Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5787
Скачиваний: 125
Тл. 22. Социалист, и коммунист, полит.-прав. идеология во 2-й пол. XIX в. 449
щая, наука всегда следует за жизнью, отражая ее не до конца и
приближенно. Поэтому она может только определить и подвергнуть
критике то, что препятствует движению человечества к свободе,
равенству, солидарности. Социально-экономическая наука таким
(критическим) способом достигла отрицания лично-наследственной
собственности, государства, мнимого права (богословского или мета
физического). На этой основе наука пришла к признанию анархии.
Особенно резко Бакунин выступал против притязаний ученых
на руководство обществом. Наука всегда только приближенно от
ражает жизнь, которая несравненно богаче абстракций. Возьмите
современную социологию, писал он, — она несравненно богаче не
разрешимыми вопросами, чем положительными ответами.
Знание социологии предполагает серьезное знакомство ученого
со всеми другими науками. Много ли таких ученых во всей Европе?
Не более 20 или 30 человек; если им доверить власть — получится
нелепый и отвратительный деспотизм. Прежде всего они тут же
перегрызутся между собой, а если соединятся — человечеству бу
дет еще хуже: "Дайте им полную волю, они станут делать над
человеческим обществом те же опыты, какие, ради пользы науки,
делают теперь над кроликами, кошками и собаками".
Надо высоко ценить науку и уважать ученых по их заслугам,
утверждал Бакунин, но власти им, как никому, давать не следует.
"Мы признаем абсолютный авторитет науки, но отвергаем непогре
шимость и универсальность представителей науки".
Наука должна освещать путь, но "лучше вовсе обойтись без
науки, нежели быть управляемыми учеными... Ученые, всегда са
модовольные, самовлюбленные и бессильные, захотели бы вмеши
ваться во все, и все источники жизни иссякли бы под их абстракт
ным и ученым дыханием". По мнению Бакунина, корпорация уче
ных, облеченная властью, приносила бы живых людей в жертву
своим абстракциям, возвеличивая свою ученость, держала бы мас
сы в невежестве, довела бы общество до самой низкой ступени
идиотизма, сделав его обществом не людей, но скотов, бессловес
ным и рабским стадом.
Эти (и еще более резкие) суждения Бакунина о зловредности и
бесчеловечности правления ученых более всего связаны с его по
лемикой с теми теориями социализма, которые притязали на науч
ное руководство обществом при помощи государства.
Никакая диктатура, утверждал Бакунин, не может иметь дру
гой цели, кроме увековечения себя, и она способна породить в наро
де, сносящем ее, только рабство. "Слова
"ученый социалист", "науч
ный социализм",
— подчеркивал Бакунин, — которые беспрестанно
встречаются в сочинениях и речах лассальянцев и марксистов, сами
собой доказывают, что мнимое народное государство будет не что
иное, как весьма деспотическое управление народных масс новою и
450
История политических и правовых учений
весьма немногочисленною аристократиею действительных или мни
мых ученых. Народ не учен, значит он целиком будет освобожден
от забот управления, целиком включен в управляемое стадо. Хо
рошо освобождение!"
Кроме того, рассуждал Бакунин об идее диктатуры пролета
риата, если пролетариат будет господствующим, то над кем он бу
дет господствовать? Крестьянство, не пользующееся "благораспо
ложением марксистов... будет, вероятно, управляться городским и
фабричным пролетариатом". Приверженцы государственного соци
ализма, придя к власти, станут навязывать коммунизм крестьянам;
для подавления крестьянского сопротивления и бунта они будут
вынуждены создать могучую армию, возглавляемую честолюбивы
ми генералами из их среды, а затем они поручат своей бюрократии
заведовать обработкой земли и выплачивать крестьянам заработок.
Неужели весь пролетариат будет стоять во главе управле
ния? — спрашивал Бакунин. Под народным управлением марксис
ты разумеют управление небольшого числа представителей, состо
ящих из работников. "Да, пожалуй, — рассуждал он, — из
бывших
работников, которые лишь только сделаются правителями или пред
ставителями народа, перестанут быть работниками и станут смот
реть на весь чернорабочий мир с высоты государственной, будут
представлять уже не народ, а себя и свои притязания на управле
ние народом. Кто может усомниться в этом, тот совсем не знаком с
природою человека".
В сочинениях Бакунина резко критикуется "авторитарный ком
мунизм", стремящийся сосредоточить собственность в руках "фик
ции, абстракции" — государства, именем которого общественным
капиталом будут распоряжаться государственные чиновники, "крас
ная бюрократия". По его мнению, пролетариат должен разрушить
государство как вечную тюрьму народных масс; "по теории же
г. Маркса, — писал Бакунин, — народ не только не должен его
разрушать, напротив, должен укрепить и усилить и в этом виде
должен передать в полное распоряжение своих благодетелей, опе-
ку-нов и учителей — начальников коммунистической партии, сло
вом, г. Марксу и его друзьям, которые начнут освобождать по-
своему. Они сосредоточат бразды правления в сильной руке, пото
му что невежественный народ требует весьма сильного попечения;
создадут единый государственный банк, сосредоточивающий в сво
их руках все торгово-промышленное, земледельческое и даже на
учное производство, а массу народа разделят на две армии: про
мышленную и землепашественную под непосредственною коман
дою государственных инженеров, которые составят новое привиле
гированное науко-политическое сословие". "Они только враги на
стоящих властей, потому что желают занять их место...", — писал
Бакунин о "доктринерской школе немецких коммунистов".
Гл. 22. Социалист, и коммунист, полит.-прав. идеология во 2-й пол. XIX в. 451
Для пропаганды и подготовки анархистской социальной рево
люции Бакунин создал в Швейцарии полулегальный Международ
ный союз (Альянс) социалистической демократии (1868 г.). Еще до
этого он вступил в Международное Товарищество Рабочих (Интер
национал), провозгласив своей программой атеизм, отмену права
наследования, уничтожение государства. Влияние Бакунина было
сильным в Италии, Испании, Швейцарии, Бельгии, на юге Фран
ции. Определяющим было воздействие его идей на русское народ
ничество. Борьба за влияние в Генеральном Совете МТР между
Марксом и Бакуниным привела к тому, что Гаагский конгресс МТР
(1872 г.) по предложению Энгельса постановил перенести местопре
бывание Генерального Совета МТР за океан, в Нью-Йорк. В 1876 г.
было объявлено о роспуске МТР.
Влияние анархистских идей на политико-правовую идеологию,
преимущественно социалистическую, усиливалось по мере роста
военно-бюрократических государств и расширения участия соци
ал-демократов в представительных учреждениях. Некоторые вид
ные представители буржуазной теории права и государства (на
пример, Штаммлер) посвящали критике анархизма специальные
сочинения. Критика предпринималась и идеологами государствен
ного социализма. Так, по заказу правления социал-демократичес
кой партии Германии Г. В. Плеханов написал работу "Анархизм и
социализм", опубликованную в 1894 г. (на немецком языке).
§ 5. Политико-правовая идеология
"русского социализма" (народничества)
Основные положения теории "русского социализма" разработал
Александр Иванович Герцен
(1812—1870). Главным для Герцена был
поиск форм и методов соединения абстрактных идей социализма с
реальными общественными отношениями, способов воплощения в
жизнь теоретических ("книжных") принципов социализма. Подавле
ние буржуазией восстания парижского пролетариата в июне 1848 г.
Герцен глубоко переживал как поражение социализма вообще: "За
пад гниет", "мещанство торжествует". Вскоре (к 1849—1850 гг.)
Герцен пришел к выводу, что страной, в которой есть возможность
соединить социалистические идеи с исторической реальностью, явля
ется Россия, где сохранилось общинное землевладение.
В русском крестьянском мире, утверждал он, содержатся три
начала, позволяющие осуществить экономический переворот, веду
щий к социализму: 1) право каждого на землю; 2) общинное владе
ние ею; 3) мирское управление. Эти общинные начала, воплощаю
щие "элементы нашего бытового, непосредственного социализма",
писал Герцен, препятствуют развитию сельского пролетариата и
452 История политических и правовых учений
дают возможность миновать стадию капиталистического развития:
"Человек будущего в России — мужик, точно так же, как во Фран
ции работник".
В 50-е годы Герцен основал в Лондоне Вольную русскую типо
графию, где печаталась газета "Колокол" (с 1857 г.), нелегально
ввозившаяся в Россию.
По мнению Герцена, отмена крепостного права при сохранении
общины даст возможность избежать печального опыта капитали
стического развития Запада и прямо перейти к социализму.
Существовавшую в России общину Герцен считал основой, но
отнюдь не готовой ячейкой будущего общественного устройства.
Ее главный недостаток он видел в поглощении личности общиной.
Народы Европы, отмечал Герцен, разработали два великих на
чала, доведя каждое из них до крайних, ущербных решений: "Ан
глосаксонские народы освободили личность, отрицая общественное
начало, обособляя человека. Русский народ сохранил общинное ус
тройство, отрицая личность, поглощая человека".
Главная задача, по мнению Герцена, в том и состоит, чтобы
соединить права личности с общинным устройством: "Сохранить
общину и освободить личность, распространить сельское и волост
ное self-government
1
на города, на государство в целом, поддержи
вая при этом национальное единство, развить частные права и со
хранить неделимость земли — вот основной вопрос русской рево
люции — тот самый, что и вопрос о великом социальном освобожде
нии, несовершенные решения которого так волнуют западные умы".
Герцен уделял большое внимание способам осуществления со
циальной революции. В его произведениях немало суждений о не
избежности насильственного низвержения капитализма. Однако
Герцен отнюдь не был сторонником обязательного насилия и при
нуждения: "Мы не верим, что народы не могут идти вперед иначе,
как по колена в крови; мы преклоняемся с благоговением перед
мучениками, но от всего сердца желаем, чтоб их не было".
Тем петербургским публицистам, которые звали Русь "к топо
ру", Герцен отвечал, что Русь надо звать не к топору, а к метлам,
чтобы вымести грязь и сор, скопившиеся в России.
"Призвавши к топору, — пояснял Герцен, — надобно овладеть
движением, надобно иметь организацию, надобно иметь план, силы
и готовность лечь костьми, не только схватившись за рукоятку, но
схватив за лезвие, когда топор слишком расходится". В России нет
такой партии; поэтому к топору он звать не будет, пока "останется
хоть одна разумная надежда на развязку без топора".
В те же годы Герцен разрабатывал идею избрания и созыва
всенародного бессословного "Великого Собора" — Учредительного
1
Самоуправление.
Гл. 22. Социалист, и коммунист, полит.-прав. идеология во 2-й пол. XIX в. 453
собрания д л я отмены крепостничества, у з а к о н е н и я пропаганды соци
а л и с т и ч е с к и х идей, з а к о н н о й борьбы п р о т и в с а м о д е р ж а в и я .
Г е р ц е н у было ясно, что е с л и с п о м о щ ь ю революционного н а с и
л и я м о ж н о у п р а з д н и т ь с а м о д е р ж а в и е и о с т а т к и к р е п о с т н и ч е с т в а ,
т о п о с т р о и т ь с о ц и а л и з м т а к и м способом н е в о з м о ж н о : " Н а с и л ь е м
м о ж н о р а з р у ш а т ь и р а с ч и щ а т ь место — не больше. П е т р о г р а н д и з -
мом
1
с о ц и а л ь н ы й п е р е в о р о т д а л ь ш е к а т о р ж н о г о р а в е н с т в а Г р а к х а
Б а б ё ф а и к о м м у н и с т и ч е с к о й б а р щ и н ы К а б е не пойдет". В с т а т ь е "К
с т а р о м у т о в а р и щ у " (1869—1870 гг.) Г е р ц е н спорит с Б а к у н и н ы м ,
п р о д о л ж а в ш и м п р и н и м а т ь страсть р а з р у ш и т е л ь н у ю за страсть твор
ч е с к у ю
2
: " Н е у ж е л и ц и в и л и з а ц и я кнутом, освобождение гильотиной
с о с т а в л я ю т в е ч н у ю необходимость всякого ш а г а в п е р е д ? "
Государство, ц е р к о в ь , к а п и т а л и з м и собственность о с у ж д е н ы в
научной среде, однако вне а к а д е м и ч е с к и х стен они в л а д е ю т м н о ж е
ством умов. "Обойти вопрос п о н и м а н и я т а к ж е н е в о з м о ж н о , к а к
обойти вопрос о с и л е " .
И з р а з в а л и н б у р ж у а з н о г о мира, р а з р у ш е н н о г о н а с и л и е м , снова
в о з н и к а е т к а к о й - н и б у д ь иной б у р ж у а з н ы й мир. П о п ы т к а быстро, с
ходу, без о г л я д к и п е р е й т и от современного с о с т о я н и я к к о н е ч н ы м
р е з у л ь т а т а м п р и в е д е т к п о р а ж е н и я м ; р е в о л ю ц и о н н а я с т р а т е г и я дол
ж н а и с к а т ь н а и б о л е е к о р о т к и е , удобные и в о з м о ж н ы е п у т и к буду
щему. " И д я без о г л я д к и в п е р е д , м о ж н о з а т е с а т ь с я , к а к Н а п о л е о н в
Москву, — и погибнуть, о т с т у п а я от н е е " .
В т е о р и и "русского с о ц и а л и з м а " Г е р ц е н а п р о б л е м ы государ
ства, права, п о л и т и к и р а с с м а т р и в а л и с ь к а к подчиненные социальным
и э к о н о м и ч е с к и м проблемам. У Г е р ц е н а н е м а л о с у ж д е н и й о том, что
государство вообще не и м е е т собственного с о д е р ж а н и я — оно м о
ж е т с л у ж и т ь к а к р е а к ц и и , т а к и р е в о л ю ц и и , тому — с чьей стороны
сила. К о м и т е т общественного с п а с е н и я р а з р у ш а л монархию, р е в о
л ю ц и о н е р Д а н т о н б ы л м и н и с т р о м юстиции, с а м о д е р ж а в н ы й ц а р ь
с т а л и н и ц и а т о р о м о с в о б о ж д е н и я к р е с т ь я н . "Этой государственной
силой, — п и с а л Герцен, — х о т е л в о с п о л ь з о в а т ь с я Л а с с а л ь д л я в в е
д е н и я социального устройства. Д л я чего же — д у м а л о с ь е м у —
л о м а т ь м е л ь н и ц у , когда ее ж е р н о в а могут молоть и н а ш у м у к у ? "
Государство, к а к и рабство, п и с а л Г е р ц е н (ссылаясь на Гегеля),
и д е т к свободе, к с а м о у н и ч т о ж е н и ю ; однако государство " н е л ь з я
сбросить с себя, к а к г р я з н о е р у б и щ е , до известного в о з р а с т а " . " И з
того, ч т и государство — ф о р м а
преходящая,
— п о д ч е р к и в а л Г е р
цен, — не с л е д у е т , что это ф о р м а у ж е
прешедшая".
1
Петрограндизм — преобразование общества государственной влас
тью насильственными методами, подобно Петру I (Великому).
2
Герцен намекает на статью Бакунина (под псевдонимом Жюль Эли-
зар) в "Немецком ежегоднике" за 1842 г., завершающуюся фразой: "Страсть
к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть!"