ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3496
Скачиваний: 2
Глава
IV
160
160
вославная
Пасха
и
стала
опаздывать
на
неделю
против
атоличес ой
и
пол чила
название
«Рахмансь ий
Вели день»
(напомним,
что
в
право-
славной
традиции
этим
названием
обозначается
среда
на
четвертой
не-
деле
после
Пасхи)
(
Kolberg
DW
29:
351).
Вопрос
о
том,
действительно
ли
евреи
арендовали
«панов»
цер овные
здания
наряд
с
орчмами
и
с ладс ими
помещениями,
вызывает
споры
среди
истори ов
(Галант
1909:
81–87).
Ка
бы
то
ни
было,
фоль лорная
традиция
та же
внесла
свой
в лад
в
разработ
это о
на чно о
спора.
Что
асается
ле енды
с
частием
Рахмана,
то
это
вариант
широ о
известно о
восточных
сла-
вян
сюжета
о
«Рахманс ом
Вели одне»,
связанном
отнюдь
не
с
он-
ретным
персонажем,
а
с
за адочным
народом
рахманов.
Повсеместно
восточных
славян
известен
обычай
бросать
с орл п
от
пасхальных
яиц
в
проточн ю
вод .
Этот
обычай
часто
омментир ется
расс азами
о
рахманах
—
мифичес ом
счастливом
народе,
жив щем
да-
ле о
за
морем.
Источни ом
народных
ле енд
о
рахманах
посл жили
па-
мятни и
средневе овой
нижности
—
«Хождение
Зосимы
рахманам»
и
«Слово
о
рахманех
и
о
предивном
их
житии»
ино а
Ефросина
(
XV
в.).
Со ласно
этим
сочинениям,
блаженный
народ
рахманов
не
знает
железа,
о ня,
серебра
и
золота;
рахманы
ходят
на ие
и
спят
в
пещерах
на
листь-
ях;
они
образ ют
семьи,
но
пара
расстается
после
рождения
двоих
детей,
чтобы
в
дальнейшем
пребывать
в
чистоте;
рахманов
нет
летоисчисле-
ния,
но
в
отличие
от
обычных
людей
праведным
рахманам
известно
вре-
мя
их
смерти.
Рахманы
—
христиане
и
праздн ют
свою
Пасх
—
Рах-
мансь ий
Вели день
(подробнее
об
этом
хронониме
см.:
А ап ина
2002:
281–285,
570;
Успенс ий
1982:
160)
в
сред
на
четвертой
неделе
после
православной
Пасхи
(в
праздни
Преполовения).
О
причинах,
по
оторым
рахманы
праздн ют
Пасх
позже
осталь-
ных
христиан,
расс азывает
ц льс ая
ле енда.
Ко да
Христос
вос-
рес,
он
строил
в
Иер салиме
большой
праздни
и
при ласил
христи-
ан
со
все о
света.
Рахманы
жили
очень
дале о
и
добрались
до
Иер са-
лима,
о да
праздни
же
ончился
(через
четыре
недели
после
Вос-
ресения).
Но
в
зна
признательности
их
бла очестия
Христос
стано-
вил
особый
день
специально
для
то о,
чтобы
рахманы
мо ли
та же
праздновать
Пасх
(Онищ
1912:
42).
Со ласно
др
ой
ц льс ой
ле-
енде,
евреи
провели
Христа
на
м
и
через
село,
де
жили
рахманы,
о-
торые
опла ивали
Христа
в
течение
трех
недель.
Ко да
наст пила
чет-
вертая
неделя,
рахманы
видели,
что
по
ре е
плывет
яйцо;
они
вылови-
ли
е о
и
съели,
и
сраз
печаль
шла
из
их
сердец
—
«яйце
вi и ло
тот
жьиль
за
С сом
вiд
серцьи»;
с
тех
пор
они
праздн ют
Пасх
именно
в
этот
день
(Там
же:
43).
По
др
им
версиям,
с орл па
освященно о
на
Пасх
яйца,
брошенная
в
вод ,
доплывает
до
страны
рахманов
и
вновь
становится
целым
яйцом,
Праздни
—
обряд
—
рит ал
161
161
оторым
и
раз овляются
праведни и-рахманы,
оторые
в
течение
ода
замаливают
людс ие
рехи
и
толь о
в
день
своей
Пасхи
ощаются
одним
яйцом,
причем
е о
хватает
на
12
челове
(
ц лы,
Ш хевич
1904:
243).
Ита ,
рахманы
знают
о
Вос ресении
Христовом,
толь о
о да
с орл па
пасхальных
яиц
доплывает
до
их
заморс ой
или
подземной
страны.
Поэтом
и
п с ают
по
воде
«до
рахманiв»
рашеные
с орл п-
и,
чтобы
подать
зна
дале им
единоверцам
(
Rulikowski
1879:
125;
Воропай
1993:
328;
Ч бинсь ий
1995/1:
218).
У раинцы
По
тья
ве-
рили,
что
рахманы
жив т
под
землей
и
питаются
с орл пой
пасхаль-
ных
яиц,
отор ю
люди
бросают
в
вод
на
Вели день
(
Kolberg
DW
31:
105).
Вопре и
объе тивной
реальности,
в
массовом
фоль лорном
созна-
нии
с ществ ет
стойчивое
представление
о
том,
что
подвижные
празд-
ни и
разных
онфессий
ни о да
не
совпадают:
«Не!
Не
совпад
á
е!
Й
™
хня
отх
ó
дыть,
а
наша
зах
ó
дыть
Пасха»
(В.
Г.
С пр ню ,
1931
.
р.,
Мельни и
Ратновс о о
р-на
Волынс ой
обл.,
2000,
зап.
О.
В.
Белова);
«У
ных
[евре-
ев]
П
á
с а
вэсной.
Наша
П
á
с а…
Й
™
хна
зах
ó
дэ,
наша
ўжэ
е.
Поняли?
[То
есть
еврейс ая
Пасха
раньше?]
Раньше,
да.
На
дви
нид
™
ли.
Та
ж
П
á
с а
ид
¨
,
и
вон
™
ўжэ
м
ó
ляца
Бо
,
йд т
на
цв
¢
нтар,
и
дощ
™
йд т»
(Т.
В.
Гер-
сан,
1937
.
р.,
Хотин
Черновиц ой
обл.,
2004,
зап.
О.
В.
Белова).
«Ч жие»
праздни и
часто
воспринимаются
а
«праздни и
наобо-
рот»
(точно
та
же,
а
«ч жая»
вера
считается
реховной
и
неправед-
ной,
а
«ч жой»
Бо
представляется
демоноло ичес им
персонажем).
Та ,
на
Витебщине
пола али,
что
по ода
в
«жидовс
ю
пасх »
все да
противоположна
по оде
в
христианс
ю
(Ни ифоровс ий
1897:
244),
а
«польс ие
оляды»
(период
от
Рождества
до
Крещения)
в
отличие
от
«наших»
(православных)
—
«неправильные»:
«На
польс ие
ó
ляды
ни о да
не
бывае
л ны.
Нашы
ó
ляды
правильныя,
а
польс ие
непра-
вильныя»
(Ровбиц
Пр жанс о о
р-на
Брестс ой
обл.,
ПА
1990,
зап.
М.
А.
Исачен ова).
У
о о
больше
праздни ов?
Естественно,
«свои»
праздни и
все да
л чше,
их
больше
и
они
важнее.
Об
этом
оворится
в
расс азе
о
споре
и дея
с
христианином
на
предмет
то о,
чья
вера
л чше,
о о
больше
праздни ов
и
святых.
С
середины
XVIII
в.
эта
история
встречается
в
р сс их
р
описных
сборни ах
новелл,
фацеций
и
жартов
(Ma
łek
2000:
326–327),
широ о
быт ет
в
р сс ой
и
раинс ой
стной
тради-
ции.
Приведем
один
из
народных
вариантов
это о
поп лярно о
сюжета
(запись
была
сделана
в
Нежинс ом
езде),
поп тно
обратив
внимание
на
не оторые
е о
этнолин вистичес ие
особенности.
Основ
расс аза
составляет
«состязание»
еврея
и
м жи а,
перечисляющих
праздни и
«свое о»
алендаря.
Назвав
праздни ,
можно
вырвать
волос
из
бороды
Глава
IV
162
162
соперни а.
Первым
слово
берет
еврей
а
представитель
«божье о
на-
рода»:
«Мы
з
народ
бозы,
то
й
празны и
оловниси,
—
мени
поцы-
нать!»
М жи
со лашается:
«Н ,
нехай
вже
тв й
чорт
старшы
—
по-
чынай!»
Еврей
начинает
перечислять,
аждый
раз
вырывая
по
волос
из
бороды
м жи а:
«Ад
ново о
од
—
Рош
ходеш
шват!
Хамиша
Ассар
б’шват!»
Т т
м жи
возм тился,
решив,
что
е о
д рачат,
перечисляя
вместо
алендарных
дат
мно очисленных
родственни ов
(именно
та
он
«расшифровал»
слышанные
названия):
«Та
що
ты,
свыняче
хо!
Казав,
вас
оловнийши
празны ы,
а
теперь
що
ты
выд м еш:
то
сват
и
се
сват,
та
й
б деш
сю
ридню
тя ать!»
Но
еврей
все-та и
за ончил
пере-
числение:
«Рош
Ходеш
Адар,
др
ый
день
Рош
Ходеш
Адар,
Гаманове
Ухе»
(при
последнем
названии
он
дерн л
м жи а
за
хо).
Далее
стал
перечислять
м жи ,
та же
начав
с
Ново о
ода:
«Первый
день
свят!
Собор
Пресвятейи
Бо ородыци
й
священном чены а
Юхыма!
Свято о
апостола
й
первом чены а
Степана!
Святых
м чены
дв
тм
в
Ны-
одымийи
сожженных!»
(при
последнем
названии
он
вырвал
еврея
всю
бород ).
Еврей
со ласился,
что
«
вас
бильсе
празны
в»,
но
не-
емный
м жи
потребовал
высл шать
хотя
бы
мал ю
их
часть:
«Пъятый
день
—
Святых
младенец
чотырнадцяти
тысяч,
Хрыста
ра-
ди
избиенных
од
Ирода
в
Вифлееми
И дейс им!»
(при
этом
он
схватил
свое о
оппонента
за
пейсы)
(Гринчен о
1901:
198–199).
Со ласно
др -
ом
вариант ,
еврей
запросил
пощады
после
праздни а
Соро а
свя-
тых
м чени ов
(Там
же:
199–200).
Наряд
с
хара терной
для
раинс их
и
белор сс их
расс азов
имитацией
речи
еврея,
е о
своеобразно о
а цента,
отметим
своеобраз-
н ю
«транс рипцию»
еврейс их
названий
праздни ов.
Любопытный
именно
своим
ма ароничес им
хара тером
перечень
одовых
празд-
ни ов
(причем
«правильные»
названия
ре онстр ир ются
без
особо о
тр да)
содержится
в
расс азе
из
Галиции:
«С дный
день,
Тр б и,
К ч-
и,
Гамана,
Пейсах,
Зелени
Сьвєта»
(Гнатю
1899:
212).
«Тр б и»
а
название
одно о
из
еврейс их
осенних
праздни ов
(С дно о
дня)
или
цело о
периода
от
еврейс о о
Ново о
ода
до
празд-
ни а
К щей
зафи сировано
та же
в
восточной
Польше
(Ca
ła
1992:
108)
и
отражает
один
из
рит алов,
при роченных
этим
датам,
—
тр бление
в
бараний
ро
(шофар).
«Гамана»
—
это
широ о
распространенное
название
праздни а
П -
рим
(об
обрядах,
связанных
с
этим
днем,
см.
ниже
и
III.3
),
связанное
с
именем
Амана
(Гаман,
Haman
)
—
центрально о
персонажа
обрядово о
ряжения,
при роченно о
этом
праздни
.
Упомян тое
выше
назва-
ние
П рима
«Гаманове
Ухе»
об словлено
наименованием
тре
ольно о
печенья
с
ма ом,
из отавливаемо о
праздни
,
«озней-Аман»
(« ши
Амана»)
или
« оменташ»
(«с м а
Амана»).
Этот
термин
известен
в
По-
Праздни
—
обряд
—
рит ал
163
163
долии
и
в
наши
дни:
«Осенью,
н
та
бы
с азаты
в
инци
сентябра,
ных
начыналося
К
ý
ч и,
Г
á
манэ
в
ý
хо
и
там
дальше,
дальше…»
(Н.
А.
Лоянич,
1931
.
р.,
Шар ород
Винниц ой
обл.,
2001,
зап.
А.
В.
Со-
олова).
Обрядовое
печенье
может
стать
своеобразным
«символом»
праздни а,
е о
основным
видимым
по азателем.
И
если
для
славян
«еврейс ое
печенье»
символизир ет
П рим,
то
для
евреев
значимыми
становятся,
например,
« ресты»,
выпе аемые
христианами
в
сред
на
Средо рестной
неделе:
«Хр
¨
сцы
один
день,
жэ
пе ли
та
é
хрэсти и,
пирож а
на
пирож а
лад
é
ш
—
адн
á
пришла
яўр
é
й а
да
а:
„А
оли
вас
той
день,
ад
¢
хлиб
на
хлиб
л
™
зе?“»
(Пер а
Олевс о о
р-на
Жито-
мирс ой
обл.,
ПА
1984,
зап.
М.
Н.
Толстая).
Обратим
внимание
и
на
название
«Зелени
Сьвєта»:
традиционный
славянс ий
термин
«зеленые
свят и»
(в
значении
«Троиц ая
неделя»)
прила ается
здесь,
по
всей
видимости,
праздни
Шав от,
подчер и-
вая,
та им
образом,
растительн ю
символи
этих
праздни ов
в
обеих
льт рах.
«Ма ия
праздни ов»
—
та
можно
назвать
феномен,
определяющий
взаимное
отношение
этничес их
соседей
важным
датам
«ч жо о»
алендаря.
Именно
«ч жом »
праздни
можно
при рочить
испол-
нение
ма ичес их
обрядов
для
достижения
бла опол чия
в
хозяйстве.
Со ласно
ц льс ом
поверью,
на
христианс
ю
Пасх
евреи
обя-
зательно
хотят
одолжить
соседей-христиан
о ня,
потом
что
это
хоро-
шо
для
с ота
и
приносит
дач :
«жид
лас є
на
Вели день
вiйти
хат
и
зєти
ватри
—
то
єм
до
ороў,
и
веде
сї
єм
вiта
шахралствi»
(Онищ
1912:
40).
Значимость
для
хозяйственной
ма ии
«ч жо о»
пасхально о
о ня
силивается
еще
и
тем,
что
пасхальный
о онь
—
это
«новый»,
впер-
вые
зажженный
(ино да
та
называемый
«живой»
—
т.
е.
пол ченный
трением)
о онь,
следовательно,
ма ичес ая
сила
е о
особенно
вели а
(см.:
СД
3:
519–521).
В
свою
очередь
в
Белор ссии
был
распространен
обычай
на ан не
Пасхи
разжи ать
и
поддерживать
о онь
на
по осте
с
помощью
повозо ,
боче ,
олес,
раденных
евреев
(Зеленин
1914:
456).
По
наблюдениям
ц лов,
евреи
стремились
а
бы
сл чайно
при-
нять
частие
в
обрядовом
обливании
водой
в
«Волочильный
понедель-
ни »
(понедельни
после
Пасхи),
чтобы
беречься
на
весь
од
от
оро-
сты:
«я
на
Волочiлний
поне iло
є о
(еврея.
—
О.
Б
.)
с
пают,
то
е о
ороста
нї оли
не
возьме
сї»
(Онищ
1912:
41).
Стремясь
быть
обли-
тыми
водой
в
пасхальный
понедельни ,
евреи
вели
себя
вполне
в
р сле
местной
славянс ой
традиции,
де
рит ал
обливания
а
раз
и
способ-
ствовал
пол чению
здоровья
и
бла опол чия
на
весь
од.
Обливание
сопровождалось
при оворами-бла опожеланиями:
«Б дь
веселой,
а
Глава
IV
164
164
весна,
сытой,
а
осень,
и
бо атой,
а
святая
земля»
(Бо атырев
1971:
239).
В
то
же
время,
а
отмечал
П.
Г.
Бо атырев,
местные
жители
счи-
тали,
что
обряд
обливания
появился
а
раз
бла одаря
евреям:
«В
Вер-
ховине
Быстрой
и
Вышнем
Быстром
мне
объяснили,
что
обливание
в
по-
недельни
и
вторни
пасхальной
недели
совершают
в
память
о
том,
что
после
Вос ресения
Христова
евреи
обливали
вер ющих,
чтобы
те
не
раз-
ласили
этой
вести.
По
словам
дья а
из
Смере ова,
о да
Христос
вос-
рес,
евреи
обливали
толп
вер ющих,
чтобы
разо нать
ее»
(Там
же:
239–240).
Свидетельство
П.
Г.
Бо атырева
подтверждается
материалами
из
с.
Горынчево
Х стс о о
р-на
За арпатс ой
обл.:
«Католи и
обливают-
ся
<...>
на
др
ой
день
после
Вели о о
дня,
в
понедельни .
Поливаются
они
в
зна
то о,
что,
о да
вос рес
Христос,
вра и
е о
идали
в
народ
яйца
и
водой
обливали,
чтобы
люди
не
оворили,
что
Христос
вос рес.
У
православных
в
память
это о
на
Пасх
варят
и
расят
яйца»
(АИЭА,
ф.
16,
д.
1378ж,
тетрадь
М.
Дан овой,
1946,
с.
76).
Одновременно
в
той
же
ло альной
традиции
бытовало
и
«христианс ое»
объяснение
появле-
ния
это о
обычая:
апостолы,
перед
тем
а
снять
распято о
Христа
«з
древа»,
вымыли
р
и,
чтобы
чистыми
р
ами
дотра иваться
до
Божье о
тела.
С
тех
пор
пошел
обычай
мыться
в
этот
день
(Онищ
1912:
41).
В
дни
особо
«ма ичес и
значимых»
праздни ов
и
славяне,
и
евреи
исполняли
одни
и
те
же
охранительные
рит алы,
чтобы
избавиться
от
проис ов
нечистой
силы.
Та ,
в
За арпатье
«на
Юрья»
(день
св.
Геор-
ия,
23.IV/06.V),
о да,
со ласно
народным
верованиям,
ведьмы
отни-
мают
оров
моло о,
и
ц лы,
и
местные
евреи
разжи али
остры
из
вонючих
материалов,
чтобы
не
доп стить
ведьм
с от ;
остра
все
время
должен
был
находиться
стражни ,
чтобы
ни то
не
мо
взять
оле
от
остра
и
та им
образом
навести
порч
на
оров
(Там
же:
43).
В
омельс ом
Полесье
был
записан
расс аз
о
том,
а
еврей
при
помощи
« ниверсальной»
ма ии
(использ я
общеизвестные
в
Полесье
способы
от она
нечистой
силы)
смо
беречь
своих
оров
от
ведьмы,
оторая
в
ночь
на
Ивана
К пал
пыталась
пробраться
нем
в
хлев:
«Быў
нас
еврей.
У
я
ó
было
2
арови.
Он
зам н ў
[сарай
на
К пал
и,
спрятавшись,
стал
сторожить].
Ан
á
[ведьма]
олая,
я
мать
родила,
ид
é
нем
[
сараю
и,
присев
на
орточ и,]
набрала
жменю
навоза,
[то да
и
он
набрал.
Ведьма
набрала
еще
жменю,
то да
и
еврей
взял
жменю]
—
она
исчезла»
(Барбаров
Мозырс о о
р-на
Гомельс ой
обл.,
ПА
1983,
зап.
Н.
Борза овс ая).
И
славяне,
и
евреи
использовали
одни
и
те
же
обере и
от
нечистой
силы,
например,
вешали
в
хлев
бит ю
соро
,
чтобы
за-
щитить
с от
от
«зло о»
(черта,
ведьмаря)
(
V.1
).
С
точ и
зрения
славянс ой
традиции,
а
она
представлена
в
имею-
щихся
в
нашем
распоряжении
фоль лорных
те стах,
не оторые
христи-
анс ие
праздни и
почитаются
и
славянами,
и
евреями.
Причин
то о,