Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5820

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Гл. 20. Политико-правовые учения в России 1-й половины XIX в. 399 

Нарастающие противоречия феодального строя в России отра­

жались в противостоянии и столкновениях либеральной и охрани­
тельной (консервативной) идеологий. Наиболее яркими проявлени­
ями назревшего кризиса крепостничества и самодержавия были 
возникновение тайных обществ и выступление декабристов. 

§ 2. Либерализм в России. 

Проекты государственных преобразований 

М. М. Сперанского 

Александр I, вступивший на престол в результате убийства 

Павла I, в начале своего царствования обещал управлять народом 
"по законам и по сердцу своей премудрой бабки". Основной заботой 
правительства провозглашалась подготовка коренных (основных) 
законов для уничтожения "произвола правления". В обсуждение 
проектов реформ были вовлечены придворные вельможи. Обсуж­
дались относительно мелкие вопросы и разрозненные реформы не­
которых государственных учреждений, пока в окружение импера­
тора не попал талантливый мыслитель и государственный деятель 

Михаил Михайлович

 Сперанский (1772—1839). 

По заданию Александра I Сперанский подготовил ряд проектов 

усовершенствования государственного строя империи, по существу, 
проектов российской конституции. Часть проектов написана в 1802— 

1804 гг.; в 1809 г. подготовлены обширные "Введение к уложению 

государственных законов", "Проект уложения государственных за­
конов Российской империи" и связанные с ними записки и проекты. 

Проекты Сперанского опираются на глубокое теоретическое обо­

снование. 

В его записках и проектах (1802—1803 гг.) подчеркивается, что 

любое государство основано на общей воле народа и передаче им 
правительству известного количества сил. Из физических сил на­
рода составляется войско, из народных богатств — деньги, из ува­
жения — почести. Если правительство распорядится этими силами 
неправильно, то чрезмерное войско создаст лишь минутный при­
знак вооружения, но обессилит и расслабит государство, выпуск 
денег в большем количестве, чем позволяет народный труд, создаст 
мнимую монету (т. е. породит инфляцию), обильное расточение по­
честей — неуважаемые чины и ложные отличия. "Таким образом, 
могут быть в государстве войска без силы, деньги без богатства и 
почести без уважения". 

Целью любого государства, писал Сперанский, является обес­

печение безопасности личности, собственности и чести каждого. По­
началу существовали лишь деспотические правительства, воле и 


background image

400 

История политических и правовых учений 

усмотрению которых народ предоставил правила достижения этой 
цели. Затем предпринимались попытки народа принять коренные 
законы, ставящие пределы самодержавной воле. Собрание этих ко­
ренных законов называется "конституция". Однако конституция 
останется пустой теорией, если у законодательной власти не будет 
сил заставить исполнительную власть подчиняться конституции. 
Суть дела в том, полагал Сперанский, что любое правительство 
стремится к самовластию и для достижения этой цели ослабляет 
народ, делит его на борющиеся между собой классы по принципу 

"разделяй и властвуй". В этих условиях тщетно писать конститу­

ции, не обеспечив их выполнение действительной государственной 
силой. 

Сперанский различает "внешний образ правления" (постанов­

ления, грамоты, учреждения, уставы об устройстве государства) и 
"внутренний образ правления", который определяется им как "рас­
положение государственных сил". 

Дело не в том, писал мыслитель, как государство называется, 

какие законы и постановления провозглашает — все это относится 
к "внешнему образу правления". Главное, утверждал Сперанский, 
в том, ограничено ли самовластие правительства или, наоборот, 
правительство является деспотическим: "Сила правительства ог­
раничивается равновесием сил народных. В сем состоит внутрен­
ний образ правления". 

Рассуждение, что

 сила

 правительства может быть ограничена 

волей

 народа, Сперанский отвергает: "Это бы значило хотеть про­

странство измерить весом". 

Действительная конституция страны существует не на бумаге 

("внешний образ правления"), а в реальном ("вещественном") распре­
делении сил государства на все состояния народа, подчеркивал он. 

Исходя из изложенного Сперанский дает очень резкую харак­

теристику современному ему общественному и государственному 
строю России. Этот строй основан на зависимости крестьян от по­
мещиков, а дворян — от государя. "Я нахожу в России два состоя­
ния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются 
свободными только в отношении ко вторым, действительно же сво­
бодных людей в России нет, кроме нищих и философов", — писал 
Сперанский. 

Из радикальных теоретических предпосылок Сперанский де­

лал относительно умеренные практические выводы. Он пишет о 
трудности основания "монархического правления" в стране, где 
половина населения находится в рабстве, а это рабство связано и с 
политическим устройством, и с воинской системой страны. 

В России много земель и малочислен народ— быстрое осво­

бождение крестьян может побудить их "обратиться к некоторому 


background image

Гл. 20. Политико-правовые учения в России 1-й половины XIX в. 401 

роду кочевой жизни", что пагубно и для них, и для государственной 
экономики, считал Сперанский. Поэтому отмену крепостничества 
он предлагал провести в две эпохи. В первую эпоху намечалось 
определить законом крестьянские повинности, урегулировать отно­
шения крестьян и помещиков так, что крестьяне "из личной крепости 
помещиков перейдут в крепость земле". "Во второй эпохе, которая, 
конечно, не может быть близка и должна быть приготовлена многи­
ми частными распоряжениями, возвратится крестьянам и древнее 
их право свободного перехода от одного помещика к другому..." 

Гораздо радикальнее записки и проекты Сперанского 1809 г. В 

них много ссылок на примеры истории, на политическую практику 
Англии, Франции и других европейских стран, а также "Соединен­
ных Американских областей" (т. е. США). 

"Все политические превращения, в Европе бывшие, — писал 

Сперанский, — представляют нам непрерывную, так сказать, борь­
бу системы республик с системою феодальною. По мере того, как 
государства просвещались, первая приходила в силу, а вторая — в 
изнеможение". 

Время, просвещение и промышленность, согласно Сперанскому, 

ведут к новому порядку вещей, к достижению политической свобо­
ды. Наметился переход от феодального правления к республикан­
скому. 

Первой на этот путь вступила Англия, за ней — Швейцария, 

Голландия, Швеция, Венгрия, Соединенные Американские области 
и, наконец, Франция. "В общем движении человеческого разума, — 
писал Сперанский, — государство наше стоит ныне во второй эпохе 

феодальной системы, т. е. в эпохе самодержавия, и, без сомнения, 
имеет прямое направление к свободе". 

Проекты реформ и записки Сперанского не лишены предосте­

регающих (угрожающих) рассуждений: "Никакое правительство, с 
духом времени не сообразное, против всемогущего его действия 
устоять не может", "Нет в истории примера, чтобы народ просвещен­
ный и коммерческий мог долго в рабстве оставаться". Эти суждения 

(в записках и проектах, адресованных императору) носят, разуме­

ется, не революционный, а либерально-реформистский характер в 
духе И. Канта

1

, возлагавшего вину за кровавые революции на ту­

пость правительств, медлящих с проведением назревших реформ. 

В проектах и записках, представленных Александру I, утвер­

ждалось, что конституция упорядочивает осуществление государ­
ственной власти, но не ограничивает власти императора: Импера-

1

 Де Местр, встретившийся со Сперанским в Петербурге, характери­

зовал его в своих "Петербургских письмах" как последователя и "великого 

обожателя" Канта, 


background image

402 

История политических и правовых учений 

тор, по определению Сперанского, есть верховный законодатель, 
верховный охранитель правосудия, "верховное начало силы испол­
нительной" и глава церкви. 

Вместе с тем предлагаемые Сперанским реформы должны были 

существенно изменить общественно-политический строй России. 

Во-первых, цель реформ состояла в том, чтобы обеспечить пра­

ва и свободы россиян. Сперанский различал права гражданские и 
права политические. Те и другие представляют собой "силы госу­
дарственные", остающиеся в распоряжении подданных. Одними 
правами они пользуются индивидуально ("каждый особенно") — 
это права гражданские, определяющие степень свободы лица и иму­
щества. Другими правами подданные пользуются коллективно — 
это права политические, определяющие степень их участия в госу­
дарственной власти. 

"Права гражданские, т. е. безопасность лица и имущества, суть 

первое неотъемлемое достояние всякого человека, входящего в об­
щество. Противно природе человека предполагать, чтоб кто-либо 
согласился жить в таком обществе, где ни жизнь, ни имущество его 
ничем не обеспечены". Эти права (гражданскую свободу) в России 
имеют все "люди свободного состояния". 

Что касается крепостных, помещичьих крестьян, то они, под­

черкивал Сперанский, не имеют ни политической, ни гражданской 
свободы. Он повторял, что рабство в России должно быть уничто­

жено посредством мер постепенных, но действенных. Пока это не 
произошло, дворянство как класс образованный, знающий законы и 
способный к управлению, должно иметь особенное гражданское право 

"приобретать недвижимую собственность населенную, но управ­

лять ею не иначе, как по закону". 

Политические права, по мысли Сперанского, рассматриваются 

лишь как гарантии соблюдения правительством гражданских прав. 
К политическим правам Сперанский относил "участие в силах го­
сударственных: законодательной, судной и исполнительной". Эти­
ми правами в связи с созданием представительных учреждений 
могут быть наделены лишь собственники. 

В результате проведения реформ, полагал Сперанский, народ 

российский разделится на три класса. 

Дворянство

 будет иметь все общие (гражданские) права, а по­

литические права — на основании собственности. Сверх того, оно 
будет иметь особенное право приобретать населенные земли и свобо­
ду от личных повинностей (но обязано пройти гражданскую или 
военную службу не менее 10 лет; при уклонении от службы потом­
ственное дворянство теряется). 

Среднее состояние

 обладает всеми общими гражданскими пра­

вами, а политическими — в соответствии с собственностью. "Сред-


background image

Гл. 20. Политико-правовые учения в России 1-й половины XIX в. 403 

нее состояние составляется из купцов, мещан и ремесленников, 
однодворцев и всех поселян, имеющих недвижимую собственность 
в известном количестве". 

Третий класс (сословие, состояние) —

 народ рабочий.

 "Народ 

рабочий имеет общие права гражданские, но не имеет прав полити­
ческих... К классу рабочего народа причисляются все поместные 
крестьяне, мастеровые, их работники и домашние слуги". 

Эти сословия (состояния, классы) не должны быть замкнуты и 

разобщены, личное дворянство (приобретаемое службой) связыва­
ет второе сословие с первым, а возможность приобретения недви­
жимой собственности — третье со вторым. 

Во-вторых, проектами 1809 г. предусматривалось существенное 

преобразование правовой системы Российской империи. Обстоя­
тельно развивая мысли о соотношении законов и других правовых 
актов, высказанные еще в проектах 1802—1803 гг., Сперанский оп­
ределяет законы как "те постановления, коими вводится какая-
либо перемена в отношениях сил государственных или в отноше­
ниях частных людей между собой". Коренные государственные за­
коны составляют конституцию, образ правления, внутреннее поли­
тическое бытие государства. Сперанский даже пишет: "Коренные 
государства законы должны быть творением народа; коренные го­
сударства законы полагают пределы самодержавной воле". Однако 
в России конституцию предполагалось принять по воле императо­
ра, которой, по идее, не ставились конституционные ограничения. 

Будущей законодательной власти России Сперанский предла­

гал принять Уложение государственное и законы органические, Уло­
жения гражданское, уголовное, коммерческое, сельское, Устав су­
дебный, постановления о налогах и повинностях и некоторые дру­
гие законы, уставы, разъяснения и дополнения к ним. Все другие 
акты, регулирующие порядок исполнения законов и относящиеся к 
меняющимся действиям и происшествиям, должны строго соответ­
ствовать законам. Таким способом намечалось "правление, доселе 
самодержавное, поставить и учредить на неизменном законе". 

В-третьих, предполагалось провести упорядочение и разделе­

ние властей, подчиненных державной власти императора. 

Для составления законов и "взыскания отчета о всех уставах и 

учреждениях", согласно проектам Сперанского, следовало образо­
вать в России Государственную думу. Она собирается в сентябре и 
заседает до решения предложенных ей дел. Созыв Государственной 
думы может быть отсрочен до следующего года актом императора в 
Государственном совете, ее состав может быть изменен таким же 
актом. Закон, отвергнутый большинством голосов Думы, оставляет­
ся без действия (единственная ситуация, когда воля Думы может 
противостоять воле императора).