ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3455
Скачиваний: 2
Из
народной
демоноло ии
253
253
Рит альные
обходы.
Сюжеты,
связанные
с
противодействием
стихийным
бедствиям,
демонстрир ют
яр ие
примеры
совместно о
противодействия
напасти
в
поли
льт рном
пространстве.
По
сообщениям
из
Мо илевс ой
б.,
в
1889
.
во
время
эпидемии
оспы
еврейс ие
женщины
частвовали
в
обряде
опахивания
села
вме-
сте
с
белор сс ими
рестьян ами:
«Евреи
частв ют,
если
не
прямо,
то
освенно,
в
исполнении
обрядов
белор сов- рестьян.
Та ,
в
1889
.
в
одном
посел е
Мо илевс о о
езда
в
продолжении
3–4-х
месяцев
ца-
рила
оспенная
эпидемия
<...>
Решено
было
сделать
опахивание.
Евреи
особенно
настаивали
на
этом.
И
ночью,
во
время
самой
церемонии
ев-
рейс ие
женщины
были
в
процессии,
хотя
не
принимали
а тивно о
частия»
(АИЭА,
ол.
ОЛЕАЭ,
д.
381,
л.
27).
В
2001
.
в
пос.
Сатанов
Городо с о о
р-на
Хмельниц ой
обл.
нами
был
записан
расс аз
об
обходе
местеч а
вдовами
с
ч дотворной
и оной,
чтобы
противостоять
эпидемии
холеры
(Белова
2004б:
232–
233).
Евреи
в
это
же
самое
время
страивали
свои
моления.
По
на-
блюдениям
расс азчицы,
жертвами
болезни
становились
толь о
-
раинцы,
ни
один
еврей
не
пострадал:
«Тиль и
вот
наши,
раинци
<…>
Еврей
ни
один
на
холер
не
заболиў.
Это
вот
дивительно,
все-
да
же
оворили,
шо
то
вон
ó
та ое,
шо
наши
та
просто
выйд
é
,
п
á
дае
и…»
(А.
А.
С ибинс ая,
1915
.
р.,
зап.
О.
В.
Белова,
А.
В.
Со олова,
В.
Я.
Петр хин).
Ма ия
против
смерти.
С
иноверцами
связывались
обере и,
со-
вершаемые
на
Бал анах
в
семьях,
де
«не
держались»
( мирали)
де-
ти.
Ребен
избирали
в
мовья
перво о
встречно о,
и
особенно
бла-
оприятным
для
е о
с дьбы
считался
м-инородец
или
иноверец:
т ро ,
цы ан,
атоли
для
православно о
ребен а
или
православ-
ный
для
атоли а
(о
«встречных»
мах
подробнее
см.:
СД
2:
662–
663).
Представителем
др
ой
веры
и
национальности
мо
быть
чело-
ве ,
избираемый
на
роль
«стрижено о
ма»
(см.:
Там
же:
663)
—
в
Черно ории,
чтобы
ребено
выжил,
на
пострижины
нем
при ла-
шали
т р а
или
цы ана
(Рад ловић
1940:
60),
в
Височ ой
Нахии
(Босния)
—
м с льманина
для
православно о
и
наоборот
(Филипо-
вић
1949:
151),
сербов
Поповаца
—
православно о
атоли
(Филиповић
1952:
173,
175).
В
ачестве
обере а
от
преждевременной
смерти
выст пали
и
«ч жие»
имена:
в
Черно ории
православные
родители
давали
детям
т рец ие
имена
или
имена
животных
(Рад ловић
1940:
60).
Сербы
считали,
что
ребено
б дет
здоров
и
хо-
рошо
развит,
быстро
начнет
оворить,
если
в
первый
раз
е о
на ор-
мит
р дью
цы ан а
(Толстая
1992:
53;
Радовановић
1940:
99);
в
ро-
ли
первой
ормилицы
для
ребен а- атоли а
мо ла
выст пать
пра-
вославная
и
наоборот
(Филиповић
1952:
172).
Глава
V
254
254
«Повседневная»
ма ия
и
обере и.
Обращение
«ч жим»
сл жителям
льта
и
пожертвования
в
ино онфессиональные
храмы
в
ризисных
сит ациях
—
фа т
этно рафичес ой
действительности
в
ре ионах
с
по-
ли онфессиональным
населением
(подробнее
см.
III.1.4
).
Интересное
свидетельство
о
пра ти е
«вымаливания»
ребен а
находим
в
одной
бе-
лор сс ой
с аз е.
Женщина,
чтобы
родить
дол ожданно о
ребен а,
«хадзiла
па
прошчам,
давала
на
хвал
Бож ю,
на
цэр аў,
на
асцёлы
й
нават
на
жыдоўс
ю
ш ол »
(Сержп тоўс i
2000:
46).
Пожертвования
совершались
та же,
если
было
необходимо
дейст-
венно
отомстить
обидчи
или
навести
порч
на
недоброжелателя.
В
Белор ссии,
чтобы
на азать
лиходея,
жертвовали
день и
на
три
«еврейс ие
ш олы»,
чтобы
раввины
помолились
о
по ибели
вра а
( стати,
то
же
самое
делали,
если
хотели
найти
и
верн ть
раденн ю
вещь).
Еще
один
способ
мести
—
на ан не
большо о
праздни а
помо-
лоть
в
жерновах
медные
день и,
а
потом
пожертвовать
их
в
сина о
(Сержп тоўс i
1930:
135,
243).
Что
асается
вредоносной
ма ии
(наведения
порчи),
то
аждая
из
со-
седств ющих
льт р
пола ала
наделенными
та ими
способностями
эт-
ничес их
соседей.
Например,
евреи
считали,
что
самый
тяжелый
« ро »
(т.
е.
с лаз)
может
навести
« ой»
—
нееврей
(Lilientalowa
1900:
320);
что-
бы
беречь
детей
от
с лаза,
расиво о
ребен а
матери-еврей и
специаль-
но
называют
«мой
араб»
(Ч бинс ий
1872/7:
57).
Нельзя
пить
вино,
если
до
б тыл и
или
боч и
дотра ивался
христианин
(Lilientalowa
1898:
283).
В
Польше
было
распространено
поверье,
что
олт н
в
волосах
появ-
ляется
в
рез льтате
порчи,
наведенной
чертями,
олд нами,
бродя ами,
евреями,
лет чими
мышами
(Paluch
1989:
45–46)
.
В
Сл ц е
(Западная
Белор ссия)
расс азывали
об
одном
старом
монахе,
оторый
мел
«сни-
мать»
олт ны:
он
молился
перед
мощами
свято о,
«што
жыды
зам -
чылi»,
обводил
олт н
свечой,
на р чивал
е о
на
рест,
отрезал,
а
затем
оставлял
возле
роба
свято о
(Сержп тоўс i
1930:
187).
В
опасных
сит ациях
полезными
мо ли
о азаться
вещи,
принадле-
жащие
«ч жим»
или
воспринимаемые
а
«ч жие».
По
поверью
из
Мо-
илевс ой
б.,
чтобы
вылечить
больных
свиней,
«н жно
расть
жи-
довс
ю
ермол
,
сварить
в
воде,
оторою
потом
и
поить
больных
жи-
вотных»
(Шейн
1902:
289–290).
В
былич е
из
омельс о о
Полесья
м жчина
встречает
смерть
в
обли е
свиньи
и
отп
ивает
ее
с
помощью
«т рец о о»
пояса:
«Мой
чалаве
сид
é
ў
вечарам,
маладой.
На
сял
é
.
На
сял
é
,
там
ля
х
á
т
чалаве а.
И
саба ы
брязали.
И
ўжэ
да
йих
дах
ó
дзят.
Та
и
ён
á
жэ:
„Ўот
и
да
нас
з
á
раз
пр
™
йдзе,
што-то
пр
™
йдзе“.
Ўот
и
да
них
дах
ó
дзе,
няд
ý
а,
смерць.
Быў
я
ó
пояс
т рець ий
[с
пол месяцем
и
звездами
на
бляхе],
да
ён
п
ó
яса
разчап
™
ў
и
панн
¸
ў
[поднял].
Ён
п сц
™
ў
р
и
сено
пашло
ўниз
и
на
ладбишчэ,
на
ладбишчэ.
Я ,
ажэ,
свин-
Из
народной
демоноло ии
255
255
н
¸
вел
™
а.
А
я
ён
панн
¸
ў
пояс,
та
ян
ó
зраб
™
ласа
бальшое,
я
ап
á
»
(М.
С.
Поздня ,
1899
.
р.,
Жаховичи
Мозырс о о
р-на
Гомельс ой
обл.,
ПА
1983,
зап.
А.
Л.
Топор ов).
Хорошим
средством
для
отваживания
ч жих
ол бей
считалось
повесить
в
ол бятне
«цицит»
—
нити
с
истями
от
молитвенной
оде-
жды
еврея
(пол.,
Siarkowski
1885
:
45).
Среди
сербс их
дев ше
Тимо а
с ществовал
обычай
обращаться
цы анам
за
приворотными
средствами:
цы ан и
—
мать
и
дочь
—
на
сво-
ем
р дном
моло е
замешивали
малень ие
б бли и,
оторые
и
продава-
ли
дев ш ам,
чтобы
их
любили
молодые
люди
(Станоjевић
1933:
63).
Встречи
и
сновидения.
По азательны
для
символи и
образа
«ч жо-
о»
приметы,
связанные
с
встречей
с
инородцем
или
иноверцем,
и
тол ования
снов
с
частием
«ч жих».
Хорошей
приметой
(
даче)
считалась
встреча
с
цы аном
(западная
Сербия,
Бол ария
—
Разлож о,
СбНУ
1954/48:
403),
евреем
(Польша,
Западная
У раина,
Фран о
1898:
200,
213;
пол.,
Kolberg
DW
50
:
59);
ев-
рей
перейдет
доро
—
хорошо
(пол.);
цы ан
перейдет
доро
—
хорошо,
еврей
—
х д ,
татарин
—
обнов е
(р с.).
Доброй
приметой
для
сеяте-
ля
было
встретить
еврея
по
доро е
в
поле
(Фран о
1898:
200);
спех
в
де-
лах
на
всю
неделю
с лила
встреча
с
евреем
в
понедельни
(пол.,
Kolberg
DW
15:
121);
встретить
еврея
тром
—
счастью
(пол.,
Kolberg
DW
42:
404).
Одна о
для
охотни ов
встреча
с
евреем
была
плохой
приметой
(пол.,
Kolberg
DW
46:
490).
Значима
была
встреча
с
«ч жими»
и
для
евреев.
В
Польше
и
на
У раине,
например,
верили,
что
если,
выйдя
из
ми вы
после
рит -
ально о
омовения,
женщина
встретит
первым
еврея,
она
должна
по-
смотреть
ем
в
лаза
и
«отречься
от
не о»,
то да
встреча
не
имеет
на
нее
влияния;
но
если
она
встретит
оя,
то
должна
верн ться
и
омыться
вновь;
то
же
самое
следовало
сделать,
если
встретится
пес
или
свинья
(Lilientalowa
1900:
320).
Символи а
сновидений
с
частием
инородцев
амбивалентна.
Боль-
шинство
примеров
свидетельств ет
о
том,
что
«ч жие»
в
сновидениях
являются
добр
и
счастью,
одна о
в
ряде
сл чаев
фи
ра
«ч жо о»
может
символизировать
опасность
и
несчастье.
Еврей
во
сне
означает
Христа
(бел.),
свято о
(з.-
р.),
ан ела
(пол.);
еврей а
—
Бо ородиц
(бел.
—
«найсвентшая
Мат а
приснилася»;
Ни-
ифоровс ий
1898:
142);
т ро
—
ан ела
(ма ед.).
Еврей
во
сне
—
хорошо,
счастью
(При арпатье,
Фран о
1898:
200;
Колесса
1898:
85;
Польша,
Zawiliński
1892:
255);
зна
то о,
что
челове а
предостере-
ает
от
опасности
Христос
или
Бо ородица
(пол.,
Siarkowski
1885:
45);
день ам
(
Petrow
1878:
136).
Глава
V
256
256
По
полесс им
свидетельствам,
символи а
еврея
в
сновидениях
в
этом
ре ионе
положительная:
«Еврэй
—
прибыль
б дэ»
(Ф.
К.
Бортю ,
1915
.
р.,
Уховец
Ковельс о о
р-на
Волынс ой
обл.,
ПА
1979,
зап.
А.
В.
Г ра);
«Я
ж
¢
да
б
á
чыш
—
добрэ»
(П.
Г.
Кипень,
1905
.
р.,
Пес и
Речиц ие
Ратновс о о
р-на
Волынс ой
обл.,
ПА
1979,
зап.
А.
В.
Г ра);
«Жыд
—
добрэ»
(М.
М.
Минич,
1891
.
р.,
Каменное
Ро итновс о о
р-на
Ровенс ой
обл.,
ПА
1978,
зап.
А.
В.
Г ра);
«Евреи
—
á
н олы»
(Озерс
Д бровиц о о
р-на
Ровенс ой
обл.,
ПА
1978,
зап.
А.
В.
Г ра);
«Я
жид
присниўся
—
добрэ
б де.
Я
еўрэй а
—
по ано»
(Выст повичи
Овр чс о-
о
р-на
Житомирс ой
обл.,
ПА
1981,
зап.
А.
Л.
Топор ов,
Ф.
К.
Бадалано-
ва);
«Я
лежала
в
лазной
больнице
и
мне
приснился
сон:
за
та им
столом
сиджю,
з
одной
стороны
до тор,
а
с
др
ой
—
жид,
еврэй;
тр ,
тр
стоў,
а
все
равно
стоў
нечыстый,
а
врач
я
терн
ý
ў,
стал
чыстый.
[Сосед а
по
па-
лате
раз адала:
это
выздоровлению.
И
я
действительно
выздоровела
по-
сле
операции.]»
(Е.
П.
Б рма а,
Каменное
Ро итновс о о
р-на
Ровенс ой
обл.,
ПА
1978,
зап.
А.
В.
Г ра).
Одна о
со ласно
приметам
из
Мазовше
и
витебс ой
Белор ссии,
видеть
еврея
во
сне
—
несчастью
(
Świ tek
1893:
523;
Ни ифоров-
с ий
1898:
142);
сюда
же
примы ает
поверье
из
Подолии:
«[Еврей
приснится,]
о,
то
азали,
н
á
пасть
б
ý
дэ»
(Е.
Е.,
1950
.
р.,
Черневцы
Мо илевс о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2004,
зап.
О.
В.
Белова,
Т.
В.
Ве-
лич о);
смерть
близ их
предвещает
виденный
во
сне
«жид
в
бо о-
мол
é
нне»
(т.
е.
в
рит альной
молитвенной
одежде)
(бел.
витеб.,
Ни-
ифоровс ий
1898:
137).
Амбивалентна
символи а
т р а
во
сне.
С
одной
стороны,
это
пред-
вещает
по ровительство
са ральных
сил,
святых,
архан елов,
дач
(Анчев
1995:
203;
Анчев
1998:
10;
СбНУ
1954/48:
416),
с
др
ой
—
не-
что
плохое
и
злое
(Анчев
1998:
152).
Увидеть
во
сне
цы ана
означает
болезнь,
бедность,
проис и
не-
чистой
силы
(бол .,
Анчев
1995:
203;
Анчев
1998:
154).
В
восточно-
славянс ой
традиции
цы ан
во
сне
чаще
все о
означает
обман
(бел.,
Ни ифоровс ий
1898:
143);
«А
цы ан
—
цэ
обман,
аж ть»
(Е.
Е.,
1950
.
р.,
Черневцы
Мо илевс о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2004,
зап.
О.
В.
Белова,
Т.
В.
Велич о).
Целый
спе тр
значений
представляют
нам
материалы
«народно о
сонни а»
Полесья.
По
примете,
«н жно
вечером
жинать,
а
то
цы ане
приснятся»
(А.
Е.
Костючи ,
1929
.
р.,
Речица
Ратновс о о
р-на
Волын-
с ой
обл.,
ПА
1979,
зап.
А.
В.
Г ра);
«Цы аны
б д ть
сн
¢
тыся,
я
нэ
по-
вэч
¨
раиш»
(М.
Я.
Баран,
1926
.
р.,
Пес и
Речиц ие
Ратновс о о
р-на
Во-
лынс ой
обл.,
ПА
1979,
зап.
А.
В.
Г ра);
«Я
цы ане
сняцца
—
по ано,
я
ó
но
жыд
сн
¢
цца
—
то
á
н ол
сныцца»
(У.
Д.
Пляш о,
1916
.
р.,
Озерс
Д бровиц о о
р-на
Ровенс ой
обл.,
ПА
1979,
зап.
А.
В.
Г ра);
«Ц
¢
ан
—
Из
народной
демоноло ии
257
257
обман»
(У.
Д.
Паш евич,
1925
.
р.,
Пес и
Речиц ие
Ратновс о о
р-на
Волынс ой
обл.,
ПА
1979,
зап.
А.
В.
Г ра);
«Цы ан
—
сотона
чыпляеца»
(М.
И.
Сер о,
1940
.
р.,
Озерс
Д бровиц о о
р-на
Ровенс ой
обл.,
ПА
1978,
зап.
А.
В.
Г ра);
«Цы ан
—
обман»
(Выст повичи
Овр чс о о
р-на
Житомирс ой
обл.,
ПА
1981,
зап.
А.
Л.
Топор ов,
Ф.
К.
Бадаланова);
«Цы аны
—
сл
á
б сьть»
(М.
Я.
Баран,
1926
.
р.,
Пес и
Речиц ие
Ратнов-
с о о
р-на
Волынс ой
обл.,
ПА
1979,
зап.
А.
В.
Г ра);
«Цы ане
—
хворо-
ба»
(Озерс
Д бровиц о о
р-на
Ровенс ой
обл.,
ПА
1978,
зап.
А.
В.
Г ра);
«Ци ан
видиш
ва
сне
—
л
é
там
пажар,
а
зимой
—
сильный
мар
ó
с»
(Сем-
цы
Почепс о о
р-на
Брянс ой
обл.,
ПА
1982,
зап.
М.
И.
Серебряная);
«Если
во
сне
напад т
цы ане
и
забер т
с
собой
—
челове
с оро
мрет»
(Т.
С.
Домнич,
1915
.
р.,
Хоромс
Столинс о о
р-на
Брестс ой
обл.,
ПА
1976,
зап.
Н.
А.
Волочаева).
В
то
же
время
белор сов
и
в
волынс ом
Полесье
видеть
цы а-
на
во
сне
считалось
хорошим
зна ом
(витеб.,
Ни ифоровс ий
1898:
137;
«Цы аны
—
то
в
¨
льме
добрэ»
—
Ф.
К.
Бортю ,
1915
.
р.,
Уховец
Ковельс о о
р-на
Волынс ой
обл.,
ПА
1979,
зап.
А.
В.
Г ра).
Та
стат с
«ч жо о»
определял
частие
этничес их
соседей
в
об-
рядах
и
ма ичес их
рит алах
др
др
а,
об словливал
прони нове-
ние
льт рных
элементов
из
одной
традиции
в
др
ю.
При
этом
в
области
народной
ма ии
пра ти а
соседства
толь о
репляла
фоль -
лорно-мифоло ичес ие
стереотипы
в
отношении
«своих»
и
«ч жих».