ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 1171

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для государственной регистрации кредитной организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного банка и получения ими лицензии на осуществление банковских операций дополнительно представляются надлежащим образом оформленные документы, перечисленные ниже.

Иностранное юридическое лицо представляет:

  1. решение о его участии в создании кредитной организации на территории Российской Федерации или об открытии филиала банка;

  2. документ, подтверждающий регистрацию юридического лица, и балансы за три предыдущих года, подтвержденные аудиторским заключением;

  3. письменное согласие соответствующего контрольного органа страны его местопребывания на участие в создании кредитной организации на территории Российской Федерации или на открытие филиала банка в тех случаях, когда такое разрешение требуется по законодательству страны его местопребывания.

Размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации устанавливается федеральным законом. Указанная квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций с иностранными инвестициями, и капитала филиалов иностранных банков к совокупному уставному капиталу кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

Банк России прекращает выдачу лицензий на осуществление банковских операций банкам с иностранными инвестициями, филиалам иностранных банков при достижении установленной квоты.

Кредитная организация обязана получить предварительное разрешение Банка России на увеличение своего уставного капитала за счет средств нерезидентов.

Заявление о намерении увеличить уставный капитал кредитной организации за счет средств нерезидентов и об отчуждении акций (долей) в пользу нерезидентов рассматривается Банком России в двухмесячный срок со дня подачи заявления. Результатом его рассмотрения является разрешение Банка России на проведение указанной в заявлении операции или мотивированный отказ в письменной форме.

Банк России имеет право устанавливать дополнительные требования к кредитным организациям с иностранными инвестициями и филиалам иностранных банков относительно обязательных нормативов, порядка представления отчетности, утверждения состава руководства и перечня осуществляемых банковских операций, а также относительно минимального размера уставного капитала вновь регистрируемых кредитных организаций с иностранными инвестициями и минимального размера капитала вновь регистрируемых филиалов иностранных банков.

В настоящее время действует "Положение об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов", утв. приказом ЦБР от 23 апреля 1997 г. N 02-195


2.4 Управление и организационная структура коммерческого банка


Система управления коммерческим банком строится на основе образования уставного фонда (в виде паев или акций), а степень участия и реальное влияние учредителя банка на его деятельность определяется размерами пакета акций и их типом.

Учредителями банка в настоящее время могут быть министерства, ведомства, другие органы государственного управления, банки, объединения, предприятия, организации, учреждения, а также физические лица.

Доля каждого из учредителей, акционеров (участников) не должна превышать 35% размера уставного капитала. Минимальный состав учредителей банка - 3 физических (юридических) лица.

Учредители или акционеры вступают в банк на добровольных началах. Общее руководство деятельностью коммерческих банков осуществляют собрания пайщиков, или акционеров, и советы банков, которые избираются из их представителей. Управляют текущей деятельностью правления, образуемые советами банков. Уставами банков обычно предусматривается, что члены правления не могут быть одновременно членами Совета.

Все органы банковского управления имеют свои конкретные права.

Основным (высшим) органом управления коммерческим банком является собрание акционеров (пайщиков) банка. Оно реализует свои функции и задачи непосредственно через исполнительные, а также контрольные органы банка, которые целиком ему подотчетны. Собрание акционеров (пайщиков) решает основные вопросы, определяющие деятельность банка. Оно принимает решения об основании банка, численности его участников, размере уставного фонда, паевого взноса; избирает совет банка и ревизионную комиссию; утверждает устав банка и Положение о совете, правлении банка, ревизионной комиссии и вносит в них изменения; рассматривает и утверждает годовой баланс банка, отчет о прибылях и убытках за истекший операционный год, заключение и отчет ревизионной комиссии, распределяет прибыль банка и т.п.

Совет банка решает вопросы об открытии филиалов и представительств банка, структуре и численности его работников, о расходах на содержание и развитие банка; определяет основные условия предоставления кредитов. Он также вносит предложения собранию акционеров (пайщиков) об изменении уставного фонда, устава банка; утверждает постоянно действующие комитеты и избирает их членов; контролирует работу правления.

Правление банка организует и осуществляет руководство оперативной деятельностью банка и обеспечивает выполнение решений собрания акционеров (пайщиков) и совета банка; утверждает положения о структурных подразделениях, филиалах банка; решает вопросы подбора, подготовки и использования кадров.

Председатель правления банка руководит деятельностью банка в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Советом банка, участвует в работе Совета с правом совещательного голоса.


При правлении коммерческого банка обычно создаются различные комитеты: кредитный, ревизионный, стратегический и т.д.

Центральным звеном в осуществлении активных операций банка выступает кредитное управление. Банк может предоставлять кредиты предприятиям, организациям и другим банкам, финансовым компаниям и населению. В рамках управления прогнозированием деятельности банка отделом организации хозрасчетной деятельности на основе анализа фактических и запланированных доходов, в том числе и от кредитных операций, намечаются конкретные меры по их повышению и ставятся в этой связи задачи кредитному управлению.

2.5 Контроль за деятельностью коммерческого банка.


Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Это регулирование призвано содействовать обеспечению:

  • устойчивости работы и укреплению финансового положения коммерческого банка;

  • ориентации и стимулированию деятельности банка в области кредитования на выполнение приоритетных задач развития экономики и повышения благосостояния в обществе;

  • научной организации денежного обращения в народном хозяйстве.

При этом со стороны центрального Банка используется в первую очередь экономические методы управления и только при их исчерпании (в отдельных случаях) административные. Организация взаимоотношений Центрального Банка с коммерческими банками и методы регулирования деятельности последних предусмотрены соответствующим банковским законодательством. Так, с учетом складывающейся ситуации в экономике, Банк России регулирует деятельность банков посредством использования такого комплекса экономических методов как:

  • изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в Центральном Банке;

  • изменение объема кредитов, представляемых Банком России коммерческим банкам, а так же процентных ставок по кредитам;

  • проведение операций с ценными бумагами и с иностранной валютой.

Наряду с экономическими методами, посредством которых Центральный Банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы.

Так, в частности, при крайне неблагоприятном состоянии денежного обращения, наличие активных инфляционных процессов в экономике Центральный Банк в целях улучшения положения в этой области может проводить более жесткие мероприятия, носящие административный характер, посредством ограничения объема кредитных вложений, установлением предельных размеров и процентных ставок по выдаваемым ими кредитам.

Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов, в частности установленных обязательных нормативов.


При нарушениями банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатков в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров (пайщиков), вкладчиков, клиентов Центральный Банк может применить к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного воздействия со стороны Центрального Банка Российской Федерации по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

Надзорные и регулирующие функции Банка России могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган надзора, решение о создании которого принимается советом директоров.

Безопасность кредитного института во многом определяется тем, насколько его деятельность отвечает определенным экономическим параметрам. В их число включаются нормы, обеспечивающие экономическую стабильность кредитных институтов за счет поддержания минимального размера и достаточности капитала банка, его ликвидности и платежеспособности, регулирование риска при совершении тех или иных банковских операций. Особенности данных нормативов в том, что они:

  • могут изменяться в зависимости от экономических условий (о предстоящих изменениях нормативов Банк России обязан объявить не позднее чем за месяц до их введения и действие; об изменении отдельных из них, например, минимального размера собственного капитала банк России уведомляет банки не менее чем за три года до момента его введения);

  • устанавливаются с учетом международных стандартов и на базе консультаций с банками, банковскими ассоциациями и союзами;

  • имеют особый национальный характер, их перечень, количественные параметры каждого из них отличаются, к примеру, от общеевропейских норм;

  • фиксируются в специальных методиках Банка России;

  • достаточно стабильны (некоторые из них не изменяются по несколько лет);

  • дифференцируются по видам банков.

Закон обязывает Центральный банк устанавливать обязательные для кредитных учреждений правила ведения банковских операций, бухгалтерского учета, подготовки и представления бухгалтерской и статистической отчетности, вправе предъявлять квалификационные требования к руководителям исполнительных органов банка, его главному бухгалтеру. Согласно законодательству Центральный банк устанавливает контроль за акционерами коммерческого банка, может потребовать информацию об их финансовом положении, деловой репутации, требует уведомления о приобретении другими юридическими и физическими лицами, либо их группой более 5% долей (акций) кредитной организации, предварительного согласования в отношении тех, кто приобретает более 20% долей (акций) данного банка.


Закон "О банках и банковской деятельности" обязывает банки составлять и публиковать в открытой печати бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.

Помимо представления отчетности в Центральный Банк Российской Федерации кредитная организация обязана публиковать свой годовой отчет (в форме бухгалтерского баланса и отчет о прибылях и убытках). Данная отчетность публикуется коммерческим банком только после подтверждения ее достоверности аудиторской организации.

2.6 Прекращение деятельности коммерческого банка


Ликвидация коммерческого банка осуществляется путем отзыва лицензии на совершение банковских операций.

Решение об отзыве лицензии публикуется в печати и доводится до совета ликвидируемого коммерческого банка. Получив решение об отзыве лицензии, участники банка должны сформировать ликвидационную комиссию. До начала работы ликвидационной комиссии оперативный надзор за деятельностью коммерческого банка и сохранностью его имущества осуществляет Главное управление Центрального банка Российской Федерации.

При добровольной ликвидации кредитной организации, а также при принудительной ликвидации участники назначают ликвидационную комиссию, согласовывают ее состав с территориальным учреждением Банка России, а также устанавливают порядок и сроки ликвидации кредитной организации.

В состав ликвидационной комиссии должны входить участники кредитной организации (персональный состав определяется общим собранием участников кредитной организации при формировании ликвидационной комиссии). В ее состав могут быть также включены кредиторы кредитной организации, должностные лица исполнительного органа кредитной организации и другие лица.

Работники Банка России не могут являться членами ликвидационной комиссии кредитной организации за исключением случаев, когда Банк России является кредитором ликвидируемой кредитной организации.

При добровольном объявлении кредитной организации о банкротстве, участники назначают по согласованию с территориальным учреждением Банка России ликвидационную комиссию. При согласовании состава ликвидационной комиссии территориальное учреждение Банка России проверяет выполнение требований статьи 81 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" о наличии письменного согласия всех кредиторов кредитной организации на добровольное объявление о ее банкротстве и ликвидации. При осуществлении ликвидационных процедур председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) выполняет обязанности конкурсного управляющего.

Ликвидационная комиссия проводит следующие мероприятия:

  • помещает в печати объявление о ликвидации кредитной организации, в которой указывается адрес ликвидационной комиссии, реквизиты корреспондентского счета, порядок и срок (не менее двух месяцев) предъявления кредиторами своих требований к ликвидируемой кредитной организации;

  • решает вопрос о создании подразделений ликвидационной комиссии по месту расположения филиалов;

  • выявляет всех кредиторов ликвидируемой кредитной организации и персонально уведомляет их о ликвидации кредитной организации;

  • принимает меры к сохранению наличного имущества, в том числе путем востребования имущества, находящегося в обороте осуществляет работы по выявлению и изысканию дебиторской задолженности в соответствии с действующим законодательством;

  • принимает меры к реализации заложенного имущества по просроченным кредитам и исполнению иных форм обязательств третьих лиц (гарантия, поручительство, страховка) по указанным кредитам;

  • оценивает имущество, имеющееся в наличии, составляет список активов и пассивов;

  • рассматривает требования, заявленные кредиторами;

  • составляет промежуточный баланс;

  • при недостаточности у ликвидируемой кредитной организации денежных средств для удовлетворения требований кредиторов осуществляет продажу с публичных торгов на аукционной основе имущества для удовлетворения признанных требований кредиторов;

  • выплачивает кредиторам ликвидируемой кредитной организации денежные суммы по признанным требованиям на основании утвержденными учредителями (участниками) промежуточного ликвидационного баланса, согласованным с территориальными учреждением Банка России;

  • передает имущество, оставшееся после удовлетворения требования кредиторов, учредителям (участника), имеющим обязательственные права в отношении имущества этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами;

  • составляет отчет, ликвидационный баланс и предоставляет указанные документы на утверждение учредителям (участникам) ликвидируемой кредитной организации, а затем на согласование в территориальное учреждение Банка России.