ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 4972
Скачиваний: 49
§ 6. УКРАШЕНИЯ
Выше уже упоминалось, что разнообразные украшения являлись
обязательным дополнением одежды джетыасарских женщин. Очевидно, многие
платья застегивались пуговицами, так как последние являлись частой находкой в
джетыасарских курганах. Абсолютное большинство их представляет собой круглые
или округло-уплощенные янтарные, халцедоновые, реже - хрустальные или брон-
зовые крупные бусины-пуговицы. Обычно сохранялось по две-три крупные пуго-
вицы, размещенные вертикальным рядом, но отмечено и по 7 более мелких янтар-
ных пуговиц (рис. 108). Найденная в одном из погребений крупная янтарная пуго-
вица была обернута тонкой бронзовой лентой. В некоторых курганах сохранились
бронзовые и костяные пуговицы-застежки в виде стержня с перехватом в центре, с
утончением или утолщением на концах и завершением в виде конусиков или шари-
ков. Одна из подобных застежек из кургана №248 некрополя Алтынасар 4л была ор-
наментирована бифигурным изображением морды животного (или змеи) на концах
(рис. 108). Подобные стержнеобразные застежки, сужающиеся или утолщающиеся к
концам, известны во многих культурах с начала железного века (Мелюкова, 1989,
табл. 31,
10-16).
Надетые поверх рукавов платья браслеты в джетыасарских погребениях
(насколько можно судить по оставшемуся после ограбления инвентарю) были чаще
всего парными (рис. 111-115). Абсолютное большинство найденных браслетов
(рис. 141) пластинчатые или литые, уплощенно-овальные в сечении. Один из брас-
летов девочки из склепа кургана №27 могильника Томпакасар - сплошной литой с
семью строенными выступами-шишечками - подобен известным браслетам и коль-
цам в памятниках зарубенецкой, именьковской, пшеворской культур (Матвеева,
1981, с. 69, рис. 16,
1, 2,
Монгайт, 1974, с. 357 и ел.). В ряде подбойных погребений
отмечены браслеты бронзовые, круглые в сечении, незамкнутые, со слегка утол-
щающимися или, наоборот, утончающимися концами. Отдельные браслеты из под-
бойных погребений имели утолщение и ребро в центре (рис. 141). В одном из кур-
ганов находилась пара замкнутых железных браслетов, в двух погребениях - брон-
зовые незамкнутые браслеты с орнаментом в виде насечек и вдавлений, а на рас-
плющенных концах - изображение голов змеи (рис. 141,
22, 26).
Аналогичные брас-
леты найдены в могильниках Северной Бактрии (Мандельштам, 1966, с. 119, табл.
II; IV; он же, 1975, с. 51, табл. XI), в погребениях, датируемых автором I в. до н.э. -
II в. н.э., в культурных слоях городищ были и костяные браслеты.
Достаточно частой находкой, даже в ограбленных погребениях, были бронзовые
кольца из рифленой пластины и округлые в сечении перстни, часто с подпрямо-
угольным или ромбическим щитком или же с гнездом для каменных или стеклян-
ных вставок, иногда обрамленных ложной зернью (рис. 142). В одном из погребений
было кольцо из толстой витой проволоки. Перстень из погребения кургана №266
некрополя Алтынасар 4м имел ромбовидный щиток, на котором внутри картуша ви-
ден гравированный узор из нескольких групп овальных углублений, где наиболее
четко просматривается верхняя группа из трех расходящихся веером овальных
углублений (рис. 142,
25).
Наиболее близкой аналогией данному перстню являются
перстни из предгорных районов Ферганы и Восточного Туркестана (Хотан), выде-
ленные Н.Г.Горбуновой в 1-й и 2-й типы данной группы перстней (Горбунова,
1983, с. 26, рис. 1-3). Само же изображение Н.Г.Горбунова связывает с жертвенни-
ком и пламенем, датируя распространение этих перстней III-V вв. н.э. (Горбунова,
1983, с. 26). В массе же алтынасарские перстни, кольца и браслеты аналогичны рас-
пространенным в материалах памятников Средней Азии, Северного Кавказа, Се-
верного Причерноморья начиная с последних веков до н.э. по раннее средневековье
222
(Мандельштам, 1975, с. 119, табл.Х1, /,
2,
XII, /; Литвинский, 1973, табл. 2, 3; Лит-
винский, Седов, 1983, табл. XXX; Мошкова, 1989, табл. 82). Хорошо отполирован-
ные костяные кольца были в культурных слоях городища Томпак-асар. Каменные
(сердоликовые, халцедоновые) перстни встречены и в погребениях, и на поселении.
Несмотря на массовый характер древнего ограбления, в погребениях джетыасар-
ских могильников, а изредка и в культурных слоях поселений сохранилось немало
серег (рис. 143,144, ил. 28а, 43а). В погребениях в ямах с боковой нишкой встречены
не менее четырех типов серег: 1) простые проволочные бронзовые серьги с чуть за-
ходящими друг за друга концами, иногда с расплющенным одним концом (как в
погребении кургана №34 мог. Томпакасар), 2) крупные, полые, золотые, с бронзо-
вой дужкой серьги раннеполихромного стиля, в виде лунниц с напаянными груп-
пами зерни, с гранатовыми, альмандиновыми, сердоликовыми, янтарными встав-
ками в специальных гнездах. На некоторых снизу припаяны симметрично располо-
женные шарики с группами зерни. Подобные последним серьги известны в мате-
риалах казахстанских памятников первых веков н.э. (Акишев, 1983, с. 31, 206-207;
Руденко, 1962, с. 22-23, табл. II, /,
3;
табл. XX,
22, 26-29).
В одном из курганов най-
дена бронзовая серьга с серебряным щитком, в центре которого в окаймлении
двойного ряда зерни была гранатовая вставка (ил. 43). Большинство же найденных в
погребениях в ямах с боковыми нишками серег имело (3-й тип) калачиковидную
форму с различной степенью утолщения в центре. Аналогичные серьги известны на
обширной территории в материалах первой половины I тысячелетия н.э. (Алексеева,
1984, с. 237, табл. CLXII,
28, 29,
Литвинский, Седов, 1984, с. 215, табл. II,
26, 27).
В
подбойных погребениях чаще встречались калачиковидные бронзовые серьги с вы-
раженным утолщением и ребром. В нескольких подбойных погребениях были
бронзовые серьги со свисающими утолщенными столбиками, заканчивающимися
шишечкой или крестообразным утолщением (4-й тип, рис. 144,
50-53, 57-59).
Такие
серьги распространены в памятниках Северного Кавказа, Средней Азии и других
районов в IV-VII (V-VII) вв. н.э. (Ковалевская, 1981, рис. 62, 98; Литвинский, 1973,
табл. 1, 9; Распопова, 1980, с. 112, рис. 75,
8-10, 13).
Среди женских украшений в джетыасарских курганах отметим бронзовые це-
почки сложного плетения (рис. ПО), а также многочисленные ожерелья и подве-
ски-кулоны. Характерный для джетыасарской культуры консерватизм проявляется
и в устойчивости и повторяемости многих украшений в значительный промежуток
времени. Одинаковая "мода" на определенные наборы ожерелий наблюдается в по-
гребениях разных типов, безусловно весьма протяженных во времени. Обычными
являлись двойные ожерелья, при этом короткое, как правило, состояло из перла-
мутра, кораллов, златостеклянных, серебростеклянных, одноцветных (изредка риф-
леных) пастовых бусин, обычно с одной или тремя бронзовыми подвесками, сим-
метрично расположенными в центре. Второе, длинное ожерелье обычно было более
однородно: различной формы сердолик, или янтарь, реже - крупный коралл, пере-
биваемые иногда единичными бронзовыми, стеклянными, каменными бусинами
(рис. 148-149, ил. 41, 42а). Длинные ожерелья изредка также имели подвески в виде
одной или двух лунниц со стеклянными вставками, окаймленными ложной зернью
(рис. 119, ил. 41, 42). Подвески-кулоны короткого ожерелья, круглые, овальные,
подпрямоугольные (реже - иной формы), бронзовые, серебряные, золотые, имели
гранатовые, сердоликовые, альмандиновые или стеклянные вставки в обрамлении
разных видов зерни. Напомним также подвески к головным уборам и налобные по-
вязки из ряда подбойных погребений, а также украшения самих шапочек (см. вы-
ше).
Бусы встречались как в культурных слоях джетыасарских городищ, так и
(главным образом) в погребальных комплексах. Учитывая процент древних ограб-
223
лений и единичные непотревоженные погребения, по которым можно восстановить
первоначальное положение и характер украшений, представляется, что число бус в
джетыасарских погребениях должно было бы быть увеличено в сотни раз по сравне-
нию с количеством сохранившихся. В каждом таком непотревоженном погребении
было от 150 до 240 бусин, а в отдельных погребениях — до 600 (Томпакасар, кур-
ган 34).
Набор бус джетыасарской культуры отличается обилием и разнообразием.
Н.П.Довгалюк были специально изучены бусы из могильников Алтынасар 4, Том-
пакасар и Косасар, 2986 экз., которые были обнаружены в 183 погребениях 174 кур-
ганов (см. Левина, Довгалюк, 1995).
Это бусы из стекла, фаянса, камня, янтаря, гагата, перламутра, коралла и метал-
ла. В качестве бус могли использовать просверленные зубы животных и позвонки
рыбы (Бедаикасар 1, курган 3). Возможно, использовали и деревянные бусы
(Джетыасар №12, к. 27). Бусы, сделанные из металла (бронзы, золота), единичны в
памятниках культуры.
Почти половину коллекции составляют находки каменных и бус из других ред-
ких материалов, в отличие от большинства археологических культур. Среди нестек-
лянных бус джетыасарской культуры доминируют коралловые, янтарные и сердолико-
вые бусы (рис. 145,
7-22, 1-6).
Янтарь, часто встречающийся в джетыасарских памятниках, как показали спе-
циальные исследования, прибалтийского происхождения (Бубнова, Половникова,
1991). Территория распространения халцедонов очень широкая. Есть они в Египте,
Крыму, Сибири, Средней Азии, Китае и других местах. Сердолик - один из наибо-
лее популярных камней в древности, чему способствовало его широкое распростра-
нение в природе. Он встречается в Индии, Крыму, Бурятии, Хабаровском крае,
Средней Азии. Традиционно считается, что сердоликовые бусы поступали из Индии
(Полубояринова, 1991, с. 11). Бусы из агата единичны в джетыасарских памятниках.
Плиний указывает, что в античном мире агат был известен во многих местах: в Ин-
дии, Египте, на островах Эгейского моря, во Фракии (Плиний, 37,
I, 3,
с. 1-3). Гор-
ный хрусталь, по свидетельству Плиния, добывался во многих местах: в Азии, на
Кипре, в Альпийских горах. Однако наибольшей популярностью пользовались кам-
ни индийского происхождения (Плиний, 37, //, с. 115-119). Нефрит наиболее рас-
пространен в Забайкалье, Китае, Индии. Залежи гагата есть в Крыму, на Урале,
Кавказе, в Средней Азии и в Сибири. Как правило, производство гагатовых бус
связывают с Кавказом (Алексеева, 1978). Колонии кораллов разных цветов встре-
чаются в Средиземном, Красном и других морях. Место производства коралловых
бус в древности точно неизвестно. Вероятно, большинство каменных бус (сердолик,
агат, нефрит, халцедон, горный хрусталь) из джетыасарских памятников индийско-
го происхождения.
Н.П.Довгалюк различает 17 цветов в цветовой гамме джетыасарских бус, при
этом наиболее частыми были фиолетово-синие, синие, оливковые, бежевые, белые,
оранжевые, красно-оранжевые, фиолетовые, серые бусы и лишь 8 экземпляров мог-
ли быть отнесены к многоцветным (Левина, Довгалюк, 1995, с. 207, табл. 5, 7). Для
джетыасарских стеклянных бус, сохранившихся в погребальных комплексах, в це-
лом характерно огромное разнообразие декорированных бус. При изучении стек-
лянных бус Н.П.Довгалюк удалось расшифровать 13 технологических схем их изго-
товления (Левина, Довгалюк, 1995, табл. 6). Наиболее распространенными среди
стеклянных бус были шаровидные фиолетово-синие, синие и бирюзовые бусы не-
10
В это число не вошли, в частности, бусы ожерелий женщины из разграбленной камеры склепа
кургана №1 мог. Бедаикасар, где помимо средней величины синего бисера и различных стеклянных
бусин было 49 янтарных округло-уплощенной формы и 42 цилиндрические коралловые бусины.
224
большого размера. В поздних погребениях часто встречаются шаровидные бусы с
металлической прокладкой.
Химический состав стекла бус из могильников джетыасарской культуры был из-
учен И.И.Кондратьевым (Кондратьев, 1988; он же, 1992). Большинство бус, по на-
блюдениям автора, изготовлено на золе растений пустынной зоны, в традициях ближне-
восточной школы стеклоделия.
К продукции ближневосточной школы стеклоделия можно отнести большинство
бус джетыасарской культуры: одноцветные и бусы с металлической прокладкой,
изготовленные из тянутой трубочки (84,9%). Египетского происхождения, вероят-
но, многоцветные и одноцветные бусы, изготовленные из тянутой палочки, одно-
кратным обертыванием, спеканием кусочков стекла (9,5%). Производство много-
цветного слоистого стекла было характерно для стекольных мастерских Алек-
сандрии (Щапова, 1983). Часть бус из джетыасарских могильников по своим мор-
фо-технологическим характеристикам близка фиолетовому бисеру китайского про-
исхождения (4,9%) (Левина, Довгалюк, 1995).
Наблюдения над технологией изготовления бус джетыасарской культуры позво-
ляют считать их продукцией организационно различных мастерских. Подавляющее
большинство бус изготовлены из тянутых трубочек и палочек, т.е. серийно, и очень
небольшое число изготовлено индивидуально, прежде всего с помощью навивки.
Навитые бусы из памятников джетыасарской культуры, изготовленные из расплав-
ленного стекла, сделаны в мастерских с полным технологическим циклом. Изготов-
ление бус в таких мастерских могло быть как специальным занятием, так и допол-
нительным к основному.
Таким образом, сопоставив результаты морфологического и технологического
изучения бус джетыасарской культуры с существующими классификациями стекло-
делательных мастерских, можно предположить, что бусы, поступавшие на террито-
рию культуры, были изготовлены в мастерских двух типов:
— универсальных, с полным непрерывным производственным циклом;
— специализированных, с полным производственным циклом с разделением
труда между специалистами.
К продукции универсальных мастерских можно отнести несколько бусин. Все
они изготовлены с использованием простейших технологических приемов: индиви-
дуальной навивкой, прессованием на плоскости. В рассматриваемое время такие
приемы характерны для византийской школы, складывание которой относится к
•IVв. н.э., а расцвет - к средневековью. Морфо-технологические характеристики
(навивка, цвет синего кобальта) свидетельствуют в пользу их византийского проис-
хождения. К продукции византийских стеклоделов можно предположительно отнес-
ти несколько резных стеклянных сосудов (Алтынасар 4т: курганы 477, 472, 463).
Напомним также, что стеклянным бисером, как правило вместе с бронзовыми
полушарными нашивными бляшками, обшивались края штанов, рукава платьев,
передняя часть платьев или кафтанов. Крупные стеклянные рифленые бусины
иногда подвешивались к рукояти мечей (Алтынасар 4л, курган 356; Косасар 2, кур-
ган 4). В некоторых женских захоронениях крупные шаровидные янтарные, халце-
доновые, стеклянные бусины подвешивались к рукояти кинжала слева у пояса, на
одной низке с сердоликовыми, халцедоновыми, хрустальными иранскими геммами.
Вероятно, бусы могли употребляться не только в качестве ожерелий, подвесок, пу-
говиц, но и для составления браслетов, поясов, вышивания одежды. Очевидно, оже-
релья формировались на месте (самим потребителем), причем бусы, возможно, по-
ступали от разных торговцев-посредников из древних мастерских Египта, внутрен-
них районов Передней Азии, Китая.
225
Большинство джетыасарских бус (рис. 145-149; ил. 276; 41; 42) имели аналоги»
также в памятниках эллинистического и римского времени Поволжья, Южной
Приуралья, Зауралья, Северного Причерноморья и др. районов (Алексеева, 1975, с
23; она же, 1978, табл. 21-24, 25; она же, 1982, табл. 36, 40, 18). В погребениях ма-
леньких детей почти всегда присутствовали раковины-каури, которые, вероятно,
являлись своеобразным оберегом для младенцев (рис. 147). Интересно также, что!
некоторых детских захоронениях, в ожерельях из разнообразных бусин зафиксиро-
ваны подвески из косточек птиц, бронзовые удлиненные подвески с подвижным
язычком и даже бронзовый топорик (рис. 119).
К сожалению, характер охранных археологических работ диктовал выбор объек-
та и место раскопок, когда в зону исследования заведомо попадали наиболее позд-
ние погребения. Число изученных ранних погребений (VI-IV вв. до н.э.) ничтожно
мало по сравнению с общим количеством раскопанных курганов. Бусы обнаружены
только в трех ранних погребениях. Например, гагатовая шаровидная бусина с содо-
вым орнаментом (Алтынасар 4в, курган 58), стеклянные: бирюзовая эллипсоидная
бусина с накладным декором (Томпакасар, курган 11) и крупная фиолетово-синяя
шаровидная бусина с белыми глазками (Томпакасар, курган 17). Подобные бусы
найдены в савроматских и причерноморских памятниках IV-III вв. до н.э.
(Мошкова, 1963, табл. 30,
26;
31,
16;
Алексеева, 1975, с. 68, табл. 15).
В целом набор бус из джетыасарских могильников отличается стабильностью:
многие типы бус, появившись в погребениях, датируемых последними веками до
новой эры, продолжают встречаться и позже, вплоть до V-VI вв. н.э. Постепенно
происходят незначительные изменения в наборах бус. Это в первую очередь, веро-
ятно, связано с развитием стеклоделия как ремесла. С открытием новых технологи-
ческих приемов обработки стекла появляются и новые типы бус. Например, после
IV в. н.э. появляется новый способ изготовления бус с металлической прокладкой,
когда сначала на вытянутую трубочку накладывают металлическую прокладку, затем
разрезают на отдельные бусины, а потом на каждую бусину однократным обертыва-
нием накладывают поверхностный слой стекла (Алтынасар 4р, 4т, курганы 382, 446,
460, 485). Отметим, что таких бус нет в коллекциях могильников Томпакасар и Ко-
сасар, которые прекратили существование в IV в. н.э. В целом на протяжении всего
существования культуры набор бус стабилен и одинаков в погребениях разных
типов.
В то же время бусы - массовый материал, который с высокой степенью досто-
верности отражает направления связей и торговые отношения, другие механизмы
обмена они отражают в меньшей степени. Однако коллекция джетыасарских бус
уникальна, поскольку объединяет бусы самого разного происхождения: балтийский
янтарь и индийские камни, средиземноморские кораллы и кавказский гагат и др.
Стеклянные бусы происходят из мастерских всех известных школ стеклоделия. Та-
кое разнообразие, видимо, нужно объяснять не только широкими торговыми связя-
ми. Занимаясь постоянными торговыми контактами, носители джетыасарской
культуры могли играть и роль посредников, а также участвовать совместно с други-
ми племенами в далеких военных походах. Все это позволяло "джетыасарцам" полу-
чать нужные им предметы материальной культуры "со всех сторон света". "Выше уже
говорилось об уникальной коллекции тканей из джетыасарских памятников, где
представлен весь спектр известных в древности драгоценных тканей (см. §§ 4, 7 и
др.). Безусловно, такую же картину демонстрируют и украшения, в том .числе и
бусы.
Возможно, для населения джетыасарской культуры бусы могли служить торго-
вым эквивалентом. Исследованная коллекция бус свидетельствует, с одной сторо-
ны, о неизменности моды на этот вид украшений, а с другой — о стабильности по-
226