Файл: Belova_O_V_Etnokulturnye_stereotipy_v_slavyans.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3448

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Про рамма-вопросни

263

263

1

9. Почем

 

ино да

 

челове

 

после

 

смерти

 

продолжает

 

«ходить»?

 

Что

н жно

 

сделать,

 

чтобы

 

пре ратить

 

это?

 

Может

 

ли

 

инородец/иноверец

стать

 

«ходячим

 

по ойни ом»?

VI.

 

Традиционная

 

ма ия

 

и

 

ведовство

1

1. Чем

 

занимались

 

«знающие»?

 

Отличались

 

ли

 

еврейс ие

 

знахари

 

от

раинс их,

 

белор сс их,

 

польс их?

1

2. При

 

а их

 

обстоятельствах

 

обращались

   

«ч жом »

 

знахарю

 

или

олд н ?

1

3. Что

 

делали,

 

если

 

хотели

 

отомстить

 

обидчи

 

или

 

на азать

 

вора

 

(де-

лали

 

пожертвования

 

в

 

сина о

,

 

просили

 

евреев

 

помолиться)?

1

4. Известны

 

ли

 

расс азы

 

о

 

том,

 

что

 

делали

 

евреи- орчмари

 

для

 

при-

влечения

 

лиентов?

1

5. Известны

 

ли

 

расс азы

 

о

 

том,

 

что

 

евреи

 

обладали

 

неразменной

 

монетой?

1

6. Известны

 

ли

 

поверья

 

о

 

том,

 

что

 

«ч жие»

 

мо ли

 

вызвать

 

по одное

ненастье,

 

зас х ?

1

7. Известны

 

ли

 

сл чаи

 

использования

 

мертво о

 

тела

 

 

том

 

числе

 

ино-

родца)

 

или

 

е о

 

частей

 

для

 

ма ичес их

 

рит алов?

1

8. С ществ ют

 

ли

 

поверья,

 

что

 

инородцы/иноверцы

 

мо

т

 

наслать

порч ,

 

болезнь,

 

мор

 

и

 

т.

 

п.?

1

9. Ка

 

и

 

для

 

че о

 

«знающие»

 

мо ли

 

использовать

 

рит альные

 

предме-

ты

 

(и он ,

 

освященн ю

 

с атерть,

 

мез з ,

 

свадебный

 

поло

 

и

 

др.),

свечи

 

из

 

цер ви

 

или

 

сина о и,

 

рит альн ю

 

одежд

 

(талес)?

10. Хорошей

 

или

 

плохой

 

приметой

 

считалась

 

встреча

 

со

 

священни ом,

с

 

женщиной,

 

с

 

беременной,

 

с

 

евреем,

 

с

 

цы аном,

 

с

 

оем?

 

Что

 

делали,

чтобы

 

избежать

 

неприятных

 

последствий?

VII.

 

Представления

 

о

 

природе

 

и

 

льт ре

1

1. Ка

 

называется

 

« рибной»

 

дождь

 

 

дождь

 

при

 

солнце

 

(

цы анс ий,

жидовс ий,

 

свинячий

 

и

 

т.

 

п.)?

 

Ка

 

объясняют

 

это

 

название?

1

2. Ка

 

называется

 

рад

а?

 

Известно

 

ли

 

поверье

 

о

 

«еврейс ой»

 

рад

е?

Что

 

это

 

та ое?

1

3. Известно

 

ли

 

выражение

 

цы анс ое

 

солнце

?

 

Что

 

оно

 

означает?

1

4. Ка

 

называют

 

птиц

 

дода

 

(

жидовс ая

 

зоз ля,

 

еврейс ая

 

зоз ля

/

-

ш а

 

и

 

т.

 

п.)?

 

Почем ?

1

5. Не

 

называют

 

ли

 

воробьев

 

жидами,

 

жид ами

 

и

 

т.

 

п.?

 

Если

 

называют,

то

 

почем ?

1

6. Не

 

называют

 

ли

 

ропат

 

жидовс ой

 

рицей

 

и

 

т.

 

п.?

 

Если

 

назы-

вают,

 

то

 

почем ?

1

7. Не

 

называют

 

ли

 

оз

 

жидовс ой

 

оровой,

 

жидовс ой

 

с отиной

 

и

 

т.

 

п.?

Если

 

называют,

 

то

 

почем ?

1

8. Ка ие

 

еще

 

животные

 

или

 

насе омые

 

считаются

 

«еврейс ими»,

 

«цы ан-

с ими»,

 

«татарс ими»

 

и

 

т.

 

п.

 

или

 

носят

 

название

 

«еврейс их»,

 

«цы ан-

с их»,

 

«татарс их»

 

(например,

 

рыбы,

 

птицы,

 

тара аны,

 

м равьи

 

и

 

др.)?


background image

Приложение

264

264

1

9. Ка ие

 

растения

 

считаются

 

«еврейс ими»,

 

«цы анс ими»,

 

«татарс и-

ми»

 

и

 

т.

 

п.

 

или

 

носят

 

название

 

«еврейс их»,

 

«цы анс их»,

 

«татарс их»

(например,

 

ядовитые

 

рибы

 

и

 

я оды,

 

сорня и

 

и

 

др.)?

10. Известна

 

ли

 

ле енда

 

о

 

том,

 

от

да

 

появился

 

аист?

 

Называют

 

ли

 

аи-

ста

 

именем

 

собственным,

 

а

 

челове а?

11. Известна

 

ли

 

ле енда

 

о

 

том,

 

от

да

 

появилась

 

свинья?

 

Называют

 

ли

свинью

 

жидовс ой

 

тет ой

?

 

Почем ?

12. Известна

 

ли

 

ле енда

 

о

 

том,

 

от

да

 

появилась

 

ш а?

13. Известна

 

ли

 

ле енда

 

о

 

том,

 

от

да

 

появилась

 

соро а?

14. Известна

 

ли

 

ле енда

 

о

 

том,

 

от

да

 

появилась

 

вод а

 

( орил а)?

15. Известна

 

ли

 

ле енда

 

о

 

том,

 

от

да

 

появился

 

таба ?


background image

265

Библио рафия

Абрамов

 

1908

 

 

Абрамов

 

И.

 

Волынс ая

 

с аз а

 

про

 

жадно о

 

попа

 

и

 

бед-

но о

 

Кири а

 

//

 

Живая

 

старина.

 

1908.

 

 

3.

 

С.

 

351–352.

Аверб х

 

1911

 

 

Аверб х

 

З.

 

Семятичс ая

 

сина о а

 

и

 

предания

 

о

 

ней

 

//

Еврейс ая

 

старина.

 

1911.

 

Вып.

 

3–4.

 

С.

 

563–567.

А ап ина

 

2001

 

 

А ап ина

 

Т.

 

А.

 

Что

 

происходит

 

в

 

ч десн ю

 

ночь?

 

//

Концепт

 

ч да

 

в

 

славянс ой

 

и

 

еврейс ой

 

льт рной

 

традиции.

 

М.,

2001.

 

С.

 

156–193.

А ап ина

 

2002

 

 

А ап ина

 

Т.

 

А.

 

Мифопоэтичес ие

 

основы

 

славянс о о

народно о

 

алендаря.

 

Весенне-летний

 

ци л.

 

М.,

 

2002.

А ап ина,

 

Топор ов

 

1989

 

 

А ап ина

 

Т.

 

А.,

 

Топор ов

 

А.

 

Л.

 

Воробьиная

(рябиновая)

 

ночь

 

в

 

язы е

 

и

 

поверьях

 

восточных

 

славян

 

//

 

Славян-

с ий

 

и

 

бал анс ий

 

фоль лор.

 

Ре онстр

ция

 

древней

 

славянс ой

д ховной

 

льт ры:

 

источни и

 

и

 

методы.

 

М.,

 

1989.

 

С.

 

230–253.

АЕИМ

 

 

Архив

 

Этно рафичес о о

 

инстит та

 

и

 

м зея

 

Бол арс ой

 

А а-

демии

 

на

 

(София,

 

Бол ария).

АИЭА

 

 

Архив

 

Инстит та

 

этноло ии

 

и

 

антрополо ии

 

им.

 

Н.

 

Н.

 

Ми л -

хо-Ма лая

 

РАН

 

(Мос ва).

АИФ

 

 

Архив

 

Инстит та

 

фоль лора

 

м зея

 

Бол арс ой

 

А адемии

 

на

(София,

 

Бол ария).

Ан елов

 

1997

 

 

Ан елов

 

Д.

 

Представи

 

за

 

«др

ия»

 

в

 

бъл арс ия

 

песенен

фол лор

 

//

 

Бъл арс а

 

етно рафия.

 

1997.

 

 

1–2.

 

С.

 

109–121.

Антониjевић

 

1971

 

 

Антониjевић

 

Д.

 

Але синач о

 

Поморавље.

 

Бео рад,

1971.

Анчев

 

1995

 

 

Анчев

 

А.

 

Сънища

 

и

 

фол лор.

 

Ч.

 

1.

 

От

 

Са ар

 

планина.

 

Со-

фия,

 

1995.

Анчев

 

1998

 

 

Анчев

 

А.

 

Сънища

 

и

 

фол лор.

 

Ч.

 

2.

 

От

 

Банс о.

 

София,

 

1998.

АРЭМ

 

 

Архив

 

Российс о о

 

этно рафичес о о

 

м зея

 

(Сан т-Петерб р ).

Бадж

 

2001

 

 

Бадж

 

У.

 

Ам леты

 

и

 

с еверия.

 

М.,

 

2001.

Бартминьс ий

 

1997

 

 

Бартминьс ий

 

Е.

 

Этноцентризм

 

стереотипа.

Польс ие

 

и

 

немец ие

 

ст денты

 

о

 

своих

 

соседях

 

//

 

Славяноведение.

1997.

 

 

1.

 

С.

 

12–24.

БВКЗ

 

 

Быт

 

вели ор сс их

 

рестьян-землепашцев.

 

Описание

 

материалов

этно рафичес о о

 

бюро

 

нязя

 

В.

 

Н.

 

Тенишева

 

(на

 

примере

 

Владимир-

с ой

 

бернии)

 

/

 

Авт.-сост.

 

Б.

 

М.

 

Фирсов,

 

И.

 

Г.

 

Киселева.

 

СПб.,

 

1993.


background image

Библио рафия

266

266

Бе овић

 

1887

 

 

Живот

 

и

 

обичаjе

 

Срба

 

Граничара

 

/

 

Са

пио

 

Н.

 

Бе овић.

За реб,

 

1887.

Белова

 

1994

 

 

Белова

 

О.

 

В.

 

Народное

 

православие

 

Полесья

 

//

 

Живая

старина.

 

1994.

 

 

3.

 

C.

 

46–47.

Белова

 

1997

 

 

Белова

 

О.

 

В.

 

Этно онфессиональные

 

стереотипы

 

в

 

сла-

вянс их

 

народных

 

представлениях

 

//

 

Славяноведение.

 

1997.

 

 

1.

С.

 

25–32.

Белова

 

1998

 

 

Белова

 

О.

 

Евреи

 

и

 

нечистая

 

сила

 

//

 

Трахтенбер

 

Д

.

 

Дья-

вол

 

и

 

евреи.

 

Средневе овые

 

представления

 

о

 

евреях

 

и

 

их

 

связь

 

с

 

со-

временным

 

антисемитизмом.

 

М.;

 

Иер салим,

 

1998.

 

С.

 

258–276.

Белова

 

1998а

 

 

Белова

 

О.

 

Ле енды

 

о

 

Потопе

 

в

 

славянс ой

 

и

 

еврейс ой

народной

 

традиции

 

//

 

От

 

Бытия

   

Исход .

 

Отражение

 

библейс их

сюжетов

 

в

 

славянс ой

 

и

 

еврейс ой

 

народной

 

льт ре.

 

М.,

 

1998.

С.

 

163–180.

Белова

 

1999

 

 

Белова

 

О.

 

В.

 

Отражение

 

этно онфессиональных

 

отноше-

ний

 

в

 

славянс ом

 

фоль лоре

 

//

 

Jews

 

and

 

Slavs.

 

Jerusalem;

 

Ljubljana,

1999.

 

Vol.

 

6.

 

P.

 

11–21.

Белова

 

1999а

 

 

Белова

 

О.

 

В.

 

Фоль лорная

 

интерпретация

 

рит альных

действий

 

и

 

предметов

 

и дейс о о

 

льта

 

в

 

Полесье

 

//

 

Мифоло ия

 

и

 

по-

вседневность.

 

Материалы

 

на чной

 

онференции

 

22–24

 

февраля

1999

 

.

 

СПб.,

 

1999.

 

Вып.

 

2.

 

С.

 

307–317.

Белова

 

1999б

 

 

Белова

 

О.

 

Образ

 

еврея

 

в

 

народной

 

демоноло ии

 

сла-

вян

 

//

 

Еврейс ая

 

льт ра

 

и

 

льт рные

 

онта ты.

 

Материалы

 

Шес-

той

 

еже одной

 

межд народной

 

междисциплинарной

 

онференции

 

по

и даи е.

 

М.,

 

1999.

 

Ч.

 

3.

 

С.

 

86–99.

Белова

 

2000

 

 

Белова

 

О.

 

В.

 

Славянс ий

 

бестиарий.

 

Словарь

 

названий

 

и

символи и.

 

М.,

 

2000.

Белова

 

2000а

 

 

Белова

 

О.

 

В.

 

И да

 

Ис ариот:

 

от

 

еван ельс о о

 

образа

 

демоноло ичес ом

 

персонаж

 

//

 

Славянс ий

 

и

 

бал анс ий

фоль лор.

 

Народная

 

демоноло ия.

 

М.,

 

2000.

 

С.

 

344–360.

Белова

 

2000б

 

 

Белова

 

О.

 

О

 

« решных»

 

животных

 

в

 

славянс их

 

ле ен-

дах

 

//

 

Концепт

 

реха

 

в

 

славянс ой

 

и

 

еврейс ой

 

льт рной

 

тради-

ции.

 

М.,

 

2000.

 

С.

 

163–178.

Белова

 

2000в

 

 

Белова

 

О.

 

В.

 

«Ч жие»

 

в

 

Полесье

 

//

 

Живая

 

старина.

2000.

 

 

3.

 

С.

 

9–10.

Белова

 

2000

 

 

Белова

 

О.

 

В.

 

Представления

 

о

 

монстрах-пол людях

 

в

народной

 

традиции

 

славян

 

//

 

Миф

 

в

 

льт ре:

 

челове —не-челове .

М.,

 

2000.

 

С.

 

47–57.


background image

Библио рафия

267

267

Белова

 

2000д

 

 

Белова

 

О.

 

«У

 

нас

 

ат

 

жыдоў

 

зяли

 

звычай:

 

я

 

пьюць

 

аварыць

 

«шолам»…»

 

Славяне

 

и

 

евреи

 

о

 

«своих»

 

и

 

«ч жих»

 

ален-

дарных

 

праздни ах

 

//

 

Солнечное

 

сплетение.

 

Литерат рный

 

ж р-

нал.

 

Иер салим,

 

2000.

 

 

14–15.

 

С.

 

132–140.

Белова

 

2001

 

  

Белова

 

О

.

 

Ч жие

 

среди

 

своих.

 

Славянс ий

 

образ

 

«ино-

родца»

 

//

 

Родина.

 

2001,

 

январь-февраль.

 

С.

 

166–170.

Белова

 

2001а

 

 

Белова

 

О.

 

«Про

 

Хап на,

 

я

 

д маю,

 

и

 

вы

 

слыхали…»

 

//

Солнечное

 

сплетение.

 

Литерат рный

 

ж рнал.

 

Иер салим,

 

2001.

 

16–17.

 

С.

 

174–180.

Белова

 

2001б

 

 

Белова

 

О.

 

Ч до

 

и

 

вера:

 

народные

 

ле енды

 

о

 

рели иоз-

ных

 

праздни ах,

 

обрядах

 

и

 

обращении

 

иноверцев

 

//

 

Концепт

 

ч да

в

 

славянс ой

 

и

 

еврейс ой

 

льт рной

 

традиции.

 

М.,

 

2001.

 

С.

 

194–

217.

Белова

 

2002

 

 

Белова

 

О.

 

Этиоло ия

 

реха:

 

народная

 

мораль

 

в

 

фоль -

лорных

 

ле ендах

 

//

 

Россия

 

XXI.

 

2002.

 

 

2.

 

С.

 

166–187.

Белова

 

2002а

 

 

Белова

 

О.

 

В.

 

Меж

льт рный

 

диало

 

в

 

свете

 

этнолин ви-

сти и:

 

материалы

 

из

 

ре ионов

 

Восточной

 

Славии

 

//

 

Славяноведение.

2002.

 

 

6.

 

С.

 

87–93.

Белова

 

2002б

 

 

Белова

 

О.

 

В.

 

«Др

ие»

 

и

 

«ч жие»:

 

представления

 

об

 

эт-

ничес их

 

соседях

 

в

 

славянс ой

 

народной

 

льт ре

 

//

 

Призна овое

пространство

 

льт ры.

 

М.,

 

2002.

 

С.

 

71–85.

Белова

 

2003

 

 

Белова

 

О.

 

В.

 

Опыт

 

омпле сно о

 

исследования

 

в

 

ре ионе

этно

льт рных

 

онта тов

 

//

 

А т альные

 

проблемы

 

полевой

 

фоль -

лористи и.

 

М.,

 

2003.

 

Вып.

 

2.

 

С.

 

60–70.

Белова

 

2003а

 

 

Белова

 

О.

 

О

 

«жидах»

 

и

 

«жидовс ой

 

вере»

 

в

 

народных

представлениях

 

восточных

 

славян

 

//

 

Свой

 

или

 

ч жой?

 

Евреи

 

и

славяне

 

лазами

 

др

 

др

а.

 

М.,

 

2003.

 

С.

 

160–175.

Белова

 

2003б

 

 

Белова

 

О.

 

Вино

 

в

 

восточнославянс их

 

этиоло ичес их

ле ендах

 

//

 

Миф-8.

 

Вино

 

и

 

лт ра

 

/

 

Ред.

 

И.

 

Маразов.

 

София,

 

2003.

С.

 

116–124.

Белова

 

2004

 

 

«Народная

 

Библия»:

 

Восточнославянс ие

 

этиоло иче-

с ие

 

ле енды

 

/

 

Сост.

 

и

 

оммент.

 

О.

 

В.

 

Беловой.

 

М.,

 

2004.

Белова

 

2004а

 

 

«Со

 

своим

 

ставом

 

в

 

ч жой

 

монастырь»:

 

«наст патель-

ная»

 

модель

 

в

 

этно онфессиональном

 

диало е

 

//

 

Праздни

 

 

об-

ряд

 

 

рит ал

 

в

 

славянс ой

 

и

 

еврейс ой

 

льт рной

 

традиции.

 

М.,

2004.

 

С.

 

119–136.

Белова

 

2004б

 

 

Белова

 

О.

 

В.

 

«Мы

 

жили

 

по

 

соседств …».

 

Этно

льт р-

ные

 

стереотипы

 

и

 

живая

 

традиция

 

//

 

Антрополо ичес ий

 

фор м.

СПб.,

 

2004.

 

 

1.

 

С.

 

230–237.