Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5823
Скачиваний: 125
Гл. 19. Социал. и коммун, полит.-прав. идеология в 1-й пол. XIX в. 389
вал книгу "Заговор во имя равенства, именуемый заговором Бабё-
фа". В 1841 г. переиздан "Кодекс природы" Морелли.
Исторически сложившимся центром разработки и обсуждения
коллективистских (социалистических) и коммунистических теорий
в 20—40-е годы стал Париж. Здесь создавались полулегальные или
тайные общества, издавались газеты, журналы и книги коммунисти
ческого направления, проводились собрания сторонников социализма
и коммунизма.
Все социалисты и коммунисты порицали развивающийся ка
питализм и резко критиковали свойственные ему пороки. Капита
лизму противопоставлялись проекты идеального строя. Разное пред
ставление об идеалах и способах их достижения породило ряд школ
и кружков. Кроме фурьеристов, сен-симонистов, оуэнистов, бабу-
вистов существовало множество других направлений, сочетавших
идеи разных школ либо разрабатывавших оригинальные доктрины.
Социалистические и коммунистические теории XIX в. содер
жали новые идеи, отличавшие их от предшествующих доктрин.
Большинство социалистов и коммунистов придавало большое
значение промышленному перевороту.
Оуэн подчеркивал, что внедрение машин в производство созда
ло в Англии (и во всем мире) совершенно новое общество и подго
товило условия перехода к строю коммун (ассоциаций). С помощью
крупного производства, писал Фурье, человечество могло бы мино
вать самые злосчастные периоды своей истории, скоро перейдя к
высшим этапам развития. Вся теория Сен-Симона и сен-симонис
тов основана на идее развития экономики, становления нового "про
мышленного общества". Паровые машины, утверждал Пеккёр (сен
симонист, потом фурьерист), создают условия для перехода к новой
индустриальной организации, открывают "эру ассоциации". Посколь
ку машины обеспечивают изобилие, "рост промышленности дела
ет возможным коммунизм теперь более, чем когда-либо...", — пи
сал Кабе.
В литературе с 20-х годов XIX в. твердо обозначилась тенден
ция поиска содержания истории, закономерностей общественного
развития, обусловливающих неизбежность социализма и комму
низма. Стремление создать социальную науку, подобную физике,
было свойственно Сен-Симону и его ученикам; изучению законо
мерности истории большое значение придавал Фурье, разработав
ший оригинальную концепцию общественного развития; свою сис
тему Оуэн оценивал как важное научное открытие, основанное на
изучении современного общества и его предыстории.
Прудон утверждал, что социализм становится научным только
тогда, когда опирается на выводы политэкономии (все остальные
виды социализма он считал утопическими). Стремление научно ос
мыслить промышленный переворот, разработать "новую теорию
390
История политических и правовых учений
социальной и политической экономии" в каждой из влиятельных
школ вело к неодинаковым теоретическим результатам, но общим
выводом оставалось признание неизбежности общества, свободного
от эксплуатации человека человеком, основанного на всеобщем труде,
материальном достатке и высокой духовной культуре.
В то же время было немало сторонников социализма, видевших
в нем осуществление не "науки", а заповедей Христа или пред
писаний общечеловеческой морали либо здравого смысла. Высказы
вались также опасения в отношении доктринерского подхода к соци
ализму (см. ниже).
Все социалисты и коммунисты XIX в. подчеркивали деление
общества на классы и их противоречия.
Предыдущая история человечества обычно определялась ими
как история эксплуатации человека человеком, угнетения и сопро
тивления, борьбы между антагонизмом и ассоциацией.
"Именно захват орудий труда, — писал в 1834 г. бабувист
О. Бланки, — а не тот или иной политический строй превращает
массы в рабов". В том же духе высказывался бывший сен-симонист
Леру (1833 г.): "В настоящее время борьба пролетариев против бур
жуазии есть борьба тех, кто не обладает орудиями труда, против
тех, кто ими обладает". Борьбу классов одобряли далеко не все со
циалисты, но всем были ясны ее причины. "Капитал и труд, — пи
сал фурьерист Консидеран, — находятся в состоянии явной войны".
Представления социалистов и коммунистов первой половины
XIX в. о современном и будущем государстве, а также о его роли в
переходе к идеальному обществу были очень разнообразны.
Уделяя главное внимание социальным проблемам, значитель
ная часть теоретиков социализма и коммунизма относилась отри
цательно или безразлично к политике, государству и праву.
Так, Оуэн был принципиальным противником государственных
реформ. Его обращения к королеве и к парламенту Англии с проек
тами коммунистического преобразования страны были продиктова
ны скорее стремлением сделать эти проекты достоянием гласности,
чем надеждой на их осуществление государственной властью Анг
лии. Аналогичными мотивами предопределялись и многие обраще
ния Фурье и других социалистов к видным государственным деяте
лям и политикам.
Некоторые социалисты рассчитывали на помощь современного
им государства в проведении социальных реформ. "Промышлен
ный класс, — писал Сен-Симон, — должен соединить свои усилия
с королевской властью для установления промышленного режима,
т. е. режима, при котором наиболее видные промышленники соста
вят первый класс в государстве и получат в свои руки управление
государственным достоянием". При этом предполагалось, что в сис
теме представительных учреждений, окружающих монарха, будут
Гл. 19. Социал. и коммун, полит.-прав. идеология в 1-й пол. XIX в. 391
созданы полновластные палаты промышленников и ученых. Такая
"промышленная монархия", считал Сен-Симон, способна обеспе
чить переход к промышленной системе, в которой место управле
ния людьми займет система управления вещами.
Более распространены были среди социалистов и коммунистов
надежды на помощь демократически преобразованного государства.
Идею всеобщего избирательного права поддерживал очень по
пулярный до 1848 г. французский социалист
Луи Блин
(1811—1882),
книга которого "Организация труда" (1840 г.) неоднократно переизда
валась.
Блан полагал, что демократическое (основанное на всеобщем
избирательном праве) государство станет "банкиром бедных". При
помощи правительственного кредита рабочие организуют производ
ственные ассоциации в промышленности и в сельском хозяйстве,
осуществив тем самым право на труд и ликвидировав эксплуата
цию пролетариата, ("последнюю форму рабства"). Грубая полити
ческая оплошность, сотрудничество с буржуазным правительством
в 1848 г. глубоко скомпрометировали Блана; однако его идеи долго
воспроизводились в социалистической литературе.
Почти одновременно с книгой Блана
Этьен Кабе
(1788—1856)
издал знаменитый в свое время социально-философский роман "Пу
тешествие в Икарию" (1840 г.).
Необходимым предварительным условием осуществления ком
мунизма Кабе считал развитие демократии, расчищающей дорогу
для равенства. Важное значение он придавал установлению всеоб
щего избирательного права как предпосылке всех других реформ,
особенно социальной. Кабе считал возможной и необходимой дик
татуру временного правительства, если оно одобрено народом и
действительна опирается на народ. Среди мер, призванных подго
товить переход к коммунизму, Кабе называл отмену наследования
по боковой линии, отмену права завещания, выкуп государством
частных имуществ, прогрессивный налог, организацию при поддер
жке правительства рабочих ассоциаций, коммун, больших нацио
нальных мастерских.
Значительное распространение во Франции имело теоретичес
кое направление, считавшее насилие, принуждение, диктатуру сред
ством перехода к коммунизму.
Первое открытое собрание коммунистов ("банкет коммунистов в
Бельвиле 1 июля 1840 г." — около 1200 участников) поддержало
идею насильственной социальной революции, ведущей к установ
лению народной диктатуры, цель которой — "реальное и совершен
ное равенство".
Один из организаторов "банкета коммунистов" Теодор
Дезами
(1803—1850) в книге "Кодекс общности" (1842—1843 гг.) и в ряде
статей в журналах выступал против всеобщего избирательного права
392
История политических и правовых учений
и парламентской борьбы, называя их буржуазным обманом. Он обо
сновывал необходимость пролетарской революции и диктаторского
правительства на период перехода к коммунизму. На время этого
перехода должны быть созданы военные лагеря из вооруженных
молодых людей, подавляющих сопротивление свергнутых классов;
из таких лагерей впоследствии организуются промышленные ар
мии. "Непосредственное введение общности имуществ. — ...Верное
средство лишить энергии, одержать победу, разгромить все анти
коммунистические правительства путем посылки за пределы стра
ны не более 300—400 тысяч воинов. — Постепенное освобождение
всех народов менее чем через десять лет войны. — Полная, все
человеческая общность", — писал Дезами о системе переходного
периода.
Аналогичные идеи высказывал
Луи Огюст Бланки
(1805—1881).
Уже на судебном процессе над обществом "Друзья народа" (1832 г.)
он говорил: "Государство есть жандарм богатых, охраняющий их от
бедных. Необходимо создать иное государство, которое было бы
жандармерией бедных против богатых... Социализм немыслим без
политической революции". Под влиянием бабувистских идей Блан
ки писал о революционной власти народа: "Франция, ощетинивша
яся штыками трудящихся, — это пришествие социализма". Рево
люционное правительство должно создать условия для перехода
общества через ассоциации и просвещение к коммунизму.
Среди сторонников революционного перехода к коммунизму был
Вильгельм Вейтлинг
(1808—1871). Революция мыслилась им как
стихийный бунт, партизанская война, разгром буржуазного обще
ства армией из 20—40 тыс. люмпен-пролетариев.
Многие сторонники социализма и коммунизма тех лет были
противниками новой революции, утверждая, что революции по
рождают лишь террор и разрушение; за революциями неизбежно
следуют реставрации и усиление реакции.
Сен-симонисты относились к революции как к страшной ката
строфе, бессмысленно разрушающей промышленность, учрежде
ния науки и искусства, раскалывающей общество.
Известный коммунист Кабе говорил, что революция либо будет
подавлена и повлечет реакцию, либо (в случае победы) приведет к
безуспешным попыткам правительственного меньшинства силой
навязать большинству коммунизм. "Когда общественное мнение
примет коммунизм, его легко будет установить". "Я предпочитаю
реформу, — писал Кабе, — не отвергая революции, когда ее при
знает необходимой общественное мнение".
Проблемы государства и права занимали немалое место в пред
ставлениях теоретиков социализма и коммунизма о будущем иде
альном строе.
Гл. 19. Социал. и коммун, полит.-прав. идеология в 1-й пол. XIX в. 393
Одни теоретики полагали, что при коммунизме будет существо
вать демократическое государство. Наиболее детально такое госу
дарство описано Кабе: в коммунистической Икарии имеются народ
ные собрания, народное представительство, выборное правитель
ство. "Для меня, — утверждал Кабе, — демократия и коммунизм —
синонимы".
Однако икарийский коммунизм близок к тоталитаризму: твердо
определен распорядок труда, все живут в одинаковых домах с оди
наковой мебелью. В Икарии "нет решительно ничего во всем, ка
сающемся пищи, что не было бы урегулировано законом". Каждая
семья имеет поваренную книгу, определяющую, какие продукты и
каким способом нужно готовить, сколько раз в день, в какие часы, в
какой последовательности приготовленные продукты надо съедать;
эта книга, имеющая силу закона, составлена комитетом ученых,
назначенных народным представительством. То же относится к одеж
де — все регулирует закон, принятый по рекомендации комитета
ученых, исследовавшего одежду во всех странах и составившего
обязательный для всех список: "Нет ни одного экземпляра обуви,
головного убора и т. д., который не был бы обсужден и принят
согласно плановому образцу... Все индивиды одного и того же поло
жения носят одинаковую одежду, но тысячи различных форм одежды
соответствуют тысячам различных положений".
Законы в Икарии принимаются народом по рекомендации уче
ных; законов в Икарии очень много, ежегодно принимаются сотни
законов — законов о введении новых видов пищи, одежды, обста
новки жилищ, об усовершенствовании дорог и других путей сооб
щения, об изобретениях, о введении новых машин, об улучшении
преподавания, о внешних связях государства и пр.
Всенародно принятыми законами Икарии твердо определен рас
порядок дня всех граждан. Предписано даже "тушение огней", т. е.
обязательность сна с 10 часов вечера до 5 часов утра. "Предписан
ное тираном, это было, действительно, невыносимым мучительст
вом, — пояснял Кабе, — но, принятое всем народом в интересах его
здоровья и хорошего порядка в работе, это — наиболее разумный,
наиболее полезный и наиболее тщательно исполняемый закон".
Следуя во многом Морелли, Кабе писал, что истина одна, а
заблуждений много; людей и общество, вставших на путь истины,
должно удерживать от уклонений с этого пути. Поэтому в Икарии
существует цензура. Газеты являются лишь протоколами, со
держащими описание и факты без всякой журналистской оценки и
дискуссии. Существует одна национальная газета, по одной — для
каждой провинции и коммуны.
Поскольку только с победой коммунизма началась подлинная
история человечества — в Икарии решили сжечь все старые книги;
оставлено лишь по несколько экземпляров старых произведений,