Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5825
Скачиваний: 125
394
История политических и правовых учений
"чтобы констатировать невежество или безумие прошлого и про
гресс настоящего".
Описанное Кабе государство представляло собой попытку со
единить научное руководство обществом с народовластием, веду
щую роль ученых — с институтами традиционной демократии.
Идеалом других теоретиков была не традиционная демократия,
а научная организация управления обществом. В наибольшей мере
это стремление присуще Сен-Симону и сен-симонистам (Базар, Род-
риг, Анфантен). В промышленном обществе не будет управления
людьми, господства и подчинения. Их место займет централизован
ная система управления производством, подчиненным единому плану.
Банки будут становым хребтом общественной организации про
изводства. Носителями управленческой власти, которая сменит пра
вительственную, станут ученые, промышленники, художники, со
ставляющие иерархию, возглавляемую Академией наук, "Советом
Ньютона" (в нем представлены математики, физики, экономисты).
Много споров среди теоретиков социализма и коммунизма было
о принципах распределения (в переходный период и в идеальном
обществе). Стремясь привлечь имущих к организации фаланг (про
изводственно-потребительских объединений), Фурье предлагал на
первое время распределение доходов по формуле:
5
/i2 — труду,
4
/i2 — капиталу,
3
/п
— таланту. Сен-симонисты отстаивали распре
деление по труду; многие же социалисты и коммунисты (Блан, Ка
бе) — по потребностям. Вейтлинг предлагал сочетать эти показате
ли (необходимое и полезное — по потребностям, приятное — по
"коммерческим часам", отработанным сверх общеобязательных шес
ти часов в сутки).
Продолжительность переходного периода определялась комму
нистами и социалистами по-разному.
Бабувисты считали, что он продлится в течение жизни одного-
двух поколений (поскольку отменяется право наследования). Кабе
писал, что переход к коммунизму займет от 20 до 50, даже до 100
лет, но он может быть сокращен с помощью просвещения.
Все коммунисты связывали становление и успехи нового строя
с просвещением. Даже Бланки, наиболее решительный сторонник
революционных методов низвержения имущих классов, утверж
дал, что коммунистический строй установится нескоро, ибо "ком
мунизм несовместим с невежеством"; "нет прочной революции без
просвещения".
Многие теоретики социализма и коммунизма полагали, что в
будущем обществе вообще не будет надобности в управлении и
принуждении.
Фурье, Оуэн и их последователи, а также Бланки и некоторые
другие коммунисты считали, что в идеальном обществе не будет ни
государства, ни права.
Гл. 19. Социал. и коммун, полит.-прав. идеология в 1-й пол. XIX в. 395
Сен-Симон и сен-симонисты, Фурье и его последователи, Леру
и другие социалисты и коммунисты, осуждая разобщение народов
по государствам и войны между ними, выдвигали идеи интерна
ционализма, обосновывали идеал слияния всех общин и коммун во
всеобщий союз всего человеческого рода, всех народов — в один
народ, разобщенных государств — в единую всемирную респуб
лику.
Р я д социалистов ставил вопрос об уничтожении (или отмира
нии) государства не только в будущем, но уже и в настоящем.
В 40-е годы XIX в. нередко высказывались идеи, ставящие госу
дарство в один ряд с эксплуатацией, отношения господства и под
чинения — в один ряд с отношениями собственности. Такие идеи
высказывал Прудон в своей нашумевшей книге "Что такое собствен
ность?" (1840 г.), где он писал: "Хотя я большой приверженец по
рядка, тем не менее я в полном смысле слова анархист".
В следующем году в одном из журналов социалистической ори
ентации была опубликована сочувственная статья о Сильвене Ма-
решале, направленная против законов и правительства, за анар
хию как за господство морали и порядка. Вскоре анархизм развер
нулся в одно из влиятельных идейных течений рабочего класса.
Серьезной альтернативой политическим реформам и полити
ческой борьбе становилось массовое движение профессиональных
союзов. Ряд влиятельных вождей рабочего класса Англии (Морри-
сон, Смит, Бенбоу) доказывал, что растущее профсоюзное движе
ние, борющееся за действительно общие и насущные интересы на
емных рабочих, важнее всех политических реформ и свобод. Дей
ственным средством борьбы с произволом капиталистов станови
лась забастовка (в перспективе — всеобщая: "одна безработная
неделя или безработный месяц"). Будущее общество мыслилось ими
как ассоциация трудящихся, объединенных по профессиям и руко
водимых Советом тред-юнионов.
Под флагом антипарламентаризма в Лондоне прошел органи
зованный оуэнистами конгресс кооператоров и тред-юнионистов
(1833 г.). Доказывая бесполезность политических реформ, оуэнисты
настойчиво пропагандировали планы организации производствен
ных кооперативов рабочих для постепенного перехода к строю ком
мунистических общин. За организацию кооперативов, ассоциаций,
фаланг выступали также сторонники Фурье. Сам Фурье полагал,
что если бы удалось в 1823 г. приступить к организации фаланги, то
через 6 лет "цивилизацию" (т. е. капитализм) уже заменил бы "гар
монический строй" (социализм). Оуэн предполагал (в 1849 г.), что
для перехода к коммунизму Европе и Северной Америке потребу
ется 5 лет, а Африке и Азии — 10 лет.
Фурьерист Консидеран в книге "Манифест демократии в XIX
веке" (1847 г.) призывал прекратить политическую борьбу и вообще
396
История политических и правовых учений
борьбу классов, сосредоточив общественные силы на организации
ассоциаций, фаланг для строительства социализма.
Наконец, некоторые критики капитализма и сторонники соци
ализма стремились облечь свои планы в форму христианства (Ла-
менне, Бюше) либо создать новые религию и церковь, призванные
объединить людей во имя социализма (сен-симонисты).
§ 3. Заключение
К первой половине XIX в. восходят почти все идеи, составившие
содержание основных направлений политико-правовой идеологии
социализма и коммунизма последующих времен. Однако на основе
этих идей тогда еще не сложились массовые движения и полити
ческие партии. К наиболее влиятельным теоретическим направ
лениям того времени принадлежало до нескольких десятков чело
век. Более того, многочисленность вариантов социалистических и
коммунистических теорий в 20—40 годы XIX в. породила порой
ожесточенную их борьбу.
Исходя из убеждения, что истина одна, а заблуждений много,
каждый из теоретиков социализма или коммунизма искренне счи
тал свою доктрину единственно научной, а все остальные — непра
вильными и утопическими. Это вело к разобщенности школ, круж
ков, отдельных мыслителей, к быстрому распаду сложившихся было
союзов социалистов или коммунистов. Лишь Вейтлинг и Лаотьер
эпизодически призывали социалистов к единству; значительно бо
лее распространенным было отвержение и опровержение всех ва
риантов социализма или коммунизма, кроме собственного. Прудон
высмеивал Фурье и его учение, Фурье резко критиковал Оуэна,
Сен-Симона и их последователей. Дезами звал пролетариат к един
ству, к объединению. "Пролетарии, — писал Дезами, — для своего
возрождения народы имеют иногда один лишь час в столетие! Ког
да этот час придет, остерегайтесь пропустить его в спорах и междо
усобицах!" Однако Дезами был уверен, что для единства пролета
риата необходимо единство философской доктрины. Поэтому он
критиковал Кабе, Ламенне, Сен-Симона и сен-симонистов, всех во
обще социалистов и коммунистов, не признающих его доктрину
единственно верной и научной.
Фанатичная приверженность к своей собственной доктрине (док
тринерство) закономерно вела к догматизму.
Сен-симонисты доказывали, что догматизм — естественное со
стояние человеческого разума. Догматическое руководство особен
но необходимо в индустриальном обществе, где важно согласие между
предпринимателями и рабочими. Это ставит особенные задачи и
проблемы перед моральной властью, призванной обеспечить науч
ное руководство обществом, организацию масс, их объединение во
Гл. 19. Социал. и коммун, полит.-прав. идеология в 1-й пол. XIX в. 397
имя труда и решения великих социальных целей. Все это достига
ется, полагали сен-симонисты, при помощи разработки и утверж
дения в общественном сознании системы догм, основанных на прин
ципе авторитета.
Распространенность доктринерства в социалистической и ком
мунистической литературе того времени вызывала тревогу совре
менников.
В журнале "Братство" (1841 г.) высказывалось созвучное идеям
бабувистов опасение, что в случае прихода к власти ученых-со
циалистов или коммунистов противопоставление социальной исти
ны воле большинства "может легко привести к провозглашению
диктатуры одной личности или нескольких людей, якобы обладаю
щих истинной наукой". В журнале утверждалось, что социальная
наука не догматична, она зависит от прогресса знаний, бесконечна
в своем развитии, и это развитие осуществляется не каким-либо
одним, а рядом мыслителей. Истина реализуется в обществе тогда,
когда будет признана всеми и получит выражение в общей воле, в
которой проявляется народный суверенитет. "По мере продвиже
ния человечества вперед общая воля становится все более ясной,
народный суверенитет все более разумным". Отсюда следовало, что
обществу нельзя навязывать никаких доктрин и проектов, пока их
научность не осознает хотя бы большинство.
Франция 20—40-х годов была горнилом, где выковывались после
дующие направления политико-правовой идеологии социализма и
коммунизма. В Париже возникали, получали популярность, сме
шивались с другими идеи социализма (коллективизма) и комму
низма с самой разной политической окраской: от мистически-рели
гиозной до ультрареволюционной, от диктаторской до анархист
ской. В этом горниле порой причудливо сочетались идеи Фурье и
Бабёфа, Марешаля и Морелли, Сен-Симона и апостола Павла. В
Париж приезжал изучать идеи социализма и коммунизма прус
ский либерал Лоренц фон Штейн, в Париже Карл Маркс перешел
от революционного демократизма к коммунизму, в Париже воз
никла и вскоре разрушилась его дружба с основоположником анар
хизма Прудоном, там же зародилась пожизненная неприязнь Мар
кса и основателя теории "русского социализма" Герцена.
Г Л А В А 20
Политические и правовые учения в России
в период кризиса
самодержавно-крепостнического строя
§ 1. Введение
В первой половине XIX в. государственный и общественный
порядок Российской империи находился на прежних основаниях.
Дворянство, составлявшее малую часть населения, оставалось гос
подствующим, привилегированным классом. Освобожденные от обя
зательной службы государству помещики из служилого сословия
превратились в праздный, чисто потребительский класс рабовла
дельцев. Из дворян формировались бурно растущие в то время
канцелярии бюрократического аппарата империи. В стране царил
чиновничий и помещичий произвол. Правительство предпринимало
попытки проведения общественных реформ, но проблемы измене
ния государственного строя или совершенствования законодатель
ства в России первой половины XIX в. практически отступали на
второй план перед острейшим вопросом о крепостном праве.
"Целая половина населения империи, которого тогда считалось
свыше 40 млн. душ обоего пола, — писал В. О. Ключевский в своем
Курсе русской истории, — целая половина этого населения зависе
ла не от закона, а от личного произвола владельца... Крепостное
русское село превращалось в негритянскую североамериканскую
плантацию времен дяди Тома".
Крепостное право резко затрудняло развитие страны в промыш
ленном, культурном, военном отношениях. Полновластные в своих
имениях помещики не имели стимулов к совершенствованию спо
собов ведения сельского хозяйства. Отсутствие свободной рабочей
силы не давало развиться ремеслам и промышленности. Усилива
лась интеллектуальная, нравственная, культурная деградация гос
подствующего сословия дворянства.
Россия стремительно отставала от передовых государств, стро
ивших гражданское общество. В стране накапливались непримири
мые социальные антагонизмы. "Дворяне страшились крестьян, —
отмечал В. О. Ключевский, — крестьянство злобилось на дворян
ство, то и другое не питало ни малейшего доверия к правительству,
а правительство боялось обоих".