ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1198

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

96 

 

07.08.2001 №115

-

ФЗ.

 

Правила обязательны для исполнения всеми подразделениями и со-

трудниками банка. Должностные лица, виновные в нарушении Правил, в 
том числе, повлекшем применение к банку мер воздействия или штраф-
ных  санкций,  несут  дисциплинарную  ответственность  в  соответствии  с 
действующим  законодательством.  За  нарушение  Федерального  закона 
виновные лица несут административную, гражданскую и уголовную от-
ветственность.    Сотрудники  и  руководители  банка  независимо  от  зани-
маемой  должности  и  выполняемых  функций  должны  в  рамках  своей 
компетенции способствовать проведению мероприятий, направленных на 
организацию  системы  и  реализацию  программ  внутреннего  контроля  в 
целях  противодействие  отмыванию  доходов  и  финансированию  терро-
ризма. 

 

В качестве одной из основных задач, поставленной перед банками 

Правительством  РФ  и  Банком  России,  указана  задача  по    предотвраще-
нию использования кредитных организаций для осуществления недобро-
совестной коммерческой деятельности и в противоправных целях. 

 

По  поручению  Президента  Российской  Федерации  разработана 

Концепция  национальной  стратегии  противодействия  легализации  пре-
ступных доходов и финансированию терроризма.

 

Банк  России  включает  вопросы  соблюдения  требований  Закона 

№115

-

ФЗ во все проводимые проверки, также в ходе проведения прове-

рок в Банках уже продемонстрировано ужесточение контроля. По обеща-
нию Банка России, меры воздействия на банки будут только усиливаться. 
Другие  органы  исполнительной  власти  (МВД,  Счетная  палата)  также  
пытаются контролировать осуществление противолегализационных про-
цедур в банках. Как следствие, повышаются риски применения мер воз-
действия со стороны контролирующих органов.

 

Ежегодно  за нарушения Федерального закона № 115

-

ФЗ ЦБ отзы-

вает не менее десятка  лицензий.

 

Противодействие легализации в России регулирует Закон №115

-

ФЗ 

от 07.08.2001г. и Постановления Правительства за исключением тех, ко-
торые адресованы организациям, в сфере деятельности которых отсутст-
вуют надзорные органы. 

 

Требования Законодательства еще не устоялись, правовое поле, ре-


background image

 

97 

 

гулирующее эту область, подвергается постоянным корректировкам, так 
в Закон уже несколько раз вносились изменения, и по всей вероятности, 
они не последние. 

 

 

 

Вопрос 2.

 

             

Политика банка в отношении легализации          

 

(отмывания) доходов, полученных преступным путем.

 

Легализация (отмывание) 

это процесс, посредством которого пре-

ступно полученные доходы вливаются в законный денежный оборот, при 
этом реальные источники и каналы поступления таких доходов (денеж-
ных  средств)  тщательно  скрываются  от  постороннего  внимания.  Отмы-
ванием денег занимаются организованные криминальные структуры, це-
лью которых является как дальнейшее финансирование преступной дея-
тельности, так и получение возможности использования незаконно полу-
ченных  средств  в  различных  целях.  Реальные  (незаконные)  источники 
доходов в процессе их получения и легализации во многих случаях могут 
прикрываться вполне законной с виду деятельностью, а могут также со-
существовать с ней параллельно. Легализованные "грязные" деньги абст-
рагируются в процессе отмывания от источника своего незаконного про-
исхождения и становятся, таким образом, частью легальной экономики.

 

Постоянное совершенствование денежной системы привело к тому, 

что оборот наличных денег в мире значительно снизился и уступил место 
безналичному  денежному  обращению,  с  помощью  которого  как  легаль-
ные, так и криминальные структуры получили оптимально быстрый, на-
дежный  и  эффективный  способ  управление  денежными  средствами  для 
их  дальнейшего  перераспределения  и  использования.  Поскольку  значи-
тельная часть "грязных" денег от проведения незаконных операций

 

в на-

стоящее  время  продолжает  поступать  в  виде  наличных  денежных 
средств, то  одной из составных задач криминальных структур стало во-
влечение  получаемой  наличности  в  законный  безналичный  оборот,  а 
также вывод денежных средств за рубеж, как правило, в оффшорные зо-
ны и территории со свободным налоговым

 

режимом.

 

Банку,    помимо  определенного  уровня  показателей  ликвидности, 

надежности и размера капитала, необходимо иметь также хорошую дело-
вую  и  личную  репутацию.  Аналогичные  требования  предъявляются  к 


background image

 

98 

 

финансовым  и  банковским  учреждениям,  желающим  стать  участниками 
и членами международных организаций. Таким образом, для того, чтобы 
исключить ряд возможных проблем при освоении новых международных 
секторов рынка банковских услуг, развития и усовершенствования суще-
ствующих систем и методов предоставления услуг, а также для расшире-
ния  партнерских  и  корреспондентских  отношений,  банку  необходимо 
обеспечить себе соответствующую репутацию.

 

 

 

Вопрос3.Требования к системе внутреннего контроля в Банке. 

 

 

В целях реализации Правил внутреннего контроля (далее Правила) 

внутреннему анализу подвергается общая информация о клиентах, а так-
же информация об операциях различного характера, проводимых клиен-
тами через банк (такие как открытие и ведение банковских счетов, про-
ведение  операций  в  форме  банковского  перевода,  операций  с  ценными 
бумагами, выдача кредитов, валютно

-

обменные и иные операции).

 

Контролю, в соответствии с Правилами, подлежат клиенты, посто-

янно  обслуживающиеся  в  банке,  а  также  клиенты,  проводящие  разовые 
операции без открытия расчетных, текущих или иных счетов.

 

Одновременно с выявлением операций, подлежащих обязательному 

контролю и/или подозрительных операций клиентов, Правила устанавли-
вают принципы использования полученной информации.

 

 

Правилами устанавливается механизм, использование которого по-

зволит  Банку  осуществлять  действия,  направленные  на  предотвращение 
проведения  через  банк  клиентских  операций,  связанных  с  легализацией 
(отмыванием) доходов, полученных преступным путем. Применение вы-
шеуказанного  механизма  предполагает  функционирование  ряда  про-
грамм, обеспечивающих:

 

 

сбор  информации  о  клиентах  и  их  операциях,  проводимых 

через банк;

 

 

обработку, изучение и анализ собранной информации

 

выявление  в  деятельности  клиентов  операций,  подлежащих 

обязательному контролю

 


background image

 

99 

 

 

 

выявление  в  деятельности  клиентов  операций,  связанных  с 

легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем;

 

 

осуществление  контроля  над  деятельностью  "подозритель-

ных" клиентов;

 

взаимодействие банка с уполномоченным федеральным орга-

ном в соответствии с законодательством Российской Федерации по пре-
доставлению  сведений  о  выявленных  операциях  клиентов,  связанных  с 
легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем

 

Программы,  обеспечивающие  функционирование  механизма    пре-

дотвращения  проведения через банк операций, связанных с легализаци-
ей (отмыванием) доходов, полученных преступным путем:

 

1. 

 

Программа идентификации и изучения клиентов и их деятельно-

сти.

 

Действие данной программы направлено на получение банком пер-

воначальной информации о клиенте и его деятельности на стадии перво-
го обращения клиента в Банк. Обработка и анализ информации, получен-
ной в результате действия данной программы, с одной стороны, позволя-
ет Банку на первоначальном этапе изучить потенциального клиента и его 
деятельность с целью

 

оценки риска осуществления клиентом в дальней-

шем легализации (отмывания) доходов, полученным преступным   путем, 
с    другой   стороны,   вышеуказанная   информация,   используется   при 
осуществлении иных программ, действие которых направлено на проти-
водействие  легализации  (отмывания)  доходов,  полученным  преступным 
путем.

 

-

 

Осуществление  программы   идентификации предусматривает про-

ведение двух процедур:

 

-

 

получение информации о клиенте и его деятельности;

 

анализ  информации  о  клиенте  и  его  деятельности  с  целью

 

оценки  риска  осуществления  клиентом  в  дальнейшем  легализации  (от-
мывания) доходов, полученным преступным путем.

 

Сбор информации, проводимый в отношении клиентов 

юридиче-

ских лиц, осуществляется на основании изучения сведений, полученных 
в процессе анкетирования клиентов, содержащихся в документах, полу-
ченных  от  вышеуказанных  клиентов  и  направляемых  в  установленном 


background image

 

100 

 

банком порядке для последующего хранения в юридических, кредитных 
или  иных  специальных  досье.  Вышеуказанные  документы  должны  со-
держать в обязательном порядке следующие данные о клиенте и его дея-
тельности:

 

-

 

-

 

наименование;

 

-

 

регистрационный номер;

 

-

 

место регистрации;

 

-

 

место нахождения;

 

-

 

почтовый и юридический адрес;

 

-

 

идентификационный  номер  налогоплательщика  (при  его  на-

личии);

 

-

 

коды  форм  федерального  государственного  статистического 

наблюдения;

 

-

 

сведения о характере деятельности клиента;

 

-

 

состав  учредителей  (участников)  клиента,  включая  лиц, 

имеющих  возможность  влиять  на  принятие  решения  органами  клиента-
ми;

 

-

 

структуру органов управления клиента и их полномочия;

 

величину  зарегистрированного  и  оплаченного  уставного 

(складочного) капитала или величину уставного фонда, имущества.

 

-

 

Сбор  информации,  проводимый  в  отношении  клиентов 

физиче-

ских лиц, осуществляется на основании изучения сведений, содержащих-
ся  в  документах, полученных от вышеуказанных клиентов и направляе-
мых  в  установленном  Банком  порядке  для  последующего  хранения  в 
юридических, кредитных или иных специальных досье. Вышеуказанные 
документы  должны  содержать  в  обязательном  порядке  следующие  дан-
ные о клиенте и

 

его деятельности:

 

-

 

фамилия,  имя  и  отчество  (если  иное  не  вытекает  из  закона 

или национального обычая);

 

-

 

дата и место рождения;

 

-

 

место жительства (регистрации);

 

-

 

место пребывания;

 

сведения  о  документе,  удостоверяющем  личность  клиента 

(наименование, серия и номер, орган, выдавший документ, дата выдачи 
документа);