Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 6316

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Руководители агентств несут полную ответственность за работу

вверенного им персонала и обладают широкими полномочиями, вклю-
чая право найма, оплаты и установления должностей. При определе-
нии окладов своих работников они могут руководствоваться не
стандартной шкалой оплаты, принятой в гражданской службе, а ры-
ночными механизмами. Такая возможность позволила во многих
случаях сократить расходы и сделать «кванго» более дешевыми для
общества по сравнению с выполнявшими ранее те же функции пра-
вительственными структурами. Более того, правительство в опреде-

ленной мере получило возможность выбора подрядчика для выпол-

нения той или иной общественной услуги. В итоге вступили в действие
законы рыночной конкуренции, что открыло источник повышения
качества и удешевления ряда общественных услуг и отравления пра-
вительственных функций.

Наибольших масштабов гражданская служба достигла в 1976 г.,

когда в ней работало 750 тыс. человек. К середине 1980-х гг. общая

численность гражданских служащих сократилась до 630 тыс., а к 2000 г.
уменьшилась до 475 тыс. Столь значительное сокращение стало воз-
можным благодаря приватизации, упразднению целого ряда функ-
ций, выдаче подрядов частному сектору и налаживанию партнерских
отношений с ним. Все гражданские служащие нанимаются, продвига-
ются по служебной лестнице и получают вознаграждения по про-
граммам, провозглашенным Премьер-министром и Парламентом. На
членов британской Комиссии возложена задача по обеспечению об-
щегосударственного регулирования вопросов государственной, в том
числе и гражданской службы, в целях совершенствования и упроще-
ния управления, повышения его эффективности. Подготовка кадров
гражданских служащих ведется в Колледже гражданской службы,
входящем в Центр по изучению управления и политики.

§ 21.4. Государственная служба США

Правовое положение государственной службы регулируется боль-

шим числом разнообразных актов, инкорпорированных в титуле 5
Свода законов США.

 В нормативных документах используется два

термина

 —

 «государственная служба» и «гражданская служба», но

преимущество отдается названию «государственная служба».

Закон о реформе государственной службы был разработан адми-

нистрацией Картера и принят Конгрессом в 1978 г. По этому закону
политика государства состоит в том, чтобы обеспечить народ Соеди-
ненных Штатов компетентными, добросовестными и эффективно дей-

471


background image

ствующими федеральными служащими, отражающими разнообразие
нации и улучшающими качество государственной службы; управле-
ние федеральными кадрами должно осуществляться в соответствии
с принципами «системы заслуг» и не должно нарушать требований
о запрещенной кадровой практике. Помимо федеральной существу-
ют государственные служба 50 отдельных штатов и одного федераль-
ного округа, а также аппаратов органов местного самоуправления

1

.

В США под федеральным государственным служащим понима-

ется любое лицо, труд которого оплачивается из федерального бюд-
жета.

 Основу организации федеральной государственной службы

составляют

 три части (сегмента) служащих: «конкурсные», «патро-

нажные» и «исключительные».

К первой относятся лица, поступившие на службу и продвигаю-

щиеся по ней в соответствии с принципом «системы заслуг». Набор
на соответствующие посты проводится в двух формах — «открытой»
(для должностей собственно конкурсной службы) и «закрытой» (для
служб здравоохранения, лесного хозяйства и ряда других ведомств).

При открытом наборе должность может быть занята любым лицом,

успешно сдавшим экзамен; при закрытом, как правило, только в по-
рядке карьерой службы в данной системе.

Ко второй части относятся служащие, которые назначаются на

должности Президентом: 1) единолично (помощники и советники
президента); 2) по совету и с согласия Сената (главы федеральных
органов исполнительной власти и т.д.); 3) доверенные лица, которые
обеспечивают организацию работы глав федеральных органов испол-
нительной власти (советники, секретари министерств и др..).

В число третьих («исключительных») попадают те, кто имеет

особый статус, поскольку исключены из-под действия закона о госу-

дарственной службе (ФБР, ЦРУ, Госдепартамент, представительства

США в международных организациях и пр.).

На конкурсную службу и службу в «закрытых органах» иност-

ранцы не принимаются, за исключением низших должностей и от-

дельных ведомств (например, Государственного департамента), где

существует необходимость в привлечении специалистов высшей ква-

лификации, не являющихся гражданами США.

Законодательством выделяются следующие

 группы

 служащих:

1)

 карьерные государственные служащие,

 продвигающиеся по служ-

1

 См.: Комментарий к Федеральному закону «О гражданской службе Россий-

ской Федерации» и законодательству о гражданской службе зарубежных госу-
дарств / А.Ф. Ноздрачев и др. М., 2005. С. 531.

472


background image

бе в соответствии с «системой заслуг»; 2)

 нанимаемые на определен-

ный срок

 (до трех лет); 3)

 нанимаемые на срок действия чрезвычайных

обстоятельств

 (но не более чем на 18 месяцев); 4)

 служащие на

резервируемых должностях

 (перечень этих должностей ежегодно оп-

ределяется Управлением по делам государственной службы для тех

случаев, когда необходимо обеспечить полную политическую бес-
пристрастность в ведении дел); 5)

 некареьрные служащие

 (занима-

ющие главным образом «патронажные» должности).

Профессиональные государственные служащие занимают долж-

ности, распределенные в иерархическом порядке по

 18 категориям.

Первые четыре категории

 относятся к низшему персоналу админи-

стративных учреждений, т.е. непосредственным техническим испол-
нителям. Они заняты простейшей рутинной работой, под непосред-
ственным и общим наблюдением. Их количество обычно составляет
21% от общего числа служащих в аппаратах административного уп-
равления. По своему материальному положению относятся к низкооп-
лачиваемым работникам. Средний размер жалованья сопоставим с за-
работной платой неквалифицированных рабочих частного сектора.

Категории 5—8

 охватывают служащих, выполняющих квалифи-

цированную работу, требующих специальных знаний и подготовки,
а также способностей к индивидуальной работе. Это также исполни-
тельский технический персонал, но высшей квалификации, имеющий
дипломы высших учебных заведений. Они не выполняют никаких
функций по административному руководству, а профессиональная

деятельность проходит под общим наблюдением. Обычно их число

составляет 31% общего числа государственных служащих. По сво-
ему материальному положению относятся к среднеоплачиваемым ра-
ботникам, которое ниже жалованья аналогичных работников из ча-
стного сектора.

Служащие

 9— 15-й категорий

 относятся к среднему руководящему

персоналу, хотя их деятельность также протекает под общим адми-
нистративным наблюдением. Например, служащие 11-й категории
должны быть способны выносить решения, 12-й категорий — прояв-
лять способность к руководству, служащие 13 категории могут быть
помощниками глав небольших подразделений, а 14-й — главами под-
разделений и бюро. Общее число таких служащих составляет 46%
от общего числа служащих. Средний размер их жалованья примерно
в два раза выше предыдущей группы.

Высшим руководящим составом аппарата государственных уч-

реждений являются служащие

 16— 18-й категорий.

 В число их обязан-

ностей входит планирование и руководство специализированными

473


background image

программами исключительной трудности и ответственности. Как пра-
вило, они возглавляют бюро и отделы. Численность таких служащих
незначительна и составляет лишь 2% от общего числа служащих. Их
жалованье в среднем в восемь — девять раз превышает жалованье
служащих первых четырех категорий

1

.

Согласно § 3132 титула 5 Свода законов США к высшему ру-

ководящему составу относятся служащие: 1) руководящие ведомства-
ми или структурными подразделениями органов исполнительной вла-
сти; 2) ответственные за реализацию определенных программ или
проектов; 3) контролирующие, оценивающие или координирующие
осуществление задач, стоящих перед органами исполнительной вла-
сти; 4) руководящие работой государственных служащих, не отне-
сенных к числу персональных помощников.

Важным условием является

 опубликование перечня вакансий, по

которым проводятся экзамены на замещение должностей,

 что фор-

мально дает возможность принять в них участие каждому заинтере-
сованному лицу. Допускается выплата компенсаций тем соискате-
лям, которые приезжают для экзаменов или собеседования из другой
местности.

Испытательный срок

 по закону не должен превышать одного

года. По истечении этого срока государственный служащий зачисля-
ется в штат соответствующего министерства или ведомства. Непро-
хождение испытательного срока на вышестоящий пост дает государ-
ственному служащему право на восстановление в должности,
равноценной прежней по категории и уровню заработка.

Аттестация служащих проводится ежегодно.

 Сроки их прове-

дения не оговариваются. Оценка профессиональной деятельности да-
ется руководителем ведомства только на основе рекомендаций атте-
стационных комиссий, образуемых в каждом ведомстве. Особое
значение придается требованию объективности в работе комиссии,
предусматривая, в частности, такие нормы, как 1) опубликование
состава комиссий каждого ведомства в «Федерал Реджмастер», а также
2) что данная комиссия должна состоять, по меньшей мере, лишь
наполовину из карьерных служащих этого ведомства.

Профессиональная деятельность оценивается по следующей шка-

ле: 1) успешное выполнение должностных обязанностей; 2) удовлет-

См.:

 Василенко И.А.

 Административно-государственное управление в стра-

нах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия: учеб. пособие. М., 2000.
С. 144.

474


background image

верительное выполнение должностных обязанностей; 3) неудовлет-
ворительное выполнение должностных обязанностей.

При неудовлетворительной оценке служащий либо увольняет-

ся, либо переводится на другую должность высшего руководящего
аппарата. Однако такой перевод невозможен, если в течение пяти
лет деятельность служащего дважды оценивалась неудовлетворитель-
но или в течение трех лет — не выше, чем на удовлетворительную
оценку.

Основанием для повышения в должности может служить и ус-

пешная аттестация, и прохождение учебных программ,

 разработан-

ных под руководством Управления по делам государственной служ-
бы. Государственным служащим, как правило, высшего руководящего
состава может быть предоставлен раз в 10 лет так называемый ака-
демический отпуск для проведения научных исследований или по-
вышения квалификации сроком до 11 месяцев с сохранением долж-
ностного оклада.

Заработная плата устанавливается в соответствии с тем местом,

которое занимает государственный служащий в должностной клас-
сификации. Так, для высшего руководящего состава (16— 18-я катего-
рия) установлены пять градаций каждой из категорий должностной
классификации. Должностной оклад определяется в соответствии
с рекомендациями, разработанными Управлением по делам государ-
ственной службы, но не чаще чем один раз в год. В течение года

допускается только его сокращение вследствие неудовлетворитель-

ного исполнения должностных обязанностей. При этом государствен-
ные служащие имеют право на предварительное (за 15 дней) уве-

домление о сокращении должностного оклада.

Специализированными органами по управлению государственной

службой являются: 1) Управление по делам государственной службы;

2) Совет по вопросам «системы заслуг»; 3) Специальная комиссия.

 Во

главе Управления стоит директор, назначаемый Президентом по со-
вету и с согласия Сената на четырехлетний срок.

Выводы

и Публичная служба Франции объединяет государственную

и местную публичные службы, для которых установлен единый та-
бель классификации персонала, должностей и рангов.

Правовая доктрина и административная практика различают два

понятия в государственном управлении: чиновник и служащий. Чи-
новник — это лицо, назначенное на постоянную должность, вклю-

475