ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 692

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • копии платежного документа об оплате сбора за открытие фи­лиала;

  • протоколы заседаний уполномоченных органов управления КО, содержащие решения об открытии филиала.

Филиал вправе начать осуществление банковских операций с даты внесения записи о нем в Книгу гос. регистрации КО и присвоения ему порядкового номера.

Решение о закрытии филиала КО принима­ется органом управления КО, которому это право предоставлено уставом. Не позднее 30 дней с даты принятия решения КО в письменной форме уведомляет об этом всех известных кредиторов за­крываемого филиала.

После передачи активов и пас­сивов филиала на баланс головной КО или подраз­деления КО в течение 10 календарных дней КО уведомляет об этом ТУ ЦБР.

Датой закрытия филиала КО является дата внесения соотв. записи в Книгу гос. регистрации КО.

5. Ликвидация кредитной организации

Банк России может отозвать лицензию в случаях:

1) установление недостоверности сведений, на основании которых была выдана лицензия;

2) задержка начала осуществления банковских операций; более чем на один год со дня выдачи лицензии;

3) установление фактов существенной недостоверности отчетных данных;

4) задержка более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности;

5) осуществление, в том числе однократное, банковских операций, не предусмотренных лицензией;

6) неисполнение федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность и нормативных актов Банка России, если в течение одного года к КО неоднократно применялись меры воздействия;

7) неоднократного в течение одного года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документов судов требований о взыскании денежных средств со счетов клиентов КО при наличии денежных средств на счетах;

8) наличия ходатайства временной администрации и др.


Банк России обязан отозвать лицензию на осуществление банковских операций::

  1. если достаточность капитала кредитной организации становится ниже 2%;

2) если размер собственных средств (капитала) КО ниже минимального значения уставного капитала, установленного Банком России на дату регистрации КО (первые 2 года не применяется);

3) если КО не исполняет в срок, установленный ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» требований Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала);

3) если КО не исполняет в срок, установленный ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», требований Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала);

4) если КО не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их удовлетворения и исполнения. Эти требования в совокупности должны составлять не менее 1000-кратного размера МРОТ


5) в других случаях

Сообщение об отзыве у КО лицензии на осуществление банковских операций публикуется в «Вестнике Банка России» в недельный срок со дня принятия соответствующего решения.

После отзыва у КО лицензии Банк России назначает временную администрацию. В единый государственный реестр юридических лиц вносится соответствующая запись.

Гос. регистрация КО в связи с ее ликвидацией осуществляется в течение 45 рабочих дней со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов.


В случае прекращения деятельности кредитной организации на основании решения ее учредителей (участников) Банк России по ходатайству КО принимает решение об аннулировании лицензии. КО в течение 15 дней со дня принятия такого решения возвращает указанную лицензию в Банк России.

Учредители (участники) КО, принявшие решение о ее ликвидации,

  • назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора),

  • утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс КО по согласованию с Банком России.

Ликвидация КО считается завершенной, а КО прекратившей свою деятельность после внесения соответствующей записи в единый гос. реестр юридических лиц.

Ликвидация кредитной организации по инициативе Банка России (принудительная ликвидация)

Банк России в течение 15 дней со дня отзыва у КО лицензии обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации КО или с заявлением о признании ее банкротом. В течение месяца арбитражный суд рассматривает заявление и принимает решение о ликвидации КО и назначении ликвидатора КО.

Ликвидатором КО, имевшей лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, является Агентство по страхованию вкладов, в других случаях утверждают арбитражного управляющего.

Ликвидатор обязан учитывать права и законные интересы кредиторов КО, общества и государства.

Ликвидация КО осуществляется в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Ликвидатор проводит собрание кредиторов ликвидируемой КО, составляет промежуточный ликвидационный баланс, который рассматривается на собрании кредиторов. Если денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидатор осуществляет реализацию имущества. Если его недостаточно, ликвидатор обязан направить в арбитражный суд заявление о признании КО несостоятельной (банкротом).

Отчет о результатах ликвидации КО с приложением ликвидационного баланса

заслушивается на собрании кредиторов, утверждается арбитражным судом и представляется в Банк России.



Организация банковской деятельности

1. Задачи и принципы организации банковской деятельности

2. Структура аппарата управления банка и задачи его основных подразделений


3. Линейные модели организационных структур банка

4. Матричные модели организационных структур банка


1. Задачи и принципы организации банковской деятельности

Главное в процессе организации деятельности банка и его структурных подразделений - реализовать три наиболее суще­ственные цели — добиться высокой рентабельности, достаточной ликвид­ности и устойчивого развития банка.

В конечном счете, цели банка достигаются главным образом на ос­нове улучшения взаимосвязи всех элементов организационной структуры банка с внешней средой.

Задача организации банковской деятельности состоит в том, чтобы

- посред­ством разделения труда, создания организационных структур (отделов, групп, управлений, комитетов и т.п.) содействовать реализации целей банка

- наладить и координировать работу пер­сонала организационных структур в соответствии с поставленными целями.

Для этого важными становятся также задачи по организации информационного обес­печения, разработке правил и процедур осуществления различных видов банков­ской деятельности.

Таким образом, функции организации состоят в том, чтобы обеспечить эффективную деятельность банка посред­ством создания орг. структур, налаживания их работы.

Принципы организации работы банка

Банк, как правило, организован по функциональному принципу, т.е. его структура привязана к его конкретной деятельности. В составе управления банком есть подразделения, занимающиеся кредитованием, организующие расчетные операции. Таких элементов нет в аппарате управ­ления производственным предприятием.

Принцип соответствия поставленным це­лям. Гл. целью банка является обеспечение устойчивого развития, в т.ч. поддержание его ликвидности, доходно­сти, конкурентоспособности и др. Это означает, что в банке д.б. структуры, регулирующие его платежеспо­собность, изучающие потребности рынка; подразделения, «зарабатывающие деньги»; отделы, планирующие дохо­ды и расходы, составляющие бюджет в целом по банку и по его подразделениям, обеспечивающие экономию затрат.

Принцип иерархии властных полномочий подразделений. Существуют два властных звена: высшее звено управления и прочие подразделения банка. К высшему звену относятся совет банка, его правление, ревизионная комиссия, разл. рода комитеты, объединяющие наи­более квалифицированную часть банковского персонала и peшающие наиболее принципиальные вопросы. К прочим подразделениям относятся др. управления (отделы), занятые обслуживанием клиентов, выполнением иных работ.

Принцип обеспечения совместных и координированных действий. Например, наряду с кредит­ными подразделениями в качестве поддержки д.б. созданы отделы (группы) по учету выдачи и погашения ссуд, юридические службы, специ­альные группы сотрудников по проверке кредитоспособности клиентов, качества залога и гарантий.


Принцип рационализации уп­равления - работа банка д.б. организована так, чтобы обеспечивать его развитие по линии внедрения новых услуг, со­кращения затрат, повышения производительности труда, иссле­дования рынка.

Принцип обеспе­чения целостности и соответствия условиям окружающей среды. Каждое подразделение совершенствует свою деятельность в соответствии с изменением условий окру­жающей среды.

Принцип обеспечения контроля. Обязательным элементом структуры банка выступают внутр. контроль и аудит и внешний аудит. Подразделения внутр.аудита призваны контролировать законность выполняемых мероприя­тий, их соответствие нормам и предписаниям ЦБ РФ. Аудиторские проверки организуются ив рамках головного банка, и по его филиалам. Внешний аудит обеспечивается аудиторской фирмой, имеющей лицензию.

Принцип регламентации деятельности персонала. Банки разрабатывают устав, положения об отделах и службах, квалификац. характеристики, должностные инструкции.

Принцип обеспечения банка oneративной и достаточной информацией, новыми методами ее обработки.. Для этого в банке создаются подразделения, занимающиеся сбором и обработкой необходимых данных.

Конечными целями формирования структуры банка явля­ются удобство управления всем комплексом банковской дея­тельности, повышение качества предоставляемых клиентам банковских услуг, производительности труда банковских слу­жащих, достижение прибыльного хозяйствования. Поэтому банковская структура не может быть застывшей, она должна видоизменяться, быть подвижной:

1) Банк должен приспосабливать свою структуру к завтрашнему дню.. Из отдельных групп сотрудников могут создаваться секторы, затем отделы, при необходимости управления.

2) подвижность структуры может быть продик­тована изменением текущих задач. Анализ банковского рынка выявляет нерентабельность одних и высокую рентабельность др.операций. Это приводит к сокра­щению одних и расширению других подразделений

Факторы, влияющие на структуру аппарата управления банка

1.Размер банка и численность его персонала.

2. Квалификация персонала.

3. Уровень универсализации или специализации банка.

4. Необходимость экономии на затратах и эффективной загрузки банковского персонала.

2. Структура аппарата управления банка и задачи его основных подразделений

Независимо от выполняемых операций, пра­вовой формы каждый банк имеет обязательный для всех на­бор определенных блоков управления:

  1. совет банка;

  2. правление (совет директоров) банка;

  3. общие вопросы управления;

  4. коммерческая деятельность;

  5. финансы;

  6. автоматизация;

  7. администрация.

В соответствии с ФЗ «Об акционерных обществах» высшим органом управления банком - АО является общее собрание акционеров. АО обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров в сроки, устанавливаемые уставом, но не ранее чем через 2 месяца и не позднее чем через 6 месяцев после окончания финансового года.


К компетенции общего собрания акционеров относятся:

  1. внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции;

  2. реорганизация общества;

  3. ликвидация общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

  4. определение количественного состава совета директоров (наблюдательного совета) общества, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий;

  5. определение количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;

  6. увеличение уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций или путем размещения дополнительных акций

  7. уменьшение уставного капитала общества путем уменьшения номинальной стоимости акций,

  8. образование исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий,

  9. избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий;

  10. утверждение аудитора общества;

  11. выплата (объявление) дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года;

  12. утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и об убытках, а также распределение прибыли

  13. определение порядка ведения общего собрания акционеров;

  14. избрание членов счетной комиссии и досрочное прекращение их полномочий;

  15. дробление и консолидация акций;

  16. принятие решений об одобрении крупных сделок в случаях,

17. принятие решения об участии в финансово-промышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций;

18. утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества и др.

1 блок - совет банка (в него обычно входят его учредители) - утверждает годовой отчет банка, организует ежегодные собрания учредителей и участников, принимает участие в решении стратегических вопросов банковской деятельности.

2 блок - управление (совет директоров) банка - отвечает за общее руководство банком, утверждает стратегические направления его деятельности. В состав Правления входят высшие руководители (менеджеры) банка: председатель (президент, управляющий) банка, его заместители, руководители важнейших подразделений банка.

В 3 блок — общие вопросы управления - входят

организация планирования, про­гнозирования деятельности банка,

подготовки и разработки методологии,

юри­дическая служба и

служба безопасности.

Назначение данного блока - обеспечить целенаправленное развитие банка, выполнение стоящих перед ним задач, регулировать его доходы и расходы, снабжать необходимыми ресурса­ми, выполнять требования Цент. банка по осн. направлениям дея­тельности (качеству активов, достаточности капитала, ликвидности и др.)