ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 337
Скачиваний: 1
Но сейчас на дворе - иная эпоха. Время революций и гражданских войн прошло, инстинкт самосохранения заставляет людей консолидироваться, а не раскачивать лодку. И тот же самый инстинкт толкает лидеров государств в объятия своих естественных союзников, проверенных временем. А не тех, кто сегодня появился на горизонте (поскольку ему выгодно использовать военные базы на твоей территории), а завтра бесследно исчезнет.
Для Соединенных Штатов Киргизия и Таджикистан представляют интерес ровно до того момента, пока продолжается "контртеррористическая операция" в Афганистане. Но не будут же натовцы воевать там вечно. Рано или поздно они оттуда уйдут. И тогда Бишкек и Душанбе вновь превратятся для Вашингтона и Брюсселя в глубокую периферию.
А для Москвы и Алма-Аты не превратятся никогда. И в этом - главный залог жизнеспособности нового военно-политического блока. Мы нужны друг другу, мы готовы во имя партнера идти на жертвы, мы даже в разгар кризиса соглашаемся выделять ему сотни миллионов долларов - чтобы помочь избежать голода, холода, социальной напряженности.
Коллективные силы оперативного реагирования - это альянс единомышленников, которых связывает несколько веков общей истории.
Коллективные силы оперативного реагирования
Организации Договора о коллективной безопасности
Принципиальное решение о формировании в рамках ОДКБ группировки сил быстрого реагирования было принято главами государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности на неформальном саммите Организации в Казахстане в декабре 2008 года.
При этом президенты руководствовались стремлением обеспечить на коллективной основе безопасность и стабильность государств-членов ОДКБ на фоне существующих и потенциальных угроз, включая, терроризм, экстремизм, наркотрафик и другие виды организованной преступности.
Правовые основы деятельности
Правовую основу деятельности ОДКБ составляют:
- Устав Организации Объединенных Наций, соответствующие конвенции ООН;
- Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года;
- Устав Организации Договора о коллективной безопасности;
- Протокол о продлении Договора;
- Меморандум о повышении эффективности Договора о коллективной безопасности и его адаптации к современной геополитической ситуации;
- другие нормативные правовые документы, принятые в развитие Договора о коллективной безопасности, а также двусторонние и многосторонние договоры между государствами-членами ОДКБ по вопросам военного сотрудничества;
- соответствующие национальные законодательные акты государств-членов ОДКБ. 2 Организационные основы
4 февраля 2009 года в Москве на внеочередной сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ (далее –СКБ), учитывая необходимость дальнейшего укрепления безопасности государств-членов Организации на фоне существующих и потенциальных угроз, президентами государств-членов ОДКБ было подписано Решение «О Коллективных силах оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности» (далее КСОР), в котором были сформулированы основные подходы по созданию КСОР, как универсальных сил Организации и поставлены задачи по разработке проектов нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность КСОР и их состав.
В соответствии с этим Решением к очередной сессии СКБ (июнь 2009 года, г. Москва) был подготовлен соответствующий пакет проектов документов, а также предложения о внесении необходимых изменений в нормативную правовую базу, регламентирующую деятельность Объединенного штаба ОДКБ и сил, и средств системы коллективной безопасности.
Главами государств-членов ОДКБ рассмотрены и подписаны на сессии следующие нормативные правовые документы:
- Соглашение о Коллективных силах оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности и два приложения; 3
- Решение Совета коллективной безопасности ОДКБ «О составе Коллективных сил оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности»;
- Решение Совета коллективной безопасности ОДКБ «Об изменении Структуры и о дополнительных функциях Объединенного штаба Организации Договора о коллективной безопасности»;
- Решение Совета коллективной безопасности ОДКБ «Об изменении численности и структуры Секретариата Организации Договора о коллективной безопасности».
Необходимость предоставления и закрепления социальных гарантий личному составу, выделенному в состав сил и средств системы коллективной безопасности, была рассмотрена на заседании Совета Парламентской Ассамблеи ОДКБ 13 мая 2009 года.
Советом Парламентской Ассамблеи ОДКБ поддержано предложение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о необходимости разработки проекта Соглашения между государствами-членами Организации о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, органов безопасности и других компетентных органов из состава КСОР ОДКБ.
В Приоритетных направлениях деятельности ОДКБ во втором полугодии 2009 года – первом полугодии 2010 года, утвержденных на сессии СКБ в Москве в июне 2009 года, были определены основные направления реализации Решения СКБ от 4 февраля 2009 года «О Коллективных силах оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности». К ним относятся:
- формирование Коллективных сил оперативного реагирования и органа управления ими в составе, предусмотренном Решением СКБ. Проведение совместного учения с вошедшими в их состав воинскими контингентами и формированиями специального назначения;
4. - подготовка предложений в программу оснащения КСОР современными и совместимыми образцами вооружения и военной техники, средствами связи и экипировки личного состава.
В последующем предполагается доработка ряда документов по КСОР. Этот процесс обусловлен как созданием КСОР, так и необходимостью нормативного правового оформления состава сил и средств системы коллективной безопасности.
Разработка документов будет осуществляться в течение 2010–2012 годов в увязке с процессом ратификации государствами-членами ОДКБ Соглашения о КСОР.
В течение 2010 года разработаны и в основном согласованы нормативные правовые документы в формате Организации, регламентирующие деятельность сил и средств системы коллективной безопасности:
Соглашение о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности;
Соглашение о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности;
Положение о порядке принятия и реализации коллективных решений на применение сил и средств системы коллективной безопасности.
Задачи КСОР ОДКБ, состав и порядок формирования
В основном документе, в Соглашении о КСОР отмечено, что Стороны создают на коалиционной основе Коллективные силы оперативного реагирования, которые являются компонентом постоянной готовности сил и средств системы коллективной безопасности Организации. При этом КСОР предназначены для оперативного реагирования на вызовы и угрозы безопасности государств-членов. КСОР не могут использоваться для разрешения споров между Сторонами.
В частности, к основным задачам, возлагаемым на КСОР, относятся:
развертывание на территории любой из Сторон с целью демонстрации
5. готовности к применению военной силы;
участие в предотвращении и отражении вооруженного нападения, в том числе агрессии, локализации вооруженных конфликтов;
участие в мероприятиях по борьбе с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оружия и боеприпасов, другими видами транснациональной организованной преступности;
участие в выполнении мероприятий по защите населения от опасностей, возникающих при ведении или вследствие военных действий, а также ликвидации чрезвычайных ситуаций и оказании чрезвычайной гуманитарной помощи.
Состав КСОР утверждается Советом коллективной безопасности на основе предложений Сторон и включает два компонента: воинские контингенты и формирования сил специального назначения. В настоящее время действующий состав утвержден Решением СКБ от 14 июня 2009 года «О составе Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ».
Для комплектования КСОР Стороны в соответствии со своим национальным законодательством выделяют воинские контингенты и формирования сил специального назначения, оснащенные современными и совместимыми вооружением, военной (специальной) техникой.
Воинские контингенты и формирования сил специального назначения направляющих Сторон до принятия решения на развертывание и применение КСОР находятся под национальной юрисдикцией. Их комплектование, материально-техническое и финансовое обеспечение осуществляется Сторонами.
Состав, сроки развертывания и применения контингентов КСОР определяются Советом коллективной безопасности на основании официального обращения одной или нескольких Сторон на основе консенсуса или с согласия Сторон, для которых настоящее Соглашение вступило в силу (ст.4 Соглашения о КСОР).
6 .В случае принятия решения о реализации предусмотренного статьей 51 Устава ООН права на самооборону, Совет коллективной безопасности незамедлительно информирует об этом Совет Безопасности ООН.
Решение о конкретных воинских контингентах и формированиях сил специального назначения, выделяемых в состав контингентов КСОР для выполнения поставленных задач, принимается Советом коллективной безопасности на основе предложений Совета министров обороны и/или Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ, подготовленных с учетом запроса принимающей Стороны.
Выделение подразделений специального назначения (групп специалистов) органов безопасности и спецслужб государств – членов ОДКБ в состав КСОР осуществляется на временной основе для участия в решении задач:
-по проведению специальных операций (мероприятий);
-по обезвреживанию взрывных устройств или иных поражающих устройств сложной конструкции;
-по пресечению деятельности террористов, террористических групп и (или) других преступных организаций.
Подразделения специального назначения (группы специалистов) органов внутренних дел (полиции) и внутренних войск Сторон, выделенные в состав КСОР, привлекаются к выполнению следующих основных задач:
- участие в разоружении и ликвидации незаконных вооруженных формирований;
- участие в пресечении актов терроризма;
- участие в пресечении деятельности и ликвидации организованных преступных групп;
- участие в обеспечении безопасности государственных объектов;
- участие в проведении специальных мероприятий по обнаружению, изъятию, обезвреживанию, перевозке и уничтожению взрывоопасных предметов.
7 . Подразделения органов, уполномоченных в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, из состава КСОР привлекаются к выполнению задач по участию в выполнении мероприятий по защите населения от опасностей, возникающих при ведении или вследствие военных действий, а также ликвидации чрезвычайных ситуаций и оказании чрезвычайной гуманитарной помощи.
Планирование оперативного развертывания КСОР на территориях Сторон заблаговременно осуществляется Объединенным штабом во взаимодействии с заинтересованными министерствами и ведомствами.
Структура, содержание и порядок уточнения плана оперативного развертывания контингентов КСОР определяются Советом министров обороны и/или Комитетом секретарей советов безопасности.
Транзит, ввод, порядок и условия временного нахождения контингентов КСОР на территориях Сторон, а также их статус, социальные и правовые гарантии личного состава определяются Соглашением о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности (от 11 октября 2000 года), Протоколом о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года (от 25 мая 2001 года), а также Протоколом о механизме оказания военно-технической помощи государствам-членам Организации Договора о коллективной безопасности в случаях возникновения агрессии или совершения акта агрессии (от 6 октября 2007 года).
Соглашение регистрируется в Секретариате ООН в соответствии со статьей 102 Устава ООН.
Применение КСОР ОДКБ
Применение КСОР осуществляется в форме совместной операции, при этом подготовка и определение способов ее проведения осуществляется Командующим КСОР во взаимодействии с заинтересованными министерствами и ведомствами.