ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 336
Скачиваний: 1
Сама суть ДКБ, заложенные в нем принципы и формы сотрудничества, а также заявленные позиции предопределили реальную возможность для него стать составной частью системы общей и всеобъемлющей безопасности для евразийского региона.5
Формирование системы коллективной безопасности на постсоветском пространстве началось после распада СССР. 14 февраля 1992 года было принято решение о создании Совета министров обороны (СМО) и Главного командования Объединенных вооруженных сил Содружества (ОВС СНГ), а 20 марта того же года подписано Соглашение об ОВС на переходный период. Тем самым была предпринята попытка сохранить общее оборонное пространство и трансформировать бывшую Советскую Армию в единые для всех членов СНГ вооруженные силы. Однако параллельно с этим многие бывшие республики СССР начали формировать свои собственные армии. Это фактически привело к разделу и национализации новыми независимыми государствами вооруженных сил, техники и имущества Советской Армии, дислоцированных на их территориях.6
Таким образом, уже к маю 1992 года стало ясно, что невозможно сохранить централизованную армию СНГ под единым контролем. Причины тому — усиление центробежных сил, развал системы управления войсками, конфликты между бывшими республиками СССР, а также ряд других факторов. Вместе с тем у руководства большинства республик росло понимание того, что необходимы качественно новые, более действенные формы и механизмы интеграции в военно-политической сфере, которые позволили бы создать более эффективную систему безопасности со значительно меньшими экономическими и научно-техническими издержками, снизить эскалацию вооруженных конфликтов на постсоветском пространстве. Именно с учетом этих факторов 15 мая 1992 года в Ташкенте представители Армении, Казахстана, Кыргызстана России, Таджикистана и Узбекистана заключили Договор о коллективной безопасности (ДКБ), ставший фундаментом организации региональной безопасности в полном соответствии со статьей 51 Устава ООН. В дальнейшем к ним присоединились Азербайджан (24 сентября 1993 г.), Грузия (9 декабря 1993 г.) и Беларусь (3 января 1994 г.). Документ вступил в силу 20 апреля 1994 года после сдачи ратификационных грамот подписавшими его государствами. Сейчас в рамках ОДКБ участвуют семь государств: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, и Узбекистан.
ДКБ отражает сугубо оборонительную направленность военной политики государств-участников, при этом приоритет при урегулировании и предотвращении возможных конфликтов отдан политическим средствам и возможностям. По своему содержанию ДКБ является, прежде всего, инструментом военно-политического сдерживания. Государства-участники Договора не рассматривают ни одно из государств мира в качестве потенциального противника и выступают за взаимовыгодное сотрудничество со всеми странами. Договор открыт для присоединения всех заинтересованных государств, разделяющих его цели и принципы.
2.1 Образование, уставные цели и органы управления ОДКБ
Осознание необходимости создания сильного военно-политического блока, привело к институализации интеграционного механизма ДКБ в Организацию договора о коллективной безопасности.
В 2002 году в Кишиневе были подписаны соглашения о создании ОДКБ с целью усилений безопасности на территории стран-участниц ДКБ. Организации Договора о коллективной безопасности.7 Ее участники — Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан, в 2006 году в ОДКБ вступил Узбекистан, который ранее был членом ДКБ.
В ООН на правах региональной международной организации ОДКБ была зарегистрирована 26 декабря 2003 года.
Согласно Уставу, государства-члены ОДКБ преследуют следующие цели: укрепление мира, сохранение территориальной целостности и независимости государств-участников организации, а также координируют свои действия в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и психотропных средств, организованной трансграничной преступностью.8
Принципиально важным положением устава является пункт об оказании немедленной военной помощи государству-участнику ОДКБ в случае возникновения военной грозы.9
Данное положение закрепляется в Статье 4 Договора о коллективной безопасности и определяет порядок оказания помощи государству-участнику в случае совершения против него акта агрессии. При этом определяется, что агрессия против одного из государств-участников должна рассматриваться как агрессия против всех государств-участников ОДКБ. В порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН «в случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами».10
Исходя из заявленных целей, ОДКБ принимает меры по созданию коалиционных (региональных) группировок войск и обеспечению их необходимым вооружением и техникой.
Особое внимание странами-участниками ОДКБ уделяется формированию Коллективных сил быстрого реагирования (КСБР). В рамках ОДКБ приняты решения о создании Объединенного штаба в Москве, который займется оперативным руководством КСБР; о формировании региональных командований КСБР: на западном направлении - в Беларуси, на кавказском - в Армении, на центрально-азиатском - в Казахстане.
В настоящее время Коллективные силы быстрого реагирования (КСБР) насчитывают 4,5 тысячи человек (9 батальонов, дислоцированные в Казахстане, Киргизии и Таджикистане), батальонные группы российской военной базы в Таджикистане и авиационную группу российской авиабазы в Канте (Киргизия).
В рамках ОДКБ развивается единое оборонное пространство. В этом году вступило в силу Соглашение об оперативном оборудовании территории и совместном использовании объектов военной инфраструктуры государств ОДКБ. Помимо совместной защиты от агрессии и других сугубо военных вопросов организация решает задачи по противодействию наркобизнесу и незаконному обороту оружия11
Органы ОДКБ
Совет коллективной безопасности (СКБ) - высший орган Организации. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей. В состав Совета входят главы государств-членов. В период между сессиями СКБ вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых органами Организации занимается Постоянный совет, который состоит из полномочных представителей, назначаемых государствами-членами.
Совет министров иностранных дел (СМИД) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.
Совет министров обороны (СМО) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.
Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.
Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчетен Совету.
Секретариат Организации - постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.
Объединенный штаб ОДКБ - постоянно действующий рабочий орган Организации и СМО ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ. «Объединяя свои усилия в сфере коллективной безопасности, государства-участники видят создаваемую ими систему коллективной безопасности составной частью общеевропейской системы безопасности, а также частью возможной системы безопасности в Азии» (Декларация государств-участников Договора о коллективной безопасности).12 На первоначальном этапе Договор содействовал созданию национальных вооруженных сил государств-участников, обеспечению адекватных внешних условий для их независимого государственного строительства. Об этом свидетельствует востребованность Договора в целом ряде случаев применения его положений. Возможности Договора были задействованы осенью 1996 года, летом 1998 года в связи с опасным развитием событий в Афганистане в непосредственной близости к границам центрально-азиатских государств-участников ДКБ, для предотвращения попыток экстремистов дестабилизировать обстановку в этом регионе.
С 2003г. ОДКБ ежегодно проводит международные антинаркотические операции "Канал" с целью пресечения контрабанды наркотиков с афганской территории. На заседании Совета министров иностранных дел государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности (СМИД ОДКБ) в Бишкеке 19 ноября 2003 г. было одобрено "Заявление государств-членов ОДКБ по Афганистану". 23 июня 2005 г. Совет коллективной безопасности в Москве принял постановление "О реализации Плана мероприятий по координации деятельности государств-членов ОДКБ в вопросах постконфликтного обустройства Афганистана и мерах по совершенствованию этой работы". 30 ноября 2005г. СМИД ОДКБ сформировал Рабочую группу по Афганистану. 18 января 2006 года она провела первое заседание. Основные направления деятельности Рабочей группы сконцентрировались на выработке рекомендаций относительно мероприятий по борьбе с наркоугрозой и по содействию становлению государственных институтов власти в Афганистане, а также в сфере экономического сотрудничества.13
Основные направления деятельности Рабочей группы будут сконцентрированы на выработке рекомендаций по противодействию наркотрафику, содействию становлению государственных институтов власти в Афганистане и оказанию помощи Республике Таджикистан в охране границы с Афганистаном.14
Сотрудничество России в военной области на постсоветском пространстве.
С момента распада СССР сотрудничество в военной области стран – членов Содружество независимых государств не прекращалось. В какие то годы оно было более тесным, в какие то годы менее, но решение проблем связанных с наследием военной мощи бывшей советской империи и будущем сохранится как под влиянием фактора создания антитеррористической коалиции и борьбы с международным терроризмом, так и помимо него. Одной из главных причин сохранения тесного военно-технического сотрудничества между странами СНГ связанны с проблемами становления государственности и поддержания боевой готовности своих вооруженных сил.. Естественно, что соседи, какими являются страны СНГ стараются обеспечить себе дополнительные гарантии военной безопасности .В производстве военной техники в СССР участвовали около 7000 предприятий, около 1000i из них находились вне границ РСФСР. Современной России, таким образом, досталось около 80% производственных мощностей ВПК Союза. Но уровень специализации был настолько велик, что и сейчас около половины позиций, включенных в государственный оборонный заказ России, производится с участием предприятий СНГ. Оставшиеся горы оружия и военно-промышленный потенциал продолжают быть важным фактором и европейской и трансатлантической политики в области безопасности. К началу 2006 года, по словам директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаила Дмитриева Россия ведет переговоры по развитию ВТС более чем с 20 странами мира и поддерживает отношения в этой сфере более чем с 82 странами.
Военно-техническое сотрудничество России со странами СНГ.
Особенностью сотрудничества России в военно-технической области со странами СНГ является отношения крупной страны, которой является Россия с небольшими государствами (за исключением Украины, которая также является крупным игроком в региональной и мировой политике). В свою очередь малые государства, не ставя для себя амбициозные планы и не теряя лица, также используют значительные выгоды из этой ситуации. Это позволяет им концентрировать усилия на узких направлениях и использовать различную тактику и в переговорном процессе и в практической деятельности и выгодно обменивать свою «приверженность военно-техническому сотрудничеству с Россией» на конкретные экономические и политические уступки. Примером тому экономические уступки Белоруссии в поставках энергоносителей или политическая поддержка Узбекистана после Андижанских событий. Либо увеличение цены за поставку дешевых энергоносителей тем странам СНГ, кто недружественно настроен к Москве, как это произошло в 2006 году с Грузией, Украиной и Молдовой.
Полностью отказаться от кооперации невозможно по экономическим показателям. Примером тому использование станций предупреждения о ракетном нападении (СПНР) в интересах российской ПРО находящихся на территории Казахстана, Азербайджана, Белоруссии, Украины., Узбекистана. Или использование космодрома Байконур, находящегося на территории Казахстана, или авторский надзор за техническим состоянием баллистических ракет шахтного базирования стратегических ядерных сил (СЯС) России украинскими специалистами из Днепропетровска. Но и у стран СНГ примерно такая - же заинтересованность, ведь большая часть конечной военной продукции производится в России. Поскольку альтернативы российской боевой технике на постсоветском пространстве нет, реально военно – техническое сотрудничество выливается в поставках запасных частей , подготовке специалистов , поставке отдельных образцов техники управления войсками на различной экономической основе –по бартеру, со скидками или бесплатно. Не логично совместно производить военную продукции и одновременно соперничать в военной области. Понимание этого фактора продемонстрировали в начале 21 века Белоруссия, Армения, Узбекистан, Украина, подписав ряд соглашений в кооперации по производству новейших вооружений. Однако это не исключает соперничества в торговле вооружением с третьими странами, что и реально происходит у России с Белоруссией, Украиной, Арменией.
Россией активно участвует в создании единой с Белоруссия системы ПВО. ВВС Так в Белоруссию в 2006 году будут поставлены на перевооружение 115 зенитно- ракетной бригады зенитно – ракетные системы С -300ПС, которые заменят морально устаревшие С-125.. На Западном и Северо – Западном направлениях Белоруссии действуют оперативно – тактические командования ВВС и ПВО, каждое из которых включает более пяти зенитно – ракетных и радиотехнических бригад , а также базы «Новым – старым» оружием белорусских войск ПВО являются аэростаты, которые используются для ведения глубинной разведки, как альтернатива натовским самолетам – разведчикам «Авакс». В совокупности это позволило значительно усилить Объединенную с Россией систему ПВО, созданной после проведенного анализа действий НАТО в Югославии. Если говорить об объединенной системе ПВО СНГ, то сегодня это 19 истребительных авиаполков (из них -11 российских). 22 радиотехнические части (9 российских), 2 части радиоэлектронной борьбы (российские), 4 бригады ПВО (все из состава Вооруженных сил Казахстана). На вооружении ракетчиков - зенитные ракетные комплексы (ЗРК) «Оса», «Бук», С-75, С-125, С-200 и С-300 нескольких модификаций. Истребительная авиация вооружена самолетами Миг-21, Миг-29, Миг-31, и Су-27.