ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 4974
Скачиваний: 49
ских курганах Монголии (Руденко, 1962, табл. LII). Встреченные в джетыасарских
курганах янтарные пуговицы из Прибалтики, сердоликовые из Индии, стеклянные
из Сирии и Египта, халцедоновые геммы из Ирана, восточноевропейские и цент-
ральноевропейские фибулы и браслеты, как и множество других аксессуаров, лиш-
ний раз демонстрируют огромный спектр джетыасарских связей. Что же касается
самих тканей, то многочисленные находки из джетыасарских разновременных и
разнотипных погребений китайских одноцветных и полихромных шелков, как и
полихромных же иранских шелков, служат лишним доводом в пользу выдвинутого
автором тезиса о значимости региона как особо важного перекрестка не только миг-
рационных, но и торговых путей (в том числе и Великого Шелкового Пути). '
Текстиль из джетыасарских могильников охватывает весь возможный для своего
времени ассортимент богатых тканей. Богатейшими тканями для того времени бы-
ли, безусловно, шелка, многоцветные и гладкие из Китая и многоцветные узорные
из Ирана и Сирии. В то же время можно говорить и о местном текстильном произ-
водстве хлопка. Огромное же число пряслиц, найденных как в культурных слоях го-
родищ, так и в погребениях (рис. 99, 100), подтверждает предположение о широком
развитии местниго ткацкого ремесла. При этом невысокое прядильное качество
местных хлопчатобумажных тканей компенсировалось ее покраской. Одновременно
с простыми хлопчатобумажными тканями употреблялись и многоцветные двух-
слойные ткани из хлопка, структура которых была идентична структуре драгоцен-
ных иранских шелков.
§ 5. НАРЕМЕННАЯ ФУРНИТУРА, ФИБУЛЫ
Бронзовые, серебряные, железные, изредка позолоченные и золо-
тые пряжки и бляшки являются обычной находкой в джетыасарских курганах,
прежде всего в мужских захоронениях. Иногда их присутствие фиксируется и в по-
гребениях женщин, изредка — в культурных напластованиях городищ. В настоящее
время число найденных в джетыасарских памятниках таких предметов превысило
600. Надо напомнить и то обстоятельство, что более 84, 4% раскопанных погребений
было ограблено в древности и грабителей в мужских захоронениях (судя по степени
сохранности костяков), как правило, интересовали пояса и оружие. Однако, учиты-
вая вышесказанное, удалось реконструировать двенадцать поясных наборов
(рис. 133-138).
Наши исследования показали, что очень небольшая часть найденных пряжек,
бляшек и наконечников были принадлежностью обувных ремешков, которыми, ве-
роятно, стягивалась обувь в районе голени и щиколоток. Об этом свидетельствует по-
ложение бронзовых пряжек, бляшек и наконечников в нетронутых древними грабите-
лями частях погребений. "Сапожные" бронзовые пряжки, как правило маленькие, круг-
лорамчатые или овальнорамчатые, с подпрямоугольным двойным щитком (иногда с
подтреугольным завершением), с небольшим язычком отмечены во многих погребениях
в ямах с боковыми нишками, в погребениях в простых ямах (рис. 121 и ел.), изредка и в
слоях городищ Бедаик-асар, Томпак-асар. Часть таких пряжек, возможно, могли быть
поясными.
Кожаные или полотняные пояса с бронзовыми и серебряными пряжками и бляш-
ками были, очевидно, одной из основных деталей, украшающих мужской костюм. В
погребальных комплексах джетыасарских курганов зафиксировано две группы таких по-
ясов. Первая группа - пояс из сплошных бронзовых и серебряных сдвоенных округлых
бляшек, соединенных прямоугольной пластинкой на штырях, закрепленных на тонком
кожаном ремешке. Такой пояс оканчивался двумя идентичными бронзовыми пряжками
218
с округло-овальной рамкой с двойным щитком. Ко второй группе поясов относим раз-
личные поясные наборы так называемого гунно-аварского типа, с отходящими вниз от
основного пояса короткими ремешками, к которым приторочены различные предметы
(например, в погребении 1 кургана №454 это были: кинжал, нож, ложка, точильный ка-
мень, серебряный пенал, костяной кочедык (все в кожаных чехлах) и т.п.). В таком поя-
се обычно сочетались железные, бронзовые и серебряные пряжки, бронзовые, серебря-
ные, изредка золотые бляшки и наконечники. Пояса первой группы находили только в
погребениях в ямах с боковыми нишками и в одном случае — в простой яме . В могиль-
никах Алтынасар 4 такие пояса, различной степени сохранности, зафиксированы в девя-
ти курганах (№№100, 184, 248, 304, 314, 356, 365, 400), один из которых содержал кир-
пичный склеп первого типа (Левина, 1993а, с. 58-61, рис. 18). Бляшки подобного пояса
обнаружены в двух курганах некрополя Томпакасар (например, в кургане №16, в погре-
бении "со столом", с ровиком по периметру ямы и боковой нишкой, см. Левина, 19936,
рис. 62; 83,
16, 17).
В нескольких курганах, где погребения оказались ограбленными в
меньшей степени, удалось установить число поясных сдвоенных бляшек на прямо-
угольной пластине - сто (рис. 133).
В настоящее время нам известны 19 случаев находок таких наборных поясов с
территории Казахстана (8 — в Центральном и Южном Казахстане, 11 — из раскопок
в Джетыасарском урочище) и несколько случаев на территории Юго-Восточной Ев-
ропы, в том числе и в Причерноморье (Засецкая, 1994, табл. 46,
5 -
хотя здесь были
пряжки с длинным язычком). Наборные пояса из погребений тасмолинской культу-
ры Центрального Казахстана, датируемые М.К.Кадырбаевым VII-V и V-III вв. до
н.э. (Кадырбаев, 1959, с. 196-197, рис. 25; он же, 1966, с. 343, рис. 37, с. 344, 349; рис.
39, с. 382), отличаются от остальных отсутствием пряжек и характером бронзовых
составных частей (это обоймы, а не накладки-бляшки). Остальные пояса тожде-
ственны джетыасарским (Мерщиев, 1970, с. 85-91; Арсланова, 1975, с. 122-126, табл.
I) и, вероятно, могут быть датированы временем не позднее III-IV вв. н.э. Очевид-
но, этим же и несколько более ранним временем можно датировать джетыасарские
пояса этой группы, судя по присутствию в данных погребениях керамики ранних
периодов этапа Джетыасар I, а также ранних же железных мечей с прямым пере-
крестьем (курганы №№356, 365).
Поясные гарнитуры второй группы встречены во многих подбойных погребени-
ях алтынасарских могильников и в единичных погребениях в ямах с боковыми
нишками некрополей Алтынасар 4а и 4о (например, в кургане №34, 394).
В культурных слоях городищ периодов "б" и "в" этапа Джетыасар I, в склепах
первого типа, в ямных погребениях и ямах с боковыми нишками найдено значи-
тельное число бронзовых и железных пряжек (рис. 121-126), в большинстве случаев
безщитковых кругло- и овальнорамчатых с небольшим язычком и бронзовых округ-
ло- и овальнорамчатых с двойным подпрямоугольным щитком (см. Левина, 1993а,
рис. 50; 52,
1-18;
она же, 19936, с. 71-72, рис. 50,
1-15;
83; она же, 1994, рис. 148-150,
156,
4-8).
Аналогичные пряжки распространены в памятниках среднесарматской и
позднесарматской культур Поволжья и Южного Приуралья, в материалах поздних
скифов Крыма и одновременно в памятниках саргатской культуры Зауралья, в кур-
ганах сыын-чюрекской культуры Тувы, ранних хуннских памятниках Забайкалья,
могильниках Тянь-Шаня по крайней мере со II в. до н.э. и особенно широко - в
первые века н.э. (Мошкова, 1989, с. 387, табл. 82,
36, 38, 75-87, 80-82, 86-88,
Дашев-
ская, 1989, табл. 55, 49; Дьяконова, 1970а, табл. XI; Вайнштейн, 1970, рис. 97; Ман-
дельштам, Стамбульник, 1992, табл. 81; Могильников, 1992в, табл. 106, 124; Стоя-
нов, 1962, с. 129, рис. 9, 10, табл. А,
2,
Б,
3-4;
Д, //; Заднепровский, 1992, табл. 31,
Из-за грабителей, повредивших восточную стенку ямы, тип данного погребения остается спор-
ным.
219
20, 21).
В материалах памятников среднесарматской и позднесарматской культур
Южного Приуралья, Поволжья, Северного Кавказа и Причерноморья находят ана-
логии бронзовые (обычно сдвоенные) прямые и фигурные наконечники, подобные
найденным в погребениях с боковыми нишками курганов и склепах первого типа
(рис. 129).
Очевидно к концу этапа Джетыасар I можно отнести последние погребения в
склепах первого типа (курган №9 некрополя Косасар 3, см. Левина, 1993а; она же,
19936), где найдены были бронзовые и серебряные пряжки с овальной рамкой,
овальным щитком, украшенным тремя угловыми шишечками и эмалью, в специ-
альной рамке, разделенной крестообразно бронзовой проволокой. Аналогичные
пряжки известны в Причерноморье, на территории Венгрии в IV-V вв. н.э.
(Ковалевская, 1979, с. 15, табл. 1, 8; Ковриг, 1982, с. 8-9, рис. 3, 6, 7). В материалах
памятников кругло- и овальнорамчатые серебряные пряжки (одна - с позолотой), с
двойным квадратным щитком, где верхняя пластинка украшена вставками камней
или эмали, а по краю щитка - ложной зернью, отмечены в склепе первого типа и в
погребении в яме с боковой нишкой (рис. 124, 126). В последнем случае - это были
пряжки на обоих концах пояса первой группы (рис. 133,7). В тех же джетыасарских
захоронениях, где отмечены упомянутые наконечники, встречены бляшки с луно-
видной нижней частью (рис. 129,
1-6),
которые, судя по их местонахождению, ук-
рашали голенища сапог.
К более позднему времени, синхронному периодам этапа Джетыасар II и час-
тично Джетыасар III, относятся пряжки и бляшки от поясов так называемого гун-
но-аварского типа (курганы №№19, 34, 394 могильников Алтынасар 4а, 4р, см. Ле-
вина, 1994, рис. 149-151; она же, 1993а, рис. 51,
1-15;
52,
19-125).
Различные вари-
анты подобных поясных наборов, как и отдельные бронзовые, серебряные, желез-
ные, изредка золотые, пряжки, овальнорамчатые, В-образные, прямоугольные, тра-
пециевидные, с разнообразной формой щитка, бляшки и наконечники второй
группы поясных наборов, - частая находка в мужских подбойных погребениях ал-
тынасарских курганов, в отдельных погребениях в простых ямах (рис. 127-128,
135-138), а также в склепах второго типа. Все джетыасарские пряжки, бляшки и на-
конечники находят аналогии на территории евразийского степного пояса и приле-
гающих районов, от Саяно-Алтая до Подунавья и Центральной Европы, в памятни-
ках, охватывающих период от IV по VII в., изредка и VIII в. н.э. (Смирнов, 1959, с.
220, рис. 7; Ковалевская, 1979). Надо отметить, что среди сотен джетыасарских пря-
жек, бляшек и наконечников лишь один наконечник (из кургана №475, рис. 13
1,25)
имел прорезной орнамент, столь характерный для поясных наборов VII-IX вв. н.э.
(Амброз, 1981, рис. 6; Мажитов, 1981, рис. 15; Ковалевская, 1981, рис. 60; Могиль-
ников, 1981, рис. 20). В культурных слоях верхнего "горизонта жерновов" городища
"Большой дом" Алтын-асара (раскопки 1948-49 и 1934 гг., см. Толстов, 1958) встре-
чены отдельные пряжки и бляшки, аналогичные найденным в подбойных погребе-
ниях, в склепах второго типа. Такие бляшки были и на поздних городищах урочища,
как, например, Джеты-асар №№4, 6, 7, 8 (рис. 131, 132). Именно на таких памятни-
ках были листовидные бляшки, многолепестковые или с узорчатыми краями, круг-
лые с каймой из ложной зерни, различной формы, но с прорезным узором, подоб-
ные встреченным и на городищах этапа Джетыасар III, но расположенных вне само-
го урочища (как, например, Сарлы-асар, Кескен-Куюк-кала (рис. 132)). Судя по
пряжкам и бляшкам (и в первую очередь учитывая остальной погребальный инвен-
тарь), реконструированные пояса второй группы (см. выше) могут быть датированы
в пределах IV-VII вв. (возможно, началом VIII в.).
Безусловно, здесь представлено несколько типов поясов. Предположительно,
один из наиболее ранних вариантов второй группы представлен поясом из кургана
220
№394 (рис. 134, ил. 24в), а наиболее поздние — наборы из подбойного погребения
кургана №291 и склепа кургана №182 могильников Алтынасар 4р, 4е (рис. 138). На-
помним, что мужские (чаще - кожаные) пояса из джетыасарских могильников, на-
чиная с IV-V вв. н.э., обычно имели не только металлические поясные гарнитуры,
но при этом и отходящие вниз от основного ремня меньшего размера ремешки, к
которым крепились кожаные же или матерчатые мешочки с различными бытовыми
предметами, а также деревянные ножны кинжалов и ножей. В таких поясах отмеча-
ем применение различных кожаных ремней с разной окраской и орнаментом. Так,
например, в погребении 1 кургана №454 некрополя Алтынасар 4р в одном поясном
наборе было не менее трех разных кожаных ремней. Основной горизонтально ле-
жащий пояс представлял собой кожаный ремень в два сложения, черного цвета
(шириной 20 мм), с вдавленным орнаментом в виде косой сетки. Отходящие же от
него вертикально вниз девять ремешков, также в два сложения (шириной 11 мм),
имели вдавленный продольный узор и красную окраску на поверхности. Скреплен-
ный пряжкой с одним из вертикальных ремешков, ремень от деревянных ножен
кинжала (шириной 10 мм), также в два сложения, имел орнамент в виде вдавленной
мелкой сеточки и черный (темно-серый) цвет поверхности (рис. 137).
Немногочисленные костяные пряжки из джетыасарских погребений и культур-
ных слоев поселений (рис. 96), безусловно, являются принадлежностью конской
упряжи (см. выше). Культурные слои и погребальный инвентарь курганов, откуда
происходят эти пряжки, датируются в пределах с конца IV по начало VIII в. н.э.
В двадцати пяти женских захоронениях и двух помещениях городища Бе-
даик-асар были найдены фибулы, лежавшие (в случаях, если погребение не было
затронуто грабителями) поперек поясничных позвонков и, судя по остаткам тканей,
относившиеся к платьям. Платья перетягивались поясом, застегивающимся бронзовой,
серебряной или позолоченной фибулой (под кафтаном). Среди найденных фибул были
и лучковые фибулы, фибулы с ромбовидной изогнутой спинкой, но большинство -
бронзовые и серебряные двухпластинчатые фибулы, иногда обтянутые золотой фольгой
(рис. 139, 140, ил. 25, 40, а, б), украшенные зернью, стеклянными, янтарными, сердоли-
ковыми и гранатовыми вставками. Основная масса фибул встречена в погребениях в
ямах с боковыми нишками (как всегда, ограбленных в древности), и лишь одна — в под-
бойном погребении (рис. 140,
Г).
Все фибулы из алтынасарских курганов находят анало-
гии на обширнейшей территории в материалах памятников множества культур, прежде
всего сарматских памятников Приуралья и Нижнего Поволжья, зарубенецких, скифских
и северокавказских памятников (Дашевская, 1989, табл. 55; Каспарова, 1989, рис. 1а, 16;
Марковин, 1989, табл. 116; Мошкова, 1989, табл. 82; Синицын, 1960, рис. 18; Скрипкин,
1977; Амброз, 1966) с конца первого тысячелетия до н.э., а подобные алтынасарским
двухпластинчатые фибулы известны во многих памятниках Северного Причерноморья,
Крыма, Восточной и Центральной Европы, датируемые не позднее IV— нач. V B . Н.Э.
(Амброз, 1966, с. 76-80, рис. 4, 12-14; он же, 1971, с. 185, рис. 3; Садыкова, 1962, с. 260;
Генинг, 1962; Артамонов, 1962, с. 48; Каменецкий, 1989, с. 240; Засецкая, 1979, с. 5,
рис. 2, 6).
Представляется, что данная уникальная коллекция не только дает дополнительный
яркий штрих к характеристике джетыасарской культуры, но и выполняет важную функ-
цию датирующего элемента, поскольку рассмотренные наременные наборы довольно
жестко увязаны с определенными культурными слоями поселений, а также комплекса-
ми и типами погребений.
221
№394 (рис. 134, ил. 24в), а наиболее поздние - наборы из подбойного погребения
кургана №291 и склепа кургана №182 могильников Алтынасар 4р, 4е (рис. 138). На-
помним, что мужские (чаще - кожаные) пояса из джетыасарских могильников, на-
чиная с IV-V вв. н.э., обычно имели не только металлические поясные гарнитуры,
но при этом и отходящие вниз от основного ремня меньшего размера ремешки, к
которым крепились кожаные же или матерчатые мешочки с различными бытовыми
предметами, а также деревянные ножны кинжалов и ножей. В таких поясах отмеча-
ем применение различных кожаных ремней с разной окраской и орнаментом. Так,
например, в погребении 1 кургана №454 некрополя Алтынасар 4р в одном поясном
наборе было не менее трех разных кожаных ремней. Основной горизонтально ле-
жащий пояс представлял собой кожаный ремень в два сложения, черного цвета
(шириной 20 мм), с вдавленным орнаментом в виде косой сетки. Отходящие же от
него вертикально вниз девять ремешков, также в два сложения (шириной 11 мм),
имели вдавленный продольный узор и красную окраску на поверхности. Скреплен-
ный пряжкой с одним из вертикальных ремешков, ремень от деревянных ножен
кинжала (шириной 10 мм), также в два сложения, имел орнамент в виде вдавленной
мелкой сеточки и черный (темно-серый) цвет поверхности (рис. 137).
Немногочисленные костяные пряжки из джетыасарских погребений и культур-
ных слоев поселений (рис. 96), безусловно, являются принадлежностью конской
упряжи (см. выше). Культурные слои и погребальный инвентарь курганов, откуда
происходят эти пряжки, датируются в пределах с конца IV по начало
VIII
в. н.э.
В двадцати пяти женских захоронениях и двух помещениях городища Бе-
даик-асар были найдены фибулы, лежавшие (в случаях, если погребение не было
затронуто грабителями) поперек поясничных позвонков и, судя по остаткам тканей,
относившиеся к платьям. Платья перетягивались поясом, застегивающимся бронзовой,
серебряной или позолоченной фибулой (под кафтаном). Среди найденных фибул были
и лучковые фибулы, фибулы с ромбовидной изогнутой спинкой, но большинство -
бронзовые и серебряные двухпластинчатые фибулы, иногда обтянутые золотой фольгой
(рис. 139, 140, ил. 25, 40, а, б), украшенные зернью, стеклянными, янтарными, сердоли-
ковыми и гранатовыми вставками. Основная масса фибул встречена в погребениях в
ямах с боковыми нишками (как всегда, ограбленных в древности), и лишь одна - в под-
бойном погребении (рис. 140,
Г).
Все фибулы из алтынасарских курганов находят анало-
гии на обширнейшей территории в материалах памятников множества культур, прежде
всего сарматских памятников Приуралья и Нижнего Поволжья, зарубенецких, скифских
и северокавказских памятников (Дашевская, 1989, табл. 55; Каспарова, 1989, рис. 1а, 16;
Марковин, 1989, табл. 116; Мошкова, 1989, табл. 82; Синицын, I960, рис. 18; Скрипкин,
1977; Амброз, 1966) с конца первого тысячелетия до н.э., а подобные алтынасарским
двухпластинчатые фибулы известны во многих памятниках Северного Причерноморья,
Крыма, Восточной и Центральной Европы, датируемые не позднее
IV
— нач. V в. н.э.
(Амброз, 1966, с. 76-80, рис. 4, 12-14; он же, 1971, с. 185, рис. 3; Садыкова, 1962, с. 260;
Генинг, 1962; Артамонов, 1962, с. 48; Каменецкий, 1989, с. 240; Засецкая,
1979,
с. 5,
рис. 2,6).
Представляется, что данная уникальная коллекция не только дает дополнительный
яркий штрих к характеристике джетыасарской культуры, но и выполняет важную функ-
цию датирующего элемента, поскольку рассмотренные наременные наборы довольно
жестко увязаны с определенными культурными слоями поселений, а также комплекса-
ми и типами погребений.
221