Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5787

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Тл. 22. Социалист, и коммунист, полит.-прав. идеология во 2-й пол. XIX в. 449 

щая, наука всегда следует за жизнью, отражая ее не до конца и 
приближенно. Поэтому она может только определить и подвергнуть 
критике то, что препятствует движению человечества к свободе, 
равенству, солидарности. Социально-экономическая наука таким 
(критическим) способом достигла отрицания лично-наследственной 
собственности, государства, мнимого права (богословского или мета­
физического). На этой основе наука пришла к признанию анархии. 

Особенно резко Бакунин выступал против притязаний ученых 

на руководство обществом. Наука всегда только приближенно от­
ражает жизнь, которая несравненно богаче абстракций. Возьмите 
современную социологию, писал он, — она несравненно богаче не­
разрешимыми вопросами, чем положительными ответами. 

Знание социологии предполагает серьезное знакомство ученого 

со всеми другими науками. Много ли таких ученых во всей Европе? 
Не более 20 или 30 человек; если им доверить власть — получится 
нелепый и отвратительный деспотизм. Прежде всего они тут же 
перегрызутся между собой, а если соединятся — человечеству бу­
дет еще хуже: "Дайте им полную волю, они станут делать над 
человеческим обществом те же опыты, какие, ради пользы науки, 
делают теперь над кроликами, кошками и собаками". 

Надо высоко ценить науку и уважать ученых по их заслугам, 

утверждал Бакунин, но власти им, как никому, давать не следует. 

"Мы признаем абсолютный авторитет науки, но отвергаем непогре­

шимость и универсальность представителей науки". 

Наука должна освещать путь, но "лучше вовсе обойтись без 

науки, нежели быть управляемыми учеными... Ученые, всегда са­
модовольные, самовлюбленные и бессильные, захотели бы вмеши­
ваться во все, и все источники жизни иссякли бы под их абстракт­
ным и ученым дыханием". По мнению Бакунина, корпорация уче­
ных, облеченная властью, приносила бы живых людей в жертву 
своим абстракциям, возвеличивая свою ученость, держала бы мас­
сы в невежестве, довела бы общество до самой низкой ступени 

идиотизма, сделав его обществом не людей, но скотов, бессловес­
ным и рабским стадом. 

Эти (и еще более резкие) суждения Бакунина о зловредности и 

бесчеловечности правления ученых более всего связаны с его по­
лемикой с теми теориями социализма, которые притязали на науч­
ное руководство обществом при помощи государства. 

Никакая диктатура, утверждал Бакунин, не может иметь дру­

гой цели, кроме увековечения себя, и она способна породить в наро­
де, сносящем ее, только рабство. "Слова

 "ученый социалист", "науч­

ный социализм",

 — подчеркивал Бакунин, — которые беспрестанно 

встречаются в сочинениях и речах лассальянцев и марксистов, сами 
собой доказывают, что мнимое народное государство будет не что 
иное, как весьма деспотическое управление народных масс новою и 


background image

450 

История политических и правовых учений 

весьма немногочисленною аристократиею действительных или мни­
мых ученых. Народ не учен, значит он целиком будет освобожден 
от забот управления, целиком включен в управляемое стадо. Хо­
рошо освобождение!" 

Кроме того, рассуждал Бакунин об идее диктатуры пролета­

риата, если пролетариат будет господствующим, то над кем он бу­

дет господствовать? Крестьянство, не пользующееся "благораспо­
ложением марксистов... будет, вероятно, управляться городским и 

фабричным пролетариатом". Приверженцы государственного соци­
ализма, придя к власти, станут навязывать коммунизм крестьянам; 
для подавления крестьянского сопротивления и бунта они будут 
вынуждены создать могучую армию, возглавляемую честолюбивы­
ми генералами из их среды, а затем они поручат своей бюрократии 
заведовать обработкой земли и выплачивать крестьянам заработок. 

Неужели весь пролетариат будет стоять во главе управле­

ния? — спрашивал Бакунин. Под народным управлением марксис­
ты разумеют управление небольшого числа представителей, состо­
ящих из работников. "Да, пожалуй, — рассуждал он, — из

 бывших 

работников, которые лишь только сделаются правителями или пред­
ставителями народа, перестанут быть работниками и станут смот­
реть на весь чернорабочий мир с высоты государственной, будут 
представлять уже не народ, а себя и свои притязания на управле­
ние народом. Кто может усомниться в этом, тот совсем не знаком с 
природою человека". 

В сочинениях Бакунина резко критикуется "авторитарный ком­

мунизм", стремящийся сосредоточить собственность в руках "фик­
ции, абстракции" — государства, именем которого общественным 
капиталом будут распоряжаться государственные чиновники, "крас­
ная бюрократия". По его мнению, пролетариат должен разрушить 
государство как вечную тюрьму народных масс; "по теории же 
г. Маркса, — писал Бакунин, — народ не только не должен его 
разрушать, напротив, должен укрепить и усилить и в этом виде 
должен передать в полное распоряжение своих благодетелей, опе-
ку-нов и учителей — начальников коммунистической партии, сло­
вом, г. Марксу и его друзьям, которые начнут освобождать по-
своему. Они сосредоточат бразды правления в сильной руке, пото­

му что невежественный народ требует весьма сильного попечения; 
создадут единый государственный банк, сосредоточивающий в сво­
их руках все торгово-промышленное, земледельческое и даже на­
учное производство, а массу народа разделят на две армии: про­
мышленную и землепашественную под непосредственною коман­
дою государственных инженеров, которые составят новое привиле­
гированное науко-политическое сословие". "Они только враги на­
стоящих властей, потому что желают занять их место...", — писал 
Бакунин о "доктринерской школе немецких коммунистов". 


background image

Гл. 22. Социалист, и коммунист, полит.-прав. идеология во 2-й пол. XIX в. 451 

Для пропаганды и подготовки анархистской социальной рево­

люции Бакунин создал в Швейцарии полулегальный Международ­
ный союз (Альянс) социалистической демократии (1868 г.). Еще до 
этого он вступил в Международное Товарищество Рабочих (Интер­
национал), провозгласив своей программой атеизм, отмену права 
наследования, уничтожение государства. Влияние Бакунина было 
сильным в Италии, Испании, Швейцарии, Бельгии, на юге Фран­
ции. Определяющим было воздействие его идей на русское народ­
ничество. Борьба за влияние в Генеральном Совете МТР между 
Марксом и Бакуниным привела к тому, что Гаагский конгресс МТР 
(1872 г.) по предложению Энгельса постановил перенести местопре­
бывание Генерального Совета МТР за океан, в Нью-Йорк. В 1876 г. 
было объявлено о роспуске МТР. 

Влияние анархистских идей на политико-правовую идеологию, 

преимущественно социалистическую, усиливалось по мере роста 
военно-бюрократических государств и расширения участия соци­
ал-демократов в представительных учреждениях. Некоторые вид­
ные представители буржуазной теории права и государства (на­
пример, Штаммлер) посвящали критике анархизма специальные 
сочинения. Критика предпринималась и идеологами государствен­
ного социализма. Так, по заказу правления социал-демократичес­
кой партии Германии Г. В. Плеханов написал работу "Анархизм и 
социализм", опубликованную в 1894 г. (на немецком языке). 

§ 5. Политико-правовая идеология 

"русского социализма" (народничества) 

Основные положения теории "русского социализма" разработал 

Александр Иванович Герцен

 (1812—1870). Главным для Герцена был 

поиск форм и методов соединения абстрактных идей социализма с 
реальными общественными отношениями, способов воплощения в 
жизнь теоретических ("книжных") принципов социализма. Подавле­
ние буржуазией восстания парижского пролетариата в июне 1848 г. 
Герцен глубоко переживал как поражение социализма вообще: "За­
пад гниет", "мещанство торжествует". Вскоре (к 1849—1850 гг.) 
Герцен пришел к выводу, что страной, в которой есть возможность 
соединить социалистические идеи с исторической реальностью, явля­
ется Россия, где сохранилось общинное землевладение. 

В русском крестьянском мире, утверждал он, содержатся три 

начала, позволяющие осуществить экономический переворот, веду­
щий к социализму: 1) право каждого на землю; 2) общинное владе­
ние ею; 3) мирское управление. Эти общинные начала, воплощаю­
щие "элементы нашего бытового, непосредственного социализма", 
писал Герцен, препятствуют развитию сельского пролетариата и 


background image

452 История политических и правовых учений 

дают возможность миновать стадию капиталистического развития: 

"Человек будущего в России — мужик, точно так же, как во Фран­

ции работник". 

В 50-е годы Герцен основал в Лондоне Вольную русскую типо­

графию, где печаталась газета "Колокол" (с 1857 г.), нелегально 
ввозившаяся в Россию. 

По мнению Герцена, отмена крепостного права при сохранении 

общины даст возможность избежать печального опыта капитали­
стического развития Запада и прямо перейти к социализму. 

Существовавшую в России общину Герцен считал основой, но 

отнюдь не готовой ячейкой будущего общественного устройства. 
Ее главный недостаток он видел в поглощении личности общиной. 

Народы Европы, отмечал Герцен, разработали два великих на­

чала, доведя каждое из них до крайних, ущербных решений: "Ан­
глосаксонские народы освободили личность, отрицая общественное 
начало, обособляя человека. Русский народ сохранил общинное ус­
тройство, отрицая личность, поглощая человека". 

Главная задача, по мнению Герцена, в том и состоит, чтобы 

соединить права личности с общинным устройством: "Сохранить 
общину и освободить личность, распространить сельское и волост­
ное self-government

1

 на города, на государство в целом, поддержи­

вая при этом национальное единство, развить частные права и со­
хранить неделимость земли — вот основной вопрос русской рево­
люции — тот самый, что и вопрос о великом социальном освобожде­

нии, несовершенные решения которого так волнуют западные умы". 

Герцен уделял большое внимание способам осуществления со­

циальной революции. В его произведениях немало суждений о не­
избежности насильственного низвержения капитализма. Однако 
Герцен отнюдь не был сторонником обязательного насилия и при­
нуждения: "Мы не верим, что народы не могут идти вперед иначе, 
как по колена в крови; мы преклоняемся с благоговением перед 
мучениками, но от всего сердца желаем, чтоб их не было". 

Тем петербургским публицистам, которые звали Русь "к топо­

ру", Герцен отвечал, что Русь надо звать не к топору, а к метлам, 
чтобы вымести грязь и сор, скопившиеся в России. 

"Призвавши к топору, — пояснял Герцен, — надобно овладеть 

движением, надобно иметь организацию, надобно иметь план, силы 
и готовность лечь костьми, не только схватившись за рукоятку, но 
схватив за лезвие, когда топор слишком расходится". В России нет 
такой партии; поэтому к топору он звать не будет, пока "останется 
хоть одна разумная надежда на развязку без топора". 

В те же годы Герцен разрабатывал идею избрания и созыва 

всенародного бессословного "Великого Собора" — Учредительного 

1

 Самоуправление. 


background image

Гл. 22. Социалист, и коммунист, полит.-прав. идеология во 2-й пол. XIX в. 453 

собрания  д л я отмены крепостничества,  у з а к о н е н и я пропаганды соци­
а л и с т и ч е с к и х идей,  з а к о н н о й борьбы  п р о т и в  с а м о д е р ж а в и я . 

Г е р ц е н у было ясно, что  е с л и с  п о м о щ ь ю революционного  н а с и ­

л и я  м о ж н о  у п р а з д н и т ь  с а м о д е р ж а в и е и  о с т а т к и  к р е п о с т н и ч е с т в а , 
т о  п о с т р о и т ь  с о ц и а л и з м  т а к и м способом  н е в о з м о ж н о :  " Н а с и л ь е м 
м о ж н о  р а з р у ш а т ь и  р а с ч и щ а т ь место — не больше.  П е т р о г р а н д и з -
мом

1

  с о ц и а л ь н ы й  п е р е в о р о т  д а л ь ш е  к а т о р ж н о г о  р а в е н с т в а  Г р а к х а 

Б а б ё ф а и  к о м м у н и с т и ч е с к о й  б а р щ и н ы  К а б е не пойдет". В  с т а т ь е "К 
с т а р о м у  т о в а р и щ у " (1869—1870 гг.)  Г е р ц е н спорит с  Б а к у н и н ы м , 
п р о д о л ж а в ш и м  п р и н и м а т ь страсть  р а з р у ш и т е л ь н у ю за страсть твор­
ч е с к у ю

2

:  " Н е у ж е л и  ц и в и л и з а ц и я кнутом, освобождение гильотиной 

с о с т а в л я ю т  в е ч н у ю необходимость всякого  ш а г а  в п е р е д ? " 

Государство,  ц е р к о в ь ,  к а п и т а л и з м и собственность  о с у ж д е н ы в 

научной среде, однако вне  а к а д е м и ч е с к и х стен они  в л а д е ю т  м н о ж е ­
ством умов. "Обойти вопрос  п о н и м а н и я  т а к  ж е  н е в о з м о ж н о ,  к а к 
обойти вопрос о  с и л е " . 

И з  р а з в а л и н  б у р ж у а з н о г о мира,  р а з р у ш е н н о г о  н а с и л и е м , снова 

в о з н и к а е т  к а к о й - н и б у д ь иной  б у р ж у а з н ы й мир.  П о п ы т к а быстро, с 
ходу, без  о г л я д к и  п е р е й т и от современного  с о с т о я н и я к  к о н е ч н ы м 
р е з у л ь т а т а м  п р и в е д е т к  п о р а ж е н и я м ;  р е в о л ю ц и о н н а я  с т р а т е г и я дол­
ж н а  и с к а т ь  н а и б о л е е  к о р о т к и е , удобные и  в о з м о ж н ы е  п у т и к буду­
щему.  " И д я без  о г л я д к и  в п е р е д ,  м о ж н о  з а т е с а т ь с я ,  к а к  Н а п о л е о н в 
Москву, — и погибнуть,  о т с т у п а я от  н е е " . 

В  т е о р и и "русского  с о ц и а л и з м а "  Г е р ц е н а  п р о б л е м ы государ­

ства, права,  п о л и т и к и  р а с с м а т р и в а л и с ь  к а к подчиненные социальным 
и  э к о н о м и ч е с к и м проблемам. У  Г е р ц е н а  н е м а л о  с у ж д е н и й о том, что 
государство вообще не  и м е е т собственного  с о д е р ж а н и я — оно  м о ­
ж е т  с л у ж и т ь  к а к  р е а к ц и и ,  т а к и  р е в о л ю ц и и , тому — с чьей стороны 
сила.  К о м и т е т общественного  с п а с е н и я  р а з р у ш а л монархию,  р е в о ­
л ю ц и о н е р  Д а н т о н  б ы л  м и н и с т р о м юстиции,  с а м о д е р ж а в н ы й  ц а р ь 
с т а л  и н и ц и а т о р о м  о с в о б о ж д е н и я  к р е с т ь я н . "Этой государственной 
силой, —  п и с а л Герцен, —  х о т е л  в о с п о л ь з о в а т ь с я  Л а с с а л ь  д л я  в в е ­
д е н и я социального устройства.  Д л я чего же —  д у м а л о с ь  е м у — 
л о м а т ь  м е л ь н и ц у , когда ее  ж е р н о в а могут молоть и  н а ш у  м у к у ? " 

Государство,  к а к и рабство,  п и с а л  Г е р ц е н (ссылаясь на Гегеля), 

и д е т к свободе, к  с а м о у н и ч т о ж е н и ю ; однако государство  " н е л ь з я 
сбросить с себя,  к а к  г р я з н о е  р у б и щ е , до известного  в о з р а с т а " .  " И з 
того,  ч т и государство —  ф о р м а

 преходящая,

 —  п о д ч е р к и в а л  Г е р ­

цен, — не  с л е д у е т , что это  ф о р м а  у ж е

 прешедшая". 

1

 Петрограндизм — преобразование общества государственной влас­

тью насильственными методами, подобно Петру I (Великому). 

2

 Герцен намекает на статью Бакунина (под псевдонимом Жюль Эли-

зар) в "Немецком ежегоднике" за 1842 г., завершающуюся фразой: "Страсть 
к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть!"