ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 733

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Источники получения информации о рисках заемщика:

  • правоустанавливающие документы заемщика,

  • его бухгалтерская, налоговая, статистическая и иная отчетность,

  • дополнительно предоставляемые заемщиком сведения,

  • средства массовой информации и другие источники, определяемые кредитной организацией самостоятельно.

Вся информация о заемщике фиксируется в его досье.

На 1 число месяца, следующего за отчетным, осуществляется уточнение размера резерва по ссуде.

Профессиональное суждение формируется и документально оформляется на момент выдачи ссуды и в дальнейшем составляется:

-по ссудам, предоставленным физическим лицам, - не реже одного раза в квартал по состоянию на отчетную дату;

-по юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, - в течение месяца после окончания периода, установленного для представления отчетности в налоговые органы по состоянию на квартальную (годовую) отчетную дату;

-по ссудам, предоставленным кредитным организациям, - не реже 1 раза в месяц по состоянию на отчетную дату.

Финансовое положение заемщика оценивается в соответствии с методикой, утвержденной внутренними документами банка. В Положении описано в каких случаях финансовое положение заемщика оценивается как хорошее, среднее и плохое. В зависимости от качества обслуживания заемщиком долга ссуды относятся в одну из трех категорий: хорошее, среднее, неудовлетворительное обслуживание долга.

Так, обслуживание долга по ссуде м.б. признано хорошим, если:

- платежи по осн. долгу и % осуществляются своевременно и в полном объеме;

имеются случаи просроченных платежей по осн. долгу и % в течение последних 180 календарных дней продолжительностью (общей продолжительностью), в том числе:

по ссудам юридическим лицам, - до 5 календарных дней включительно,

по ссудам физ.лицам, - до 30 календарных дней включительно.

Определение категории качества ссуды с учетом финансового положения заемщика

и качества обслуживания долга

┌─────────────┬───────────────┬───────────────┬──────────────────┐

Обслуживание │ Хорошее │ Среднее │ Неудовлетвори- │

долга │ │ │ тельное │

\ │ │ │ │

Финансовое │ │ │ │

положение │ │ │ │

├─────────────┼───────────────┼───────────────┼──────────────────┤

Хорошее │ Стандартные │ Нестандартные │ Сомнительные │

│ │ (I категория │ (II категория │ (III категория │

│ │ качества) │ качества) │ качества) │

├─────────────┼───────────────┼───────────────┼──────────────────┤

Среднее │ Нестандартные │ Сомнительные │ Проблемные │


│ │ (II категория │ (III категория│ (IV категория │

│ │ качества) │ качества) │ качества) │

├─────────────┼───────────────┼───────────────┼──────────────────┤

Плохое │ Сомнительные │ Проблемные │ Безнадежные │

│ │ (III категория│ (IV категория │ (V категория │

│ │ качества) │ качества) │ качества) │

Величина расчетного резерва по классифицированным ссудам

Категория
качества

Наименование

Размер расчетного резерва в
процентах от суммы основного
долга по ссуде

I категория качества
(высшая)

Стандартные

0%

II категория качества

Нестандартные

от 1% до 20%

III категория качества

Сомнительные

от 21% до 50%

IV категория качества

Проблемные

от 51% до 100%

V категория качества
(низшая)

Безнадежные

100%

Ссуды, предоставленные физ.лицам, в зависимости от продолжительности просроченных платежей по ссудам группируются в один из след. портфелей обеспеченных (ипотечные ссуды и кредиты на покупку автотранспортных средств) и прочих ссуд (минимальный размер резерва определен вариантом 1 табл. 3)

портфель ссуд без просроченных платежей;

портфель ссуд с просроченными платежами от 1 до 30 календарных дней;

портфель ссуд с просроченными платежами от 31 до 90 календарных дней;

портфель ссуд с просроченными платежами от 91 до 180 календарных дней;

портфель ссуд с просроченными платежами свыше 180 календарных дней.

Кредитные организации вправе объединять ссуды без просроченных платежей и ссуды с просроченными платежами продолжительностью от 1 до 30 календарных дней в один портфель ((минимальный размер резерва определен вариантом 2 табл. 3)..

По указанным портфелям резервы создаются в следующих минимальных размерах:


Портфели
однородных ссуд,
предоставленных
физическим лицам

Минимальный размер резерва, в процентах

вариант 1

вариант 2

по портфе-
лям обеспе-
ченных ссуд
(ипотека,
автокредит)

по
портфе-
лям про-
чих ссуд

по портфе-
лям обеспе-
ченных ссуд
(ипотека,
автокредит)

по
портфе-
лям про-
чих ссуд

1.

Портфель ссуд без
просроченных
платежей

0,5

1

0,75

1,5

2.

Портфель ссуд с
просроченными
платежами
продолжительностью
от 1 до 30
календарных дней

1,5

3

3.

Портфель ссуд с
просроченными
платежами
продолжительностью
от 31 до 90
календарных дней

10

20

10

20

4.

Портфель ссуд с
просроченными
платежами
продолжительностью
от 91 до 180
календарных дней

35

50

35

50

5.

Портфель ссуд с
просроченными
платежами
продолжительностью
свыше 180
календарных дней

75


Аналогичным образом группируются ссуды, предоставленные субъектам малого и среднего предпринимательства, в т.ч. финансовое положение которых оценивается как среднее, при размере ссуды, не превышающем 1 000 000 рублей.

По таким портфелям резервы создаются в следующих минимальных размерах:

Таблица 4



Портфели однородных ссуд,
предоставленных субъектам малого
и среднего предпринимательства

Минимальный размер резерва,
в процентах

по портфелям
обеспеченных
ссуд

по портфелям
прочих ссуд

1.

Портфель ссуд без просроченных
платежей

0,5

1

2.

Портфель ссуд с просроченными
платежами продолжительностью
от 1 до 30 календарных дней

1,5

3

3.

Портфель ссуд с просроченными
платежами продолжительностью от
31 до 90 дней

10

20

4.

Портфель ссуд с просроченными
платежами продолжительностью от
91 до 180 дней

35

50

5.

Портфель ссуд с просроченными
платежами продолжительностью
свыше 180 дней

75

По ссудам, отнесенным ко II - V категориям качества, резерв формируется с учетом обеспечения I и II категории качества. Под обеспечением по ссуде понимается обеспечение в виде залога, банковской гарантии, поручительства, гарантийного депозита (вклада), отнесенное к одной из двух категорий качества обеспечения.

Определение размера расчетного резерва и размера резерва производится на постоянной основе одновременно с оценкой кредитных рисков по ссудам.

Если размер расчетного резерва в связи с изменением суммы осн. долга по ссуде или в связи с повышением категории качества ссуды меньше размера сформированного резерва по ссуде, то разница между сформированным резервом и резервом, который д.б. сформирован, восстанавливается на доходы кредитной организации.

При реклассификации ссуды из одной категории качества в другую КО может доначислить (уменьшить) резерв до требуемой величины либо восстановить резерв на доходы и создать его в требуемом Положением размере.

Задолженность по ссудам признается безнадежной, если банком предприняты необходимые и достаточные юрид. и фактические действия по ее взысканию. Списание безнадежной задолженности по ссудам осуществляется за счет сформированного резерва по соответств.ссуде. Одновременно списываются начисленные %%, относящиеся к безнадежной задолженности по ссудам.

Банк России, его ТУ проводят оценку активов и пассивов кредитной организации, в т.ч. оценивают обоснованность классификации ссуд и размера сформированного резерва.


При осуществлении надзора, в т.ч. при проведении проверок Банк России, его ТУ оценивают наличие, качество и степень исполнения в КО внутренних документов по вопросам классификации ссуд и формирования резерва.

Если Банк России оценивает отдельные ссуды иным образом, чем КО, или устанавливает, что сформированный резерв по ссудам недостаточен (избыточен), то он требует от КО реклассифицировать ссуду и (или) уточнить резерв.

4. Требования к процессу выдачи банком и возврата клиентом кредита

Банк выдает кредиты в следующем порядке:

юрид. лицам — в безналичном порядке путем зачисле­ния средств на расчетный, текущий или корреспондентский счет;

физ. лицам — в безналичном порядке путем зачисления средств на счет лица в банке либо наличными через кассу банка;

кредиты в иностр. валютах выдаются юрид. и фи­з. лицам в безналичном порядке.

Банк выдает кредиты следующими способами:

разовым зачислением средств на банковские счета либо выдачей наличных денег заемщику — физ.лицу;

открытием кредитной линии;

кредитованием счета клиента (при недостаточности или отсут­ствии на нем средств) и оплаты расчетных документов с этого счета клиента в пределах установленного лимита и срока, в течение которого д.б. погашены возникающие кредитные обязательства клиента;

участием банка в предоставлении средств клиенту на синдици­рованной (консорциальной) основе;

др. способами, не противоречащими законодательству и нормативным актам БР.

Кредит выдается на основании распоряжения, составленного специалистами кредитного подразделения бан­ка и подписанного уполномоченным должностным лицом банка.

Банк-кредитор обязан создавать резервы на возможные потери от кредитной деятельности в порядке, установленном Банком России.

Требования к процессу возврата клиентом кредита и уплаты %. Кредит возвращается (погашается) и проценты за него платятся следующими способами:

-списанием средств со счета заемщика по его платежному пору­чению;

-списанием средств в порядке очередности, установленной в за­конодательстве, со счета заемщика, обслуживаемого в другом банке, на основании платежного требования банка-кредитора. В этом случае средства могут списываться без акцепта владельца счета, если такая возможность предусмотрена в договоре и заем­щик письменно уведомил банк, в котором открыты его счета, о своем согласии на такое списание средств в соответствии с за­ключенным договором/соглашением;

-списанием средств со счета заемщика — юрид.о лица, обслуживающегося в самом банке-кредиторе, на основании платежного требования последнего (в безакцептном порядке, если это предусмотрено в условиях договора);

-перечислением средств со счетов заемщиков — физ. лиц на основании их письменных распоряжений; переводом ими де­нег через предприятия связи или другие КО; взносом наличных в кассу банка-кредитора; удержанием из сумм, причитающихся на оплату труда заемщикам, явля­ющимся работниками банка-кредитора (по их заявлениям или на основании договора).


Кредиты в валютах погашаются в безналичном порядке.

В установленный в договоре/соглашении день (дата уплаты % и/или погашения осн. долга) работник бухгалтерии, ответственный за ведение счета заемщика, на основании соответ­. распоряжения либо оформляет бухгалтерскими проводками факт уплаты процентов и/или погашения осн. долга, либо переносит возникший долг клиента на счета для учета просроченной задолженности.

Задолженность по кредитам, безнадежная и/или признанная не­реальной для взыскания, в установленном порядке списывается с баланса банка за счет средств специально формируемого на такой случай резерва, а при недостатке таких средств относится на убытки отчетного года.

7. Кредитная политика

Прежде чем начать выдавать кредиты, банк должен сформулиро­вать свою кредитную политику. Ее готовят кредитные менеджеры и затем представляют этот до­кумент Совету директоров на одобрение.

Чтобы быть эффективной, кредитная политика должна подвергаться периодическим ревизиям: по крайней мере раз в год.

Кредитная политика — это стра­тегия и тактика банка в области кредитных операций, в части стратегии она вбирает в себя приоритеты, принципы и цели банка на кредитном рынке, а в части тактики — финансовый и иной инструментарий, используемый дан­ным банком для реализации его целей при осуществлении кредитных сделок, правила их совершения и порядок организации кредитного процесса.

Кредитную политику можно определить как сис­тему мер банка в области кредитования его клиентов, осуществляе­мых банком для реализации его стратегии и тактики, с определением приоритетов в процессе развития кредитных отношений, с одной сто­роны, и функционирования кредитного механизма — с другой.

Це­ль кредитной политики - создание условий для высокодоходного размещения привлеченных средств при оптими­зации рисков и развитии клиентского портфеля. Развитие клиентского портфеля подразумевает привлечение новых клиентов и удержание уже имеющихся на основе диверсификации кредитных продуктов банка.

Общую цель кредитной политики банка можно детализировать по направлениям:

  1. определение приемлемого уровня риска в свете желаемой
    прибыльности;

  2. максимизация долгосрочного дохода;

  3. обеспечение адекватной ликвидности и диверсификации риска;

  4. удовлетворение кредитных нужд общества;

  5. обеспечение унифицированности политики и процедур банка;

6) обеспечение соответствия законам и регулятивным нормам.

Важнейшие общие принципы кредитной политики банка: науч­ная обоснованность, оптимальность, эффективность, единст­во всех элементов кредитной политики.

Специфическими принципами кредитной политики банка являются: доходность, прибыльность, безопасность, надежность.

Определить и утвердить свою кредитную политику — значит сфор­мулировать и закрепить в необходимых внутренних документах по­зицию руководства банка как минимум по следующим вопросам: