Файл: Zonova_T_V_Diplomatia_inostrannykh_gosudarstv-2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 2398

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

политике Ватикана. С этого момента все последующие папы в качестве приоритета во 
внешней политике рассматривают личный вклад в поддержание и восстановление мира.

Мир, как его понимают в Ватикане, есть не только отсутствие войны. Мир — это здание, 
строительство которого требует постоянных усилий. Папская дипломатия вкладывает в 
концепцию мира свое вполне конкретное понимание справедливости и всеобщего блага, 
основанного на соблюдении международным сообществом таких фундаментальных прав 
человека, как право на жизнь, достойное существование, свободу совести.

Особое значение в политике Святого престола приобретает превентивная дипломатия. Как 
считает католическая церковь, для предотвращения вооруженных конфликтов необходимо, 
прежде   всего,   неуклонно   соблюдать   принцип   справедливости.   Обеспечение   этого 
принципа   является   обязанностью   государств   как   во   внутренней,   так   и   во   внешней 
политике.   Дипломатические   акции,   направленные   на   предотвращение   вооруженных 
конфликтов, Ватикан называет «обучением миру» (pedagogia della pace).

Применение силы не сбрасывается со счетов, но рассматривается как последнее средство, 
которое может быть применено лишь в самых крайних обстоятельствах. Только дважды на 
протяжении   XX   столетия   Ватикан   присоединялся   к   призывам   международной 
общественности применить силу: один раз в Руанде, а второй раз — в Югославии, так как, 
по его мнению, альтернативой применения силы являлось массовое истребление мирного 
населения. Концепция «справедливой войны» была использована Иоанном Павлом II в 
качестве   критики   чрезмерно   поспешного   применения   силы   коалицией,   возглавляемой 
американцами, в ходе второй войны в Персидском заливе*.

* Melay T.P. The Ambassadors Story. Indiana. 1994. P. 96, 113—114.

В связи с этим многовековой опыт ватиканской дипломатии в области посредничества, 
добрых услуг и арбитража становится особенно ценным. Будущим папским дипломатам 
постоянно   напоминают,   что   осуществление   миротворчества   является   приоритетной 
задачей   всякой   дипломатической   миссии,   и,   в   особенности,   дипломатической   миссии 
Святого   престола.   Такое   видение   вполне   отвечает   стремлению   дипломатии   Святого 
престола   способствовать   формированию   культуры,   соответствующей   христианским 
заповедям.   В   последние   десятилетия   дипломатия   Ватикана   активно   включилась   в 
разрешение   наиболее   затяжных   и   кровопролитных   конфликтов   путем   побуждения 
противоборствующих   сторон   к   диалогу   и   восстановлению   мира   на   основе   взаимного 
уважения.

Иоанн   Павел   II   неоднократно   призывал   «никогда   не   отказываться   от   диалога   и   не 
полагаться на силу оружия»*. Ответственность за последствия локальных вооруженных 
конфликтов   ложится   не   только   на   противоборствующие   стороны,   но   в   еще   большей 
степени   на   «развитые   и   сильные   страны,   которые   не   способствуют   возобновлению 
диалога, а напротив, побуждают их к войне, искушая поставками оружия»**. В последнее 
время   Ватикан,   решительно   осуждая   терроризм,   категорически   высказывается   против 
концепции «превентивной войны»***.

* Giovanni Paolo II. II messaggio sul dialogo per la pace // I documenti sociali della Chiesa. 
Milano 1983. P. 1432.

** Ibid.
231


background image

*** L'Osservatore romano. 2003. 31 gennaio.

Иоанн   Павел   II   неоднократно   говорил   о   возрастающем   значении   дипломатии   как 
инструмента   международного   сотрудничества.   Диалог   во   имя   мира   «особенно   значим, 
когда   попирается   международное   право».   Этическое   измерение   мира   должно   найти 
выражение и гарантию в «адекватных юридических инструментах гражданского общества, 
в договорах, соглашениях, институтах международного сотрудничества, существующих на 
уровне государства, региона, континента, всего международного сообщества»*.

* La Documentation catolique. Citta del Vaticano. 1987. P. 187.

Это позволит, по словам понтифика, «избежать, насколько возможно, такого положения, 
когда   наиболее   слабые   становятся   жертвой   злой   воли,   применения   силы   или 
манипулирования общественным сознанием; прогресс цивилизации состоит в отыскании 
средств   защиты   и   развития   мироустройства,   согласующегося   с   нашей   совестью. 
Дипломатия призвана занять достойное место в устройстве жизни по законам совести»*.

* Ibid.

Дипломатические отношения представляются папе «адекватным средством задействовать 
моральные и нравственные ресурсы народов мира». Чтобы соответствовать достижению 
этой   цели,   дипломаты,   по   его   мнению,   должны   обладать   рядом   важных   качеств. 
Демонстрировать   солидарность   и   открытость   к   проблемам   других   людей,   терпимость, 
понимание   и   признание   существующих   между   людьми   различий,   ощущать   особую 
ответственность при ведении диалога. Им следует прибегать к исключительно мирным, 
ненасильственным   средствам   разрешения   конфликтных   ситуаций.   Их   цель   состоит   в 
поиске точек соприкосновения у каждой из противоборствующих сторон.

Говоря об основных чертах дипломатии Святого престола, Иоанн Павел II выделяет также 
ее гуманитарное измерение. В гуманитарное измерение дипломатии входит: обеспечение 
интересов местных церквей, искоренение насилия в международной жизни, укрепление 
веры в человека, деятельность в пользу усовершенствования человеческой личности путем 
пробуждения   в   ней   чувства   истины,   справедливости,   братства,   или,   по   крайней   мере, 
осторожности.

В то же время в Ватикане подчеркивают, что этическое измерение мира должно найти 
выражение и гарантию в конкретных юридических инструментах гражданского общества: 
в   договорах,   соглашениях,   институтах   международного   сотрудничества.   Особый   упор 
Иоанн   Павел   II   делает   на   индивидуальную   инициативу   каждого   участника 
международных отношений: «Урегулирование неразрешимых на первый взгляд проблем 
осуществляется   зачастую   благодаря   смелым,   решительным   инициативам,   кладущим 
начало диалогу в духе взаимопонимания и уважения достоинства каждого из партнеров. 
Люди, которые проявляют такую инициативу, заслуживают звания «строителей мира» в 
его евангелическом смысле»*.

232


background image

* Jean-Paul II. Discours au corp diplomatique. 1986. 11 Janvier // L'Osservatore Romano. 1986. 
12 Janvier.

Концепция диалога как признания неотъемлемого человеческого достоинства, уважение 
жизни каждого человека рассматривается Ватиканом в качестве основы миротворческого 
дипломатического   искусства.   Преследуя   в   первую   очередь   цели   защиты   религиозной 
свободы,   папа   готов   идти   на   установление   дипломатических   отношений   с   любым 
государством,   независимо   от   существующего   там   политического   режима   и   социально-
экономического строя. В связи с этим Святой престол, в отличие от светских государств, 
никогда не выступает инициатором разрыва дипломатических отношений, хотя наличие 
таких   отношений   совсем   не   означает   одобрения   всех   действий   властей   в   их 
государственной   политике.   Таким   образом,   принцип   диалога   ложится   в   основу 
международной политики католической церкви.

Инструментом диалога, прежде всего, по словам Иоанна Павла II, является «постоянное 
стремление   использовать   все   возможные   формулы   переговорного   процесса, 
посредничества,   арбитража,   добиться   того,   чтобы   договоренность   превалировала   над 
разногласиями   и   ненавистью»*.   В   зависимости   от   текущего   момента   диалог   может 
принимать   самые   разнообразные   конфигурации.   В   своих   выступлениях   перед 
дипломатическим   корпусом   и   слушателями   Папской   Академии   Иоанн   Павел   II 
неоднократно   говорил   о   возрастающем   значении   дипломатии   как   инструмента 
международного сотрудничества. Диалог во имя мира «особенно значим, когда попирается 
международное право». Этическое измерение мира должно найти выражение и гарантию в 
«адекватных   юридических   инструментах   гражданского   общества,   в   договорах, 
соглашениях,   институтах   международного   сотрудничества,   существующих   на   уровне 
государства, региона, континента, всего международного сообщества».

* Giovanni Paolo II. II messaggio sul dialogo per la pace // I documenti sociali della Chiesa. 
Milano 1983. P. 1428—1429

Решения   Второго   Ватиканского   собора   способствовали   пониманию   необратимости 
возникшей   между   государствами   взаимозависимости.   Иоанн   XXIII   неоднократно 
подчеркивал, что развитие и уважение прав человека, лежащие в основе прочного мира, не 
могут быть обеспечены ничем иным, кроме создания в международном плане условий, 
которые позволят каждому правительству наилучшим образом выполнить свою миссию. 
Политическая   власть   предполагает   огромную   ответственность   в   силу   сложности   и 
масштабности проблем, с которыми сталкивается каждое правительство.

Именно   в   этом   контексте   на   первый   план   выступало   то,   что   Иоанн   XXIII   назвал 
принципом субсидиарности. Так же как частная собственность должна быть подчинена 
общему   интересу,   так   и   управление   государством   должно   служить   благу   всего 
человечества. Подобная цель достижима лишь при условии гармонизации деятельности 
правительств различных государств со стороны координирующего органа.

Совместная   работа   в   этом   направлении   осуществляется   в   международных 
правительственных и неправительственных организациях, на международных совещаниях 
и   конференциях,   где   дипломатическое   присутствие   Ватикана,   рассматривающего 

233


background image

концепцию   солидарности   и   общего   блага   в   качестве   ключевого   организационного 
принципа международного сотрудничества, становится весьма значимым.

В арсенале используемых Ватиканом средств есть и то, что принято называть «народной 
дипломатией».   Группы   мирян,   объединенные   в   такие   организации,   как,   например, 
«базовые   католические   общины»,   возникшие   в   качестве   первичных   организаций 
бразильской   Лейбористской   партии,   «Опус   Деи»   и   «Новые   катекумены»   в   Европе   и 
других регионах мира, хотя и отличаются друг от друга по методам работы и подходу к 
проблемам, тем не менее, доказали свою способность мобилизовать католические массы 
для решения вопросов международной политики.

Широко   известна   миротворческая   и   посредническая   деятельность   одного   из   самых 
выдающихся   политических   и   церковных   лидеров,   антифашиста,   соавтора 
демократической итальянской конституции 1947 г., мэра Флоренции Джорджо Ла Пира. В 
годы   «холодной   войны»   Ла   Пира   организовал   международные   встречи   под   лозунгом 
«Христиане, иудеи, мусульмане — живите в мире в единой семье Авраама!». В 1955 г. он 
собрал   во   Флоренции   мэров   столичных   городов,   включая   Москву  и   Пекин,   что   в   тех 
условиях   казалось   абсолютно   невероятным.   В   1959   г.   Ла   Пира   направился   в   Москву, 
пытаясь наладить диалог между Востоком и Западом.

Еще один известный католический деятель профессор Андреа Риккарди в 1968 г. основал 
в   Риме   общину   Сант-Эд-жидио,   учредившую   свои   организации   почти   на   всех 
континентах.   Община   находится   под   патронажем   Папского   совета   мирян   и   имеет   при 
Ватикане статус международной общественной ассоциации.

В   1996   г.   в   Риме   под   эгидой   этой   общины   была   проведена   встреча   400   религиозных 
лидеров всего мира. Девизом встречи стало изречение «Религия и война — больше не 
сестры и не подруги, они принадлежат к противостоящим лагерям». С 1998 г. община 
принимает участие в регулярно проходящем в Падуе и Венеции симпозиуме по вопросам 
развития   диалога   между   религиями.   Община   выдвинута   на   соискание   Нобелевской 
премии мира.

Руководители   общины   Сант-Эджидио   постоянно   информируют   о   своих   начинаниях   и 
связях   Государственный   секретариат   и   другие   ведомства   Римской   курии,   а   также 
Министерство   иностранных   дел   Италии   и   через   него   Комиссию   и   Парламент 
Европейского союза.

Фактически эта организация обеспечивает Святому престолу проведение «параллельной 
дипломатии»,   формально   не   испрашивая   разрешения   на   свои   действия   и   контакты   и 
снимая,   таким   образом,   с   официальных   дипломатов   ответственность   за   результаты 
подобных акций.

В эпоху чрезвычайно возросшего влияния средств массовой информации Святой престол 
успешно прибегает к так называемой «экспрессивной дипломатии», основанной на том 
различии, которое церковь проводит между так называемой «инструментальной» властью, 
базирующейся   на   экономическом   и   военном   могуществе,   с   одной   стороны,   и 
«экспрессивной властью», завоевывающей сердца и умы людей, — с другой.

В   инструментарий   «экспрессивных   средств»   дипломатии   входят:   «формулировка 
коллективной   идеи,   продвижение   коллективных   норм   и   символическое   отображение 
идей». В настоящее время основным оружием «экспрессивной дипломатии», вне всякого 
сомнения,   являются   средства   массовой   информации.   В   эпоху   засилья   телевидения, 

234


background image

навязывающего   электронно-лучевой   образ   той   или   иной   личности,   упор   церкви   на 
символизм является единственно возможным ответом католицизма на вызов времени.

Со времени понтификата Павла VI кругосветные папские паломничества стали составной 
частью   «экспрессивной   дипломатии»   Святого   престола   и   ее   наиболее   эффективным 
средством. В этом контексте введенный Иоанном Павлом II обряд целования земли по 
прибытии   в   аэропорт   является   не   только   знаком   уважения   к   стране,   но   и   тщательно 
продуманным и срежиссированным дипломатическим приемом, призванным укрепить в 
сознании народных масс, что Римский первосвященник — это святой паломник, а не глава 
государства.

Этот прием обеспечивает ватиканской дипломатии и определенную широту маневра. Как 
паломник папа сам волен определять, будут ли во время визита в контактах с местным 
правительством поставлены в повестку дня не только международные; но и социально-
политические вопросы.

Будущее   папской   дипломатии   ватиканские   правоведы   связывают   с   эволюцией 
суверенитета   как   категории   исторической.   Признавая   практические   выгоды 
государственности,   Святой   престол   пришел   к   выводу   о   происходящей   трансформации 
концепции   суверенитета   в   качестве   организационного   принципа   международных 
отношений.

Это стало теоретической основой положения, что оправдать власть может только «общее 
благо». Суверенитет в его нынешней форме может и не быть источником этого «блага» из-
за своего внутреннего структурного дефекта, особенно заметного в современном все более 
взаимозависимом мире.

Этим   объясняется   стремление   ватиканской   дипломатии   максимально   сузить   сферу 
суверенитета   в   пользу   международного   сообщества,   сущностной   характеристикой 
которого   станет   не   баланс   сил   между   различными   блоками,   а   взаимозависимость, 
сотрудничество и развитие новых норм международного права.

235