Файл: Russkie_etnokulturnaya_identichnost.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3107

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

290

И.М. Денисова

в верхний мир и сопоставив с обрядностью посвящения в шаманы 

(

Пропп

 1946: 193-194).

9. Мотив скрытых под деревом или в дупле его золота, сокровищ встре-

чается в сюжетах различных сказок (варианты типов по АА №№ 735, 

834, 1643 и др.) и сопоставим с мотивом спрятанного в дереве яйца, 

являясь, видимо, более поздней трансформацией образа источника 

жизни.  С  этих  же  позиций  надо  рассматривать,  на  наш  взгляд,  и 

мотив скрытого в яйце богатства (см. ниже).

10. В обрядах и фольклоре славян мотив подъема на дерево носит пре-

имущественно  эротико-брачную  окраску  (примеры  см.: 

Денисова

 

2012: 52). 

11. Образ 

подземного Древа

 является довольно распространенным архе-

типом, он четко фиксируется, к примеру, в Древней Греции в образе 

гранатового  дерева,  соотносимого  с  разными  ипостасями  богини 

подземного мира; существовало верование, что «души отщипывали 

зерна  от  плодов  граната,  которые  клали  на  могилы  умершим»;  в 

мифах известен и мотив беременности от граната (

Кереньи

 2000: 

149-155). Скорее всего, подземное Древо – это один из наиболее 

ранних вариантов Древа жизни, связанный с образом олицетворяе-

мой божественной земли, ее вечно рождающим подземным лоном, 

через которое мыслился круговорот всей жизни. 

12. В.Я. Пропп довольно кратко касается образа птицы, считая ее во-

площением  человеческой  души,  и  приводя  много  типологических 

параллелей, где имеются примеры как оборотничества в птицу, так 

и птицы-переносчика в «иной мир», и даже птицы, проглатывающей 

душу умершего, однако эти образы автор не разделяет (

Пропп

 1946: 

189-192). Н.В. Новиков никак не объясняет этот образ, включая лишь 

большую  птицу-переносчика  в  число  помощников  героя  (

Новиков

 

1974: 155-156).

13. Этот мотив можно сопоставить с распространенным свадебным обы-

чаем поедать курицу (под которую могли подкладывать и яйца), а 

иногда – утку или гуся. Свадебный обряд, как известно, унаследовал 

многие элементы инициационной обрядности. Например, в Костром-

ской обл. курица могла сочетаться с калиной – символом «красоты» 

невесты, представление о которой формировалось еще в лоне этой 

обрядности (

Морозов

 1998: 53-54, 72; 

Денисова

 1995: 57-105).

14. Как один из вероятных прототипов и вариантов данного семантиче-

ского комплекса можно рассматривать неоднократно приводившийся 

исследователями древний хеттский текст о вечнозеленом дереве, с 

которого свешивалась шкура овцы, внутри нее помещался жир, в 

нем – некое зерно, а в конце этой цепочки – долгие годы жизни и 

потомство (

Иванов, Топоров

 1974: 35). Кстати, образ овцы данного 

заговора  можно  сопоставить  с  образом  вепря,  встречающимся  в 

похожей на нашу «цепочке» в европейских сказках – к примеру, в 


background image

291

Мифологемы восточнославянской сказки

венгерской жизнь дракона была спрятана в кубышке с осами, она – в 

зайце, а он – в диком вепре (Золото в печке

 2002

: 69).

15. Дерево иногда выпадает и в «цепочке» сказок: «Есть на остраве 

камень, а в том камне заяц, а в том зайце вутка, а в той вутке яйцо, 

в том яйце жавток, а в том жавтке каменек: то моя смерть!» (Аф.: 

№ 160), а чаще выпадает заяц, либо заменяется иным животным. 

В большинстве случаев камень в сказках был, вероятно, вытеснен 

каменной плитой, ящиком, сундуком и т.п. 

16. Этот странный сюжет имеет, однако, свое мифологическое объяс-

нение, так как печь, с одной стороны, – известный символ материн-

ского чрева, а с другой – она может входить в число составляющих 

элементов «сакрального центра» как в заговорах, так и в сказках 

– сказочные змеихи чаще всего оборачиваются яблоней, криницей 

и печью (ср. выше в тексте сказочный мотив подземной печи, свя-

занный с образом старушки). Встречаются также сказки, где герой 

должен бросить добытое им яйцо с жизнью Кащея именно в печь 

(

Новиков

 1974: 210). 

17. Приведенные слова в болгарском обряде имели, вроде бы, обратный 

смысл, так как яйцо клали в гроб вареное с целью защиты от «хож-

дения» нечистого покойника, однако несомненно, что здесь налицо 

инверсия более древнего представления. 

18. У этого мифа была своя сложная история развития (см. 

Волчок

 1986: 

97). Образ золотого чрева-яйца имел значение, видимо, не только 

в космогонии, но и в представлениях о «переходных» состояниях 

человека. Так, в индийских обрядах типа инициационных изготав-

ливали «золотое чрево» с особым составом жидкости внутри, куда 

опускался человек, желавший изменить свой статус (

Фрэзер

 1985: 

244). Вспомним преображение нашего сказочного героя в котле с 

молоком.

Литература

Агапкина

 2002 – 

Агапкина Т.А.

 Мифопоэтические основы славянского 

народного календаря. Весенне-летний цикл. М., 2002.

Агапкина

 2010 – 

Агапкина Т.А.

 Восточнославянские лечебные заговоры 

в сравнительном освещении: Сюжетика и образ мира. М., 2010.

Агапкина, Белова 2012 

– 

Агапкина Т.А., Белова О.В. 

Яйцо пасхальное 

// Славянские древности (далее – СД). Т. 5. М., 2012. С. 626-632.

Анисимов

  1959  – 

Анисимов  А.Ф.

  Космогонические  представления  на-

родов Севера. М., 1959.

Бараг

 1971 – 

Бараг Л.Г. 

Сюжеты и мотивы белорусских волшебных сказок 

(Систематический указатель) // Славянский и балканский фольклор. 

М., 1971. С. 182-235.

Белова

 2000 – 

Белова О.В.

 Славянский бестиарий. М., 2000.


background image

292

И.М. Денисова

Березкин

 1983 – 

Березкин Ю.Е.

 Мочика. Л., 1983.

Березкин

 1991 – 

Березкин Ю.Е.

 Южноамериканский миф о свержении 

власти женщин // Этнические стереотипы мужского и женского по-

ведения. СПб., 1991. С. 183-210.

Березкин

 1996 – 

Березкин Ю.Е.

 Мифология индейцев Латинской Америки: 

небольшая ретроспектива недавних исследований // Американские 

индейцы: новые факты и интерпретации. М., 1996. С. 136-152.

Велецкая

 1978 – 

Велецкая Н.Н.

 Языческая символика славянских арха-

ических ритуалов. М., 1978.

Веселовский

 1938 – 

Веселовский А.Н.

 Собрание сочинений. Т. 16. М.; Л., 1938.

Веселовский

 2006 – 

Веселовский А.

 Народные представления славян. 

М., 2006.

Виноградова

 1986 – 

Виноградова Л.Н.

 Мифологический аспект полес-

ской «русальной» традиции // Славянский и балканский фольклор. 

М., 1986. С. 88-135.

Виноградова

 2012 – 

Виноградова Л.Н.

 Яйцо // СД. Т. 5. М., 2012. С. 621-

626.

Волоцкая

 1987 – 

Волоцкая З.М.

 Элементы космоса в фольклорной мо-

дели мира (на материале славянских загадок) // Исследования по 

структуре текста. М., 1987. 

Волчок

  1986  – 

Волчок  Б.Я.

  Протоиндийский  бог  разлива  //  Древние 

системы письма. Этническая семиотика. М., 1986. С. 69-106.

Гагулашвили 

1984 – 

Гагулашвили И.Ш.

 О символике цвета в грузинских 

заговорах // Фольклор и этнография. Л., 1984. С. 212-221.

Грачева 

1976 – 

Грачева Г.Н.

 Человек, смерть и земля мертвых у нганасан 

// Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири 

и Севера. Л., 1976. С. 44-66.

Гура

  1997  – 

Гура  А.В.

  Символика  животных  в  славянской  народной 

традиции. М., 1997.

Денисова

 1995 – 

Денисова И.М.

 Вопросы изучения культа священного 

дерева у русских. М., 1995.

Денисова

  2003а  – 

Денисова  И.М.

  Отражение  фито-антропоморфной 

модели  мира  в  русском  народном  искусстве  //  Этнографическое 

обозрение (далее – ЭО). 2003. № 5. С. 68-86.

Денисова

 2003б – 

Денисова И.М.

 Зооморфная модель мира и ее отголоски 

в русской народной культуре // ЭО. 2003. № 6. С. 19-40.

Денисова

  2004  – 

Денисова  И.М.

  «Живой  Космос»:  древнейшая  модель 

Вселенной в мировой мифологии и русской народной культуре // Древ-

нерусская космология. М., 2004. С. 368-472.

Денисова

  2009а  – 

Денисова  И.М.

  Образы  острова  и  камня  в  русской 

фольклорной традиции: поиски семантических истоков // ЭО. 2009. 

№ 5. С. 76-92.

Денисова

 2009б – 

Денисова И.М.

 Забытый символ в русском народном 

искусстве // Очерки русской народной культуры. М., 2009. С. 670-719.


background image

293

Мифологемы восточнославянской сказки

Денисова

 2012 – 

Денисова И.М.

 «Ступай к этому древу лазоревому, влезь 

на него…» (К вопросу об образе дерева в русских сказках) // ЭО. 2012. 

№ 6. С. 43-59.

Дмитриева

 1988 – 

Дмитриева С.И. 

Фольклор и народное искусство рус-

ских Европейского Севера. М., 1988.

Добровольская

 2009 – 

Добровольская В.Е.

 Предметные реалии русской 

волшебной сказки. М., 2009.

Емельянов

 1994 – 

Емельянов В.В.

 Мифологема потопа и шумерская исто-

риография // Петербургское востоковедение. Вып. 6. СПб., 1994. 

Ершова

 1997 – 

Ершова Г.Г.

 Зодиакальный пояс в представлениях мезо-

американцев // Дракон и Зодиак. М., 1997.

Завьялова

 2006 – 

Завьялова М.В.

 Балто-славянский заговорный текст: 

лингвистический анализ и модель мира. М., 2006.

Зазыкин

 1999 – 

Зазыкин В.И.

 Мать-сыра земля. Образ земли как матери 

в этнографии и фольклоре. Нью-Йорк, 1999.

Зеленин

 1937 – 

Зеленин Д.К.

 Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах 

европейских народов. М.-Л., 1937. 

Иванов 

1891 – 

Иванов П.

 Из области малорусских народных легенд // ЭО. 

1891. № 2. 

Иванов

 1993 – 

Иванов В.В.

 К истории птичьего мифологического эпоса // От 

мифа к литературе. М., 1993. С. 21-24.

Иванов, Топоров

 1974 – 

Иванов В.В., Топоров В.Н. 

Исследования в об-

ласти славянских древностей. М., 1974.

Кабакова 

2002 – 

Кабакова Г.И.

 Антропология женского тела в славянской 

традиции. М., 2002.

Кагаров

  1913  – 

Кагаров  Е.

  Культ  фетишей,  растений  и  животных  в 

Древней Греции. СПб., 1913.

Кереньи

 2000 – 

Кереньи К.

 Элевсин: Архетипический образ матери и 

дочери. М., 2000.

Киуру, Мишин

 2001 – 

Киуру Э.С., Мишин А.И.

 Фольклорные истоки «Ка-

левалы». Петрозаводск, 2001. 

Клингер

  1911  – 

Клингер  В.

  Яйцо  в  народном  суеверии  //  Serta 

Borysthenica. Сборник в честь профессора Ю.А. Кулаковского. Киев, 

1911. С. 119-146.

Козырев

 1912 – 

Козырев Н.Г. 

Свадебные обряды и обычаи в Островском 

у. Псковской губ. // ЖС. 1912. Вып. 1. 

Комороци

 1981 – 

Комороци Г. 

К символике дерева в искусстве древнего 

Двуречья // Древний Восток и мировая культура. М., 1981. С. 47-52, 

153, 154.

Котляр

 1975 – 

Котляр Е.С.

 Миф и сказка Африки. М., 1975.

Котляревский

 1868 – 

Котляревский А.О.

 О погребальных обычаях язы-

ческих славян. М., 1868. 

Криничная

 2011 – 

Криничная Н.А.

 Крестьянин и природная среда в свете 

мифологии. М., 2011. 


background image

294

И.М. Денисова

Кызласов

  1982  – 

Кызласов  И.Л.

  Гора-прародительница  в  фольклоре 

хакасов // СЭ. 1982. № 2. С. 83-92.

Латынин

 1933 – 

Латынин Б.А.

 Мировое дерево, древо жизни в орнаменте 

и фольклоре восточной Европы. Л., 1933. 

Луркер

 1998 – 

Луркер М.

 Египетский символизм. М., 1998.

Лурье

 1932 – 

Лурье С.Я.

 Дом в лесу // Язык и литература. Т. 8. Л., 1932. 

С. 159-193.

Мадлевская

 2002 – 

Мадлевская Е.Л.

 Царь-девица (К вопросу о противо-

борстве мужского и женского персонажей в русской сказке) // Мате-

риалы по этнографии. Т. 1. СПб., 2002. С. 53-108. 

Мандельштам

 1882 – 

Мандельштам И.

 Опыт объяснения обычаев (индо-

европейских народов), созданных под влиянием мифа. СПб., 1882.

Мелетинский 1958 – Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. М., 1958.

МНМ – Мифы народов мира. Т. 1, 2. М., 1980.

Морозов

 1998 – 

Морозов И.А.

 Женитьба добра молодца. Происхождение 

и типология традиционных молодежных развлечений с символикой 

«свадьбы» / «женитьбы». М., 1998. 

МС 1991 – Мифологический словарь. М., 1991.

Народная  библия  2004  –  «Народная  библия»:  Восточнославянские 

этиологические легенды. М., 2004. 

Неклюдов

 2002 – 

Неклюдов С.Ю.

 Вещественные объекты и их свойства 

в фольклорной картине мира // Признаковое пространство культуры. 

М., 2002. 

Никулин 

1995 – 

Никулин Н.И.

 Вьето-монгольский миф о мировом древе 

и становление литературы // Мифология и литературы Востока. М., 

1995. С. 126-147.

Новиков

 1974 – 

Новиков Н.В.

 Образы восточнославянской волшебной 

сказки. Л., 1974.

Островский

  2002  – 

Островский  А.Б. 

Обряды  деревенской  общины  в 

ситуациях бедствия // Материалы по этнографии. Т. 1. СПб., 2002. 

С. 109-156.

Отреченное 2002 – Отреченное чтение в России XVII-XVIII веков. М., 

2002.

Петрухин

 1999 – 

Петрухин В.Я.

 Древо жизни // СД. Т. 2. М., 1999. С. 

133-135.

Померанцева

 1985 – 

Померанцева Н.А.

 Эстетические основы Древнего 

Египта. М., 1985.

Потебня

 2007 – 

Потебня А.А. 

Символ и миф в народной культуре. М., 

2007.

Пропп

 1934 – 

Пропп В.Я.

 К вопросу о происхождении волшебной сказки 

(Волшебное дерево на могиле) // СЭ, 1934, № 1-2. С. 128-151.

Пропп

 1946 – 

Пропп В.Я.

 Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946.

Пропп

 1976 – 

Пропп В.Я. 

Фольклор и действительность. М., 1976.

Пропп

 2005 – 

Пропп В.Я.

 Морфология волшебной сказки. М., 2005.