ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3501
Скачиваний: 2
Глава
III
150
150
ся
на
оло ольню,]
почынал
звон
¢
ти,
ол
¢
нес ть
по ойни а.
Они
сраз
бросають
[по ойни а]
и
бе
т!
Та
еврэи
просили
заранее
бать
™
в,
шоб
не
дозволяли
звонить
<...>
[Почем
похоронная
процессия
шла
мимо
цер -
ви?]
А
том ,
шо
жили
они
близ о
цэр ви.
Тая
доро а
на
о
ó
писо
тиль и
о
центральной
вид
само о
завода
до
то о...
до
о
ó
пис а
<...>
Н
да
они,
по
хат
á
х,
межд
хат
á
ми
не
б д т,
по
лице
центральной
нес т.
А
ў
нас
я
раз
в
цэнтри
цэр ва
и
оло ольня
та
á
висо ая.
Я
начн т
звоны-
ти,
о-о!
То
воны
же
просят,
и
жэ
т т
хоч т
—
ба ато
т т
дит
¨
й
б л
ó
,
хлопчи и
и
деўчата
—
та
ажный
хочет,
шоб
и
онфет
д
á
ти,
и
я
™
сь
подаро !
То
по а
миж
воны-то
доў о,
бильше
з
ó
два,
з
ó
три
м
™
сяци,
по а
наладилось
тое,
шо
нэ
звоныли,
вжэ
всех
обеспэчили...
[Та
дети
специально
звонили
в
оло ол?]
Н ,
одны
хоч т,
шобы
дали
подаро ,
подар и
вон
™
,
а
зналы,
шо
нэльзя,
я
звонят
—
нэльзя.
Сраз
идают
[по ойни а]
—
нэхай
б д т
машины,
машины
на
доро-
е
—
идают
и
розбе аюця
и
в
идн
строн ,
и
ў
др
и
вже
че
á
ют,
по-
а
перестан т
звониты,
тоды
забирают.
Просто
то
я ...
та ий,
н ,
про-
сто
на рыют
всё
е о,
на рытый,
и
та
носил и
ў
е о.
<...>
А
ў
нас
звоны
та и
олосны,
шо
ч ть
за
ил
ó
метр,
за
два,
та
и...
И
смех
и
оре!
То
воны,
бедня и,
та
же
ходыли
по
хатах
и
бать иў
про-
сыли,
шоб...
Но
бать и
аж ть,
шо
мы
знаемо,
шо
воны...
То
вжэ
и
на а-
з ють,
а
воны,
н ,
хочемо
подаро ,
шобы
онфеты,
вот
та ие
оржи и...
[На
оло ольне
звонили
дети?]
Малые
дэти,
та
шо
по
дэсять
ро-
иў,
даже
по
пьять
ро иў.
Вылез т
и
начинают
звоныты,
нарошно,
шобы
воны
розбежалиса»
(А.
А.
С ибинс ая,
1915
.
р.).
Этом
«ане дот »
нашлись
соответствия
и
в
др их
местах.
Нечто
по-
добное
происходило,
например,
в
с.
Ваш овцы
Черновиц ой
обл.:
«А
на-
ши
в
оло ол
звонят
—
а
они
тело
лад т.
Звонить
перестали,
и
они
опять
бе
т.
Этим
занималась
молодежь.
Стари и
р
ались»
(Со олова
2003:
358).
Во
время
э спедиционных
исследований
2004–2005
.
та же
да-
лось
найти
подтверждение
бытованию
та ой
пра ти и
рит ально о
пове-
дения:
при
прохождении
еврейс ой
похоронной
процессии
дети
старались
зазвонить
в
цер овный
оло ол;
евреи
бросали
по ойни а
и
разбе ались
(Озаринцы
Мо илевс о о
р-на
Винниц ой
обл.,
К ты
Косовс о о
р-на
Ивано-Фран овс ой
обл.).
Нечто
похожее
происходило,
а
свидетельст-
в ет
А.
Цала,
и
на
территории
ю о-восточной
Польши
(
Cała
1995:
55).
Та им
образом,
в
распоряжении
местно о
христианс о о
населе-
ния
было
безот азное
средство,
способное
приводить
евреев
в
со-
стояние
пани и.
Одна о
если
высл шать
др
ю
сторон
это о
льт рно о
проти-
востояния,
то
и
нее
находились
ответные,
не
менее
действенные
ме-
ры.
Об
этом
—
ле енда,
связанная
со
старым
еврейс им
ладбищем
польс о о
орода
Люблина.
Рели иозная
обрядность
«ч жих»
в
народной
интерпретации
151
151
В
давние
времена
ора,
на
оторой
находится
историчес ий
район
Люблина
—
Калиновщизна,
принадлежала
не оем
челове
,
оторый
после
своей
смерти
завещал
ее
дв м
своим
сыновьям.
По
прошествии
не оторо о
времени
братья
продали
свои
владения:
один
—
монахам-фран-
цис анцам,
др
ой
—
еврейс ой
общине.
Вот
та
и
пол чилось,
что
ис-
стари
на
вершине
оры
распола ались
рядом
атоличес ий
монастырь
и
еврейс ое
ладбище.
При
этом
повелось,
что
аждый
раз,
о да
ев-
реи
шли
хоронить
своих
по ойни ов,
в
монастыре
начинали
звонить
оло ола.
Однажды
мер
почитаемый
цади ,
и
евреи
понесли
е о
хо-
ронить.
И
а
толь о
( а
обычно)
раздался
оло ольный
звон,
сл чи-
лось
ч до:
мертвец
сел
на
по ребальных
носил ах
и
стал
по
ни е
чи-
тать
молитвы,
про линая
тех,
то
мешал
ем
по оиться.
И
от
е о
про-
лятий
монастырь
стал
ходить
в
землю.
Переп
анные
священни и
прибежали
просить
цади а
о
милости.
С
большим
тр дом
чени и
о-
ворили
рабби
пре ратить
про лятия
и
лечься
на
носил и,
чтобы
за-
вершить
похоронный
рит ал.
Но
с
тех
пор
монастырь
францис анцев
та
и
стоит
на
оре
ниже
еврейс о о
ладбища
(
Kubiszyn
2003:
33–34).
По
сообщению
В.
А.
Дымшица,
в
еврейс ой
среде
обращался
еще
один
сходный
сюжет,
восходящий
XII
в.
и
зафи сированный
в
«Майсе-
б х»,
сборни е
XVII
в.
Со ласно
этой
ле енде,
житель
немец о о
орода
Вормса,
взд мавший
звонить
в
оло ол
во
время
прохождения
еврейс ой
похоронной
процессии,
был
придавлен
обр шившейся
оло ольней.
Вмешательство
в
«ч жой»
рит ал.
Подобным
способом
та же
ос -
ществлялось
«моральное
насилие»
над
онфессиональными
оппо-
нентами,
в
рез льтате
че о
«нападающая»
сторона
мо ла
ч вство-
вать
себя
довлетворенной.
Об
этом
—
расс аз
«
Jak
Żyd
synagog
budował»,
записанный
в
польс ой
среде
на
Виленщине,
в
Литве,
и
посвященный
еще
одной
разновидности
молодежных
забав:
«Ка
назывался
этот
еврейс ий
праздни ,
с азать
не
мо
,
не
пом-
ню.
Но
на
этот
праздни
еврей
строил
себе
та
ю…
де
они
мо ли
бы
молиться.
Небольшая,
два
на
два
метра
или
о оло
то о
<…>
Сначала
забивал
один
олыше ,
потом
через
не оторое
время
др
ой,
потом
третий.
Потом
все
это
на рывал.
Двери
делал.
И
потом
они
там
моли-
лись.
Приходили
в
эт ,
а
там
ее,
в
эт ,
в
сина о
или
а
там
ее
на-
звать.
Малют а
та ая
сина о а,
вот.
А
мы
ж
ждали,
а
толь о
он,
а
бы
с азать,
до
половины
достроит
<…>
это
свое
помещение.
Это
ч и
называли,
ч и!
То
„Бо
в
помощь“
(
Boże
dopomoż
).
Ка
толь о
„Бо
в
помощь“
[с ажешь],
он
разбрасывает
все
и
по
новой,
по
новой
все
строит.
И
они
[евреи]
старались
та
это
построить,
чтоб
ни то
не
видел,
а
он
строит»
(Станислав
Давидович,
1929
.
р.,
рож.
д.
Я лимоньце
(Я лимонис);
Prokopowicz
1994:
163–164).
Глава
III
152
152
Это
не
единственное
свидетельство
та о о
рода.
Приведем
еще
один
расс аз,
записанный
в
начале
1990-х
от
77-летней
поль и:
«В
ноябре
евреи
строят
„
ч и“
—
та ие
шалаши и
о оло
дома,
т да
заходят
толь о
м жчины
и
молятся
—
а
пройдешь
мимо
та ой
„
ч и“
и
с ажешь
„
Boże
dopomoż
“,
та
еврей
должен
эт
ч
разр шить
и
строить
заново»
(Hryciuk,
Moroz
1993a:
91).
Данное
свидетельство
вписывается
в
р
традиционных
представ-
лений
о
ма ии
са рально о
имени
и
о
том,
что
са ральные
символы
( а
вещественные,
та
и
вербальные)
одной
льт ры
неприемлемы
для
др -
ой
льт ры
и
мо
т
быть
использованы
в
ачестве
не ое о
страшаю-
ще о
знамения
(см.
III.2.3.1
,
а
та же
Белова
2001б:
210–211).
В
этом
же
ряд
стоят
молодежные
«ш т и»
во
время
«ч жо о»
бо о-
сл жения
.
С дя
по
описаниям,
«набор»
этих
«ш то »
был
довольно
стандартным:
молодежь
забрасывала
амнями
щи,
возведенные
праздни
С
от,
обливала
их
водой
или
бросала
вн трь
м сор
или
да-
же
дохлых
животных
(
Cała
1995:
55;
что
асается
последне о
примера,
то
ем
нашлось
подтверждение
и
в
раинс их
материалах
из
Винниц-
ой
обл.:
мальчиш и
Шар орода
забросили
дохл ю
ош
на
веран-
д -
щ
«тете
Кларе»
(К.
Л.
К рман)
—
стное
сообщение
А.
В.
Со оло-
вой.
Среди
молодежных
«забав»
были
и
та ие:
ш т и
ради
по
с бботам
или
в
праздни и
в
сина о
мо ли
зап стить
ворон
или
черно о
ота.
«Ка
с ббота,
евреев
был
их
Шабас,
и
старшие
ребята
страивали
им
<…>
то
черно о
ота,
а
то
и
ворона
[зап стят],
это
было
страшно
для
людей
веры
Моисеевой.
Они
должны
были
прерывать
свои
молитвы
и
ис ать
виновно о,
потом
что
это
было
для
них
чем-то
самым
х д-
шим…»
(Люблин,
архив
на чно-методичес о о
центра
«Teatr
NN»).
«Наст пает
их
Страшная
ночь.
Приходит
этот
праздни .
И
они
страшно
боятся,
но
неведомо
о о.
Ведь
на
аждый
праздни ,
в
эт
Страшн ю
ночь,
дьявол
должен
забрать
одно о
еврея,
вот.
А
ом
тот
жребий
выпадет?
<…>
Та
они
собираются
в
сина о е
на
ночь.
Всю
ночь
там
одна
свеча
орит.
А
они
там
молятся
по-своем
<…>
Просят
проще-
ния
Бо а
за
все,
за
рехи
свои,
за
все.
И
боятся,
чтобы,
например,
меня
или
о о
еще
дьявол
не
забрал.
Та
хлопцы
поймают
де-ниб дь
ворон
и
спряч т.
А
потом
через
о но
п стят
эт
ворон ,
прямо
в
темнот ,
ним.
Переполох
страшный,
пис ,
виз »
(Виленщина;
Станислав
Давидович,
1929
.
р.,
рож.
д.
Я лимоньце
(Я лимонис);
Prokopowicz
1994:
164).
В
последнем
расс азе
речь
идет
о
широ о
распространенном
среди
раинцев,
белор сов
и
поля ов
поверье,
что
в
праздни
Йом
Кип р
(С дный
день)
дьявол
или
не ий
особый
демоноло ичес ий
персонаж
«хап н»
похищает
из
аждо о
местеч а
по
одном -два
челове а
в
аче-
стве
своеобразной
жертвы
(подробнее
см.:
Белова
2001а,
а
та же
V.3
).
Рели иозная
обрядность
«ч жих»
в
народной
интерпретации
153
153
Хотя
в
известных
на
се одняшний
день
фоль лорных
расс азах
о
«хап не»
пра тичес и
ниче о
не
оворится
о
е о
внешности
(чаще
все о
он
является
в
виде
вихря),
встречаются
ред ие
ис лючения,
а ,
например,
в
расс азе
из
Подолии
(п.
Сатанов),
де
похититель
появ-
лялся
в
виде
о ромно о
орла
(Белова,
Петр хин
2002:
213–215).
Воз-
можно,
явление
ворона
в
сина о е,
с
точ и
зрения
поля ов,
и
должно
было
быть
свидетельством
«материализации»
демоноло ичес о о
пер-
сонажа?
Это
предположение
подтверждается
свидетельством
из
ю о-восточной
Польши
(Сенява):
местная
молодежь
п с ала
в
щ
или
в
сина о
ворон
или
ал
,
меч щаяся
птица
асила
свечи,
о-
рящие
вн три,
а
евреи
прерывали
моление,
та
а
«д мали,
что
это
[злой]
д х»
(
Cała
1995:
54).
В
дополнение
приведем
еще
один
расс аз,
де
вороном
в
сина о е
п
ает
женщин
польс ий
демон
Бор та
(поп лярный
персонаж
народ-
ной
демоноло ии
Ленчиц о о
рая,
центр.
Польша).
В
С дный
день
Бор та
сидел
на
высо ой
стене,
свесив
но и
до
земли.
Потом
с
вороной
в
р
ах
он
пробрался
в
сина о
,
на
женс
ю
алерею,
де
стал
п
ать
женщин.
Возни ла
пани а,
дав а,
были
по ибшие.
Толь о
о да
при-
была
стража
с
рестом,
дьявол
бежал
(Grodzka
1960:
43–44).
Поводом
для
возни новения
это о
расс аза
посл жило
реальное
событие
—
по-
жар
в
ленчиц ой
сина о е,
сл чившийся
13
сентября
1890
.
(переверн лась
лампа
на
алерее)
и
повле ший
за
собой
мно очислен-
ные
жертвы
(Там
же:
44).
Одна о
народная
фантазия
по-своем
«переработала»
этот
драматичес ий
сюжет,
выставив
демона
Бор т
в
роли
«хап на»
и
снабдив
е о
страшающим
атриб том
—
вороном.
«На азание»
онфессиональных
оппонентов.
Любопытное
явление
представляет
собой
довольно
широ о
распространенная
пра ти а,
о-
да
личенные
в
не их
« ощ нственных»
действиях
иноверцы
подвер-
ались
массовом
п бличном
на азанию.
Та ,
со ласно
материалам
из
Познаньс о о
воеводства,
в
1399
.
не ая
женщина-христиан а,
под
пленная
евреями-«рабин
á
ми»,
вы рала
из
остела
три
остии,
оторые
евреи
ололи
ножами,
желая
знать,
действительно
ли
в
свя-
том
причастии
с рывается
«живое
тело
Христово».
Во
время
ос верне-
ния
остии
из
нее
появилась
ровь,
оторая
залила
все
стены
подземе-
лья;
исп
анные
евреи
хотели
избавиться
от
остий,
бросали
их
в
о онь,
в
олодец,
в
сточн ю
анав ,
но
святыни
появлялись
отт да
вновь
и
вновь
белыми
и
невредимыми;
не
далось
топить
остии
и
в
болоте
за
ородом.
Дело
пол чило
о лас
,
виновные
были
жесто о
на-
азаны
(их
ж ли
о нем
и
травили
соба ами),
и
ма истрат
постановил,
что
еже одно
в
праздни
Божье о
Тела
евреи
с
ножами
в
р
ах
должны
следовать
за
цер овной
процессией
—
в
память
об
их
злодеянии
и
в
на-
Глава
III
154
154
азание
за
пор
ание
святыни
(Kolberg
DW
9:
9–11;
см.:
Ка стов
2004:
109–110).
Та им
образом,
подневольное
в лючение
иноверцев
в
рит алы
«доминир ющей»
онфессии
становилось
своеобразным
инстр мен-
том
морально о
нижения
(если
не
с азать
ничижительно о
подав-
ления)
оппонентов.
Особ ю
р пп
сюжетов
составляют
расс азы
о
профанации
ино-
верцами
христианс их
рит альных
действий
и
о
непременном
на а-
зании
виновни ов.
Подобная
история
зафи сирована
в
архивном
деле
XIX
в.,
хра-
нящемся
в
фондах
Национально о
историчес о о
архива
Белар си
в
.
Гродно,
отором
мы
и
обратимся.
Со ласно
материалам
Канцелярии
родненс о о
бернатора,
с
15
ап-
реля
1827
.
по
5
июня
1828
.
велось
дело
«о
расследовании
фа та
и
пре-
дания
с д
евреев
Слонимс о о
езда
Нохимовича
Мовш ,
Бер овича
Ян-
еля
и
др.,
сорвавших
с
реста
при
доро е
дер.
Новосёл и
Слонимс о о
.
изображение
Иис са
Христа»
(НИАБ
в
.
Гродно,
ф.
1,
оп.
2,
д.
2082).
Ка
след ет
из
дела,
евреи
Мовша
Нохимович,
Ян ель
Бер ович,
Ян ель
Лейбович,
Мовша
и
Еля
Рабиновичи,
Бер а
Абрамович
Ян елиович,
Морд х
Лейбович,
Морд х
Израелиович,
Гирш
Морд хович,
Гирш
Мовшович,
Мовша
и
Новхемия
Гиршоновичи,
Оре
Зевелиович,
Абрам
Ор ович,
Пинх с
Мовшович
и
еврей и
Сора
и
Хана
«преданы
с ждению
за
сорвание
с
реста
изображения
Иис са
Христа,
делание
над
оным
раз-
ных
пор
аний
и
произнесение
бо ох льных
слов»
(л.
52).
Сл чилось
это
1
марта
1827
.
во
время
еврейс о о
праздни а
«П рим
называемый»,
о-
да
«ночным
временем»
толпа
евреев
во
лаве
с
арендатором
орчмы
«сорвали
с
реста,
стояще о
на
доро е
при
деревне
Новосёл ах,
изображе-
ние
Иис са
Христа
и
били
оное
вместо
Гамана,
произносили
разные
бо о-
х льные
слова
<…>
по
сорвании
с
не о
[с
реста]
изображения
Спасителя
наше о,
взяв
в
р
и
и
прибив
о
рест ,
ими
зделанном ,
ходили
и
пели
„Господи
помил й“,
что
все
видели
рестьяне
Тарас
Я овдзи
и
Андрей
Серват а»
(л.
2–2
об.).
Далее
из
те ста
следственно о
дела
выясняются
любопытные
«этно рафичес ие»
подробности:
«…и
по
сознанию
самих
евреев,
принимая
они
на
себе
разное
лицо
(sic!),
а
Мовша
Нохимович
представлял
священни а,
носили
рест,
ими
сделанной,
ходя
толпою
по
Сен овщизне,
Бояры
и
Я нешицы,
имея
трещот и
и
с овород
вместо
оло ольца,
пели
молитвенные
слова,
потребляемые
христианами,
и
произносили
та овые
же
бо ох ления»
(л.
53).
Та
евреи
«производили
разные
бесчинства,
потом
опять
принесли
[изображение
Христа]
на
то
же
место
и
прибили
рест »
(л.
19).
Среди
«бесчинств»
поминается,
что
ев-
реи
«нар
ались
<…>
над
оным
[изображением]
в
я нешиц ой
мельнице
в
лице
[т.
е.
в
прис тствии]
рестьянина
Со оловс о о»
(л.
53).
Учитывая