Файл: Belova_O_V_Etnokulturnye_stereotipy_v_slavyans.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3343

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

background image

259

Про рамма-вопросни

Этно

льт рные

 

стереотипы

в

 

народной

 

традиции:

славяне

 

и

 

их

 

соседи

I.

 

Местеч о

1

1. От

да

 

произошло

 

название

 

местеч а

 

(села,

 

посел а)?

 

Что

 

оно

 

означает?

1

2. Представители

 

а их

 

национальностей

 

здесь

 

проживали

 

 

жив т

сейчас)?

1

3. Сохранились

 

ли

 

старые

 

названия

 

частей

 

местеч а

 

(села,

 

посел а)

или

 

старые

 

названия

 

е о

 

лиц,

 

а

 

та же

 

о р жающих

 

рочищ?

1

4. Был

 

ли

 

в

 

местеч е

 

особый

 

еврейс ий

 

вартал

 

(еврейс ая

 

лица)?

Где

 

он

 

находился?

1

5. Был

 

ли

 

известен

 

обычай

 

по

 

с бботам

 

от ораживать

 

еврейс ий

 

вар-

тал

 

от

 

остально о

 

местеч а?

 

Ка

 

это

 

делалось?

 

Что

 

та ое

 

эр в

?

1

6. Есть

 

ли

 

в

 

местеч е

 

(селе,

 

посел е)

 

цер овь,

 

остел,

 

сина о а?

 

Что

построено

 

раньше?

1

7. С ществ ют

 

ли

 

а ие-ниб дь

 

ле енды

 

(предания)

 

о

 

льтовых

 

зданиях?

1

8. Была

 

ли

 

в

 

местеч е

 

«еврейс ая

 

баня»

 

(

ми ва

).

 

Кто

 

и

 

о да

 

ее

 

посещал?

1

9. С ществ ют

 

ли

 

подвалы

 

под

 

старыми

 

домами,

 

подземные

 

ходы

 

и

 

т.

 

п.?

Что

 

о

 

них

 

расс азывают?

 

Кто

 

и

 

о да

 

их

 

построил,

 

для

 

че о

 

они

 

ис-

пользовались?

10. Чем

 

отличались

 

еврейс ие

 

(татарс ие)

 

дома

 

от

 

христианс их?

11. Чем

 

занимались

 

в

 

местеч е

 

(селе,

 

посел е)

 

евреи,

 

раинцы,

 

бело-

р сы,

 

поля и

 

и

 

др.?

12. Известны

 

ли

 

сл чаи

 

еврейс их

 

по ромов?

II.

 

Вера

 

и

 

онфессии

1

1. Кто

 

та ие

 

христиане,

 

и деи,

 

м с льмане?

 

Ка ова

 

их

 

рели ия

 

(вера)?

Ка

 

она

 

называется

 

(например,

 

р сс ая,

 

польс ая,

 

жидовс ая,

 

та-

тарс ая,

 

т рец ая

)?

1

2. Ка

 

появились

 

различные

 

веры

 

и

 

народы?

1

3. У

 

всех

 

ли

 

людей

 

есть

 

д ша

 

или

 

толь о

   

тех,

 

то

 

исповед ет

 

опреде-

ленн ю

 

рели ию?

1

4. Ка ова

 

разница

 

межд

 

православными

 

и

 

атоли ами?

 

Кто

 

та ие

ниаты

 

( ре о- атоли и)?

1

5. Известно

 

ли

 

что-ниб дь

 

о

 

вере

 

христиан-баптистов,

 

а

 

их

 

называют

и

 

почем

 

(

шт нды,

 

шт нда

)?

1

6. Ка ая

 

вера

   

р сс их,

 

раинцев,

 

белор сов,

 

поля ов,

 

евреев,

 

татар,

цы ан?

1

7. Представления

 

о

 

Бо е:

 

Бо

 

один

   

всех

 

народов

 

или

   

аждо о

 

наро-

да

 

свой

 

Бо ?

1

8. Можно

 

ли

 

менять

 

вер ,

 

переходить

 

из

 

одной

 

веры

 

в

 

др

ю?

1

9. Кто

 

та ие

 

вы ресты?

 

Ка ово

 

было

 

отношение

   

рещеным

 

евреям?

Ка

 

их

 

называли

 

(

шишимит,

 

перевертень

 

и

 

др.)?


background image

Приложение

260

260

10. Что

 

расс азывают

 

об

 

особенностях

 

бо осл жения

 

христиан,

 

и деев,

м с льман

 

(молятся

 

раздельно

 

м жчины

 

и

 

женщины;

 

что

 

делают

 

во

время

 

моления;

 

а ие

 

предметы

 

использ ют

 

при

 

бо осл жении

 

и

молитве)?

11. Что

 

та ое

 

мез за

,

 

для

 

че о

 

она

 

использовалась?

12. Ка ие

 

пищевые

 

запреты

 

с ществ ют

   

христиан,

 

и деев,

 

м с ль-

ман?

 

Почем

 

и деи

 

(м с льмане)

 

не

 

едят

 

свинин ?

13. Обращались

 

ли

 

( о да

 

и

 

зачем)

   

«ч жим»

 

священносл жителям,

например,

 

атоли и

   

православном

 

поп ,

 

православные

   

сенд-

з ,

 

христиане

   

раввин

 

или

 

цади

,

 

христиане

   

м лле,

 

и деи

 

и

м с льмане

   

христианс ом

 

священни

 

и

 

т.

 

п.?

14. С ществовало

 

ли

 

представление

 

о

 

том,

 

что

 

«ч жая»

 

молитва

 

помо-

ает

 

л чше,

 

чем

 

«своя»

 

(при

 

а их

 

обстоятельствах

 

 

например,

 

во

время

 

мора,

 

эпидемии,

 

пожара,

 

при

 

снятии

 

порчи/с лаза,

 

при

 

лече-

нии

 

бесплодия

 

и

 

т.

 

п.)?

15. Ка ово

 

отношение

   

«ч жим»

 

святым,

 

праведни ам

 

и

 

т.

 

п.?

 

С ще-

ствовал

 

ли

 

обычай

 

по лонения

 

местам

 

их

 

захоронений?

III.

 

Семейная

 

обрядность

III.1.

 

По ребальный

 

обряд

1

1. Есть

 

ли

 

в

 

местеч е

 

(селе,

 

посел е)

 

ладбище

 

(христианс ое,

 

и дей-

с ое,

 

м с льманс ое)?

1

2. Ка

 

называется

 

ладбище

 

(

роб,

 

мо ил и,

 

по ост,

 

повоз,

 

ладбище

и

 

др.)?

 

С ществовали

 

ли

 

особые

 

названия

 

для

 

еврейс о о

 

(татарс о-

о)

 

ладбища?

1

3. Был

 

ли

 

обычай

 

в

 

старин

 

ласть

 

олоды

 

на

 

мо илы

 

(

 

христиан)?

Известен

 

ли

 

термин

 

олода

,

 

что

 

он

 

означает?

1

4. Ка

 

называются

 

над робия

 

на

 

еврейс ом

 

ладбище

 

(народные

 

на-

звания

 

типа

 

олода,

 

болван,

 

лопат а

 

и

 

др.)?

1

5. Что

 

изображено

 

на

 

над робиях:

 

христианс их?

 

и дейс их?

 

м с ль-

манс их?

1

6. Ко о

 

и

 

а

 

принято

 

было

 

хоронить

 

в

 

старин ?

 

Что

 

расс азывают

 

об

особенностях

 

по ребения

 

евреев,

 

татар

 

и

 

др.?

1

7. Можно

 

ли

 

было

 

хоронить

 

челове а

 

на

 

«ч жом»

 

ладбище

 

(напри-

мер,

 

атоли а

 

на

 

православном,

 

православно о

 

на

 

атоличес ом,

и дея

 

на

 

христианс ом)?

1

8. Что

 

может

 

произойти,

 

если

 

челове а

 

похоронят

 

не

 

по

 

обряд

 

или

 

на

«ч жом»

 

ладбище

 

(б дет

 

зас ха,

 

он

 

превратится

 

в

 

ходяче о

 

по ой-

ни а

 

и

 

т.

 

п.)?

III.2.

 

Свадебный

 

обряд

1

1. Можно

 

ли

 

было

 

вст пать

 

в

 

бра

 

людям

 

разных

 

национальностей

 

или

тем,

 

то

 

исповедовал

 

разн ю

 

рели ию?

1

2. Что

 

требовалось

 

для

 

за лючения

 

бра а

 

атоли а

 

и

 

православной,

православно о

 

и

 

атолич и?

 

Известны

 

ли

 

сл чаи

 

бра ов

 

межд

 

ев-

реями

 

и

 

христианами?


background image

Про рамма-вопросни

261

261

1

3. Что

 

расс азывают

 

об

 

особенностях

 

еврейс ой

 

свадьбы

 

(мотив

 

венча-

ния

 

на

 

м сорной

 

че)?

1

4. Было

 

ли

 

принято

 

бить

 

пос д

 

на

 

свадьбе:

   

христиан?

   

евреев?

 

Кто

и

 

зачем

 

это

 

делал?

1

5. С ществовал

 

ли

 

обычай

 

одалживать

 

что-ниб дь

 

на

 

свадьб

   

евреев

или

 

м с льман?

 

Зачем

 

это

 

делали?

1

6. Рядились

 

ли

 

на

 

свадьбе

 

в

 

«ч жих»

 

 

евреев,

 

татар,

 

цы ан?

 

Ка

 

вы-

лядели

 

и

 

что

 

делали

 

ряженые?

III.3.

 

Родинный

 

обряд

1

1. Ка ие

 

запреты

 

для

 

беременной

 

с ществовали

   

христиан,

 

и деев,

м с льман?

1

2. С ществовал

 

ли

 

обычай

 

при лашать

 

«ч ж ю»

 

повит х

 

для

 

о аза-

ния

 

помощи

 

при

 

родах?

1

3. Что

 

делали

 

при

 

тр дных

 

родах

 

христиане,

 

и деи,

 

м с льмане?

1

4. Ка

 

обере али

 

рожениц

 

и

 

новорожденно о?

1

5. Известен

 

ли

 

обычай

 

при лашения

 

«встречных»

 

мов

 

в

 

семьи,

 

де

мирали

 

дети?

 

Мо ли

 

ли

 

при ласить

 

на

 

роль

 

ма

 

инородца

 

или

иноверца?

1

6. Ка

 

называли

 

не рещено о

 

ребен а

 

(названия

 

со

 

значением

 

«языч-

ни »,

 

«еврей»,

 

«ч жой»)?

 

Где

 

хоронили

 

детей,

 

мерших

 

до

 

рещения?

IV.

 

Календарная

 

обрядность

1

1. Почем

 

не

 

совпадают

 

православные,

 

атоличес ие

 

и

 

и дейс ие

праздни и?

 

Известна

 

ли

 

ле енда,

 

объясняющая

 

это

 

различие?

1

2. Ка ие

 

дни

 

недели

 

почитают

 

христиане,

 

и деи,

 

м с льмане?

 

Почем ?

1

3. Ка ие

 

известны

 

названия

 

с бботы

 

(

шабес,

 

шабаш,

 

жыдоўс а

 

няд-

зель а

 

и

 

др.)?

1

4. Ка ие

 

известны

 

запреты,

 

связанные

 

с

 

с бботой?

 

Можно

 

ли

 

было

 

рабо-

тать,

 

заниматься

 

домашним

 

хозяйством

 

(топить

 

печь,

 

отовить

 

пищ ),

тор овать,

 

отправляться

 

в

 

доро

?

 

Ка ие

 

хозяйственные

 

приметы

 

свя-

заны

 

с

 

этим

 

днем?

1

5. В

 

а ие

 

дни

 

(праздни и)

 

евреи

 

при лашали

 

соседей-христиан

 

для

о азания

 

помощи

 

в

 

делах?

1

6. Ка

 

отмечали

 

алендарные

 

праздни и

 

православные

 

и

 

атоли и?

Была

 

ли

 

разница

 

в

 

том,

 

что

 

делали

 

православные

 

и

 

атоли и

 

на

 

Ро-

ждество,

 

Крещение,

 

Пасх ,

 

Троиц

 

и

 

т.

 

п.?

1

7. В

 

о о

 

и

 

а

 

рядились

 

на

 

свят и,

 

на

 

маслениц ,

 

на

 

Троиц ?

 

Были

ли

 

среди

 

ряженых

 

«евреи»,

 

«цы ане»,

 

«татары»?

 

Ка

 

они

 

вы ляде-

ли,

 

что

 

делали?

1

8. Ка ие

 

праздни и

 

отмечали

 

евреи,

 

татары?

1

9. Чем

 

отличалась

 

христианс ая

 

Пасха

 

от

 

еврейс ой

 

Пасхи?

 

Что

 

дела-

ли

 

евреи

 

во

 

время

 

их

 

пасхальных

 

праздни ов?

10. Что

 

та ое

 

маца?

 

Из

 

че о

 

ее

 

делают?

 

Ка

 

использ ют?

11. Известны

 

ли

 

расс азы

 

о

 

том,

 

что

 

евреи

 

добавляют

 

в

 

мац

 

христиан-

с

ю

 

ровь

 

( а

 

и

 

де

 

они

 

ее

 

добывают,

 

зачем

 

они

 

это

 

делают)?


background image

Приложение

262

262

12. Что

 

расс азывали

 

о

 

еврейс ом

 

праздни е

 

П рим

 

(

жидовс ие

 

зап с-

ты,

 

еврейс ая

 

масленица

 

и

 

т.

 

п.)?

 

Что

 

делали

 

евреи

 

в

 

этот

 

день?

 

Из-

вестен

 

ли

 

обряд

 

«из нания/на азания

 

Амана»

 

( арнавальное

 

дейст-

во

 

с

 

частием

 

ряженых)?

 

Кто

 

исполнял

 

роль

 

Амана?

13. Известен

 

ли

 

обряд

 

«из нания/на азания

 

И ды»,

 

при роченный

 

масленице?

 

Ка

 

вы лядело

 

ч чело

 

И ды

 

или

 

ряженый

 

«И да»?

 

Кто

исполнял

 

роль

 

И ды?

14. Что

 

расс азывали

 

о

 

еврейс ом

 

праздни е

 

Йом

 

Кип р

 

(

С дный

 

день,

 

С д-

ная

 

ночь

 

и

 

т.

 

п.)?

 

Что

 

делали

 

евреи

 

в

 

этот

 

день?

 

Есть

 

ли

 

поверье

 

о

 

том,

 

что

нечистая

 

сила

 

(

хап н,

 

хапт с,

 

хапт р

)

 

похищает

 

евреев

 

в

 

этот

 

день?

15. Что

 

расс азывали

 

о

 

еврейс ом

 

праздни е

 

С

от

 

(

К щи

,

 

К ч и

и

 

т.

 

п.)?

 

Что

 

делали

 

евреи

 

в

 

этот

 

день?

 

С ществовал

 

ли

   

евреев

 

обы-

чай

 

«вызывания

 

дождя»

 

в

 

этот

 

день

 

(что

 

и

 

а

 

делали)?

 

Ка ие

 

при-

меты

 

связаны

 

с

 

этим

 

днем?

16. Молились

 

ли

 

евреи

 

над

 

водой,

 

о да

 

и

 

зачем

 

они

 

это

 

делали?

 

Ка

 

на-

зывался

 

этот

 

рит ал

 

(

вытрясание

 

рехов

)?

17. С ществовали

 

ли

 

обряды

 

«вызывания

 

дождя»

   

христиан?

 

Ка

 

и

о да

 

это

 

делали

 

(во

 

время

 

зас хи

 

обливали

 

водой

 

др

 

др

а,

 

бере-

менн ю

 

женщин ,

 

священни а,

 

еврея;

 

сыпали

 

в

 

олодец

 

освящен-

ный

 

ма ,

 

лили

 

в

 

олодец

 

освященн ю

 

вод ;

 

разр шали

 

м равейни ;

пахали

 

доро

,

 

высохшее

 

р сло

 

ре и;

 

разр шали

 

мо ил

 

само бий-

цы;

 

бросали

 

в

 

ре

 

рест

 

с

 

забытой

 

мо илы

 

и

 

т.

 

п.)?

18. В

 

а ие

 

праздни и

 

(например,

 

на

 

свят и,

 

на

 

еврейс ий

 

Новый

 

од

и

 

т.

 

п.)

 

адали

 

о

 

с дьбе

 

и

 

бла опол чии?

 

Кто

 

и

 

а

 

это

 

делал?

19. Считался

 

ли

 

хорошей

 

приметой

 

приход

 

в

 

дом

 

инородца/иноверца

 

а ие

 

дни,

 

в

 

а ие

 

праздни и)?

V.

 

Народная

 

демоноло ия

1

1. Есть

 

ли

   

«ч жих»

 

(евреев,

 

цы ан,

 

татар)

 

а ие-ниб дь

 

телесные

особенности

 

(цвет

 

ожи,

 

волос,

 

весн ш и,

 

с рытые

 

аномалии),

 

от-

личающие

 

их

 

от

 

представителей

 

«своей»

 

народности?

 

Почем

 

поя-

вились

 

эти

 

особенности?

1

2. С ществ ет

 

ли

 

представление

 

о

 

том,

 

что

 

«ч жим»

 

прис щ

 

специфи-

чес ий

 

запах?

 

Почем

 

«ч жие»

 

пахн т?

 

В

 

а их

 

сл чаях

 

можно

ощ щать

 

запах

 

«ч жо о»

 

(при

 

посещении

 

еврейс их

 

домов;

 

запах

исходит

 

от

 

самих

 

евреев

 

или

 

от

 

их

 

одежды)?

1

3. К да

 

после

 

смерти

 

попадают

 

д ши

 

христиан,

 

и деев,

 

м с льман?

1

4. Есть

 

ли

 

представление

 

о

 

том,

 

что

 

в

 

доме

 

обитает

 

хозяин

 

 

по рови-

тель

 

людей

 

и

 

животных?

 

Ка

 

он

 

вы лядит?

 

Что

 

делает?

1

5. Был

 

ли

 

домовой

 

в

 

еврейс их

 

домах?

1

6. Мо ла

 

ли

 

нечистая

 

сила

 

появиться

 

в

 

виде

 

инородца/иноверца

 

 

па-

на,

 

еврея,

 

оя?

 

Запишите

 

былич и.

1

7. Может

 

ли

 

нечистая

 

сила

 

появиться

 

в

 

цер ви,

 

остеле,

 

сина о е?

1

8. Досаждает

 

ли

 

нечистая

 

сила

 

людям

 

всех

 

национальностей

 

или

   

аж-

до о

 

народа

 

свой

 

черт?