Файл: Lektsia_11_Faktor_ODKB_i_ShOS.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 331

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В учении приняли участие спецподразделения органов внутренних дел и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также оперативные группы от подразделений специального назначения МВД (полиции) и внутренних войск Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан.

Всего в учении задействовалось более 450 сотрудников и военнослужащих МВД России и представителей правоохранительных органов других государств-членов ОДКБ, а также 43 единицы автомобильных и специальных транспортных средств, бронетехники и средств авиации.

Главной целью учения стала отработка вопросов планирования применения формирований сил специального назначения КСОР ОДКБ в регионе коллективной безопасности, форм и методов совместных действий при поиске, задержании и обезвреживании вооруженных преступников.

22 «С принятием документов по КСОР, а также с учетом уже выделенных государствами-членами ОДКБ в состав КСОР воинских контингентов и формирований сил специального назначения, Коллективные силы оперативного реагирования в ближайшее время должны стать тем совместным универсальным силовым потенциалом, который позволит обеспечить незамедлительное реагирование на самый широкий спектр существующих и потенциальных вызовов и угроз безопасности государств-членов Организации».




Киргизский тест ОДКБ

Отказ России ввести миротворцев в зону киргизско-узбекского конфликта объясним. Президент Медведев не горит желанием делать Россию крайней в разборе завалов узбекских погромов. Есть вопросы к статусу временного правительства Киргизии. Весьма жестко против размещения российских сил выступил и президент Узбекистана Ислам Каримов.

Другое дело ОДКБ. Это та самая организация, коллективное применение которой в различных комбинациях затачивалось на подобную миссию последние пять-шесть лет. И вот теперь, когда бассейн оказался заполнен водой, пловца туда не пускают.

За время конфликта было озвучено два принципиальных аргумента, указывающих на невозможность использования сил ОДКБ. Первый – отсутствие закрепленного в уставе ОДКБ регламента и юридической возможности по применению сил во внутригосударственных конфликтах. Второй – нелегитимность правительства Киргизии, которая «подвешивает» обращение Розы Отунбаевой к Москве в воздухе и не дает возможности членам ОДКБ внятно отреагировать.

На мой взгляд, с этим можно поспорить. Для начала давайте посмотрим, к чему, собственно, готовятся силы ОДКБ. Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ подписано главами государств-членов в октябре 2007 года. Им регулируются нормативные правовые основы создания миротворческих сил организации и порядок подготовки и проведения миротворческих операций. В 2008 году соглашение было ратифицировано Белоруссией и Казахстаном, затем и Россией. Юридический механизм миротворчества состоит из четырех документов: соглашения о миротворческой деятельности ОДКБ; положения о Коллективных миротворческих силах ОДКБ; положения об Оперативной рабочей группе по подготовке миротворческих операций ОДКБ; положения о главе миротворческой миссии ОДКБ. Важный момент – если миротворческую операцию планируется проводить на территории государств ОДКБ, то решение будет приниматься Советом коллективной безопасности (СКБ) с «незамедлительным информированием ООН». Исходя из обстановки, масштабов конфликта и его возможного воздействия на ситуацию в регионе, СКБ может запрашивать полномочия (мандат) у Совета Безопасности ООН. Весной этого года ОДКБ и ООН подписали декларацию о сотрудничестве, в которой указано, что стороны будут учитывать мандат и сферу компетенции друг друга, а также взаимные возможности «в интересах координации международных усилий по решению глобальных вызовов и устранению глобальных угроз». Таким образом, входить в Киргизию можно было, не имея мандата ООН, учитывая, что эта страна не просто является членом ОДКБ, но и одобрила соглашение о миротворческой деятельности, то есть находится внутри этой системы безопасности. Рассматривая ситуацию в Киргизии с точки зрения сочувствия киргизской власти, можно было бы обнаружить или создать определенное количество лазеек, чтобы при желании применить силы. Самый очевидный способ – назвать погромщиков «внешними третьими силами», кстати, они так и были названы несколько раз представителями руководства Казахстана. Наблюдая характер гуманитарной катастрофы, хватать ОДКБ за руку и говорить об агрессии в отношении Киргизии мировое сообщество не стало бы.


В ОДКБ есть как минимум две специально подготовленные части из собственных миротворческих контингентов: в России – бригада на основе ульяновской дивизии ВДВ, в Казахстане – «Казбат». Даже не желая проводить военно-миротворческую операцию, имелась возможность выбрать иной формат по поддержанию мира: силами МВД, служб безопасности и МЧС в составе КСОР. Участие милиции и гражданских тоже было предусмотрено. С мая 2000 года на базе Всероссийского института повышения квалификации МВД России функционирует центр подготовки миротворцев, который ежеквартально осуществляет обучение групп кандидатов в миротворческие миссии (50–60 человек). В нем прошли обучение свыше 1500 сотрудников органов внутренних дел России. В апреле 2010 года в Таджикистане, на полигоне учебного центра «Чорух-Дайрон», прошли командно-штабные учения Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона. Сценарий учений предполагал защиту суверенитета государства ОДКБ, подвергшегося нападению экстремистов. По мнению экспертов, показательно, что эти учения проходили не у афганских рубежей, а на севере у границы с Узбекистаном и Киргизией. Напомним, что в те дни произошло свержение Курманбека Бакиева и в Киргизии создалась нестабильная ситуация, особенно на юге, вблизи района маневров. Казалось бы, все было готово. Есть техническая и юридическая основа для применения ОДКБ. Есть возможность сформировать комбинированную гражданско-военную миссию для охраны объектов, палаточных лагерей, дорог, для раздачи гуманитарной помощи. Но корпоративная готовность военных ОДКБ абсолютно не совпадает с политической волей глав государств ОДКБ, не доверяющих друг другу плюс опасающихся усиления влияния России. Было объяснимо, почему ОДКБ не отреагировала на события августа 2008 года, политической конъюнктурой толковалось молчание организации по поводу свержения Бакиева. Если бы ОДКБ являлась действительно ценным инструментом, то к моменту событий в Оше организация нашла бы что ответить. Не новость, что данная организация волей своих лидеров по-прежнему остается текстом на бумаге, но молчание в ответ на киргизские события обесценивает сам смысл этой инициативы.



1 Независимая газета 14.02 2005

2 Аксиомы роста. Красная звезда.№81,06,05,2004,

3

4 Анатолий Цыганок. Новая политика, Молдапвия6поствыборные военно-политические сценарии.www.novopol.ru/print1620.html

5 http://www.ia-centr.ru/archive/public_details9aa3.html?id=463

6 http://www.rau.am/caucasus/doc/MinasianS.pdf

7 http://www.redstar.ru/2003/12/09_12/2_01.html

8 http://www.odkb.gov.ru/start/index.htm

9 http://www.odkb.gov.ru/start/index.htm

10 http://www.un.org/russian/documen/basicdoc/charter.htm#chapt7

11 http://www.odkb.gov.ru/start/index.htm


12 http://www.odkb.gov.ru/start/index.htm

13 http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1174050540

14 http://www.inforos.ru/?id=10623

i

ШОС - новый военно-политический блок.

Прошедшие в последние два года цветные революции изменили не только отношения к СНГ, как виртуальному союзу, и векторы приоритетов развития государств, но и формат, и направление развития международных организаций, таких как ГУАМ, ОДКБ, ШОС. Если направления движения первых двух союзов не изменился, то последняя организация явственно стала изменять свои задачи и приоритеты сотрудничества.

Шанха́йская организа́ция сотру́дничества (ШОС) — субрегиональная международная организация взаимозащиты, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами Шанхайской пятёрки, основанной в результате подписания в 1996—1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы; после включения Узбекистана в 2001 году участники переименовали организацию.

Общая территория входящих в ШОС стран составляет 61 % территории Евразии. Её совокупный демографический потенциал — четвёртая часть населения планеты, а экономический потенциал включает самую мощную после США китайскую экономику.

Официальные рабочие языки — русский и китайский. Штаб-квартира организации расположена в Пекине. Символика ШОС включает в себя белый флаг с изображением в центре герба организации. На гербе изображены по бокам два лавровых венка, в центре — символическое изображение Восточного полушария Земли с очертаниями земной суши, которую занимает «шестерка», сверху и снизу — надпись на китайском и русском языках: «Шанхайская организация сотрудничества».

Основы сотрудничества Шанхайской пятёрки изначально были заложены 26 апреля 1996 года с подписанием в Шанхае «Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы» и подписанном на второй московской встрече 24 апреля 1997 года «Соглашении о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы». Эти два документа заложили механизм взаимного доверия в военной области и приграничных районах, способствовали установлению партнёрских отношений государств-участников, базирующихся на открытости, не принадлежности к блокам, не направленности против третьих стран.

В качестве объединяющего фактора тогда основную роль играла гражданская война в Афганистане между войсками Северного Альянса и движением Талибан, создававшая угрозу безопасности всех пяти государств. Последующие ежегодные саммиты участников Шанхайской пятёрки проходили в Москве в 1997 году, Алма-Ате (Казахстан) в 1998 году, в Бишкеке (Киргизстан) в 1999 году и в Душанбе (Таджикистан) в 2000 году.

В 2001 году очередная встреча вновь была проведена в Шанхае (Китай). Тогда пять стран-участниц позволили присоединиться к организации Узбекистану (что повлекло переименование организации в Шанхайскую организацию сотрудничества, или Шанхайскую шестёрку). Декларация о её создании была подписана на том же саммите 15 июня 2001 года.

Первыми документами, принятыми ШОС, стали: «Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества», «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» и "Совместное заявление о подключении Узбекистана к механизму «Шанхайской пятёрки».

Страны-участницы.Страны-участницы ШОС — Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, КНР. Главное отличие ШОС от других региональных образований на территории бывшего СССР состоит в том, что помимо стран СНГ в неё входит Китай.

Государства-наблюдатели. Государствами-наблюдателями при ШОС являются Индия, Иран, Монголия и Пакистан. В марте 2008 года Иран подал официальное заявление о намерении стать полноправным членом организации.

Для выполнения целей и задач Хартии ШОС в рамках организации были учреждены следующие органы: Совет глав государств (СГГ); Совет глав правительств (СГП);Совет министров иностранных дел (СМИД):Совещания руководителей министреств и ведомств; Совет национальных координаторов (ЕНК);Региональная антитеррористическая структура (РАТС); Секретариат - постоянно действующий административный орган.

По мнениям некоторых аналитиков, вопреки декларируемому равноправию Китай рассматривает страны ШОС как перспективный рынок сбыта и стремится сформировать здесь общее экономическое пространство. Именно Китай в настоящее время выступает как основной двигатель торгово-экономического сотрудничества в рамках ШОС. Пекин демонстрирует заинтересованность в инвестировании значительных финансовых средств в экономические проекты на территории государств-участников. В этих целях планируется создать Китайский фонд экономического развития, а также Ассамблею спонсоров ШОС из числа финансистов и деловых людей Шанхая.

Москва же опасается, что Китай установит экономическую гегемонию в пост-советской Азии, и делает всё возможное для того, чтобы блокировать интеграционные предложения Пекина. Россия предпочитает договариваться о свободном движении товаров, услуг, капиталов, рабочей силы лишь с равными или отстающими по экономическому развитию странами СНГ. Китай, предлагающий дешёвые товары и рабочую силу, к таковым явно не относится. Китайские товары могут вытеснить с рынка российских производителей, а китайские рабочие — резко изменить социальную и демографическую ситуацию на Дальнем Востоке. Кроме того, Москва опасается, что расширение торговли с Китаем закрепит неблагоприятную для России тенденцию: сейчас 95 % российского экспорта в Китай приходится на сырьевые товары, тогда как китайцы экспортируют в Россию в основном продукцию с высокой степенью переработки. Наиболее решительно на сотрудничество с Китаем настроен Казахстан. Приоритет в данной сфере уделяется увеличению поставок казахстанских энергоресурсов (нефти) в Китай. Узбекистан поддерживает Казахстан и также заявляет о необходимости формирования центральноазиатского общего рынка, а на первом этапе — зоны свободной торговли.

Китай считает, что приоритеты ШОС между антитеррористической и экономической деятельностью должны делиться поровну, а в перспективе экономическая стратегия может занять главное место в деятельности организации. Россия, напротив, настаивает на сохранении традиционной активности ШОС в области борьбы с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Китай же может быть не заинтересован в наращивании военной, антитеррористической составляющей в отличие от России и стран Центральной Азии, поскольку Китай в основном решил проблему (уйгурского) терроризма.Москва рассматривает экономическую интеграцию в зоне ШОС как более отдалённую цель, тогда как в настоящее время речь может идти только об отдельных субрегиональных интеграционных проектах между двумя или тремя странами с сопоставимыми экономиками. Пекин настаивает на создании единого интеграционного пространства в рамках ШОС уже в ближайшее время. Китайские представители неофициально заявляют, что Россия тайно лоббирует интересы Индии в ШОС. Между некоторыми центральноазиатскими странами-членами ШОС существуют проблемы в сфере водопользования, энергоносителей, делимитации и демаркации границ.Среди прочих стран региона Средней Азии Монголия стала первой страной, которая получила статус страны-наблюдателя на саммите в Ташкенте (2004 год). Пакистан, Индия и Иран получили статус наблюдателей в следующем году на саммите проведённом в Астане. В то время как Пакистан и Иран лоббируют получение статуса полноценных участников организации, Индия и Монголия не проявляют такой заинтересованности.

Помощник министра иностранных дел Китая Ли Хуй однажды сказал, что ШОС не примет новых участников, пока остальные члены организации не проведут серьёзные исследования. Григорий Логнинов также заявлял, что расширению ШОС препятствует «незрелый механизм принятия новых участников», в то время как Генеральный секретарь Zhang Deguang сказал, что чрезмерное расширение возможно затруднит интенсификацию сотрудничества.

На серии встреч в феврале 2006 года с китайскими чиновниками и журналистами, президент Пакистана Первез Мушарраф привёл доводы подготовленности Пакистана к присоединению к организации как полноправного участника. Китай ответил, что поспособствует этому, за чем последовало официальное приглашение Мушаррафа на шестой саммит ШОС в Шанхае в 2006 году.

ШОС также поддерживает намерения Индии присоединиться к организации, утверждая, что её заявка будет рассмотрена тщательным образом. Россия также заявила, что согласна на присоединение Пакистана, только если одновременно с ним к организации присоединится Индия.

Беларусь также подала заявку на статус страны-наблюдателя, в чём была поддержана Казахстаном. Деятельность ШОС первоначально лежала в сфере взаимных внутрирегиональных действий по пресечению террористических актов, а также сепаратизма и экстремизма в Средней Азии.

В том же 2001 году в связи с терактом 11 сентября в Нью-Йорке главы правительств шести государств опубликовали заявление с осуждением этого террористического акта, выразив решимость совместно с мировым сообществом вести непримиримую борьбу с терроризмом.

23 мая следующего года в Астане (Казахстан) было проведено очередное заседание руководителей правоохранительных ведомств и спецслужб государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, на котором было подписано «Решение о проекте Соглашения между государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества о Региональной антитеррористической структуре». Также был принят проект данного Соглашения и было рекомендовано ускорить на его основе разработку других соответствующих документов с тем, чтобы в максимально сжатые сроки задействовать антитеррористическую структуру. 7 июня того же года в Санкт-Петербурге на состоявшейся встрече глав государств-участников Шанхайской организации сотрудничества было подписано Соглашение о Региональной антитеррористической структуре.

21 апреля 2006 года ШОС анонсировала планы борьбы с международной наркомафией, как финансовой опорой терроризма в мире. 1 октября 2007 года Генеральный секретарь Шанхайской организации сотрудничества Болат Нургалиев призвал государства — члены организации активизировать сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, акцентируя особоё внимание на борьбе в наркоэкспансией в афганском направлении.

Несмотря на регулярное проведение совместных антитеррористических учений функционерами ШОС неоднократно подчёркивалось, что организация не является военным альянсом. отметившим, Григорий Логнинов постоянный представитель России в Секретариате что ШОС не является военным союзом, но может проводить совместные учения, ШОС заявил, что ШОС не намерена становится военным блоком; однако он подчеркнул, что растущая опасность «терроризма, экстремизма и сепаратизма» делают необходимым полномерное привлечение вооружённых сил.


В августе 2007 года лидеры шести стран подписали Бишкекскую декларацию и утвердили План действий государств-членов Шанхайской организации сотрудничества по обеспечению международной информационной безопасности (МИБ), подготовленный в развитие Заявления глав государств-членов ШОС по МИБ от 15 июня 2006 года. В октябре 2007 года члены ШОС подписали в Душанбе (Таджикистан) Меморандум о сотрудничестве с Организацией Договора о коллективной безопасности с целью расширить сотрудничество по таким направлениям как безопасность, правонарушения и наркоторговля Совместные планы между двумя организациями планово должны быть подписаны в начале 2008 года. Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа поспешил заметить, что организации не стремятся конкурировать с НАТО в этом регионе, а наоборот — желают сотрудничать.

В 2004 году в одном из интервью 1-ый зам. МИД России В. И. Трубников, отвечая на вопрос об отсутствии видимых результатов антитеррористической деятельности ШОС, отметил, что нельзя требовать от молодой организации сколько-нибудь решительных действий. Кроме того, Трубников заявил, что ШОС не военная организация и её деятельность не направлена на исключительно военную защит.:

Адекватный ответ вызовам, с которыми приходится сталкиваться, неизбежно должен иметь политическое, социально-экономическое и гуманитарное измерения. В этом, собственно, и состоит основное предназначение ШОС как механизма многопрофильного сотрудничества государств-членов — обеспечение мира, спокойствия, благополучия и совместного процветания шести стран, стабильности и безопасности в регионе и за его пределами.



Взаимоотношения с США и Ираном

5 июля 2005 года состоялся саммит организации, на котором, в частности, была принята декларация с призывом к США определить сроки вывода американских баз из Центральной Азии, размещённые в этом районе (в Киргизии и Узбекистане) для поддержки действий американских войск против режима «Талибан» в Афганистане.

Ответом на этот документ стала принятая 19 июля 2005 года резолюция палаты представителей Конгресса США с выражением озабоченности в связи с заявлением ШОС, которое расценивается как «явная попытка Китая и России выдавить США из этого региона».Вскоре после этого власти Узбекистана заявили, что американцы должны будут покинуть базу Карши-Ханабад на его территории в течение полугода.В октябре 2005 государственный секретарь США Кондолиза Райс, посетившая Киргизию, договорилась с президентом Курманбеком Бакиевым о переводе американского контингента из Узбекистана на авиабазу Ганси в Киргизии.

26 апреля 2006 года в Пекине состоялось очередное заседание министров обороны государств-членов ШОС и представителей стран, имеющих статус наблюдателей. Участники договорились провести летом 2007 года совместные антитеррористические учения на территории России на одном из общевойсковых полигонов в Приволжско-Уральском военном округе. Учения прошли в августе 2007 года в Челябинской области, Иран получил статус наблюдателя.

Страны-участницы ШОС готовы совместно применять военную силу «для парирования новых вызовов и угроз, особенно международного терроризма, и прежде всего таких его проявлений, которые отличаются масштабностью, технической изощрённостью, использованием самых современных видов оружия и информационных технологий». Главная задача ШОС,— обеспечить стабильность и безопасность в регионе, создать условия для мирного сосуществования народов.

ШОС на настоящий момент не несёт никаких обязательств перед Ираном с точки зрения его безопасности, поскольку Иран имеет лишь статус наблюдателя в ШОС.

В Пекине также прошли переговоры между Россией, Таджикистаном и Индией об организации на аэродроме Айни (под Душанбе) индийской военной авиабазы к концу 2006 года. Здесь будет базироваться до 12 истребителей МиГ-29 индийских ВВС.

Экономическое сотрудничество

Не смотря на то, что ШОС создавалась с целью взаимозащиты границ соседних государств практически сразу деятельность организации получила и экономическую направленность. Через несколько месяцев после начала работы ШОС в Алма-Ате на своей первой встрече главы правительств государств-членов Шанхайской организации сотрудничества обсудили вопросы регионального торгово-экономического сотрудничества, развития ШОС и др. проблемы, подписали Меморандум между правительствами государств-участников ШОС об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций.

В мае следующего года в Шанхае прошло первое заседание министров экономики и торговли государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. Стороны официально запустили механизм проведения встреч министров экономики и торговли и создания благоприятных условий в области торговли и инвестиций. По итогам совещания был подписан протокол к Меморандуму между правительствами государств-участников Шанхайской организации сотрудничества об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций и совместное заявление по итогам первой встречи министров, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность.

В сентябре 2003 года главы правительств стран — членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества на 20 лет. Позже премьер-министр КНР Вэнь Цзябао предложил долгосрочную цель для установления зоны свободной торговли в ШОС, в то время как более безотлагательные меры будут приняты для увеличения потока товаров в регионе. План охватывал 11 областей, 130 проектов сотрудничества, включая сотрудничество в областях энергетики, электричества, транспорта, сельского хозяйства, телекоммуникации и защиты окружающей среды. План был подписан год спустя — 23 сентября 2004 года.

26 октября 2005 года на московском саммите ШОС, Генеральный Секретариат организации заявил, что ШОС будут отдавать предпочтение совместным энергетическим проектам; которые также будут включать нефтяной и газовый секторы, исследование новых водородных ресурсов, а также совместные источники воды. Создание международного банка SCO Council также было согласовано на этом саммите с целью финансирования последующих проектов. Первое заседание SCO Interbank Association было проведено в Пекине 21-22 февраля 2006 года.

30 ноября 2006 года на международной конференции СОШ: Результаты и перспективы, проводимой в Алма-Ате представитель российского Министерства иностранных дел заявил, что Россия развивает планы для ШОС «Энергетического клуба». Необходимость в данном «клубе» вновь была высказана Москвой на саммите ШОС в ноябре 2007 года. Другие члены организации, однако, не высказались в поддержку этой идеи.

Культурное сотрудничество

В рамках деятельности ШОС проходит также культурное сотрудничество. Впервые министры культуры стран-участниц встретились в Пекине 12 апреля 2002 года, в результате чего было подписано заявление о продолжении сотрудничества. Третья встреча министров культуры проходила в Ташкенте 27-28 апреля 2006 года.

Во время саммита в Астане в 2005 году впервые были проведены Фестиваль искусств и Выставка ШОС. По итогам успешного проведения фестиваля Казахстан предложил в 2008 году провести в не фестивале фольклорного танца.

Изменения формата сотрудничества.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - единственная структура, которая получила больше плюсов, чем минусов от «тюльпановых и хлопковых» революций в Киргизии и Узбекистана. В результате она набрала обороты в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, увеличила свой состав, полностью перетянув на свою сторону Узбекистан и расширила формат сотрудничества.

На территории Узбекистана (Ташкент) находится Региональная антитеррористическая структура. Именно ШОС после мародерства в Бишкеке оказал Киргизии экономическую и гуманитарную помощь. Именно ШОС полностью поддержал действия правительства Узбекистана после событий в Андижане. Поэтому и визит Каримова в Москву и предшествующие визиту запрещение полетов тяжелых американских самолетов в ночное время над Узбекской территорией, все это незримо связанно. Попытаемся разобраться, почему лидеры Среднеазиатских и Центрально азиатских стран, таким образом, ответили на призывы большей части международного сообщества провести международное расследование по событиям в Ферганской долине. Что изменилось после предоставления Ирану, Индии и Пакистану статуса – наблюдателя в ШОС? Почему судьба американской базы в Карши – Ханабад оказалась под вопросом?

Во первых следует признать, что реакция соседних стран на события в Киргизии и вслед за ними события в Узбекистане была прогнозируема. То что, в соседних странах выросло новое поколение молодой элиты, которое рано или поздно будет стремиться брать власть в свои руки, в зависимости от создавшихся условий это, несомненно. По мнению большей, части политической элиты Запада, цветные революции только инструмент для демократических преобразований. Но, по мнению руководства среднеазиатских стран, таким экспериментам в Азии не место. Нынешнее руководство заинтересованно в передаче власти, но не революционным, а эволюционным путем это тоже понятно. Но киргизский бунт мародеров показал, что не каждая революция управляема ее вождями и лидерами.

Поэтому у всех соседей Киргизии и Узбекистана были свои причины поддержать и новое руководство Киргизии, и правительство Узбекистана. Китай принял самое активное участие, поскольку тревога о возможном нарушении хрупкого равновесия в соседнем с Киргизией - Синьдзянь – Уйгурском автономном районе (СУАР), населенного и узбеками и уйгурами и киргизами религиозными экстремистами может стать серьезным вызовом для стабильности страны. Узбекистан после событий в Киргизии, конечно, превысил нормы адекватного применения силы, но тоже в стремлении удержать ситуацию под контролем. Для Казахстана, России выгодно, чтобы сохранялась стабильность. Таджикистан заинтересован в стабильности, поскольку у него уже была гражданская война горцев против жителей долин, тем более сейчас все его силы брошены на взятие под контроль границы с Афганистаном. Наиболее сложная ситуация в Киргизии. Внешне все спокойно. Выборы президента прошли почти по «советской» активности населения. Но эксперты прогнозируют, что обстановка в Ферганской долине таит много неожиданностей. Примером этому может быть и демонстрационная утечка в СМИ информации о якобы начале организации новой российской военной базы в Оше. В Независимом военном обозрении (НВО) наоборот, в это же время появилась информация о намерении Китая направить свои войска в Киргизию. Правительство России вынуждены комментировать эти слухи. Китай тоже приводит в оправдание свое законодательство, которое запрещает вводить войска на территорию других стран. Однако любопытный штрих: в решении ШОС заявлено о создании миротворческих сил, для участия в операциях ООН, а в Оше по странному стечению обстоятельств решением ШОС рассматривается учреждение филиала Региональной антитеррористической структуры (РАТС).

После предоставления Пакистану, Индии и Ирану статуса наблюдателей может измениться формат в Центрально Азиатско-Кавказском регионе. В ответ на создание Черноморской хартии, под патронажем США. Можно предположить, что ей в противовес будет создание Каспийской хартии. И как вариант - Иран, причисленный Вашингтоном к оси зла , теперь присоединился к другой оси Москва –Пекин –Дели , кто скажет что эта ось плоха? И главное с присоединением Ирана к ШОС реальным может стать ныне гипотетический вариант строительства экспортного маршрута – например Россия –Казахстан – Туркменистан - Иран. В первую очередь этот вариант решит проблему транспортировки в 2010 году примерно 20 млн. тонн казахской нефти, и прогнозное увеличение Россией добычи на Каспии примерно 10 млн. тонн. По экспертным данным Института энергетики и финансов не исключено, что объемы добычи Россией нефти не только сопоставимы, но и могут превосходить азербайджанские объемы добычи.

В середине июля практически одновременно представитель Государственного департамента США Шон Маккормак и официальный представитель Пентагона Брайан Уитман подтвердили: первый о том, что американское командование перебазировало все самолеты со своих баз в Узбекистане, а второй уточнил, что «в последние две недели Узбекистан ввел ряд ограничений на использование аэродрома». Тогда же, по данным газеты «Вашингтон пост» узбекские власти запретили авиабазе Ханабад под Карши, полеты в ночные часы и прием тяжелых транспортных самолетов. В последнее время, после объявления Узбекистаном 180 дневного срока прекращения деятельности базы, транспортные самолеты С-17 , используемые для снабжения американской группировки в Афганистане, совершают промежуточную посадку не в Узбекистане, а в Киргизии. Хотя американские власти и отрицают связь передислокации с событиями в Андижане. Политическое давление Вашингтона на Ташкент аукнулось трудностями для Пентагона, поскольку аэродромы в Афганистане и Киргизии не совсем подходят для приема самолетов. Возможно это часть платы Каримова Кремлю за оказанную поддержку, а другая часть активное участие в программах ШОС.

В целом ШОС доказало свою эффективность, тем, что с ее помощью решена одна из сложнейших проблем в международных отношениях – вопрос о делимитации границ Китая с сопредельными странами- бывшими республиками СССР. С этого года в состав ШОС входят три государства, играющие весомую роль в мировой политике: Россия, Китай, Индия. Первые два являются членами Совета Безопасности ООН. Члены ШОС располагают огромной территорией и огромными демографическими ресурсами. Положительным на современном этапе является, то, что для устойчивости организации избран принцип полного равенства. Конечно, это не в полной мере отражает весомость стран гигантов, но думается при дальнейшем развитии и появлении конкретных программ это будет изменено.

Настораживает экспертное сообщество стратегическая целесообразность военно-политического сближения с Китаем, в ущерб отношениям с Европой. На Россию приходится 2,1 % внешнеторгового оборота Китая. Российский товарооборот с Китаем составляет немного более 5 млрд. долл.. Для сравнения с Европой – почти 60% российского экспорта (104 млрд. долл.).

Можно полагать, что Китай не будет воспринимать Россию серьезно и использует ее временно в своих интересах. Отношения в верхах не всегда совпадают с отношениями в низах. Это относится и к теме транспортных коммуникаций и трубопроводам. К сожалению, ситуацией с ЮКОСОМ грамотно воспользовался Казахстан, когда опередил Россию в подписании договора по строительству нефтепровода в Китай. Однозначно, что Китай последние годы играл на противоречиях между подходами нефтяных компаний Казахстана и России для выгодных поставок энергоносителей. Потому при оценке международной организации, такой как ШОС необходимо учитывать все плюсы и минусы, а иначе такое партнерство может сказаться на дальнейшей судьбе организации


Деятельность ШОС на Дальнем Востоке.

С момента основания организации странами-участницами было проведено несколько совместных антитеррористических учений. Первое из них состоялось в августе 2003 года (Узбекистан в учениях участия не принимал). Первая фаза учений проводилась в Казахстане, вторая — в Китае.

В большем масштабе, но за пределами основной структуры ШОС, в августе 2005 года началась первая совместная тренировка военных сил КНР и России, получившая название «Мирная миссия — 2005». Вслед за её успешным проведением российские власти начали переговоры об участии Индии в дущих подобных учениях и придании ШОС военной роли.


Проведение в масштабах ШОС с 18 по 26 августа совместных учений России и Китая «Мирная миссия 2005», в которых приняли участие боле 10000 военнослужащих, ставит под сомнение ранее сделанные заявления о том, что ШОС имеет только антитеррористическую направленность, и не будет превращаться в военно-политический блок.

Не успели солдаты и офицеры Дальневосточного военного округа, Тихоокеанского флота , 11 воздушной армии, внутренних и железнодорожных войск добраться до казарм после этапа разбора полетов оперативно – стратегического командно – штабного учения «Восток -2005» прошедшего на Дольнем Востоке в июле месяца, как подошли сроки проведения первых за последние пятьдесят лет совместных российско-китайских маневров «Мирная миссия -2005», которые проходили и на российской (район Владивостока) и на китайской (Шаньдунский полуостров) территории.

Антитеррористическая направленность первых учений сомнений не вызывает. На территории России создана и прошла практическую обкатку вторая по величине войсковая группировка, которая по замыслу руководства страны должна упредить и отразить возможные угрозы не столько внешнего, сколько внутреннего характера. Любопытно, что в ходе учений отрабатывались вопросы взаимодействия с Китайской стороной в области борьбы с внутренним врагом. Непосредственно после учений в Хабаровске начато формирование регионального центра специального назначения ФСБ, аналогичный тому, который размещается в Дагестане. Вероятно, такие центры начнут в скором времени развернуты и в других регионах страны. Основными задачами их, помимо прикрытия госграницы входит « упреждение» внутренних угроз безопасности страны – бандитизма, организованной преступности, терроризма, религиозного и националистического экстремизма.

Поэтому в прошедших на территории Китая и России под эгидой ШОС совместные российско-китайские или точнее говоря китайско-российские учения, поскольку с российской стороны из общих десяти тысяч участвующих в учениях военнослужащих, россиян только 1800 человек привлекли внимание экспертного и гражданского сообщества Востока и Запада.

В действия на море и высадке десанта на Шаньдунском полуострове с российской стороны приняли участие: отряд кораблей Тихоокеанского флота, под командованием командующего Приморской флотилией разнородных сил контр – адмирала Виктора Чиркова. В составе отряда кораблей большой противолодочный корабль «Маршал Шапошников», эсминец «Бурный», несколько атомных подводных лодок, большой десантный корабль, два судна обеспечения – танкер «Печенга» и спасательный буксир.

Китайский ВМФ был представлен на учениях более чем 60 боевыми кораблями, в том числе 7десантными.

В группировке российской авиации принимавших участие в учениях насчитывалось более 20 самолетов. В том числе два бомбардировщика Ту - 95 МС, четыре бомбардировщика Ту -22 МЗ с крылатыми ракетами воздушного базирования. Истребитель ПВО – Су 27 СМ, модернизированный фронтовой бомбардировщик Су – 24 М2, самолет дальнего радиолокационного обнаружения А -50, три военно – транспортных самолета ИЛ -76, топливозаправщик Ил – 78.

Учения было проведено в два этапа: первый – 18 -19 августа во Владивостоке, в ходе которого проведены военно-политические консультации на уровне начальников генеральных штабов России и Китая. На втором -23-25 августа из китайского порта Циндао вышли союзные два отряда морских кораблей для совместной операции против морских пиратов и международных террористов. Сценарий проводимого учения, по заявлению руководителя от российской стороны заместителя главнокомандующего Сухопутными войсками Владимира Мотенского проводимого как полицейская операция, вызывал больше вопросов и недоумений. Во первых, по заявленной цели учения носили ярко выраженный антитеррористический характер, но состав привлекаемых сил и средств значительно превосходил полицейские нужды.

Во- вторых, по плану учений « в государстве, расположенном на территории Шаньдунского полуострова (Китай) возникли этнические разногласия, и это государство обратилось к близлежащим соседям и ООн с просьбой оказания помощи в наведения порядка. После получения мандата ООН началась операция по разъединению конфликтующих сторон и обеспечения порядка».

Но возникли вопросы, почему высадка небольшого по численности десанта планируется на полуостров, где Лаотешатьский пролив по своим характеристикам похожим Тайваньский (ширина которого 130 - 280 км)? Почему адмирал Виктор Федоров, командующий Тихоокеанским флотом, который являлся руководителем военно-морской части учения, при перечислении планируемых задач на маневрах говорил о задачах не связанных с миротворческой операцией по разъединению противоборствующих сторон. «Противолодочные корабли займутся поиском и уничтожением подводных лодок условного противника, в том числе и с помощью палубных вертолетов. Подлодки, в свою очередь, будут стремиться проникнуть в район учений и уничтожить своих противников. Ударные корабли крылатыми ракетами и артиллерией будут наносить удары по надводным кораблям, и отражать воздушное нападения противника зенитными и ракетными средствами.» Морские пехотинцы, действуя в составе сил морского десанта, будут захватывать и удерживать плацдарм?

В теории проведения морских десантных операций существует этап « репетиция высадки морского десанта». На этапе подготовки к морской десантной операции, заблаговременно подбирается участок морского побережья с похожими показателями морского и сухопутного участка будущих действий на котором, при возможности и наличии времени отрабатываются вопросы взаимодействия сил и средств по основным этапам будущей десантной операции сил высадки и сил десанта и всех поддерживающих сил и средств. В тренировке, которая была проведена 15 августа, участвовали с российской стороны противолодочный корабль «Маршал Шапошников», большой десантный корабль с ротой морской пехоты, эсминец «Бурный», спасательный буксир СБ -522. С китайской стороны – четыре эсминца, два тральщика, несколько малых ракетных катеров, шесть десантных кораблей и две дизельные подводные лодки. С воздуха их поддерживали из состава китайских ВВС:26 самолетов, около 40 вертолетов. Поэтому когда говорили о десантировании и захвате десантом плацдарма и возникали аналогия с репетицией высадки на остров Тайвань. Очень похожа "Мирная миссия-2005" по масштабам привлекаемых сил и средств на обеспечения стратегической морской десантной операции.

Понятно, что правдоподобную основу для таких учений сложно подобрать. Для миротворческой полицейской или антитеррористической операции не нужны ни стратегические бомбардировщики с крылатыми ракетами на борту, ни подводные лодки, ни высадки морского десанта. Дальняя авиация может быть использована для доставки гуманитарных грузов или войскового миротворческого контингента. Правда, до сих пор международные террористы пока не имели военного морского флота и ударной авиации.

У экспертного сообщества складывается мнение, что учения «Мирная миссия - 2005», фактически говорят о дальнейшей милитаризации Шанхайской организации сотрудничества (Россия, Китай, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, и Казахстан), несмотря на всевозможные отрицания со стороны и России и Китая. Настораживает тот факт, что учения проводятся непосредственно после саммита ШОС, где принято решение об усилении антитеррористической составляющей, теперь же принимаются решения об усилении чисто военно-морской составляющей.

Хотя учения не были завершены объявлением о создании совместных военно-морских структур или совместной объединенной антитеррористической группировки войск ШОС на Дальнем Востоке, вопросы остались.

Конечно, 160 десантников роты Псковской воздушно – десантной дивизии в составе воздушного десанта и рота морских пехотинцев 55 дивизии морской пехоты не бог весть, какие силы, но важен почин. Мускулы ШОС можно нарастить и позже.

Решение проблем Азии

.7 августа 2007 года очередной 11-ый саммит ШОС в Киргизии закончился демонстрацией сил на челябинском полигоне. Не зря страны Запада так ревниво относятся к ШОС с момента ее образования. Казахстан, Киргизия, Китай, Россия и Таджикистан в 1996 году создали Шанхайскую Организацию Сотрудничества (ШОС), предназначенную для решения пограничных вопросов. В 2001 году к альянсу присоединился Узбекистан, статус наблюдателя имеют Монголия, Индия, Пакистан, Иран, а также в рамках ШОС в 2005 году создана контактная группа «ШОС - Афганистан».

До сегодняшнего саммита каждая из стран-членов по-своему видела свои роли и задачи в этой организации, так основной игрок этого процесса Пекин стремится к решению экономических задач и выходу к энергоресурсам стран Средней Азии. Россия по-прежнему декларирует свои цели и задачи: борьба с экстремизмом, терроризмом и наркобизнесом. Киргизия и Таджикистан нуждаются в развитии транзитных и транспортных сообщений, Узбекистан - в доступе к водно-энергетическим ресурсам, Казахстан - в развитии инвестиций. Страны-наблюдатели, такие как Индия, Иран, Монголия и Пакистан, еще не определили цели и задачи своего вхождения в ШОС. Однако нужно отметить, что ШОС в состоянии решать поставленные вопросы в комплексе и с расширением границ ШОС расширятся и ее возможности.

С точки зрения оценки будущих перспектив, взаимодействие в контактной группе «ШОС – Афганистан» может кардинально изменить баланс геополитических интересов в регионе. В ближайшем десятилетии страны НАТО могут серьезно ослабить свои позиции в Афганистане.

Как заявил президент Афганистана Хамид Карзай на расширенном саммите ШОС в Бишкеке: «Афганистан предлагает сделать борьбу с наркобизнесом одним из главных приоритетов работы Шанхайской организации сотрудничества и готов усилить взаимодействие с организацией в этой сфере». Это заявление подтверждает высказывания ряда аналитиков о том, что западная коалиция не справляется, а некоторые ее участники вовсе не желают помочь Афганистану в решении стоящих перед страной вопросов.

В ходе работы саммита президент России В.Путин вполне четко заявил об интересах России в Афганистане не только в политической сфере, но и в экономической, и, судя по сообщениям СМИ, президент Хамид Карзай с одобрением воспринял его предложения. Российский лидер одобрил предложение президента Таджикистана Эмомали Рахмона о проведении специальной конференции ШОС по Афганистану, которая, как выяснилось позже, состоится в 2008 году в Душанбе.

Последнее отражает вполне реальный факт, объективно вызывающий крайние опасения в правящих кругах стран Запада. Потенциал государств-членов ШОС и с точки зрения общей площади занимаемых территорий, и с точки зрения численности населения этих государств, которое составляет четверть населения всего мира, и в увеличении ВВП с каждым годом не может быть не заметен Афганистану. Его политические круги не могут не учитывать роль этого потенциала в будущем своей страны, особенно когда соседние страны, такие как Индия, Пакистан и Иран, стремятся получить статус членов ШОС.

ШОС имеет все шансы стать в будущем политической площадкой для решения индо-пакистанских разногласий. «Еще одним весомым аргументом, по мнению ряда аналитических институтов стран СНГ, является тот факт, что ШОС сегодня имеет исторический шанс стать площадкой для поиска компромисса между Пакистаном и Индией»,. Последний год две страны постепенно не только вернулись к мирному диалогу по проблеме спорных территорий в Кашмире, но и возобновили экономическое сотрудничество, в частности, при строительстве газопровода из Ирана. И теперь, когда Нью-Дели и Исламабад параллельно развивают сотрудничество с ШОС, аналитики не исключают вероятности, что оба государства вместе уже в ближайшие годы присоединятся к этой молодой, но уже достаточно сильной организации, тем более что, как говорят аналитики, по одиночке эти страны в ШОС могут и не принять. Причина такого предположения вполне объективна. Это необходимость соблюдения баланса сил в регионе. Практически для всех стран очевиден тот факт, что вступление в Организацию только Нью-Дели или только Исламабада приведет к политическому усилению одной из этих двух ядерных держав, что, в свою очередь, может привести к эскалации конфликта. Зато их совместное вхождение приведет к еще большему сближению между соседними странами под «присмотром» Москвы и Пекина.

Этот факт, очевидно, не может не повлиять в положительном плане и на отношения между Кабулом и Исламабадом в решении аналогичных спорных проблем, от которых страдают народы обеих стран и которые на руку только экстремистам. ШОС может стать еще одной площадкой для налаживания отношений между Пакистаном и ИРА. Впрочем, многое будет зависеть от повестки дня конференции ШОС по Афганистану, которая должна пройти в 2008 году.


Боевой потенциал ОДКБ

     Комментируя на итоговой пресс-конференции этот факт, генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа выразил убеждение, что 14 июня, непосредственно перед сессией Совета ОДКБ, мы вернемся к этому вопросу и окончательно подготовим соглашение о создании КСОР к подписанию президентами.
     Уверенность в этом внушает тот факт, что уже запланировано участие подразделений КСОР в военных маневрах, которые пройдут на территории России, Казахстана и Белоруссии в августе - сентябре. Учение будет носить главным образом исследовательский характер и даст ответы на вопросы, возникшие при создании КСОР.
     При проведении маневров на территории Белоруссии состав участников учения будет включать и региональную группировку войск России и Белоруссии (РГВ(С) РБ и РФ). Количество участников каждого его этапа будет определено каждой страной, принимающей участие в формировании КСОР самостоятельно. Напомним, что в состав КСОР от ВС РФ выделяются два войсковых соединения - воздушно-десантная дивизия и десантно-штурмовая бригада.
     В настоящее время Минобороны РФ развернуло работу по формированию единых стандартов в оснащении воинских контингентов КСОР. В связи с этим в ближайшее время будут подготовлены предложения по общим подходам к обеспечению оперативной совместимости КСОР. В частности, по их обеспечению вооружением, сопрягаемыми средствами связи, единой формой одежды, знаками различия и другим вопросам.
     В перерыве заседания СМО главы оборонных ведомств смогли ознакомиться с образцами форменной одежды, средств связи и индивидуальной универсальной защиты. В частности, были представлены: мобильно-стационарный комплекс обеспечения охраны, безопасности и борьбы с терроризмом; комплекс технических средств «Арахис»; малогабаритный многофункциональный комплекс радиоконтроля, пеленгования и подавления (РП-377л); набор для оказания экстренной медицинской помощи для спецподразделений (НЭПС-01рс); жилет транспортный универсальный (ЖТУ 6Ш112), а также система одежды для личного состава КСОР, включающая в себя шесть слоев обмундирования - от термобелья до головных уборов.
     Офицеры, представлявшие экспонаты, отметили, что все образцы разработаны и произведены в России и уже имеются на вооружении в Российской армии, но пока в ограниченном количестве. Тем не менее для КСОР, в случае утверждения предложенных РФ образцов, все необходимое будет предоставлено в полном объеме и в кратчайшие сроки.
     

До ЦАГВ один шаг


     Наряду с КСОР усилить военную и политическую мощь ОДКБ призвано и создание группировки войск организации в Центральной Азии. Речь идет о формировании совершенно новой структуры - ЦАГВ, призванной нейтрализовать любую военную угрозу вблизи границ Российской Федерации и ее союзников.
     Все проекты документов по рождению новой группировки уже подготовлены секретариатом ОДКБ и в настоящее время согласовываются с руководством Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Тот факт, что создание Центральноазиатской группировки из стадии обсуждения переведено в практическую плоскость, подтверждают сразу несколько источников в российском МИДе и ОДКБ.
     О численности будущей структуры пока говорить преждевременно, но она будет выглядеть весьма внушительно. Ядром ЦАГВ должны стать уже существующие Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР) ОДКБ. Основные ударные войска группировки будут находиться в местах постоянной дислокации. Их оснащением и подготовкой будут заниматься национальные командования, но при этом соединения будут отрабатывать вопросы совместных действий.
     В этом ключе еще проще обстоят дела с российскими военными. Например, в 201-й российской военной базе в Таджикистане уже давно существуют специальные подразделения, состоящие из наиболее подготовленных военнослужащих, являющихся постоянным резервом для выполнения задач КСБР. Именно такие подразделения, дислоцирующиеся в Центральной Азии, и должны стать костяком новой военной структуры. Подтверждением этого факта свидетельствуют хотя бы результаты недавнего совместного командно-штабного учения «Норак-Антитеррор-2009», проходившие на территории учебного центра «Фахрабад» вооруженных сил Республики Таджикистан. Именно на этих учениях специальные подразделения стран - участниц ОДКБ отрабатывали совместные действия по проведению антитеррористических операций нейтрализации вызовам со стороны международных террористов, религиозных экстремистов и сепаратистов. В маневрах приняли участие более тысячи человек из состава силовых структур стран - участниц ОДКБ, а также Шанхайской организации сотрудничества.
     

Восточноевропейская составляющая


     На прошедшем заседании СМО ОДКБ председательство в нем перешло от Армении к Белоруссии. Глава оборонного ведомства Армении Сейран Оганян передал министру обороны Белоруссии генерал-полковнику Мальцеву своеобразную «эстафетную палочку» в виде знака Объединенного штаба ОДКБ, выполненного из 600 г чистого серебра, на котором выбиты имена всех предшествующих председателей Совета министров обороны.
     По словам Леонида Мальцева, во время председательства республики в ОДКБ основной упор будет направлен на практическую реализацию принятых СМО решений. В первую очередь на создание КСОР и ЦАГВ, во-вторых, на повышение эффективности деятельности Объединенного штаба ОДКБ и,
     в-третьих, на подготовку военных кадров. В разряде приоритетов выделяется и двустороннее взаимодействие Минска и Москвы в военной сфере.
     Сотрудничество Республики Беларусь и Российской Федерации в военной области является важнейшим компонентом как двустороннего (строительство Союзного государства), так и многостороннего сотрудничества в форматах Организации Договора о коллективной безопасности и Содружества Независимых Государств.
     Система совместной обороны государств - участников Союзного государства базируется на согласованных усилиях Минска и Москвы, направленных на поддержание необходимого военного потенциала, качественную подготовку вооруженных сил, планирование и организацию совместных мер по обеспечению безопасности Белоруссии, России и стран ОДКБ в целом.
     В этой связи значимую роль играет ряд совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки, направленных на улучшение качества и повышение эффективности функционирования региональной группировки войск (сил) (РГВ(С) РБ и РФ, являющуюся основой Восточно-Европейского региона коллективной безопасности ОДКБ.
     Наиболее значимыми мероприятиями совместной оперативной подготовки (РГВ(С) стали: в 2006 году - командно-штабное учение вооруженных сил Республики Беларусь «Щит Союза - 2006»; в 2007 году - совместная командно-штабная военная игра с участием представителей республиканских органов государственного управления Белоруссии и федеральных органов государственной власти России.
     Главным событием для белорусской армии в 2008 году стало комплексное оперативное учение «Осень-2008», которое проводилось в тесной увязке с замыслом стратегического командно-штабного учения Вооруженных Сил РФ «Стабильность-2008».
     С началом 2009 года в рамках совместных мероприятий оперативной подготовки вооруженных сил Белоруссии и России продолжалось практическое совершенствование качества функционирования РГВ(С). Итоги совместной штабной тренировки Объединенного командования региональной группировки войск (сил) РБ и РФ (СШТ ОК РГВ(С), проведенной в феврале - марте в Минске, показали высокую слаженность органов военного управления и требуемый уровень взаимодействия офицеров военных ведомств двух стран. Участие в мероприятии приняли более 50 российских военнослужащих. По результатам СШТ ОК РГВ(С) определен оптимальный вариант применения РГВ(С) в интересах отражения возможной агрессии против Союзного государства.
     Главным мероприятием 2009 года для белорусской и российской армий и итогом подготовки РГВ(С) станет совместное оперативно-стратегическое учение «Запад-2009» (ОСУ), проведение которого запланировано в сентябре - октябре текущего года на территории Белоруссии и западных областей России. Конкретная дата учения будет определена в июле текущего года, что связано с необходимостью уточнения и корректировки плана подготовки Вооруженных Сил РФ.
     В основу замысла ОСУ положены варианты развязывания военных конфликтов в течение последних десятилетий, современные взгляды на предотвращение и отражение агрессии, а также результаты СШТ ОК РГВ(С). Учение направлено на повышение эффективности функционирования РГВ(С), имеет сугубо оборонительную направленность. В рамках развития позитивных отношений с Евросоюзом оборонительная составляющая замысла учения явилась одним из обязательных условий белорусской стороны.
     В рамках ОСУ планируется апробировать систему управления и боевой состав Единой региональной системы противовоздушной обороны Республики Беларусь и Российской Федерации, кроме того, намечены совместные действия по форсированию водных преград, высадке десанта и другие мероприятия.
     ОДКБ становится главным инструментом в механизме противостояния не только региональным, но и глобальным вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера. Как отметил генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа, «образование Организации на основе Договора позволило инициировать выстраивание всеобъемлющей системы коллективной безопасности на принципах многофункционального подхода, что значительно превосходит рамки военно-политического союза».

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ В РАМКАХ ОДКБ.

Договор о коллективной безопасности (ДКБ) подписан 15 мая 1992 г. в Ташкенте главами шести государств – Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана. Изначально инициатива имела целью создание военно-политического союза. В сентябре 1993 г. к нему присоединился Азербайджан, в декабре того же года – Грузия и Белоруссия. Договор вступил в силу для всех девяти стран в апреле 1994 г. сроком на пять лет (без «автоматического» продления). В апреле 1999 г. Протокол о пролонгации Договора подписали шесть из них (кроме Азербайджана, Грузии и Узбекистана). 14 мая 2002 года была учреждена Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в настоящее время объединяющая Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Россию, Таджикистан и Узбекистан.

Высшим органом ОДКБ, рассматривающим принципиальные вопросы деятельности Организации, является Совет коллективной безопасности (СКБ), состоящий из глав государств-членов. Председателем СКБ является глава председательствующего в Организации государства. В соответствии с договоренностью глав государств, начиная с 2008 года, все сессии СКБ проходят в Москве. В заседаниях СКБ могут принимать участие министры иностранных дел, министры обороны, секретари советов безопасности государств-членов, Генеральный секретарь Организации и приглашённые лица.


Консультативными и исполнительными органами ОДКБ являются Совет министров иностранных дел (СМИД), Совет министров обороны (СМО), Комитет секретарей советов безопасности (КССБ).


В период между сессиями СКБ координация в реализации решений органов ОДКБ возлагается на Постоянный Совет при Организации (действует с марта 2004 г.), который состоит из полномочных представителей государств-членов, а в его заседаниях участвует также Генеральный секретарь ОДКБ.

Постоянно действующими рабочими органами ОДКБ являются Секретариат и Объединённый штаб Организации (действует с января 2004 г.).

В 2001 году сформированы Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР) Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности. В сфере военно-технического сотрудничества совершенствуются механизмы поставок союзникам российского вооружения и спецтехники на льготных условиях, оказания военно-технической помощи государствам-членам ОДКБ в случаях возникновения угрозы агрессии или совершения акта агрессии, организована совместная подготовка военных кадров. В 2006 году сформирована и начала работу Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству (МКВЭС) ОДКБ.

Осуществляется поставленная в 2006 г. Советом коллективной безопасности задача по трансформации Организации в многофункциональную структуру противодействия всему спектру вызовов и угроз безопасности государств-членов. При Совете министров иностранных дел с 2006 г. действует Рабочая группа по Афганистану. При Комитете секретарей советов безопасности ОДКБ функционируют рабочие группы по вопросам борьбы с терроризмом и противодействия незаконной миграции, информационной политики и безопасности. С 2004 года проводятся военные учения КСБР, в том числе с отработкой антитеррористических задач, с 2003 года – ежегодная международная комплексная антинаркотическая операция «Канал» (в 2008 году преобразована в постоянно действующую). С 2006 года также на ежегодной основе в ОДКБ проводятся операции по борьбе с нелегальной миграцией «Нелегал»

В контексте борьбы с новыми вызовами и угрозами в 2008 году утверждены План коллективных действий государств-членов ОДКБ по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН на 2008-2012 годы и Программа совместных действий по формированию системы информационной безопасности государств-членов ОДКБ. Подписано Соглашение о подготовке кадров для правоохранительных, противопожарных, аварийно-спасательных органов и специальных служб государств-членов ОДКБ.

В развитие договоренности, достигнутой на неформальной встрече в Казахстане в декабре 2008 года президентов Армении, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана, на внеочередной сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ в феврале 2009 года было принято принципиально важное решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ. Реализация данного решения будет способствовать дальнейшему развитию Организации как авторитетного формата сотрудничества в сфере безопасности и повышению ее стабилизирующей роли на евразийском пространстве.

31 июля – 1 августа 2009 года состоялась неформальная встреча глав государств-членов ОДКБ в Чолпон-Ате (Киргизия), в ходе которой была, в частности, достигнута договоренность о создании Центра информационных технологий на территории России в целях обеспечения информационной безопасности государств-членов ОДКБ.

9 декабря 2010 года в Москве состоялось совместное заседание Совета министров обороны и Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ, а 10 декабря 2010 года - очередная сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ, центральное место в повестке дня которых заняли вопросы совершенствования механизма кризисного реагирования и повышения потенциала ОДКБ по противодействию угрозам и вызовам безопасности, а также эффективности деятельности Организации в целом. Главы государств-членов ОДКБ одобрили внесение соответствующих изменений в уставные документы Организации. В частности, речь идет об уточнении направлений деятельности Организации, включая формирование системы кризисного реагирования, взаимодействие в сферах охраны государственных границ, обмена информацией, информационной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении или вследствие военных действий.

Одобренные президентами изменения в основополагающие документы ОДКБ позволят значительно повысить эффективность имеющегося инструментария по защите союзников в рамках международного права от различных угроз их безопасности.

Продолжает укрепляться международное сотрудничество ОДКБ с ООН СНГ, ШОС, другими международными организациями.

С 2 декабря 2004 года ОДКБ имеет статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. Налажено тесное взаимодействие ОДКБ с ЕврАзЭС, ШОС и СНГ. Поддерживаются продуктивные контакты с международными и региональными структурами, включая Контртеррористический комитет СБ ООН, Управление ООН по наркотикам и преступности, ОБСЕ, Евросоюз, ОИК, Международную организацию по миграции, Международный Комитет Красного Креста, Совет государств Балтийского моря и другие. ОДКБ выступает за диалог с НАТО, в первую очередь по афганской проблематике.

В сентябре 2011 г. представители ОДКБ приняли участие в антитеррористических учениях государств-участников СНГ «Донбасс-Антитеррор 2011» на территории Украины, посвященных предстоящему чемпионату Европы по футболу 2012 года, на которые были также приглашены представители РАТС ШОС, Интерпола, ряда стран ОБСЕ.

В настоящее время продолжается работа над проектами Концепции развития системы коллективной безопасности ОДКБ и Положения о системе планирования деятельности ОДКБ.



ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ В РАМКАХ ШОС


В 2001 году одновременно с Декларацией о создании Шанхайской организации сотрудничества была подписана Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, являющаяся одним из основополагающих документов Организации.

Подписанная 7 июня 2002 года Хартия Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) определила совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях в качестве одной из ключевых задач Организации.

В целях противодействия «трем злам» и во исполнение Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом была создана Региональная антитеррористическая структура (РАТС) ШОС – постоянно действующий орган, предназначенный для координации и укрепления взаимодействия компетентных органов государств-членов Организации в указанной сфере. Исполнительный комитет (штаб-квартира) РАТС ШОС находится в Ташкенте (Узбекистан) и функционирует с 2004 года.

Соглашение о РАТС ШОС вступило в силу 14 ноября 2003 года. В 2003 году утверждены Регламент, структура и штатное расписание Исполкома РАТС. Совет РАТС ШОС является руководящим органом, который принимает решения обязательного характера по всем вопросам деятельности Структуры. Его заседания проходят, как правило, два раза в год. Членами Совета РАТС ШОС являются государства-члены Организации. Российская Федерация представлена в Совете первым заместителем Директора ФСБ С.М.Смирновым. Председательство в Совете РАТС ШОС осуществляется в течение одного года по принципу ротации и в порядке русского алфавита.

Последнее заседание Совета РАТС ШОС состоялось 21 сентября 2011 года в Пекине, 20-е заседание Совета РАТС состоится 27 марта 2012 года в Ташкенте.

Директором Исполкома РАТС ШОС на период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2012 года назначен представитель Казахстана Д.М.Джуманбеков.

В 2005 году принято решение об учреждении института постоянных представителей государств-членов Шанхайской организации сотрудничества при РАТС ШОС. Представителем Российской Федерации при РАТС ШОС является А.И. Булахтин.

Основными задачами РАТС ШОС являются: разработка предложений и рекомендаций о развитии сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом для государств-членов ШОС; формирование банка данных РАТС ШОС о международных террористических, сепаратистских и иных экстремистских организациях, их структуре, лидерах и участниках, других причастных к ним лицах, а также источниках и каналах их финансирования; содействие в подготовке и проведении антитеррористических командно-штабных и оперативно-тактических учений; участие в подготовке международно-правовых документов, затрагивающих вопросы борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, подготовке кадров для антитеррористических формирований.

РАТС ШОС активно развивает международные контакты. В 2008 году утвержден Регламент взаимодействия РАТС ШОС с государствами и международными межправительственными организациями (форумами), получившими статус наблюдателя при ШОС. Исполкомом РАТС ШОС установлены рабочие контакты с Контртеррористическим комитетом СБ ООН, Антитеррористическим центром СНГ, ОДКБ, ОБСЕ, АСЕАН, ЕАГ, ЦАРИКЦ и др.

За прошедшие годы согласованы и подписаны документы, создавшие солидную основу для деятельности РАТС ШОС, в т.ч.:

- Концепция сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

- Программа сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2010-2012 годы;

- Соглашение о сотрудничестве в области выявления и перекрытия каналов проникновения лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности;

- Соглашение о подготовке кадров для антитеррористических формирований государств-членов ШОС;

Вехой в развитии нормативной правовой базы Шанхайской организации сотрудничества по противодействию терроризму стала подписанная на саммите глав государств-членов ШОС в Екатеринбурге 16 июня 2009 года Конвенция ШОС против терроризма, в которой закреплены направления противодействия терроризму, формы и методы борьбы с ним с учетом положений Глобальной контртеррористической стратегии ООН и профильных конвенций ООН и резолюций Совета Безопасности ООН.

С учетом того, что террористические организации в настоящее время для достижения своих целей широко используют информационные технологии, на саммите государств-членов ШОС в 2009 году было подписано Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности, в котором вопросы противодействия кибертерроризму являются одними из основных.

Большое внимание РАТС ШОС уделяет практической составляющей в сфере противодействия терроризму. Так, в целях организации международного розыска лиц, причастных к террористической, экстремистской и сепаратистской деятельности на пространстве государств-членов ШОС, на базе «Списка лиц, объявленных спецслужбами и правоохранительными органами государств-членов ШОС в международный розыск за совершение или по подозрению в совершении преступлений террористического, сепаратистского и экстремистского характера» ведется формирование «Единого разыскного реестра органов безопасности и специальных служб государств-членов ШОС».

Большое значение придается вопросам координации действий спецслужб, в том числе при проведении контртеррористических операций различного характера. В сентябре 2008 года состоялись антитеррористические учения «Волгоград-Антитеррор–2008», целью которых была отработка взаимодействия в защите экологически опасных объектов инфраструктуры. 17-19 апреля 2009 года в Таджикистане состоялись совместные командно-штабные антитеррористические учения «Норак-Антитеррор-2009», которые были посвящены совместным действиям на случай проникновения экстремистов из Афганистана. 16-26 августа 2010 года на территории России в два этапа прошли совместные антитеррористические учения органов безопасности государств-членов ШОС «Саратов-Антитеррор-2010», в которых приняли участие сотрудники правоохранительных органов и спецслужб России, Киргизии и Казахстана. (Индия, Пакистан и Иран участвовали в качестве наблюдателей). В ходе учений проверялась эффективность взаимодействия оперативно-разыскных подразделений спецслужб государств-членов ШОС, действенность системы административных, режимных, предупредительно-профилактических и иных антитеррористических мер. На учениях отрабатывались методики по пресечению террористических актов на объектах проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий, что особенно было актуально в связи с подготовкой крупных спортивных мероприятий в Китае, Казахстане и России.

С 5 по 8 мая 2011 года при координирующей роли РАТС ШОС с участием сотрудников антитеррористических подразделений МОБ Китая, Управления МОБ СУАР КНР, а также ГКНБ Киргизской Республики и ГКНБ Республики Таджикистан на территории КНР было успешно проведено совместное учение спецслужб и правоохранительных органов государств-членов ШОС «Тянь-Шань-2011». Учение в Китае продемонстрировало высокий уровень профессиональной подготовки руководящего и оперативного состава специальных служб и правоохранительных органов государств-членов ШОС при проведении широкомасштабных специальных операций в условиях возникновения массовых беспорядков и связанных с ними террористических актов.

Решением Совета РАТС ШОС от 21 сентября 2011 года следующие антитеррористическое учение спецслужб и правоохранительных органов государств-членов ШОС намечено провести на территории Республики Узбекистан.

В связи с тем, что трансграничная преступность является неотъемлемой составляющей терроризма и экстремизма, в Организации запущен механизм сотрудничества министерств внутренних дел и общественной безопасности государств-членов ШОС по противодействию организованной трансграничной преступности и обеспечению общественной безопасности. В этих целях на совещании Министров внутренних дел государств-членов ШОС 18 мая 2009 года в Екатеринбурге был подписан Протокол о сотрудничестве в области борьбы с транснациональной преступностью. Кроме того были приняты решения приступить к созданию Центра ШОС по сбору и анализу информации о противоправной внешнеэкономической деятельности граждан и юридических лиц на территории государств-членов Организации, а также разработать рамочное Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступностью. В ходе Ташкентского саммита ШОС (11 июня 2010 года) это Соглашение было подписано. В настоящее время прорабатываются вопросы его практической реализации.

Одним из направлений сотрудничества в сфере антитеррора стали регулярные контакты военных ведомств государств-членов Организации. Механизм совещаний министров обороны был запущен в 2002 году. С 2006 года эти встречи проходят ежегодно.

Оборонные ведомства активно сотрудничают в проведении совместных антитеррористических учений вооруженных сил. В августе 2003 года в сопредельных районах Казахстана и Китая были проведены антитеррористические учения «Взаимодействие–2003», в которых приняли участие свыше 1000 военнослужащих Казахстана, Китая, Киргизии, России и Таджикистана, была задействована авиация, тяжелая техника и артиллерия. В августе 2007 года в Челябинской области прошли совместные антитеррористические учения вооруженных сил государств-членов ШОС «Мирная миссия–2007». Важным этапом совершенствования взаимодействия на антитеррористическом треке стали учения государств-членов ШОС «Мирная миссия – 2010» на территории Казахстана (сентябрь 2010 года).





Приложение:

Договор
о коллективной безопасности

Государства - участники настоящего Договора, именуемые в дальнейшем “государства - участники”,

руководствуясь декларациями о суверенитете Независимых Государств,

учитывая создание государствами - участниками собственных Вооруженных Сил,

принимая согласованные действия в интересах обеспечения коллективной безопасности,

признавая необходимость строгого выполнения заключенных договоров, касающихся сокращения вооружений, Вооруженных Сил и укрепления мер доверия, договорились о нижеследующем.



Статья 1

Государства - участники подтверждают обязательство воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях. Они обязуются разрешать все разногласия между собой и другими государствами мирными средствами.

Государства - участники не будут вступать в военные союзы или принимать участие в каких-либо группировках государств, а также в действиях, направленных против другого государства - участника.

В случае создания в Европе и Азии системы коллективной безопасности и заключения с этой целью договоров о коллективной безопасности, к чему неуклонно будут стремиться договаривающиеся стороны, государства - участники вступят в незамедлительные консультации друг с другом с целью внесения необходимых изменений в настоящий Договор.

Статья 2

Государства - участники будут консультироваться друг с другом по всем важным вопросам международной безопасности, затрагивающим их интересы, и согласовывать по этим вопросам позиции.

В случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств - участников, либо угрозы международному миру и безопасности государства - участники будут незамедлительно приводить в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы.

Статья 3 1)

Государства - участники образуют Совет коллективной безопасности в составе Глав государств - участников и Главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами Содружества Независимых Государств.

Статья 4

Если одно из государств - участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств - участников настоящего Договора.

В случае совершения акта агрессии против любого из государств - участников все остальные государства - участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН.

О мерах, принятых на основании настоящей статьи, государства - участники незамедлительно известят Совет Безопасности Организации Объединенных Наций. При осуществлении этих мер государства - участники будут придерживаться соответствующих положений Устава ООН.

Статья 5

Координацию и обеспечение совместной деятельности государств - участников в соответствии с настоящим Договором берет на себя Совет коллективной безопасности государств - участников и создаваемые им органы. До создания указанных органов координацию деятельности Вооруженных Сил государств - участников осуществляет Главное командование Объединенных Вооруженных Сил Содружества.

Статья 6

Решение об использовании Вооруженных Сил в целях отражения агрессии в соответствии со статьей 4 настоящего Договора принимается главами государств - участников.

Использование Вооруженных Сил за пределами территории государств - участников может осуществляться исключительно в интересах международной безопасности в строгом соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и законодательством государств - участников настоящего Договора.

Статья 7

Размещение и функционирование объектов системы коллективной безопасности на территории государств - участников регулируется специальными соглашениями.

Статья 8

Настоящий Договор не затрагивает прав и обязательств по другим действующим двусторонним и многосторонним договорам и соглашениям, заключенным государствами - участниками с другими государствами, а не направлен против третьих стран.

Настоящий Договор не затрагивает право государств - участников на индивидуальную и коллективную оборону от агрессии в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

Государства - участники обязуются не заключать международные соглашения, несовместимые с настоящим Договором.

Статья 9

Любые вопросы, которые возникнут между государствами - участниками относительно толкования или применения какого-либо положения настоящего Договора, будут разрешаться совместно, в духе дружбы, взаимного уважения и взаимопонимания.

Поправки к настоящему Договору смогут вноситься по инициативе одного или нескольких государств - участников и принимаются на основе взаимного согласия.

Статья 10

Настоящий Договор открыт для присоединения всех заинтересованных государств, разделяющих его цели и принципы.

Статья 11

Настоящий Договор заключается на пять лет с последующим продлением.

Любое из государств - участников имеет право выйти из настоящего Договора, если оно поставит не менее чем за шесть месяцев в известность о своем намерении других его участников и выполнит все вытекающие в связи с выходом из настоящего Договора обязательства.

Настоящий Договор подлежит ратификации каждым подписавшим его государством в соответствии с его конституционными процедурами. Ратификационные грамоты передаются на хранение Правительству Республики Беларусь, которое настоящим назначается в качестве депозитария.

Настоящий Договор вступает в силу немедленно после сдачи на хранение ратификационных грамот подписавшими его государствами - участниками.2)


Совершено в г. Ташкенте 15 мая 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь 3), которое направит государствам, подписавшим настоящий Договор, его заверенную копию.


1) Решением Совета коллективной безопасности от 24 декабря 1993 года «О первоочередных мерах по реализации Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года» определен следующий состав Совета: «В состав Совета коллективной безопасности входят Главы государств – участников, Министры иностранных дел, Министры обороны государств – участников и Генеральный секретарь Совета коллективной безопасности. Главы государств – участников могут назначать своих полномочных представителей для участия в сессиях».



2) Договор был подписан Республикой Армения, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан.

Документ о присоединении к Договору подписан Азербайджанской Республикой 24 сентября 1993 года, Грузией 9 декабря 1993 года, Республикой Беларусь 31 декабря 1993 года.

В соответствии со статьей 11 Договор вступил в силу для Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан 20 апреля 1994 года.



3) Решением Совета министров иностранных дел государств-участников ДКБ от 5 марта 1998 года функции депозитария документов, принятых в рамках ДКБ, возложены на Секретариат Совета коллективной безопасности.







52