Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5820
Скачиваний: 125
Гл. 20. Политико-правовые учения в России 1-й половины XIX в. 399
Нарастающие противоречия феодального строя в России отра
жались в противостоянии и столкновениях либеральной и охрани
тельной (консервативной) идеологий. Наиболее яркими проявлени
ями назревшего кризиса крепостничества и самодержавия были
возникновение тайных обществ и выступление декабристов.
§ 2. Либерализм в России.
Проекты государственных преобразований
М. М. Сперанского
Александр I, вступивший на престол в результате убийства
Павла I, в начале своего царствования обещал управлять народом
"по законам и по сердцу своей премудрой бабки". Основной заботой
правительства провозглашалась подготовка коренных (основных)
законов для уничтожения "произвола правления". В обсуждение
проектов реформ были вовлечены придворные вельможи. Обсуж
дались относительно мелкие вопросы и разрозненные реформы не
которых государственных учреждений, пока в окружение импера
тора не попал талантливый мыслитель и государственный деятель
Михаил Михайлович
Сперанский (1772—1839).
По заданию Александра I Сперанский подготовил ряд проектов
усовершенствования государственного строя империи, по существу,
проектов российской конституции. Часть проектов написана в 1802—
1804 гг.; в 1809 г. подготовлены обширные "Введение к уложению
государственных законов", "Проект уложения государственных за
конов Российской империи" и связанные с ними записки и проекты.
Проекты Сперанского опираются на глубокое теоретическое обо
снование.
В его записках и проектах (1802—1803 гг.) подчеркивается, что
любое государство основано на общей воле народа и передаче им
правительству известного количества сил. Из физических сил на
рода составляется войско, из народных богатств — деньги, из ува
жения — почести. Если правительство распорядится этими силами
неправильно, то чрезмерное войско создаст лишь минутный при
знак вооружения, но обессилит и расслабит государство, выпуск
денег в большем количестве, чем позволяет народный труд, создаст
мнимую монету (т. е. породит инфляцию), обильное расточение по
честей — неуважаемые чины и ложные отличия. "Таким образом,
могут быть в государстве войска без силы, деньги без богатства и
почести без уважения".
Целью любого государства, писал Сперанский, является обес
печение безопасности личности, собственности и чести каждого. По
началу существовали лишь деспотические правительства, воле и
400
История политических и правовых учений
усмотрению которых народ предоставил правила достижения этой
цели. Затем предпринимались попытки народа принять коренные
законы, ставящие пределы самодержавной воле. Собрание этих ко
ренных законов называется "конституция". Однако конституция
останется пустой теорией, если у законодательной власти не будет
сил заставить исполнительную власть подчиняться конституции.
Суть дела в том, полагал Сперанский, что любое правительство
стремится к самовластию и для достижения этой цели ослабляет
народ, делит его на борющиеся между собой классы по принципу
"разделяй и властвуй". В этих условиях тщетно писать конститу
ции, не обеспечив их выполнение действительной государственной
силой.
Сперанский различает "внешний образ правления" (постанов
ления, грамоты, учреждения, уставы об устройстве государства) и
"внутренний образ правления", который определяется им как "рас
положение государственных сил".
Дело не в том, писал мыслитель, как государство называется,
какие законы и постановления провозглашает — все это относится
к "внешнему образу правления". Главное, утверждал Сперанский,
в том, ограничено ли самовластие правительства или, наоборот,
правительство является деспотическим: "Сила правительства ог
раничивается равновесием сил народных. В сем состоит внутрен
ний образ правления".
Рассуждение, что
сила
правительства может быть ограничена
волей
народа, Сперанский отвергает: "Это бы значило хотеть про
странство измерить весом".
Действительная конституция страны существует не на бумаге
("внешний образ правления"), а в реальном ("вещественном") распре
делении сил государства на все состояния народа, подчеркивал он.
Исходя из изложенного Сперанский дает очень резкую харак
теристику современному ему общественному и государственному
строю России. Этот строй основан на зависимости крестьян от по
мещиков, а дворян — от государя. "Я нахожу в России два состоя
ния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются
свободными только в отношении ко вторым, действительно же сво
бодных людей в России нет, кроме нищих и философов", — писал
Сперанский.
Из радикальных теоретических предпосылок Сперанский де
лал относительно умеренные практические выводы. Он пишет о
трудности основания "монархического правления" в стране, где
половина населения находится в рабстве, а это рабство связано и с
политическим устройством, и с воинской системой страны.
В России много земель и малочислен народ— быстрое осво
бождение крестьян может побудить их "обратиться к некоторому
Гл. 20. Политико-правовые учения в России 1-й половины XIX в. 401
роду кочевой жизни", что пагубно и для них, и для государственной
экономики, считал Сперанский. Поэтому отмену крепостничества
он предлагал провести в две эпохи. В первую эпоху намечалось
определить законом крестьянские повинности, урегулировать отно
шения крестьян и помещиков так, что крестьяне "из личной крепости
помещиков перейдут в крепость земле". "Во второй эпохе, которая,
конечно, не может быть близка и должна быть приготовлена многи
ми частными распоряжениями, возвратится крестьянам и древнее
их право свободного перехода от одного помещика к другому..."
Гораздо радикальнее записки и проекты Сперанского 1809 г. В
них много ссылок на примеры истории, на политическую практику
Англии, Франции и других европейских стран, а также "Соединен
ных Американских областей" (т. е. США).
"Все политические превращения, в Европе бывшие, — писал
Сперанский, — представляют нам непрерывную, так сказать, борь
бу системы республик с системою феодальною. По мере того, как
государства просвещались, первая приходила в силу, а вторая — в
изнеможение".
Время, просвещение и промышленность, согласно Сперанскому,
ведут к новому порядку вещей, к достижению политической свобо
ды. Наметился переход от феодального правления к республикан
скому.
Первой на этот путь вступила Англия, за ней — Швейцария,
Голландия, Швеция, Венгрия, Соединенные Американские области
и, наконец, Франция. "В общем движении человеческого разума, —
писал Сперанский, — государство наше стоит ныне во второй эпохе
феодальной системы, т. е. в эпохе самодержавия, и, без сомнения,
имеет прямое направление к свободе".
Проекты реформ и записки Сперанского не лишены предосте
регающих (угрожающих) рассуждений: "Никакое правительство, с
духом времени не сообразное, против всемогущего его действия
устоять не может", "Нет в истории примера, чтобы народ просвещен
ный и коммерческий мог долго в рабстве оставаться". Эти суждения
(в записках и проектах, адресованных императору) носят, разуме
ется, не революционный, а либерально-реформистский характер в
духе И. Канта
1
, возлагавшего вину за кровавые революции на ту
пость правительств, медлящих с проведением назревших реформ.
В проектах и записках, представленных Александру I, утвер
ждалось, что конституция упорядочивает осуществление государ
ственной власти, но не ограничивает власти императора: Импера-
1
Де Местр, встретившийся со Сперанским в Петербурге, характери
зовал его в своих "Петербургских письмах" как последователя и "великого
обожателя" Канта,
402
История политических и правовых учений
тор, по определению Сперанского, есть верховный законодатель,
верховный охранитель правосудия, "верховное начало силы испол
нительной" и глава церкви.
Вместе с тем предлагаемые Сперанским реформы должны были
существенно изменить общественно-политический строй России.
Во-первых, цель реформ состояла в том, чтобы обеспечить пра
ва и свободы россиян. Сперанский различал права гражданские и
права политические. Те и другие представляют собой "силы госу
дарственные", остающиеся в распоряжении подданных. Одними
правами они пользуются индивидуально ("каждый особенно") —
это права гражданские, определяющие степень свободы лица и иму
щества. Другими правами подданные пользуются коллективно —
это права политические, определяющие степень их участия в госу
дарственной власти.
"Права гражданские, т. е. безопасность лица и имущества, суть
первое неотъемлемое достояние всякого человека, входящего в об
щество. Противно природе человека предполагать, чтоб кто-либо
согласился жить в таком обществе, где ни жизнь, ни имущество его
ничем не обеспечены". Эти права (гражданскую свободу) в России
имеют все "люди свободного состояния".
Что касается крепостных, помещичьих крестьян, то они, под
черкивал Сперанский, не имеют ни политической, ни гражданской
свободы. Он повторял, что рабство в России должно быть уничто
жено посредством мер постепенных, но действенных. Пока это не
произошло, дворянство как класс образованный, знающий законы и
способный к управлению, должно иметь особенное гражданское право
"приобретать недвижимую собственность населенную, но управ
лять ею не иначе, как по закону".
Политические права, по мысли Сперанского, рассматриваются
лишь как гарантии соблюдения правительством гражданских прав.
К политическим правам Сперанский относил "участие в силах го
сударственных: законодательной, судной и исполнительной". Эти
ми правами в связи с созданием представительных учреждений
могут быть наделены лишь собственники.
В результате проведения реформ, полагал Сперанский, народ
российский разделится на три класса.
Дворянство
будет иметь все общие (гражданские) права, а по
литические права — на основании собственности. Сверх того, оно
будет иметь особенное право приобретать населенные земли и свобо
ду от личных повинностей (но обязано пройти гражданскую или
военную службу не менее 10 лет; при уклонении от службы потом
ственное дворянство теряется).
Среднее состояние
обладает всеми общими гражданскими пра
вами, а политическими — в соответствии с собственностью. "Сред-
Гл. 20. Политико-правовые учения в России 1-й половины XIX в. 403
нее состояние составляется из купцов, мещан и ремесленников,
однодворцев и всех поселян, имеющих недвижимую собственность
в известном количестве".
Третий класс (сословие, состояние) —
народ рабочий.
"Народ
рабочий имеет общие права гражданские, но не имеет прав полити
ческих... К классу рабочего народа причисляются все поместные
крестьяне, мастеровые, их работники и домашние слуги".
Эти сословия (состояния, классы) не должны быть замкнуты и
разобщены, личное дворянство (приобретаемое службой) связыва
ет второе сословие с первым, а возможность приобретения недви
жимой собственности — третье со вторым.
Во-вторых, проектами 1809 г. предусматривалось существенное
преобразование правовой системы Российской империи. Обстоя
тельно развивая мысли о соотношении законов и других правовых
актов, высказанные еще в проектах 1802—1803 гг., Сперанский оп
ределяет законы как "те постановления, коими вводится какая-
либо перемена в отношениях сил государственных или в отноше
ниях частных людей между собой". Коренные государственные за
коны составляют конституцию, образ правления, внутреннее поли
тическое бытие государства. Сперанский даже пишет: "Коренные
государства законы должны быть творением народа; коренные го
сударства законы полагают пределы самодержавной воле". Однако
в России конституцию предполагалось принять по воле императо
ра, которой, по идее, не ставились конституционные ограничения.
Будущей законодательной власти России Сперанский предла
гал принять Уложение государственное и законы органические, Уло
жения гражданское, уголовное, коммерческое, сельское, Устав су
дебный, постановления о налогах и повинностях и некоторые дру
гие законы, уставы, разъяснения и дополнения к ним. Все другие
акты, регулирующие порядок исполнения законов и относящиеся к
меняющимся действиям и происшествиям, должны строго соответ
ствовать законам. Таким способом намечалось "правление, доселе
самодержавное, поставить и учредить на неизменном законе".
В-третьих, предполагалось провести упорядочение и разделе
ние властей, подчиненных державной власти императора.
Для составления законов и "взыскания отчета о всех уставах и
учреждениях", согласно проектам Сперанского, следовало образо
вать в России Государственную думу. Она собирается в сентябре и
заседает до решения предложенных ей дел. Созыв Государственной
думы может быть отсрочен до следующего года актом императора в
Государственном совете, ее состав может быть изменен таким же
актом. Закон, отвергнутый большинством голосов Думы, оставляет
ся без действия (единственная ситуация, когда воля Думы может
противостоять воле императора).