Файл: Belova_O_V_Etnokulturnye_stereotipy_v_slavyans.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3379

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава

 

IV

160

160

вославная

 

Пасха

 

и

 

стала

 

опаздывать

 

на

 

неделю

 

против

 

атоличес ой

 

и

пол чила

 

название

 

«Рахмансь ий

 

Вели день»

 

(напомним,

 

что

 

в

 

право-

славной

 

традиции

 

этим

 

названием

 

обозначается

 

среда

 

на

 

четвертой

 

не-

деле

 

после

 

Пасхи)

 

(

Kolberg

 

DW

 

29:

 

351).

 

Вопрос

 

о

 

том,

 

действительно

ли

 

евреи

 

арендовали

   

«панов»

 

цер овные

 

здания

 

наряд

 

с

 

орчмами

 

и

с ладс ими

 

помещениями,

 

вызывает

 

споры

 

среди

 

истори ов

 

(Галант

1909:

 

81–87).

 

Ка

 

бы

 

то

 

ни

 

было,

 

фоль лорная

 

традиция

 

та же

 

внесла

свой

 

в лад

 

в

 

разработ

 

это о

 

на чно о

 

спора.

 

Что

 

асается

 

ле енды

 

с

частием

 

Рахмана,

 

то

 

это

 

вариант

 

широ о

 

известно о

   

восточных

 

сла-

вян

 

сюжета

 

о

 

«Рахманс ом

 

Вели одне»,

 

связанном

 

отнюдь

 

не

 

с

 

он-

ретным

 

персонажем,

 

а

 

с

 

за адочным

 

народом

 

рахманов.

Повсеместно

   

восточных

 

славян

 

известен

 

обычай

 

бросать

 

с орл п

от

 

пасхальных

 

яиц

 

в

 

проточн ю

 

вод .

 

Этот

 

обычай

 

часто

 

омментир ется

расс азами

 

о

 

рахманах

 

 

мифичес ом

 

счастливом

 

народе,

 

жив щем

 

да-

ле о

 

за

 

морем.

 

Источни ом

 

народных

 

ле енд

 

о

 

рахманах

 

посл жили

 

па-

мятни и

 

средневе овой

 

нижности

 

 

«Хождение

 

Зосимы

   

рахманам»

и

 

«Слово

 

о

 

рахманех

 

и

 

о

 

предивном

 

их

 

житии»

 

ино а

 

Ефросина

 

(

XV

 

в.).

Со ласно

 

этим

 

сочинениям,

 

блаженный

 

народ

 

рахманов

 

не

 

знает

 

железа,

о ня,

 

серебра

 

и

 

золота;

 

рахманы

 

ходят

 

на ие

 

и

 

спят

 

в

 

пещерах

 

на

 

листь-

ях;

 

они

 

образ ют

 

семьи,

 

но

 

пара

 

расстается

 

после

 

рождения

 

двоих

 

детей,

чтобы

 

в

 

дальнейшем

 

пребывать

 

в

 

чистоте;

   

рахманов

 

нет

 

летоисчисле-

ния,

 

но

 

в

 

отличие

 

от

 

обычных

 

людей

 

праведным

 

рахманам

 

известно

 

вре-

мя

 

их

 

смерти.

 

Рахманы

 

 

христиане

 

и

 

праздн ют

 

свою

 

Пасх

 

 

Рах-

мансь ий

 

Вели день

 

(подробнее

 

об

 

этом

 

хронониме

 

см.:

 

А ап ина

 

2002:

281–285,

 

570;

 

Успенс ий

 

1982:

 

160)

 

в

 

сред

 

на

 

четвертой

 

неделе

 

после

православной

 

Пасхи

 

 

праздни

 

Преполовения).

О

 

причинах,

 

по

 

оторым

 

рахманы

 

праздн ют

 

Пасх

 

позже

 

осталь-

ных

 

христиан,

 

расс азывает

 

ц льс ая

 

ле енда.

 

Ко да

 

Христос

 

вос-

рес,

 

он

 

строил

 

в

 

Иер салиме

 

большой

 

праздни

 

и

 

при ласил

 

христи-

ан

 

со

 

все о

 

света.

 

Рахманы

 

жили

 

очень

 

дале о

 

и

 

добрались

 

до

 

Иер са-

лима,

 

о да

 

праздни

 

же

 

ончился

 

(через

 

четыре

 

недели

 

после

 

Вос-

ресения).

 

Но

 

в

 

зна

 

признательности

 

их

 

бла очестия

 

Христос

 

стано-

вил

 

особый

 

день

 

специально

 

для

 

то о,

 

чтобы

 

рахманы

 

мо ли

 

та же

праздновать

 

Пасх

 

(Онищ

 

1912:

 

42).

 

Со ласно

 

др

ой

 

ц льс ой

 

ле-

енде,

 

евреи

 

провели

 

Христа

 

на

 

м

и

 

через

 

село,

 

де

 

жили

 

рахманы,

 

о-

торые

 

опла ивали

 

Христа

 

в

 

течение

 

трех

 

недель.

 

Ко да

 

наст пила

 

чет-

вертая

 

неделя,

 

рахманы

 

видели,

 

что

 

по

 

ре е

 

плывет

 

яйцо;

 

они

 

вылови-

ли

 

е о

 

и

 

съели,

 

и

 

сраз

 

печаль

 

шла

 

из

 

их

 

сердец

 

 

«яйце

 

вi и ло

 

тот

жьиль

 

за

 

С сом

 

вiд

 

серцьи»;

 

с

 

тех

 

пор

 

они

 

праздн ют

 

Пасх

 

именно

 

в

этот

 

день

 

(Там

 

же:

 

43).

По

 

др

им

 

версиям,

 

с орл па

 

освященно о

 

на

 

Пасх

 

яйца,

 

брошенная

в

 

вод ,

 

доплывает

 

до

 

страны

 

рахманов

 

и

 

вновь

 

становится

 

целым

 

яйцом,


background image

Праздни

 

 

обряд

 

 

рит ал

161

161

оторым

 

и

 

раз овляются

 

праведни и-рахманы,

 

оторые

 

в

 

течение

 

ода

замаливают

 

людс ие

 

рехи

 

и

 

толь о

 

в

 

день

 

своей

 

Пасхи

 

ощаются

 

одним

яйцом,

 

причем

 

е о

 

хватает

 

на

 

12

 

челове

 

(

ц лы,

 

Ш хевич

 

1904:

 

243).

Ита ,

 

рахманы

 

знают

 

о

 

Вос ресении

 

Христовом,

 

толь о

 

о да

с орл па

 

пасхальных

 

яиц

 

доплывает

 

до

 

их

 

заморс ой

 

или

 

подземной

страны.

 

Поэтом

 

и

 

п с ают

 

по

 

воде

 

«до

 

рахманiв»

 

рашеные

 

с орл п-

и,

 

чтобы

 

подать

 

зна

 

дале им

 

единоверцам

 

(

Rulikowski

 

1879:

 

125;

Воропай

 

1993:

 

328;

 

Ч бинсь ий

 

1995/1:

 

218).

 

У раинцы

 

По

тья

 

ве-

рили,

 

что

 

рахманы

 

жив т

 

под

 

землей

 

и

 

питаются

 

с орл пой

 

пасхаль-

ных

 

яиц,

 

отор ю

 

люди

 

бросают

 

в

 

вод

 

на

 

Вели день

 

(

Kolberg

 

DW

 

31:

105).

Вопре и

 

объе тивной

 

реальности,

 

в

 

массовом

 

фоль лорном

 

созна-

нии

 

с ществ ет

 

стойчивое

 

представление

 

о

 

том,

 

что

 

подвижные

 

празд-

ни и

 

разных

 

онфессий

 

ни о да

 

не

 

совпадают:

 

«Не!

 

Не

 

совпад

á

е!

 

Й

хня

отх

ó

дыть,

 

а

 

наша

 

зах

ó

дыть

 

Пасха»

 

(В.

 

Г.

 

С пр ню ,

 

1931

 

.

 

р.,

 

Мельни и

Ратновс о о

 

р-на

 

Волынс ой

 

обл.,

 

2000,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова);

 

«У

 

ных

 

[евре-

ев]

 

П

á

с а

 

вэсной.

 

Наша

 

П

á

с а…

 

Й

хна

 

зах

ó

дэ,

 

наша

 

ўжэ

 

е.

 

Поняли?

 

[То

есть

 

еврейс ая

 

Пасха

 

раньше?]

 

Раньше,

 

да.

 

На

 

дви

 

нид

ли.

 

Та

 

ж

 

П

á

с а

ид

¨

,

 

и

 

вон

 

ўжэ

 

м

ó

ляца

 

Бо

,

 

йд т

 

на

 

цв

¢

нтар,

 

и

 

дощ

 

йд т»

 

(Т.

 

В.

 

Гер-

сан,

 

1937

 

.

 

р.,

 

Хотин

 

Черновиц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова).

«Ч жие»

 

праздни и

 

часто

 

воспринимаются

 

а

 

«праздни и

 

наобо-

рот»

 

(точно

 

та

 

же,

 

а

 

«ч жая»

 

вера

 

считается

 

реховной

 

и

 

неправед-

ной,

 

а

 

«ч жой»

 

Бо

 

представляется

 

демоноло ичес им

 

персонажем).

Та ,

 

на

 

Витебщине

 

пола али,

 

что

 

по ода

 

в

 

«жидовс

ю

 

пасх »

 

все да

противоположна

 

по оде

 

в

 

христианс

ю

 

(Ни ифоровс ий

 

1897:

 

244),

 

а

«польс ие

 

оляды»

 

(период

 

от

 

Рождества

 

до

 

Крещения)

 

в

 

отличие

 

от

«наших»

 

(православных)

 

 

«неправильные»:

 

«На

 

польс ие

 

ó

ляды

ни о да

 

не

 

бывае

 

л ны.

 

Нашы

 

ó

ляды

 

правильныя,

 

а

 

польс ие

 

непра-

вильныя»

 

(Ровбиц

 

Пр жанс о о

 

р-на

 

Брестс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1990,

 

зап.

М.

 

А.

 

Исачен ова).

У

 

о о

 

больше

 

праздни ов?

 

Естественно,

 

«свои»

 

праздни и

 

все да

л чше,

 

их

 

больше

 

и

 

они

 

важнее.

 

Об

 

этом

 

оворится

 

в

 

расс азе

 

о

 

споре

и дея

 

с

 

христианином

 

на

 

предмет

 

то о,

 

чья

 

вера

 

л чше,

   

о о

 

больше

праздни ов

 

и

 

святых.

 

С

 

середины

 

XVIII

 

в.

 

эта

 

история

 

встречается

 

в

р сс их

 

р

описных

 

сборни ах

 

новелл,

 

фацеций

 

и

 

жартов

 

(Ma

łek

2000:

 

326–327),

 

широ о

 

быт ет

 

в

 

р сс ой

 

и

 

раинс ой

 

стной

 

тради-

ции.

 

Приведем

 

один

 

из

 

народных

 

вариантов

 

это о

 

поп лярно о

 

сюжета

(запись

 

была

 

сделана

 

в

 

Нежинс ом

 

езде),

 

поп тно

 

обратив

 

внимание

на

 

не оторые

 

е о

 

этнолин вистичес ие

 

особенности.

 

Основ

 

расс аза

составляет

 

«состязание»

 

еврея

 

и

 

м жи а,

 

перечисляющих

 

праздни и

«свое о»

 

алендаря.

 

Назвав

 

праздни ,

 

можно

 

вырвать

 

волос

 

из

 

бороды


background image

Глава

 

IV

162

162

соперни а.

 

Первым

 

слово

 

берет

 

еврей

 

а

 

представитель

 

«божье о

 

на-

рода»:

 

«Мы

 

з

 

народ

 

бозы,

 

то

 

й

 

празны и

 

оловниси,

 

 

мени

 

поцы-

нать!»

 

М жи

 

со лашается:

 

«Н ,

 

нехай

 

вже

 

тв й

 

чорт

 

старшы

 

 

по-

чынай!»

 

Еврей

 

начинает

 

перечислять,

 

аждый

 

раз

 

вырывая

 

по

 

волос

из

 

бороды

 

м жи а:

 

«Ад

 

ново о

 

од

 

 

Рош

 

ходеш

 

шват!

 

Хамиша

 

Ассар

б’шват!»

 

Т т

 

м жи

 

возм тился,

 

решив,

 

что

 

е о

 

д рачат,

 

перечисляя

вместо

 

алендарных

 

дат

 

мно очисленных

 

родственни ов

 

(именно

 

та

 

он

«расшифровал»

 

слышанные

 

названия):

 

«Та

 

що

 

ты,

 

свыняче

 

хо!

 

Казав,

 

вас

 

оловнийши

 

празны ы,

 

а

 

теперь

 

що

 

ты

 

выд м еш:

 

то

 

сват

 

и

 

се

сват,

 

та

 

й

 

б деш

 

сю

 

ридню

 

тя ать!»

 

Но

 

еврей

 

все-та и

 

за ончил

 

пере-

числение:

 

«Рош

 

Ходеш

 

Адар,

 

др

ый

 

день

 

Рош

 

Ходеш

 

Адар,

 

Гаманове

Ухе»

 

(при

 

последнем

 

названии

 

он

 

дерн л

 

м жи а

 

за

 

хо).

 

Далее

 

стал

перечислять

 

м жи ,

 

та же

 

начав

 

с

 

Ново о

 

ода:

 

«Первый

 

день

 

свят!

Собор

 

Пресвятейи

 

Бо ородыци

 

й

 

священном чены а

 

Юхыма!

 

Свято о

апостола

 

й

 

первом чены а

 

Степана!

 

Святых

 

м чены

 

дв

 

тм

 

в

 

Ны-

одымийи

 

сожженных!»

 

(при

 

последнем

 

названии

 

он

 

вырвал

   

еврея

всю

 

бород ).

 

Еврей

 

со ласился,

 

что

 

«

 

вас

 

бильсе

 

празны

в»,

 

но

 

не-

емный

 

м жи

 

потребовал

 

высл шать

 

хотя

 

бы

 

мал ю

 

их

 

часть:

«Пъятый

 

день

 

 

Святых

 

младенец

 

чотырнадцяти

 

тысяч,

 

Хрыста

 

ра-

ди

 

избиенных

 

од

 

Ирода

 

в

 

Вифлееми

 

И дейс им!»

 

(при

 

этом

 

он

 

схватил

свое о

 

оппонента

 

за

 

пейсы)

 

(Гринчен о

 

1901:

 

198–199).

 

Со ласно

 

др -

ом

 

вариант ,

 

еврей

 

запросил

 

пощады

 

после

 

праздни а

 

Соро а

 

свя-

тых

 

м чени ов

 

(Там

 

же:

 

199–200).

Наряд

 

с

 

хара терной

 

для

 

раинс их

 

и

 

белор сс их

 

расс азов

имитацией

 

речи

 

еврея,

 

е о

 

своеобразно о

 

а цента,

 

отметим

 

своеобраз-

н ю

 

«транс рипцию»

 

еврейс их

 

названий

 

праздни ов.

 

Любопытный

именно

 

своим

 

ма ароничес им

 

хара тером

 

перечень

 

одовых

 

празд-

ни ов

 

(причем

 

«правильные»

 

названия

 

ре онстр ир ются

 

без

 

особо о

тр да)

 

содержится

 

в

 

расс азе

 

из

 

Галиции:

 

«С дный

 

день,

 

Тр б и,

 

К ч-

и,

 

Гамана,

 

Пейсах,

 

Зелени

 

Сьвєта»

 

(Гнатю

 

1899:

 

212).

«Тр б и»

 

а

 

название

 

одно о

 

из

 

еврейс их

 

осенних

 

праздни ов

(С дно о

 

дня)

 

или

 

цело о

 

периода

 

от

 

еврейс о о

 

Ново о

 

ода

 

до

 

празд-

ни а

 

К щей

 

зафи сировано

 

та же

 

в

 

восточной

 

Польше

 

(Ca

ła

 

1992:

108)

 

и

 

отражает

 

один

 

из

 

рит алов,

 

при роченных

   

этим

 

датам,

 

тр бление

 

в

 

бараний

 

ро

 

(шофар).

«Гамана»

 

 

это

 

широ о

 

распространенное

 

название

 

праздни а

 

П -

рим

 

(об

 

обрядах,

 

связанных

 

с

 

этим

 

днем,

 

см.

 

ниже

 

и

 

III.3

),

 

связанное

 

с

именем

 

Амана

 

(Гаман,

 

Haman

)

 

 

центрально о

 

персонажа

 

обрядово о

ряжения,

 

при роченно о

   

этом

 

праздни

.

 

Упомян тое

 

выше

 

назва-

ние

 

П рима

 

«Гаманове

 

Ухе»

 

об словлено

 

наименованием

 

тре

ольно о

печенья

 

с

 

ма ом,

 

из отавливаемо о

   

праздни

,

 

«озней-Аман»

 

(« ши

Амана»)

 

или

 

« оменташ»

 

(«с м а

 

Амана»).

 

Этот

 

термин

 

известен

 

в

 

По-


background image

Праздни

 

 

обряд

 

 

рит ал

163

163

долии

 

и

 

в

 

наши

 

дни:

 

«Осенью,

 

н

 

та

 

бы

 

с азаты

 

в

 

инци

 

сентябра,

 

ных

 

начыналося

 

К

ý

ч и,

 

Г

á

манэ

 

в

ý

хо

 

и

 

там

 

дальше,

 

дальше…»

(Н.

 

А.

 

Лоянич,

 

1931

 

.

 

р.,

 

Шар ород

 

Винниц ой

 

обл.,

 

2001,

 

зап.

 

А.

 

В.

 

Со-

олова).

 

Обрядовое

 

печенье

 

может

 

стать

 

своеобразным

 

«символом»

праздни а,

 

е о

 

основным

 

видимым

 

по азателем.

 

И

 

если

 

для

 

славян

«еврейс ое

 

печенье»

 

символизир ет

 

П рим,

 

то

 

для

 

евреев

 

значимыми

становятся,

 

например,

 

« ресты»,

 

выпе аемые

 

христианами

 

в

 

сред

 

на

Средо рестной

 

неделе:

 

«Хр

¨

сцы

 

один

 

день,

 

жэ

 

пе ли

 

та

é

 

хрэсти и,

пирож а

 

на

 

пирож а

 

лад

é

ш

 

 

адн

á

 

пришла

 

яўр

é

й а

 

да

 

а:

 

„А

 

оли

 

вас

 

той

 

день,

 

ад

¢

 

хлиб

 

на

 

хлиб

 

л

зе?“»

 

(Пер а

 

Олевс о о

 

р-на

 

Жито-

мирс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1984,

 

зап.

 

М.

 

Н.

 

Толстая).

Обратим

 

внимание

 

и

 

на

 

название

 

«Зелени

 

Сьвєта»:

 

традиционный

славянс ий

 

термин

 

«зеленые

 

свят и»

 

 

значении

 

«Троиц ая

 

неделя»)

прила ается

 

здесь,

 

по

 

всей

 

видимости,

   

праздни

 

Шав от,

 

подчер и-

вая,

 

та им

 

образом,

 

растительн ю

 

символи

 

этих

 

праздни ов

 

в

 

обеих

льт рах.

«Ма ия

 

праздни ов»

 

 

та

 

можно

 

назвать

 

феномен,

 

определяющий

взаимное

 

отношение

 

этничес их

 

соседей

   

важным

 

датам

 

«ч жо о»

алендаря.

 

Именно

   

«ч жом »

 

праздни

 

можно

 

при рочить

 

испол-

нение

 

ма ичес их

 

обрядов

 

для

 

достижения

 

бла опол чия

 

в

 

хозяйстве.

Со ласно

 

ц льс ом

 

поверью,

 

на

 

христианс

ю

 

Пасх

 

евреи

 

обя-

зательно

 

хотят

 

одолжить

   

соседей-христиан

 

о ня,

 

потом

 

что

 

это

 

хоро-

шо

 

для

 

с ота

 

и

 

приносит

 

дач :

 

«жид

 

лас є

 

на

 

Вели день

 

вiйти

   

хат

 

и

зєти

 

ватри

 

 

то

 

єм

 

до

 

ороў,

 

и

 

веде

 

сї

 

єм

 

вiта

   

шахралствi»

 

(Онищ

1912:

 

40).

 

Значимость

 

для

 

хозяйственной

 

ма ии

 

«ч жо о»

 

пасхально о

о ня

 

силивается

 

еще

 

и

 

тем,

 

что

 

пасхальный

 

о онь

 

 

это

 

«новый»,

 

впер-

вые

 

зажженный

 

(ино да

 

та

 

называемый

 

«живой»

 

 

т.

 

е.

 

пол ченный

трением)

 

о онь,

 

следовательно,

 

ма ичес ая

 

сила

 

е о

 

особенно

 

вели а

(см.:

 

СД

 

3:

 

519–521).

 

В

 

свою

 

очередь

 

в

 

Белор ссии

 

был

 

распространен

обычай

 

на ан не

 

Пасхи

 

разжи ать

 

и

 

поддерживать

 

о онь

 

на

 

по осте

 

с

помощью

 

повозо ,

 

боче ,

 

олес,

 

раденных

   

евреев

 

(Зеленин

 

1914:

456).

По

 

наблюдениям

 

ц лов,

 

евреи

 

стремились

 

а

 

бы

 

сл чайно

 

при-

нять

 

частие

 

в

 

обрядовом

 

обливании

 

водой

 

в

 

«Волочильный

 

понедель-

ни »

 

(понедельни

 

после

 

Пасхи),

 

чтобы

 

беречься

 

на

 

весь

 

од

 

от

 

оро-

сты:

 

«я

 

на

 

Волочiлний

 

поне iло

 

є о

 

(еврея.

 

 

О.

 

Б

.)

 

с

пают,

 

то

 

е о

ороста

 

нї оли

 

не

 

возьме

 

сї»

 

(Онищ

 

1912:

 

41).

 

Стремясь

 

быть

 

обли-

тыми

 

водой

 

в

 

пасхальный

 

понедельни ,

 

евреи

 

вели

 

себя

 

вполне

 

в

 

р сле

местной

 

славянс ой

 

традиции,

 

де

 

рит ал

 

обливания

 

а

 

раз

 

и

 

способ-

ствовал

 

пол чению

 

здоровья

 

и

 

бла опол чия

 

на

 

весь

 

од.

 

Обливание

сопровождалось

 

при оворами-бла опожеланиями:

 

«Б дь

 

веселой,

 

а


background image

Глава

 

IV

164

164

весна,

 

сытой,

 

а

 

осень,

 

и

 

бо атой,

 

а

 

святая

 

земля»

 

(Бо атырев

 

1971:

239).

 

В

 

то

 

же

 

время,

 

а

 

отмечал

 

П.

 

Г.

 

Бо атырев,

 

местные

 

жители

 

счи-

тали,

 

что

 

обряд

 

обливания

 

появился

 

а

 

раз

 

бла одаря

 

евреям:

 

«В

 

Вер-

ховине

 

Быстрой

 

и

 

Вышнем

 

Быстром

 

мне

 

объяснили,

 

что

 

обливание

 

в

 

по-

недельни

 

и

 

вторни

 

пасхальной

 

недели

 

совершают

 

в

 

память

 

о

 

том,

 

что

после

 

Вос ресения

 

Христова

 

евреи

 

обливали

 

вер ющих,

 

чтобы

 

те

 

не

 

раз-

ласили

 

этой

 

вести.

 

По

 

словам

 

дья а

 

из

 

Смере ова,

 

о да

 

Христос

 

вос-

рес,

 

евреи

 

обливали

 

толп

 

вер ющих,

 

чтобы

 

разо нать

 

ее»

 

(Там

 

же:

239–240).

 

Свидетельство

 

П.

 

Г.

 

Бо атырева

 

подтверждается

 

материалами

из

 

с.

 

Горынчево

 

Х стс о о

 

р-на

 

За арпатс ой

 

обл.:

 

«Католи и

 

обливают-

ся

 

<...>

 

на

 

др

ой

 

день

 

после

 

Вели о о

 

дня,

 

в

 

понедельни .

 

Поливаются

они

 

в

 

зна

 

то о,

 

что,

 

о да

 

вос рес

 

Христос,

 

вра и

 

е о

 

идали

 

в

 

народ

яйца

 

и

 

водой

 

обливали,

 

чтобы

 

люди

 

не

 

оворили,

 

что

 

Христос

 

вос рес.

У

 

православных

 

в

 

память

 

это о

 

на

 

Пасх

 

варят

 

и

 

расят

 

яйца»

 

(АИЭА,

ф.

 

16,

 

д.

 

1378ж,

 

тетрадь

 

М.

 

Дан овой,

 

1946,

 

с.

 

76).

 

Одновременно

 

в

 

той

же

 

ло альной

 

традиции

 

бытовало

 

и

 

«христианс ое»

 

объяснение

 

появле-

ния

 

это о

 

обычая:

 

апостолы,

 

перед

 

тем

 

а

 

снять

 

распято о

 

Христа

 

«з

древа»,

 

вымыли

 

р

и,

 

чтобы

 

чистыми

 

р

ами

 

дотра иваться

 

до

 

Божье о

тела.

 

С

 

тех

 

пор

 

пошел

 

обычай

 

мыться

 

в

 

этот

 

день

 

(Онищ

 

1912:

 

41).

В

 

дни

 

особо

 

«ма ичес и

 

значимых»

 

праздни ов

 

и

 

славяне,

 

и

 

евреи

исполняли

 

одни

 

и

 

те

 

же

 

охранительные

 

рит алы,

 

чтобы

 

избавиться

 

от

проис ов

 

нечистой

 

силы.

 

Та ,

 

в

 

За арпатье

 

«на

 

Юрья»

 

(день

 

св.

 

Геор-

ия,

 

23.IV/06.V),

 

о да,

 

со ласно

 

народным

 

верованиям,

 

ведьмы

 

отни-

мают

   

оров

 

моло о,

 

и

 

ц лы,

 

и

 

местные

 

евреи

 

разжи али

 

остры

 

из

вонючих

 

материалов,

 

чтобы

 

не

 

доп стить

 

ведьм

   

с от ;

   

остра

 

все

время

 

должен

 

был

 

находиться

 

стражни ,

 

чтобы

 

ни то

 

не

 

мо

 

взять

оле

 

от

 

остра

 

и

 

та им

 

образом

 

навести

 

порч

 

на

 

оров

 

(Там

 

же:

 

43).

В

 

омельс ом

 

Полесье

 

был

 

записан

 

расс аз

 

о

 

том,

 

а

 

еврей

 

при

помощи

 

« ниверсальной»

 

ма ии

 

(использ я

 

общеизвестные

 

в

 

Полесье

способы

 

от она

 

нечистой

 

силы)

 

смо

 

беречь

 

своих

 

оров

 

от

 

ведьмы,

оторая

 

в

 

ночь

 

на

 

Ивана

 

К пал

 

пыталась

 

пробраться

   

нем

 

в

 

хлев:

«Быў

   

нас

 

еврей.

 

У

 

я

ó

 

было

 

2

 

арови.

 

Он

 

зам н ў

 

[сарай

 

на

 

К пал

 

и,

спрятавшись,

 

стал

 

сторожить].

 

Ан

á

 

[ведьма]

 

олая,

 

я

 

мать

 

родила,

 

ид

é

 

нем

 

[

 

сараю

 

и,

 

присев

 

на

 

орточ и,]

 

набрала

 

жменю

 

навоза,

 

[то да

и

 

он

 

набрал.

 

Ведьма

 

набрала

 

еще

 

жменю,

 

то да

 

и

 

еврей

 

взял

 

жменю]

 

 

она

исчезла»

 

(Барбаров

 

Мозырс о о

 

р-на

 

Гомельс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1983,

 

зап.

Н.

 

Борза овс ая).

 

И

 

славяне,

 

и

 

евреи

 

использовали

 

одни

 

и

 

те

 

же

 

обере и

от

 

нечистой

 

силы,

 

например,

 

вешали

 

в

 

хлев

 

бит ю

 

соро

,

 

чтобы

 

за-

щитить

 

с от

 

от

 

«зло о»

 

(черта,

 

ведьмаря)

 

(

V.1

).

С

 

точ и

 

зрения

 

славянс ой

 

традиции,

 

а

 

она

 

представлена

 

в

 

имею-

щихся

 

в

 

нашем

 

распоряжении

 

фоль лорных

 

те стах,

 

не оторые

 

христи-

анс ие

 

праздни и

 

почитаются

 

и

 

славянами,

 

и

 

евреями.

 

Причин

 

то о,