ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3189
Скачиваний: 7
20
И.В. Власова
данства единому государю, то эти признаки этничности утратили
консолидирующую роль из-за феодальной раздробленности. В то
же время при распространении грамотности и появлении образован-
ных людей выросло значение культурной общности по сравнению
с ранним средневековьем. Этническая история древнерусской на-
родности превратила ее в позднем средневековье в гомогенную и
жизнеспособную. Славянская народность этой эпохи стала основой
для формирования нации, но уже в Новое время в период развития
капитализма (
Иванов, Литаврин
1989б: 318-321, 348).
Еще в эпоху Петра I и особенно позднее, во времена М.В. Ломо-
носова, появились понятия
россияне
,
российский народ
. Название
«Россия» – заимствованное, западного происхождения, не сразу
прижившееся. Понятие «российский» уступало место господствовав-
шему «русский», и в течение всего XVIII в. шла «конкуренция» этих
терминов, иногда подмена, вытеснение «русского» «российским»
(
Трубачев
1995: 31-33). В это же время стали появляться понятия
«Отечество» и «гражданин». Все они получили законченное тол-
кование в трудах историков, мыслителей, общественных деятелей
с начала XIX в. По Н.М. Карамзину, такие понятия означали граж-
данственность, развитое чувство глубокой связи с Отечеством,
основанное на осознании причастности к русской культуре и
православию. В 1811 г. в «Предисловии» к «Истории государства
Российского» Н.М. Карамзин отмечал, что «подобно другим странам
Европы [Россия] являет собой плоды долговременной гражданской
жизни. Не надобно быть Русским: надобно только мыслить, чтобы
с любопытством читать предания народа, который смелостию и
мужеством снискал господство над девятою частию мира, открыл
страны… внес их в общую систему географии, истории, просветил
Божественною верою, без насилия…». Он определил, «чтò входит
в состав гражданского бытия людей: успехи разума, искусства,
обычаи, законы, промышленность» (
Карамзин
1993: 18-19, 24). Его
отождествление «российскости» с русской культурой и правосла-
вием основывалось на восприятии этих терминов как синонимов и
не исключало культуру других народов.
К понятиям «россияне», «русские» как синонимам прибегал
также А.С. Пушкин. Это видно, например, в стихотворении «Вос-
поминания в Царском Селе» (1815 г.), в котором он описывал по-
беды соотечественников в войне 1812 г. Для него синонимичными
были понятия – «росски исполины», «россияне», «русские поля»,
«Россия», «русский», «россов меч» (
Пушкин
1904: 35-37).
21
Виды идентичности русских
Тем не менее, эти термины не взаимозаменяемы, иначе здесь
будет скрыта не только языковая ошибка. Понятие «русский» озна-
чало этничность, «российское» – зависимость от государственно-
территориального статуса, а также включение в себя и нерусских
россиян. Оба эти начала взаимно дополняют и обогащают друг
друга и ни в коем случае не должны быть противопоставлены
(
Троицкий 1995: 14).
В трудах мыслителей начала ХХ в. «российское» и «русское»,
оставаясь еще во многом синонимами, также не исключали
культуру и веру других народов. Так, философ и экономист П.Б.
Струве в 1917 г. говорил о российской или общерусской нации
и считал Россию «многонародным» государством, обладающим
в то же время национальным (общенародным) единством. Это
уже взгляды на российскую нацию как на государственную, а
не на этническую по своей природе. В 1918 г., говоря о воз-
рождении России после Октябрьской революции, П.Б. Струве
обосновал мысль о духовном единстве, которое должно быть
в общенародном сознании – о национальной идее. Такая идея,
по его мнению, должна была возвратить России ее духовно-по-
литическое объединение, и в ней надо воспитывать «широкие
народные массы» (
Струве 1991: 473, 476-477). Как свидетель-
ствует наша история, русская идея была выработана веками и
связана с межкультурной интеграцией российских народов. В свою
очередь, культура любого нашего народа пронизана «мощней-
шим гравитационным полем русской культуры и русского языка»
(
Миронов 2001: 6).
Другой мыслитель-эмигрант И.А. Ильин также рассматривал про-
блему «русских», «россиян». В 1920-х годах он говорил о них как
о «многонародной нации». Поскольку Россия «многонациональна
и многоисповедна», то, по его мнению, без «уважения и терпи-
мости к разнообразию» она не сможет объединиться и окрепнуть
(
Ильин 1999а: 330; Ильин 1994: 130), должно быть «братское
единение между народами России», «братьями по единочувствию
и единомыслию» (
Ильин 1992: 19-27; Ильин 1999б: 396). Кроме
того, И.А. Ильин уповал на Россию будущего как на национальное
государство, не однонациональное, а единонациональное, и воз-
лагал надежду на «духовные силы национальной России». Но для
этого, как он считал, в людях надо «укреплять… инстинкт наци-
онального самосохранения» с детства, развивать «национально-
государственное чутье» (
Ильин 1999в: 317-321).
22
И.В. Власова
Еще один мыслитель начала ХХ в. Г.П. Федотов говорил о
соотнесенности национального чувства со спецификой нашего
государства. В его понимании Россия – не Русь, но союз народов,
объединившихся вокруг Руси. В отношении нашего сознания он не-
однократно подчеркивал его многоуровневость: оно должно быть
«достаточно сложным и гибким, чтобы учитывать многонациональ-
ную специфику государства. Для народов великоросской ветви это
сознание должно быть одновременно великорусским, русским и
российским… Задача каждого русского состоит в том, чтобы рас-
ширить свое русское сознание (без ущерба для его «русскости») в
сознание российское» (
Федотов 1991, т. 1: 128; т. 2: 179-180, 305)
(термины
русское и российское разведены – И.В.). Таким образом,
мыслители начала ХХ в. понимали, что Россия накануне 1917 г.
была и империей, и национальным государством на основе много-
народной нациии. Они видели, как развивались тождественность
русских и их российское сознание, из чего они «произрастают» и
к чему должны идти.
Еще один вид идентичности был присущ нашему народу – кре-
стьянское сознание, которое глубоко сидело в мировоззрении не
только крестьян, но и народа, бывшего многие века преимуще-
ственно крестьянским. Крестьяне воспринимали себя и свой мир,
соотнося его с государством. Свою общину это сословие мыслило
как минигосударство со всеми атрибутами и функциями. Хотя
государственное и мирское всегда противостояли друг другу,
чувство государственности развивалось у крестьянского мира, т.е.
идентичности мирская (крестьянская), общинная, государственная
имели одну основу, ибо отношение к России у крестьян было то
же, что и к миру (
Лурье 1994: 141-143). Это особенно проявлялось
при освоении русскими крестьянами новых земель. Россия, как
они полагали, везде, где поселяются русские. Освоенная земля
включалась в сакральные границы государства. Правда, в каждом
конкретном случае представления крестьянских поселенцев могли
быть свои, связанные со своей локальной идентичностью. Напри-
мер, представления старожилов и новоселов Сибири рознились
и были обусловлены той идентичностью, которая была присуща
им в местах выхода (на их родине) и во временной период вы-
хода. В заселявшемся еще ранее сибирских просторов Диком
Поле переселенцы создавали свой «автономный мир», который
постепенно соотносился с большим миром – государством (
Лурье
1996: 255-256).
23
Виды идентичности русских
Итак, со временем понятия «русский» и «православный» стали
тождественными. Даже свою национальную принадлежность, ко-
торая сложилась в конце XIX – начале ХХ в., русские, в отличие от
других народов, стали определять не понятием «кто я», а «какой
я», т.е. наметилось предпочтение не биологического (кровного)
основания в их этносознании, а качественной категории. В такой
качественной русскости состоит феномен этого явления, который
определялся не столько кровным родством, сколько единодушием.
Не случайно у всех православных русских самыми почитаемыми
святыми стали образы Николая Чудотворца и других святых, не-
смотря на то, что многие из них возникли не в русских землях
и не были изначально русскими. Главным было единение души
(
Ирзабеков 2008: 91-95).
Об этом духовном содержании русскости (сущности души) го-
ворили многие мыслители, публицисты, писатели. Недаром И.А.
Бунин сформулировал такое понимание: «Россия и русское слово
(как проявление ее души, ее нравственного настроя) есть нечто
нераздельное» (там же: 112). Россия представлялась и П.Б. Струве
«живой соборной личностью» и «духовной силой» (Струве 1991:
476). И.А. Ильин называл характерными свойствами русских ин-
стинктивность и духовность: у русских «государственный инстинкт,
дух лояльности и христианское терпение», что составляет «рус-
скую идею». Сила русского национального характера (и русского
самосознания) обусловлена тем, что он исторически развивался
«в суровой природе, закалялся в войнах, приобретал глубину и
благородство в молитвах», а «хранилищем» русского националь-
ного характера была русская семья (
Ильин 1993а: 359-363; Ильин
1993б: 423; Ильин 1999г: 366).
В этническом сознании русских многое изменилось в советский
период истории. После 1917 г. с началом нациестроительства под
понятием
русский понимались только бывшие великороссы. Но это по-
следнее название исчезало из самосознания и общественной практики
и заменялось на «русские». Состояние государственности повлияло
на понимание этих терминов. Национальная государственность в
советский период была отнесена к этнотерриториальным единицам –
автономным и союзным республикам. На основе сознания этнических
общностей или религиозно-племенных групп этих республик были
сконструированы социалистические нации и шло становление единого
советского народа с его интернационализмом и дружбой народов,
ставшего гражданской нацией (
Тишков 2013: 253-258, 274).
24
И.В. Власова
СССР как государство явилось продолжением исторического
Российского государства. Как и последнее, СССР стало националь-
ным государством, хотя слово «Россия» исчезло из его названия, и
перестали употребляться понятия «российский народ», «россияне».
В общественной же мысли продолжало жить понимание россиян
как многонародной нации. Но до сих пор остается ее старое по-
нимание и в этническом смысле (
Тишков 2007а: 595; Малыгина
2005: 254-257).
Со второго десятилетия ХХ в. русские стали жить как бы «в рас-
слабленном аморфном состоянии», в то время как остальные наши
народы сплачивались. Русские к тому времени уже давно объеди-
нились, создали свою страну, доказали свою силу, а «малые» на-
роды собирались, чтобы выжить, сохраниться (
Жуков, Чавчавадзе
2009: 4). При становлении новой общности – советского народа с
ее принципами дружбы, братства, интернационализма оказалось,
что эта общность была подготовлена долгим предшествующим
развитием российской государственности и культуры, которые
охватили разные стороны бытия российского народа (экономику,
управление, законодательство, межэтническое сближение и др.).
Везде были признаки интеграции, прошедшие проверку на проч-
ность на протяжении XVI – XX веков (
Трепавлов 2011: 134-135;
Вдовин, Зорин, Никонов 2007: 53, 60, 66). Но с созданием «совет-
ского народа» русские теряли свое этносознание и превращались в
«старшего брата» среди наших народов. Их сознание становилось
все более размытым.
ХХ в. с его катастрофами, разрушительными войнами, ката-
клизмами, бесконечными социальными, культурными и другими
экспериментами не способствовал сохранению в неприкосновен-
ности русского самосознания. Неизбежными были перемены и в
нем, и в характере народа, особенно это заметно в наши дни. Так,
присущие русским черты сострадания, милосердия, солидарности
и многие другие сейчас порой не видимы. А когда-то, как писал
И.А. Ильин, «велик в своем служении и в жертвенности русский
народ» (
Ильин 1994: 134; 1993: 423). Многогранность, стойкость,
трудолюбие, присущие русским, отмечал и другой эмигрант И.Л.
Солоневич: «… в характере, инстинкте, в духе русского народа
есть свойства… которые… на протяжении тысячи лет проявили
себя с достойной определенностью». Русский, прежде всего, это
«деловой человек». Доказательством тому служит 21 млн. кв. км,
которые он освоил и создал свою государственность на 1/6 части