Файл: Belova_O_V_Etnokulturnye_stereotipy_v_slavyans.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3338

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава

 

I

20

20

всех

 

сил

 

старающиеся

 

с

бить

 

м чения

 

Христа.

 

Цы ане

 

же

 

в

 

ряде

ле енд

 

выст пают

 

а

 

соч вств ющие.

В

 

Полесье

 

расс азывали,

 

что

 

право

 

цы анам

 

« лясться»,

 

ниче о

 

не

бояться,

 

расть

 

и

 

просить

 

милостыню

 

было

 

дано

 

за

 

то,

 

что

 

цы ан

 

о а-

зался

 

причастным

   

спасению

 

Христа:

 

«Христа

 

распяли,

 

прибили

 

но-

и,

 

р

и,

 

хатели

 

в

 

серце

 

возь

 

прибить.

 

А

 

цы ан а

 

аварит:

 

„Не

 

тро-

айте,

 

не

 

забивайте,

 

жэ

 

забили!“

 

А

 

там

 

м ха

 

сидела

 

 

на

 

р ди

 

Хри-

ста

 

 

и

 

роў

 

была,

 

а

 

б тто

 

забили

 

возь.

 

Паэтам

 

цы ан ам

 

па-

д ш

á

ця

 

 

л

¸

сця

 

д шой

 

 

можно,

 

а

 

др

им

 

нельзя»

 

(Е.

 

К.

 

Гол бева,

1914

 

.

 

р.,

 

Присно

 

Вет овс о о

 

р-на

 

Гомельс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1983,

 

зап.

 

Л.

Але сандрова).

 

«Поймали

 

Ис са

 

Хрыста

 

и

²

ды

 

(жыд

¢

).

 

Забили

 

ем

возди

 

же

 

в

 

р

и

 

и

 

в

 

но и

 

и

 

привели

 

цы ана,

 

и

 

оворят:

 

„В

 

лоб

 

забей

воздя“.

 

А

 

т т

 

раз

 

 

да

 

й

 

м ха

 

села

 

на

 

лоб.

 

Цы ан

 

прысав

ў

 

м х

 

[та

что

 

стало

 

похоже

 

на

 

шляп

 

воздя].

 

А

 

воздя

 

бросиў

 

в

 

рэч

,

 

и

 

зро-

бився

 

з

 

ето о

 

вьюн.

 

[Божья

 

Матерь

 

с азала

 

цы ан :

 

„Ты

 

не

 

б дешь

 

ни-

че о

 

бояться“.

 

Вот

 

и

 

сейчас

 

цы ане

 

ниче о

 

не

 

стыдятся

 

и

 

ниче о

 

не

 

бо-

ятся]»

 

(Каменное

 

Ро итновс о о

 

р-на

 

Ровенс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1978,

 

зап.

А.

 

В.

 

Г ра).

 

«Ис са

 

Хрыста

 

роспинають.

 

Нал

ó

жыли

 

ём

ý

 

т

¨

рэнь.

 

Ц

¢

а-

на

 

заставыли

 

возди

 

зроб

¢

ты.

 

[Ко да

 

распинали

 

Христа,

 

четвертый

воздь]

 

ц

¢

ан

 

в

 

зэмлю

 

вты н в.

 

Т т

 

хрон

 

(вар-т:

 

хрин)

 

вырос

 

из

 

в

ó

здя.

То

 

з

 

в

ó

зьдя

 

цы аньс о о»

 

(Е.

 

С.

 

Ильюх,

 

1900

 

.

 

р.,

 

Уховец

 

Ковельс о-

о

 

р-на

 

Волынс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1979,

 

зап.

 

А.

 

В.

 

Г ра).

 

«Я

 

Ис са

 

Хрыста

распынали

 

и

 

воздя

 

положылы,

 

та о о

 

вели о о,

 

шоб

 

олов

 

прыбыва-

ти.

 

А

 

цы ан

 

пры рався,

 

в рав

 

то о

 

в

ó

здя.

 

А

 

я

 

бы,

 

то о,

 

не

 

в рав

 

цы-

ан

 

в

ó

здя,

 

олов

 

б

 

иш

ó

 

Ис с

 

Христ

 

прибили

 

б.

 

От

 

я

 

ўже

 

Бо

 

от-

п стив

 

рад ч.

 

И

 

рас ою

 

мазн в

 

заместо

 

в

ó

здя.

 

Ўже

 

йим

 

не

 

рих

расти.

 

То-то

 

нам

 

рих,

 

а

 

цы анам

 

отп шчано,

 

отп шчаны

 

рих,

 

бо

 

во-

ны

 

в

ó

здя

 

в ралы

 

и

 

сп

á

слы»

 

(Речица

 

Ратновс о о

 

р-на

 

Волынс ой

обл.,

 

1997,

 

зап.

 

Г.

 

И.

 

Каба ова;

 

Белова,

 

Каба ова

 

2001:

 

43).

 

Сходные

сюжеты,

 

объясняющие

 

право

 

цы ан

 

на

 

ложь

 

и

 

обман,

 

известны

 

по

 

всей

У раине

 

(см.:

 

Б лашев

 

1992:

 

157–158;

 

Белова

 

2004:

 

80–81).

С

 

это о

 

момента

 

(если

 

попытаться

 

выстроить

 

не

ю

 

«фоль лор-

н ю

 

хроноло ию»)

 

и

 

начинает

 

ощ щаться

 

принципиальная

 

разница

в

 

восприятии

 

славянами

 

евреев

 

по

 

сравнению

 

с

 

др

ими

 

этничес и-

ми

 

соседями

 

(цы анами,

 

т р ами,

 

татарами).

 

Эти,

 

бесспорно,

 

«ч -

жие»,

 

но

 

в

 

ряде

 

сл чаев

 

(например,

 

при

 

принятии

 

рещения)

 

они

воспринимаются

 

больше

 

а

 

«др

ие»,

 

«иные».

 

На

 

евреев

 

остается

возложена

 

«вечная»

 

вина

 

за

 

распятие

 

Христа

 

и

 

им

 

навсе да

 

отводит-

ся

 

роль

 

«ч жо о»

 

народа

 

(подробнее

 

см.:

 

Белова

 

2004:

 

75–76).

«Фоль лорная

 

этноло ия»

 

в

 

свете

 

народной

 

демоноло ии.

 

В

 

народ-

ных

 

ле ендах

 

ответственным

 

за

 

разнообразие

 

этничес ой

 

артины


background image

Фоль лорная этноло ия

21

21

мира

 

о азывается

 

та же

 

черт.

 

Со ласно

 

раинс ой

 

ле енде,

 

черт

решил

 

сотворить

 

о о-ниб дь,

 

подобно о

 

себе.

 

На идал

 

в

 

отел

 

смо-

лы

 

и

 

вся о о

 

«зiлля»

 

и

 

стал

 

варить.

 

Первым

 

он

 

выварил

 

«м жи а»

(«хохла»-

раинца).

 

Решив,

 

что

 

«недоварил»,

 

черт

 

через

 

не оторое

время

 

выловил

 

из

 

отла

 

«ляха».

 

Опять

 

недоварил!

 

След ющим

 

о а-

зался

 

«немец»,

 

потом

 

«татарин».

 

Черт

 

решил,

 

что

 

еще

 

ч ть-ч ть,

 

и

выйдет

   

не о

 

не то,

 

во

 

всем

 

ем

 

подобный.

 

Но

 

недосмотрел

 

и

 

перева-

рил

 

 

вышел

 

«жид»,

 

«хитрейший

 

и

 

роз мнейший»,

 

оторый

 

может

обман ть

 

само о

 

черта

 

(Б лашев

 

1992:

 

146).

Черт

 

может

 

быть

 

и

 

«прародителем»

 

цело о

 

народа.

 

Об

 

этом

 

арпатс ая

 

ле енда

 

о

 

происхождении

 

ц лов

 

(анало ичный

 

сюжет

зафи сирован

 

в

 

Галиции

 

и

 

на

 

территории

 

бывшей

 

У орс ой

 

Р си

относительно

 

цы ан,

 

оторые

 

считаются

 

потом ами

 

черта

 

и

 

хромой

дев ш и

 

из

 

числа

 

«фараоновых»

 

людей,

 

преследовавших

 

евреев

 

во

время

 

их

 

исхода

 

из

 

Е ипта;

 

см.:

 

Гнатю

 

1902:

 

33–34;

 

Гнатю

 

1897:

17).

 

Ита ,

 

ц лы

 

 

это

 

потом и

 

дев ш и

 

и

 

черта,

 

заманивше о

 

ее

 

в

свою

 

«с ал »

 

и

 

за

 

семь

 

лет

 

наплодивше о

 

с

 

ней

 

мно очисленное

 

по-

томство

 

 

«шчо

 

одина

 

 

ўсе

 

дитина».

 

Те

 

из

 

них,

 

о о

 

спели

 

о ре-

стить

 

сендзы,

 

стали

 

ц лами,

 

оторые

 

все да

 

весело

 

лядят

 

на

 

вы-

со ие

 

оры

 

(от

да

 

они

 

и

 

произошли),

 

весело

 

и рают

 

на

 

свирелях

 

и

даже

 

зимой

 

ходят

 

с

 

олой

 

р дью

 

 

не

 

боятся

 

мороза

 

(Гнатю

1902а:

 

57–58).

 

Вариантом

 

это о

 

сюжета

 

можно

 

считать

 

арпатс

ю

ле енд

 

«Чом

 

волохи

 

носять

 

цi

 

сороч и»,

 

со ласно

 

оторой

«волохи»

 

(овчары)

 

носят

 

орот

ю

 

одежд

 

и

 

д ют

 

«

 

т

»

 

 

тр -

бы),

 

потом

 

что

 

та

 

повелел

 

их

 

родитель

 

 

«бiда»

 

(черт),

 

равший

царс

ю

 

дочь

 

и

 

прижившей

 

с

 

ней

 

потомство

 

(Гнатю

 

1902а:

 

58–59).

«И

 

т т

 

прышоў

 

саба а...».

 

Мотив

 

происхождения

 

различных

 

этносов

от

 

животных

 

или

 

превращения

 

«ч жих»

 

в

 

зверей

 

и

 

птиц

 

 

один

 

из

самых

 

распространенных

 

в

 

этиоло ичес их

 

ле ендах.

 

Отразился

 

он

и

 

в

 

этно

льт рном

 

диало е

 

межд

 

восточными

 

славянами

 

и

 

поля-

ами,

 

де

 

центральным

 

персонажем,

 

бла одаря

 

отором

 

появляют-

ся

 

на

 

свет

 

«мос али»,

 

«хохлы»,

 

«литвины»

 

и

 

«ляхи»,

 

является

 

со-

ба а

 

(ср.

 

СУС

 

–777**;

 

подробнее

 

см.:

 

Белова,

 

Вино радова

 

2002).

Мотивом,

 

объединяющим

 

все

 

эти

 

ле енды,

 

является

 

мотив

 

челове а

из

 

теста

 

и,

 

творо а

 

 

подробнее

 

см.:

 

Толстая

 

1998:

 

26–27),

 

при

этом

 

из

 

этих

 

«непра тичных»

 

материалов

 

обычно

 

сделаны

 

«ч жие»

(т.

 

е.

 

«неправильные»)

 

народы.

В

 

раинс ой

 

ле енде

 

расс азывается

 

о

 

том,

 

что,

 

о да

 

не

 

было

еще

 

на

 

свете

 

ни

 

«хохлов»,

 

ни

 

«мос алей»,

 

святые

 

Петр

 

и

 

Павел

 

от-

правились

 

на

 

место,

 

де

 

сейчас

 

находится

 

Мос ва,

 

и

 

стали

 

делать

людей.

 

Петр

 

делал

 

«хохлов»

 

из

 

пшенично о

 

теста,

 

а

 

Павел

 

«мос а-


background image

Глава

 

I

22

22

лей»

 

из

 

расной

 

лины

 

(потом

 

«мос али»

 

все

 

рыжие).

 

Святые

 

оста-

вили

 

аждый

 

свой

 

народ

 

с шиться

 

на

 

солнце,

 

пришла

 

соба а

 

и

 

съе-

ла

 

пшеничных

 

«хохлов»,

 

а

 

линяных

 

«мос алей»

 

испо анила

 

 

них

начала

 

сте ать

 

лина,

 

потом

 

«мос али»

 

п затые).

 

Св.

 

Петр

 

по нал-

ся

 

за

 

соба ой

 

и

 

стал

 

бить

 

ее

 

пал ой,

 

из

 

соба и

 

посыпались

«х тор и»

 

и

 

«слободы»

 

 

тех

 

пор

 

раинцы

 

и

 

жив т

 

в

 

та их

 

селе-

ниях)

 

(Харь овс ая

 

б.,

 

К пянс ий

 

.;

 

Б лашев

 

1992:

 

153–154).

О

 

происхождении

 

этничес их

 

соседей

 

«литвинов»

 

(та

 

называли

на

 

У раине

 

белор сов,

 

живших

 

на

 

территории

 

Вели о о

 

няжества

Литовс о о)

 

раинцы

 

Черни овщины

 

расс азывали,

 

что

 

однажды

св.

 

Петр

 

спросил

   

Бо а,

 

почем

 

есть

 

вся ие

 

народы,

 

«а

 

от

 

лiтвинiв

немає

 

зовсiм?».

 

Бо

 

велел

 

ем

 

сотворить

 

литвина,

 

оторо о

 

Петр

 

и

сделал

 

из

 

пшеничной

 

м

и,

 

но

 

е о

 

творение

 

съела

 

соба а.

 

То да

св.

 

Петр

 

стал

 

бить

 

соба

 

и

 

выбил

 

из

 

нее

 

столь о

 

литвинов,

 

что

 

Бо

дивился:

 

«К да

 

ты

 

их

 

всех

 

денешь?»

 

 

«Найдется

 

им

 

место

 

и

 

по-над

Десною,

 

и

 

по-за

 

Десною»,

 

 

ответил

 

св.

 

Петр

 

(Б лашев

 

1992:

 

156).

Обы рываются

 

в

 

раинс их

 

этиоло ичес их

 

ле ендах

 

и

 

польс ие

фамилии:

 

Бо

 

сделал

 

поля а

 

из

 

теста,

 

но

 

е о

 

съела

 

соба а

 

(предста-

вителей

 

др

их

 

народностей

 

 

«мос алей»,

 

франц зов,

 

татар,

 

но-

айцев

 

 

Бо

 

слепил

 

из

 

лины).

 

Рассердившись,

 

Бо

 

дарил

 

соба

 

о

мост

 

 

вышел

 

«пан

 

Мостовец ий»,

 

дарил

 

об

 

землю

 

 

вышел

 

«пан

Земнац ий»

 

(Дра оманов

 

1876:

 

194;

 

Б лашев

 

1992:

 

156).

 

По

 

ле енде

из

 

Подолии,

 

Бо

 

провинивше ося

 

«пса

 

вхопив

 

за

 

но и,

 

давай

 

ним

махати!

 

I

 

де

 

тiль о

 

вилитiло

 

з

 

пса,

 

чи

 

на

 

пень,

 

чи

 

на

 

землю,

 

чи

 

на

я

 

звiрин ,

 

то

 

з

 

то о

 

повстав

 

лях

 

[Пєнь овс i,

 

Зємяньс i,

 

Коньс i]»

(Левчен о

 

1928:

 

243).

 

Со ласно

 

др

ом

 

вариант ,

 

ан ел

 

даряет

 

про-

винивш юся

 

соба

 

о

 

разные

 

деревья

 

 

соответственно,

 

появляются

шляхтичи

 

по

 

фамилии

 

Вербиц ий,

 

Березовс ий,

 

Б

овс ий,

 

Явор-

с ий

 

(Пять

 

ле енд

 

1898:

 

113).

 

По

 

преданию

 

из

 

Речиц о о

 

Полесья,

 

Бо

вытрясал

 

панов

 

из

 

соба и,

 

« хапiўши

 

саба

 

за

 

хвост

 

<...>

 

а

 

з

 

саба-

и

 

сыплюцса

 

паны

 

i

 

бе

ць

 

ды

 

вiд,

 

а

 

дзе

 

аторы

 

астановiцса,

 

та

Бо

 

е о

 

i

 

называе.

 

Астанавiўся

 

пад

 

берозаю

 

 

пан

 

Березоўс i,

 

пад

д бам

 

 

пан

 

Д бiс i,

 

пад

 

ольхаю

 

 

пан

 

Альховiч,

 

пад

 

арою

 

 

пан

Пад

рс i,

 

а

 

я

 

аторы

 

ачн ўся

 

за

 

балотам

 

або

 

за

 

ре ою,

 

то

 

пан

 

За-

блоц i

 

i

 

пан

 

Зажец i»

 

(Толстая

 

1998:

 

27).

 

Растительный

 

од

 

фи

-

рир ет

 

и

 

в

 

варианте

 

это о

 

сюжета

 

из

 

Галиции:

 

в

 

давние

 

времена

 

«шляхты»

 

не

 

было

 

собственных

 

имен,

 

и

 

чтобы

 

а -то

 

различать

др

 

др

а,

 

они

 

по

 

совет

 

«м дрой

 

жин и»

 

на ормили

 

своих

 

соба

 

и

стали

 

наблюдать,

 

да

 

а ая

 

соба а

 

отправится

 

отдыхать.

 

Соба и

разле лись

 

в

 

тени

 

разных

 

деревьев,

 

а

 

их

 

хозяева

 

пол чили

 

соответ-

ств ющие

 

имена:

 

Дембиц ий,

 

Грабовец ий,

 

Яворс ий,

 

Липинь-

с ий,

 

Лищиньс ий,

 

Малиновс ий,

 

Вишнёвс ий,

 

Яблоньс ий


background image

Фоль лорная этноло ия

23

23

(Гнатю

 

1899:

 

172).

 

В

 

обсценном

 

расс азе

 

из

 

Подолии

 

«паны»

 

Корча-

овс ий,

 

Листовс ий

 

и

 

др.

 

появляются

 

там,

 

де

 

справила

 

н жд

 

со-

ба а

 

черта

 

(Левчен о

 

1928:

 

243).

 

В

 

белор сс ой

 

ле енде

 

из

 

Мин-

с ой

 

б.

 

отмечается,

 

что

 

перво о

 

шляхтича

 

Бо

 

сделал

 

из

 

творо а

 

и

е о,

 

естественно,

 

съела

 

соба а

 

ндэль»).

 

Рассерженный

 

Бо

 

про-

нал

 

соба

,

 

с азав,

 

чтобы

 

она

 

бежала

 

по

 

свет

 

и

 

за

 

что

 

ни

 

зацепит-

ся,

 

из

 

то о

 

выс очит

 

шляхтич.

 

Та

 

и

 

появились

 

на

 

свете

 

Березов-

с ие,

 

Каменс ие,

 

Хом товс ие,

 

Творо овс ие.

 

Их

 

и

 

дразнят

 

соответ-

ственно:

 

«Шляхцiць-махцiць,

 

ндэлю

 

сын!»

 

(Л П:

 

92).

Этноло ичес ие

 

ле енды,

 

а

 

по азывает

 

материал,

 

отражают

вполне

 

жив ю

 

традицию

 

фоль лорно о

 

самоосознания

 

себя

 

в

 

о р -

жающем

 

мире

 

и

 

во

 

взаимоотношениях

 

с

 

этничес ими

 

соседями.

 

В

 

тра-

диционной

 

льт ре

 

подобный

 

жанр,

 

интерпретир я

 

реальные

 

или

мнимые

 

особенности

 

национально о

 

хара тера,

 

в

 

значительной

 

сте-

пени

 

способствовал

 

формированию

 

определенных

 

этничес их

 

стерео-

типов

 

(сравним

 

типоло ичес и

 

сходн ю

 

роль,

 

отор ю

 

и рают

 

«эт-

ничес ие»

 

ане доты

 

в

 

современной

 

ородс ой

 

льт ре).

Через

 

процесс

 

дистанцирования

 

себя

 

от

 

«др

их»

 

аждая

 

этни-

чес ая

 

р ппа

 

пыталась

 

осмыслить

 

 

привычных

 

для

 

нее

 

ате ориях

и

 

терминах)

 

свою

 

непохожесть

 

и

 

свое

 

отличие

 

от

 

соседних

 

народов,

тверждая

 

при

 

этом

 

свою

 

идентичность

 

и

 

свою

 

систем

 

ценностей.

I.2.

 

«Ч жие»

 

 

воинственные

 

противни и

или

 

льт рные

 

ерои?

Фоль лорно-историчес ие

 

предания,

 

составляющие

значительный

 

пласт

 

стной

 

истории,

 

предоставляют

 

исследователю

народной

 

артины

 

мира

 

бо атейший

 

материал

 

для

 

размышления

 

над

тем,

 

а

 

виделось

 

нашим

 

пред ам

 

ео рафичес ое

 

и

 

политичес ое

 

ст-

ройство

 

о р жающе о

 

мира,

 

что

 

было

 

а т ально

 

и

 

релевантно

 

с

 

точ и

зрения

 

«истории

 

места»,

 

а

 

что

 

проходило

 

незамеченным.

 

Особо

 

привле-

ательными

 

в

 

рам ах

 

та о о

 

исследования

 

о азываются

 

материалы

 

из

ре ионов,

 

волею

 

с дьбы

 

о азавшихся

 

на

 

пере рест е

 

льт р.

 

В

 

восточ-

нославянс ом

 

мире

 

в

 

роли

 

та о о

 

«

льт рно о

 

поли она»,

 

на

 

отором

стал ивались

 

в

 

военных

 

онфли тах

 

и

 

сос ществовали

 

в

 

мирное

 

время

различные

 

традиции,

 

в

 

течение

 

нес оль их

 

ве ов

 

выст пали

 

Подолия,

л бинное

 

Полесье

 

и

 

западные

 

о раины

 

Российс ой

 

империи

 

(белор с-

с ое

 

Понеманье).

 

Эти

 

ре ионы,

 

историчес и

 

обладающие

 

своей

 

само-

бытной

 

и

 

во

 

мно ом

 

архаичной

 

льт рой,

 

напрям ю

 

соседствовали

 

с

западным

 

миром,

 

и

 

аждый

 

из

 

них

 

сформировал

 

свой

 

«миф

 

Евро-

пы»

 

 

в

 

сил

 

свое о

 

восприятия

 

ино

льт рно о

 

влияния.


background image

Глава

 

I

24

24

Одна о

 

есть

 

и

 

общие

 

темы,

 

разрабатывавшиеся

 

фоль лорной

 

по-

вествовательной

 

традицией

 

этих

 

ре ионов.

 

Это

 

ле енды

 

и

 

предания

о

 

воинственных

 

противни ах

 

и

 

льт рных

 

ероях.

 

При

 

этом

 

«Евро-

па»

 

или

 

«запад»

 

в

 

народных

 

ле ендах

 

часто

 

понимается

 

а

 

«ч -

жое»

 

пространство

 

вообще,

 

ео рафичес и

 

не

 

ло ализованное,

 

и

 

в

роли

 

«западных»

 

остей

 

мо

т

 

выст пать

 

не

 

толь о

 

шведы

 

или

 

по-

ля и,

 

но

 

и

 

т р и,

 

татары,

 

«мон олы».

 

Та им

 

образом,

 

«западное

направление»

 

о азывается

 

мар ированным

 

вполне

 

в

 

д хе

 

народных

представлений,

 

связанных

 

с

 

символи ой

 

стран

 

света

 

(ср.

 

в

 

славян-

с их

 

верованиях

 

связь

 

понятия

 

«запад»

 

с

 

та ими

 

призна ами,

 

а

«нечистота»,

 

неправедность,

 

бедствие,

 

смертность

 

 

СД

 

1:

 

445).

Нам

 

же

 

приходилось

 

оворить

 

о

 

«национально-историчес их»

сюжетах

 

в

 

их

 

фоль лорной

 

интерпретации

 

(Белова,

 

Петр хин

 

2001).

Цель

 

этой

 

п бли ации

 

 

ввести

 

в

 

на чный

 

оборот

 

новые

 

архивные

 

и

полевые

 

материалы,

 

свидетельств ющие

 

о

 

рецепции

 

народной

 

памя-

тью

 

нижно-историчес их

 

сюжетов

 

и

 

рас рывающие

 

механизмы

ф н ционирования

 

« стной

 

истории».

Мифичес ие

 

вели аны.

 

«Материальной»

 

составляющей

 

нарратив-

ной

 

фоль лорно-историчес ой

 

традиции

 

западной

 

части

 

раин-

с о о

 

и

 

белор сс о о

 

Полесья

 

являются

 

ис опаемые

 

остан и,

 

при-

писываемые

 

молвой

 

мифичес им

 

первонасельни ам

 

рая,

 

а

 

та же

воинственным

 

противни ам,

 

оторые

 

та же

 

наделяются

 

чертами

вели анов

 

(Белова

 

2000в).

 

Со ласно

 

народным

 

ле ендам,

 

вели аны

часто

 

были

 

враждебны

 

людям

 

(СД

 

1:

 

74–75),

 

и

 

их

 

«наследни и»

тоже

 

до

чают

 

«правильным»

 

народам.

 

Списо

 

же

 

воинственных

и антообразных

 

пришельцев

 

стандартный

 

 

это

 

шведы,

 

поля и,

т р и

 

и

 

татары.

 

На

 

Бал анах

 

в

 

роли

 

бо атырей

 

и

 

вели анов-пер-

вонасельни ов,

 

а

 

та же

 

льт рных

 

ероев,

 

оставивших

 

после

 

се-

бя

 

памятни и-над робия

 

и

 

лады,

 

часто

 

выст пают

 

ре и

(Филиповић

 

1952:

 

258,

 

382).

Все

 

предания

 

о

 

местных

 

объе тах,

 

де

 

были

 

в

 

разное

 

время

 

най-

дены

 

остан и

 

«вели анов»,

 

строятся

 

по

 

стандартной

 

схеме:

 

следы

и антс их

 

противни ов

 

обретаются

 

во

 

время

 

земледельчес их

 

или

строительных

 

работ

 

или

 

же

 

при

 

рас оп ах

 

древних

 

мо ильни ов.

Часто

 

причиной

 

нахождения

 

в

 

этих

 

местах

 

остан ов

 

называется

«война»

 

или

 

«битва»

 

с

 

воинственными

 

противни ами-вели анами:

«У

 

нас

 

та

¨

е

 

е

 

р ан

¢

.

 

Мы

 

называем.

 

То

 

вот

 

оворили,

 

што

 

на

 

тих

р ан

á

х

 

давно

 

я

á

-то

 

войн

á

 

б л

á

,

 

да

 

та

 

оворили,

 

што

 

нах

ó

дили

ости,

 

но и

 

б

ó

льшые,

 

длинные,

 

нэ

 

та

¢

,

 

я

   

нас.

 

Б

ó

льшые,

 

чем

 

на-

шы,

 

чолов

é

чьи»

 

(Стодоличи

 

Лельчиц о о

 

р-на

 

Гомельс ой

 

обл.,

 

ПА

1984,

 

зап.

 

А.

 

А.

 

Плотни ова);