового типа.
Различение личной свободы и свободы политической, предложен
ное Констаном, лежит в основе современных классификаций прав и
свобод человека.