ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3444
Скачиваний: 2
Глава
I
20
20
всех
сил
старающиеся
с
бить
м чения
Христа.
Цы ане
же
в
ряде
ле енд
выст пают
а
соч вств ющие.
В
Полесье
расс азывали,
что
право
цы анам
« лясться»,
ниче о
не
бояться,
расть
и
просить
милостыню
было
дано
за
то,
что
цы ан
о а-
зался
причастным
спасению
Христа:
«Христа
распяли,
прибили
но-
и,
р
и,
хатели
в
серце
возь
прибить.
А
цы ан а
аварит:
„Не
тро-
айте,
не
забивайте,
жэ
забили!“
А
там
м ха
сидела
—
на
р ди
Хри-
ста
—
и
роў
была,
а
б тто
забили
возь.
Паэтам
цы ан ам
па-
д ш
á
ця
—
л
¸
сця
д шой
—
можно,
а
др
им
нельзя»
(Е.
К.
Гол бева,
1914
.
р.,
Присно
Вет овс о о
р-на
Гомельс ой
обл.,
ПА
1983,
зап.
Л.
Але сандрова).
«Поймали
Ис са
Хрыста
и
²
ды
(жыд
¢
).
Забили
ем
возди
же
в
р
и
и
в
но и
и
привели
цы ана,
и
оворят:
„В
лоб
забей
воздя“.
А
т т
раз
—
да
й
м ха
села
на
лоб.
Цы ан
прысав
™
ў
м х
[та
что
стало
похоже
на
шляп
воздя].
А
воздя
бросиў
в
рэч
,
и
зро-
бився
з
ето о
вьюн.
[Божья
Матерь
с азала
цы ан :
„Ты
не
б дешь
ни-
че о
бояться“.
Вот
и
сейчас
цы ане
ниче о
не
стыдятся
и
ниче о
не
бо-
ятся]»
(Каменное
Ро итновс о о
р-на
Ровенс ой
обл.,
ПА
1978,
зап.
А.
В.
Г ра).
«Ис са
Хрыста
роспинають.
Нал
ó
жыли
ём
ý
т
¨
рэнь.
Ц
¢
а-
на
заставыли
возди
зроб
¢
ты.
[Ко да
распинали
Христа,
четвертый
воздь]
ц
¢
ан
в
зэмлю
вты н в.
Т т
хрон
(вар-т:
хрин)
вырос
из
в
ó
здя.
То
з
в
ó
зьдя
цы аньс о о»
(Е.
С.
Ильюх,
1900
.
р.,
Уховец
Ковельс о-
о
р-на
Волынс ой
обл.,
ПА
1979,
зап.
А.
В.
Г ра).
«Я
Ис са
Хрыста
распынали
и
воздя
положылы,
та о о
вели о о,
шоб
олов
прыбыва-
ти.
А
цы ан
пры рався,
в рав
то о
в
ó
здя.
А
я
бы,
то о,
не
в рав
цы-
ан
в
ó
здя,
олов
б
иш
ó
Ис с
Христ
прибили
б.
От
я
ўже
Бо
от-
п стив
рад ч.
И
рас ою
мазн в
заместо
в
ó
здя.
Ўже
йим
не
рих
расти.
То-то
нам
рих,
а
цы анам
отп шчано,
отп шчаны
рих,
бо
во-
ны
в
ó
здя
в ралы
и
сп
á
слы»
(Речица
Ратновс о о
р-на
Волынс ой
обл.,
1997,
зап.
Г.
И.
Каба ова;
Белова,
Каба ова
2001:
43).
Сходные
сюжеты,
объясняющие
право
цы ан
на
ложь
и
обман,
известны
по
всей
У раине
(см.:
Б лашев
1992:
157–158;
Белова
2004:
80–81).
С
это о
момента
(если
попытаться
выстроить
не
ю
«фоль лор-
н ю
хроноло ию»)
и
начинает
ощ щаться
принципиальная
разница
в
восприятии
славянами
евреев
по
сравнению
с
др
ими
этничес и-
ми
соседями
(цы анами,
т р ами,
татарами).
Эти,
бесспорно,
«ч -
жие»,
но
в
ряде
сл чаев
(например,
при
принятии
рещения)
они
воспринимаются
больше
а
«др
ие»,
«иные».
На
евреев
остается
возложена
«вечная»
вина
за
распятие
Христа
и
им
навсе да
отводит-
ся
роль
«ч жо о»
народа
(подробнее
см.:
Белова
2004:
75–76).
«Фоль лорная
этноло ия»
в
свете
народной
демоноло ии.
В
народ-
ных
ле ендах
ответственным
за
разнообразие
этничес ой
артины
Фоль лорная этноло ия
21
21
мира
о азывается
та же
черт.
Со ласно
раинс ой
ле енде,
черт
решил
сотворить
о о-ниб дь,
подобно о
себе.
На идал
в
отел
смо-
лы
и
вся о о
«зiлля»
и
стал
варить.
Первым
он
выварил
«м жи а»
(«хохла»-
раинца).
Решив,
что
«недоварил»,
черт
через
не оторое
время
выловил
из
отла
«ляха».
Опять
недоварил!
След ющим
о а-
зался
«немец»,
потом
«татарин».
Черт
решил,
что
еще
ч ть-ч ть,
и
выйдет
не о
не то,
во
всем
ем
подобный.
Но
недосмотрел
и
перева-
рил
—
вышел
«жид»,
«хитрейший
и
роз мнейший»,
оторый
может
обман ть
само о
черта
(Б лашев
1992:
146).
Черт
может
быть
и
«прародителем»
цело о
народа.
Об
этом
—
арпатс ая
ле енда
о
происхождении
ц лов
(анало ичный
сюжет
зафи сирован
в
Галиции
и
на
территории
бывшей
У орс ой
Р си
относительно
цы ан,
оторые
считаются
потом ами
черта
и
хромой
дев ш и
из
числа
«фараоновых»
людей,
преследовавших
евреев
во
время
их
исхода
из
Е ипта;
см.:
Гнатю
1902:
33–34;
Гнатю
1897:
17).
Ита ,
ц лы
—
это
потом и
дев ш и
и
черта,
заманивше о
ее
в
свою
«с ал »
и
за
семь
лет
наплодивше о
с
ней
мно очисленное
по-
томство
—
«шчо
одина
—
ўсе
дитина».
Те
из
них,
о о
спели
о ре-
стить
сендзы,
стали
ц лами,
оторые
все да
весело
лядят
на
вы-
со ие
оры
(от
да
они
и
произошли),
весело
и рают
на
свирелях
и
даже
зимой
ходят
с
олой
р дью
—
не
боятся
мороза
(Гнатю
1902а:
57–58).
Вариантом
это о
сюжета
можно
считать
арпатс
ю
ле енд
«Чом
волохи
носять
цi
сороч и»,
со ласно
оторой
«волохи»
(овчары)
носят
орот
ю
одежд
и
д ют
«
т
»
(в
тр -
бы),
потом
что
та
повелел
их
родитель
—
«бiда»
(черт),
равший
царс
ю
дочь
и
прижившей
с
ней
потомство
(Гнатю
1902а:
58–59).
«И
т т
прышоў
саба а...».
Мотив
происхождения
различных
этносов
от
животных
или
превращения
«ч жих»
в
зверей
и
птиц
—
один
из
самых
распространенных
в
этиоло ичес их
ле ендах.
Отразился
он
и
в
этно
льт рном
диало е
межд
восточными
славянами
и
поля-
ами,
де
центральным
персонажем,
бла одаря
отором
появляют-
ся
на
свет
«мос али»,
«хохлы»,
«литвины»
и
«ляхи»,
является
со-
ба а
(ср.
СУС
–777**;
подробнее
см.:
Белова,
Вино радова
2002).
Мотивом,
объединяющим
все
эти
ле енды,
является
мотив
челове а
из
теста
(м
и,
творо а
—
подробнее
см.:
Толстая
1998:
26–27),
при
этом
из
этих
«непра тичных»
материалов
обычно
сделаны
«ч жие»
(т.
е.
«неправильные»)
народы.
В
раинс ой
ле енде
расс азывается
о
том,
что,
о да
не
было
еще
на
свете
ни
«хохлов»,
ни
«мос алей»,
святые
Петр
и
Павел
от-
правились
на
место,
де
сейчас
находится
Мос ва,
и
стали
делать
людей.
Петр
делал
«хохлов»
из
пшенично о
теста,
а
Павел
«мос а-
Глава
I
22
22
лей»
из
расной
лины
(потом
«мос али»
все
рыжие).
Святые
оста-
вили
аждый
свой
народ
с шиться
на
солнце,
пришла
соба а
и
съе-
ла
пшеничных
«хохлов»,
а
линяных
«мос алей»
испо анила
(с
них
начала
сте ать
лина,
потом
«мос али»
п затые).
Св.
Петр
по нал-
ся
за
соба ой
и
стал
бить
ее
пал ой,
из
соба и
посыпались
«х тор и»
и
«слободы»
(с
тех
пор
раинцы
и
жив т
в
та их
селе-
ниях)
(Харь овс ая
б.,
К пянс ий
.;
Б лашев
1992:
153–154).
О
происхождении
этничес их
соседей
«литвинов»
(та
называли
на
У раине
белор сов,
живших
на
территории
Вели о о
няжества
Литовс о о)
раинцы
Черни овщины
расс азывали,
что
однажды
св.
Петр
спросил
Бо а,
почем
есть
вся ие
народы,
«а
от
лiтвинiв
немає
зовсiм?».
Бо
велел
ем
сотворить
литвина,
оторо о
Петр
и
сделал
из
пшеничной
м
и,
но
е о
творение
съела
соба а.
То да
св.
Петр
стал
бить
соба
и
выбил
из
нее
столь о
литвинов,
что
Бо
дивился:
«К да
ты
их
всех
денешь?»
—
«Найдется
им
место
и
по-над
Десною,
и
по-за
Десною»,
—
ответил
св.
Петр
(Б лашев
1992:
156).
Обы рываются
в
раинс их
этиоло ичес их
ле ендах
и
польс ие
фамилии:
Бо
сделал
поля а
из
теста,
но
е о
съела
соба а
(предста-
вителей
др
их
народностей
—
«мос алей»,
франц зов,
татар,
но-
айцев
—
Бо
слепил
из
лины).
Рассердившись,
Бо
дарил
соба
о
мост
—
вышел
«пан
Мостовец ий»,
дарил
об
землю
—
вышел
«пан
Земнац ий»
(Дра оманов
1876:
194;
Б лашев
1992:
156).
По
ле енде
из
Подолии,
Бо
провинивше ося
«пса
вхопив
за
но и,
давай
ним
махати!
I
де
тiль о
вилитiло
з
пса,
чи
на
пень,
чи
на
землю,
чи
на
я
звiрин ,
то
з
то о
повстав
лях
[Пєнь овс i,
Зємяньс i,
Коньс i]»
(Левчен о
1928:
243).
Со ласно
др
ом
вариант ,
ан ел
даряет
про-
винивш юся
соба
о
разные
деревья
—
соответственно,
появляются
шляхтичи
по
фамилии
Вербиц ий,
Березовс ий,
Б
овс ий,
Явор-
с ий
(Пять
ле енд
1898:
113).
По
преданию
из
Речиц о о
Полесья,
Бо
вытрясал
панов
из
соба и,
« хапiўши
саба
за
хвост
<...>
а
з
саба-
и
сыплюцса
паны
i
бе
ць
ды
вiд,
а
дзе
аторы
астановiцса,
та
Бо
е о
i
называе.
Астанавiўся
пад
берозаю
—
пан
Березоўс i,
пад
д бам
—
пан
Д бiс i,
пад
ольхаю
—
пан
Альховiч,
пад
арою
—
пан
Пад
рс i,
а
я
аторы
ачн ўся
за
балотам
або
за
ре ою,
то
пан
За-
блоц i
i
пан
Зажец i»
(Толстая
1998:
27).
Растительный
од
фи
-
рир ет
и
в
варианте
это о
сюжета
из
Галиции:
в
давние
времена
«шляхты»
не
было
собственных
имен,
и
чтобы
а -то
различать
др
др
а,
они
по
совет
«м дрой
жин и»
на ормили
своих
соба
и
стали
наблюдать,
да
а ая
соба а
отправится
отдыхать.
Соба и
разле лись
в
тени
разных
деревьев,
а
их
хозяева
пол чили
соответ-
ств ющие
имена:
Дембиц ий,
Грабовец ий,
Яворс ий,
Липинь-
с ий,
Лищиньс ий,
Малиновс ий,
Вишнёвс ий,
Яблоньс ий
Фоль лорная этноло ия
23
23
(Гнатю
1899:
172).
В
обсценном
расс азе
из
Подолии
«паны»
Корча-
овс ий,
Листовс ий
и
др.
появляются
там,
де
справила
н жд
со-
ба а
черта
(Левчен о
1928:
243).
В
белор сс ой
ле енде
из
Мин-
с ой
б.
отмечается,
что
перво о
шляхтича
Бо
сделал
из
творо а
и
е о,
естественно,
съела
соба а
(«
ндэль»).
Рассерженный
Бо
про-
нал
соба
,
с азав,
чтобы
она
бежала
по
свет
и
за
что
ни
зацепит-
ся,
из
то о
выс очит
шляхтич.
Та
и
появились
на
свете
Березов-
с ие,
Каменс ие,
Хом товс ие,
Творо овс ие.
Их
и
дразнят
соответ-
ственно:
«Шляхцiць-махцiць,
ндэлю
сын!»
(Л П:
92).
Этноло ичес ие
ле енды,
а
по азывает
материал,
отражают
вполне
жив ю
традицию
фоль лорно о
самоосознания
себя
в
о р -
жающем
мире
и
во
взаимоотношениях
с
этничес ими
соседями.
В
тра-
диционной
льт ре
подобный
жанр,
интерпретир я
реальные
или
мнимые
особенности
национально о
хара тера,
в
значительной
сте-
пени
способствовал
формированию
определенных
этничес их
стерео-
типов
(сравним
типоло ичес и
сходн ю
роль,
отор ю
и рают
«эт-
ничес ие»
ане доты
в
современной
ородс ой
льт ре).
Через
процесс
дистанцирования
себя
от
«др
их»
аждая
этни-
чес ая
р ппа
пыталась
осмыслить
(в
привычных
для
нее
ате ориях
и
терминах)
свою
непохожесть
и
свое
отличие
от
соседних
народов,
тверждая
при
этом
свою
идентичность
и
свою
систем
ценностей.
I.2.
«Ч жие»
—
воинственные
противни и
или
льт рные
ерои?
Фоль лорно-историчес ие
предания,
составляющие
значительный
пласт
стной
истории,
предоставляют
исследователю
народной
артины
мира
бо атейший
материал
для
размышления
над
тем,
а
виделось
нашим
пред ам
ео рафичес ое
и
политичес ое
ст-
ройство
о р жающе о
мира,
что
было
а т ально
и
релевантно
с
точ и
зрения
«истории
места»,
а
что
проходило
незамеченным.
Особо
привле-
ательными
в
рам ах
та о о
исследования
о азываются
материалы
из
ре ионов,
волею
с дьбы
о азавшихся
на
пере рест е
льт р.
В
восточ-
нославянс ом
мире
в
роли
та о о
«
льт рно о
поли она»,
на
отором
стал ивались
в
военных
онфли тах
и
сос ществовали
в
мирное
время
различные
традиции,
в
течение
нес оль их
ве ов
выст пали
Подолия,
л бинное
Полесье
и
западные
о раины
Российс ой
империи
(белор с-
с ое
Понеманье).
Эти
ре ионы,
историчес и
обладающие
своей
само-
бытной
и
во
мно ом
архаичной
льт рой,
напрям ю
соседствовали
с
западным
миром,
и
аждый
из
них
сформировал
свой
«миф
Евро-
пы»
—
в
сил
свое о
восприятия
ино
льт рно о
влияния.
Глава
I
24
24
Одна о
есть
и
общие
темы,
разрабатывавшиеся
фоль лорной
по-
вествовательной
традицией
этих
ре ионов.
Это
ле енды
и
предания
о
воинственных
противни ах
и
льт рных
ероях.
При
этом
«Евро-
па»
или
«запад»
в
народных
ле ендах
часто
понимается
а
«ч -
жое»
пространство
вообще,
ео рафичес и
не
ло ализованное,
и
в
роли
«западных»
остей
мо
т
выст пать
не
толь о
шведы
или
по-
ля и,
но
и
т р и,
татары,
«мон олы».
Та им
образом,
«западное
направление»
о азывается
мар ированным
вполне
в
д хе
народных
представлений,
связанных
с
символи ой
стран
света
(ср.
в
славян-
с их
верованиях
связь
понятия
«запад»
с
та ими
призна ами,
а
«нечистота»,
неправедность,
бедствие,
смертность
—
СД
1:
445).
Нам
же
приходилось
оворить
о
«национально-историчес их»
сюжетах
в
их
фоль лорной
интерпретации
(Белова,
Петр хин
2001).
Цель
этой
п бли ации
—
ввести
в
на чный
оборот
новые
архивные
и
полевые
материалы,
свидетельств ющие
о
рецепции
народной
памя-
тью
нижно-историчес их
сюжетов
и
рас рывающие
механизмы
ф н ционирования
« стной
истории».
Мифичес ие
вели аны.
«Материальной»
составляющей
нарратив-
ной
фоль лорно-историчес ой
традиции
западной
части
раин-
с о о
и
белор сс о о
Полесья
являются
ис опаемые
остан и,
при-
писываемые
молвой
мифичес им
первонасельни ам
рая,
а
та же
воинственным
противни ам,
оторые
та же
наделяются
чертами
вели анов
(Белова
2000в).
Со ласно
народным
ле ендам,
вели аны
часто
были
враждебны
людям
(СД
1:
74–75),
и
их
«наследни и»
тоже
до
чают
«правильным»
народам.
Списо
же
воинственных
и антообразных
пришельцев
стандартный
—
это
шведы,
поля и,
т р и
и
татары.
На
Бал анах
в
роли
бо атырей
и
вели анов-пер-
вонасельни ов,
а
та же
льт рных
ероев,
оставивших
после
се-
бя
памятни и-над робия
и
лады,
часто
выст пают
ре и
(Филиповић
1952:
258,
382).
Все
предания
о
местных
объе тах,
де
были
в
разное
время
най-
дены
остан и
«вели анов»,
строятся
по
стандартной
схеме:
следы
и антс их
противни ов
обретаются
во
время
земледельчес их
или
строительных
работ
или
же
при
рас оп ах
древних
мо ильни ов.
Часто
причиной
нахождения
в
этих
местах
остан ов
называется
«война»
или
«битва»
с
воинственными
противни ами-вели анами:
«У
нас
та
¨
е
е
р ан
¢
.
Мы
называем.
То
вот
оворили,
што
на
тих
р ан
á
х
давно
я
á
-то
войн
á
б л
á
,
да
та
оворили,
што
нах
ó
дили
ости,
но и
б
ó
льшые,
длинные,
нэ
та
¢
,
я
нас.
Б
ó
льшые,
чем
на-
шы,
чолов
é
чьи»
(Стодоличи
Лельчиц о о
р-на
Гомельс ой
обл.,
ПА
1984,
зап.
А.
А.
Плотни ова);