ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1198
Скачиваний: 1
96
07.08.2001 №115
-
ФЗ.
Правила обязательны для исполнения всеми подразделениями и со-
трудниками банка. Должностные лица, виновные в нарушении Правил, в
том числе, повлекшем применение к банку мер воздействия или штраф-
ных санкций, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с
действующим законодательством. За нарушение Федерального закона
виновные лица несут административную, гражданскую и уголовную от-
ветственность. Сотрудники и руководители банка независимо от зани-
маемой должности и выполняемых функций должны в рамках своей
компетенции способствовать проведению мероприятий, направленных на
организацию системы и реализацию программ внутреннего контроля в
целях противодействие отмыванию доходов и финансированию терро-
ризма.
В качестве одной из основных задач, поставленной перед банками
Правительством РФ и Банком России, указана задача по предотвраще-
нию использования кредитных организаций для осуществления недобро-
совестной коммерческой деятельности и в противоправных целях.
По поручению Президента Российской Федерации разработана
Концепция национальной стратегии противодействия легализации пре-
ступных доходов и финансированию терроризма.
Банк России включает вопросы соблюдения требований Закона
№115
-
ФЗ во все проводимые проверки, также в ходе проведения прове-
рок в Банках уже продемонстрировано ужесточение контроля. По обеща-
нию Банка России, меры воздействия на банки будут только усиливаться.
Другие органы исполнительной власти (МВД, Счетная палата) также
пытаются контролировать осуществление противолегализационных про-
цедур в банках. Как следствие, повышаются риски применения мер воз-
действия со стороны контролирующих органов.
Ежегодно за нарушения Федерального закона № 115
-
ФЗ ЦБ отзы-
вает не менее десятка лицензий.
Противодействие легализации в России регулирует Закон №115
-
ФЗ
от 07.08.2001г. и Постановления Правительства за исключением тех, ко-
торые адресованы организациям, в сфере деятельности которых отсутст-
вуют надзорные органы.
Требования Законодательства еще не устоялись, правовое поле, ре-
97
гулирующее эту область, подвергается постоянным корректировкам, так
в Закон уже несколько раз вносились изменения, и по всей вероятности,
они не последние.
Вопрос 2.
Политика банка в отношении легализации
(отмывания) доходов, полученных преступным путем.
Легализация (отмывание)
-
это процесс, посредством которого пре-
ступно полученные доходы вливаются в законный денежный оборот, при
этом реальные источники и каналы поступления таких доходов (денеж-
ных средств) тщательно скрываются от постороннего внимания. Отмы-
ванием денег занимаются организованные криминальные структуры, це-
лью которых является как дальнейшее финансирование преступной дея-
тельности, так и получение возможности использования незаконно полу-
ченных средств в различных целях. Реальные (незаконные) источники
доходов в процессе их получения и легализации во многих случаях могут
прикрываться вполне законной с виду деятельностью, а могут также со-
существовать с ней параллельно. Легализованные "грязные" деньги абст-
рагируются в процессе отмывания от источника своего незаконного про-
исхождения и становятся, таким образом, частью легальной экономики.
Постоянное совершенствование денежной системы привело к тому,
что оборот наличных денег в мире значительно снизился и уступил место
безналичному денежному обращению, с помощью которого как легаль-
ные, так и криминальные структуры получили оптимально быстрый, на-
дежный и эффективный способ управление денежными средствами для
их дальнейшего перераспределения и использования. Поскольку значи-
тельная часть "грязных" денег от проведения незаконных операций
в на-
стоящее время продолжает поступать в виде наличных денежных
средств, то одной из составных задач криминальных структур стало во-
влечение получаемой наличности в законный безналичный оборот, а
также вывод денежных средств за рубеж, как правило, в оффшорные зо-
ны и территории со свободным налоговым
режимом.
Банку, помимо определенного уровня показателей ликвидности,
надежности и размера капитала, необходимо иметь также хорошую дело-
вую и личную репутацию. Аналогичные требования предъявляются к
98
финансовым и банковским учреждениям, желающим стать участниками
и членами международных организаций. Таким образом, для того, чтобы
исключить ряд возможных проблем при освоении новых международных
секторов рынка банковских услуг, развития и усовершенствования суще-
ствующих систем и методов предоставления услуг, а также для расшире-
ния партнерских и корреспондентских отношений, банку необходимо
обеспечить себе соответствующую репутацию.
Вопрос3.Требования к системе внутреннего контроля в Банке.
В целях реализации Правил внутреннего контроля (далее Правила)
внутреннему анализу подвергается общая информация о клиентах, а так-
же информация об операциях различного характера, проводимых клиен-
тами через банк (такие как открытие и ведение банковских счетов, про-
ведение операций в форме банковского перевода, операций с ценными
бумагами, выдача кредитов, валютно
-
обменные и иные операции).
Контролю, в соответствии с Правилами, подлежат клиенты, посто-
янно обслуживающиеся в банке, а также клиенты, проводящие разовые
операции без открытия расчетных, текущих или иных счетов.
Одновременно с выявлением операций, подлежащих обязательному
контролю и/или подозрительных операций клиентов, Правила устанавли-
вают принципы использования полученной информации.
•
Правилами устанавливается механизм, использование которого по-
зволит Банку осуществлять действия, направленные на предотвращение
проведения через банк клиентских операций, связанных с легализацией
(отмыванием) доходов, полученных преступным путем. Применение вы-
шеуказанного механизма предполагает функционирование ряда про-
грамм, обеспечивающих:
•
сбор информации о клиентах и их операциях, проводимых
через банк;
•
обработку, изучение и анализ собранной информации
выявление в деятельности клиентов операций, подлежащих
обязательному контролю
99
•
•
выявление в деятельности клиентов операций, связанных с
легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем;
•
осуществление контроля над деятельностью "подозритель-
ных" клиентов;
взаимодействие банка с уполномоченным федеральным орга-
ном в соответствии с законодательством Российской Федерации по пре-
доставлению сведений о выявленных операциях клиентов, связанных с
легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем
Программы, обеспечивающие функционирование механизма пре-
дотвращения проведения через банк операций, связанных с легализаци-
ей (отмыванием) доходов, полученных преступным путем:
1.
Программа идентификации и изучения клиентов и их деятельно-
сти.
Действие данной программы направлено на получение банком пер-
воначальной информации о клиенте и его деятельности на стадии перво-
го обращения клиента в Банк. Обработка и анализ информации, получен-
ной в результате действия данной программы, с одной стороны, позволя-
ет Банку на первоначальном этапе изучить потенциального клиента и его
деятельность с целью
оценки риска осуществления клиентом в дальней-
шем легализации (отмывания) доходов, полученным преступным путем,
с другой стороны, вышеуказанная информация, используется при
осуществлении иных программ, действие которых направлено на проти-
водействие легализации (отмывания) доходов, полученным преступным
путем.
-
Осуществление программы идентификации предусматривает про-
ведение двух процедур:
-
получение информации о клиенте и его деятельности;
анализ информации о клиенте и его деятельности с целью
оценки риска осуществления клиентом в дальнейшем легализации (от-
мывания) доходов, полученным преступным путем.
Сбор информации, проводимый в отношении клиентов
-
юридиче-
ских лиц, осуществляется на основании изучения сведений, полученных
в процессе анкетирования клиентов, содержащихся в документах, полу-
ченных от вышеуказанных клиентов и направляемых в установленном
100
банком порядке для последующего хранения в юридических, кредитных
или иных специальных досье. Вышеуказанные документы должны со-
держать в обязательном порядке следующие данные о клиенте и его дея-
тельности:
-
-
наименование;
-
регистрационный номер;
-
место регистрации;
-
место нахождения;
-
почтовый и юридический адрес;
-
идентификационный номер налогоплательщика (при его на-
личии);
-
коды форм федерального государственного статистического
наблюдения;
-
сведения о характере деятельности клиента;
-
состав учредителей (участников) клиента, включая лиц,
имеющих возможность влиять на принятие решения органами клиента-
ми;
-
структуру органов управления клиента и их полномочия;
величину зарегистрированного и оплаченного уставного
(складочного) капитала или величину уставного фонда, имущества.
-
Сбор информации, проводимый в отношении клиентов
-
физиче-
ских лиц, осуществляется на основании изучения сведений, содержащих-
ся в документах, полученных от вышеуказанных клиентов и направляе-
мых в установленном Банком порядке для последующего хранения в
юридических, кредитных или иных специальных досье. Вышеуказанные
документы должны содержать в обязательном порядке следующие дан-
ные о клиенте и
его деятельности:
-
фамилия, имя и отчество (если иное не вытекает из закона
или национального обычая);
-
дата и место рождения;
-
место жительства (регистрации);
-
место пребывания;
сведения о документе, удостоверяющем личность клиента
(наименование, серия и номер, орган, выдавший документ, дата выдачи
документа);