Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5635

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Г Л А В А  1 8 

Буржуазная 

политическая и правовая идеология 

в Западной Европе первой половины 

XIX в. 

§ 1. Введение 

Французская революция открыла дорогу развитию капитализ­

ма во Франции и ряде других стран континентальной Европы. К 
этому же времени ощутимо проявляются результаты промышлен­
ного переворота в Англии. Начальный период становления граж­

данского общества принял форму первобытного капитализма и со­
провождался бурными социально-экономическими процессами. Мас­
совое разорение мелких собственников и развитие пролетариата, с 
одной стороны, стремительное обогащение промышленной, торго­
вой и финансовой буржуазии — с другой, происходило в обществе, 
еще не имевшем ни систем социальной помощи, ни массовых и 
влиятельных организаций рабочего класса (профсоюзов, партий). 
По социально обездоленным слоям общества больно били экономи­
ческие кризисы и безработица. Росло относительное и абсолютное 
обнищание пролетариата. Его разрозненные выступления свирепо 
подавлялись вооруженной силой. 

Во всех странах Западной Европы сохранялись монархии с силь­

ными феодальными пережитками; после учреждения контррево­
люционного Священного союза (1815 г.) решающее влияние в поли­
тике большинства стран Европы приобретает реакционное дворян­
ство. 

В своеобразных условиях первой половины XIX в. основным 

направлением буржуазной политической мысли становится

 либе­

рализм.

 Либерализм делал основной упор на защиту и обоснование 

"гражданской свободы", понимаемой как свобода частной инициа­

тивы, предпринимательства, договоров, свобода слова, совести, мне­
ний и печати. Государство, согласно этой концепции, должно лишь 
обеспечивать безопасность личности, частной собственности, охра­
нять общество, основанное на "гражданской свободе", отнюдь не 
ограничивая последней. 


background image

Гл. 18. Бурж. полит.-прав. идеология в Зап. Европе 1-й пол. XIX в. 365 

Особенно настойчиво либерализм отстаивал невмешательство 

государства в экономическую жизнь. В буржуазной политэкономии 
того времени это выражалось известными формулами: "free trade" 
(свободная торговля) в Англии; "laissez faire, laissez passer" (предо­
ставьте свободу действий, не мешайте) во Франции. 

§ 2. Либерализм во Франции. Бенжамен Констан 

Великая французская революция (1789—1799 гг.), существен­

ными вехами которюй были якобинский террор и коррупция Дирек­
тории, военный деспотизм Наполеона I подвели мыслящих людей к 
осознанию значимости гарантий индивидуальной свободы от про­
извола государства с любой формой правления. Именно в это время 
формируется учение политического либерализма Б. Констана, в 
рамках которого он стремится обосновать принципы конституцион­
ного государства, где свобода индивидов надежно ограждена от 
произвола государства. 

Бенжамен Анри Констан де Ребек

 (1767—1830) родился в Ло­

занне, куда семьи его будущих родителей эмигрировали из Фран­
ции по религиозным причинам. Получил домашнее образование. 
Окончил Эдинбургский университет (Шотландия), в котором сфор­
мировались основы его представлений о свободе. Тема свободы бу­
дет занимать особое место во многих его работах: "О действиях 
террора", "О политических реакциях", "Об узурпации", "Принци­
пы политики, пригодные для всякого правления", "О свободе древ­
них сравнительно со свободой новых народов", "Курс конституци­
онной политики" (1816—1820) и др. 

Мировоззрение Констана сформировалось под воздействием 

английской и французской культурных традиций. Он испытал силь­

ное влияние идей А. Смита и доктрины британского конституци­

онализма, идей французских мыслителей эпохи Реформации 
(Ж. Воден, М. Монтень и др.) и эпохи Просвещения (Ш.-Л. Мон­
тескье, Ж.-Ж. Руссо и др.). 

В постреволюционную эпоху во Франции Констан предложил 

иначе, чем Монтескье и Руссо, осмыслить феномен индивидуаль­
ной свободы и решить проблему гарантий этой свободы. 

В своих работах "Об узурпации" и "О свободе древних сравни­

тельно со свободой новых народов" Констан вырабатывает новое 
понятие свободы, которое уже соответствует запросам современно­
го ему индустриального общества XIX в. До Констана многие пуб­
лицисты, пишущие на тему свободы, ориентировались на опыт 
античности. Констан же не идеализирует античную свободу, кото­
рая сводилась к праву участия граждан в политической деятельно­
сти: гражданин древних полисов мог гордиться своей личной при-


background image

366 

История политических и правовых учений 

частностью к принятию важных государственных решений. Но фун­
даментом той политической свободы было рабство. Констан доказы­
вает неприемлемость такого понимания свободы для современных 
народов. Политическая свобода жителей античных республик была 
обусловлена и небольшими размерами их территорий: "В античных 
республиках благодаря малости занимаемой ими территории каж­
дый гражданин обретал в политическом отношении огромную лич­
ную значимость. Осуществление гражданами своих прав составля­
ло всеобщее занятие и, так сказать, развлечение. Люди состязались 
друг с другом в сочинении законов, они выступали в роли судей, 
решали вопросы войны и мира". Констан также указывает на факт 
жесткой регламентации государством-полисом (за исключением 
Афин) семейной и религиозной жизни греков. "Возможность изби­
рать свою веру, возможность, которую мы рассматриваем как одно 
из наших драгоценных прав, — замечает Констан, — показалась 
бы в древности преступлением и святотатством". 

Констан утверждал, что современные народы потеряли инте­

рес к политической свободе. "Подлинная современная свобода" свя­
зана отныне не с политической свободой — ценностью античной 
политико-правовой культуры и ее приверженцев в XVIII в., а с 
личной свободой — независимостью от произвола государства. По­
литическая же свобода рассматривается Констаном лишь как га­
рантия личной свободы. 

Быть свободным — в понимании современных ему англичан, 

французов или жителей Соединенных Штатов Америки — означа­
ет обладать следующими правами: "Это право каждого подчинять­
ся одним только законам, не быть подвергнутым ни дурному обра­
щению, ни аресту, ни заключению, ни смертной казни вследствие 
произвола одного или нескольких индивидов. 

Это право каждого высказывать свое мнение, выбирать себе 

дело и заниматься им; распоряжаться своей собственностью, даже 
злоупотребляя ею; не испрашивать разрешения для своих пере­
движений и не отчитываться ни перед кем в мотивах своих поступ­
ков. Это право каждого объединяться с другими индивидами либо 
для обсуждения своих интересов, либо для отправления культа, 
избранного им и его единомышленниками, либо просто для того, 
чтобы заполнить свои часы соответственно своим наклонностям и 
фантазиям. 

Наконец, это право каждого влиять на осуществление правле­

ния либо путем назначения всех или некоторых чиновников, либо 
посредством представительства, петиций, запросов, которые власть 
в той или иной мере принуждена учитывать". 

Свое понимание свободы Констан противопоставляет понима­

нию свободы Монтескье и Руссо. 


background image

Гл. 18. Бурж. полит.-прав. идеология в Зап. Европе 1-й пол. XIX в. 367 

Констан не соглашается с определением свободы Монтескье: 

"Свобода — право делать все, что дозволено законом". По мнению 
Констана, законы могут включать в себя столько запретов, что со­

всем не будет свободы (пример этого — деспотизм Конвента, кото­
рый был установлен при помощи законов). Констан считал, что 
Монтескье смешал два понятия: свободу и гарантию этой свободы. 
Для Констана, так же как и для Монтескье, закон — это гарантия 
личной свободы, но, в отличие от Монтескье, закон не представля­
ется абсолютной ценностью. Закон должен исходить из легитимного 
источника и иметь справедливые границы. Только такому закону 
следует подчиняться. Следовательно, обязанность индивида подчи­
няться закону — это обязанность относительная. "Подчинение за­
кону — это обязанность, но, как и всякая другая обязанность, она 
не является абсолютной, — она относительна; она основывается на 
предположении, что закон исходит из легитимного источника и имеет 
справедливые границы", — утверждает Констан. 

К числу законов, содержание которых выходит за справедли­

вые границы, Констан относит законы, которые устанавливают об­
ратную силу, и законы, которые противоречат морали (побуждают 
граждан доносить друг на друга; запрещают "укрывать изгнанни­
ков"; делают граждан ответственными не за собственные действия, 
привлекая к ответственности отцов детей-дезертиров или родите­
лей детей-эмигрантов). 

Констан не согласен с Руссо, который вменял заботу о свободе 

индивида в обязанность коллективной воле, которая не может оши­
баться. Для Констана существует часть человеческой жизни вне 
правомочий любой государственной власти. "Есть то, что не может 
быть санкционировано ничем. И если какая-либо власть все же 
санкционирует это..., то будь она хоть всей нацией за вычетом 
одного подавляемого ею, власть эта не станет оттого менее безза­

конной. Руссо этого не понял", — вот позиция Констана по данному 
вопросу. Констан считал, что народ, который может все, опасен для 
индивидуальной свободы так же, как и тиран. 

Отвергая представления о свободе Монтескье и Руссо, Констан 

дает свое определение общего понятия свободы: "Свобода есть только 
то, что индивиды имеют право делать, и то, чему общество не имеет 
права помешать". 

Гарантиями индивидуальной свободы для Констана выступают 

ограничение государственной власти через ее разделение, а также 
сила общественного мнения. В своем "Курсе конституционной по­
литики" Констан обосновал необходимость создания шести консти­
туционных властей: королевской, исполнительной, постоянной пред­
ставительной (палата пэров), выборной представительной власти 

(нижняя палата), судебной, муниципальной. 


background image

368 

История политических и правовых учений 

Королевская власть рассматривается Констаном как власть ней­

тральная и уравнивающая (le pouvoir modevoteur), способная раз­
решать конфликты между законодательной, исполнительной и су­
дебной ветвями власти. Отсутствие королевской власти для Кон-
стана — порок почти всех существующих конституций. "Королев­
ская власть есть, в некотором роде, судебная власть над другими 
властями", — писал Констан. Королевская власть должна иметь 
ряд исключительных полномочий: смещение и назначение мини­
стров; право абсолютного вето (для обеспечения достоинства мо­
нарха); роспуск нижней палаты и назначение новых выборов; на­
значение членов наследственной палаты, назначение судей, право 
помилования. 

Исполнительная власть осуществляется министрами, ответствен­

ными перед парламентом. Министры от своего имени предлагают 
проекты законов. Судом для министров служит палата пэров. 

Выборная представительная власть формируется на основе 

высокого имущественного ценза. "Одна лишь собственность обеспе­
чивает досуг; только собственность делает человека способным к 
пользованию политическими правами", — полагает Констан. Дея­
тельность депутатов не оплачивается. Когда заработная плата свя­
зана с функциями представительства, тогда она становится, со­
гласно Констану, главным объектом внимания этого представитель­
ства. 

Постоянная представительная власть (палата пэров) рассмат­

ривается Констаном по образцу английской палаты лордов. И в 
этом сходство Констана с Монтескье, еще ранее выступавшим сто­
ронником создания наследственной палаты во Франции. 

Судебная власть — это власть, независимая от других властей. 

Этого можно добиться, по Констану, если судьи будут назначаться 
королем пожизненно и будут несменяемы. Народу, у которого нет 
независимой судебной власти, живется хуже, чем бедуину в пусты­
не, — утверждал Констан. Он — сторонник суда присяжных и 
противник создания каких-либо чрезвычайных судов. 

Обоснование Констаном муниципальной власти, призванной 

решать вопросы местного управления, построено на приеме анало­
гии: поскольку индивид имеет свободу сам заботиться о своих эконо­
мических и социальных интересах, постольку и общине, и городу, и 

департаменту также необходима полная самостоятельность в вопро­
сах местного бюджета, торговли, обеспечения безопасности граждан. 

Констан осмыслил проблему свободы в послереволюционную 

эпоху во Франции, предложив определение свободы нового типа. 
Различение личной свободы и свободы политической, предложен­
ное Констаном, лежит в основе современных классификаций прав и 
свобод человека.