Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5823

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Гл. 19. Социал. и коммун, полит.-прав. идеология в 1-й пол. XIX в. 389 

вал книгу "Заговор во имя равенства, именуемый заговором Бабё-
фа". В 1841 г. переиздан "Кодекс природы" Морелли. 

Исторически сложившимся центром разработки и обсуждения 

коллективистских (социалистических) и коммунистических теорий 
в 20—40-е годы стал Париж. Здесь создавались полулегальные или 
тайные общества, издавались газеты, журналы и книги коммунисти­
ческого направления, проводились собрания сторонников социализма 
и коммунизма. 

Все социалисты и коммунисты порицали развивающийся ка­

питализм и резко критиковали свойственные ему пороки. Капита­
лизму противопоставлялись проекты идеального строя. Разное пред­
ставление об идеалах и способах их достижения породило ряд школ 
и кружков. Кроме фурьеристов, сен-симонистов, оуэнистов, бабу-
вистов существовало множество других направлений, сочетавших 
идеи разных школ либо разрабатывавших оригинальные доктрины. 

Социалистические и коммунистические теории XIX в. содер­

жали новые идеи, отличавшие их от предшествующих доктрин. 

Большинство социалистов и коммунистов придавало большое 

значение промышленному перевороту. 

Оуэн подчеркивал, что внедрение машин в производство созда­

ло в Англии (и во всем мире) совершенно новое общество и подго­
товило условия перехода к строю коммун (ассоциаций). С помощью 
крупного производства, писал Фурье, человечество могло бы мино­
вать самые злосчастные периоды своей истории, скоро перейдя к 
высшим этапам развития. Вся теория Сен-Симона и сен-симонис­
тов основана на идее развития экономики, становления нового "про­
мышленного общества". Паровые машины, утверждал Пеккёр (сен­
симонист, потом фурьерист), создают условия для перехода к новой 
индустриальной организации, открывают "эру ассоциации". Посколь­
ку машины обеспечивают изобилие, "рост промышленности дела­
ет возможным коммунизм теперь более, чем когда-либо...", — пи­
сал Кабе. 

В литературе с 20-х годов XIX в. твердо обозначилась тенден­

ция поиска содержания истории, закономерностей общественного 
развития, обусловливающих неизбежность социализма и комму­
низма. Стремление создать социальную науку, подобную физике, 
было свойственно Сен-Симону и его ученикам; изучению законо­
мерности истории большое значение придавал Фурье, разработав­
ший оригинальную концепцию общественного развития; свою сис­
тему Оуэн оценивал как важное научное открытие, основанное на 
изучении современного общества и его предыстории. 

Прудон утверждал, что социализм становится научным только 

тогда, когда опирается на выводы политэкономии (все остальные 
виды социализма он считал утопическими). Стремление научно ос­
мыслить промышленный переворот, разработать "новую теорию 


background image

390 

История политических и правовых учений 

социальной и политической экономии" в каждой из влиятельных 
школ вело к неодинаковым теоретическим результатам, но общим 
выводом оставалось признание неизбежности общества, свободного 
от эксплуатации человека человеком, основанного на всеобщем труде, 
материальном достатке и высокой духовной культуре. 

В то же время было немало сторонников социализма, видевших 

в нем осуществление не "науки", а заповедей Христа или пред­
писаний общечеловеческой морали либо здравого смысла. Высказы­
вались также опасения в отношении доктринерского подхода к соци­
ализму (см. ниже). 

Все социалисты и коммунисты XIX в. подчеркивали деление 

общества на классы и их противоречия. 

Предыдущая история человечества обычно определялась ими 

как история эксплуатации человека человеком, угнетения и сопро­
тивления, борьбы между антагонизмом и ассоциацией. 

"Именно захват орудий труда, — писал в 1834 г. бабувист 

О. Бланки, — а не тот или иной политический строй превращает 
массы в рабов". В том же духе высказывался бывший сен-симонист 
Леру (1833 г.): "В настоящее время борьба пролетариев против бур­
жуазии есть борьба тех, кто не обладает орудиями труда, против 
тех, кто ими обладает". Борьбу классов одобряли далеко не все со­
циалисты, но всем были ясны ее причины. "Капитал и труд, — пи­
сал фурьерист Консидеран, — находятся в состоянии явной войны". 

Представления социалистов и коммунистов первой половины 

XIX в. о современном и будущем государстве, а также о его роли в 
переходе к идеальному обществу были очень разнообразны. 

Уделяя главное внимание социальным проблемам, значитель­

ная часть теоретиков социализма и коммунизма относилась отри­
цательно или безразлично к политике, государству и праву. 

Так, Оуэн был принципиальным противником государственных 

реформ. Его обращения к королеве и к парламенту Англии с проек­
тами коммунистического преобразования страны были продиктова­
ны скорее стремлением сделать эти проекты достоянием гласности, 
чем надеждой на их осуществление государственной властью Анг­
лии. Аналогичными мотивами предопределялись и многие обраще­
ния Фурье и других социалистов к видным государственным деяте­
лям и политикам. 

Некоторые социалисты рассчитывали на помощь современного 

им государства в проведении социальных реформ. "Промышлен­
ный класс, — писал Сен-Симон, — должен соединить свои усилия 
с королевской властью для установления промышленного режима, 
т. е. режима, при котором наиболее видные промышленники соста­
вят первый класс в государстве и получат в свои руки управление 
государственным достоянием". При этом предполагалось, что в сис­
теме представительных учреждений, окружающих монарха, будут 


background image

Гл. 19. Социал. и коммун, полит.-прав. идеология в 1-й пол. XIX в. 391 

созданы полновластные палаты промышленников и ученых. Такая 
"промышленная монархия", считал Сен-Симон, способна обеспе­
чить переход к промышленной системе, в которой место управле­
ния людьми займет система управления вещами. 

Более распространены были среди социалистов и коммунистов 

надежды на помощь демократически преобразованного государства. 

Идею всеобщего избирательного права поддерживал очень по­

пулярный до 1848 г. французский социалист

 Луи Блин

 (1811—1882), 

книга которого "Организация труда" (1840 г.) неоднократно переизда­
валась. 

Блан полагал, что демократическое (основанное на всеобщем 

избирательном праве) государство станет "банкиром бедных". При 
помощи правительственного кредита рабочие организуют производ­
ственные ассоциации в промышленности и в сельском хозяйстве, 
осуществив тем самым право на труд и ликвидировав эксплуата­
цию пролетариата, ("последнюю форму рабства"). Грубая полити­
ческая оплошность, сотрудничество с буржуазным правительством 
в 1848 г. глубоко скомпрометировали Блана; однако его идеи долго 
воспроизводились в социалистической литературе. 

Почти одновременно с книгой Блана

 Этьен Кабе

 (1788—1856) 

издал знаменитый в свое время социально-философский роман "Пу­
тешествие в Икарию" (1840 г.). 

Необходимым предварительным условием осуществления ком­

мунизма Кабе считал развитие демократии, расчищающей дорогу 
для равенства. Важное значение он придавал установлению всеоб­
щего избирательного права как предпосылке всех других реформ, 
особенно социальной. Кабе считал возможной и необходимой дик­
татуру временного правительства, если оно одобрено народом и 
действительна опирается на народ. Среди мер, призванных подго­

товить переход к коммунизму, Кабе называл отмену наследования 
по боковой линии, отмену права завещания, выкуп государством 
частных имуществ, прогрессивный налог, организацию при поддер­
жке правительства рабочих ассоциаций, коммун, больших нацио­
нальных мастерских. 

Значительное распространение во Франции имело теоретичес­

кое направление, считавшее насилие, принуждение, диктатуру сред­
ством перехода к коммунизму. 

Первое открытое собрание коммунистов ("банкет коммунистов в 

Бельвиле 1 июля 1840 г." — около 1200 участников) поддержало 
идею насильственной социальной революции, ведущей к установ­
лению народной диктатуры, цель которой — "реальное и совершен­
ное равенство". 

Один из организаторов "банкета коммунистов" Теодор

 Дезами 

(1803—1850) в книге "Кодекс общности" (1842—1843 гг.) и в ряде 
статей в журналах выступал против всеобщего избирательного права 


background image

392 

История политических и правовых учений 

и парламентской борьбы, называя их буржуазным обманом. Он обо­
сновывал необходимость пролетарской революции и диктаторского 
правительства на период перехода к коммунизму. На время этого 
перехода должны быть созданы военные лагеря из вооруженных 
молодых людей, подавляющих сопротивление свергнутых классов; 
из таких лагерей впоследствии организуются промышленные ар­
мии. "Непосредственное введение общности имуществ. — ...Верное 
средство лишить энергии, одержать победу, разгромить все анти­
коммунистические правительства путем посылки за пределы стра­
ны не более 300—400 тысяч воинов. — Постепенное освобождение 
всех народов менее чем через десять лет войны. — Полная, все­
человеческая общность", — писал Дезами о системе переходного 
периода. 

Аналогичные идеи высказывал

 Луи Огюст Бланки

 (1805—1881). 

Уже на судебном процессе над обществом "Друзья народа" (1832 г.) 
он говорил: "Государство есть жандарм богатых, охраняющий их от 
бедных. Необходимо создать иное государство, которое было бы 
жандармерией бедных против богатых... Социализм немыслим без 
политической революции". Под влиянием бабувистских идей Блан­
ки писал о революционной власти народа: "Франция, ощетинивша­
яся штыками трудящихся, — это пришествие социализма". Рево­
люционное правительство должно создать условия для перехода 
общества через ассоциации и просвещение к коммунизму. 

Среди сторонников революционного перехода к коммунизму был 

Вильгельм Вейтлинг

 (1808—1871). Революция мыслилась им как 

стихийный бунт, партизанская война, разгром буржуазного обще­
ства армией из 20—40 тыс. люмпен-пролетариев. 

Многие сторонники социализма и коммунизма тех лет были 

противниками новой революции, утверждая, что революции по­
рождают лишь террор и разрушение; за революциями неизбежно 
следуют реставрации и усиление реакции. 

Сен-симонисты относились к революции как к страшной ката­

строфе, бессмысленно разрушающей промышленность, учрежде­
ния науки и искусства, раскалывающей общество. 

Известный коммунист Кабе говорил, что революция либо будет 

подавлена и повлечет реакцию, либо (в случае победы) приведет к 
безуспешным попыткам правительственного меньшинства силой 
навязать большинству коммунизм. "Когда общественное мнение 
примет коммунизм, его легко будет установить". "Я предпочитаю 

реформу, — писал Кабе, — не отвергая революции, когда ее при­
знает необходимой общественное мнение". 

Проблемы государства и права занимали немалое место в пред­

ставлениях теоретиков социализма и коммунизма о будущем иде­
альном строе. 


background image

Гл. 19. Социал. и коммун, полит.-прав. идеология в 1-й пол. XIX в. 393 

Одни теоретики полагали, что при коммунизме будет существо­

вать демократическое государство. Наиболее детально такое госу­

дарство описано Кабе: в коммунистической Икарии имеются народ­
ные собрания, народное представительство, выборное правитель­
ство. "Для меня, — утверждал Кабе, — демократия и коммунизм — 
синонимы". 

Однако икарийский коммунизм близок к тоталитаризму: твердо 

определен распорядок труда, все живут в одинаковых домах с оди­
наковой мебелью. В Икарии "нет решительно ничего во всем, ка­
сающемся пищи, что не было бы урегулировано законом". Каждая 
семья имеет поваренную книгу, определяющую, какие продукты и 
каким способом нужно готовить, сколько раз в день, в какие часы, в 
какой последовательности приготовленные продукты надо съедать; 
эта книга, имеющая силу закона, составлена комитетом ученых, 
назначенных народным представительством. То же относится к одеж­

де — все регулирует закон, принятый по рекомендации комитета 
ученых, исследовавшего одежду во всех странах и составившего 
обязательный для всех список: "Нет ни одного экземпляра обуви, 
головного убора и т. д., который не был бы обсужден и принят 
согласно плановому образцу... Все индивиды одного и того же поло­
жения носят одинаковую одежду, но тысячи различных форм одежды 
соответствуют тысячам различных положений". 

Законы в Икарии принимаются народом по рекомендации уче­

ных; законов в Икарии очень много, ежегодно принимаются сотни 
законов — законов о введении новых видов пищи, одежды, обста­
новки жилищ, об усовершенствовании дорог и других путей сооб­
щения, об изобретениях, о введении новых машин, об улучшении 
преподавания, о внешних связях государства и пр. 

Всенародно принятыми законами Икарии твердо определен рас­

порядок дня всех граждан. Предписано даже "тушение огней", т. е. 
обязательность сна с 10 часов вечера до 5 часов утра. "Предписан­
ное тираном, это было, действительно, невыносимым мучительст­
вом, — пояснял Кабе, — но, принятое всем народом в интересах его 
здоровья и хорошего порядка в работе, это — наиболее разумный, 

наиболее полезный и наиболее тщательно исполняемый закон". 

Следуя во многом Морелли, Кабе писал, что истина одна, а 

заблуждений много; людей и общество, вставших на путь истины, 
должно удерживать от уклонений с этого пути. Поэтому в Икарии 
существует цензура. Газеты являются лишь протоколами, со­
держащими описание и факты без всякой журналистской оценки и 
дискуссии. Существует одна национальная газета, по одной — для 
каждой провинции и коммуны. 

Поскольку только с победой коммунизма началась подлинная 

история человечества — в Икарии решили сжечь все старые книги; 
оставлено лишь по несколько экземпляров старых произведений,