Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6316
Скачиваний: 32
Руководители агентств несут полную ответственность за работу
вверенного им персонала и обладают широкими полномочиями, вклю-
чая право найма, оплаты и установления должностей. При определе-
нии окладов своих работников они могут руководствоваться не
стандартной шкалой оплаты, принятой в гражданской службе, а ры-
ночными механизмами. Такая возможность позволила во многих
случаях сократить расходы и сделать «кванго» более дешевыми для
общества по сравнению с выполнявшими ранее те же функции пра-
вительственными структурами. Более того, правительство в опреде-
ленной мере получило возможность выбора подрядчика для выпол-
нения той или иной общественной услуги. В итоге вступили в действие
законы рыночной конкуренции, что открыло источник повышения
качества и удешевления ряда общественных услуг и отравления пра-
вительственных функций.
Наибольших масштабов гражданская служба достигла в 1976 г.,
когда в ней работало 750 тыс. человек. К середине 1980-х гг. общая
численность гражданских служащих сократилась до 630 тыс., а к 2000 г.
уменьшилась до 475 тыс. Столь значительное сокращение стало воз-
можным благодаря приватизации, упразднению целого ряда функ-
ций, выдаче подрядов частному сектору и налаживанию партнерских
отношений с ним. Все гражданские служащие нанимаются, продвига-
ются по служебной лестнице и получают вознаграждения по про-
граммам, провозглашенным Премьер-министром и Парламентом. На
членов британской Комиссии возложена задача по обеспечению об-
щегосударственного регулирования вопросов государственной, в том
числе и гражданской службы, в целях совершенствования и упроще-
ния управления, повышения его эффективности. Подготовка кадров
гражданских служащих ведется в Колледже гражданской службы,
входящем в Центр по изучению управления и политики.
§ 21.4. Государственная служба США
Правовое положение государственной службы регулируется боль-
шим числом разнообразных актов, инкорпорированных в титуле 5
Свода законов США.
В нормативных документах используется два
термина
—
«государственная служба» и «гражданская служба», но
преимущество отдается названию «государственная служба».
Закон о реформе государственной службы был разработан адми-
нистрацией Картера и принят Конгрессом в 1978 г. По этому закону
политика государства состоит в том, чтобы обеспечить народ Соеди-
ненных Штатов компетентными, добросовестными и эффективно дей-
471
ствующими федеральными служащими, отражающими разнообразие
нации и улучшающими качество государственной службы; управле-
ние федеральными кадрами должно осуществляться в соответствии
с принципами «системы заслуг» и не должно нарушать требований
о запрещенной кадровой практике. Помимо федеральной существу-
ют государственные служба 50 отдельных штатов и одного федераль-
ного округа, а также аппаратов органов местного самоуправления
1
.
В США под федеральным государственным служащим понима-
ется любое лицо, труд которого оплачивается из федерального бюд-
жета.
Основу организации федеральной государственной службы
составляют
три части (сегмента) служащих: «конкурсные», «патро-
нажные» и «исключительные».
К первой относятся лица, поступившие на службу и продвигаю-
щиеся по ней в соответствии с принципом «системы заслуг». Набор
на соответствующие посты проводится в двух формах — «открытой»
(для должностей собственно конкурсной службы) и «закрытой» (для
служб здравоохранения, лесного хозяйства и ряда других ведомств).
При открытом наборе должность может быть занята любым лицом,
успешно сдавшим экзамен; при закрытом, как правило, только в по-
рядке карьерой службы в данной системе.
Ко второй части относятся служащие, которые назначаются на
должности Президентом: 1) единолично (помощники и советники
президента); 2) по совету и с согласия Сената (главы федеральных
органов исполнительной власти и т.д.); 3) доверенные лица, которые
обеспечивают организацию работы глав федеральных органов испол-
нительной власти (советники, секретари министерств и др..).
В число третьих («исключительных») попадают те, кто имеет
особый статус, поскольку исключены из-под действия закона о госу-
дарственной службе (ФБР, ЦРУ, Госдепартамент, представительства
США в международных организациях и пр.).
На конкурсную службу и службу в «закрытых органах» иност-
ранцы не принимаются, за исключением низших должностей и от-
дельных ведомств (например, Государственного департамента), где
существует необходимость в привлечении специалистов высшей ква-
лификации, не являющихся гражданами США.
Законодательством выделяются следующие
группы
служащих:
1)
карьерные государственные служащие,
продвигающиеся по служ-
1
См.: Комментарий к Федеральному закону «О гражданской службе Россий-
ской Федерации» и законодательству о гражданской службе зарубежных госу-
дарств / А.Ф. Ноздрачев и др. М., 2005. С. 531.
472
бе в соответствии с «системой заслуг»; 2)
нанимаемые на определен-
ный срок
(до трех лет); 3)
нанимаемые на срок действия чрезвычайных
обстоятельств
(но не более чем на 18 месяцев); 4)
служащие на
резервируемых должностях
(перечень этих должностей ежегодно оп-
ределяется Управлением по делам государственной службы для тех
случаев, когда необходимо обеспечить полную политическую бес-
пристрастность в ведении дел); 5)
некареьрные служащие
(занима-
ющие главным образом «патронажные» должности).
Профессиональные государственные служащие занимают долж-
ности, распределенные в иерархическом порядке по
18 категориям.
Первые четыре категории
относятся к низшему персоналу админи-
стративных учреждений, т.е. непосредственным техническим испол-
нителям. Они заняты простейшей рутинной работой, под непосред-
ственным и общим наблюдением. Их количество обычно составляет
21% от общего числа служащих в аппаратах административного уп-
равления. По своему материальному положению относятся к низкооп-
лачиваемым работникам. Средний размер жалованья сопоставим с за-
работной платой неквалифицированных рабочих частного сектора.
Категории 5—8
охватывают служащих, выполняющих квалифи-
цированную работу, требующих специальных знаний и подготовки,
а также способностей к индивидуальной работе. Это также исполни-
тельский технический персонал, но высшей квалификации, имеющий
дипломы высших учебных заведений. Они не выполняют никаких
функций по административному руководству, а профессиональная
деятельность проходит под общим наблюдением. Обычно их число
составляет 31% общего числа государственных служащих. По сво-
ему материальному положению относятся к среднеоплачиваемым ра-
ботникам, которое ниже жалованья аналогичных работников из ча-
стного сектора.
Служащие
9— 15-й категорий
относятся к среднему руководящему
персоналу, хотя их деятельность также протекает под общим адми-
нистративным наблюдением. Например, служащие 11-й категории
должны быть способны выносить решения, 12-й категорий — прояв-
лять способность к руководству, служащие 13 категории могут быть
помощниками глав небольших подразделений, а 14-й — главами под-
разделений и бюро. Общее число таких служащих составляет 46%
от общего числа служащих. Средний размер их жалованья примерно
в два раза выше предыдущей группы.
Высшим руководящим составом аппарата государственных уч-
реждений являются служащие
16— 18-й категорий.
В число их обязан-
ностей входит планирование и руководство специализированными
473
программами исключительной трудности и ответственности. Как пра-
вило, они возглавляют бюро и отделы. Численность таких служащих
незначительна и составляет лишь 2% от общего числа служащих. Их
жалованье в среднем в восемь — девять раз превышает жалованье
служащих первых четырех категорий
1
.
Согласно § 3132 титула 5 Свода законов США к высшему ру-
ководящему составу относятся служащие: 1) руководящие ведомства-
ми или структурными подразделениями органов исполнительной вла-
сти; 2) ответственные за реализацию определенных программ или
проектов; 3) контролирующие, оценивающие или координирующие
осуществление задач, стоящих перед органами исполнительной вла-
сти; 4) руководящие работой государственных служащих, не отне-
сенных к числу персональных помощников.
Важным условием является
опубликование перечня вакансий, по
которым проводятся экзамены на замещение должностей,
что фор-
мально дает возможность принять в них участие каждому заинтере-
сованному лицу. Допускается выплата компенсаций тем соискате-
лям, которые приезжают для экзаменов или собеседования из другой
местности.
Испытательный срок
по закону не должен превышать одного
года. По истечении этого срока государственный служащий зачисля-
ется в штат соответствующего министерства или ведомства. Непро-
хождение испытательного срока на вышестоящий пост дает государ-
ственному служащему право на восстановление в должности,
равноценной прежней по категории и уровню заработка.
Аттестация служащих проводится ежегодно.
Сроки их прове-
дения не оговариваются. Оценка профессиональной деятельности да-
ется руководителем ведомства только на основе рекомендаций атте-
стационных комиссий, образуемых в каждом ведомстве. Особое
значение придается требованию объективности в работе комиссии,
предусматривая, в частности, такие нормы, как 1) опубликование
состава комиссий каждого ведомства в «Федерал Реджмастер», а также
2) что данная комиссия должна состоять, по меньшей мере, лишь
наполовину из карьерных служащих этого ведомства.
Профессиональная деятельность оценивается по следующей шка-
ле: 1) успешное выполнение должностных обязанностей; 2) удовлет-
См.:
Василенко И.А.
Административно-государственное управление в стра-
нах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия: учеб. пособие. М., 2000.
С. 144.
474
верительное выполнение должностных обязанностей; 3) неудовлет-
ворительное выполнение должностных обязанностей.
При неудовлетворительной оценке служащий либо увольняет-
ся, либо переводится на другую должность высшего руководящего
аппарата. Однако такой перевод невозможен, если в течение пяти
лет деятельность служащего дважды оценивалась неудовлетворитель-
но или в течение трех лет — не выше, чем на удовлетворительную
оценку.
Основанием для повышения в должности может служить и ус-
пешная аттестация, и прохождение учебных программ,
разработан-
ных под руководством Управления по делам государственной служ-
бы. Государственным служащим, как правило, высшего руководящего
состава может быть предоставлен раз в 10 лет так называемый ака-
демический отпуск для проведения научных исследований или по-
вышения квалификации сроком до 11 месяцев с сохранением долж-
ностного оклада.
Заработная плата устанавливается в соответствии с тем местом,
которое занимает государственный служащий в должностной клас-
сификации. Так, для высшего руководящего состава (16— 18-я катего-
рия) установлены пять градаций каждой из категорий должностной
классификации. Должностной оклад определяется в соответствии
с рекомендациями, разработанными Управлением по делам государ-
ственной службы, но не чаще чем один раз в год. В течение года
допускается только его сокращение вследствие неудовлетворитель-
ного исполнения должностных обязанностей. При этом государствен-
ные служащие имеют право на предварительное (за 15 дней) уве-
домление о сокращении должностного оклада.
Специализированными органами по управлению государственной
службой являются: 1) Управление по делам государственной службы;
2) Совет по вопросам «системы заслуг»; 3) Специальная комиссия.
Во
главе Управления стоит директор, назначаемый Президентом по со-
вету и с согласия Сената на четырехлетний срок.
Выводы
и Публичная служба Франции объединяет государственную
и местную публичные службы, для которых установлен единый та-
бель классификации персонала, должностей и рангов.
Правовая доктрина и административная практика различают два
понятия в государственном управлении: чиновник и служащий. Чи-
новник — это лицо, назначенное на постоянную должность, вклю-
475