ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 823
Скачиваний: 4
Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.
Инструментами валютного регулирования являются
а) экономические: учетная ставка для регулирования движения капиталов; валютные интервенции Центрального банка; диверсификации валютных резервов; установление режима валютного курса; девальвация и ревальвация курса национальной валюты
б) административные: регламентация, ограничение и запрещение на проведение операций:
– регулирование операций с иностранной валютой физических лиц.
Ввоз в РФ и вывоз из РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг осуществляется с соблюдением требований таможенного законодательства.
При ввозе физическими лицами резидентами и нерезидентами в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США, они декларируются на всю сумму их стоимости. Ранее введенные при наличии таможенной декларации могут быть вывезены и РФ. При операциях ввоза и вывоза валюты до 10 тысяч долларов США не требуется подтверждение приобретения валюты в РФ, из них 3 тысячи долларов США- без декларирования.
– дифференциация валютных счетов и установление порядка покупки/продажи внутренних и внешних ценных бумаг резидентами за иностранную валюту и нерезидентами за национальную валюту, порядка предоставления кредитов и займов.
Резиденты для осуществления валютных операций открывают в уполномоченном банке 2 основных счета: текущий валютный счет, по которому проводятся основные операции с иностранной валютой и транзитный валютный счет.
Нерезиденты в уполномоченном коммерческом банке открывают счета в валюте РФ: счета типа «Т» (для проведения торговых операций), типа «И» (для проведений инвестиционных операций), типа «С» (конверсионных операций, по получению и предоставлению кредитов и займов).
Валютный контроль – это определение степени соответствия (несоответствия) реального процесса ведения валютных операций законодательно установленным валютным ограничением.
Уполномоченные банки, наряду с профессиональными участниками рынка ценных бумаг и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являются агентами валютного контроля.
При проведении валютного контроля проверяются следующие обстоятельства:
– соблюдается ли запрет на проведение валютных операций между резидентами;
– выполняются ли требования по открытию и ведению счетов резидентами;
– выполняются ли требования по открытию и ведению счетов резидентами РФ, информируются ли налоговые органы об открытии и движении средств по счетам юридических и физических лиц, а также
– требования о репатриации иностранной валюты и валюты РФ и др.
Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты РФ-обязанность по обеспечению возврата в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентом за не ввезенные на таможенную территорию РФ товары, невыполненные работы, не оказанные услуги, не переданная информация и результаты интеллектуальной деятельности, а также по получению от нерезидентов на свои банковские счета иностранной валюты или валюты РФ за переданные не резидентом товары, информацию, работы и услуги.
Законом установлены случаи, когда выручка может не зачисляться на счет в уполномоченном банке:
1)валютная выручка может быть зачислена на счета юридического лица резидента или третьего лица , находящиеся в банках за пределам Российской Федерации Российской Федерации, если за счет этих денежных средств резидент исполнит свои обязательства по кредитам и займам перед организациями-нерезидентами, которые являются агентами правительств иностранных государств, а также перед кредиторами государств- членов ОЭСР и ФАТФ, если в соответствии с заключенными договорами кредиты и займы были получены на срок более двух лет;
2) при сооружении резидентами объектов на территории иностранных государств на период строительства они могут оставлять за рубежом денежные средства полученные от заказчиков-нерезидентов в порядке оплаты местных расходов резидентов. По окончании строительства оставшиеся средства должны быть переведены на счета резидентов в уполномоченных банках;
3)иностранная валюта, получаемая резидентами от проведения за пределами территории Российской Федерации выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий, может быть использована для покрытия расходов по проведению этих мероприятий, но только на период их проведения;
4)транспортные организации-резиденты могут зачислять валютную выручку на свои счета в банках за пределами территории Российской Федерации, если эта выручка предназначена для оплаты:
- расходов, возникающих у этих организаций за пределами территории России:
- аэронавигационных, аэропортовых, портовых и иных обязательных сборов на территории иностранных государств;
- расходов, связанных с обслуживанием транспортных средств этих организаций, находящихся за пределами территории России (воздушные, речные, морские суда и др.), а также их пассажиров;
- расходов по обеспечению деятельности филиалов, представительств и иных подразделений этих транспортных компаний на территории зарубежных государств.
Целью валютного контроля является возврат выручки от экспорта товаров, выполнения работ и услуг, в том числе интеллектуальных на счет, открытый в уполномоченном банке, и искоренить практику заключения фиктивных импортных контрактов.
Основным документом валютного контроля является паспорт сделки и документы, подтверждающие факт передачи информации, выполнения работ, оказания услуг, таможенные декларации, вексель, контракты и т.п.
Схема документооборота при осуществлении валютного контроля
1) Представление уполномоченному банку подтверждающих сделку документов (контракт, паспорт сделки, документ о наличии счетов в банках-нерезидентах). Резидент должен иметь текущий и транзитный валютный счёт.
2) Уполномоченный банк проверяет соответствие паспорта сделки данным контракта и другим документам и заверяет паспорт сделки; передача экземпляра паспорта сделки резиденту.
3) Представление заверенного паспорта сделки; выпуск товара; сообщение банку о дате выпуска товара.
4) Поступление валютной выручки в адрес резидента.
5) Уполномоченный банк запрашивает у резидента данные по какому паспорту сделки поступила выручка.
6) Зачисление выручки на транзитный валютный счёт резидента.
7) На основании справки о валютных операциях банк заполняет ведомость банковского контроля. После того как поступит выручка и в электронном виде передаётся в ЦБ РФ.
«+» → в Стабилизационный фонд.
«-» → дефицит покрывается из золотовалютных резервов.
Сумма выручки должна быть равна сумме паспорта сделки.
Резервирование средств – один из методов регулирования средств.
Валютный риск - это возможность понести убытки вследствие неблагоприятного изменения валютных курсов.
С практической точки зрения валютный риск включает в себя следующие виды риска:
- операционный валютный риск или влияние изменений валютного курса на требования или обязательства;
- экономический (деловой риск), означающий, что изменения валютного курса влияют в долгосрочном плане на положение страны или на конкурентные позиции экспортера;
- риск ревальвации или трансляционный валютный риск, возникающий, когда валютные позиции банка переоцениваются в национальную валюту;
- кредитный риск, связанный с дефолтом импортера по валютному контракту;
- расчетный риск, связанный с различиями в поясном времени;
- процентный риск, вследствие несовпадения по срокам погашения валютных позиций и изменения процентных ставок по срочным контрактам.
Факторы, влияющими на валютные курсы:
- инфляция,
- процентные ставки,
- сальдо торгового баланса.
Валютный риск возникает из-за расхождений в стоимости активов и пассивов, номинированных в иностранной валюте, из-за несоответствия между требованиями банка в иностранной валюте и обязательствами банка, выраженные в национальной валюте. Валютный риск имеет спекулятивный характер и может привести к прибыли или убытку в зависимости от направления движения валютного курса и от того, имеет банк длинную или короткую позицию в иностранной валюте.
Валютная позиция банка – остатки средств в иностранных валютах, которые формируют активы и пассивы (с учетом внебалансовых требований и обязательств по незавершенным операциям) в соответствующих валютах и создают в связи с этим риск получения дополнительных доходов и расходов при изменении курсов валют.
Целями и принципами управления валютным риском являются установление приемлемых лимитов риска и определение мер по обеспечению необходимых процедур контроля над валютными операциями.
1) Лимиты потенциального риска. Банк должен иметь методику, определяющую, как проводить операции в иностранной валюте, и ограничивающие потенциальный валютный риск. Лимиты устанавливаются с учетом характера валютного риска и типа операций, с которыми этот риск связан. Эти лимиты, выраженные в абсолютных или относительных величинах, должны соотноситься с риском, структурой капитала банка.
2) Лимиты по дилерским/брокерским операциям и внутридневные лимиты по неторговым операциям.
3) Положения, предусматривающие приостановку убыточных операций.
Открытая валютная позиция – разница остатков средств в иностранных валютах, которые формируют количественно не совпадающие активы и пассивы, отражающие требования получить и обязательства поставить средства в данных валютах как завершенные расчетами в настоящем, так и истекающие в будущем.
При открытой валютной позиции возможны два варианта:
- требования больше обязательств – длинная открытая валютная позиция;
- требования меньше обязательств – короткая открытая валютная позиция.
Закрытая валютная позиция – требования равны обязательствам.
На изменение валютной позиции влияют следующие операции:
- начисление процентов и получение процентов в иностранной валюте;
- начисление процентов и получение процентов в иностранной валюте и оплата операционных расходов;
- конверсионные операции с немедленной поставкой средств (включая наличную валюту);
- срочные сделки;
- взнос в УК банка в иностранной валюте;
- материальные активы и капитальные вложения банка в иностранной валюте;
- валютно-обменные операции в другом банке;
- покупка-продажа наличной валюты по физическим лицам (продажа увеличивает короткую позицию, покупка увеличивает длинную позицию);
- покупка-продажа за рубли портфеля кредитов, выданных в иностранной валюте.
По каждой иностранной валюте (драгоценному металлу), по которым у банка имеются активы и (или) обязательства, рассчитываются:
- чистая балансовая позиция, то есть разность между суммой балансовых активов и суммой балансовых пассивов;
- чистая «спот» позиция – разность между внебалансовыми требованиями и обязательствами, расчеты по которым предстоит произвести не позднее двух банковских дней от даты заключения сделок;
- чистая срочная позиция – это разность между внебалансовыми требованиями и обязательствами, расчеты по которым предстоит произвести в оформленные договорами сроки с указанием конкретной даты расчетов;
- чистая опционная позиция – это разность между внебалансовыми требованиями и обязательствами, обусловленными покупкой-продажей кредитной организацией опционных контрактов;
- чистая позиция по гарантиям – это разность между взвешенной величиной полученных и величиной выданных безотзывных гарантий. Гарантии полученные включаются в расчет открытой позиции со знаком «=», выданные – со знаком «–».
В качестве инструмента регулирования валютного риска Банком России применяются лимиты открытых позиций, устанавливаемые количественные ограничения соотношений открытых позиций в отдельных валютах и драгоценных металлах (включая балансирующую позицию) и собственных средств (капитала) банков.
Контроль за соблюдением лимитов открытых позиций уполномоченных банков Российской Федерации осуществляется Банком России в рамках надзора за деятельностью кредитных организаций.
Чистые позиции по каждому виду иностранной валюты уполномоченного банка переводятся в рублевый эквивалент по действующим на отчетную дату официальным обменным курсам российского рубля, которые устанавливаются Банком России, а по драгоценным металлам – по действующим на отчетную дату учетным ценам Банка России.
По состоянию на конец каждого рабочего дня рассчитываются отдельно следующие отчетные показатели:
- совокупная балансовая позиция (суммарная величина чистой балансовой позиции и чистой «спот» позиции с учетом знака позиций);
- совокупная внебалансовая позиция (суммарная величина чистой срочной позиции, чистой опционной позиции и чистой позиции по гарантиям с учетом знака позиций);
- открытая валютная позиция;
- балансирующая позиция в российских рублях.
Для подсчета балансирующей позиции в российских рублях определяется разность между абсолютной величиной суммы всех длинных открытых позиций в рублевой оценке и абсолютной величиной суммы всех коротких открытых позиций в рублевой оценке.
С целью ограничения валютного риска уполномоченных банков Банком России устанавливаются следующие лимиты открытых валютных позиций. По состоянию на конец каждого операционного дня:
- суммарная величина всех длинных (коротких) открытых валютных позиций не должна превышать 20 % от собственных средств (капитала) уполномоченного банка;
- длинная (короткая) открытая валютная позиция по отдельным иностранным валютам и драгоценным металлам (включая балансирующую позицию в российских рублях) не должна превышать 10 % от собственных средств (капитала) банка.
Валютные позиции, открываемые банками в течение операционного дня, не регулируются Банком России и самостоятельно контролируются уполномоченными банками, исходя из самостоятельной оценки допустимого уровня валютного риска.
Территориальные учреждения Банка России могут потребовать от кредитной организации представления на внутримесячную дату (внутримесячные даты) отчетности, приведенной в пункте 4.1. главы 4 Инструкции Банка России от 15 июля 2005 г. № 124-И «Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями», в следующих случаях:
Если размеры (лимиты) открытых валютных позиций в отдельных иностранных валютах и отдельных драгоценных металлах нарушены кредитной организацией на любую из отчетных дат;
Если результаты анализа финансового состояния кредитной организации свидетельствуют о том, что есть основания для применения к ней мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), установленных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;