ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 689

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Слово «вексель» происходит от немецкого «wechsel», означает размен, денежный перевод.

Основные черты вексельного обязательства и отличия его от других обязательств):

-абстрактное, ничем не обусловленное;

-формальное (письменная форма, набор обязательных реквизитов);

-денежное;

-оборотный документ (может передаваться с помощью передаточной надписи – индоссамента).

Функции векселя: кредитная, расчетная, обеспечения долга, вложения денег, инструмент рефинансирования и проведения центральным банком денежно-кредитной политики.

Обязательные реквизиты простого векселя:

1.наименование «вексель», включенное в текст документа (вексельная метка);

2.обещание уплатить определенную сумму, которая указывается цифрами и прописью;

3.срок платежа: а) на определенный день;б) во столько-то времени от составления;

в) по предъявлении; г) во столько-то времени от предъявления;

4.место платежа;

5.кому платить (наименование первого векселедержателя);

6.дата и место составления векселя;

7.подпись векселедателя.

В переводном векселе – дополнительный, 8) реквизит – плательщик по векселю (трассат).

2 основных вида векселей – простой и переводной.

Простой вексель – письменный документ, содержащий простое и ничем не обусловленное обязательство векселедателя (должника, трассата) уплатить определенную сумму в определенный срок или по требованию в определенном месте определенному лицу или его приказу. (схема 4 в альбоме по векселям).

Переводной вексель (тратта) – письменный документ, содержащий безусловный приказ одного лица (векселедателя, трассанта) плательщику (трассату) уплатить определенную сумму определенному лицу (ремитенту) или его приказу в определенном месте в установленный срок или по требованию.

Схема 6 в Альбоме по ДКБ без операций 4а.4б и 5б.

Возможности использования векселя:

1.предъявление его к оплате в день наступления срока платежа

схема 5 в альбоме по ДКБ

схема 6 в альбоме по ДКБ с операцией 4а;

2.использование его в качестве средства платежа для расчетов предприятия со своим кредитором

схема 6 в альбоме по ДКБ с операциями 4б и 5б;

3.учет векселя в банке (схема 7 в альбоме по ДКБ


Организация процесса банковского кредитования

  1. Этапы процесса кредитования

  2. Содержание кредитного договора (см. ДКБ)

  3. Формирование резерва на возможные потери по ссудам

  4. Требования к процессу выдачи банком и возврата клиентом кредита (самостоятельно)

  5. Методы кредитования. Ссудный счет (см. ДКБ).

  6. Формы обеспечения возвратности кредита (см. ДКБ)

  7. Кредитная политика банка

  1. Этапы процесса кредитования

Для осуществления кредитной деятельности коммерческие бан­ки создают кредитные подразделения: кредитные отделы, управления или департаменты.

Этапы кредитования:

1.рассмотрение кредитной заявки и беседа с клиентом;

2.оценка кредитоспособности заемщика;


3.подготовка и заключение кредитного договора, выдача кредита;

4.формирование резерва на возможные потери по ссудам;

5.контроль банка за выполнением условий договора и погашением кредита.

1. рассмотрение кредитной заявки и беседа с клиентом

В заявке должны содержаться: цель, размер, срок кредита; предполагаемое обеспечение; источники погашения кредита; краткая характеристика заемщика, информация о видах его дея­тельности и деловых партнерах.

Переговоры с заяви­телем могут проводиться работниками разных подраз­делений банка (кредитного, юридического, экономической безопас­ности, валютного и др.) либо последовательно, либо одновременно.

  • Заявитель д.б. готов ответить на любые вопросы, каса­ющиеся сведений о своей организации и ее деятельности.

Если в процессе переговоров будет выяснено, что кредитование нецелесо­образно (например, по причине высоких рисков) то заявителю следует дать мотивированный отказ. Если первое впечатление благоприятное, то работники банка должны предложить заявителю представить для анализа необходи­мые документы:

  • заявка на получение кредита по установленной банком фор­ме;

  • нотариально заверенные учредительные и юридические доку­менты фирмы;

  • бухгалтерская отчетность, за­веренная налоговой инспекцией;

  • документы, характеризующие финансовое состояние клиента;

  • информация об объекте кредитования;

  • информация о заемщике частного характера (по установленной банком форме);

  • срочное обязательство.

  • другие документы, в зависимости от индивидуальных особенностей кредитуемой про­граммы

Затем следует детальный анализ кредитной заявки на осно­вании документов, предоставленных заявителем, и экспертных за­ключений подразделений самого банка. Такой анализ может состоять из следующих шагов:

  • анализ полноты и достоверности документов заемщика;

  • анализ информации о заемщике;

  • общий анализ финансово-хозяйственной деятельности заемщи­ка;

  • анализ кредитуемой хозяйственной операции;

  • анализ обеспеченности кредита;

  • оценка кредитоспособности (лимита кредитования) заемщика;

  • установление рейтинга заемщика.

При положительном результате анализа кредитной заявки вопрос о предоставлении кредита (особенно крупного или нестандартного) м.б. вынесен на заседание кредитного комитета банка. На него представляется пакет документов, в который, как правило, включают: заявку; кредитный меморандум (подробная справка о за­явителе и параметрах испрашиваемого кредита); справку о возмож­ных условиях предоставления кредита; другие документы, подтверж­дающие содержание меморандума.

Если кредитный комитет решил вопрос положительно, то банк извещает (как правило, в письменной форме) потенциального заем­щика о принятом решении и условиях предоставления кредита.


Обязательным для ряда банков является соблюдение очередности в удовлетворении пре­доставленных заявок. Коммерческие банки первостепенное значение уделяют интересам уч­редителей, акционеров и участников. Все банки стараются максимально кредитовать клиентов, дер­жащих в них расчетный счет и т.д.

Определяя свои приоритеты в области предоставления кредитов, банк должен строго руководствоваться эконом. соображения­ми.

3. подготовка и заключение кредитного договора, выдача кредита

Далее начинается этап подготовки кредитной документации, в ходе которого банк совместно с заемщиком готовит:

  • кредитный договор (см. ДКБ);

  • срочное обязательство (распоряжение заемщика о своевремен­ном списании средств в пользу банка-кредитора со ссудного счета, открываемого ему в банке),

    • договор залога (договор о переуступке прав; договор поручительства);

  • другую необходимую документацию.

Подлинники договоров подписываются должностными лицами заемщика и банка;

один экз. договора передается заемщику, другой остается в
банке.

Дополнительно банк истребует от заемщика: справку из нало-
гового органа об уведомлении этого органа о намерении налого-
плательщика открыть ссудный счет; 2) справку об уведомлении Пен-
сионного фонда о том же; 3) другие документы в соответствии с условиями
предоставления кредита.

Кредитный работник открывает кредитное досье (в виде отдельной папки). В него подшиваются все принятые от заемщика документы. Заемщику от­крывается ссудный счет.

Кредитный работник готовит для операционного отдела «Распоряжение», в котором указывается, что на основании кре­дитного договора (номер, дата) и залогового договора (номер, дата) организации (наименование) предоставлен кредит в сумме (цифрами и прописью) под процент (величина) на срок до (дата). Уплата процентов и погашение долга производятся по схеме (единовременно, частями, ежемесячно и т.д.).

Бухгалтерии указывается, на какой счет направить средства в со­ответствии с кредитным договором. Распоряжение заверяет руководитель кредитного департамента.

5. контроль банка за выполнением условий договора и погашением кредита

Конечная его цель — обеспечение возврата бан­ку кредита в установленный срок, в полном объеме вместе с начисленными процентами.

Если кредит в срок погашен, проценты уплачены, дело закрыва­ется и сдается в архив. В деле д.б. соответствующее заключе­ние, отражающее «поведение клиента», что послужит в последующем кредитной историей данного заемщика в данном банке.

В контроле участвуют кредитные подразделения и другие службы банка (бухгалтерия, юридическая служба и служба экономической безопасности, служба залогов, если таковая имеется, другие). Особое внимание уделяется выявлению настораживающих факторов в деятельности и поведении заемщика:.


  • Длительная за­держка с началом исполнения кредитуемой сделки, уклонение руководителей от личных встреч, телефонных переговоров, создание препятствий при проверке залога, договоров по кредитуемой сделке, бух. отчетности и др. данных.

  • Систематическое направление извинений о временных финан­совых трудностях, требование пролонгации кредита, невнесение налогов, стремление скрыть такие фак­ты от банка и др.

Важнейшая часть мониторинга — по­стоянный контроль за финансовым положением заемщика — юри­д. лица: периодичес­кий анализ финансовой отчетности компании (например, на еже­квартальной основе, при постоянных встречах с клиентом)

При непога­шении в срок долга и % по ссуде начинается совместная работа с клиентом по погашению долга, поиск взаимоприемлемых решений, начисление пени за просрочку по договору, уплата штрафных санкций.

Получение долга по ссуде м.б. произведено путем реализации заложенного имущества.

Кредитный работник совместно с руководством фирмы может составить бизнес-план, (определить реальные сро­ки погашения долга по ссуде и %, в т.ч. просрочен­ных). Банк может пролонгировать остаток ссудной задолженности при наличии веских аргументов, свидетельствующих, что клиент погасит долг при определенных условиях.

Банку рекомендуется преду­смотреть поощрительные санкции к клиентам, точно выполняющим условия соглашений, а следует всячески улучшать отношения с постоянными клиентами, помня, что «старый друг лучше новых двух».

Банк должен работать на клиента и с клиентом, а не на его «отпугивание» от себя.

Заботящийся о своей репутации банк будет стараться сделать все возможное, чтобы как-то помочь заемщику выйти из сло­жившейся ситуации. Но т.к. это будет означать принятие банком более высоких рисков, то он будет стараться улучшить обеспечение по кредиту: увеличить количество и стоимость зало­женных активов, получить доп. поручительство, потре­бовать частично погасить кредит и т.д.


3. Формирование резерва на возможные потери по ссудам

«Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности» от 26 марта 2004 г. N 254-П .

.Резерв формируется КО при обесценении ссуды (ссуд), то есть при потере ссудой стоимости вследствие наличия кредитного риска по ссуде (неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде перед КО либо существования реальной угрозы такого неисполнения (ненадлежащего исполнения)

Величина потери ссудой стоимости равна разности между балансовой стоимостью ссуды и ее справедливой стоимостью на момент оценки. Оценка ссуды осуществляется на постоянной основе, начиная с момента ее выдачи. Резерв формируется по конкретной ссуде либо по портфелю однородных ссуд.


КО определяют размер расчетного резерва. Для этого ссуды классифицируются на основании профессионального суждения в одну из пяти категорий качества:

I (высшая) категория качества (стандартные ссуды) - отсутствие кредитного риска (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде равна нулю);

II категория качества (нестандартные ссуды) - умеренный кредитный риск (вероятность финансовых потерь обусловливает обесценение ссуды в размере от 1 до 20 %);

III категория качества (сомнительные ссуды) - значительный кредитный риск(от21до50 %;

IV категория качества (проблемные ссуды) - высокий кредитный риск (от 51 до 100%;

V (низшая) категория качества (безнадежные ссуды) - отсутствует вероятность возврата ссуды в силу неспособности или отказа заемщика выполнять обязательства по ссуде, что обусловливает полное в размере 100% обесценение ссуды.

КО формирует резервы по портфелям однородных ссуд по следующим категориям качества:

I категория качества - портфели однородных ссуд с размером сформированного резерва 0 % (потери отсутствуют);

II категория качества - портфели однородных ссуд с размером сформированного резерва не более 3 % совокупной балансовой стоимости ссуд, объединенных в портфель (СБСС);

II категория качества - портфели однородных ссуд с размером сформированного резерва свыше 3 и до 20 % СБСС;

IV категория качества - портфели однородных ссуд с размером сформированного резерва свыше 20 и до 50 % СБСС ;

V категория качества - портфели однородных ссуд с размером сформированного резерва свыше 50 % СБСС.

Резерв формируется в рублях в пределах суммы основного долга (балансовой стоимости ссуды). В сумму осн. долга не включаются % за кредит, комиссионные, неустойки и другие платежи в пользу КО, вытекающие из кредитного договора.

Оценка кредитного риска по каждой выданной ссуде (профессиональное суждение) должна проводиться кредитной организацией на постоянной основе.

Профессиональное суждение выносится по результатам комплексного и объективного анализа деятельности заемщика с учетом его финансового положения, качества обслуживания заемщиком долга по ссуде, всей имеющейся в распоряжении банка информации о заемщике. Профессиональное суждение должно содержать:

информацию об уровне кредитного риска по ссуде;

информацию об анализе, по результатам которого вынесено профессиональное суждение;

заключение о результатах оценки финансового положения заемщика;

заключение о результатах оценки качества обслуживания долга по ссуде;

информацию о наличии иных существенных факторов, учтенных при классификации ссуды или неучтенных с указанием причин, по которым они не были учтены кредитной организацией;

расчет резерва;

иную существенную информацию.