Файл: Belova_O_V_Etnokulturnye_stereotipy_v_slavyans.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3455

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Из

 

народной

 

демоноло ии

253

253

Рит альные

 

обходы.

 

Сюжеты,

 

связанные

 

с

 

противодействием

стихийным

 

бедствиям,

 

демонстрир ют

 

яр ие

 

примеры

 

совместно о

противодействия

 

напасти

 

в

 

поли

льт рном

 

пространстве.

По

 

сообщениям

 

из

 

Мо илевс ой

 

б.,

 

в

 

1889

 

.

 

во

 

время

 

эпидемии

оспы

 

еврейс ие

 

женщины

 

частвовали

 

в

 

обряде

 

опахивания

 

села

 

вме-

сте

 

с

 

белор сс ими

 

рестьян ами:

 

«Евреи

 

частв ют,

 

если

 

не

 

прямо,

 

то

освенно,

 

в

 

исполнении

 

обрядов

 

белор сов- рестьян.

 

Та ,

 

в

 

1889

 

.

 

в

одном

 

посел е

 

Мо илевс о о

 

езда

 

в

 

продолжении

 

3–4-х

 

месяцев

 

ца-

рила

 

оспенная

 

эпидемия

 

<...>

 

Решено

 

было

 

сделать

 

опахивание.

 

Евреи

особенно

 

настаивали

 

на

 

этом.

 

И

 

ночью,

 

во

 

время

 

самой

 

церемонии

 

ев-

рейс ие

 

женщины

 

были

 

в

 

процессии,

 

хотя

 

не

 

принимали

 

а тивно о

частия»

 

(АИЭА,

 

ол.

 

ОЛЕАЭ,

 

д.

 

381,

 

л.

 

27).

В

 

2001

 

.

 

в

 

пос.

 

Сатанов

 

Городо с о о

 

р-на

 

Хмельниц ой

 

обл.

нами

 

был

 

записан

 

расс аз

 

об

 

обходе

 

местеч а

 

вдовами

 

с

 

ч дотворной

и оной,

 

чтобы

 

противостоять

 

эпидемии

 

холеры

 

(Белова

 

2004б:

 

232–

233).

 

Евреи

 

в

 

это

 

же

 

самое

 

время

 

страивали

 

свои

 

моления.

 

По

 

на-

блюдениям

 

расс азчицы,

 

жертвами

 

болезни

 

становились

 

толь о

 

-

раинцы,

 

ни

 

один

 

еврей

 

не

 

пострадал:

 

«Тиль и

 

вот

 

наши,

 

раинци

<…>

 

Еврей

 

ни

 

один

 

на

 

холер

 

не

 

заболиў.

 

Это

 

вот

 

дивительно,

 

все-

да

 

же

 

оворили,

 

шо

 

то

 

вон

ó

 

та ое,

 

шо

 

наши

 

та

 

просто

 

выйд

é

,

 

п

á

дае

и…»

 

(А.

 

А.

 

С ибинс ая,

 

1915

 

.

 

р.,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

А.

 

В.

 

Со олова,

В.

 

Я.

 

Петр хин).

Ма ия

 

против

 

смерти.

 

С

 

иноверцами

 

связывались

 

обере и,

 

со-

вершаемые

 

на

 

Бал анах

 

в

 

семьях,

 

де

 

«не

 

держались»

 

( мирали)

 

де-

ти.

 

Ребен

 

избирали

 

в

 

мовья

 

перво о

 

встречно о,

 

и

 

особенно

 

бла-

оприятным

 

для

 

е о

 

с дьбы

 

считался

 

м-инородец

 

или

 

иноверец:

т ро ,

 

цы ан,

 

атоли

 

для

 

православно о

 

ребен а

 

или

 

православ-

ный

 

для

 

атоли а

 

 

«встречных»

 

мах

 

подробнее

 

см.:

 

СД

 

2:

 

662–

663).

 

Представителем

 

др

ой

 

веры

 

и

 

национальности

 

мо

 

быть

 

чело-

ве ,

 

избираемый

 

на

 

роль

 

«стрижено о

 

ма»

 

(см.:

 

Там

 

же:

 

663)

 

 

в

Черно ории,

 

чтобы

 

ребено

 

выжил,

 

на

 

пострижины

   

нем

 

при ла-

шали

 

т р а

 

или

 

цы ана

 

(Рад ловић

 

1940:

 

60),

 

в

 

Височ ой

 

Нахии

(Босния)

 

 

м с льманина

 

для

 

православно о

 

и

 

наоборот

 

(Филипо-

вић

 

1949:

 

151),

   

сербов

 

Поповаца

 

 

православно о

   

атоли

(Филиповић

 

1952:

 

173,

 

175).

 

В

 

ачестве

 

обере а

 

от

 

преждевременной

смерти

 

выст пали

 

и

 

«ч жие»

 

имена:

 

в

 

Черно ории

 

православные

родители

 

давали

 

детям

 

т рец ие

 

имена

 

или

 

имена

 

животных

(Рад ловић

 

1940:

 

60).

 

Сербы

 

считали,

 

что

 

ребено

 

б дет

 

здоров

 

и

 

хо-

рошо

 

развит,

 

быстро

 

начнет

 

оворить,

 

если

 

в

 

первый

 

раз

 

е о

 

на ор-

мит

 

р дью

 

цы ан а

 

(Толстая

 

1992:

 

53;

 

Радовановић

 

1940:

 

99);

 

в

 

ро-

ли

 

первой

 

ормилицы

 

для

 

ребен а- атоли а

 

мо ла

 

выст пать

 

пра-

вославная

 

и

 

наоборот

 

(Филиповић

 

1952:

 

172).


background image

Глава

 

V

254

254

«Повседневная»

 

ма ия

 

и

 

обере и.

 

Обращение

   

«ч жим»

 

сл жителям

льта

 

и

 

пожертвования

 

в

 

ино онфессиональные

 

храмы

 

в

 

ризисных

сит ациях

 

 

фа т

 

этно рафичес ой

 

действительности

 

в

 

ре ионах

 

с

 

по-

ли онфессиональным

 

населением

 

(подробнее

 

см.

 

III.1.4

).

 

Интересное

свидетельство

 

о

 

пра ти е

 

«вымаливания»

 

ребен а

 

находим

 

в

 

одной

 

бе-

лор сс ой

 

с аз е.

 

Женщина,

 

чтобы

 

родить

 

дол ожданно о

 

ребен а,

«хадзiла

 

па

 

прошчам,

 

давала

 

на

 

хвал

 

Бож ю,

 

на

 

цэр аў,

 

на

 

асцёлы

 

й

нават

 

на

 

жыдоўс

ю

 

ш ол »

 

(Сержп тоўс i

 

2000:

 

46).

Пожертвования

 

совершались

 

та же,

 

если

 

было

 

необходимо

 

дейст-

венно

 

отомстить

 

обидчи

 

или

 

навести

 

порч

 

на

 

недоброжелателя.

 

В

Белор ссии,

 

чтобы

 

на азать

 

лиходея,

 

жертвовали

 

день и

 

на

 

три

«еврейс ие

 

ш олы»,

 

чтобы

 

раввины

 

помолились

 

о

 

по ибели

 

вра а

( стати,

 

то

 

же

 

самое

 

делали,

 

если

 

хотели

 

найти

 

и

 

верн ть

 

раденн ю

вещь).

 

Еще

 

один

 

способ

 

мести

 

 

на ан не

 

большо о

 

праздни а

 

помо-

лоть

 

в

 

жерновах

 

медные

 

день и,

 

а

 

потом

 

пожертвовать

 

их

 

в

 

сина о

(Сержп тоўс i

 

1930:

 

135,

 

243).

Что

 

асается

 

вредоносной

 

ма ии

 

(наведения

 

порчи),

 

то

 

аждая

 

из

 

со-

седств ющих

 

льт р

 

пола ала

 

наделенными

 

та ими

 

способностями

 

эт-

ничес их

 

соседей.

 

Например,

 

евреи

 

считали,

 

что

 

самый

 

тяжелый

 

« ро »

(т.

 

е.

 

с лаз)

 

может

 

навести

 

« ой»

 

 

нееврей

 

(Lilientalowa

 

1900:

 

320);

 

что-

бы

 

беречь

 

детей

 

от

 

с лаза,

 

расиво о

 

ребен а

 

матери-еврей и

 

специаль-

но

 

называют

 

«мой

 

араб»

 

(Ч бинс ий

 

1872/7:

 

57).

 

Нельзя

 

пить

 

вино,

 

если

до

 

б тыл и

 

или

 

боч и

 

дотра ивался

 

христианин

 

(Lilientalowa

 

1898:

 

283).

В

 

Польше

 

было

 

распространено

 

поверье,

 

что

 

олт н

 

в

 

волосах

 

появ-

ляется

 

в

 

рез льтате

 

порчи,

 

наведенной

 

чертями,

 

олд нами,

 

бродя ами,

евреями,

 

лет чими

 

мышами

 

(Paluch

 

1989:

 

45–46)

.

 

В

 

Сл ц е

 

(Западная

Белор ссия)

 

расс азывали

 

об

 

одном

 

старом

 

монахе,

 

оторый

 

мел

 

«сни-

мать»

 

олт ны:

 

он

 

молился

 

перед

 

мощами

 

свято о,

 

«што

 

жыды

 

зам -

чылi»,

 

обводил

 

олт н

 

свечой,

 

на р чивал

 

е о

 

на

 

рест,

 

отрезал,

 

а

 

затем

оставлял

 

возле

 

роба

 

свято о

 

(Сержп тоўс i

 

1930:

 

187).

В

 

опасных

 

сит ациях

 

полезными

 

мо ли

 

о азаться

 

вещи,

 

принадле-

жащие

 

«ч жим»

 

или

 

воспринимаемые

 

а

 

«ч жие».

 

По

 

поверью

 

из

 

Мо-

илевс ой

 

б.,

 

чтобы

 

вылечить

 

больных

 

свиней,

 

«н жно

 

расть

 

жи-

довс

ю

 

ермол

,

 

сварить

 

в

 

воде,

 

оторою

 

потом

 

и

 

поить

 

больных

 

жи-

вотных»

 

(Шейн

 

1902:

   

289–290).

 

В

 

былич е

 

из

 

омельс о о

 

Полесья

м жчина

 

встречает

 

смерть

 

в

 

обли е

 

свиньи

 

и

 

отп

ивает

 

ее

 

с

 

помощью

«т рец о о»

 

пояса:

 

«Мой

 

чалаве

 

сид

é

ў

 

вечарам,

 

маладой.

 

На

 

сял

é

.

 

На

сял

é

,

 

там

 

ля

 

х

á

т

 

чалаве а.

 

И

 

саба ы

 

брязали.

 

И

 

ўжэ

 

да

 

йих

 

дах

ó

дзят.

Та

 

и

 

ён

 

á

жэ:

 

„Ўот

 

и

 

да

 

нас

 

з

á

раз

 

пр

йдзе,

 

што-то

 

пр

йдзе“.

 

Ўот

 

и

 

да

них

 

дах

ó

дзе,

 

няд

ý

а,

 

смерць.

 

Быў

   

я

ó

 

пояс

 

т рець ий

 

 

пол месяцем

 

и

звездами

 

на

 

бляхе],

 

да

 

ён

 

п

ó

яса

 

разчап

ў

 

и

 

панн

¸

ў

 

[поднял].

 

Ён

 

п сц

ў

р

 

и

 

сено

 

пашло

 

ўниз

 

и

 

на

 

ладбишчэ,

 

на

 

ладбишчэ.

 

Я ,

 

ажэ,

 

свин-


background image

Из

 

народной

 

демоноло ии

255

255

н

¸

 

вел

а.

 

А

 

я

 

ён

 

панн

¸

ў

 

пояс,

 

та

 

ян

ó

 

зраб

ласа

 

бальшое,

 

я

 

ап

á

»

(М.

 

С.

 

Поздня ,

 

1899

 

.

 

р.,

 

Жаховичи

 

Мозырс о о

 

р-на

 

Гомельс ой

 

обл.,

ПА

 

1983,

 

зап.

 

А.

 

Л.

 

Топор ов).

Хорошим

 

средством

 

для

 

отваживания

 

ч жих

 

ол бей

 

считалось

повесить

 

в

 

ол бятне

 

«цицит»

 

 

нити

 

с

 

истями

 

от

 

молитвенной

 

оде-

жды

 

еврея

 

(пол.,

 

Siarkowski

 

1885

:

 

45).

Среди

 

сербс их

 

дев ше

 

Тимо а

 

с ществовал

 

обычай

 

обращаться

 

цы анам

 

за

 

приворотными

 

средствами:

 

цы ан и

 

 

мать

 

и

 

дочь

 

 

на

 

сво-

ем

 

р дном

 

моло е

 

замешивали

 

малень ие

 

б бли и,

 

оторые

 

и

 

продава-

ли

 

дев ш ам,

 

чтобы

 

их

 

любили

 

молодые

 

люди

 

(Станоjевић

 

1933:

 

63).

Встречи

 

и

 

сновидения.

 

По азательны

 

для

 

символи и

 

образа

 

«ч жо-

о»

 

приметы,

 

связанные

 

с

 

встречей

 

с

 

инородцем

 

или

 

иноверцем,

 

и

тол ования

 

снов

 

с

 

частием

 

«ч жих».

Хорошей

 

приметой

 

(

 

даче)

 

считалась

 

встреча

 

с

 

цы аном

 

(западная

Сербия,

 

Бол ария

 

 

Разлож о,

 

СбНУ

 

1954/48:

 

403),

 

евреем

 

(Польша,

Западная

 

У раина,

 

Фран о

 

1898:

 

200,

 

213;

 

пол.,

 

Kolberg

 

DW

 

50

:

 

59);

 

ев-

рей

 

перейдет

 

доро

 

 

хорошо

 

(пол.);

 

цы ан

 

перейдет

 

доро

 

 

хорошо,

еврей

 

   

х д ,

 

татарин

 

   

обнов е

 

(р с.).

 

Доброй

 

приметой

 

для

 

сеяте-

ля

 

было

 

встретить

 

еврея

 

по

 

доро е

 

в

 

поле

 

(Фран о

 

1898:

 

200);

 

спех

 

в

 

де-

лах

 

на

 

всю

 

неделю

 

с лила

 

встреча

 

с

 

евреем

 

в

 

понедельни

 

(пол.,

 

Kolberg

DW

 

15:

 

121);

 

встретить

 

еврея

 

тром

 

   

счастью

 

(пол.,

 

Kolberg

 

DW

 

42:

404).

 

Одна о

 

для

 

охотни ов

 

встреча

 

с

 

евреем

 

была

 

плохой

 

приметой

(пол.,

 

Kolberg

 

DW

 

46:

 

490).

Значима

 

была

 

встреча

 

с

 

«ч жими»

 

и

 

для

 

евреев.

 

В

 

Польше

 

и

 

на

У раине,

 

например,

 

верили,

 

что

 

если,

 

выйдя

 

из

 

ми вы

 

после

 

рит -

ально о

 

омовения,

 

женщина

 

встретит

 

первым

 

еврея,

 

она

 

должна

 

по-

смотреть

 

ем

 

в

 

лаза

 

и

 

«отречься

 

от

 

не о»,

 

то да

 

встреча

 

не

 

имеет

 

на

нее

 

влияния;

 

но

 

если

 

она

 

встретит

 

оя,

 

то

 

должна

 

верн ться

 

и

омыться

 

вновь;

 

то

 

же

 

самое

 

следовало

 

сделать,

 

если

 

встретится

 

пес

или

 

свинья

 

(Lilientalowa

 

1900:

 

320).

Символи а

 

сновидений

 

с

 

частием

 

инородцев

 

амбивалентна.

 

Боль-

шинство

 

примеров

 

свидетельств ет

 

о

 

том,

 

что

 

«ч жие»

 

в

 

сновидениях

являются

   

добр

 

и

 

счастью,

 

одна о

 

в

 

ряде

 

сл чаев

 

фи

ра

 

«ч жо о»

может

 

символизировать

 

опасность

 

и

 

несчастье.

Еврей

 

во

 

сне

 

означает

 

Христа

 

(бел.),

 

свято о

 

(з.-

р.),

 

ан ела

 

(пол.);

еврей а

 

 

Бо ородиц

 

(бел.

 

 

«найсвентшая

 

Мат а

 

приснилася»;

 

Ни-

ифоровс ий

 

1898:

 

142);

 

т ро

 

 

ан ела

 

(ма ед.).

 

Еврей

 

во

 

сне

 

хорошо,

   

счастью

 

(При арпатье,

 

Фран о

 

1898:

 

200;

 

Колесса

 

1898:

85;

 

Польша,

 

Zawiliński

 

1892:

 

255);

 

зна

 

то о,

 

что

 

челове а

 

предостере-

ает

 

от

 

опасности

 

Христос

 

или

 

Бо ородица

 

(пол.,

 

Siarkowski

 

1885:

45);

   

день ам

 

(

Petrow

 

1878:

 

136).


background image

Глава

 

V

256

256

По

 

полесс им

 

свидетельствам,

 

символи а

 

еврея

 

в

 

сновидениях

 

в

этом

 

ре ионе

 

положительная:

 

«Еврэй

 

 

прибыль

 

б дэ»

 

(Ф.

 

К.

 

Бортю ,

1915

 

.

 

р.,

 

Уховец

 

Ковельс о о

 

р-на

 

Волынс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1979,

 

зап.

А.

 

В.

 

Г ра);

 

«Я

 

ж

¢

да

 

б

á

чыш

 

 

добрэ»

 

(П.

 

Г.

 

Кипень,

 

1905

 

.

 

р.,

 

Пес и

Речиц ие

 

Ратновс о о

 

р-на

 

Волынс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1979,

 

зап.

 

А.

 

В.

 

Г ра);

«Жыд

 

 

добрэ»

 

(М.

 

М.

 

Минич,

 

1891

 

.

 

р.,

 

Каменное

 

Ро итновс о о

 

р-на

Ровенс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1978,

 

зап.

 

А.

 

В.

 

Г ра);

 

«Евреи

 

 

á

н олы»

 

(Озерс

Д бровиц о о

 

р-на

 

Ровенс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1978,

 

зап.

 

А.

 

В.

 

Г ра);

 

«Я

 

жид

присниўся

 

 

добрэ

 

б де.

 

Я

 

еўрэй а

 

 

по ано»

 

(Выст повичи

 

Овр чс о-

о

 

р-на

 

Житомирс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1981,

 

зап.

 

А.

 

Л.

 

Топор ов,

 

Ф.

 

К.

 

Бадалано-

ва);

 

«Я

 

лежала

 

в

 

лазной

 

больнице

 

и

 

мне

 

приснился

 

сон:

 

за

 

та им

 

столом

сиджю,

 

з

 

одной

 

стороны

 

до тор,

 

а

 

с

 

др

ой

 

 

жид,

 

еврэй;

 

тр ,

 

тр

 

стоў,

 

а

все

 

равно

 

стоў

 

нечыстый,

 

а

 

врач

 

я

 

терн

ý

ў,

 

стал

 

чыстый.

 

[Сосед а

 

по

 

па-

лате

 

раз адала:

 

это

   

выздоровлению.

 

И

 

я

 

действительно

 

выздоровела

 

по-

сле

 

операции.]»

 

(Е.

 

П.

 

Б рма а,

 

Каменное

 

Ро итновс о о

 

р-на

 

Ровенс ой

обл.,

 

ПА

 

1978,

 

зап.

 

А.

 

В.

 

Г ра).

Одна о

 

со ласно

 

приметам

 

из

 

Мазовше

 

и

 

витебс ой

 

Белор ссии,

видеть

 

еврея

 

во

 

сне

 

   

несчастью

 

(

Świ tek

 

1893:

 

523;

 

Ни ифоров-

с ий

 

1898:

 

142);

 

сюда

 

же

 

примы ает

 

поверье

 

из

 

Подолии:

 

«[Еврей

приснится,]

 

о,

 

то

 

азали,

 

н

á

пасть

 

б

ý

дэ»

 

(Е.

 

Е.,

 

1950

 

.

 

р.,

 

Черневцы

Мо илевс о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

Т.

 

В.

 

Ве-

лич о);

 

смерть

 

близ их

 

предвещает

 

виденный

 

во

 

сне

 

«жид

 

в

 

бо о-

мол

é

нне»

 

(т.

 

е.

 

в

 

рит альной

 

молитвенной

 

одежде)

 

(бел.

 

витеб.,

 

Ни-

ифоровс ий

 

1898:

 

137).

Амбивалентна

 

символи а

 

т р а

 

во

 

сне.

 

С

 

одной

 

стороны,

 

это

 

пред-

вещает

 

по ровительство

 

са ральных

 

сил,

 

святых,

 

архан елов,

 

дач

(Анчев

 

1995:

 

203;

 

Анчев

 

1998:

 

10;

 

СбНУ

 

1954/48:

 

416),

 

с

 

др

ой

 

 

не-

что

 

плохое

 

и

 

злое

 

(Анчев

 

1998:

 

152).

Увидеть

 

во

 

сне

 

цы ана

 

означает

 

болезнь,

 

бедность,

 

проис и

 

не-

чистой

 

силы

 

(бол .,

 

Анчев

 

1995:

 

203;

 

Анчев

 

1998:

 

154).

 

В

 

восточно-

славянс ой

 

традиции

 

цы ан

 

во

 

сне

 

чаще

 

все о

 

означает

 

обман

 

(бел.,

Ни ифоровс ий

 

1898:

 

143);

 

«А

 

цы ан

 

 

цэ

 

обман,

 

аж ть»

 

(Е.

 

Е.,

1950

 

.

 

р.,

 

Черневцы

 

Мо илевс о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

О.

 

В.

 

Белова,

 

Т.

 

В.

 

Велич о).

Целый

 

спе тр

 

значений

 

представляют

 

нам

 

материалы

 

«народно о

сонни а»

 

Полесья.

 

По

 

примете,

 

«н жно

 

вечером

 

жинать,

 

а

 

то

 

цы ане

приснятся»

 

(А.

 

Е.

 

Костючи ,

 

1929

 

.

 

р.,

 

Речица

 

Ратновс о о

 

р-на

 

Волын-

с ой

 

обл.,

 

ПА

 

1979,

 

зап.

 

А.

 

В.

 

Г ра);

 

«Цы аны

 

б д ть

 

сн

¢

тыся,

 

я

 

нэ

 

по-

вэч

¨

раиш»

 

(М.

 

Я.

 

Баран,

 

1926

 

.

 

р.,

 

Пес и

 

Речиц ие

 

Ратновс о о

 

р-на

 

Во-

лынс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1979,

 

зап.

 

А.

 

В.

 

Г ра);

 

«Я

 

цы ане

 

сняцца

 

 

по ано,

я

 

ó

но

 

жыд

 

сн

¢

цца

 

 

то

 

á

н ол

 

сныцца»

 

(У.

 

Д.

 

Пляш о,

 

1916

 

.

 

р.,

 

Озерс

Д бровиц о о

 

р-на

 

Ровенс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1979,

 

зап.

 

А.

 

В.

 

Г ра);

 

«Ц

¢

ан

 


background image

Из

 

народной

 

демоноло ии

257

257

обман»

 

(У.

 

Д.

 

Паш евич,

 

1925

 

.

 

р.,

 

Пес и

 

Речиц ие

 

Ратновс о о

 

р-на

Волынс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1979,

 

зап.

 

А.

 

В.

 

Г ра);

 

«Цы ан

 

 

сотона

 

чыпляеца»

(М.

 

И.

 

Сер о,

 

1940

 

.

 

р.,

 

Озерс

 

Д бровиц о о

 

р-на

 

Ровенс ой

 

обл.,

 

ПА

1978,

 

зап.

 

А.

 

В.

 

Г ра);

 

«Цы ан

 

 

обман»

 

(Выст повичи

 

Овр чс о о

 

р-на

Житомирс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1981,

 

зап.

 

А.

 

Л.

 

Топор ов,

 

Ф.

 

К.

 

Бадаланова);

«Цы аны

 

 

сл

á

б сьть»

 

(М.

 

Я.

 

Баран,

 

1926

 

.

 

р.,

 

Пес и

 

Речиц ие

 

Ратнов-

с о о

 

р-на

 

Волынс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1979,

 

зап.

 

А.

 

В.

 

Г ра);

 

«Цы ане

 

 

хворо-

ба»

 

(Озерс

 

Д бровиц о о

 

р-на

 

Ровенс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1978,

 

зап.

 

А.

 

В.

 

Г ра);

«Ци ан

 

видиш

 

ва

 

сне

 

 

л

é

там

 

пажар,

 

а

 

зимой

 

 

сильный

 

мар

ó

с»

 

(Сем-

цы

 

Почепс о о

 

р-на

 

Брянс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1982,

 

зап.

 

М.

 

И.

 

Серебряная);

«Если

 

во

 

сне

 

напад т

 

цы ане

 

и

 

забер т

 

с

 

собой

 

 

челове

 

с оро

 

мрет»

(Т.

 

С.

 

Домнич,

 

1915

 

.

 

р.,

 

Хоромс

 

Столинс о о

 

р-на

 

Брестс ой

 

обл.,

 

ПА

1976,

 

зап.

 

Н.

 

А.

 

Волочаева).

В

 

то

 

же

 

время

   

белор сов

 

и

 

в

 

волынс ом

 

Полесье

 

видеть

 

цы а-

на

 

во

 

сне

 

считалось

 

хорошим

 

зна ом

 

(витеб.,

 

Ни ифоровс ий

 

1898:

137;

 

«Цы аны

 

 

то

 

в

¨

льме

 

добрэ»

 

 

Ф.

 

К.

 

Бортю ,

 

1915

 

.

 

р.,

 

Уховец

Ковельс о о

 

р-на

 

Волынс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1979,

 

зап.

 

А.

 

В.

 

Г ра).

Та

 

стат с

 

«ч жо о»

 

определял

 

частие

 

этничес их

 

соседей

 

в

 

об-

рядах

 

и

 

ма ичес их

 

рит алах

 

др

 

др

а,

 

об словливал

 

прони нове-

ние

 

льт рных

 

элементов

 

из

 

одной

 

традиции

 

в

 

др

ю.

 

При

 

этом

 

в

области

 

народной

 

ма ии

 

пра ти а

 

соседства

 

толь о

 

репляла

 

фоль -

лорно-мифоло ичес ие

 

стереотипы

 

в

 

отношении

 

«своих»

 

и

 

«ч жих».