Файл: Levina_L_M_Etnokulturnaya_istoria_Vostochnogo_P.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 4815

Скачиваний: 47

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

треугольников и т.д. (см. курганы №1 могильника Бедаикасар, №251, 260 некропо-

ля Алтынасар 4м, №№321, 460 могильника Алтынасар 4л, №366 некрополя Алтына-

сар 4р и ряд других). Иногда подобная отделка-аппликация из тонкой позолоченной

кожи в виде простых полосочек, ромбиков, треугольников дополнялась опять-таки

рядами нашивных полушарных серебряных и бронзовых бляшек. Так, например, в

камере первого типа склепа кургана №1 могильника Бедаикасар, в котором древнее

ограбление было совершено вскоре после захоронения молодой женщины, первона-

чально положенной на западную лежанку, рядом со скелетом ранее погребенного

пожилого мужчины. Грабители сбросили труп женщины на пол. На женском костя-

ке сохранились обрывки высоких кожаных сапог с разноцветной кожаной апплика-

цией, шелкового ярко-красного цвета платья с длинной юбкой, которая, учитывая и

красочные отпечатки в глинисто-песчаных заполнивших камеру натеках, достигала

щиколоток (рис. 41), а также фрагменты надетого поверх платья распашного кафта-

на из полихромного (желтого, розового, синего) многослойного шелка с геометри-

ческим (рис. 113) и растительным орнаментом. Необходимо отметить, что орнамент

ткани на воротнике и обшлагах отличался от узора остальной ткани. Последний же

представлял собой в основном синие полоски и розовый геометрический орнамент

на желтом поле. По вороту, обшлагам рукавов и вертикальным бортам кафтан был

украшен аппликациями из позолоченной кожи в виде тонких скрученных пластин,

полосок-ромбиков, треугольников (рис. 116), а также рядами нашивных серебряных

и бронзовых полушарных бляшек. На груди сохранилось два ожерелья: из мелких

стеклянных бусин (короткое) и разновеликих округло-уплощенных янтарных бу-

син (длинное). Среди ребер была и крупная халцедоновая бусина-пуговица, оче-

видно, от платья (рис. 108).

Применение кожи в женской одежде из джетыасарских могильников было до-

статочно распространено и отнюдь не ограничивалось аппликациями из разнофи-

гурной позолоченной кожи или расшитой многоцветными шерстяными и шелко-

выми нитками. Выше упоминалось о сохранившихся в ряде погребений фрагментах

наплечной верхней распашной одежды (возможно, также типа кафтана, короткого

халата или накидки) из тонкой кожи черного или темно-коричневого цвета

(например, курган №27 некрополя Томпакасар, №364, №460 могильника Алтына-

сар 4л, №206 некрополя Алтынасар 4и, №366 могильника Алтынасар 4р и др.).

Наряду с гладкими одноцветными кожаными верхними одеждами (хотя иногда

и украшенными спереди аппликациями позолоченной или расшитой кожи) встре-

чены и иные варианты кожаных наплечных одеяний, обычно сплошь расшитых

геометрическими узорами. Последние одежды характерны прежде всего для погре-

бений могильника Алтынасар 4м (Левина, 1994, с. 12-15), хотя неоднократно встре-

чались они и в курганах других джетыасарских могильников.

Необходимо остановиться на находке из погребения кургана №260 могильника

Алтынасар 4м, так как здесь речь может идти о целом предмете одежды, сохра-

нившемся, вероятно, целиком, но в виде отдельных деталей. Напомним, что из

этого же погребения происходят фрагменты шелковой полихромной ткани из нитей

сафлоро-розовой и желтой окраски, сложного переплетения, тождественной узор-

ным полихромным древнекитайским шелкам. Вероятнее всего, это ткань от платья

или же кафтана захороненной здесь женщины. Помимо обрывков полихромного

шелка в оставленной грабителями груде разрозненных фрагментов дерева, кожи,

ткани были обнаружены большие куски кожи, шесть из которых — прямоугольни-

ки, 56x36-40 см, две неширокие полосы (55x12 см) со следами четырех застежек на

каждой с крупными узкими отверстиями, обшитыми кружками из кожи, куда явно

вставлялось что-то вроде крупных пуговиц (рис. 108). Кроме того, были четыре по-

лосы, образующие две пары в виде лент 70 см длиной и примерно 7-10 см шириной,

213


background image

а также пара таких же лент длиннее - более метра (примерно 120 см). Все шесть

лент с одной стороны срезаны ровно, а с другой стороны имеют заостренную форму

конца стрелы. Все куски кожи были расшиты по всей поверхности каждого фраг-

мента (рис. 117) (параллельными зигзагами, прямоугольниками с узором "конверти-

ком"). Графический узор по коже красного дубления был выполнен, вероятно,

цветной шерстью.

Предлагаемая реконструкция (основной ее автор — А.К.Елкина) представляется

наиболее вероятной, так как лишь при подобном варианте, судя по краевым проко-

лам, оптимально можно состыковать все детали между собой. Возможно, все детали

крепились к общей большой подкладке из ткани (рис. 117).

В целом это была, вероятно, богатая накидка для всадника (всадницы)

(рис. 118). Близкая аналогия такому костюму - наряд скифского всадника из алтай-

ских погребений, хранящийся в Государственном Историческом музее в Москве.

Его костюм также имеет форму "фрака", фалды которого спускались по крупу коня.

Спереди костюма, по плечам огромной ширины (до одного метра) и на груди, до

пояса идет обшивка деревянными позолоченными бляшками-пирамидками, ниже

спереди костюм выполнен из аппликации.

Кожаная расшитая накидка во фрагментах встречена и в других курганах мо-

гильника Алтынасар 4м (например, №№261, 251, 263, 266 и т.д.). Следует полагать,

что это была достаточно традиционная парадная одежда. Но такой костюм вряд ли

был утилитарным предметом быта. Возможно, узоры в виде струящихся широких

полос из зигзагов и вертикальные полосы из ромбов несли семантическую функ-

цию. Не случайно этот узор настойчиво повторяется и на фрагментах из других по-

гребений, которые являются остатками того же предмета. Любопытно отметить, что

такой же узор характерен для определенных типов джетыасарской керамики

(Левина, 1994, рис. ПО,

 7, 8,

 111,

 4;

 114).

Женская обувь представлена в целом ряде погребений прежде всего в виде

фрагментов кожаных сапог на мягкой подошве, с невысокими (в среднем 21-23 см)

и неширокими голенищами. Судя по войлочному тлену в отдельных захоронениях,

иногда кожа нашивалась поверх войлока. Нередко кожа сапог расшивалась геомет-

рическим орнаментом предположительно цветными нитками (рис. 116) или же

украшалась многоцветными кожаными аппликациями. Основной цвет кожи сапог

- черный, темно-коричневый, иногда красноватый или темно-серый. Остатки та-

ких сапог зафиксированы практически во всех погребениях могильника Алтынасар

4м и во многих курганах других некрополей. В отдельных женских погребениях

могильников Алтынасар 4а, 4л, 4о невысокие (22-24 см) кожаные голенища сапог из

одноцветной гладкой кожи, вероятно, стягивались ремешками с маленькими пряж-

к а щ в области щиколоток и голени, а также украшались бронзовыми бляшками. ,^

вв

^

^Особый интерес в джетыасарских могильниках представляют женские головные!

уборы. Если вспомнить степень древних ограблений джетыасарских курганов, не

приходится удивляться тому, что от женских головных уборов сохранились лишь

редкие мелкие обрывки тканей, кожи, войлока, но и они главным образом в местах

металлических украшений. Однако изучение джетыасарских погребений дает осно-

вания считать, что все захороненные имели какое-либо головное покрытие. В на-

ших реконструкциях некоторых головных уборов, безусловно, присутствует немалая

доля гипотетических предположений, основанных на фактах относительной куль-

турной близости "джетыасарцев" с их степными соседями (например, савроматски-

ми и сарматскими племенами).

При реконструкции головных уборов мы старались лишь учитывать мельчайшие

сохранившиеся детали. Так, при реконструкции одежды захороненной в кургане

№163 некрополя Алтынасар 4а головной убор вынуждены были ограничить ткане-

214


background image

вой повязкой-обручем, так как лишь мелкие фрагменты сложенной в несколько

слоев и скрученной хлопчатобумажной ленты-полоски розового цвета были зафик-

сированы в районе черепа погребенной в кургане №163 (рис. 111).

В таких погребениях, как в кургане №1 могильника Бедаикасар 1, №201 некро-

поля Алтынасар 4и и ряде других, сохранившиеся в районе черепа определенной

формы фрагменты войлока с обрывками шелка или хлопчатобумажной ткани (чаще

всего красного и розового цветов) позволяют предполагать наличие шапочки с пло-

ским верхом и украшениями по нижнему краю ее (рис. 111, 113). В погребении

кургана №201 спереди на головном уборе были пришиты шесть бронзовых и сереб-

ряных круглых бляшек с двумя отверстиями по краю для пришивания. На четырех

из шести бляшек сохранились нашитые и с лицевой стороны кусочки довольно гру-

бой хлопчатобумажной ткани. Нашитые бляшки, слегка выпуклые, имели рельеф-

ный геометрический и растительный узор (Левина, 1994, рис. 163). Подобные

бронзовые, серебряные и золотые нашивные гладкие дисковидные и с рельефным

узором бляшки встречены и в немалом числе других погребений, как, например, в

курганах №258, 290, 294, 448, 460 могильников Алтынасар 4м, 4о, 4л, 4р (Левина,

1994, рис. 163).

В камере склепа кургана №1 некрополя Бедаикасар 1 на отсеченном от осталь-

ного скелета черепе женщины сохранились помимо войлочного тлена мелкие фраг-

менты полихромного шелка, идентичные ткани кафтана, с обрывками позолочен-

ных кожаных ромбиков и серебряной полусферической нашивной бляшкой. Эта

находка дает возможность считать, что головной убор захороненной женщины был

обтянут поверх войлока такой же полихромной шелковой тканью, что и сшитый из

нее кафтан, и украшен аналогичным образом (рис. 113).

Среди сохранившихся в джетыасарских могильниках, хотя и чрезвычайно фраг-

ментарно, женских головных уборов, пожалуй, самым распространенным был мяг-

кий головной убор (возможно, невысокая округлой полусферической формы ша-

почка), в большинстве случаев из красного шелка или ярко-розовой хлопчатобу-

мажной ткани, украшенный по краю рядом металлических бляшек и разнообраз-

ными подвесками. В погребении 3 в камере склепа кургана №27 некрополя Томпа-

касар удалось проследить на черепе захороненной девушки остатки, очевидно, тако-

го головного убора, сшитого из плотной ярко-красного цвета ткани. Довольно ши-

рокий нижний край головного убора фиксируется благодаря сплошной обшивке его

серебряными и бронзовыми бляшками (рис. 112, 113). Помимо полусферических

бляшек по нижнему краю "шапочки" был пропущен кольцевой тканый же ремешок

(диаметром 3 мм) и тонкая проволока с нанизанными на нее цилиндрическими де-

ревянными бусинками. На нижней кайме головного убора крепились и параллель-

ные друг другу скрученные толстые красные нити. Начиная от висков, по направ-

лению к затылку, к нижнему краю головного убора подвешены на свитых из грубых

хлопчатобумажных нитей розового цвета тонких веревочках бронзовые и серебря-

ные подвески в виде дисковидных пластин (диаметром 18 мм) с боковой ромби-

ческой (реже округлой) петелькой с одним отверстием в последней. На веревочках

над металлическими пластинками было нанизано по 5-6 ярко-синих бисеринок.

Сохранились 24 металлические пластинки, которые подвешивались на пяти соеди-

ненных комплектах с каждой стороны, то есть два комплекта по три пластинки и

три комплекта - по две металлические пластинки в каждом (рис. 109,

 2,

 113). В не-

которых комплектах бисер был нанизан не на каждую веревочку (всего сохранилось

97 таких нанизанных бисеринок).

Подобные головные уборы с окаймлением по нижнему краю металлическими

полусферическими бляшками, с подвесками в виде дисковидных металлических

пластинок и бисера отмечены в целом ряде погребений, как, например, в курганах

215


background image

№153, 347, 384, 448, 460 и др. могильников Алтынасар 4в, 4л, 4р, 4о. Так, в разграб-

ленном в древности погребении 1 кургана №460 могильника Алтынасар 4л, рядом с

черепом молодой женщины помимо полусферических бляшек сохранилось

12 бронзовых и серебряных подвесных дисковидных пластинок (рис. 113, 115).

В некоторых погребениях в подбоях и в камерах склепов второго типа найдены

крепившиеся к шапочке вышеописанного типа или к специальной налобной повяз-

ке крупные височные подвески, как, например, в курганах №106 некрополя Алты-

насар 4в, №389 могильника Алтынасар 4р, №428 могильника Алтынасар 4о и в ряде

других (рис. 109, 114,

 2).

 Эти височные украшения представляют собой парные

бронзовые сердцевидной формы сдвоенные подвески, крепившиеся на двух бронзо-

вых петлях каждая с продетой в петли грубой плетеной шерстяной или хлопчатобу-

мажной веревочкой, соединенные изогнутыми рельефными пластинками с кресто-

видным штырьком снизу, украшенные ложной зернью и вставленным в гнезда пер-

ламутром, сердоликом, белой, синей и красной прозрачной стеклянной пастой (Левина,

1993а, рис. 55,

 2,

 она же, 1994, рис. 163,

 24-25, 26).

Еще одним видом женского головного убора могли быть и относительно высо-

кие конические шапки с войлочной основой, обтянутые шелком, шерстью, хлопча-

тобумажной тканью или кожей. Судя по остаткам войлока и войлочному тлену

(поверх войлочной же "подушки"), такой головной убор был в погребении кургана

№265 могильника Алтынасар 4р (рис. 114,

 Г).

 На нижнем крае головного убора по-

лоски фестонов позолоченной кожи чередовались с двухслойным тонким шелком

ярко-красного цвета, простыми полосками позолоченной кожи, полосками

иранского многоцветного шелка (самит). Там же крепились крученые шнурки розо-

вого цвета из хлопчатобумажных нитей. К передней части головного убора при-

креплялись металлические украшения в виде своеобразных семилепестковых

"ромашек" из тонких рельефных бронзовых листиков со стеклянными или камен-

ными вставками в центре "ромашки", с подвешенными к концу каждого лепестка

тонкими бронзовыми же круглыми и грушевидной формы пластинками (рис. 109,

23-29).

 Число "ромашек" на головном уборе в погребении кургана №265 достигало

пяти (рис. 109,

 25, 28).

 Такие же "ромашки" с головного убора были в курганах

№102 некрополя Алтынасар 4в, №428 могильника Алтынасар 4о, №35 некрополя

Томпакасар (см. Левина, 1993, рис. 87, /,

 7, 8,

 она же, 1994, рис. 163,

 1-3, 5).

В трех женских погребениях могильников Алтынасар 4 и в одном погребении

некрополя Томпакасар были фрагменты обшитого кожей головного убора, орна-

ментированного рядами полусферических бронзовых бляшек, расположенных по

всей поверхности без промежутков между бляшками. Неизвестно, каким образом

завершался подобный головной убор. Представляется возможным напомнить о

расшитых металлическими бляшками сплошным узором по всей поверхности ша-

почки головных уборах туркменских девушек, часто дополненных металлическими

же подвесками по нижнему краю (Васидьева, 1979, с. 178-179^ рис. 1). Однако у

туркменских женских головных уборов важное знгМенйе^мёет кугГ6лдк>

Как упоминалось выше, кожа в женской одежде из джетыасарских погребений

широко употреблялась не только в качестве головных уборов, обуви, верхней на-

плечной одежды, но прежде всего в качестве поясов, перетягивающих кафтаны, ха-

латы, возможно накидки. К подобным поясам, как правило лишенным металличе-

ских пряжек, обычно слева крепились косметические наборы (см. курган №460

некрополя Алтынасар 4л; №27 могильника Томпакасар), но гораздо чаще - желез-

ные кинжалы или ножи. В последнем случае рядом с кинжалом, также слева подве-

шивались на одной низке три-четыре крупные бусины-пуговицы из янтаря, халце-

дона, стекла, горного хрусталя, сердолика. Нередко в состав этих бусин входили од-

216


background image

на-две иранские геммы-печати на ложных перстнях (см. курганы №№283, 321 мо-

гильника Алтынасар 4о; №389 некрополя Алтынасар 4р и др.).

Говоря о войлоке из погребальных и жилых джетыасарских памятников (как

основе головных уборов, возможно, подушек, седел и т.п.), следует особо остано-

виться на находке из раскопа 2 городища Джеты-асар №2 из культурного слоя девя-

того строительного горизонта

8

, где на ступенях лестницы внутри сводчатой стрелко-

вой галереи лежал войлочный "коврик" с многоцветной каймой по периметру. Пос-

ле проведенного исследования выяснилось, что речь идет о вторичном использова-

нии чепрака. Последний - сложенный в несколько слоев и прошитый толстыми

шерстяными нитями войлок. Нижний слой его представлял собой рыхлый тем-

но-коричневый войлок-подкладку. Сверху была подкладка из четырех слоев очень

плотного белого войлока. Общая толщина чепрака — 43 мм. Слои войлока прошиты

шерстяным шнурком серого цвета. Шерсть шнурка — грубая, остевая. Прямоуголь-

ник чепрака был обшит по краю полосой безворсового шерстяного ковра, тканного

в паласной технике. Ширина полосы многоцветной узорной ткани — 80 мм, длина

одного из фрагментов — 630 мм. Фон — красная шерсть, в узоре употреблялись си-

няя, розовая, зеленая, желтая и белая краски. Краски коврового тканья: красная и

розовая - марена красильная, синяя - индиго, желтая — возможно, местное расте-

ние, зеленая - результат крашения желтым по голубому. Узор обшивки - раппорт-

ный, повторяющийся через 12-13 см. Внутри раппорта узор состоит из двух моти-

вов: в одной половине располагается животное (лошадь), высотой в ширину ленты

каймы, второй же мотив - два одинаковых изображения (возможно, также живот-

ное), располагающиеся одно над другим. Эти оба мотива в следующем раппорте

вытканы перевернутыми (рис. 120). В белом войлоке сохранились отдельные тонкие

красные нити, которыми пришивались ковровые окантовки. Подобная техника

многослойного сложения войлока, его прошивки и окантовки нехарактерна для со-

временных техник изготовления войлочных изделий Средней Азии, Казахстана, Ту-

вы и сопредельнных районов, но аналогичные многослойные чепраки из белого

войлока с обшивкой шерстяными нитями и шерстяной узорной полосой неодно-

кратно отмечены в курганах сакского времени в Горном Алтае в Пазырыкском мо-

гильнике (например, из кургана 5, Руденко, 1953, с. 207-209). В Пазырыкских кур-

ганах на чепраках и других войлочных изделиях также отмечена многоцветная кай-

ма и аппликации, выполненные в гобеленовой технике. Орнамент на одном из че-

праков пазырыкского кургана 5 весьма близок к таковому на кайме из культурных

слоев городища Бедаик-асар (Руденко, 1953, табл. XCVIII, /,

 2,

 Грязнов, 1958,

рис. 50).

Изучение фрагментов тканевых, кожаных, войлочных изделий, сохранившихся

в джетыасарских памятниках, позволило выполнить несколько, хотя и частичных,

реконструкций и выявить в погребениях разных типов и времени четкую повторяе-

мость большинства видов наплечной одежды, головных уборов, а также сопровож-

дающих одежду наборов украшений. Если войлочный чепрак с шерстяной узорной

каймой наиболее близок пазырыкским, то многие детали мужской и женской одеж-

ды носителей джетыасарской культуры находят аналогии в материалах прежде всего

евразийских степей савроматского и сарматского времени (Смирнов, 1989; Ковпа-

ненко, 1980; Яценко, 1987), а также в относимых к юечжийским некоторых богатых

погребениях Тилля-тепе. В тех же горноалтайских погребениях скифского времени

найдены кожаные накидки, близкие встреченным в джетыасарских курганах верх-

ним кожаным одеждам всадниц. Украшенные позолоченными кожаными фестона-

ми головные уборы, туалетные сумочки перекликаются с найденными в раннегунн-

Руководитель раскопа — Н.В.Малиновская, 1973 г. В настоящее время хранится в Гос. Музее

искусства народов Востока.

217