ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3454
Скачиваний: 2
259
Про рамма-вопросни
Этно
льт рные
стереотипы
в
народной
традиции:
славяне
и
их
соседи
I.
Местеч о
1
1. От
да
произошло
название
местеч а
(села,
посел а)?
Что
оно
означает?
1
2. Представители
а их
национальностей
здесь
проживали
(и
жив т
сейчас)?
1
3. Сохранились
ли
старые
названия
частей
местеч а
(села,
посел а)
или
старые
названия
е о
лиц,
а
та же
о р жающих
рочищ?
1
4. Был
ли
в
местеч е
особый
еврейс ий
вартал
(еврейс ая
лица)?
Где
он
находился?
1
5. Был
ли
известен
обычай
по
с бботам
от ораживать
еврейс ий
вар-
тал
от
остально о
местеч а?
Ка
это
делалось?
Что
та ое
эр в
?
1
6. Есть
ли
в
местеч е
(селе,
посел е)
цер овь,
остел,
сина о а?
Что
построено
раньше?
1
7. С ществ ют
ли
а ие-ниб дь
ле енды
(предания)
о
льтовых
зданиях?
1
8. Была
ли
в
местеч е
«еврейс ая
баня»
(
ми ва
).
Кто
и
о да
ее
посещал?
1
9. С ществ ют
ли
подвалы
под
старыми
домами,
подземные
ходы
и
т.
п.?
Что
о
них
расс азывают?
Кто
и
о да
их
построил,
для
че о
они
ис-
пользовались?
10. Чем
отличались
еврейс ие
(татарс ие)
дома
от
христианс их?
11. Чем
занимались
в
местеч е
(селе,
посел е)
евреи,
раинцы,
бело-
р сы,
поля и
и
др.?
12. Известны
ли
сл чаи
еврейс их
по ромов?
II.
Вера
и
онфессии
1
1. Кто
та ие
христиане,
и деи,
м с льмане?
Ка ова
их
рели ия
(вера)?
Ка
она
называется
(например,
р сс ая,
польс ая,
жидовс ая,
та-
тарс ая,
т рец ая
)?
1
2. Ка
появились
различные
веры
и
народы?
1
3. У
всех
ли
людей
есть
д ша
или
толь о
тех,
то
исповед ет
опреде-
ленн ю
рели ию?
1
4. Ка ова
разница
межд
православными
и
атоли ами?
Кто
та ие
ниаты
( ре о- атоли и)?
1
5. Известно
ли
что-ниб дь
о
вере
христиан-баптистов,
а
их
называют
и
почем
(
шт нды,
шт нда
)?
1
6. Ка ая
вера
р сс их,
раинцев,
белор сов,
поля ов,
евреев,
татар,
цы ан?
1
7. Представления
о
Бо е:
Бо
один
всех
народов
или
аждо о
наро-
да
свой
Бо ?
1
8. Можно
ли
менять
вер ,
переходить
из
одной
веры
в
др
ю?
1
9. Кто
та ие
вы ресты?
Ка ово
было
отношение
рещеным
евреям?
Ка
их
называли
(
шишимит,
перевертень
и
др.)?
Приложение
260
260
10. Что
расс азывают
об
особенностях
бо осл жения
христиан,
и деев,
м с льман
(молятся
раздельно
м жчины
и
женщины;
что
делают
во
время
моления;
а ие
предметы
использ ют
при
бо осл жении
и
молитве)?
11. Что
та ое
мез за
,
для
че о
она
использовалась?
12. Ка ие
пищевые
запреты
с ществ ют
христиан,
и деев,
м с ль-
ман?
Почем
и деи
(м с льмане)
не
едят
свинин ?
13. Обращались
ли
( о да
и
зачем)
«ч жим»
священносл жителям,
например,
атоли и
православном
поп ,
православные
сенд-
з ,
христиане
раввин
или
цади
,
христиане
м лле,
и деи
и
м с льмане
христианс ом
священни
и
т.
п.?
14. С ществовало
ли
представление
о
том,
что
«ч жая»
молитва
помо-
ает
л чше,
чем
«своя»
(при
а их
обстоятельствах
—
например,
во
время
мора,
эпидемии,
пожара,
при
снятии
порчи/с лаза,
при
лече-
нии
бесплодия
и
т.
п.)?
15. Ка ово
отношение
«ч жим»
святым,
праведни ам
и
т.
п.?
С ще-
ствовал
ли
обычай
по лонения
местам
их
захоронений?
III.
Семейная
обрядность
III.1.
По ребальный
обряд
1
1. Есть
ли
в
местеч е
(селе,
посел е)
ладбище
(христианс ое,
и дей-
с ое,
м с льманс ое)?
1
2. Ка
называется
ладбище
(
роб,
мо ил и,
по ост,
повоз,
ладбище
и
др.)?
С ществовали
ли
особые
названия
для
еврейс о о
(татарс о-
о)
ладбища?
1
3. Был
ли
обычай
в
старин
ласть
олоды
на
мо илы
(
христиан)?
Известен
ли
термин
олода
,
что
он
означает?
1
4. Ка
называются
над робия
на
еврейс ом
ладбище
(народные
на-
звания
типа
олода,
болван,
лопат а
и
др.)?
1
5. Что
изображено
на
над робиях:
христианс их?
и дейс их?
м с ль-
манс их?
1
6. Ко о
и
а
принято
было
хоронить
в
старин ?
Что
расс азывают
об
особенностях
по ребения
евреев,
татар
и
др.?
1
7. Можно
ли
было
хоронить
челове а
на
«ч жом»
ладбище
(напри-
мер,
атоли а
на
православном,
православно о
на
атоличес ом,
и дея
на
христианс ом)?
1
8. Что
может
произойти,
если
челове а
похоронят
не
по
обряд
или
на
«ч жом»
ладбище
(б дет
зас ха,
он
превратится
в
ходяче о
по ой-
ни а
и
т.
п.)?
III.2.
Свадебный
обряд
1
1. Можно
ли
было
вст пать
в
бра
людям
разных
национальностей
или
тем,
то
исповедовал
разн ю
рели ию?
1
2. Что
требовалось
для
за лючения
бра а
атоли а
и
православной,
православно о
и
атолич и?
Известны
ли
сл чаи
бра ов
межд
ев-
реями
и
христианами?
Про рамма-вопросни
261
261
1
3. Что
расс азывают
об
особенностях
еврейс ой
свадьбы
(мотив
венча-
ния
на
м сорной
че)?
1
4. Было
ли
принято
бить
пос д
на
свадьбе:
христиан?
евреев?
Кто
и
зачем
это
делал?
1
5. С ществовал
ли
обычай
одалживать
что-ниб дь
на
свадьб
евреев
или
м с льман?
Зачем
это
делали?
1
6. Рядились
ли
на
свадьбе
в
«ч жих»
—
евреев,
татар,
цы ан?
Ка
вы-
лядели
и
что
делали
ряженые?
III.3.
Родинный
обряд
1
1. Ка ие
запреты
для
беременной
с ществовали
христиан,
и деев,
м с льман?
1
2. С ществовал
ли
обычай
при лашать
«ч ж ю»
повит х
для
о аза-
ния
помощи
при
родах?
1
3. Что
делали
при
тр дных
родах
христиане,
и деи,
м с льмане?
1
4. Ка
обере али
рожениц
и
новорожденно о?
1
5. Известен
ли
обычай
при лашения
«встречных»
мов
в
семьи,
де
мирали
дети?
Мо ли
ли
при ласить
на
роль
ма
инородца
или
иноверца?
1
6. Ка
называли
не рещено о
ребен а
(названия
со
значением
«языч-
ни »,
«еврей»,
«ч жой»)?
Где
хоронили
детей,
мерших
до
рещения?
IV.
Календарная
обрядность
1
1. Почем
не
совпадают
православные,
атоличес ие
и
и дейс ие
праздни и?
Известна
ли
ле енда,
объясняющая
это
различие?
1
2. Ка ие
дни
недели
почитают
христиане,
и деи,
м с льмане?
Почем ?
1
3. Ка ие
известны
названия
с бботы
(
шабес,
шабаш,
жыдоўс а
няд-
зель а
и
др.)?
1
4. Ка ие
известны
запреты,
связанные
с
с бботой?
Можно
ли
было
рабо-
тать,
заниматься
домашним
хозяйством
(топить
печь,
отовить
пищ ),
тор овать,
отправляться
в
доро
?
Ка ие
хозяйственные
приметы
свя-
заны
с
этим
днем?
1
5. В
а ие
дни
(праздни и)
евреи
при лашали
соседей-христиан
для
о азания
помощи
в
делах?
1
6. Ка
отмечали
алендарные
праздни и
православные
и
атоли и?
Была
ли
разница
в
том,
что
делали
православные
и
атоли и
на
Ро-
ждество,
Крещение,
Пасх ,
Троиц
и
т.
п.?
1
7. В
о о
и
а
рядились
на
свят и,
на
маслениц ,
на
Троиц ?
Были
ли
среди
ряженых
«евреи»,
«цы ане»,
«татары»?
Ка
они
вы ляде-
ли,
что
делали?
1
8. Ка ие
праздни и
отмечали
евреи,
татары?
1
9. Чем
отличалась
христианс ая
Пасха
от
еврейс ой
Пасхи?
Что
дела-
ли
евреи
во
время
их
пасхальных
праздни ов?
10. Что
та ое
маца?
Из
че о
ее
делают?
Ка
использ ют?
11. Известны
ли
расс азы
о
том,
что
евреи
добавляют
в
мац
христиан-
с
ю
ровь
( а
и
де
они
ее
добывают,
зачем
они
это
делают)?
Приложение
262
262
12. Что
расс азывали
о
еврейс ом
праздни е
П рим
(
жидовс ие
зап с-
ты,
еврейс ая
масленица
и
т.
п.)?
Что
делали
евреи
в
этот
день?
Из-
вестен
ли
обряд
«из нания/на азания
Амана»
( арнавальное
дейст-
во
с
частием
ряженых)?
Кто
исполнял
роль
Амана?
13. Известен
ли
обряд
«из нания/на азания
И ды»,
при роченный
масленице?
Ка
вы лядело
ч чело
И ды
или
ряженый
«И да»?
Кто
исполнял
роль
И ды?
14. Что
расс азывали
о
еврейс ом
праздни е
Йом
Кип р
(
С дный
день,
С д-
ная
ночь
и
т.
п.)?
Что
делали
евреи
в
этот
день?
Есть
ли
поверье
о
том,
что
нечистая
сила
(
хап н,
хапт с,
хапт р
)
похищает
евреев
в
этот
день?
15. Что
расс азывали
о
еврейс ом
праздни е
С
от
(
К щи
,
К ч и
и
т.
п.)?
Что
делали
евреи
в
этот
день?
С ществовал
ли
евреев
обы-
чай
«вызывания
дождя»
в
этот
день
(что
и
а
делали)?
Ка ие
при-
меты
связаны
с
этим
днем?
16. Молились
ли
евреи
над
водой,
о да
и
зачем
они
это
делали?
Ка
на-
зывался
этот
рит ал
(
вытрясание
рехов
)?
17. С ществовали
ли
обряды
«вызывания
дождя»
христиан?
Ка
и
о да
это
делали
(во
время
зас хи
обливали
водой
др
др
а,
бере-
менн ю
женщин ,
священни а,
еврея;
сыпали
в
олодец
освящен-
ный
ма ,
лили
в
олодец
освященн ю
вод ;
разр шали
м равейни ;
пахали
доро
,
высохшее
р сло
ре и;
разр шали
мо ил
само бий-
цы;
бросали
в
ре
рест
с
забытой
мо илы
и
т.
п.)?
18. В
а ие
праздни и
(например,
на
свят и,
на
еврейс ий
Новый
од
и
т.
п.)
адали
о
с дьбе
и
бла опол чии?
Кто
и
а
это
делал?
19. Считался
ли
хорошей
приметой
приход
в
дом
инородца/иноверца
(в
а ие
дни,
в
а ие
праздни и)?
V.
Народная
демоноло ия
1
1. Есть
ли
«ч жих»
(евреев,
цы ан,
татар)
а ие-ниб дь
телесные
особенности
(цвет
ожи,
волос,
весн ш и,
с рытые
аномалии),
от-
личающие
их
от
представителей
«своей»
народности?
Почем
поя-
вились
эти
особенности?
1
2. С ществ ет
ли
представление
о
том,
что
«ч жим»
прис щ
специфи-
чес ий
запах?
Почем
«ч жие»
пахн т?
В
а их
сл чаях
можно
ощ щать
запах
«ч жо о»
(при
посещении
еврейс их
домов;
запах
исходит
от
самих
евреев
или
от
их
одежды)?
1
3. К да
после
смерти
попадают
д ши
христиан,
и деев,
м с льман?
1
4. Есть
ли
представление
о
том,
что
в
доме
обитает
хозяин
—
по рови-
тель
людей
и
животных?
Ка
он
вы лядит?
Что
делает?
1
5. Был
ли
домовой
в
еврейс их
домах?
1
6. Мо ла
ли
нечистая
сила
появиться
в
виде
инородца/иноверца
—
па-
на,
еврея,
оя?
Запишите
былич и.
1
7. Может
ли
нечистая
сила
появиться
в
цер ви,
остеле,
сина о е?
1
8. Досаждает
ли
нечистая
сила
людям
всех
национальностей
или
аж-
до о
народа
свой
черт?