ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 821
Скачиваний: 4
Тема 1. Цель создания, функции коммерческого банка
Банковская система – органическая часть экономической системы, отражающая ее особенности, цели, принципы развития. В соответствии с законодательством Российской Федерации Банк России осуществляет деятельность на макроуровне и его главной задачей является укрепление покупательной способности национальной валюты, развитие платежного оборота и осуществление надзора за работой коммерческих банков. Операции на микроуровне, т.е. с клиентами (юридическими и физическими лицами) выполняют коммерческие банки, которые наряду с депозитными, кредитными и расчетными операциями выполняют операции по инкассации денежных средств, операции на открытом рынке, по управлению имуществом своих клиентов и др.
Кредитная организация – это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли, как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять операции.
Банковская деятельность – это банковские операции и сделки, а также другие действия кредитной организации, которые непосредственно направлены на развитие эффективности и повышение безопасности банковских услуг. Основная банковская деятельность включает банковские операции и сделки, вспомогательная банковская деятельность направлена на обеспечение благоприятных и безопасных условий осуществления основной банковской деятельности.
Факторы, влияющие на банковскую деятельность, можно подразделить на
а) внешние: социально-политическая и общеэкономическая ситуация в стране, состояние финансового рынка (размер процентных ставок по вкладам и кредитам, валютный курс, конкуренция на рынке банковских услуг и т.д.), степень развития банковской системы
б) внутренние: совокупность индивидуальных характеристик банка, его стратегия и внутренняя политика, кадровый потенциал банка.
К особенностям банковской деятельности относятся:
- нематериальный характер банковских продуктов (услуг),
- необходимость постоянного расширения клиентской базы и содействия клиентам в прибыльности их деятельности,
- чрезвычайная подвижность и изменчивость параметров функционирования рынков на которых они работают,
- подверженность рискам,
- двойной обмен долговыми обязательствами.
Объектом деятельности являются денежные средства, ценные бумаги и драгоценные металлы и камни.
Целью создания банков является необходимость управления денежными ресурсами, а необходимость их развития обусловлена аккумулированием свободных денежных средств, их эффективным использованием и ускорением их оборота.
Принципы деятельности:
- ориентация на запросы клиентов, так как клиенты дают банку работу, формируют его доходы и определяют эффективность его деятельности;
- взаимная заинтересованность банка и клиента, соблюдение взятых на себя обязательств;
- рациональная деятельность и обеспечение разумной рискованности банковских операций;
- платность;
- соблюдение законов, регулирующих деятельность кредитных организаций;
- честная конкуренция и соблюдение положительной деловой репутации;
- результатом деятельности банка является банковский продукт.
Банковский продукт – конкретный способ, каким банк оказывает или готов оказывать ту или иную свою услугу нуждающемуся в ней клиенту, то есть упорядоченный, внутренне согласованный и, как правило, документально оформленный комплекс взаимосвязанных организационных, технико-технологических, информационных, финансовых, юридических и иных действий (процедур), составляющих целостный регламент взаимодействия сотрудников банка (конкретных его подразделений) с обслуживаемым клиентом, единую и завершенную технологию обслуживания клиента.
Банковская операция – сами практические действия (упорядоченная, внутренне согласованная совокупность действий) работников банка в процессе обслуживания клиента (оказания ему заказанной конкурентной услуги), форма воплощения в действительность банковского продукта. Здесь следует иметь в виду, что сам банковский продукт – это не что иное, как банковская технология, то есть определенное умение сотрудников банка, которое может применяться, если это нужно клиентам, но может и не использоваться, оставаясь в «резерве»;
Банковские операции классифицируются следующим образом:
1) по природе
- банковские
- небанковские
2) по содержанию
- экономические
- юридические
- технические
- по обеспечению безопасности банка
3) по правовой организации
- базовые, согласно юридическому статусу банка
- вспомогательные
- требующие лицензии
- не требующие лицензии
4) по отношению к клиентам:
- прямые (за счет собственных средств банка)
- посреднические
5) по используемой валюте
- в национальной валюте
- в иностранной валюте
- с комбинированием валют
6) по отношению к балансу банка
- активные
- пассивные
Банковская услуга – результат банковской операции, то есть итог или полезный эффект банковской операции (целенаправленной трудовой деятельности сотрудников банка), состоящий в более или менее полном удовлетворении заявленной клиентом потребности (в кредите, в расчетно-кассовом обслуживании, в гарантиях, в покупке/продаже ценных бумаг, иностранной валюты и т.д.).
Коммерческий банк является элементом банковской системы.
Коммерческий банк – это кредитная организация, которая имеет исключительное право на проведение банковских операций: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Через коммерческий банк проходят денежные потоки, отражающие производство, распределение, обмен и потребление общественного продукта. Увеличение масштабов деятельности предприятий сферы производства, расширение товарооборота и повышение благосостояния населения вызывает рост банковской активности.
Крупные банки предлагают разнообразные виды операций и инструментов, работают во всех регионах и странах, при этом экономические риски многочисленны и разнообразны. Только коммерческие банки могут привлекать во вклады и размещать от своего имени драгоценные металлы, выдавать банковские гарантии.
Коммерческий банк должен обеспечивать доходность и ликвидность, снижение рисков при выполнении операций и оказание услуг, а деятельность его оценивается по стабильности получения доходов, надежности функционирования и финансовой устойчивости. Это очень важно в условиях, когда около 90% ресурсов коммерческого банка – средства кредиторов и вкладчиков.
Для коммерческих банков современной России присущи такие особенности, как короткий срок существования и как результат, недостаток практического опыта и традиций, небольшие размеры собственных средств, недостаток достоверной кредитной и иной банковской истории, отсутствие полной законодательной базы по осуществлению банковских операций, высокие риски.
Основными функциями коммерческого банка являются:
1) посредничество в кредите,
2) стимулирование накоплений и сбережений в хозяйстве и у населения,
3) посредничество в платежах между самостоятельными субъектами и в операциях с ценными бумагами и валютными ценностями.
В настоящее время в РФ существует 3 группы коммерческих банков на рынке банковских услуг:
I группа – так называемые государственные коммерческие кредитные организации, так или иначе поддерживаемые государством, а банк выполняет определенные функции, необходимые для обеспечения жизнедеятельности государства;
II группа – «дочки» иностранных банков, имеющие значительный капитал и дешевые ресурсы;
III группа – собственно российские коммерческие банки, условно подразделяемые на три подгруппы: банки, занимающиеся обслуживанием своих учредителей; банки, занимающиеся видами деятельности в рамках Закона и региональные коммерческие банки, обладающие незначительным капиталом.
Рыночной средой и структурой экономики банка или внешним окружением являются рынок труда, рынок товаров и услуг, финансовые рынки и рынок потребителей банковских продуктов и услуг.
Схематично это изображено на рис. 2.
1) Внесение инвесторами взносов в уставный капитал банка и обеспечение его ресурсами, включая снабжение средствами производства для осуществления бизнес-процессов и информационно-коммуникационное обеспечение.
2) Преобразование информации в банковский продукт.
3) Анализ потребителей банковских услуг.
4) Получение и распределение денежных средств, необходимых для функционирования банка.
5) Работа с персоналом для выполнения банковских операций.
Рис. 2 Рыночная среда банка
Классификация коммерческих банков по видам:
1) по характеру выполняемых операций
- универсальные
- специализированные
2) по типу собственности:
- государственные,
- акционерные,
- кооперативные,
- частные
- смешанные;
3) по масштабам деятельности:
- банковские консорциумы,
- крупные,
- средние
- малые;
4) по сфере обслуживания:
- региональные (местные),
- межрегиональные,
- национальные
- международные.
Банк как участник финансовых рынков: рынка ценных бумаг, рынка кредитов и валютного рынка выступает в различных качествах:
- эмитентов, при выпуске собственных акций, облигаций, сертификатов, векселей и др.;
- инвесторов, при приобретении ценных бумаг от своего имени и за свой счет;
- брокеров, при приеме ценных бумаг от клиента по договору комиссии и продаже их новому инвестору или приобретения для инвестора требуемых бумаг по договору поручения;
- дилеров, при покупке ценных бумаг за свой счет или за счет кредита и перепродажи их инвесторам;
- независимого регистратора, при ведении реестра акционеров;
- депозитария, при организации учета прав и операций по движению ценных бумаг.
Банки как участники рынка кредитов имеют отношения с:
- Центральным банком (Банком России);
- коммерческими банками (российскими и зарубежными);
- обслуживаемыми ими юридическими и физическими лицами.
На валютном рынке уполномоченные банки выступают в качестве посредников между физическими и юридическими лицами при проведении международных расчетов, кредитных и других денежных операций, связанных с приобретением или продажей иностранной валюты. В России сложился и действует двухуровневый валютный рынок: биржевой и внебиржевой. На биржевом межбанковском валютном рынке банки выступают гарантами расчетов, которые осуществляются благодаря посредничеству валютных бирж. На втором уровне банки непосредственно контактируют между собой.
Физические и юридические лица, пользующиеся услугами банка, называются клиентами.
С юридической точки зрения существуют некоторые признаки, по которым можно определить лицо, выступающее клиентом банка:
1) Клиент – это лицо, которое поручает какую-либо деятельность банку, и операции банк проводит от имени клиента;
2) Клиент – это лицо, открывшее в банке счет: депозитный, текущий, расчетный и пр.;
3) Клиент – это лицо, когда между ним и банком возникают деловые отношения не обязательно с открытием счета в этом банке: консультирование, депозитарные операции, доверительное управление имуществом и т.п.;
4) Клиентом банка может стать другой банк.
Принципы взаимоотношений банка с клиентами: взаимной заинтересованности, платности, рациональной деятельности, обеспечение ликвидности, взаимной обязательности, доверительных отношений, ответственности, невмешательства, партнерских отношений, принцип договорных отношений, законопослушание и дифференцированности.
Отмывание капиталов, полученных преступным путем, приобретает международный характер и требует принятия мер противодействия в международном масштабе. Россия присоединилась в 2003г. к группе разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATE). Для финансовых институтов и надзорных органов разработаны рекомендации, в основе которых лежат программы «Знай своего клиента» и «Должная проверка».
Задачами коммерческого банка в области противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем являются:
- идентификация и проверка личности клиента на основании достоверных данных, полученных из независимого источника;
- идентификация и проверка личности конечного выгодоприобретателя;
- выявление, документальное фиксирование и хранение сведений о подозрительных операциях, направление их в Банк России;
- изучение проводимых клиентом сделок для подтверждения того, что они соответствуют представлениям банка о клиенте, природе его бизнеса и оценке уровня риска.
Обязательному контролю подлежат следующие операции:
1) с денежными средствами или иным имуществом на сумму ≥ 600 тыс.руб.:
- операции с наличными деньгами, не обусловленные характером деятельности, покупка и продажа наличной иностранной валюты физическим лицам, приобретение им ценных бумаг за наличный расчет, получение средств по чеку на предъявителя, выданного нерезидентом, обмен банкнот, внесение средств в уставный капитал физическим лицом наличными;
- зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами (если хотя бы одной стороной является лицо, имеющее регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве, которое не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации;
- оформление вкладов и депозитов на предъявителя, открытие счетов вклада в пользу третьих лиц, зачисление и перевод средств из-за границы и за границу со счета на анонимного владельца.
2) иные сделки с движимым имуществом, если сумма сделки ≥ 3 млн.руб.;
3) операции с денежными средствами или иным имуществом, если хотя бы одна из сторон (физическое или юридическое лицо), в отношении которых имеются сведения об их участии в экстрелентской деятельности.
Организационное устройство коммерческого банка характеризуется составом и функциями подразделений и системой управления высшей иерархии: собрание акционеров (участников), Совета директоров банка и Правление банка.
Существуют три крупные группы организационных структур:
- по принципу бюрократии: функциональные, дивизионные и структуры, действующие на международных рынках;
- адаптивные структуры;
- структуры, отличающиеся степенью централизации.
Филиал банка – это неюридическое лицо, осуществляющее перечень операций, определённых головным банком, имеющее корреспондентский субсчёт в РКЦ.