Файл: Belova_O_V_Etnokulturnye_stereotipy_v_slavyans.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3501

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава

 

III

150

150

ся

 

на

 

оло ольню,]

 

почынал

 

звон

¢

ти,

 

ол

¢

 

нес ть

 

по ойни а.

 

Они

 

сраз

бросають

 

[по ойни а]

 

и

 

бе

т!

 

Та

 

еврэи

 

просили

 

заранее

 

бать

в,

 

шоб

 

не

дозволяли

 

звонить

 

<...>

 

[Почем

 

похоронная

 

процессия

 

шла

 

мимо

 

цер -

ви?]

 

А

 

том ,

 

шо

 

жили

 

они

 

близ о

 

цэр ви.

 

Тая

 

доро а

 

на

 

о

ó

писо

 

тиль и

о

 

центральной

 

вид

 

само о

 

завода

 

до

 

то о...

 

до

 

о

ó

пис а

 

<...>

 

Н

 

да

они,

 

по

 

хат

á

х,

 

межд

 

хат

á

ми

 

не

 

б д т,

 

по

 

лице

 

центральной

 

нес т.

 

А

 

ў

нас

 

я

 

раз

 

в

 

цэнтри

 

цэр ва

 

и

 

оло ольня

 

та

á

 

висо ая.

 

Я

 

начн т

 

звоны-

ти,

 

о-о!

 

То

 

воны

 

же

 

просят,

 

и

 

жэ

 

т т

 

хоч т

 

 

ба ато

 

т т

 

дит

¨

й

 

б л

ó

,

хлопчи и

 

и

 

деўчата

 

 

та

 

ажный

 

хочет,

 

шоб

 

и

 

онфет

 

д

á

ти,

 

и

 

я

сь

подаро !

 

То

 

по а

 

миж

 

воны-то

 

доў о,

 

бильше

 

з

ó

 

два,

 

з

ó

 

три

 

м

сяци,

 

по а

наладилось

 

тое,

 

шо

 

нэ

 

звоныли,

 

вжэ

 

всех

 

обеспэчили...

[Та

 

дети

 

специально

 

звонили

 

в

 

оло ол?]

 

Н ,

 

одны

 

хоч т,

 

шобы

дали

 

подаро ,

 

подар и

 

вон

,

 

а

 

зналы,

 

шо

 

нэльзя,

 

я

 

звонят

 

 

нэльзя.

Сраз

 

идают

 

[по ойни а]

 

 

нэхай

 

б д т

 

машины,

 

машины

 

на

 

доро-

е

 

 

идают

 

и

 

розбе аюця

 

и

 

в

 

идн

 

строн ,

 

и

 

ў

 

др

 

и

 

вже

 

че

á

ют,

 

по-

а

 

перестан т

 

звониты,

 

тоды

 

забирают.

 

Просто

 

то

 

я ...

 

та ий,

 

н ,

 

про-

сто

 

на рыют

 

всё

 

е о,

 

на рытый,

 

и

 

та

 

носил и

 

ў

 

е о.

<...>

 

А

 

ў

 

нас

 

звоны

 

та и

 

олосны,

 

шо

 

ч ть

 

за

 

ил

ó

метр,

 

за

 

два,

 

та

 

и...

И

 

смех

 

и

 

оре!

 

То

 

воны,

 

бедня и,

 

та

 

же

 

ходыли

 

по

 

хатах

 

и

 

бать иў

 

про-

сыли,

 

шоб...

 

Но

 

бать и

 

аж ть,

 

шо

 

мы

 

знаемо,

 

шо

 

воны...

 

То

 

вжэ

 

и

 

на а-

з ють,

 

а

 

воны,

 

н ,

 

хочемо

 

подаро ,

 

шобы

 

онфеты,

 

вот

 

та ие

 

оржи и...

[На

 

оло ольне

 

звонили

 

дети?]

 

Малые

 

дэти,

 

та

 

шо

 

по

 

дэсять

 

ро-

иў,

 

даже

 

по

 

пьять

 

ро иў.

 

Вылез т

 

и

 

начинают

 

звоныты,

 

нарошно,

шобы

 

воны

 

розбежалиса»

 

(А.

 

А.

 

С ибинс ая,

 

1915

 

.

 

р.).

Этом

 

«ане дот »

 

нашлись

 

соответствия

 

и

 

в

 

др их

 

местах.

 

Нечто

 

по-

добное

 

происходило,

 

например,

 

в

 

с.

 

Ваш овцы

 

Черновиц ой

 

обл.:

 

«А

 

на-

ши

 

в

 

оло ол

 

звонят

 

 

а

 

они

 

тело

 

лад т.

 

Звонить

 

перестали,

 

и

 

они

 

опять

бе

т.

 

Этим

 

занималась

 

молодежь.

 

Стари и

 

р

ались»

 

(Со олова

 

2003:

358).

 

Во

 

время

 

э спедиционных

 

исследований

 

2004–2005

 

.

 

та же

 

да-

лось

 

найти

 

подтверждение

 

бытованию

 

та ой

 

пра ти и

 

рит ально о

 

пове-

дения:

 

при

 

прохождении

 

еврейс ой

 

похоронной

 

процессии

 

дети

 

старались

зазвонить

 

в

 

цер овный

 

оло ол;

 

евреи

 

бросали

 

по ойни а

 

и

 

разбе ались

(Озаринцы

 

Мо илевс о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

 

К ты

 

Косовс о о

 

р-на

Ивано-Фран овс ой

 

обл.).

 

Нечто

 

похожее

 

происходило,

 

а

 

свидетельст-

в ет

 

А.

 

Цала,

 

и

 

на

 

территории

 

ю о-восточной

 

Польши

 

(

Cała

 

1995:

 

55).

Та им

 

образом,

 

в

 

распоряжении

 

местно о

 

христианс о о

 

населе-

ния

 

было

 

безот азное

 

средство,

 

способное

 

приводить

 

евреев

 

в

 

со-

стояние

 

пани и.

Одна о

 

если

 

высл шать

 

др

ю

 

сторон

 

это о

 

льт рно о

 

проти-

востояния,

 

то

 

и

   

нее

 

находились

 

ответные,

 

не

 

менее

 

действенные

 

ме-

ры.

 

Об

 

этом

 

 

ле енда,

 

связанная

 

со

 

старым

 

еврейс им

 

ладбищем

польс о о

 

орода

 

Люблина.


background image

Рели иозная

 

обрядность

 

«ч жих»

 

в

 

народной

 

интерпретации

151

151

В

 

давние

 

времена

 

ора,

 

на

 

оторой

 

находится

 

историчес ий

 

район

Люблина

 

 

Калиновщизна,

 

принадлежала

 

не оем

 

челове

,

 

оторый

после

 

своей

 

смерти

 

завещал

 

ее

 

дв м

 

своим

 

сыновьям.

 

По

 

прошествии

не оторо о

 

времени

 

братья

 

продали

 

свои

 

владения:

 

один

 

 

монахам-фран-

цис анцам,

 

др

ой

 

 

еврейс ой

 

общине.

 

Вот

 

та

 

и

 

пол чилось,

 

что

 

ис-

стари

 

на

 

вершине

 

оры

 

распола ались

 

рядом

 

атоличес ий

 

монастырь

и

 

еврейс ое

 

ладбище.

 

При

 

этом

 

повелось,

 

что

 

аждый

 

раз,

 

о да

 

ев-

реи

 

шли

 

хоронить

 

своих

 

по ойни ов,

 

в

 

монастыре

 

начинали

 

звонить

оло ола.

 

Однажды

 

мер

 

почитаемый

 

цади ,

 

и

 

евреи

 

понесли

 

е о

 

хо-

ронить.

 

И

 

а

 

толь о

 

( а

 

обычно)

 

раздался

 

оло ольный

 

звон,

 

сл чи-

лось

 

ч до:

 

мертвец

 

сел

 

на

 

по ребальных

 

носил ах

 

и

 

стал

 

по

 

ни е

 

чи-

тать

 

молитвы,

 

про линая

 

тех,

 

то

 

мешал

 

ем

 

по оиться.

 

И

 

от

 

е о

 

про-

лятий

 

монастырь

 

стал

 

ходить

 

в

 

землю.

 

Переп

анные

 

священни и

прибежали

 

просить

 

цади а

 

о

 

милости.

 

С

 

большим

 

тр дом

 

чени и

 

о-

ворили

 

рабби

 

пре ратить

 

про лятия

 

и

 

лечься

 

на

 

носил и,

 

чтобы

 

за-

вершить

 

похоронный

 

рит ал.

 

Но

 

с

 

тех

 

пор

 

монастырь

 

францис анцев

та

 

и

 

стоит

 

на

 

оре

 

ниже

 

еврейс о о

 

ладбища

 

(

Kubiszyn

 

2003:

 

33–34).

По

 

сообщению

 

В.

 

А.

 

Дымшица,

 

в

 

еврейс ой

 

среде

 

обращался

 

еще

один

 

сходный

 

сюжет,

 

восходящий

   

XII

 

в.

 

и

 

зафи сированный

 

в

 

«Майсе-

б х»,

 

сборни е

 

XVII

 

в.

 

Со ласно

 

этой

 

ле енде,

 

житель

 

немец о о

 

орода

Вормса,

 

взд мавший

 

звонить

 

в

 

оло ол

 

во

 

время

 

прохождения

 

еврейс ой

похоронной

 

процессии,

 

был

 

придавлен

 

обр шившейся

 

оло ольней.

Вмешательство

 

в

 

«ч жой»

 

рит ал.

 

Подобным

 

способом

 

та же

 

ос -

ществлялось

 

«моральное

 

насилие»

 

над

 

онфессиональными

 

оппо-

нентами,

 

в

 

рез льтате

 

че о

 

«нападающая»

 

сторона

 

мо ла

 

ч вство-

вать

 

себя

 

довлетворенной.

 

Об

 

этом

 

 

расс аз

 

«

Jak

 

Żyd

 

synagog

budował»,

 

записанный

 

в

 

польс ой

 

среде

 

на

 

Виленщине,

 

в

 

Литве,

 

и

посвященный

 

еще

 

одной

 

разновидности

 

молодежных

 

забав:

«Ка

 

назывался

 

этот

 

еврейс ий

 

праздни ,

 

с азать

 

не

 

мо

,

 

не

 

пом-

ню.

 

Но

 

на

 

этот

 

праздни

 

еврей

 

строил

 

себе

 

та

ю…

 

де

 

они

 

мо ли

 

бы

молиться.

 

Небольшая,

 

два

 

на

 

два

 

метра

 

или

 

о оло

 

то о

 

<…>

 

Сначала

забивал

 

один

 

олыше ,

 

потом

 

через

 

не оторое

 

время

 

др

ой,

 

потом

третий.

 

Потом

 

все

 

это

 

на рывал.

 

Двери

 

делал.

 

И

 

потом

 

они

 

там

 

моли-

лись.

 

Приходили

 

в

 

эт ,

 

а

 

там

 

ее,

 

в

 

эт ,

 

в

 

сина о

 

или

 

а

 

там

 

ее

 

на-

звать.

 

Малют а

 

та ая

 

сина о а,

 

вот.

А

 

мы

 

ж

 

ждали,

 

а

 

толь о

 

он,

 

а

 

бы

 

с азать,

 

до

 

половины

 

достроит

<…>

 

это

 

свое

 

помещение.

 

Это

 

ч и

 

называли,

 

ч и!

 

То

 

„Бо

 

в

 

помощь“

(

Boże

 

dopomoż

).

 

Ка

 

толь о

 

„Бо

 

в

 

помощь“

 

[с ажешь],

 

он

 

разбрасывает

 

все

и

 

по

 

новой,

 

по

 

новой

 

все

 

строит.

 

И

 

они

 

[евреи]

 

старались

 

та

 

это

 

построить,

чтоб

 

ни то

 

не

 

видел,

 

а

 

он

 

строит»

 

(Станислав

 

Давидович,

 

1929

 

.

 

р.,

рож.

 

д.

 

Я лимоньце

 

(Я лимонис);

 

Prokopowicz

 

1994:

 

163–164).


background image

Глава

 

III

152

152

Это

 

не

 

единственное

 

свидетельство

 

та о о

 

рода.

 

Приведем

 

еще

 

один

расс аз,

 

записанный

 

в

 

начале

 

1990-х

 

от

 

77-летней

 

поль и:

 

«В

 

ноябре

евреи

 

строят

 

ч и“

 

 

та ие

 

шалаши и

 

о оло

 

дома,

 

т да

 

заходят

толь о

 

м жчины

 

и

 

молятся

 

 

а

 

пройдешь

 

мимо

 

та ой

 

ч и“

 

и

с ажешь

 

Boże

 

dopomoż

“,

 

та

 

еврей

 

должен

 

эт

 

ч

 

разр шить

 

и

строить

 

заново»

 

(Hryciuk,

 

Moroz

 

1993a:

 

91).

Данное

 

свидетельство

 

вписывается

 

в

 

р

 

традиционных

 

представ-

лений

 

о

 

ма ии

 

са рально о

 

имени

 

и

 

о

 

том,

 

что

 

са ральные

 

символы

 

( а

вещественные,

 

та

 

и

 

вербальные)

 

одной

 

льт ры

 

неприемлемы

 

для

 

др -

ой

 

льт ры

 

и

 

мо

т

 

быть

 

использованы

 

в

 

ачестве

 

не ое о

 

страшаю-

ще о

 

знамения

 

(см.

 

III.2.3.1

,

 

а

 

та же

 

Белова

 

2001б:

 

210–211).

В

 

этом

 

же

 

ряд

 

стоят

 

молодежные

 

«ш т и»

 

во

 

время

 

«ч жо о»

 

бо о-

сл жения

.

 

С дя

 

по

 

описаниям,

 

«набор»

 

этих

 

«ш то »

 

был

 

довольно

стандартным:

 

молодежь

 

забрасывала

 

амнями

 

щи,

 

возведенные

 

праздни

 

С

от,

 

обливала

 

их

 

водой

 

или

 

бросала

 

вн трь

 

м сор

 

или

 

да-

же

 

дохлых

 

животных

 

(

Cała

 

1995:

 

55;

 

что

 

асается

 

последне о

 

примера,

то

 

ем

 

нашлось

 

подтверждение

 

и

 

в

 

раинс их

 

материалах

 

из

 

Винниц-

ой

 

обл.:

 

мальчиш и

 

Шар орода

 

забросили

 

дохл ю

 

ош

 

на

 

веран-

д -

щ

 

«тете

 

Кларе»

 

(К.

 

Л.

 

К рман)

 

 

стное

 

сообщение

 

А.

 

В.

 

Со оло-

вой.

 

Среди

 

молодежных

 

«забав»

 

были

 

и

 

та ие:

 

ш т и

 

ради

 

по

 

с бботам

или

 

в

 

праздни и

 

в

 

сина о

 

мо ли

 

зап стить

 

ворон

 

или

 

черно о

 

ота.

«Ка

 

с ббота,

   

евреев

 

был

 

их

 

Шабас,

 

и

 

старшие

 

ребята

 

страивали

им

 

<…>

 

то

 

черно о

 

ота,

 

а

 

то

 

и

 

ворона

 

[зап стят],

 

это

 

было

 

страшно

 

для

людей

 

веры

 

Моисеевой.

 

Они

 

должны

 

были

 

прерывать

 

свои

 

молитвы

 

и

ис ать

 

виновно о,

 

потом

 

что

 

это

 

было

 

для

 

них

 

чем-то

 

самым

 

х д-

шим…»

 

(Люблин,

 

архив

 

на чно-методичес о о

 

центра

 

«Teatr

 

NN»).

«Наст пает

 

их

 

Страшная

 

ночь.

 

Приходит

 

этот

 

праздни .

 

И

 

они

страшно

 

боятся,

 

но

 

неведомо

 

о о.

 

Ведь

 

на

 

аждый

 

праздни ,

 

в

 

эт

Страшн ю

 

ночь,

 

дьявол

 

должен

 

забрать

 

одно о

 

еврея,

 

вот.

 

А

 

ом

 

тот

жребий

 

выпадет?

 

<…>

 

Та

 

они

 

собираются

 

в

 

сина о е

 

на

 

ночь.

 

Всю

 

ночь

там

 

одна

 

свеча

 

орит.

 

А

 

они

 

там

 

молятся

 

по-своем

 

<…>

 

Просят

 

проще-

ния

   

Бо а

 

за

 

все,

 

за

 

рехи

 

свои,

 

за

 

все.

 

И

 

боятся,

 

чтобы,

 

например,

 

меня

или

 

о о

 

еще

 

дьявол

 

не

 

забрал.

 

Та

 

хлопцы

 

поймают

 

де-ниб дь

 

ворон

 

и

спряч т.

 

А

 

потом

 

через

 

о но

 

п стят

 

эт

 

ворон ,

 

прямо

 

в

 

темнот ,

   

ним.

Переполох

 

страшный,

 

пис ,

 

виз »

 

(Виленщина;

 

Станислав

 

Давидович,

1929

 

.

 

р.,

 

рож.

 

д.

 

Я лимоньце

 

(Я лимонис);

 

Prokopowicz

 

1994:

 

164).

В

 

последнем

 

расс азе

 

речь

 

идет

 

о

 

широ о

 

распространенном

 

среди

раинцев,

 

белор сов

 

и

 

поля ов

 

поверье,

 

что

 

в

 

праздни

 

Йом

 

Кип р

(С дный

 

день)

 

дьявол

 

или

 

не ий

 

особый

 

демоноло ичес ий

 

персонаж

«хап н»

 

похищает

 

из

 

аждо о

 

местеч а

 

по

 

одном -два

 

челове а

 

в

 

аче-

стве

 

своеобразной

 

жертвы

 

(подробнее

 

см.:

 

Белова

 

2001а,

 

а

 

та же

 

V.3

).


background image

Рели иозная

 

обрядность

 

«ч жих»

 

в

 

народной

 

интерпретации

153

153

Хотя

 

в

 

известных

 

на

 

се одняшний

 

день

 

фоль лорных

 

расс азах

о

 

«хап не»

 

пра тичес и

 

ниче о

 

не

 

оворится

 

о

 

е о

 

внешности

 

(чаще

все о

 

он

 

является

 

в

 

виде

 

вихря),

 

встречаются

 

ред ие

 

ис лючения,

 

а ,

например,

 

в

 

расс азе

 

из

 

Подолии

 

(п.

 

Сатанов),

 

де

 

похититель

 

появ-

лялся

 

в

 

виде

 

о ромно о

 

орла

 

(Белова,

 

Петр хин

 

2002:

 

213–215).

 

Воз-

можно,

 

явление

 

ворона

 

в

 

сина о е,

 

с

 

точ и

 

зрения

 

поля ов,

 

и

 

должно

было

 

быть

 

свидетельством

 

«материализации»

 

демоноло ичес о о

 

пер-

сонажа?

 

Это

 

предположение

 

подтверждается

 

свидетельством

 

из

ю о-восточной

 

Польши

 

(Сенява):

 

местная

 

молодежь

 

п с ала

 

в

 

щ

или

 

в

 

сина о

 

ворон

 

или

 

ал

,

 

меч щаяся

 

птица

 

асила

 

свечи,

 

о-

рящие

 

вн три,

 

а

 

евреи

 

прерывали

 

моление,

 

та

 

а

 

«д мали,

 

что

 

это

[злой]

 

д х»

 

(

Cała

 

1995:

 

54).

В

 

дополнение

 

приведем

 

еще

 

один

 

расс аз,

 

де

 

вороном

 

в

 

сина о е

п

ает

 

женщин

 

польс ий

 

демон

 

Бор та

 

(поп лярный

 

персонаж

 

народ-

ной

 

демоноло ии

 

Ленчиц о о

 

рая,

 

центр.

 

Польша).

 

В

 

С дный

 

день

Бор та

 

сидел

 

на

 

высо ой

 

стене,

 

свесив

 

но и

 

до

 

земли.

 

Потом

 

с

 

вороной

в

 

р

ах

 

он

 

пробрался

 

в

 

сина о

,

 

на

 

женс

ю

 

алерею,

 

де

 

стал

 

п

ать

женщин.

 

Возни ла

 

пани а,

 

дав а,

 

были

 

по ибшие.

 

Толь о

 

о да

 

при-

была

 

стража

 

с

 

рестом,

 

дьявол

 

бежал

 

(Grodzka

 

1960:

 

43–44).

 

Поводом

для

 

возни новения

 

это о

 

расс аза

 

посл жило

 

реальное

 

событие

 

 

по-

жар

 

в

 

ленчиц ой

 

сина о е,

 

сл чившийся

 

13

 

сентября

 

1890

 

.

(переверн лась

 

лампа

 

на

 

алерее)

 

и

 

повле ший

 

за

 

собой

 

мно очислен-

ные

 

жертвы

 

(Там

 

же:

 

44).

 

Одна о

 

народная

 

фантазия

 

по-своем

«переработала»

 

этот

 

драматичес ий

 

сюжет,

 

выставив

 

демона

 

Бор т

в

 

роли

 

«хап на»

 

и

 

снабдив

 

е о

 

страшающим

 

атриб том

 

 

вороном.

«На азание»

 

онфессиональных

 

оппонентов.

 

Любопытное

 

явление

представляет

 

собой

 

довольно

 

широ о

 

распространенная

 

пра ти а,

 

о-

да

 

личенные

 

в

 

не их

 

« ощ нственных»

 

действиях

 

иноверцы

 

подвер-

ались

 

массовом

 

п бличном

 

на азанию.

 

Та ,

 

со ласно

 

материалам

из

 

Познаньс о о

 

воеводства,

 

в

 

1399

 

.

 

не ая

 

женщина-христиан а,

под

пленная

 

евреями-«рабин

á

ми»,

 

вы рала

 

из

 

остела

 

три

 

остии,

оторые

 

евреи

 

ололи

 

ножами,

 

желая

 

знать,

 

действительно

 

ли

 

в

 

свя-

том

 

причастии

 

с рывается

 

«живое

 

тело

 

Христово».

 

Во

 

время

 

ос верне-

ния

 

остии

 

из

 

нее

 

появилась

 

ровь,

 

оторая

 

залила

 

все

 

стены

 

подземе-

лья;

 

исп

анные

 

евреи

 

хотели

 

избавиться

 

от

 

остий,

 

бросали

 

их

 

в

о онь,

 

в

 

олодец,

 

в

 

сточн ю

 

анав ,

 

но

 

святыни

 

появлялись

 

отт да

вновь

 

и

 

вновь

 

белыми

 

и

 

невредимыми;

 

не

 

далось

 

топить

 

остии

 

и

 

в

болоте

 

за

 

ородом.

 

Дело

 

пол чило

 

о лас

,

 

виновные

 

были

 

жесто о

 

на-

азаны

 

(их

 

ж ли

 

о нем

 

и

 

травили

 

соба ами),

 

и

 

ма истрат

 

постановил,

что

 

еже одно

 

в

 

праздни

 

Божье о

 

Тела

 

евреи

 

с

 

ножами

 

в

 

р

ах

 

должны

следовать

 

за

 

цер овной

 

процессией

 

 

в

 

память

 

об

 

их

 

злодеянии

 

и

 

в

 

на-


background image

Глава

 

III

154

154

азание

 

за

 

пор

ание

 

святыни

 

(Kolberg

 

DW

 

9:

 

9–11;

 

см.:

 

Ка стов

 

2004:

109–110).

Та им

 

образом,

 

подневольное

 

в лючение

 

иноверцев

 

в

 

рит алы

«доминир ющей»

 

онфессии

 

становилось

 

своеобразным

 

инстр мен-

том

 

морально о

 

нижения

 

(если

 

не

 

с азать

 

ничижительно о

 

подав-

ления)

 

оппонентов.

Особ ю

 

р пп

 

сюжетов

 

составляют

 

расс азы

 

о

 

профанации

 

ино-

верцами

 

христианс их

 

рит альных

 

действий

 

и

 

о

 

непременном

 

на а-

зании

 

виновни ов.

Подобная

 

история

 

зафи сирована

 

в

 

архивном

 

деле

 

XIX

 

в.,

 

хра-

нящемся

 

в

 

фондах

 

Национально о

 

историчес о о

 

архива

 

Белар си

 

в

.

 

Гродно,

   

отором

 

мы

 

и

 

обратимся.

Со ласно

 

материалам

 

Канцелярии

 

родненс о о

 

бернатора,

 

с

 

15

 

ап-

реля

 

1827

 

.

 

по

 

5

 

июня

 

1828

 

.

 

велось

 

дело

 

«о

 

расследовании

 

фа та

 

и

 

пре-

дания

 

с д

 

евреев

 

Слонимс о о

 

езда

 

Нохимовича

 

Мовш ,

 

Бер овича

 

Ян-

еля

 

и

 

др.,

 

сорвавших

 

с

 

реста

 

при

 

доро е

 

дер.

 

Новосёл и

 

Слонимс о о

 

.

изображение

 

Иис са

 

Христа»

 

(НИАБ

 

в

 

.

 

Гродно,

 

ф.

 

1,

 

оп.

 

2,

 

д.

 

2082).

 

Ка

след ет

 

из

 

дела,

 

евреи

 

Мовша

 

Нохимович,

 

Ян ель

 

Бер ович,

 

Ян ель

Лейбович,

 

Мовша

 

и

 

Еля

 

Рабиновичи,

 

Бер а

 

Абрамович

 

Ян елиович,

Морд х

 

Лейбович,

 

Морд х

 

Израелиович,

 

Гирш

 

Морд хович,

 

Гирш

Мовшович,

 

Мовша

 

и

 

Новхемия

 

Гиршоновичи,

 

Оре

 

Зевелиович,

 

Абрам

Ор ович,

 

Пинх с

 

Мовшович

 

и

 

еврей и

 

Сора

 

и

 

Хана

 

«преданы

 

с ждению

за

 

сорвание

 

с

 

реста

 

изображения

 

Иис са

 

Христа,

 

делание

 

над

 

оным

 

раз-

ных

 

пор

аний

 

и

 

произнесение

 

бо ох льных

 

слов»

 

(л.

 

52).

 

Сл чилось

 

это

1

 

марта

 

1827

 

.

 

во

 

время

 

еврейс о о

 

праздни а

 

«П рим

 

называемый»,

 

о-

да

 

«ночным

 

временем»

 

толпа

 

евреев

 

во

 

лаве

 

с

 

арендатором

 

орчмы

«сорвали

 

с

 

реста,

 

стояще о

 

на

 

доро е

 

при

 

деревне

 

Новосёл ах,

 

изображе-

ние

 

Иис са

 

Христа

 

и

 

били

 

оное

 

вместо

 

Гамана,

 

произносили

 

разные

 

бо о-

х льные

 

слова

 

<…>

 

по

 

сорвании

 

с

 

не о

 

 

реста]

 

изображения

 

Спасителя

наше о,

 

взяв

 

в

 

р

и

 

и

 

прибив

 

о

 

рест ,

 

ими

 

зделанном ,

 

ходили

 

и

 

пели

„Господи

 

помил й“,

 

что

 

все

 

видели

 

рестьяне

 

Тарас

 

Я овдзи

 

и

 

Андрей

Серват а»

 

(л.

 

2–2

 

об.).

 

Далее

 

из

 

те ста

 

следственно о

 

дела

 

выясняются

любопытные

 

«этно рафичес ие»

 

подробности:

 

«…и

 

по

 

сознанию

 

самих

евреев,

 

принимая

 

они

 

на

 

себе

 

разное

 

лицо

 

(sic!),

 

а

 

Мовша

 

Нохимович

представлял

 

священни а,

 

носили

 

рест,

 

ими

 

сделанной,

 

ходя

 

толпою

 

по

Сен овщизне,

 

Бояры

 

и

 

Я нешицы,

 

имея

 

трещот и

 

и

 

с овород

 

вместо

оло ольца,

 

пели

 

молитвенные

 

слова,

 

потребляемые

 

христианами,

 

и

произносили

 

та овые

 

же

 

бо ох ления»

 

(л.

 

53).

 

Та

 

евреи

 

«производили

разные

 

бесчинства,

 

потом

 

опять

 

принесли

 

[изображение

 

Христа]

 

на

 

то

 

же

место

 

и

 

прибили

   

рест »

 

(л.

 

19).

 

Среди

 

«бесчинств»

 

поминается,

 

что

 

ев-

реи

 

«нар

ались

 

<…>

 

над

 

оным

 

[изображением]

 

в

 

я нешиц ой

 

мельнице

 

в

лице

 

[т.

 

е.

 

в

 

прис тствии]

 

рестьянина

 

Со оловс о о»

 

(л.

 

53).

 

Учитывая