ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 824
Скачиваний: 4
Дополнительный офис – это неюридическое лицо, осуществляющее ограниченный перечень операций, не имеющее корсчёта и баланса.
Представительство – это обособленное подразделение, не имеющее баланса и статуса юр. лица и создаваемое с целью привлечения клиентов и расширения рынка банковских услуг.
Операционные кассы вне кассового узла – занимаются обслуживанием физ. лиц, ИП и т.д.
Кредитно-кассовые офисы – принимают документы на выдачу кредита, решения не принимают.
Операционные офисы
Передвижные кассы
Управленческая структура коммерческого банка – это подразделения и службы, создаваемые в зависимости от объёма выполняемых операций и их экономическое содержание. Блоки:
1) блок общих вопросов управления банком – правовое управление, управление безопасности, маркетинговое управление, подразделение планирования и прогнозирования
2) блок организации банковских услуг – управление инвестиций, кредитования, валютных операций, контроля за деятельностью филиалов
3) финансовый блок учёта внутри банковских расходов – бухгалтерия, отдел внутрибанковских расчётов и корреспондентских отношений, касса, инкассаций, управления депозитных и вкладных операций
4) блок автоматизации – технический отдел, отдел электронной обработки
5) административный блок – управление персоналом, административно- хозяйственное управление
Деловая репутация банка – это качественная оценка участниками оборота деятельности банка, его владельцев, дочерних и зависимых организаций.
Риск потери деловой репутации – это риск возникновения у банка убытков вследствие влияния определённых факторов, а именно: несоблюдение законодательства; неспособность противодействия легализации доходов, полученных преступным путём; недостатки в управлении банковского риска.
Факторы риска:
1) корпоративные;
2) конкурентные;
3) информационные;
4) этико-поведенческие.
Принципы:
1) принцип «знай своего клиента» - это необходимость:
1.1. мониторинга движения денежных потоков по счетам клиентов и банков-корреспондентов
1.2. идентификации клиентов
1.3. тщательной проверки достоверности сведений и документов клиентов, особенно работающих по системе дистанционного обслуживания
1.4. знания нормативно-правовых актов
2) «знай своего служащего» - обеспечивается через разработку проверочных стандартов при приёме служащих на работу и при организации контроля за подбором и расстановкой кадров
Все денежные потоки, проходящие через коммерческий банк, можно условно разделить на следующие части:
Рис. 3 Макроструктура основных денежных потоков банка
1) прямой входной поток (Ппр) — платежи банку при привлечении пассивов (уставные взносы, прием депозитов, поступления на расчетные и текущие счета, продажа собственных акций, векселей, облигации и т.п.);
2) прямой выходной поток (Апр) — платежи банка при размещении активов (вложения в основные фонды, перечисления в обязательные резервы, выдача ссуд, покупка ценных бумаг, вложения в лизинг и т.п.);
3) обратный входной поток (Аоб) — платежи банку по размещенным активам (продажа основных фондов, погашение ссуд, процентов по ссудам, продажа ценных бумаг, платежи по лизингу и т.п.);
4) обратный выходной поток (Поб) — платежи банка по привлеченным пассивам (возврат депозитов, выплата процентов, дивидендов, погашение облигаций, снятие средств с текущих и расчетных счетов и т.п.);
5) неинвестиционный входной поток (Нд) — доходы за работу по обеспечению финансовой деятельности клиентов (за консультации, операционное и трастовое обслуживание, брокерские услуги и т.п.), не связанные непосредственно с какими-либо активами;
6) неинвестиционный выходной поток (Нр) — расходы, связанные с обеспечением деятельности банка (аренда, ремонт, оплата труда, юридических услуг, услуг связи и т.п.);
В настоящее время в России функционирует 1094 кредитные организации, в т.ч. 1035 банков. Количество филиалов 2699 (СЗ регион = 372, Арх обл = 33). Уставный капитал банков составляет 1053 млрд руб, активы – 28,5 трлн руб.
Общий объем прибыли составляет 5 трлн руб, объем привлеченных вкладов = 15 трлн руб. Средств на счетах клиентов: 2,4 трлн руб. + 1 трлн в иностр валюте.
Выдача кредитов: 4,5 трлн ЮЛ, 0,4 трлн ФЛ.
Наилучшую обеспеченность банковскими услугами (без учета Москвы и Московской области) имеет Северо-Западный округ, где совокупный индекс обеспеченности банковскими услугами в 1,3 раза выше, чем в среднем по России.
По состоянию на 1 января 2008 года на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа зарегистрировано:
- 3 действующие кредитные организации, в том числе 2 банка (ЗАО АЖКБ, Банк «Северный кредит» (ЗАО)), и 1 небанковская кредитная организация (ЗАО «Северная клиринговая палата»);
- 34 филиала кредитных организаций (включая 8 филиалов Сбербанка России), головные офисы которых расположены за пределами Архангельской области;
- 6 представительств кредитных организаций в г. Архангельске, головные офисы которых расположены за пределами Архангельской области. Осуществляют свою деятельность 99 операционных касс вне кассовых узлов филиалов кредитных организаций, зарегистрированных на территории региона и 132 дополнительных офиса кредитных организаций и филиалов, а также 7 кредитно – кассовых и 3 операционных офисов, 11 обменных пунктов.
Тема 2. Регулирование и надзор за деятельностью коммерческого банка.
Банковское регулирование – это комплекс законов и система мер, посредством которых государство через уполномоченный орган (Банк России) осуществляет воздействие на второй уровень банковской системы (кредитные организации) с целью обеспечения его стабильного и устойчивого функционирования, а также защиты интересов кредиторов и вкладчиков.
Объектом банковского регулирования является коммерческий банк, филиалы и представительства иностранных банков.
Субъект – Банк России (орган банковского регулирования).
Основания – Инструкция ЦБ РФ от 14.01.2004 №109и «о порядке регистрации КБ», Инструкция ЦБ РФ от 16.01.2004 №110и «Об обязательных нормативах банка»
Нормы банковского регулирования:
- упреждающий контроль;
- организационные, т.е. способствующие созданию, регистрации, лицензированию кредитных организаций, реформирование кредитных организаций, рефинансирование кредитных организаций;
- операционные, т.е. связанные с регулированием банковских операций, организация и взаимодействие платежно-расчетных систем;
- стандартизирующие, т.е. направленные на создание единых стандартов, обеспечивающих эффективность и стабильность банковской системы и кредитных организаций, уменьшающих риски.
Направления банковского регулирования:
1) регламентация обязательных экономических нормативов для кредитных организаций; определение лимитов открытой валютной позиции, порядка формирования резервов для покрытия рисков, определение минимального размера уставного капитала и собственных средств банка;
2) открытие корреспондентских счетов, депонирование на спецсчетах обязательных резервов кредитных организаций, принятие их свободных средств в депозит по фиксированной ставке;
3) кредитование кредитных организаций;
4) управление ликвидностью банковской системы путем покупки и продажи банкам государственных ценных бумаг
5) регистрация эмиссии ценных бумаг кредитных организаций;
6) регистрация и лицензирование деятельности кредитных организаций (контроль за законностью и целесообразностью создания банков и небанковских кредитных организаций (подобный контроль осуществляется в процессе рассмотрения вопроса о регистрации кредитной организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдаче и отзыве лицензий на право совершения банковских операций в рублях и в иностранной валюте);
6) надзор за соблюдением банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ, проверка деятельности кредитных организаций.
Кроме того, существует дополнительное (обособленное) регулирование – это регулирование посредством наложения дополнительных ограничений на право осуществления банковской деятельности с целью защиты прав и законных интересов кредиторов и вкладчиков.
Задачами органов регулирования являются:
- поддержание общественного доверия к банковскому сектору,
- создание справедливого рынка для всех банковских учреждений,
- обеспечение вхождения в банковский сектор с помощью строгого лицензирования,
- установление обязательных требований к капиталу банка и нормативу достаточности капитала,
- соблюдение значений экономических нормативов кредитного риска и ликвидности.
Основными мерами банковского регулирования являются экономические и административные.
1) Экономические мероприятия, использование которых оказывает, в основном, косвенное воздействие и не предполагает установление прямых запретов или ограничений. Это экономические нормативы и резервные требования, устанавливаемые Банком России.
Экономические нормативы:
- минимальный размер уставного капитала и минимальный размер собственных средств (капитала);
- предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал;
- максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
- максимальный размер крупных кредитных рисков;
- нормативы ликвидности;
- нормативы достаточности капитала;
- размеры валютного и процентного рисков;
- минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы;
- нормативы использования собственных средств банка для приобретения долей (акций) других юридических лиц;
- максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставляемых банком своим участникам (акционерам).
2) Административные мероприятия – прямые запреты, устанавливаемые государственными органами и Банком России, ограничения на расширение деятельности и открытие филиалов, отдельных видов операций.
Банковский надзор как основная часть банковского регулирования – это наблюдение Банка России (дистанционное – на основе отчетности и контактное – путем проверок с выходом на места) за исполнением кредитными организациями банковского законодательства, финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.
Кроме Банка России к органам банковского надзора можно отнести:
- акционеров банка, которые назначая Наблюдательный Совет, Службу внутреннего контроля и внешних аудиторов, определяют направления в деятельности банка;
- Наблюдательный Совет, отвечающий перед кредиторами банка и его акционерами за соблюдение их интересов;
- высший менеджмент банка, обеспечивающий Наблюдательный Совет информацией, ее прозрачность, своевременность, полноту;
- Служба внутреннего контроля, проводящая независимую оценку эффективности банковских операций, соблюдение банковского законодательства, политики банка, оценку достоверности и надежности банковского учета и компьютерных систем.
Основные принципы эффективного банковского надзора - независимость, объективность и прозрачность.
I – Лицензирование КБ
Порядок лицензирования и регистрации изменений в учредительных документах определен инструкцией Банка России от 14.01.04г. № 109-И «О порядке принятия решения и государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий».
Порядок рассмотрения документов схематично представлен на рис.
Виды лицензий:
1) Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
2) Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте. Банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков;
3) Лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
4) Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях;
5) Лицензия на привлечение денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте. Лицензии на работу со средствами физических лиц.
Лицензии могут быть выданы банку с даты государственной регистрации, которого прошло не менее двух лет и банк является участником системы страхования вкладов физических лиц в коммерческих банках РФ. Требования к сроку может не предъявляться, если уставный капитал коммерческого банка не ниже 100 млн. евро и банк раскрывает тайну об аффилированных лицах.
6) Генеральная лицензия, дающая право банку в установленном порядке создавать филиалы на территориях иностранных государств и/или приобретать акции (доли) в уставном капитале иностранных банков.
Порядок регистрации и выдачи лицензий коммерческим банкам.
Решение о государственной регистрации коммерческого банка принимает ЦБ РФ, но все первичные учредительные документы предоставляются в территориальное отделение. Решения принимаются рослее проверки соответствия руководителей по профессиональным качествам, опыту и деловой репутации требованиям ЦБ РФ.
После этого коммерческим банком или некредитной организацией открывается корсчёт в ЦБ РФ + накопительный счёт (для АО). После формирования уставного капитала банк получает лицензии.
В соответствии с Положениями ЦБ РФ от 19.06.2009 г. № 337-П производится оценка финансового положения юр. и физ. лиц на основе анализа отчётности.
Финансовое положение юр. лица признаётся удовлетворительным при условии достаточности собственных средств (чистых активов), рассчитанных и скорректированных на:
1) сумму просроченной дебиторской задолженности, если она составляет более 5% валюты баланса за вычетом созданных резервов по сомнительным долгам;
2) сумму акций долей, находящихся в перекрёстном владении с другими учредителями;
3) сумму дебиторской задолженности хозяйственных обществ и ликвидируемых обществ;
4) сумму финансовых вложений в акции других банков, которые не обращаются на открытом рынке.